Совершенствование инфраструктурного взаимодействия предприятий промышленности в вопросах подготовки кадров
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (63), Март 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17330566
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Актуализирована значимость инфраструктурного взаимодействия предприятий промышленности в вопросах подготовки кадров. Предложена методологическая схема инфраструктурного взаимодействия. Схема позволяет системно и комплексно подходить к его инициации, организации и осуществлению.
Ключевые слова: менеджмент, образовательное учреждение, инфраструктурное взаимодействие, методологическая схема, предприятие промышленности
В обеспечении предприятий кадрами ключевую роль играет образовательный компонент инфраструктуры. В условиях экономики переходного периода взаимодействие предприятий и образовательных учреждений становится чрезвычайно актуальным. Так как, с одной стороны, современная система образования, не удовлетворяет в полной мере индивидуальную и отраслевую специфику предприятий, отсутствуют эффективные механизмы распределения специалистов, существенно затруднены прогнозы кадрового планирования. С другой стороны, индивидуальные стратегии развития конкретных предприятий формируют уникальные кадровые потребности, которые образовательный компонент инфраструктуры не в состоянии удовлетворить в рамках традиционных стандартных функции и процессов. Представляется, что формирование эффективных инфраструктурных механизмов на основе взаимодействия предприятий промышленности и образовательных учреждений будет способствовать развитию ориентации на потребителя и решению кадровых проблем.
Вместе всегда лучше
Опыт взаимодействия предприятий промышленности и образовательных учреждений имеет многолетнюю историю и видится значительным. Вместе с тем в большинстве своем он носит случайный и несистемный характер. Одной из причин недостаточной эффективности инфраструктурных механизмов кадрового обеспечения является их методологическая составляющая, которая на сегодня не позволяет взглянуть на них системно и комплексно.
В основе современных инфраструктурных механизмов кадрового обеспечения предприятий промышленности лежат целевые взаимодействия заинтересованных сторон. Методологическая схема целевого взаимодействия может оказаться полезной в принятии решений по его инициированию, планированию и организации [2]. Прежде всего, должна существовать объективная необходимость в осуществляемых действиях как осознанная потребность на уровне менеджмента предприятия. Эта потребность должна быть конкретизирована, что позволит четко формулировать предметную область целевого взаимодействия, его задачу и критерии (рис.1). Таким образом, целевое взаимодействие мы можем представить как вовлечение сторон в осуществление общей ключевой функции, которая и является, по сути, задачей взаимодействия.
Осуществляемая сторонами совместная деятельность должна отвечать критериям. Критерии являются мощным ограничителем, который определяет восприятие деятельности и, соответственно, направляет усилия по ее осуществлению и развитию. В качестве критериев должны быть определены цель и принципы деятельности. Цель это четкое представление того, какие результаты мы должны получить. А принципы представляют систему важнейших, выявленных нами условий достижения результатов.
Целевое взаимодействие это, прежде всего, совместная деятельность двух или нескольких участников, которые должны иметь интерес этого участия и механизмы реализации этого интереса. Тогда общими принципами реализации целевого взаимодействия могут выступать следующие:
- принцип рациональности – результаты взаимодействия должны быть идентифицированы, востребованы и сопоставимы с затратами, причем с учетом имеющихся во внешней среде тенденций часто бывает необходимо закладывать перспективные направления деятельности даже при отсутствии видимых в ближайшей перспективе бонусов;
- принцип согласованности – взаимодействие должно выстраиваться с учетом интересов участников, что может быть обеспечено процедурами согласования целей, методов и форм их достижения; принцип несет в себе прогрессивное начало, т.к. вынуждает стороны синхронно развиваться; данный принцип также подразумевает необходимость гармонизации процессов, осуществляемых во взаимодействии с внутренними процессами участников;
- принцип дополнительности – взаимодействующим сторонам следует опираться на сильные стороны и преимущества друг друга в достижении целей взаимодействия, так, например, предприятия обладают наиболее глубоким представлением о практической деятельности, имеют ресурсы ее обеспечения и развития, образовательные учреждения компетентны в вопросах подготовки, исследований и сопровождения профессионального развития.
В литературе приводятся также принципы добровольности и заинтересованности; разнообразия организационно-правовых форм взаимодействия; открытости; перспективного развития и другие [3]. При этом, вероятно, каждая конкретная ситуация будет нуждаться в конкретизации обозначенных принципов или в их расширении.
Для любой деятельности важны условия, в которых она осуществляется. Применительно к целевому взаимодействию важными оказываются внутренние условия взаимодействующих сторон, такие как, например, наличие миссии, политики, четкой стратегии, поддерживающей активность участника, осознанной потребности, необходимых ресурсов и компетенций, внутреннего регулирования. А также условия, возникающие непосредственно в процессе взаимодействия: коллективные преимущества, аспекты взаимозависимости, возможные конфликты и др. [1]. Важным является то, что на эти факторы стороны могут повлиять.
Аспекты в контексте
С точки зрения решения задачи кадрового обеспечения к числу важнейших условий необходимо отнести имидж участников как сложившееся восприятие целевым контингентом и его тенденции. Для решения кадровых вопросов важен имидж предприятия в части его деловых характеристик, реализуемой социальной ответственности и как работодателя. Имидж образовательного учреждения позволяет привлекать лучших абитуриентов и играет существенную роль в принятии решения о выборе партнера для целевого взаимодействия. Представляется, что имидж сторон может быть одним из синергетических эффектов целевого взаимодействия.
И наконец, внешнее окружение, или контекст, в котором стороны взаимодействуют и на который достаточно сложно повлиять в запланированном периоде достижения целей. К контексту относятся те значимые факторы, которые прямо или косвенно влияют как на само взаимодействие, так и на его результаты. Здесь мы выделили следующее:
1. Регулирование – прежде всего, объективно сложившиеся ограничения нормативно-правового характера, регулирующие деятельность участников на вышестоящих уровнях, относящиеся к функционированию отраслей и хозяйствующих субъектов, и обуславливающие такую систему деятельности, аспекты которой могут как препятствовать развитию прогрессивных механизмов, так и стимулировать их.
2. Территориальные аспекты, такие как территориальная близость, преобладающая роль и состояние инфраструктуры, деловая активность в регионе, и др. также во многом влияют на развитие инфраструктурных механизмов на основе разнообразных форм целевого взаимодействия.
3. Перспективные тенденции – формируемые и угадываемые во внешней среде силы, возможности, направления усилий и способы их осуществления, которые могут быть использованы в рамках взаимодействия или учтены как угрозы.
4. Состояние практики и ее норм дает представление о лучшей практике в мире и отрасли, таким образом, исследования, бенчмаркинг могут существенно расширить горизонты возможного как относительно решаемой во взаимодействии задачи, так и относительно эффективности самого взаимодействия. Совокупность норм и правил ведения деятельности составляют важнейший аспект контекста, неформально осуществляя регулирование, влияя на поведение как людей, так и организаций, определяя масштаб наших целей и намерений.
Формирование эффективных инфраструктурных взаимодействий позволяет предприятиям решать следующие задачи:
- освобождение внутренних ресурсов предприятия для решения специфических и актуальных кадровых задач, повышающих конкурентоспособность;
- повышение эффективности и результативности кадровых решений;
- создание новых уникальных возможностей решения кадровых задач и задач развития.
Образовательные учреждения получают возможность:
- повышать качество услуг и оперативность реагирования на потребности;
- создавать новые уникальные предложения, обеспечивающие конкурентоспособность;
- получать дополнительное финансирование и материально-техническое обеспечение.
Согласно методологической схеме целевое взаимодействие предприятий промышленности и образовательных учреждений по поводу подготовки кадров можно рассматривать как элемент инфраструктурного механизма, представляющего собой сложившуюся совокупность организационно-экономических отношений, влияющих на динамику формирования инфраструктурных взаимодействий и на их эффективность. Современные инфраструктурные механизмы кадрового обеспечения, несомненно, формируются не только с точки зрения поддержки, но и стимулирования этих процессов, создавая потребность и условия, где огромная роль уделяется государственному регулированию на всех уровнях [3] [4].
Однако только непосредственные заинтересованные участники инфраструктурных взаимодействий, инициируя и организуя их, формируют бесценный практический опыт, который требует осмысления и распространения. С точки зрения предложенной методологической схемы представляется, что реализация целевого взаимодействия предполагает решение трех основных задач каждым из участников: тактической – как реализация конкретной ключевой функции и достижение ее целей; стратегической – как обеспечение взаимосвязи со стратегическими целями, формирование необходимых условий, таких как имидж, деловая репутация; а также управление самим взаимодействием в существующем контексте.
Вывод
Достижение синергетических эффектов, интенсивность и результативность инновационных процессов, повышение удовлетворенности взаимодействующих сторон характеризуют эффективные целевые взаимодействия, которые дополняют и расширяют возможности государственного регулирования и отражаются в итоге на конкурентоспособности целых территорий. Целевое взаимодействие образовательной сферы и системы профессиональной реализации становится тем более актуальным, чем сильнее и быстрее изменяются взгляды нового поколения относительно профессиональной самореализации и образования, так как эти сферы неразрывно связаны.
Источники:
2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология [Текст]. – М.: 2007.
3. Сорокина Н.В. Совершенствование интеграционного взаимодействия промышленных предприятий и организаций высшей школы в области подготовки кадров: Диссертация на соискание степени кандидата экон. наук [Текст]. – М.: 2004.
4. The Washington innovation Economy: new economic strategy for prosperity/ Report by Washington Economic Development Commission. – 2009. – Febr. [Электронный ресурс] // www.WEDC.wa.gov.
Страница обновлена: 20.09.2024 в 06:41:34