Цифровые кадры для «умных» предприятий «зеленой экономики»: особенности подготовки и управления

Лясников Н.В.1, Широковских С.А.2
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 10, Номер 1 (Январь-март 2020)

Цитировать:
Лясников Н.В., Широковских С.А. Цифровые кадры для «умных» предприятий «зеленой экономики»: особенности подготовки и управления // Экономика и социум: современные модели развития. – 2020. – Том 10. – № 1. – С. 9-20. – doi: 10.18334/ecsoc.10.1.100610.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44760108
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Цель. На основании современных исследований изучить роль цифровых кадров для «умных» предприятий «зеленой» экономики в условиях трансформации конкурентной среды Методология. Методической основой данной статьи являются исследования роли и значении цифровых кадров для «умных» предприятий «зеленой» экономики. Результаты. Выявлено, что на современном этапе развития общества все большое значение приобретает процесс развития цифровых технологий, которые становятся важной частью жизни любого человека. Активное развитие цифровых технологий способствует развитию экономики, бизнеса, государственного управления, экологии. Формирование концепции «зеленой» экономики во многом связано с процессами цифровизации. Выводы/значимость. Применение цифровых технологий позволяет оптимизировать процессы производства, сокращая их негативное влияние на окружающую среду. Однако дальнейшее развитие «зеленой» и «цифровой» экономики должно сопровождаться появлением большого количества компетентных кадров в данной сфере, но проблема в том, что в настоящее время не созданы условия для эффективной подготовки данных кадров. Поэтому необходимо исследование возможностей создания специальных условий в учебных заведениях страны для подготовки цифровых кадров для «умных» предприятий «зеленой» экономики. Помимо этог,о необходимо эффективно управлять данными кадрами, которые обладают своей спецификой, к ним нужен особый подход, который будет позволять стимулировать их на инициативность и саморазвитие, что положительно будет влиять на результаты предприятия и благосостояние данных кадров.

Ключевые слова: «цифровая» экономика, «зеленая» экономика, образование, подготовка кадров, концепция непрерывного образования



Введение

В настоящее время важнейшим ресурсом любого предприятия является его персонал. От качества, квалификации, профессионализма и личных качеств работников во многом зависит эффективность любого предприятия, особенно это необходимо подчеркнуть для современных предприятий «цифровой» экономики. Современная ситуация характеризуется тем, что большую роль играют различные «умные» и технологические предприятия, связанные с работой в инновационных сферах. Кадры данных предприятий должны обладать существенными навыками и личными качествами, которые будут позволять им осуществлять постоянный поиск возможностей оптимизации и совершенствования различных процессов, а не просто повторять какие-либо определённые действия на протяжении многих лет. Все это говорит о необходимости особой подготовки кадров, во главе которых должно стоять не просто предоставление определенного материала и каких-либо навыков, а обучение основам самообразования и самосовершенствования на рабочем месте на протяжении всей своей жизни.

Результаты исследования

Постоянное развитие общества и экономики, происходящие эволюционные процессы привели к формированию «цифровой» экономики, т.е. экономики, существенное место в которой занимают различные цифровые технологии, с помощью которых осуществляется производство, ведется торговля, а также реализуется множество других процессов, характерных для экономической деятельности. Важной характеристикой цифровой экономики является ее более высокий уровень экологичности, использование цифровых технологий позволяет существенно сократить негативное влияние на окружающую среду, сохраняя природные ресурсы. Активное развитие экономики и производства в прошлом веке привело к сильному ухудшению состояния окружающей среды, рост промышленности приводил к существенному загрязнению земли, воды, воздуха, негативно влиял на флору и фауну, что вызвало существенную озабоченность в мировом сообществе. Поэтому сформировалась концепция «зеленой экономики», т.е. такой экономики, при которой деятельность не приводила бы к негативному влиянию на окружающую среду и способствовала бы сохранению природы. «Концепция «зеленой» экономики нацелена на обеспечение синергизма между тремя основными уровнями развития – экономическим ростом, социальным благополучием и охраной окружающей среды» [8] (Kravets, 2018). Данная экономика должна соблюдать интересы как предпринимателей, стремящихся к увеличению своей прибыли, так и общества в целом, которому необходимо социальное благополучие, а также окружающей среды.

Существенное значение на развитие «зеленой экономики» оказывает ее цифровизация, так как она положительно влияет на окружающую среду. С помощью использования цифровых технологий сокращается много технологических процессов, уменьшается количество вредных выбросов. Использование новейших технологий позволяет сокращать негативные техногенные последствия производства, регулировать их в определенных допустимых рамках. Более того, активное развитие цифровых технологий может способствовать не только сохранению природного капитала, но и его восстановлению.

В целом можно сказать о том, что развитие цифровых технологий будет способствовать утверждению «зеленой экономики» в мировых процессах и благополучно скажется на охране окружающей среды. Однако необходимо понимать, что для развития цифровых технологий помимо активного желания со стороны власти, представителей бизнеса и общества в целом необходимы профессиональные кадры, которые смогут обеспечить данное развитие. Экономика должна обладать человеческим потенциалом для реализации разнообразных идей, причем данные люди должны не только обладать определенными качествами, но и лично быть заинтересованными в развитии «зеленой экономики» [3] (Belik et al., 2018).

Одним из главных факторов, который сдерживает активное использование цифровых технологий в бизнесе, государственном управлении и общественной сфере является дефицит кадров и их недостаточный уровень подготовки [2] (Astafeva, Deryagina, 2018). Для устранения данного фактора в рамках реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержден Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», ключевыми задачами которого являются:

- «развитие человеческого потенциала;

- формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;

- использование и развитие различных образовательных технологий, в том числе дистанционного, электронного обучения, при реализации образовательных программ;

- осуществление разработки и реализации партнерских программ образовательных организаций высшего образования и российских высокотехнологичных организаций, в том числе по вопросу совершенствования образовательных программ;

- развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий;

- стимулирование российских организаций в целях обеспечения работникам условий для дистанционной занятости;

- создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга во всех сферах общественной жизни» [1].

В первую очередь в проекте указано развитие человеческого потенциала, что возможно при развитии навыков самообразования данных кадров. По данному проекту он будет признан эффективным, если к 2024 году будут достигнуты следующие показатели (рис. 1).

Рисунок 1. Показатели эффективности реализации проекта «Кадры для цифровой экономики» к 2024 г.

При этом 40% населения будет обладать цифровыми навыками. Достижение данных показателей позволит получить необходимое количество кадров для «умных» предприятий «зеленой» экономики, которые будут обеспечивать функционирование и развитие данной отрасли.

В целом можно увидеть, что вопрос дефицита кадров для развития «цифровой» экономики признается на государственном уровне. Поэтому особая актуальность должна придаваться вопросам подготовки кадров для «зеленой» и «цифровой» экономик.

Важно понимать, какими должны быть данные кадры и на чем необходимо сосредоточиться при разработке учебных программ для профессионалов предприятий, работающих в условиях «зеленой» экономики. При этом особое внимание необходимо уделять не столько набору знаний данных специалистов, сколько развитию определенных качеств, которые будут способствовать их успешной интеграции в «умные» предприятия «зеленой» экономики. «Для успешного функционирования цифровой экономики в России потребуется адаптация системы подготовки кадров под требования цифровой эпохи: нужны современные специалисты, которые хорошо ориентируются в цифровой среде, которые понимают, как применять новейшие технологии» [9] (Timofeeva, 2018).

По нашему мнению, данная подготовка должна базироваться на трех основных составляющих (рис. 2).

Три ключевые составляющие подготовки специалистов для предприятия «зеленой» экономики,Специальные знания в области «зеленой» экономики,Навыки самообучения,Формирование нацеленности на экологичное поведение

Рисунок 2. Ключевые составляющие подготовки специалистов для предприятия «зеленой» экономики

В качестве основных составляющих подготовки специалистов для предприятия «зеленой» экономики можно выделить:

1. Специальные знания в области «зеленой» экономики. Каждый специалист должен обладать набором теоретических знаний в рамках «зеленой» экономики. Он должен отчетливо себе представлять основы данной экономики, ее цели и задачи, чтобы вести свою профессиональную деятельность в рамках данной концепции.

2. Формирование нацеленности на экологичное поведение. Для того чтобы подготовить действительно эффективные кадры, необходимо, чтобы специалист не только обладал достаточным уровнем теоретических знаний, но и сам разделял основные идеи концепции «зеленой» экономики [4, 7] (Zimakov, 2018; Karlik, Mateos, 2018). Данный сотрудник должен понимать на уровне своего сознания важность тех или иных действий и оценивать их с точки зрения сохранения природных ресурсов и окружающей среды. При этом им должна восприниматься мысль и о том, что вложение средств в экологические аспекты – это не обязанность предприятия, а необходимые действия, которые непосредственно влияют на его экономический результат. Например, использование каких-либо «дешевых», но загрязняющих средств производства в конечном итоге может привести к значительным убыткам предприятия через наложение различных экологических штрафов или к резкому отрицательному отношению в обществе к предприятию [5, 6] (Kadnikova, Lobkov, 2018; Kamenik, 2018). Это, в конечном счете, приведет к потере репутации, может напрямую повлиять на стоимость его ценных бумаг, то есть будет выражено существенными финансовыми потерями.

3. Навыки самообучения. Самым важным аспектом не только в сфере «зеленой» экономики, но и всего образования является формирование у специалиста навыков к самообучению и развитию в нем желания постоянного развития. Концепция непрерывного образования получает особую актуальность на «умных» предприятиях «зеленой» экономики, так как их деятельность обычно связана с постоянным совершенствованием и оптимизацией различных процессов, внедрением и развитием новых технологий. Поэтому каждый специалист должен не только обладать определенными знаниями, но и постоянно получать и осваивать новые, развиваясь и повышая свою квалификацию прямо на рабочем месте. Особое внимание должно уделяться изучению информационных технологий.

Важное место в образовании занимает формирование компетенций специалиста. В сфере цифровой экономики работник должен получать следующие компетенции: базовые, социальные, образовательные, профессиональные, управленческие (табл.).

Таблица

Компетенции кадров для «умных» предприятий «зеленой» экономики

Компетенции
Характеристика
Базовые компетенции
Представляют основу овладения различными цифровыми средствами работы и эффективное их использование в трудовой деятельности.
Социальные компетенции
Эффективное использование информационных ресурсов для коммуникации с коллегами, вышестоящим начальством или подчиненными, клиентами, контрагентами.
Образовательные
Использование цифровых технологий для обучения и повышения квалификации.
Профессиональные
Специальное использование информационных ресурсов необходимо конкретному специалисту для выполнения его трудовых обязанностей.
Управленческие
Использование цифровых средств для управления людьми, в том числе и осуществления контроля за их деятельностью и оценки конкретного результата.

Эффективное использование данных компетенций позволит качественно выполнять свои трудовые обязанности специалистам «умных» предприятий «зеленой» экономики.

Обучение и насыщение кадрами «умных» предприятий «зеленой» экономики позволит ей эффективно развиваться, однако необходимо помнить и о важных вопросах управления данными специалистами.

Можно выделить ряд особенностей управления эффективными кадрами «умных» предприятий «зеленой» экономики:

1. Повышение уровня доверия к данным кадрам. Специалисты в области «зеленой» экономики должны получать больше самостоятельности на своем рабочем месте. Необходимо осуществлять активное делегирование полномочий данным профессионалам в целях их развития и стремления к решению различных нестандартных задач, развивать их инициативность. Они должны активно работать и иметь больше полномочий при выполнении своих обязанностей.

2. Активное внедрение возможностей для дистанционной работы сотрудников. Настоящие профессионалы своего дела смогут большую часть работы выполнять дистанционно, что поможет сократить расходы предприятия на их содержание. Работник должен уметь работать не только в условиях офиса и трудового коллектива, но и дистанционно, особенно с учетом того, что современные информационные технологии позволяют осуществлять данные вопросы.

3. Поощрение саморазвития сотрудников, формирование условий для самообразования и повышения квалификации. Данные кадры должны непрерывно обучаться, изучать все возможные новинки и тенденции развития отрасли, новейшие цифровые технологии.

4. Поддержка активной инициативности данных кадров. Необходимо стимулировать сотрудников на поиск возможных решений для оптимизации работы предприятий, важно формировать интерес, устраивать различные конкурсы инициатив. Сотрудник должен быть нацелен на постоянный поиск возможностей для совершенствования работы предприятия.

5. Формировать условия для карьерного роста и повышения материального заработка данных кадров. Постоянное стремление к самосовершенствованию и поиску лучших решений должно стимулироваться материально.

Применение данных пунктов к кадрам «умных» предприятий «зеленой» экономики обеспечит эффективное управление ими, оно будет выгодно как работодателям, которые получат сотрудников, нацеленных на поиск возможностей оптимизации деятельности, так и для сотрудников, которые будут постоянно развиваться, а их эффективные решения будут сказываться на их материальном благополучии.

Развитие цифровых технологий существенно повышает качество жизни обычных граждан, а также способствует развитию экономики, государственного управления и экологии.

Выводы

В целом можно сделать вывод о том, что важным фактором развития «зеленой» и «цифровой» экономик является наличие соответствующих кадров, способных удовлетворить потребности «умных» предприятий в человеческих ресурсах. Однако для этого необходимо сформировать условия в системе образования для подготовки данных кадров.

Важнейшими составляющими подготовки в учебных заведениях должны стать:

1. Специальные знания в области «зеленой» экономики. Специалист должен знать теорию функционирования «зеленой» экономики и понимать ее основные идеи.

2. Формирование нацеленности на экологичное поведение. Сотрудник должен полностью разделять идеи «зеленой» экономики и стремиться вести свою деятельность в данных рамках. Он должен разделять основные идеи экологичного поведения граждан и предприятий, понимать их значение для социального благополучия.

3. Навыки самообучения. Сотрудник должен осуществлять свое непрерывное образование в связи с высокими темпами развития информационных технологий. Ему необходимо доказывать свое соответствие и повышать квалификацию для решения различных задач, что должно повышать уровень его благополучия.

Еще одним важным вопросом является управление данными кадрами. Руководство должно понимать основные плюсы данных сотрудников и стараться развивать их самостоятельную деятельность, сокращая жесткий контроль. Данные сотрудники сами будут заинтересованы в получении максимальных результатов. Помимо этого, необходимо создавать условия для саморазвития данных кадров, давать возможность самообучения в рамках рабочего времени, что в будущем должно принести пользу непосредственно предприятиям.


Источники:

1. «Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // СПС КонсультантПлюс
2. Астафьева О.В., Дерягина С.Е. Внедрение системы экологического менеджмента в органах местного самоуправления // Лидерство и менеджмент. – 2018. – № 4. – c. 171-182. – doi: 10.18334/lim.5.4.39515.
3. Белик И.С., Грищенко Ю.О., Савченко Н.Л., Стародубец Н.В. Роль университетов в формировании экологического мировоззрения // Креативная экономика. – 2018. – № 11. – c. 1877-1884. – doi: 10.18334/ce.12.11.39644.
4. Зимаков А.В. Опыт Швеции по экологизации системы городского центрального теплоснабжения на примере ТЭЦ «Вяртаверкет» // Жилищные стратегии. – 2018. – № 3. – c. 383-398. – doi: 10.18334/zhs.5.3.39382.
5. Кадникова О.В., Лобков Г.Р. Экономико-правовое регулирование природоохранной деятельности в зарубежных странах // Экономика, предпринимательство и право. – 2018. – № 3. – c. 163-172. – doi: 10.18334/epp.8.3.39412.
6. Каменик Л.Л. Эколого-экономическая сбалансированность – стратегия управления инновационным развитием общества XXI века // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 1. – c. 25-38. – doi: 10.18334/vinec.8.1.38866.
7. Карлик А.Е., Матеос А. Эффективность использования энергетических ресурсов и «зеленые» рабочие места // Экономика труда. – 2018. – № 1. – c. 131-140. – doi: 10.18334/et.5.1.38814.
8. Кравец Е.О. Интеграция цифровой и «зеленой» экономик // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы III Международной научной конференции. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. Донецк, 2018. – c. 55-57.
9. Тимофеева С.В. Подготовка кадров в условиях развития цифровой экономики // Модернизация регионов: управленческие механизмы и инновационные подходы: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2018. – c. 149-154.
10. Davies A.R. Cleantech clusters: Transformational assemblages for a just, green economy or just business as usual? // Global Environmental Change. – 2013. – № 5. – p. 1285-1295. – doi: 10.1016/j.gloenvcha.2013.07.010.
11. Ashton David Norman, Green Francis. Education, training and the global economy. Edward Elgar Publishing Limited, 1996, 227 р
12. Anfinogentova A.A., Protsenko O.D., Dudin M.N., Lyasnikov N.V. Проблемы обеспечения российского агропромышленного комплекса высококвалифицированными кадрами в контексте перехода к «зеленой экономики» // Экономика региона. – 2018. – № 2. – c. 638-650.
13. Dudin M.N., Shishalova Y.S. Development of effective education and training system in the context of the transition to international accreditation // European Journal of Contemporary Education. – 2019. – № 8(1). – p. 118-127. – doi: 10.13187/ejced.2019.1.118 .
14. Green Economy. Pathways to Sustainable Development and Poverty Eradication. Unep. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unep.org/greeneconomy/Portals/88/document_Final_Dec2011.pdf free Data Views (дата обращения: 01.09.2019).
15. Pearce D., Markandya A., Barbier E. Blueprint for a Green Economy. London Earthscan Publ. 1997, 208 p
16. Chapple K. Defining the Green Economy: A Primer on Green Economic Development // The Center for Community Innovation (CCI) at UC-Berkeley. Berkeley, November, 2008. 66 р
17. Tracey Tokuhama-Espinosa. The New Science of Teaching and Learning: Using the Best of Mind, Brain, and Education Science in the Classroom. Teachers College Press, 2015. 209 p
18. Breier M., Letseka M., Cosser M., Visser M. Student retention & graduate destination: higher education & labour market access & success. Human Science Research Council. [Электронный ресурс]. URL: http://ecommons.hsrc.ac.za/handle/123456789/4388 free Data Views (дата обращения: 03.09.2016).
19. Dmitrenko Т.A/, Lavryk T.V., Yaresko E.V. The Development of the Foundations of Modern Pedagogy: Paradigmal and Methodological Aspects of Research // European Journal of Contemporary Education. – 2015. – № 2(12). – p. 150-157.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 22:53:42