Исследование возможностей разработки и вывода на рынок образовательных услуг для представителей поколения Z
Хегай Е.В.1, Бабак Л.Н.2, Литвинцева Е.Д.3
1 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
2 Дальневосточный федеральный университет
3 Дальневосточный федеральный университет, г.Владивосток, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 4 (Апрель 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53760183
Аннотация:
В статье представлен анализ состояния системы дополнительного образования детей в условиях современного рынка и с учетов завышенных запросов родителей. В работе были проанализированы тренды современного дополнительного образования, которые характерны для детей поколения Z. На основе проведенного исследования были выявлено, что популярность секции и кружки набирают все больше и больше. Родители хотят, чтобы их «чадо» было самым развитым и успешным. Однако современному дополнительному образованию требуется многое изменить, чтобы быть востребованным.
В ходе исследования было выявлено основная проблема и забота потребителя – компании предоставляющие услуги детского досуга и образования не применяют методику индивидуального подхода к детям, в связи с чем полностью не удовлетворяется запрос потребителя. Родители недовольны, что к современным детям применяют старые подходы обучения и воспитания. Практической значимостью результатов работы заключается в возможности их использования для реализации собственного бизнес-проекта.
Ключевые слова: поколение Z, развитие, дополнительное образование, дети, обучение
JEL-классификация: I24, I25, I26, J13
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире родители очень сильно волнуются о судьбе своих детей, поэтому они готовы платить деньги за дополнительные занятия. Сегодня трудно найти ребенка, который хотя бы раз не посещал занятия дополнительного развития. Актуальность данной темы связана с активным развитием бизнес-сферы, связанной с досугом и образованием детей. Рыночная экономика изменила функционал системы образования. В современных реалиях она выступает как образовательная услуга, которая имеет свою стоимость, а также имеет возможность стать объектом сбыта и маркетинга. В то время как концепция бесплатного муниципального образования все больше теряет доверие родителей, свою долю рынка увеличивают частные центры для детей. Если обратиться к статистике, то количество таких центров с каждым годом увеличивается, в связи с постоянным ростом демографии в стране. Чаще всего курсы имеют одинаковые названия, однако наполняемость их будет разная, так же, как и подача материала детям.
Целью данного исследования является необходимость выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются родители при выборе занятий своего ребенка, а также понять готовы ли родители дать возможность выбора направления развития в руки своих детей.
В ходе исследования было выявлено наличие проблемы, которая говорит о том, что современные дети требуют современного подхода в образовании, которого не получают. Основной запрос родителей на сегодняшний день, это индивидуальный подход к каждому ребенку, но не каждая компания готова им эту потребность удовлетворить.
Были выдвинуты следующие гипотезы: Н1: родители детей поколения Z обеспокоены их будущим, поэтому с ранних лет детей начинают планировать их дополнительное развитие. Н2: цифровизация в образовании влияет на решение родителей о дополнительной подготовки детей.
Для проведения исследования был использован ряд различных методов исследования. На этапе анализа теоретических источников особенностей развития и воспитания поколения Z ключевым методом исследования выступал анализ научных публикаций в сфере детского досуга и образования. На этапе формирования методологии исследования особенностей развития современных детей и трудностями их образования были выбраны два метода исследования – анкетирование и интервьюирование. Метод анкетирования был выражен в формате количественного – опрос родителей г. Уссурийска путем онлайн-анкетирования. Опрос состоял из 15 вопросов. Выборка составила 215 человек. Метод интервьюирования был выражен в формате глубинного полуструктурированного интервью с родителями, которые водят или водили своих детей в возрасте от 6 до 12 лет на дополнительные занятия. Всего было взято 5 интервью. Практической значимостью результатов работы заключается в возможности их использования для реализации собственного бизнес-проекта. Приведенные в работе расчёты могут быть использованы инвесторами для принятия решения о вложении денежных средств.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исходя из исследования BusinesStat [15], в 2020 г. объем рынка дополнительного образования сократился на 17%. В связи с карантинными мерами некоторые компании просто не смогли работать. В марте 2020 г. вышел приказ Минпросвещения РФ «Об организации образовательной деятельности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ» [3], предусматривающий предоставление каникул для обучающихся и организацию контактной работы с обучающимися только в электронной форме. Данный фактор стал серьезной помехой для работы.
В Законе РФ «Об образовании» от 29.12.2012 n 273-фз (ред. от 30.12.2021) дополнительное образование определяется как процесс обучения и воспитания с помощью реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства [1].
В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (от 26 июня 2012 г. N 504) учреждение для получения дополнительного образования определяется, как учреждение, предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами деятельности учреждения, а отсюда развития всей системы дополнительного образования являются [5]:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- укрепление здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и молодежи в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
Родители предъявляют высокие требования к дополнительному образованию в нынешнее время, поэтому образовательная услуга включает в себя не только функцию обучения, но и воспитания, и развития детей. В современном мире дети являются объектом повышенного внимания родителей. Последние считают, что ребенок должен быть всесторонне развит, чтобы отвечать современным тенденциям на рынке труда. Именно поэтому детей воспитывают, развивают, вкладывают большие деньги в образование.
В Таблице 1 рассматривается динамика численности учреждений предлагающие услуги дополнительного образования России.
Таблица 1 - Численность учреждений дополнительного образования России, тыс.
Параметр
|
01.01.2018
|
01.01.2019
|
01.01.2020
|
01.01.2021
|
01.01.2022
|
Численность учреждений НОУ
|
13046
|
450
|
439
|
444
|
443
|
Численность учреждений ГОУ
|
363
|
12286
|
11287
|
11030
|
10909
|
Численность учреждений РФ
|
13409
|
12736
|
11726
|
11474
|
11352
|
% к предыдущему году,
прирост
|
-
|
-673
|
-1010
|
-252
|
-122
|
Как можно увидеть в Таблице 1, с 2018 года по 2022 год количество учреждений, предлагающих услуги дополнительного образования уменьшилось на 18,12%. Данное явление объясняется тем, что идет укрупнение государственных учреждений в ходе реализации федеральных программ поддержки в отрасли дополнительного образования. Целью такой помощи является оптимизация финансирования и контроля деятельности подобных учреждений.
Для того чтобы выйти на рынок дополнительного образования необходимо основательно изучить нормативную базу, так как работа с детьми подразумевает не только высокие требования к реализации образовательных программ со стороны государства, но и к помещению, в котором будут проходить занятия.
В ходе изучения нормативной базы было выявлено несколько правовых барьеров, которые препятствуют компаниям во время входа на рынок дополнительного образования.
1. Проблемы лицензирования образовательной деятельности (В настоящее время правовую основу для лицензирования образовательной деятельности составляют: Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности" <5>, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (ст. 91), Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966) [2];
Процедура лицензирования в нашей стране является очень сложным и бюрократическим процессом, который не каждый предприниматель готов пройти. По сути своей данный пункт является основным препятствием для входа в сферу дополнительного образования.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций, реализующих программы дополнительного образования детей (В настоящее время действует Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей») [4];
Данное постановление определяет основные требования к помещению или зданию, в котором будет реализована программа дополнительного образования. Данное постановление является устаревшим для современных реалий и не позволяет изменять пространство учебных помещений и делают практически невозможным участие в образовательном процессе социально ориентированных некоммерческих организаций, частных образовательных организаций, коммерческих организаций, которые могут располагаться в нежилых помещениях многоквартирных домов, общественно-деловых центрах и т. д.
Большинство образовательных программ дополнительного образования могут быть реализованы в обычных помещениях. Справедливо, что специальные требования предъявляются к дошкольным и общеобразовательным организациям, где дети проводят существенный период своей жизни. Предъявление аналогичных требований к организациям, реализующим программы дополнительного образования, в которых ребенок может находиться в течение 1,5–2 часов в неделю, представляется избыточным.
3. Отсутствие налоговых льгот для социально ориентированных некоммерческих организаций и коммерческих организаций, реализующих программы дополнительного образования детей;
Социально ориентированные некоммерческие организации и коммерческие организации, участвующие в реализации программ дополнительного образования детей, не обладают правовым режимом образовательной организации и, следовательно, не имеют права на получение налоговых льгот.
4. Трудности обеспечения доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к средствам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На уровне субъектов Российской Федерации отсутствуют нормативные правовые акты, которые обеспечивали бы:
- предоставление упомянутым организациям нежилых помещений, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, во владение и (или) в пользование на долгосрочной безвозмездной или льготной основе;
- уменьшение арендных ставок до фиксированного предела (или возмещение части арендной платы) на государственное имущество субъектов Российской Федерации, передаваемое в аренду частным образовательным организациям;
- предоставление субсидий и (или) грантов из регионального бюджета в целях поддержки развития материально-технической базы негосударственных образовательных организаций, признанных социально ориентированной некоммерческой организацией;
- повышение квалификации работников и руководителей образовательных организаций, признанных социально ориентированными некоммерческими организациями за счет доступа к программам по повышению квалификации, которые осуществляются за счет средств бюджета для работников и руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций.
Некоторое время назад ученные пришли к выводу, что люди рожденные примерно в один промежуток времени имеют схожую модель поведения и развития, поэтому была сформирована теория поколений, которая на данный момент включает в себя 5 типов [17]:
- Молчаливое поколение – рожденные в 1923–1945 годах;
- Беби–бумеры – родившиеся с 1945 по 1965 год;
- Поколение X – рожденные в 1965–1984 годах;
- Поколение Y – годы рождения 1984–2000;
- Поколение Z – родившиеся, начиная с 2001 года.
Таблица 1 - Обзор поколений
Характеристики
|
Maturists (до 1945)
|
Baby Boomers (1945-1960)
|
Generation X (1961-1980)
|
Generation Y (1981-1995)
|
Generation Z
(рожденные после 1995) |
Формирующий
опыт
|
Вторая Мировая Война
Рационирование Фиксированные права полов Rock ´n` Roll Малые семьи Выделение права полов – выражено для женщин |
Холодная Война
Послевоенный бум «Swinging Sixties» Аполлон (высадка на Луну) Молодежная культура Woodstock (рок-фестиваль) Ориентация на семью Подъем подростков |
Конец Холодной Войны
Падение Берлинской Стены Рейган / Горбачев Тэтчеризм «Живая помощь» Первый PC Ранние мобильные технологии Рост количества разводов |
Теракт 9/11
PlayStation Социальные сети Вторжение в Ирак Реалити на ТВ Google Earth Glastonbury (муз. фестиваль) |
Экономический спад
Глобальное потепление Глобальный фокус Мобильные устройства Энергетический кризис Арабская весна Производство своего медиа Облачные технологии Wiki-leaks |
Процент
трудовых ресурсов, UK
|
3%
|
33%
|
35%
|
29%
|
Частично занятые на данный момент или
начинающие карьеру
|
Стремление
|
Приобретение дома (собственность)
|
Гарантия занятости
|
Баланс между работой и жизнью
|
Свобода и гибкость
|
Security
Безопасность |
Отношение
к технологиям
|
Крайне независимо
|
Первые адаптирующие для жизни
технологии люди
|
Диджитал иммигранты
|
Диджитал люди
|
«Техноголики» - полностью зависят от IT: ограниченное
понимание альтернатив
|
Отношение
к карьере
|
Одна работа на жизнь
|
Организационное – карьера определяется
работодателем
|
«Портфолио» карьера – лояльность к
профессии, но не обязательно к нанимателю
|
Диджитал бизнесмены – работа «вместе
с» компаниями, но не «на компанию»
|
Мультизадачные в плане карьеры –
меняют компании и практически любую появляющуюся работу
|
Отличающий
продукт
|
Автомобиль
|
Телевидение
|
Персональные компьютеры
|
Планшеты/Смартфоны
|
Google glass, графен;
нано-технологии;
3D-принтеры; беспилотные автомобили |
Средства
коммуникации
|
Официальное письмо
|
Телефон
|
E-Mail или текстовые
сообщения
|
SMS или соц. сети
|
Переносные технологии
Встроенные в одежду технологии |
Предпочитаемая
коммуникация
|
Личная встреча
|
В идеале лично, но при необходимости
телефон или эл. почта
|
SMS или E-Mail
|
Онлайн или по телефону (текстовые
сообщения)
|
Facetime
|
Предпочитаемая
коммуникация при финансовых решениях
|
Личные встречи
|
В идеале лично, возрастающая
потребность в онлайн
|
Онлайн, если лично не выходит по
времени
|
Личные встречи
|
Диджитал-источники решения проблем
(люди)
|
Таблица 1 - Обзор поколений
В данном исследовании будет рассматриваться особенности образования поколения Z. Это дети, которые были рождены от поколений Xи Y. Дети и подростки современного поколения пользуются благами цифровизации с рождения, тем временем их родители только познакомились с ними и постепенно внедряли их в свой быт. Данный фактор сильно отразился на детях поколения Z.
У поколения Z выявляют несколько отличительных особенностей. Считают мир единым целым;
- Нацелены на поиск признания;
- Высокий уровень творчества;
- Высокий уровень многозадачности;
- Свойственно «клиповое мышление»;
- Высокий уровень инфантильности.
Дети поколения Z отличаются от своих предшественников тем, что они способны к быстрому обучению и такой же быстрой обработке полученной информации. Такие дети не могут удерживать внимание долго на одном предмете, их внимание рассеянное, но это не плохо. Такой феномен называют «клиповое мышление». Данное мышление характеризуется восприятием информации в формате коротких и ярких ведений. Примерами могут выступать новостная лента Instagram, клипы, ролики в соцсетях, постеры и т. д.
Прохорова М.П. и Шкунова А.А. в своей работе описывают поколение Z, как прародителей термина «профессиональное родительство». Данный термин включает в себя стремление родителей практически с младенчества оценивать способностей своего ребенка и сделать все необходимое для развития их с помощью кружков, секций, путешествий и т. д. Основной ценностью по мнению авторов для ребенка становится полученный в ходе развития багаж полученных навыков и умений который в дальнейшем становится гарантом успеха в обществе [14].
Отмечается, что такое поведение родителей и появление запросов от самих детей способствует развитию самой системы дополнительного образования и развития.
В заключение в статье Прохоровой М. П. и Шкуновой А. А. разбираются векторы развития дополнительного образования для школьников, которые будут основаны на особенностях современного поколения. В список таких векторов развития вошли:
- повышение индивидуализации и вариативности дополнительного образования;
- создание системы мотивации и поддержки, способствующей улучшению результатов у детей;
- курс на увеличение доступности дополнительного образования, в том числе с помощью выведения в цифровую среду;
- создание инфраструктуры в системе доп. образования (активное сотрудничество нескольких областей и сфер, таких как спортивные, социальные и др.);
- интеграция всех участников образовательного процесса в различного типа активности (привлечение семьи);
- развитие детского образовательного туризма.
Все эти и многие другие векторы могут способствовать увеличению заинтересованности потребителя в услугах доп. образования для школьников и что немаловажно увеличить интерес самих школьников к развитию собственного потенциала и мышления.
В другой статье автор Иванова В. В. утверждает, что существует три вектора развития дополнительного образования для детей поколения Z [8]. Она выделяет: доступность, персонифицированность финансирования, качество программ и кадровый потенциал. Автор уверена, что дополнительное образование в современном мире должно учитывать индивидуальные особенности детей, ведь каждому ребенку с младенчества говорят, что он личность и не похож на остальных.
Иванова В.В. много говорит о необходимости педагогов, работающих с детьми поколения Z, менять свое поведение и методику преподавания. Основополагающим моментом для педагогов в настоящее время, он считает, должно быть понимание: «Научить может тот, кто сам умеет». Иванова В. В. задается вопросом: «Готовы ли педагоги к изменениям в условиях современных преобразований?». Она считает, что необходимо менять старые подходы на междисциплинарный подход, иными словами формирование у ребенка глобального мышления. Но прежде, чем учить этому детей, необходимо самим пройти переподготовку и сформировать пласт компетенций актуальных именно для детей 21 века [8].
Иванова В.В.Автор, говоря об переподготовке кадров натолкнул на мысль, что преподаватели пытаются применить старые методы на современных детях и это приводит к отрицанию такого образования последними. Как итог разрыв поколений и полное непонимание друг друга [8].
Делая вывод по вышесказанному, хочется отметить, что в связи с тем, что поколение Z идет в ногу с инновациями и у них нет ограничений в доступе к ресурсам, они не всегда могут использовать найденную информацию правильно. Для этого необходимо их направить так, чтобы в жизни они могли не только выявить подходящую информацию, но и правильно применять. Для этого уже сейчас необходимо менять структуру образования и методы преподнесения информации современной молодежи. Авторы в своих работах поднимали несколько важных проблем образовании детей современного поколения. Прежде всего они советуют изменить подачу информации, ведь внимательность и концентрация детей заметно упала, но это не говорит о том, что дети не восприимчивы к новой информации. Просто необходимо менять методы преподавания. Прежде всего учителям стоит пройти переподготовку, далее внедрить в свой учебный процесс цифровые устройства, ну и наконец, необходимо поменять свое отношения к современным детям и подросткам. Некоторые преподаватели до сих пор считают поколение Z потерянным. Однако не соглашусь с такой формулировкой. Необходимо просто изменить способы подхода к ним, сделать их более современными.
Основной проблемой нынешнего образования заключается в том, что образовательные программы предполагают изучение гуманитарных, точных и естественных наук в равной степени. Индивидуальные способности детей не учитываются. Они тратят время на ненавистные и ненужные предметы. Классы составляются из детей с разным уровнем подготовки к школе, что приводит к стрессу у тех, кому нужен особый подход и потерю интереса у детей, которые быстро схватывают материал. Также в школах часто прослеживается слабая заинтересованность у учителей в результатах обучения. Педагоги чтобы больше зарабатывать берут дополнительные часы и репетиторство, что приводит к некачественной подготовке к занятиям.
Модель советской школы учит детей единоправильности преподаваемой информации для работы в дальнейшем в стабильных условиях. Данная модель практически не реагирует на изменения во внешней среде и не отвечает современным запросам. Многие авторы отметили необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку. Программы должны разрабатываться персонально, что поможет более локально проработать особенности современных детей. Так же большое внимание в дополнительном образовании детей стоит уделить цифровизации. Детям поколения Z тяже воспринимать «сухую» информацию. Все занятия необходимо разбавлять вырезками из мультфильмов, фильмов, картинками и различными активностями. Внимание современных детей сильно рассеянное, поэтому таким образом можно его удержать и заинтересовать ребенка.
Объектом данного исследования являются родители, у которых есть дети, проживающие на территории города Уссурийска, в возрасте от 20 до 28 лет. Обследоваться будут родители, которые большую часть своего времени работают и не имеют возможности развивать ребенка собственными силами. При этом они должны быть заинтересованы не только в постоянной занятости своего ребенка, но и быть нацелены на комплексное развитие, которое в будущем поможет ребенку в становлении как личности, так и профессионала. Возраст родителей обусловлен их принадлежностью к поколениям Х и Y. Именно дети данных поколений людей сейчас формируют основной пласт детей поколения Z.
Для анализа проблемы, которая была поставлена, необходимо провести эмпирическое исследование, которое будет включать в себя несколько этапов.
Первым этапом станет количественный опрос родителей путем анкетирования. Генеральная совокупность выборки 1020 человек, доверительный интервал +-5% и доверительная вероятность 90%. После расчетов у нас получается, что объем выборки должен быть не менее 215 респондентов. Итоговый объем выборки составил 233 человека. Опрос имеет несколько путей. На первом этапе мы узнаем у респондентов их личные данные и пользуются ли они услугой дополнительного образования. В зависимости от их ответа им будет предложено три разных сценария прохождения опроса: ребенок посещает дополнительные занятия, ребенок не посещает дополнительные занятия, но планирует начать и не посещает при этом не планирует начинать ходить на занятия.
Следующим этап проведение глубинного интервью с родителями детей поколения Z. Интервью представит собой личную беседу неформального типа, которая будет проводиться по заранее составленному плану.
Для исследования необходимо провести интервью с нашими потенциальными пользователями. Целью данных интервью является необходимость выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются родители при выборе занятий своего ребенка, а также понять готовы ли родители отдать возможность выбора направления развития в руки своих детей. В выборку попали две категории:
1. Мама/папа от 22 до 29 лет, имеющие одного и более ребенка, проживающая в г. Уссурийске;
2. Семейная пара, у которой есть дети в возрасте от 6 до 12 лет, проживающие в городе Уссурийске.
Данные категории потребителей выбраны в большей части в связи с возрастом детей и возрастом родителей. Так же немаловажной составляющей стало их постоянное проживание на территории города Уссурийска.
После проведения интервью в течение 36 часов данные интервью были транскрибированы и обработаны. Для удобства было принято решение, воспользоваться инструментарием проектной деятельности и составить для каждого интервью карту эмпатии.
С целью получения информации о проблеме исследования было проведено 5 глубинных интервью. Интервью длилось от 45 минут до 1.5 часов. Все интервью проводились очно. Запись интервью проводилась на диктофон и были расшифрованы в течение 36 часов после того, как были взяты.
Таблица 2 - Описание проведенных интервью
№
|
Имя/возраст
|
Продолжительность
|
Дата
|
Транскрипт
|
1
|
Наталья, 26 лет
|
50 минут
|
15.04.2022
|
Приложение Х
|
2
|
Ольга, 26 лет
|
1 час 34 минуты
|
17.04.2022
|
Приложение Х
|
3
|
Ольга, 28 лет
|
1 час 5 минут
|
15.04.2022
|
Приложение Х
|
4
|
Руслан 34 года, Дарья 25 лет
|
1 час 16 минут
|
02.05.2022
|
Приложение Х
|
5
|
Юрий, 29 лет
|
58 минут
|
04.05.2022
|
Приложение Х
|
Разрешение на запись были получены от интервьюируемых перед началом интервью. В таблице Х ниже представлены имена, а также дата и продолжительность интервью.
Тренды дополнительного образования
В современном мире выделяют несколько трендов в развитии детей поколения Z:
Тренд 1 - Lifelong Learning или Обучение всю жизнь. Многое зависит от преподавателя. Так и этот тренд зависим от преподавателя. Детям необходимо донести, что учиться необходимо на протяжении всей жизни, развиваться и применять полученные навыки. Ученики должны выступать в роли исследователей решений и ролей, которые в будущем помогут им в любой профессии.
Тренд 2 - Высокая скорость обучения. Наши родители получали профессию исходя из того, чем они хотят заниматься на протяжении следующих 30–40 лет. Они могли планировать свою карьеру и понимали, что в ближайшее время ничего не изменится. Однако такой роскоши нет у современного поколения. Структура профессий меняется, а то и вовсе профессия становится не нужной и исчезает.
Тренд 3 - Гибкий формат обучения. Любое учреждение дополнительного образования должно быть гибким по отношению к своим ученикам. Подстраиваться под их запросы и запросы рынка труда. Существование в жестких рамках образовательной системы теперь не позволительно. Основу современного образования должно составлять право выбора. Учащиеся должны сами выбирать что изучать и как сильно погружаться в предмет.
Тренд 4 - Тотальная цифровизация. В последние годы цифровизация плотно внедрилась в образование. Современные дети не представляют себе урок без презентации, картинок, видеороликов и работы с компьютером.
Тренд 5 - Геймификация образования. Через игровой процесс обучаться легче. Современное поколение тратит 52% времени на игры онлайн. Почему бы не объединить процесс игры и обучения.
Тренд 6 - Изменение роли педагога в образовательном процессе. В классическом представлении педагог руководит процессом образования и носит роль надзирателя. Современные тренды меняют картину преподавателя. Педагог становится мастером, который помогает, направляет, корректирует, но полноценно не руководит процессом.
Тренд 7 - Обучение современной грамотности. Профессор Джозеф Аун, автор книги «Robot-Proof: Higher Education in the Age of Artificial Intelligence» считает, что есть навыки, которыми современный ребенок должен обладать:
- Hard skills;
- Математика;
- Программирование;
- Знание базовых принципов инженерии;
- Критическое мышление;
- Творчество.
Тренд 8 - Совместное обучение. Поколение Z социальны. Для них важно общение, поэтому школа для них играет роль места, где приобретаются навыки общения, конфликтологии, сотрудничества и обмена информацией. Поэтому важно организовывать работу над групповыми проектами, возможно удаленно.
Тренд № 9 - Адаптивное мышление. Важно мыслить системно, уметь связывать полученные знания из разных сфер. Необходимо уметь адаптироваться в условиях постоянных изменений. Можно вместо учебников думать над решением глобальных проблем, получая информацию из видео, подкастов, статей.
Выше мы описали самые часто встречающиеся особенности детей современного поколения. Дети сильно отличаются от своих родителей. Они готовы много и усердно работать, но только когда действительно видят результат. При этом они не склонны к откладыванию дел на потом. Они живут здесь и сейчас. Описанные качества описывают трудолюбивых и готовых к новым свершениям людей, однако со старшим поколением у молодежи все чаще возникают конфликты, т. к. они не приверженцы взглядов их родителей.
Таким образом на основе проведенного исследования были выявлено, что популярность секции и кружки набирают все больше и больше. Родители хотят, чтобы их «чадо» было самым развитым и успешным. Однако современному образованию требуется многое изменить, чтобы быть востребованным. Раньше профессию получали раз и на всю жизнь, а сегодня если ты остановился в своем обучении, то ты отстал от жизни и как специалист ты никому не будешь нужен. Опять же повышенная скорость обучения влияет на стремительные темпы изменения структуры образования. Очень важно внедрение цифровизации в процесс обучения. Дети современного поколения легче проходят обучение с помощью цифровых носителей, нежели обучаясь с педагогом напрямую или через книги. Некоторые считают, что дети поколения Z асоциальны, но на самом деле они любят проходить все с командой, они легче находят общий язык с новыми людьми и создают новые проекты.
Другими словами, можно сказать, что образование ждет неминуемые изменения и чем раньше мы примем все нововведения и начнем работать, тем быстрее мы найдем общий язык с детьми и разовьем в них желание обучаться.
Намерения родителей
Для своего исследования мы выбрали карту эмпатии, как инструмент проектной деятельности, т. к. именно она позволяет поставить себя на место нашего клиента. Вся информация, собранная в ходе интервью, визуализирует основные характеристики целевой аудитории, их проблемы и боли, ценности, достижения, мотивы и др.
На основе данных полученных в ходе интервью необходимо составить единую карту эмпатии, объединившую в себе основные ценности и боли современных родителей. В итоге у нас получился Рисунок 1.
Источник: разработано автором
Рисунок 1 – Обобщенная карта эмпатий на основе интервью
На обобщенной карте эмпатии можно заметить основные позиции, которые были отмечены родителями в ходе проведения интервью. Главными желаниями родителей стали:
- Необходимость занятости ребенка в течение дня;
- Изучение второго языка;
- Прививание ребенку моральных ценностей;
- Психическое здоровье детей;
- Индивидуальный подход;
- Профессиональные педагоги;
- Удовлетворенность ребенка и проявление интереса к занятиям.
Проанализировав все полученные в ходе исследования интервью можно сделать вывод, что гипотезы, выдвинутые нами, ранее были подтверждены. Родители большую часть своего времени посвящают работе и заниматься с ребенком современные мамы не могут, т. к. работают на ровне с мужчинами. Однако потребность в развитии детей осталась. Родители готовы отдавать своих детей на дополнительные занятия и платить за них деньги. Стоит отметить, что респонденты большое значение уделяли качеству услуги, за которую будут платить. Они нацелены на получение результата. Большая часть родителей выступила за предоставление ребенку возможности выбрать занятие самостоятельно, но они уверенны, что обязательным на данный момент является изучение иностранных языков, в частности английского.
ВЫВОДЫ
Основной проблемой, выделенной нами в ходе исследования, является отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе обучения по программа дополнительного образования. Кружки и студии вводят новые направления, но подход к образованию остается старым. Нынешняя система образования противоположна тому, что требуется для достижения успеха во взрослой жизни. В школах нам запрещают делать ошибки, нужно делать только так как тебе говорят, нельзя сотрудничать и есть только один правильный ответ на поставленный вопрос.
Необходимо менять самые незначительные детали в современном образовании, которые приведут к большим изменениям в дальнейшем. Более «здоровая» система образования должна быть направлена не на желание подловить ребенка на ошибке, а на то, чтобы дать ребенку шанс найти ее, понять в чем заключается ошибка и исправить. Каждый ребенок индивидуален, не все успевают за темпом, который задает преподаватель, поэтому мы говорим о важности индивидуального подхода к каждому. Педагоги должны уметь донести, что делать ошибки — это нормально. Мы всегда говорили о том, что не делает ошибки тот, кто ничего не делает. Они неизбежны и нормальны.
Родители предъявляют большие требования к современному дополнительному образованию. В ходе проведенных интервью, они часто говорили об этом. Так же у них является большой проблемой логистика. В связи с большой загруженностью на работе они не имеют возможности постоянно возить ребенка со школы на дополнительные занятия. Поэтому тем, кто планирует развивать свой бизнес в сфере дополнительного образования, стоит задуматься над решением данной проблемы. Возможно попробовать организовать дополнительные занятия на базе школы. Это станет отличным решением, для родителей, которые хотят, чтобы ребенок в школе получал не только базовые знания, но и в области важных современных навыков, таких как проектное мышление, эмоциональный интеллект и другое.
Источники:
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-фз (ред. от 30.12.2021). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.02. 2022).
2. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 17.02.2022).
3. Приказ Минпросвещения РФ «Об организации образовательной деятельности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ». [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 17.02.2022).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70731954/ (дата обращения: 17.02.2022).
5. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (от 26 июня 2012 г. N 504). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70212126/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 17.02.2022).
6. Андреева Т.Е. Сергеева А.В., Голубева А.А. и др. Обмен знаниями между учителями средних школ: факторы, влияющие на его интенсивность // Вопросы образования. – 2013. – № 2. – c. 154–187.
7. Андреева Т.Е., Гутникова Т.Ю. Управление знаниями: хрестоматия. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. – 514 c.
8. Иванова В. В. Дополнительное образование для детей поколения z: векторы развития // Дополнительное образование детей в России: историческое наследие и современные проблемы: Материалы V междунар. научно-практической конференции, посвященной 100-летию системы дополнительного образования детей, Курск, 01–02 февраля 2018 года / Под общей редакцией Т.А. Антопольской, Т.В. Якуниной. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга". 2018. – c. 60-64.
9. Лисина Н. И. Преимущества метода постерной презентации в обучении детей поколения z // Современная наука: проблемы, идеи, тенденции: Материалы Международной (заочной) научно- практической конференции, Нефтекамск, 23 июня 2020 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. – Нефтекамск: Научно-издательский центр \"Мир науки\". 2020. – c. 437-443.
10. Молоков Д.С. Зарубежный опыт предоставления услуг в сфере дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 1.
11. Паникарова С.В., Власов М.В. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом. / учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2015. – 144 c.
12. Пастухов А.Л. Управление знаниями в образовании: международный опыт // Вестник Челябин. гос. ун-та. – 2012. – № 12(267). – c. 56–59.
13. Позняк М. В. Психолого-педагогические условия развития познавательных способностей детей цифрового поколения // Сборник докладов XIV Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии: Материалы конференции, Москва, 23 апреля 2019 года / Под общей редакцией Т.Н. Сахаровой. – Москва: Московский педагогический государственный университет. 2019. – c. 97-101.
14. Прохорова М. П., Шкунова А. А., Седых А. Ю. Дополнительное образование детей и поколение z: новые проблемы и векторы развития // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-2. – c. 289-292.
15. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 15.12.2021).
16. Анализ рынка дополнительного образования детей в России в 2017-2021 гг, прогноз на 2022-2026 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://businesstat.ru/catalog/id9401/ (дата обращения: 12.02.2022).
17. Проблема общения поколения Z. [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/80488/1/978-5-91256-440-6_2019_061.pdf (дата обращения: 15.11.2021).
18. Руководство по поколению-мениалы, поколение X,Y, Z и беби-бумеры. [Электронный ресурс]. URL: http://fourhooks.com/marketing/the-generation-guide-millennials-gen-x-y-z-and-baby-boomers-art5910718593 (дата обращения: 03.03.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:27