Формирование и развитие национальной инновационной системы в сфере создания и вывода на российский рынок сортов ярового рапса

Нардин Д.С.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:



Введение.

Национальная система создания и вывода на рынок российских сортов рапса включает следующие основные элементы: научно-исследовательские учреждения, которые опираясь на доступные биоресурсные коллекции и селекционно-генетические технологии осуществляют создание новых сортов ярового рапса. На следующем этапе созданные сорта передаются на государственное сортоиспытание, где сравниваются с лучшими из ранее созданных сортами, выступающими в данном случае стандартом сравнения [1]. Лучшие сорта, прошедшие государственное сортоиспытание, вносятся в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (Госреестр) [2]. На сегодняшний день в Госреестре представлено 75 российских сортов и один российский гибрид ярового рапса, из которых 59 сортов и гибрид продвигаются на рынке, о чем свидетельствуют выданные сертификаты на партии реализованных семян, содержащиеся в базе ФГБУ «Россельхозцентр» [3]. Для сравнения, все 85 зарубежных сортов и гибридов ярового рапса, включенных в Государственный реестр, продвигаются на российском рынке. Эффективность национальной системы, обеспечивающей создание и продвижение новых сортов ярового рапса в России зависит не только от работы научных учреждений – оригинаторов сортов и ежегодного числа включаемых в Государственный реестр сортов и гибридов, но и от того, на сколько быстро и в каком объеме семена новых сортов поступают на рынок и доходят до сельскохозяйственных товаропроизводителей [4]. При этом российские компании на рынке семян вынуждены вступать в конкурентную борьбу с зарубежными поставщиками, часто проигрывая ее вследствие низкой конкурентоспособности национальной системы создания и продвижения сортов [5].

В рамках создания и продвижения новых сортов и гибридов ярового рапса в российском сегменте рынка наблюдается формирование объединений организаций, ядром которых выступают научные учреждения как создатели инновационных продуктов в виде нового сорта или гибрида, и предпринимательские структуры, которые берут на себя функции упаковки и продвижения нового продукта. Как правило, формальное взаимодействие между ядром такого объединения и партнерскими предпринимательскими структурами осуществляется на основе заключения лицензионных договоров, что делает такое сотрудничество устойчивым на протяжении определенного периода времени и дает возможность идентифицировать объединение как инновационный кластер организаций [6,7]. Соответственно, совокупность таких кластеров формирует национальную инновационную систему по созданию и продвижению новых сортов и гибридов.

Целью настоящего исследования является изучение условий и факторов, влияющих на формирование и развитие национальной инновационной системы в сфере создания и вывода на российский рынок сортов ярового рапса в контексте повышения уровня предпринимательской активности и эффективности работы инновационных кластеров, обеспечивающих функционирование российского сегмента рынка.

Для достижения заявленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1) выполнен анализ основных российских игроков рынка, выявлены кластеры организаций, включающие научные учреждения и предпринимательские структуры, осуществляющие создание и продвижение новых сортов и гибридов на рынке семян ярового рапса России;

2) по каждому кластеру определено число участвующих предпринимательских структур, число продвигаемых кластером российских сортов ярового рапса, число заключенных лицензионных договоров в кластере, доля продаж каждого кластера на рынке за последние семь лет;

3) выполнен анализ бизнес-моделей продвижения сортов каждым кластером, представлены данные, характеризующие динамику объемов продаж семян по каждому кластеру за последние 7 лет.

Научная новизна исследования заключается в выявлении основных тенденций и факторов, характеризующих формирование и развитие национальной инновационной системы продвижения сортов российской селекции на рынке семян ярового рапса в условиях жесткой конкуренции со стороны зарубежных игроков рынка, турбулентной внешнеполитической обстановки и требований Доктрины продовольственной безопасности России [8] в части обеспечения на рынке доли семян отечественной селекции.

Основная часть.

Источником данных для проведения анализа выступили открытые ресурсы ФГБУ «Россельхозцентр» [3] и ФГБУ «Госсорткомиссия» [2,9], на которых представлена информация о сортах и гибридах ярового рапса, допущенных к хозяйственному использованию на территории России, информация о всех заключенных лицензионных договорах между оригинаторами и предпринимательскими структурами, которые являются формальной основой для идентификации инновационных кластеров в российском сегменте рынка семян ярового рапса, а также информация об объемах продаж семян ярового рапса по российским сортам и предпринимательским структурам за период с 2018 по 2024 гг.

В таблице 1 представлены данные, характеризующие инновационные кластеры, осуществляющие создание и продвижение новых сортов и гибридов на рынке семян ярового рапса России.

По данным таблицы 1 за период с 2018 по 2024 гг. в российском сегменте рынка семян ярового рапса удалось идентифицировать семь инновационных кластеров, осуществляющих создание и продвижение новых сортов и гибридов. Здесь и далее указанные кластеры будут определяться по номерам и названиям оригинаторов сортов: №1 – ООО СК «Астра», №2 – Федеральный алтайский научный центр агробиотехнологий (ФАНЦА), №3 – Федеральный исследовательский центр картофеля имени А.Г. Лорха (ФИЦ картофеля им. А.Г. Лорха), №4 – Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур имени В.С.Пустовойта (ВНИИМК им. В.С.Пустовойта), №5 – Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий Российской академии наук (СФНЦА РАН), №6 – Казанский научный центр Российской академии наук (Казанский научный центр РАН), №7 – Всероссийский научно-исследовательский институт кормов имени В.Р. Вильямса (ВИК им. В.Р. Вильямса).

Таблица 1

Данные, характеризующие инновационные кластеры, осуществляющие создание и продвижение новых сортов и гибридов на рынке семян ярового рапса России *

Номер кластера
Оригинаторы кластера
Число предприни-мательских структур, ед.
Число сортов, продвигаемых кластером, ед.
Число лицензионных договоров между оригинаторами и предприни-мательскими структурами в 2018-2024 гг., ед.
Число субъектов РФ, в которых продвигаются сорта, ед.
Объем продаж семян кластером в 2018-2024 гг.
1
ООО СК Астра
1
2
2
1
18.3
2
ФАНЦА
2
1
3
1
452.9
3
ФИЦ картофеля им. А.Г. Лорха
8
3
16
7
181.7
4
ВНИИМК им. В.С.Пустовойта
83
39
177
28
14 637.6
5
СФНЦА РАН
9
6
1
3
1 944.7
6
Казанский научный центр РАН
3
2
3
1
309.9
7
ВИК им. В.Р. Вильямса
27
7
45
17
1 252.0

Итого
131**
60
247
38**
18 797.0
*составлено авторами по данным [2,3,9], ** представлено число уникальных значений без повторов

Общее число предпринимательских структур, функционирующих в составе семи кластеров за период с 2018 по 2024 гг. составило 131 ед., из которых 124 ед. принимают участие в работе одного из семи кластеров и семь предпринимательских структур входят в состав сразу двух кластеров.

Общее число отечественных сортов, продвигаемых анализируемыми кластерами на российском рынке, составляет 59 ед. Кластер №1 работает с единственным на момент проведения анализа отечественным гибридом ярового рапса, который представлен в Госреестре. Еще одной отличительной чертой данного кластера является то, что его ядром выступает предпринимательская структура, а не научное учреждение, как в остальных кластерах.

За исследуемый период между оригинаторами и предпринимательскими структурами кластеров было заключено 247 лицензионных соглашений, работа по продвижению сортов осуществлялась в 38 субъектах Российской Федерации – в указанном числе субъектов за исследуемый период зафиксированы продажи семян ярового рапса сортов российской селекции.

Структура российского сегмента рынка семян ярового рапса по объемам продаж каждого кластера в 2018-2024 гг. представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Доля продаж семян ярового рапса в России в 2018-2024 гг. по семи инновационным кластерам (составлено авторами по данным [2,3,9])

Общий объем российского сегмента рынка семян ярового рапса, контролируемого семью кластерами, в 2018-2024 гг. составил 18,8 тыс. тонн. При этом на три кластера – четвертый (ВНИИМК им. В.С. Пустовойта), пятый (СФНЦА РАН) и седьмой (ВИК им. В.Р. Вильямса) приходится 78%, 10% и 7% продаж соответственно. В целом указанные три кластера включают 91% всех предпринимательских структур, продвигающих российские сорта на рынке, охватывают 100% субъектов РФ, в которых осуществляется реализация семян ярового рапса, продвигают 87% сортов в российском сегменте рынка, заключив 90% всех лицензионных договоров, и контролируют 95 % всех продаж семян российских сортов ярового рапса.

Важной характеристикой национальной инновационной системы продвижения сортов российской селекции на рынке семян ярового рапса являются бизнес-модели, которые лежат в основе стратегии продвижения сортов и гибридов на рынке. Первая модель основана на прямых продажах технологических пакетов, включающих семена, средства защиты, удобрения и консультационное сопровождение и ориентирована, прежде всего на продвижение гибридов [10]. Вторая модель является традиционной для российского рынка семян сельскохозяйственных культур и основана на заключении лицензионных договоров [11].

На рисунке 2 представлена динамика изменения структуры объемов продаж семян ярового рапса российских сортов по обоим моделям за период с 2018 по 2024 гг.

Рис. 2 Динамика изменения структуры объемов продаж семян ярового рапса по модели прямых продаж и продвижения через лицензионные договоры в 2018-2024 гг., % (составлено авторами по данным [2,3,9])

Данные рисунка 2 однозначно указывают на явное преимущество в объемах продаж через заключение лицензионных договоров (модель функционирования кластера «Лицензия») над прямыми продажами (модель функционирования кластера «Прямые продажи») в 2018-2024 гг. При этом с 2018 по 2020 гг. наблюдается рост прямых продаж и соответствующие снижение продаж по лицензионным договорам. В 2020 году прямые продажи в российском сегменте рынка достигли максимума за исследуемый периоде и составили 32% от общего объема продаж. В последующие четыре года прямые продажи сократились в три раза и в 2024 году на них пришлось только 10% рынка. Увеличение доли продаж через заключение лицензионных договоров обусловлено тем, что зарубежные компании в данный период по разным (чаще всего политическим причинам) стали снижать свою предпринимательскую активность на российском рынке, что отразилось на уровне конкурентной борьбы и стало причиной отката российского сегмента рынка к традиционной для него модели функционирования через заключение лицензионных договоров. При этом крупнейшие игроки российского сегмента рынка (кластеры №4, 5 и 7) помимо лицензионных договоров развивают и прямые продажи семян. В таблице 2 представлены данные о объемах продаж российских семян ярового рапса кластерами в 2018-2024 гг.

Таблица 2

Объемы продаж семян ярового рапса в российском сегменте рынка в 2018-2024 гг., тонн*

Номер кластера
Оригинаторы кластера
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2024 г.
Итого
1
ООО СК Астра
0.0
0.0
0.0
0.0
0.0
0.8
17.5
18.3
2
ФАНЦА
40.0
167.5
51.0
39.5
43.9
66.5
44.5
452.9
3
ФИЦ картофеля им. А.Г. Лорха
70.0
0.0
12.4
32.5
21.4
15.4
29.9
181.7
4
ВНИИМК им. В.С.Пустовойта
1 391.3
1 408.4
1 571.3
2 044.7
2 453.0
2 751.6
3 017.5
14 637.6
5
СФНЦА РАН
334.0
501.0
302.5
305.4
173.1
118.7
210.0
1 944.7
6
Казанский научный центр РАН
34.3
0.0
31.0
76.3
56.3
52.0
60.0
309.9
7
ВИК им. В.Р. Вильямса
227.3
168.3
193.2
95.8
208.3
197.3
161.8
1 252.0

Итого
2 096.9
2 245.2
2 161.3
2 594.2
2 955.8
3 202.4
3 541.2
18 797.0
* составлено авторами по данным [2,3,9]

Данные таблицы 2 указывают на относительную стабильность функционирования на рынке шести кластеров (со второго по седьмой), первый кластер только начинает формироваться. Последовательное увеличение объемов продаж наблюдается только по кластеру №4, за исследуемый период объемы продвижения семян по нему увеличились в 2,2 раза. По кластеру №6 увеличение объемов продажи семян составило 75%, на 11% вырос объем продаж по кластеру №2. По остальным кластерам (за исключением кластера №1) наблюдается снижение объемов продаж в 2024 г. по сравнению с 2018 г. от 29% до 57%.

В целом положительная динамика российского сегмента рынка в основном обусловлена повышением научной и предпринимательской активности оригинатора и предпринимательских структур кластера №4.

Выводы.

Изучение условий и факторов, влияющих на формирование и развитие национальной инновационной системы в сфере создания и вывода на российский рынок сортов ярового рапса, позволяет сделать следующие выводы:

1) в российском сегменте рынка семян ярового рапса функционирую семь инновационных кластеров, которые включают 131 предпринимательскую структуру, продвигают 59 российских сортов и один гибрид ярового рапса, за период с 2018 по 2024 гг. сформировали портфель из 247 заключенных лицензионных соглашений, продвигают российские сорта в 38 субъектах Российской Федерации;

2) общий объем российского сегмента рынка семян ярового рапса, контролируемого семью кластерами, в 2018-2024 гг. составил 18,8 тыс. тонн. При этом на три кластера приходится 95% продаж семян;

3) в российском сегменте рынка представлены две модели продвижения продукции: первая – через заключение лицензионных договоров, на нее в исследуемом периоде приходится от 68% в 2020 г. до 90% в 2024 г. всех продаж; вторая модель – прямые продажи, на нее приходится от 32% в 2020 г. до 10% в 2024 г. продаж семян ярового рапса российского происхождения;

4) из семи кластеров, представленных в российском сегменте рынка, последовательное увеличение объемов продаж наблюдается только по кластеру №4, за исследуемый период объемы продвижения семян по нему увеличились в 2,2 раза. По кластеру №6 увеличение объемов продажи семян составило 75%, на 11% вырос объем продаж по кластеру №2. По остальным кластерам (за исключением кластера №1) наблюдается снижение объемов продаж в 2024 г. по сравнению с 2018 г. от 29% до 57%.

Во всем мире наиболее эффективной формой продвижения новых сортов и гибридов являются прямые продажи технологических пакетов, что в перспективе может создать определенные сложности для российских производителей сортов и гибридов ярового рапса, если они не смогут воспользоваться благоприятной рыночной конъюнктурой и не отработают механизм прямых продаж в противовес традиционной форме продвижения семян на рынке.


Страница обновлена: 10.12.2024 в 10:13:20