Анализ механизмов расследования преступлений по выводу финансовых активов за рубеж
Сочнева Е.Н.1, Насыров Ю.И.2, Дулепова В.Б.2, Нуриева Е.В.2
1 Красноярский государственный аграрный университет
2 Сибирский федеральный университет
Скачать PDF | Загрузок: 16
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 7 (Июль 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68568255
Аннотация:
В данной работе проведен анализ методов расследования преступлений по незаконному выводу активов. Для этих целей использовался метод сравнительной аналогии российской и мировых практик, на основании которого были сделаны выводы о возможности использования некоторых инструментов. В частности, были выявлены тенденции мировой практики расследований таких преступлений: ужесточение законодательства, совместные межстрановые расследования, гармонизации законодательства, создание и укрепление межправительственных организаций. В работе показаны особенности деятельности российских организаций по расследованию преступлений по выводу активов, на основании этого выявлены проблемы и предложены рекомендации. Основной из них является использование цифровых систем для проведения судебных экспертиз. Статья будет полезна представителям и руководителям органов исполнительной власти, занимающимся вопросами расследования финансовых преступлений. Также материалы работы будут полезны всем, кто исследует вопросы финансовых расследований преступлений по выводу экономических активов за пределы России.
Ключевые слова: незаконный вывод активов, финансовые расследования, методы расследования, сравнение, мировые практики, цифровые системы
JEL-классификация: E26, H26, О17
Введение
В современных условиях, когда финансовые операции становятся все более сложными и трансграничными, а схемы отмывания денег все более изощренными, эффективное проведение финансовых расследований приобретает решающее значение.
Существует значительное количество исследований, которые раскрывают роль государственного регулирования в вопросах пресечения экономических преступления [5;6;10;13;16].
Одним из важных аспектов в вопросах финансовых расследований по возврату незаконно выведенных капиталов из страны является их оценка и анализ причин и возможностей. Этим аспектам посвящены труды ряда ученых, например Федотов Д. Ю., Михайлова Н. С., Кунявский С. С. и др. [3;4;7;8;14].
Также есть исследования авторов (Морозова О. В., Поздышев Р. С., Банк С. В.), которые нацелены на формирование методологических основ расследований преступлений по выводу капиталов за рубеж [1;2;9;11;12;15].
Однако, несмотря на такой интерес среди ученых и практиков к проблеме расследования преступлений по выводу активов за рубеж, их количество все еще остается значительным, что связано, прежде всего с постоянной эволюцией форм и методов совершения таких правонарушений. Это подтверждается статистикой Банка России (рис. 1,2).
Рисунок 1. Сумма выведенных средств за рубеж по видам преступлений. Построено автором по данным Банка России [21]
Рисунок 2. Структура преступлений по выводу денежных средств за рубеж. Построено автором по данным Банка России [21]
Органы исполнительной власти, отвечающие за расследование преступлений, связанных с выводом активов, имеют серьезные успехи в части пресечения правонарушений. Так с 2023 г. в судебном порядке в собственность России были возвращены 15 стратегических предприятий в сфере ВПК общей стоимостью свыше 333 млрд руб. Эти предприятия выбыли из собственности Российской Федерации незаконным, в том числе коррупционным путем. Исходя из реальной стоимости, сумма возвращенных государству активов составляет более триллиона рублей [17].
Для полноценного решения проблем расследования преступлений в сфере возврата финансовых активов необходимо использовать весь имеющийся зарубежный опыт и лучшие мировые практики, которые должны быть адаптированы с учетом особенностей нашей страны.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе анализа зарубежных практик предложить направления совершенствования методв расследования преступлений в сфере незаконного вывода финансовых активов в России.
Для достижения поставленной цели в работе использовался системный анализ, заключающийся в целостном взгляде на проблему расследований преступлений в сфере незаконного вывода активов. Метод сравнительный аналогии применялся для выделения лучших практик за рубежом и возможностей их использования в России.
Основная часть.
Анализ мирового опыта показывает, что в последние годы в области противодействия отмыванию денег и возврату активов наблюдается ряд определенных тенденций.
1. Усиление международного сотрудничества.
Осознавая транснациональный характер финансовой преступности, страны активизировали усилия по координации своих действий в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). ПОД/ФТ – это официальный шифр Росфинмониторинга, определяемый как «противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма» [20]. Эти усилия включают гармонизацию законодательства, совершенствование механизмов обмена информацией и расширение практики проведения совместных расследований. В частности, это проявляется в следующем.
Во-первых, гармонизация законодательства.
Многие страны активно адаптируют свое национальное законодательство в сфере ПОД/ФТ к международным стандартам, разработанным Межправительственной организацией - Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ, FATF) [22].
Во-вторых, совершенствование механизмов обмена информацией.
Своевременный и эффективный обмен информацией о подозрительных финансовых операциях и лицах, причастных к отмыванию денег, имеет решающее значение для успешного расследования трансграничных схем отмывания денег и возврата похищенных активов. Важнейшую роль в этом процессе играет Группа «Эгмонт» (Egmont Group of Financial Intelligence Units), объединяющая подразделения финансовой разведки более 160 стран мира. Эффективный обмен информацией позволяет правоохранительным органам быстро реагировать на подозрительные операции и предотвращать дальнейшие преступные действия. В некоторых случаях обмен информацией может предотвратить осуществление крупных схем отмывания денег и финансирования терроризма. Кроме того, информационные технологии играют ключевую роль в обеспечении безопасности и быстроты обмена данными, что особенно важно в условиях цифровизации финансовых услуг.
В-третьих, расширение практики проведения совместных расследований.
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества совместных расследований, проводимых правоохранительными органами разных стран. Совместные расследования позволяют объединить ресурсы и компетенции разных стран, что особенно важно при расследовании сложных транснациональных схем отмывания денег, которые могут охватывать несколько юрисдикций. Важную роль в координации совместных расследований играет Интерпол (ICPO, International Criminal Police Organization), который предоставляет правоохранительным органам разных стран платформу для обмена информацией, координации действий и проведения операций по задержанию преступников. Совместные расследования не только увеличивают шансы на успешное раскрытие преступлений, но и укрепляют международные отношения и доверие между государствами. Они также способствуют обмену передовым опытом и технологиями, что повышает общий уровень компетенции в области борьбы с финансовыми преступлениями.
2. Активное внедрение инновационных технологий.
Современные вызовы, связанные с незаконным выводом активов, требуют применения новейших технологий для эффективного анализа и обработки огромных объемов финансовых данных. Объем информации, которую необходимо проанализировать растет экспоненциально. Традиционные методы анализа уже не позволяют эффективно обрабатывать такие объемы данных. Внедрение передовых технологий, таких как искусственный интеллект, машинное обучение и блокчейн, становится жизненно важным для обеспечения безопасности и прозрачности финансовых операций. Искусственный интеллект способен автоматически выявлять подозрительные транзакции, основываясь на аномалиях в поведении финансовых потоков, что значительно ускоряет процесс расследования и снижает вероятность человеческих ошибок. Цифровое обучение, в свою очередь, позволяет адаптировать алгоритмы анализа к изменяющимся методам отмывания денег, повышая эффективность выявления незаконной деятельности.
В связи с этим правоохранительные органы и подразделения финансовой разведки все активнее внедряют новые технологии. К ним относятся следующие.
- Анализ больших данных (Big Data).
Анализ больших данных позволяет правоохранительным органам анализировать огромные массивы данных из разных источников, включая банковские транзакции, данные из социальных сетей, государственные реестры, информацию из открытых источников и т.д. Это позволяет выявить скрытые связи между лицами и организациями, установить цепочки движения денежных средств и активов, а также вычленить из большого объема информации операции, которые могут быть связаны с незаконными действиями. Для анализа больших данных используются специализированные программные комплексы, например, IBM i2 Analyst's Notebook, Palantir Gotham и другие.
- Искусственный интеллект (ИИ).
Искусственный интеллект используется для автоматизации рутинных задач, таких как анализ документов и транзакций, выявление аномалий и отклонений от нормы, прогнозирование поведения клиентов и оценка рисков отмывания денег. Например, алгоритмы машинного обучения могут быть использованы для анализа поведения клиентов банков и выявления операций, которые с большой вероятностью могут быть незаконными. Среди компаний, разрабатывающих решения в области ИИ для ПОД/ФТ, можно выделить Featurespace, Feedzai и другие.
- Блокчейн-аналитика.
Растущая популярность криптовалют создает новые вызовы для правоохранительных органов. Блокчейн-аналитика позволяет отслеживать транзакции с криптовалютами, идентифицировать участников криптовалютных операций, выявлять связи между криптовалютными кошельками и реальными лицами, а также отслеживать движение активов в реальном времени. Существует ряд компаний, предоставляющих услуги в области блокчейн-аналитики, например, Chainalysis, CipherTrace, Elliptic и другие.
3.Ужесточение законодательства.
В последние годы многие страны мира ужесточили законодательство в сфере ПОД/ФТ. Это связано как с рекомендациями ФАТФ, так и с необходимостью реагировать на новые угрозы и вызовы, связанные с развитием финансовой системы и появлением новых методов отмывания денег. В частности, можно выделить следующие тенденции:
- Расширение перечня отраслей, подпадающих под обязанности по ПОД/ФТ.
Если ранее основное внимание уделялось финансовому сектору, то сейчас требования по выявлению, оценке и управлению рисками незаконного вывода капиталов распространяются на все более широкий круг организаций, которые могут быть использованы в схемах легализации преступных доходов. К таким организациям относятся, например, риелторы, юристы, аудиторы, казино, ломбарды, галереи искусств, дилеры драгоценных металлов и камней и т.д.
- Ужесточение требований к идентификации клиентов.
Во многих странах были приняты законы, ужесточающие требования к идентификации клиентов и проверке их бенефициарных владельцев. Финансовые организации обязаны проводить более тщательную проверку личности клиентов, выяснять источники их доходов и цели финансовых операций. Также усиливаются требования к выявлению бенефициарных владельцев — физических лиц, которые в конечном итоге контролируют клиента или в чьих интересах он действует.
- Повышение прозрачности юридических лиц.
Для предотвращения использования юридических лиц в целях отмывания денег и незаконного вывода активов во многих странах были созданы публичные реестры бенефициарных владельцев юридических лиц. Эти реестры содержат информацию о физических лицах, которые в конечном итоге контролируют юридическое лицо или в чьих интересах оно действует. Доступ к таким реестрам, как правило, имеют правоохранительные органы, подразделения финансовой разведки, а в некоторых случаях — и широкая общественность.
- Упрощение процедур ареста и конфискации активов.
В целях повышения эффективности борьбы с отмыванием денег и возврата активов, полученных преступным путем, многие страны упрощают процедуры ареста и конфискации подобных активов. Одним из примеров такого упрощения является принятие законов о неконфискационном аресте активов (Non-Conviction Based Confiscation), которые позволяют изымать активы, предположительно полученные преступным путем, даже без вынесения обвинительного приговора суда в отношении конкретного лица. Такие законы действуют, например, в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран.
4.Рост значения неправительственных организаций и журналистских расследований.
Неправительственные организации (НПО) и журналисты-расследователи играют все более важную роль в выявлении фактов коррупции, отмывания денег и других преступлений, связанных с финансовыми махинациями.
Журналистские расследования, такие как «Панамские документы» (Panama Papers) [24] и «Досье Пандоры» (Pandora Papers) [25], демонстрируют, насколько важную роль в выявлении схем отмывания денег играют представители СМИ. Эти расследования привели к громким отставкам и заставили многие страны пересмотреть свое отношение к проблеме финансовой прозрачности.
Деятельность таких НПО, как Transparency International, Global Witness и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), способствует повышению ответственности правительств в вопросах борьбы с экономической преступностью глобального уровня. НПО проводят собственные расследования, публикуют отчеты, разрабатывают рекомендации для правительств и оказывают давление на международном уровне с целью усиления мер по возврату похищенных активов.
Несмотря на определенный прогресс, достигнутый мировым сообществом в сфере противодействия отмыванию денег и возврату активов, полученных преступным путем, ряд проблем по-прежнему остаются нерешенными.
Во-первых, сложности, связанные с отслеживанием активов в цифровой среде.
Развитие криптовалют, анонимных электронных платежных систем и других финансовых технологий (FinTech) создает новые возможности для анонимизации финансовых операций, что существенно затрудняет работу правоохранительных органов по отслеживанию денежных потоков и идентификации бенефициарных владельцев активов.
Во-вторых, различия в национальных законодательствах и правоприменительной практике.
В-третьих, недостаточное финансирование и острый дефицит квалифицированных кадров.
Для эффективной борьбы с отмыванием денег и возвратом похищенных активов правоохранительным органам и подразделениями финансовой разведки необходимы значительные финансовые ресурсы для внедрения современных технологий, обучения персонала и проведения сложных международных расследований. Однако во многих странах, особенно в развивающихся, эти структуры не имеют достаточного финансирования и сталкиваются с острым дефицитом квалифицированных кадров.
В-четвертых, коррупция и недостаточная политическая воля.
Расследование дел, связанных с отмыванием денег и возвратом похищенных активов, зачастую оказывается политически чувствительным процессом, поскольку оно может затрагивать интересы влиятельных лиц и групп. В некоторых случаях расследования таких дел могут затормаживаться или блокироваться из-за коррупции, политического давления или нежелания властей бороться с отмыванием денег из-за опасений нанести ущерб репутации страны или отпугнуть инвесторов.
Рассмотрим, примеры лучших мировых практик
Анализируя опыт разных стран в сфере противодействия отмыванию денег и возврату активов, полученных преступным путем, можно выделить несколько примеров успешных практик, которые могут быть позаимствованы для построения отечественной.
Так, Швейцария проделала значительный путь от страны, считавшейся одним из мировых центров по сокрытию незаконных богатств, до государства, демонстрирующего высокую степень сотрудничества в сфере возврата активов, полученных преступным путем. Швейцария ужесточила свое законодательство в сфере ПОД/ФТ, повысила прозрачность своей финансовой системы и активно сотрудничает с другими странами в рамках международных организаций и на двусторонней основе. В результате этих усилий Швейцария вернула в страны происхождения миллиарды долларов, полученных в результате коррупции и других преступлений. Например, Швейцария вернула Нигерии более 300 млн долларов, похищенных бывшим диктатором Сани Абачей, а также вернула Перу, Египту и другим странам значительные суммы, выведенные из этих стран коррумпированными чиновниками [18].
Также Великобритания обладает одной из самых эффективных в мире систем противодействия отмыванию денег, которая основана на комплексном подходе, включающем в себя жесткое законодательство, эффективные правоохранительные органы и тесное сотрудничество с частным сектором. В Великобритании действует ряд законов и механизмов, направленных на борьбу с отмыванием денег. Особого внимания заслуживает механизм Unexplained Wealth Orders (UWO), введенный в Великобритании в 2018 году. UWO позволяет британским властям требовать от лиц, подозреваемых в связи с серьезной преступностью, предоставить информацию о происхождении своих активов, если они не могут быть объяснены законными доходами [19].
США является одним из лидеров в мире по эффективности борьбы с отмыванием денег и возврату активов, полученных преступным путем. США располагают мощными правоохранительными органами, имеющими большой опыт расследования финансовых преступлений, а также активно используют свой политический и экономический вес для продвижения международных стандартов ПОД/ФТ и наказания стран, не соблюдающих эти стандарты. Одним из ключевых инструментов в арсенале США является закон RICO (Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act), который позволяет привлекать к ответственности не только отдельных лиц, но и организации, причастные к организованной преступности, и конфисковывать их активы [23]. Кроме того, США активно используют санкции в отношении лиц, причастных к коррупции и отмыванию денег, замораживая их активы и запрещая американским компаниям и гражданам вести с ними какой-либо бизнес.
Ниже в табл. 1 сгруппированы страновые особенности и известные примеры в области борьбы с незаконным выводом финансовых активов из стран.
Таблица 1 – Примеры лучших мировых практик. Составлено авторами по данным Росфинмониторинга [20]
Страна
|
Особенности практики
|
Примеры успешных дел
|
Швейцария
|
• Жесткое законодательство в сфере
ПОД/ФТ, соответствующее международным стандартам
|
• Возврат Нигерии более 300 млн
долларов, похищенных бывшим диктатором Сани Абачей
|
• Высокая степень прозрачности
финансовой системы
|
• Возврат значительных сумм Перу,
Египту и другим странам, выведенных коррумпированными чиновниками
| |
• Активное международное
сотрудничество в рамках ФАТФ, Группы «Эгмонт», Интерпола и на двусторонней
основе
| ||
Великобритания
|
• Комплексный подход к борьбе с
отмыванием денег
|
• Конфискация более 1,5 млрд фунтов
стерлингов у казахстанского бизнесмена Мухтара Аблязова
|
• Жесткое законодательство, включая Закон
о доходах от преступной деятельности 2002 года и Закон о британских заморских
территориях в части экономической преступности 2006 года
| ||
• Эффективные правоохранительные
органы, специализирующиеся на расследовании финансовых преступлений
|
• Арест активов на сумму более 200 млн
фунтов стерлингов у семьи бывшего президента Нигерии Олусегуна Обасанджо
| |
• Тесное сотрудничество с частным
сектором
| ||
• Применение механизма Unexplained
Wealth Orders (UWO) для изыскания активов неясного происхождения
| ||
США
|
• Мощные правоохранительные органы с
большим опытом расследования финансовых преступлений
|
• Конфискация более 1 млрд долларов у
бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко
|
• Жесткое законодательство, включая
закон RICO, позволяющий привлекать к ответственности организации, а не только
отдельных лиц
| ||
• Активное использование санкций в
отношении лиц, причастных к коррупции и отмыванию денег
|
• Возврат более 700 млн долларов
Казахстану, похищенных бывшим зятям президента Нурсултана Назарбаева
| |
• Тесное сотрудничество с другими странами в
рамках международных организаций и на двусторонней основе
|
Российская практика финансовых расследований в целях поиска и возврата имущественных активов, полученных преступным путем, активно развивается. Однако, несмотря на активное развитие законодательства и создание специализированных органов, эффективность работы в этой сфере ограничивается рядом факторов, включая недостаточный уровень международного сотрудничества, несовершенство нормативно-правовой базы, нехватку квалифицированных кадров и отсутствие единой базы данных по финансовой информации. Сравнительный анализ российской и зарубежной практик представлен в табл. 2.
Таблица 2. Сравнительный анализ российской и зарубежных практик расследования преступлений по выводу активов
Характеристика
|
Российская
практика
|
Зарубежный
опыт
|
Развитие
законодательства
|
Активное
развитие законодательства с целью укрепления механизмов противодействия
отмыванию денег и финансированию терроризма
|
Гармонизация
законодательства с международными стандартами ФАТФ, ужесточение требований к
идентификации клиентов и проверке бенефициарных владельцев
|
Специализированные
органы
|
Созданы
специализированные подразделения в правоохранительных и контрольно-надзорных
органах, отвечающие за финансовые расследования
|
Специализированные
отделы и агентства, имеющие широкие полномочия и оснащенные современными
технологиями
|
Межведомственное
взаимодействие
|
Наблюдается
тенденция к усилению межведомственного взаимодействия между
правоохранительными органами, налоговыми и контрольно-надзорными органами
|
Тесное
сотрудничество между правоохранительными органами, СФР, налоговыми органами и
частным сектором, обмен информацией в реальном времени
|
Международное
сотрудничество
|
Уровень
международного сотрудничества остается недостаточно высоким, отсутствует
единый подход к обмену информацией и проведению совместных расследований
|
Активное
международное сотрудничество в рамках ФАТФ, Группы «Эгмонт», Интерпола,
заключение двусторонних соглашений о взаимной правовой помощи
|
Внедрение
инновационных технологий
|
Использование
новых технологий в финансовых расследованиях все еще находится на ранней
стадии
|
Широкое
использование Big Data, искусственного интеллекта (ИИ), блокчейн-аналитики
для повышения эффективности финансовых расследований
|
Прозрачность
финансовой системы
|
Прозрачность
финансовой системы остается недостаточной, отсутствует единая база данных по
финансовой информации
|
Высокая
степень прозрачности финансовой системы, публичные реестры бенефициарных
владельцев юридических лиц
|
Финансирование
и кадровое обеспечение
|
Недостаточный
уровень финансирования программ обучения и нехватка квалифицированных
специалистов
|
Достаточное
финансирование программ обучения и повышения квалификации специалистов,
привлечение специалистов с опытом работы в частном секторе
|
Оперативность
расследований
|
Оперативность
проведения финансовых расследований ограничена несовершенством
законодательства и отсутствием единой базы данных по финансовой информации
|
Оперативность
расследований повышается за счет широкого использования инновационных технологий
и тесного взаимодействия между разными структурами
|
Нормативная
база
|
Требуется
дальнейшее совершенствование нормативной базы, упрощение процедур ареста и
конфискации активов, полученных преступным путем
|
Хорошо
разработанная нормативная база, упрощенные процедуры ареста и конфискации
активов, возможность использования Unexplained Wealth Orders (UWO)
|
Таким образом, существуют проблемы, ограничивающие эффективность российской практики.
1. Недостаточный уровень международного сотрудничества. Несмотря на участие России в ряду международных организаций (ФАТФ, Группа «Эгмонт», Интерпол), уровень взаимодействия с зарубежными партнерами по-прежнему остается недостаточно высоким. Это связано с рядом факторов, в том числе с различиями в законодательстве, отсутствием единого подхода к обмену информацией, а также с политическими факторами.
2. Необходимость совершенствования нормативной базы. В России по-прежнему существуют проблемы, связанные с несовершенством нормативной базы, регулирующей сферу противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. В частности, требуется упрощение процедур ареста и конфискации активов, полученных преступным путем, а также совершенствование законодательства в части регулирования операций с криптовалютами. Например, в России отсутствует четкая регуляторная рамка для операций с криптовалютами, что создает проблемы для проведения финансовых расследований в этой сфере.
3. Нехватка квалифицированных кадров. Проведение финансовых расследований требует специальных знаний и навыков в области финансовой аналитики, юриспруденции, криминалистики и т.д. Однако в России наблюдается нехватка квалифицированных специалистов в этой области. Это связано как с недостаточным уровнем финансирования программ обучения в этой сфере, так и с недостаточным престижем профессии финансового аналитика в правоохранительных органах. В России существует образовательная программа уровня специалитета по судебной экспертизе. Однако, если проанализировать набор компетенций и дисциплин этой программы, то, на наш взгляд, она недостаточно охватывает компетенции в области финансовой аналитики.
4. Отсутствие единой базы данных по финансовой информации. В России отсутствует единая база данных по финансовой информации, которая бы собирала данные из всех источников (банки, нефинансовые организации, реестры недвижимости и т.д.). Это затрудняет проведение комплексных финансовых расследований и ограничивает возможности правоохранительных органов по выявлению и аресту активов, полученных преступным путем.
На основании выше сказанного считаем необходимым предложить ряд мероприятий.
Во-первых, в расследовании финансовых преступлений делать упор на создание механизмов расследований внутри страны. Из-за слабого сотрудничества с международными институтами в области раскрытия преступлений по выводу активов из России – возврат их крайне затруднен, и, практически, единственным способом воздействия на ситуацию является ужесточение законодательства внутри страны. Так, группа финразведок «Эгмонт» приостановила членство Росфинмониторинга [Росфинмониторинг]. Считаем необходимым ужесточение ответственности за незаконный вывод всех видов активов из страны.
Во-вторых, считаем целесообразным на законодательном уровне определить статус криптовалюты в России. Сегодня существует целый спектр противозаконных операций с криптовалютами, которые сложно расследовать, так как официально они не запрещены и не разрешены.
В-третьих, необходимо на государственном уровне заняться наполнением программы специалитета «Судебные экспертизы». Сегодня сложилась ситуация, что вузы самостоятельно в обучении определяют специализации, и ими могут быть: «Судебно-экономическая экспертиза», «Инженерно-техническая», «Компьютерная» и т.п. Но проблема состоит в том, что для раскрытия преступлений экономической направленности необходимо интегрировать в одном специалисте, как знания экономики и финансов, так и знания современных информационных технологий. На наш взгляд - не стоит концентрировать подготовку подобных специалистов на определенных инструментах расследования, а вести подготовку комплексно. Кроме того, необходимо на законодательном уровне закрепить возможности трудоустройства таких специалистов в органы СК, ФСБ, а не только в экспертно-криминалистические центры при органах МВД. Дело в том, что существует проблема, что в органах следствия, занимающихся расследованиями преступлений по выводу активов, очень часто требуют базовое образование «Юриспруденция», которое изначально слабо ориентировано на все виды экспертиз, которые как раз необходимы при расследовании таких сложных преступлений, имеющих трансграничный характер. Тогда как специальность «Судебные экспертизы» может интегрировать, как юридические знания, так и экономические и информационные компетенции.
В-четвертых, считаем целесообразным создание на базе Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) создать единый центр, содержащий всю информацию о бизнес-единицах, способных вывести капиталы за рубеж. Для понимания того, какие это организации - достаточно вспомнить о законодательно установленном требовании для некоторых организаций вести финансово-бухгалтерскую отчетность не только по РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета), но и по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности). Именно такие организации, как правило, так или иначе связаны с иностранными государствами. Также в зоне риска находятся все госкорпорации, занимающиеся государственными закупками, так как в российском законодательстве определены возможности государственных закупок у иностранных государств.
Кроме того, важным направлением развития системы расследований в области вывода активов, считаем расширение возможностей инженерно-технических и компьютерных экспертиз. Все методы судебных экспертиз, основанные на информационных технологиях, должны постоянно расширяться и дополняться. Сегодня, к сожалению, такие экспертизы проводятся с использованием только такого программного обеспечения, которое допущено органами внутренних дел к эксплуатации. Часто такие средства отстают от прогресса, ведь в этой сфере он происходит стремительно.
Ниже приведем примеры информационно-аналитических и программных систем, эффективно используемых в финансовых расследованиях в зарубежной практике, на основании которых можно разработать или усовершенствовать существующие методы проведения инженерно-технических и компьютерных экспертиз.
1. IBM i2 Analyst's Notebook — это программный комплекс для анализа больших данных и выявления скрытых связей между компаниями и лицами. Система позволяет визуализировать связи между объектами, проводить анализ социальных сетей и отслеживать финансовые операции. IBM i2 Analyst’s Notebook — это мощный инструмент для проведения финансовых расследований, который позволяет анализировать данные из разных источников, визуализировать связи между объектами и создавать отчеты.
Возможности IBM i2 Analyst’s Notebook:
- импорт данных из разных источников, в том числе из баз данных, текстовых файлов, таблиц, социальных сетей и т.д.;
- создание визуальных диаграмм связей между объектами (лицами, компаниями, счетами, транзакциями и т.д.);
- анализ социальных сетей для выявления связей между лицами и группами;
- отслеживание финансовых операций и выявление подозрительных транзакций;
- создание подробных отчетов по результатам анализа.
2. Palantir Gotham — это программный комплекс для анализа больших данных и выявления подозрительных операций, который широко используется правоохранительными органами в США и других странах. Система позволяет объединять данные из разных источников, проводить анализ финансовых потоков и выявлять связи между подозрительными операциями. Palantir Gotham — это еще один мощный инструмент для финансовых расследований, который позволяет объединять данные из разных источников, проводить анализ в реальном времени и создавать прогнозные модели.
Возможности Palantir Gotham:
- объединение данных из разных источников, в том числе из баз данных, электронной почты, социальных сетей, геолокационных данных и т.д.;
- анализ данных в реальном времени для выявления угроз и преступлений;
- создание прогнозных моделей для прогнозирования будущих событий;
- моделирование досье на объекты интереса (лиц, компании, группы и т.д.);
- визуализация данных в разных форматах, включая карты, графики, таймлайны и т.д.
3. Featurespace — это компания, разрабатывающая решения в области искусственного интеллекта (ИИ) для ПОД/ФТ. Компания предоставляет решения для автоматического обнаружения мошенничества и отмывания денег в реальном времени. Featurespace использует алгоритмы машинного обучения для анализа транзакций и выявления подозрительных операций.
Возможности Featurespace:
- обнаружение мошенничества в реальном времени при проведении онлайн-платежей;
- выявление подозрительных транзакций на основе анализа поведения клиентов;
- предотвращение мошенничества с использованием карт и других платежных инструментов.
Преимущества использования информационно-аналитического и программного обеспечения в финансовых расследованиях заключается в следующем.
- Повышение эффективности анализа данных. Система позволяет анализировать значительно большие объемы данных в кратчайшие сроки, что позволяет выявлять скрытые связи и подозрительные операции, которые могли бы остаться незамеченными при ручном анализе.
- Уменьшение количества ошибок. Автоматизация процессов анализа данных позволяет снизить риск ошибок, которые могут быть допущены при ручной обработке данных.
- Повышение оперативности расследований. Использование системы позволяет значительно ускорить процесс анализа данных, что позволяет увеличить оперативность финансовых расследований и принять необходимые меры в кратчайшие сроки.
- Создание единой базы данных. Система позволяет создать единую базу данных по финансовой информации, что упрощает процесс анализа и позволяет осуществлять комплексный анализ данных из разных источников. Это позволит решить одну из проблем указанных выше. Создание такой базы, как было сказано выше, целесообразно на базе Росфинмониторинга.
Внедрение модели информационно-аналитического и программного обеспечения для автоматизации процессов анализа и обработки финансовых данных является важным шагом в направлении повышения эффективности финансовых расследований. Система должна быть разработана с учетом специфики финансовых расследований и обеспечивать сбор, хранение, анализ и визуализацию данных, а также создание отчетов и интеграцию с другими системами, используемыми правоохранительными органами.
Заключение.
Таким образом по результатам исследования можно определить следующие выводы.
1. В России продолжают фиксироваться преступления по незаконному выводу активов из страны, что требует дальнейшего совершенствования форм и методов расследований.
2. Изучение зарубежных механизмов расследования преступлений по выводу активов необходимо, так как из него можно извлечь полезные элементы для российской экономики. Были выявлены общие принципы, в частности во всех странах наблюдается ужесточение законодательства. В то же время в России расследование таких преступлений очень усложнено из-за слабого взаимодействия с международными институтами, что связано с геополитической ситуацией. Также проблемой выступает отсутствие единого центра, содержащего необходимую информацию о бизнес-единицах, которую можно системно исследовать в случае подозрения на неправомерные действия.
3. В связи с выше сказанным необходимо использовать эффективно развивающиеся цифровые технологии, как для расследования преступлений, так и в целях создание единой информационной базы об организациях на основе Росфинмониторинга.
Источники:
2. Батурина Е.В. Судебная экономическая экспертиза теневого денежного потока // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 215-232. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117470.
3. Батурина Е.В. Теневой денежный поток как показатель экономического обеспечения национальной безопасности России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1353-1372. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.114991.
4. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю., Бухвальд Е.М., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Колпакова И.А., Иванов Е.А., Быковская Ю.В., Сазонова Е.С. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - М.: Институт экономики РАН, 2021. – 325 c.
5. Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Преступления экономической направленности в кредитной сфере как объект исследования теневой экономики государства // Теневая экономика. – 2022. – № 1. – c. 45-60. – doi: 10.18334/tek.6.1.113728.
6. Крылова Н.Е., Леонтьев Б.М. Преступления в сфере экономической деятельности. - М.: Зерцало-М, 2021. – 264 c.
7. Кунявский С.С. Теоретические аспекты теневой экономики // Форум молодёжной науки. – 2021. – № 4. – c. 55-66.
8. Михайлова Н.С. Теневые финансовые потоки // Правоохранительные органы: теория и практика. – 2021. – № 1. – c. 29-32.
9. Морозова О.В. О некоторых причинах и последствиях возникновения ошибок в деятельности правоохранительных органов при расследовании преступлений экономической направленности, связанных с выводом капитала за рубеж // Российский следователь. – 2021. – № 3. – c. 12-16. – doi: 10.18572/1812-3783-2021-3-12-16.
10. Назарычев Д.В., Поздышев Р.С., Богатырев А.В. Организационно-экономическая характеристика незаконного вывода денежных средств за рубеж как угрозы экономической безопасности россии // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2023. – № 2. – c. 92-105. – doi: 10.52210/2224669X_2023_2_92.
11. Пименова Д.А. Экономическая экспертиза как инструмент противодействия теневой экономике // Управленческий учет. – 2021. – № 7-2. – c. 565-569.
12. Поздышев Р. С. Особенности расследования преступлений, связанных с незаконным выводом капитала за рубеж (ст.ст. 193 и 1931 Уголовного кодекса Российской Федерации) // Вестник Воронежского института МВД России. – 2021. – № 4. – c. 233-239.
13. Сапцына Н.А., Дулепинских Л.Н. Зарубежный опыт выявления и предупреждения экономических преступлений в сфере АПК // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 2975-2982. – doi: 10.18334/epp.13.8.118576.
14. Федотов Д.Ю. Отток капитала из России и теневая экономика // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 199-210. – doi: 10.18334/tek.5.3.113359.
15. Хусаинов М.К., Лащинская Н.В., Савостеева Н.А. Меры по минимизации экономических преступлений посредством методов судебных экономических экспертиз // Российский экономический интернет-журнал. – 2022. – № 3. – url: https://www.e-rej.ru/upload/iblock/a55/uzrbdxgrea939zvmt9rros7gbsc1sh5m.pdf.
16. Шуваева М.С., Макаренко М.М. Борьба с оттоком капитала и отмыванием доходов, полученных преступным путем // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 6-2. – c. 229-233. – doi: 10.24412/2500-1000-2021-6-2-229-233.
17. Генпрокурор рассказал, что «возвращены» стратегические предприятия с активами на 1 трлн рублей. Путин: Речь о «деприватизации» не идет. Красная линия. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rline.tv/news/2024-03-27-genprokuror-rasskazal-chto-vozvrashcheny-strategicheskie-predpriyatiya-s-aktivami-na-1-trln-rubley-p/.
18. Нигерия потребовала от Британии вернуть миллионы генерала Сани Абача. Российская Газета. [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа: https://rg.ru/2022/02/07/nigeriia-potrebovala-ot-britanii-vernut-milliony-generala-sani-abacha.html.
19. Объяснить необъяснимое: кто подпадает под действие британского закона о неочевидных источниках благосостояния. Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/408523-obyasnit-neobyasnimoe-kto-podpadaet-pod-deystvie-britanskogo-zakona-o.
20. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу. Росфинмониторинг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedsfm.ru/activity/fatf.
21. Структура подозрительных операций и отрасли экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/analytics/podft/resist_sub/2023_1.
22. The Financial Action Task Force. Fatf. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fatf-gafi.org/.
23. Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act (RICO). Nolo.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nolo.com/legal-encyclopedia/content/rico-act.html.
24. The secrets of dirty money. Panama Papers. [Электронный ресурс]. URL: https://panamapapers.org/the-panama-papers.
25. Pandora Papers International Consortium of Investigative Journalists. [Электронный ресурс]. URL: https://www.icij.org/investigations/pandora-papers/.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 12:27:25