Междисциплинарные арт-резиденции – новый импульс для развития городов

Казакова М.В.1,2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, Москва
2 Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара), Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Апрель 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45838244
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Сегодня повестка для небольших городов заключается в поиске новых направлений при сохранении уникальной локальной идентичности, культуры и традиций, укоренившихся в них за многие века. Междисциплинарные и исследовательские арт-резиденции представляют собой платформу поддержки профессионалов в сфере науки и современного искусства. Подобные проекты производят мощный социокультурный эффект для территории, который заключается в большем вовлечении молодых кадров в науку, исследования, творчество; в стимулировании сотрудничества исследователей и представителей творческих профессий; в повышении интереса людей к исследованиям и искусству; в новых знаниях и образовательных возможностях для детей; в привлечении ноу-хау; в усилении целостности пространства, повышении привлекательности облика территории, создании новых форм досуга для населения. В настоящей статье прослеживается история возникновения, основные принципы функционирования и современное состояние арт-резиденций в мире и России; описывается их роль с точки зрения преображения территорий с акцентом на междисциплинарных и исследовательских арт-резиденциях, создающих новый импульс для развития. В заключении приводятся выводы.

Ключевые слова: междисциплинарные и исследовательские арт-резиденции, творчество, наука и искусство, партисипаторный подход, социокультурный проект

JEL-классификация: L83, Z31, Z32



Введение

Со второй половины прошлого века искусство проявляет активное участие в социокультурной практике, поскольку реализация арт-события позволяет привлекать внимание широкой аудитории к глобальным и локальным проблемам, получать уникальный опыт, легче социализироваться и проявлять собственные творческие способности. Одним из ярких и новых примеров креативного пространства и социокультурного проекта, реализуемого на базе партисипаторного подхода, являются арт-резиденции, призванные развивать творческий потенциал художников и привлекать население к творчеству. Арт-резиденция представляет собой открытые студии, расположенные в необычном для культурной институции месте (например, на территории бывшего завода или фабрики), объединяющие под одной крышей представителей творческих профессий, таких как художники, артисты, дизайнеры, музыканты и т.д., с целью обмена опытом или создания совместных проектов, находясь в непосредственной связи друг с другом [1, с. 148] (Yakushina, 2019, р. 148). Таким образом, отличительной особенностью подобных пространств является уникальная атмосфера, позволяющая их участникам расширять границы своих знаний и иметь доступ различным видам активностей. Тем самым арт-резиденции способствуют самореализации и самовыражению художников через совместное творчество и обмен знаниями и опытом [2, с. 45] (Demshina, 2017, р. 45).

Арт-резиденции вчера и сегодня

Интересно, что хоть и сам термин «арт-резиденция» сравнительно новый, сам культурный феномен, стоящий за ним, имеет давнюю историю, поскольку некие подобия арт-резиденций в прошлом уже встречались в разных странах мира. Так, первые предпосылки возникновения арт-резиденций как отдельного вида институции искусства относятся к рубежу XIX–XX веков в странах Европы и США (например, усадьбы известных меценатов в России или «Желтый дом» Ван Гога в Арле).

Некоторые исследователи называют в качестве прототипов резиденции коммуны художников, осваивающих территории за пределами городов, а также отдельные проявления меценатства, в рамках которых художник получал студию во временное или постоянное пользование. Другие приводят в пример американское сообщество Black Mountain College, в котором процветала идеология свободного образования и взаимодействия в области искусств. Все эти прототипы объединены одним важным признаком — проживанием, пребыванием (reside) на определенной территории, которое позволяло, в зависимости от целей, или сосредоточенно работать, или взаимодействовать и обмениваться опытом с другими художниками и деятелями в области искусств.

Резиденции в современной трактовке этого термина в мировом контексте существуют уже около трех десятилетий. Первые институции с названием artist residence появились в начале 1990-х, когда на первый план вышло понятие «мобильность», то есть возможность художника перемещаться по миру для углубления собственного понимания разных аспектов и проявлений человеческой цивилизации и внедрения более широкого взгляда в свою практику. 90-е годы — время первых активно путешествующих международных художников, и резиденции сыграли немаловажную роль в их профессиональной карьере [3, с. 10–22] (Elfving, Kokko, Gielen, 2018, р. 10–22).

Нынешние арт-резиденции функционируют в США, Европе, Латинской Америке и Азии (Китай). Самые популярные европейские арт-резиденции описаны в таблице 1.

Таблица 1

Примеры европейских арт-резиденций

Название
Страна и город
Сайт
Akademie Schloss Solitude
Германия, Штутгарт
http://www.akademiesolitude.de/de/
Camargo Foundation
Франция, Кассис
http://camargofoundation.org
Tabakalera
Испания, Сан-Себастьян
https://www.tabakalera.eu/en/artistsspace/artistic-residencies/open-calls
Künstlerhaus Schloss Balmoral
Бад-Эмс, Германия
https://www.kuenstlerhausbalmoral.de/index.php?id=19
The Rockefeller Foundation Bellagio Center
Италия, Комо
https://www.rockefellerfoundation.org/ou r-work/bellagio-center/residencyprogram/arts-literary-arts-residency/
Pavillon Neuflize OBC
Франция, Париж
http://www.palaisdetokyo.com/en/page/pavillon
DAAD Artists-in-Berlin Program
Германия, Берлин
http://www.berlinerkuenstlerprogramm.de/en/index_en.php
Источник: составлено автором по материалам [1, с. 150] (Yakushina, 2019, р. 150).

«Художественная (или арт) резиденция» – это открытая и гибкая концепция, которая охватывает широкий спектр деятельности и вовлеченности. Новые технологии создают новые типы резиденций, включая резиденции в цифровом пространстве. Согласно определению, сформулированному в программном документе ЕС, «арт-резиденции предоставляют художникам и другим творческим профессионалам время, пространство и ресурсы для работы, индивидуально или коллективно, в областях их практики, которые наводят на глубокие размышления или привлекают интерес [4, с. 9, 15–23].

Резиденции художников, как правило, предлагают жилье, художественную подготовку, поддержку производства и (или) оборудование для презентаций. Резиденции, как правило, являются тематическими. В рамках резиденций художники-резиденты работают с другими художниками, учеными и специалистами из ряда дисциплин и секторов и (или) в рамках определенных сообществ на конкретные темы.

Арт-резиденции не являются новым явлением, однако в последние годы наблюдается быстрый рост возможностей и усиление роли резиденции в карьере художников.

Существует множество причин, по которым художники могут участвовать в резиденциях, расширяется круг профессионалов. Для многих художников, получивших высшее образование, резиденции становятся первым шагом в становлении профессионалом, тогда как более известные художники, имеющие репутацию, берут тайм-аут, чтобы поехать в резиденцию, или рассматривают участие в резиденции как перерыв в карьере.

Интересно отметить, что, за исключением учебного отпуска и отпуска в академии, арт-резиденции не встречаются в других областях с той же частотой, что и в искусстве. Учитывая, что личное развитие и создание сетей не являются прерогативой в мире искусства, должны существовать и другие причины подобной значимости резиденций для художников.

Одно важное различие между карьерой художника и представителей других профессий заключается в отсутствии явного развития карьеры для художников. Кроме того, чтобы зарабатывать на жизнь, художники очень часто совмещают свою художественную практику с работой, не связанной с искусством. Однако для того, чтобы сосредоточиться на своем развитии, художники должны быть в состоянии дистанцироваться от своей вторичной деятельности. Делать это физически (в резиденции) – эффективный способ сместить фокус в сторону творчества. Некоторые резиденции могут также предложить стипендию в дополнение к рабочему и жилому пространству, что позволяет художникам покрывать свои расходы.

Резиденции позволяют художникам выполнять полевые работы и работать на месте, зачастую с местными партнерами, чтобы наметить, исследовать и генерировать новые перспективы. Такие «встроенные исследования» способствуют повышению осведомленности общественности и специалистов и усиливают концепцию арт-резиденции как ячейки знаний и альтернативного образования.

Таким образом, вне зависимости от страны, времени возникновения и способа организации, в основе концепции арт-резиденций всегда был поиск и создание комфортных условий для деятельности молодых талантов, развитие творческого потенциала художников и продвижение результатов их труда [5, с. 33–35] (Khangeldieva, 2017, р. 33–35).

Современные мировые арт-резиденции классифицируются в соответствии с периодом пребывания, доступностью для художников, выборкой художников, способом финансирования художника и институциональной принадлежностью. В самом широком смысле современные мировые арт-резиденции различаются по периоду пребывания (длительные и краткосрочные), по доступности для художников (платные и бесплатные, с открытым конкурсом и по приглашению), по выборке художников (международные, локальные или смешанные, для визуальных художников, литераторов, кураторов, исследователей или всех креативных профессионалов), по способу финансовой поддержки художника (с предоставлением бесплатного перелета и проживания, с грантом или без вышеперечисленных), по институциональной принадлежности (резиденция как часть государственного проекта, как часть институции, самоорганизованная).

Сроки проживания в резиденциях различаются для разных видов искусства и художников. Индивидуальные профессионалы, такие как художники и писатели, часто заинтересованы в более длительных сроках пребывания, тогда как профессионалы, работающие в коллективных видах искусства, таких как танцы и театр, предпочитают более короткие периоды пребывания в резиденции. В целом наблюдается тенденция проводить меньше времени в резиденциях; и если раньше были распространены 6–12-месячные резиденции, в настоящее время художники, как правило, предпочитают резиденциальные программы длительностью 3 месяцев, 6 недель и даже однодневные резиденции. Это отражает текущие экономические реалии, а также иммиграционные/визовые правила – в случае международных художников.

Арт-резиденции, как правило, ориентированы либо исключительно на художественное развитие, либо на заранее определенную цель или политику; последние представляют собой тематические резиденции. Число таких резиденций в последние годы ускоренно растет, причем резидентами становятся как представители сферы искусства, так и других секторов. Это может быть обусловлено эффектом роста признания ценности художественного и творческого потенциала в обществе. Несмотря на то, что большинство резиденций все еще относятся к сфере изобразительного искусства, сегодня наблюдается ярко выраженная тенденция к появлению резиденций, относящихся к другим областям искусства [1], а также междисциплинарных и межотраслевых резиденций. Резиденции стремятся к разработке новых возможностей и форматов: резиденции, изначально постулировавшие повсеместную мобильность, все больше говорят о насущных экологических проблемах, в том числе вызываемых транспортными перемещениями. В ситуации миграционного кризиса резиденции рассматривают возможности помощи художникам, оказавшимся в трудных ситуациях, художникам-беженцам.

В России формат арт-резиденций пока находится в стадии утверждения. Феномен арт-резиденций, будучи новым для нашей страны, тем не менее получил широкое распространение и приобрел популярность среди населения [6]. К настоящему времени общее количество российских резиденций не превосходит 40, а стабильно действующих и имеющих репутацию в профессиональном сообществе – менее половины из них. Российские резиденции обладают рядом схожих характеристик, в том числе: повторяющийся или однотипный формат; краткосрочный характер пребывания резидентов; одноразовость; отдаленность от центра и ориентированность на локальный контекст; малый масштаб и др. Наиболее известные российские арт-резиденции приведены в таблице 2.

Таблица 2

Наиболее известные арт-резиденции в России

Название
Город
Сайт
Арт-резиденция «Заря» на базе одноименного ЦСИ
Владивосток
http://zaryavladivostok.ru/ru/page/a-i-r
Арт-резиденции ГЦСИ-РОСИЗО
Кронштадт
http://www.ncca.ru/events.text?filial=6&i d=4744
Арт-парк «Никола-Ленивец»
Калужская область, деревня Никола-Ленивец
http://nikola-lenivets.ru
Арт-резиденция Vyksa Air
Выкса
http://vyksaair.com/
Арт-резиденция им. Д. Хармса
Новосибирск
Резиденция на этапе разработки
Пермская арт-резиденция (ПАР)
Пермь
http://p-a-r.ru, https://vk.com/art_residence
Резиденциальная программа Public Art музея PERMM
Пермь
https://permm.ru/
Центр творческих индустрий «Фабрика»
Москва
http://www.fabrikacci.ru/
Лофт «Непокоренные 17»
Санкт-Петербург
-
Арт-центр «Пушкинская 10»
Санкт-Петербург
https://p-10.ru/, https://artresidency.ru
Резиденциальная программа в Самаре (Ширяевское биеннале)
Самара
-
ART-Residences Penzа
Пенза
http://www.symposiumsculpture.ru/2018/art%20, http:/www.legend-park.com
Арт-резиденция (A-i-R Barents) в Архангельском отделении Союза художников России
Архангельск
http://arkhangelskair.com
Арт-центр Гридчинхолл
Красногорский район, село Дмитровское
http://gridchinhall.ru/
Art-Platz Residence
Севастополь
-
Омская арт-резиденция
Омск
https://omskartresidence.ru
Деревня креативных сообществ
Московская область
http://derevnya.com
Арт-лагерь на территории экопарка «Пермапарк»
Сочи
http://coopart.pro
Арт-резиденция «Никель»
Никель
http://www.nickel2art.ru
Творческая Усадьба «Гуслица»
Московская область, село Ильинский погост
https://art-guslitsa.ru/
Резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие», основанная «Центром культурных инициатив» на базе музея «Арткоммуналка. Ерофеев и другие»
Коломна
http://artkommunalka.com/
Источник: составлено автором по материалам [1, с. 150; 7; 8] (Yakushina, 2019, р. 150).

Роль арт-резиденций в преображении территорий

В настоящее время малые города России сталкиваются со стагнацией в своем развитии, падением уровня доходов и благосостояния населения и, как следствие, массированным оттоком человеческого капитала в более благополучные регионы. Примером являются моногорода, чья экономика, история, традиции, городская среда и образ жизни населения концентрируются на одном предприятии, от эффективности которого зависят перспективы дальнейшего функционирования города. В свою очередь, успешность работы такого предприятия в значительной степени обусловлена высокой волатильностью внутренней и внешней экономической конъюнктуры. В этой связи в условиях сохраняющейся сырьевой зависимости российской экономики принципиальное значение начинает играть диверсификация ее структуры, поиск новых факторов, способных вывести страну на более высокие темпы социально-экономического развития, устойчивые в долгосрочной перспективе вне зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. И если для крупных развитых городов данный вопрос стоит не так остро, то малые города, как представляется, должны сосредоточиться на поиске новых направлений развития при этом сохраняя локальную, уникальную идентичность, культуру и традиции, укоренившиеся в них за многие века.

Культурные пространства в том или ином проявлении существуют во многих городах, вне зависимости от их размера и статуса, что обусловлено необходимостью создания комфортной среды для общения горожан между собой, удовлетворения потребностей жителей разных поколений и социального статуса, имеющих разнообразные интересы и ведущих разные образы жизни [9, с. 18–19; 10, с. 104; 11, с. 126–127] (Antonova, 2018, р. 18–19; Titova, Salko, 2018, р. 104; Sukhovskaya, 2015, р. 126–127). Соответственно, наиболее заметную роль арт-резиденции играют в развитии малых городов и поселков, где они становятся ключевыми драйверами изменений, включающих модернизацию заброшенных территорий, регенерацию депрессивных районов и создание на их основе центров культурной жизни, а также улучшение окружающей среды [12, с. 20] (Ermakova, Sukhovskaya, Gorokhova, 2017, р. 20). В совокупности перечисленное вносит ощутимый позитивный вклад в самосознание и социализацию жителей таких районов [13; 14, с. 171; 15] (Eliseeva, 2017, р. 171; Kashapov, 2012). «Современное искусство давно стало инструментом преобразования территорий. Когда современное искусство приходит в город, оно дает главное — новый образ мышления о себе и о городской среде вокруг, что особенно важно для малых городов, где острой проблемой остается отток населения», — отмечает историк искусства, куратор, глава дирекции по региональному развитию ГЦСИ, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова в интервью «Известиям» [16] (Popova, 2018). Примеры зарубежных и российских арт-резиденций, играющих значимую роль в преображении городов, приведены в таблице 3.

Таблица 3

Зарубежные и российские арт-резиденции, преображающие города

Название
Страна и город
Сайт
Badgast
Нидерланды, Гаага
http://www.satellietgroep.nl/badgast_air_sea/1
Baumwollspinnerei, Halle 14
Лейпциг, Германия
https://www.halle14.org/
The International Writers' and Translators' House
Вентспилс, Латвия
https://www.ventspilshouse.lv/
Open Ateliers Zuidoost
Нидерланды, Амстердам
http://www.oazo.nl/home
Ballinglen Arts Foundation
Ирландия, деревня Бэлликасл
http://www.ballinglenartsfoundation.org/
Cheng Long International Environmental Art Project
Тайвань, деревня Чэнлун
https://artproject4wetland.wordpress.com/
Пермская арт-резиденция (ПАР)
Пермь
http://p-a-r.ru, https://vk.com/art_residence
Лофт «Непокоренные 17»
Санкт-Петербург
-
Арт-центр «Пушкинская 10»
Санкт-Петербург
https://p-10.ru/, https://artresidency.ru
Арт-резиденции ГЦСИ-РОСИЗО
Кронштадт
http://www.ncca.ru/events.text?filial=6&i d=4744
Источник: составлено автором по материалам [13, 15] (Kashapov, 2012).

Арт-резиденции стали неотъемлемой частью многих творческих карьер. Резиденции играют важную роль в содействии и стимулировании возможности художников перемещаться по всему миру. Они также превратились в важные элементы в (местном) современном искусстве – сцене, на которой встречаются локальный и глобальный художественные миры.

Художники, участвующие в программах резидентуры, наводят мосты между странами и культурами, способствующие культурному разнообразию. Резиденции художников бесценны и с точки зрения краткосрочных культурных обменов, поскольку позволяют художникам глубже развивать понимание их обществ и культур. В то же время резиденции создают возможности дать представление о культурном опыте каждого художника. Следовательно, художественный и культурный обмен и сотрудничество, реализуемое посредством программ резиденций, могут улучшить взаимопонимание между странами и культурами. Все это особенно важно во времена политических и экономических трудностей, а также в те моменты, когда общественное мнение проявляет признаки культурной нетерпимости.

В литературе отмечается, что источник креативности заложен именно в городской среде, в том числе в его истории, ремеслах, музыке, фольклоре, ландшафте и т.д. При этом в качестве основного ресурса выступает местное сообщество, принимающее непосредственное участие в решении проблем своего города [17, с. 60, 95, 248–249] (Lendri, 2011, р. 60, 95, 248–249). К сожалению, в российских реалиях применение подхода партисипаторного (или соучаствующего) проектирования пока затруднено, особенно в малых городах. Это обусловлено довольно консервативными настроениями населения, сформированными многолетними традициями централизованного управления. Другими словами, вовлечение жителей в креативные проекты затруднено их пессимизмом, подкрепленным устойчивыми убеждениями в том, что вся жизнь, в том числе и культурная, концентрируется в больших городах, а сами они изменить ничего все равно не смогут, и поэтому не хотят. Таким образом, общей и главной целью социокультурных проектов, реализуемых в таких городах, является радикальный слом таких традиций, что требует значительных временных, финансовых и эмоциональных ресурсов. Важно при этом подчеркнуть такой важный аспект, как участие: ведь ни один проект не будет успешным, если не будет учитывать запросы и потребности своей целевой аудитории, то есть горожан. Тот факт, что посетители и местное сообщество становятся главными партнерами культурной институции, гармонизируя отношения между всеми стейкхолдерами (то есть заинтересованными сторонами) социокультурного проекта, и есть проявление концепции культуры участия, которая призвана создать устойчивую экосистему взаимодействия всех заинтересованных сторон проекта, что в конечном итоге позволило бы преобразовать облик города и изменить жизнь его жителей к лучшему [18, с. 83–84; 19, с. 107] (Zinoveva, Matskevich, 2015, р. 83–84; Zinoveva, 2013, р. 107). Поэтому именно в совместной работе и привлечении населения к реализации целей проекта и заключается ключевая идея партисипативного подхода, в рамках которого горожане становятся не просто потребителями результатов проекта, а активными его участниками [20, с. 6, 14, 36; 21, с. 7–13] (Kochurkin, Ostrogorskiy, 2018, р. 6, 14, 36; Sanoff, 2015, р. 7–13).

Междисциплинарные арт-резиденции как импульс для развития городов

В условиях растущей популярности креативной экономики, предполагающей создание новых (инновационных) продуктов, добавленной стоимости благодаря новым идеям, инновациям и творческому подходу, особый интерес представляют междисциплинарные и исследовательские (research-based) арт-резиденции, предполагающие встречу на своих площадках представителей разных профессий (необязательно связанных именно со сферой культуры и искусства и – в более широком смысле – творческих индустрий), которые благодаря совместным усилиям реализуют проекты, способные преобразить жизнь города и произвести значимый социокультурный эффект для его населения, помочь жителям увидеть свой город с новых сторон, о которых они раньше не подозревали. Подобные резиденции, как представляется, могли бы привлекать исследователей из разных сфер деятельности (например, математиков, физиков, экономистов и др.), которых бы объединял творческий подход к решению вопросов, точки пересечения интересов, бэкграунд.

Междисциплинарные и исследовательские арт-резиденции могут принимать художников, работающих с различными медиа, в разных дисциплинах и областях искусств. Как художники, так и хозяева резиденции стремятся чаще исследовать возможности сотрудничества с партнерами в других секторах за пределами сферы искусства. В фундаментальном труде (одном из немногих, посвященных углубленному изучению арт-резиденций) «Contemporary Artist Residencies. Reclaiming Time and Space» описывается несколько резиденциальных проектов подобного рода.

Ярчайший пример практики взаимодействия институций сферы культуры с образовательными организациями – Nida Art Colony (NAC), Литва [22], которая реализует программу резидентуры в Нидской докторантуре и инициирует художественные, образовательные и исследовательские проекты. NAC – это место встречи опытных и начинающих художников, работающих в любых дисциплинах. Художественный, кураторский и образовательный процесс лежит в основе деятельности NAC, которая в основном сосредоточена на профессиональном развитии художников и неформальном художественном образовании для молодежи.

О резиденции NAC целесообразно рассказать чуть подробнее [3, с. 109] (Elfving, Kokko, Gielen, 2018, р. 109). Эта платформа ориентирована на творческую синергию академического и неакадемического образования, художественной и научной практики, интенсивной работы и досуга. NAC является подразделением Вильнюсской академии художеств, которая была открыта в 2011 г. Она работает круглый год, принимает около 700 человек в год и предоставляет пространство для семинаров, интенсивных курсов, выставок, репетиций, выступлений художников и выставок на своих площадках. Итогом этой деятельности являются образовательные проекты, презентации, выставки, трансляции и публикации.

Программа проживания в NAC предоставляет избранным художникам возможность жить и работать в Ниде (Литва) на период от двух до шести месяцев. NAC расположена в отдаленном месте, находящемся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, в окружении уникального ландшафта Куршской косы: леса, песчаных дюн, пресноводной лагуны и моря.

Программа способна принимать до пяти иностранных резидентов одновременно. NAC регулярно работает с художниками и исследователями из таких областей, как история, экология и политика, визуальное искусство, и междисциплинарных сфер. Программа также открыта для дизайнеров, архитекторов и кураторов, а также специалистов-практиков, занимающихся исполнительским искусством, звукозаписью, ремеслами и кино.

Цель программы состоит в предоставлении жителям времени и пространства для творчества и обмена опытом. Программа вовлекает резидентов в дискуссии со своими коллегами, участниками художественной программы NAC и докторской школы Ниды. NAC сотрудничает с местными культурными учреждениями и предоставляет возможность организовывать презентации и участвовать в образовательной программе NAC, проводя беседы с художниками или семинары в Вильнюсской академии художеств или местных государственных начальных и средних школах.

Другие примеры междисциплинарных и research-based арт-резиденций, существующие в международной практике, описаны далее [4, с. 21, 24].

Художница Жанна ван Хесвейк, Нидерланды [23] (Jeanne van Heeswijk) исходит из идеи, что общины должны совместно производить свое будущее. По этой причине она годами встраивается в сообщества от Роттердама до Ливерпуля, работая с общинами, чтобы улучшить облик их мест проживания и дать им возможность разрабатывать свое будущее. Художница называет это «радикализацией местного населения».

Бенджамин Дебусер [24] и Вутер Де Рэйв (Бельгия) (Benjamin Deboosere and Wouter De Raeve) в 2013 году провели исследование на Темпельхофере Фельде («Аэропорт Темпельхоф Берлин»), находясь в Берлине на Александерплац.

Голландская культура, Коллекция TransArtists AiR: «Под прикрытием» [25] (DutchCulture|TransArtists AiR Collection: ‘Undercover’) исходит из принципа, что художником может быть кто угодно: антрополог, шпион, таксист, биржевой маклер и др. Эта коллекция фокусируется на «потаенных» художниках и резидентах, то есть участники объединяются в сообщество, систему или компанию.

Резиденциальная программа Kulttuurikauppila [26] в муниципальном образовании Ии (Финляндия) устанавливает связь между муниципальной начальной школой и колледжем, создавая международный колледж искусства. Художественное образование интегрировано во все дисциплины, и частью партнерства является международное, обновляющееся образование для учителей в сфере искусств. Партнерства образуются также с политехникумами и университетами. Такая программа способствовала промотированию имиджа муниципального образования Ии в Финляндии и уже охарактеризована как пример модели художественного образования.

Pollinaria в Абруццо (Италия) [27] иллюстрирует концепцию возрождения аграрной среды. Это радикальная и многогранная программа, разработанная в целях создания нового сельского архетипа. Проекты постоянно развиваются в плодотворном сотрудничестве между искусством, наукой, сельским хозяйством и другими дисциплинами.

The Prix Ars Electronica Collide@CERN [28] – это направление цифрового искусства в рамках трехгодичной программы Collide@CERN, запущенной в 2011 году. Цель The Prix Ars Electronica Collide@CERN – перенести цифровое творчество в новые измерения, сталкивая умы ученых с воображением художников. Эта программа способствует ускорению появления инноваций в сфере культуры в XXI веке. Художник-победитель в сотрудничестве с междисциплинарной командой FutureLab в Ars Electronica создает новые измерения в цифровом искусстве, вдохновленные идеями, разработкой и наукой, создаваемыми в CERN.

Кроме того, из общего числа мировых художественных резиденций можно выделить Центр искусств, наук и технологий при Массачусетском технологическом институте, США (Кембридж) [29]. Центр представляет собой мультидисциплинарную площадку, где творчество поддерживается серьезными исследованиями в самых разных научных областях [30] (Yankina, 2017).

Мультидисциплинарные и исследовательские резиденции существуют и в России. Стоит упомянуть о международной некоммерческой арт-резиденции ArtPlatz Residence. Резиденция, расположенная в НИИ «Крымская астрофизическая обсерватория», одна из немногих претендует на статус science-art residence – другими словами, резиденты работают на стыке науки и искусства. Крымская обсерватория — один из крупнейших центров по исследованию космоса в Восточной Европе. В лаборатории изучают целый ряд космических процессов: магнетизм и активность звезд, нестационарные звезды, двойные звезды, астероиды и спутники планет (здесь открыто более 1500 астероидов), солнечные пятна и вспышки, пульсации Солнца, магнитные поля и многое другое. Помимо изучения далеких космических тел у обсерватории есть и более насущная цель — поддержка и продвижение современного искусства в Крыму. Обсерватория долгое время была неофициальным культурным центром региона. Сюда приезжали художники, музыканты, поэты, среди которых Тимур Новиков, Борис Гребенщиков, Никита Алексеев, Андрей Вознесенский и многие другие. В обсерватории в летнее время каждый день проводят стандартные экскурсии с посещением телескопов, где можно посмотреть на звездное небо, увидеть планеты и галактики [7].

Два других примера вовлечения исследователей из самых разных областей, в том числе науки, в деятельность арт-резиденций – это резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» и творческая усадьба «Гуслица». Резиденция «Арткоммуналка» в Коломне была основана в 2011 г. Центром культурных инициатив на базе музея «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» (наряду с музеем «Коломенская пастила» входит в музейный кластер «Город-музей» [31]), который посвящен коммунальному быту и диссидентской культуре. В здании музея раньше располагался гастроном «Огонёк», где грузчиком в винном отделе работал писатель Венедикт Ерофеев, будучи студентом Коломенского пединститута.

Резиденция занимается продвижением радикальных творческих решений в сфере современного искусства. Одна из ее главных целей – вовлечение в творческую работу локального сообщества. Таким образом, резиденция призвана разгерметизировать городское пространство, сделав его открытым, эмоционально комфортным и толерантным, поскольку только так старый город сможет начать новую жизнь в современных реалиях.

Художественная и литературная резиденции функционируют как открытая лаборатория и мастерская, круглый год принимая художников и писателей и оплачивая им гранты. В течение года, сменяя друг друга, в резиденции работают пять художников и два писателя из России и зарубежных стран [32, 33]. При этом работы мастеров можно увидеть не только на финальной выставке, но и в течение всего времени проживания резидента [34, 35]. Наряду с этим в «Арткоммуналке» проходят образовательные занятия, мастер-классы, экспертные встречи, лекции специалистов, музыкальные события, привлекая в музей-резиденцию креативный класс, который формирует новое интеллектуальное пространство, столь необходимое сейчас жителям города. Результатом проектной деятельности становятся разнообразные формы творческой интерпретации исторического наследия и современной культуры Коломны [36].

Создание резиденции «Арткоммуналка. Венедикт Ерофеев и другие» стимулировало запрос художников, которые нуждались в пространстве для реализации своих проектов, которые не могли воплотить в силу нехватки времени и средств. Исторически здание резиденции связано с именем Венедикта Ерофеева, и это неслучайно: ведь Ерофеев в России ассоциируется со свободой творчества. Кроме того, у основателей музея пастилы была потребность оживить обстановку XIX века современным искусством, и арт-резиденция оказалась идеально подходящей для подобного места силы. Сегодня резиденция принимает 6 резидентов в год на конкурсной основе; гранты для художников финансируются из средств, заработанных музеем. После окончания пребывания в резиденции художники не только не обрывают связь с ней, но, напротив, возвращаются в Коломну уже в качестве партнеров в рамках новых проектов музея. Это позволяет собирать команду и привлекать на площадку новые знания и интеллект [37, 38].

Еще один пример платформы взаимодействия творческих людей из разных областей и профессий – это арт-резиденция «Гуслица», расположенная в селе Ильинский Погост Московской области. Усадьба находится в здании бывшей меланжевой мануфактуры конца XIX века и окружена сосновым бором. «Гуслица» объединяет на своей площадке музыкантов, писателей, ремесленников, архитекторов и представителей digital-профессий. В основе идеологии «Гуслицы» — сотрудничество, экономическая целесообразность и экологичность. На территории резиденции проводятся разнообразные мероприятия, включая выставки, концерты, мастер-классы и другие мероприятия для посетителей [2], большое внимание уделяется теме экологии. Интересно, что в «Гуслице» нет наемного персонала, ее функционирование обеспечивается за счет волонтеров и резидентов. Художникам предоставляется помещение для творчества, содействие в реализации проекта, участии в конкурсе и продаже работ [34, 35]. Таким образом, «Гуслица», по сути, является одновременно и образовательным центром, и арт-резиденцией под открытым небом, в которой живут и работают российские и зарубежные художники, музыканты и поэты из разных стран; туристы же здесь имеют возможность отвлечься от городской суеты и попробовать себя в творчестве [40]. На площадке «Гуслицы» за счет синергии искусств на стыке древних традиций и современного искусства создается новая, позитивная среда для общения, способствующая возрождению культуры края, вовлечению местных жителей в культурные процессы, в том числе и международные, чтобы преобразить общество потребителей в общество созидателей [41].

Наконец, арт-резиденция в Ижевске – это не только площадка для реализации творческого потенциала ижевской молодежи в различных сферах искусства, таких как театр, кино, визуальное искусство, анимация, музыка, фото, мода, и других областях современной культуры и искусства [3]. На сегодняшний момент в ней реализуется новая форма резидентства – трехлетний акселератор, во время которого участники последовательно приобретают навыки творческого предпринимательства, позволяющие им запустить собственный проект. Так, в первый год обучения резиденты обучаются навыкам базового менеджмента, в том числе управления малыми группами сотрудников или проектами; во второй год осваивают знания по маркетингу и креативному предпринимательству в рамках развитого менеджмента; а на финальном этапе (третий год) применяют полученные знания для поиска оптимальной, устойчивой модели функционирования креативного «стартапа» [45].

Заключение

Симбиоз искусства и науки (art and science) на одной площадке преследует не только образовательную цель, но и является инструментом привлечения и вовлечения локального сообщества в творческую деятельность в самом широком смысле этого слова (необязательно исключительно в искусство).

Междисциплинарные арт-резиденции могут принимать художников, работающих с различными медиа, в разных дисциплинах и областях искусств. Как художники, так и хозяева резиденции стремятся чаще исследовать возможности сотрудничества с партнерами в других секторах за пределами сферы искусства. В research-based резиденциях художники через исследовательский процесс находят решения и альтернативные подходы к вопросам, возникающим в результате этого исследования, создавая тем самым уникальный опыт проживания. Таким образом, в отличие от тематических резиденций, они более тесно взаимодействуют с локальным сообществом и местностью, в которой они работают.

На международном уровне, как мы видим, такой подход креативными пространствами весьма поощряется и развивается. В России подобных пространств пока не так много, но они набирают все большую популярность, особенно в небольших городах, нуждающихся в новом импульсе для развития. Междисциплинарные и исследовательские резиденции могли бы стать таким импульсом, поскольку привлекают в города креативный класс, способный создавать новое за счет своих знаний, навыков и талантов, артикулируя при этом локальную культуру и традиции. Как следствие, рост благосостояния населения ввиду создания новых рабочих мест, мест культурного и семейного досуга и качества жизни в целом способствовал бы повышению привлекательности города как комфортного места проживания горожан, так и как новой точки на культурной карте России для туристов из других регионов и даже стран.

Мультидисциплинарность арт-резиденций могла бы стать и внутренним фактором, повышающим эффективность реализации таких проектов и расширяющим полномочия работников (например, присутствие представителей экономических профессий существенным образом дополнило бы эффективность финансового обеспечения проекта). Таким образом, в рамках подобных резиденций стирается граница между деньгами и творчеством, а творческие индустрии становятся способом финансового обеспечения места или города.


БЛАГОДАРНОСТИ:
Автор выражает благодарность Щербаковой И.В. за плодотворное обсуждение и ценные комментарии.

[1] Это и самоорганизованные резиденции, не зависящие от культурной политики государства и частных фондов; онлайн-резиденции; совместные резиденции в области технологического искусства и science art.

[2] Для этих целей в усадьбе, помимо арт-резиденции, имеются выставочные залы, художественные мастерские, производственные цеха, оборудован кинозал, лекторий, помещения для мастер-классов, кафе и гостевые комнаты, баня на дровах с бассейном.

[3] Актуальные проекты «Арт-резиденции»:

- «Паблик-арт» искусство в публичном пространстве (куратор Максим Верёвкин);

- Школа современного искусства лекции, практические занятия, выставки (куратор Максим Веревкин);

- «Студия» музыкальная lo-fi студия в АР (кураторы Максим Веревкин, Александр Скворцов);

- Театральная группировка «ДОГМА» (куратор и режиссер Андрей Хмелёв);

- «АР» пул удмуртских молодежных проектов: ЮМОК_театр, Кубыз-фест, Urban Udmurt, Murdala lab и др. (куратор Дарали Лели);

- Ижевская студия продюсирования видео-арта «Комната» (кураторы Людмила Батуева, Илья Безработный, Дмитрий Барабанов);

- «Саунд-дизайн» (куратор Александр Скворцов);

- «Рисуют все!»: Illustrator's brekfast, Живая линия (куратор Таня Кузнецова).

Проекты резидентов: «Яркое начало. Арт-десант» (куратор – Ирина Мамаева).

Подробнее см. [42–44].


Источники:

1. Якушина Н.П. Арт-резиденция как инновационная модель управления креативным пространством приморского города // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 1-1. – c. 148-154. – doi: 10.24411/2500-1000-2018-10446 .
2. Демшина А.Ю. Диалогическое построение арт-пространства как форма развития современной культуры // Вестник санкт-петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 2(31_. – c. 44-48.
3. Elfving T., Kokko I., Gielen P. (eds.) Contemporary Artist Residencies: Reclaiming Time and Space. - Valiz, 2018. – 272 p.
4. European Commission. Policy handbook on artists' residencies. European agenda for culture: work plan for culture 2011-2014 – Study. Directorate-General for Education, Youth, Sport and Culture. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/assets/eac/culture/policy/cultural-creative-industries/documents/artists-residencies_en.pdf (дата обращения: 18.03.2021).
5. Хангельдиева И.Г. Арт-резиденция как инновационный субъект современного арт-рынка // Social and cultural institutions in the modern world: Materials of the V international scientific conference on April 22–23, 2017 / Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». Prague, 2017. – c. 44.
6. «Похожих арт-резиденций нет»: куратор Георгий Никич о миссии галерей-мастерских. Theoryandpractice.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/9693-art-residencies-nikich?fbclid=IwAR1yhUxYVfTc7s4RsY5mmfRDrFdYIYlI2IQhFfIq2_fyJJv0ZFS5oSK8RA0 (дата обращения: 18.03.2021).
7. От Кронштадта до Бахчисарая: самые удивительные арт-резиденции. Daily.afisha.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/ot-kronshtadta-do-bahchisaraya-samye-udivitelnye-artrezidencii/?fbclid=IwAR0fEqdh5cuw5NkHZ52MfPaErX1642BC1V_ECZZHlvRJTNCtBgrDX2o-clA (дата обращения: 18.03.2021).
8. Синицына В. Лучшие арт-резиденции России и Европы. Bigvill.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://bigvill.ru/career/1771-luchshie-art-rezidentsii-rossii-i-evropy/?fbclid=IwAR185pC3AQgKNfiDhLJnasXzr5OQJ23t7uN7GO1uWuqQ2VAYdlkYgkY4w7U (дата обращения: 18.03.2021).
9. Антонова Л.Ю. Влияние креативных составляющих на городскую культурную среду: региональный аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – № 6(86). – c. 17-26.
10. Титова Т.Ю., Салько В.Н. Арт-кластер как новая форма общественного пространства // Архитектурные исследования. – 2018. – № 1(13). – c. 105-110.
11. Суховская Д.Н. Социально-философский анализ креативных структур современного городского поселения // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – c. 126-130.
12. Ермакова Л.И., Суховская Д.Н., Горохова А.Е. Специфика формирования креативного пространства в моногородах // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – c. 19-23.
13. Молчанская Д. Арт-резиденции как способ изменить жизнь городов. Omskzdes.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://omskzdes.ru/specprojects/47728.html (дата обращения: 18.03.2021).
14. Елисеева Е.В. Механизмы интеграции и кооперации сложных экономических систем в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Вопросы науки. – 2017. – № 6(7). – c. 170-173.
15. Кашапов Р. Иностранный опыт: Как арт-резиденции решают проблемы городов. The-Village.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.the-village.ru/village/city/abroad/112891-kak-art-rezidentsii-menyayut-goroda-i-derevni?fbclid=IwAR0bbYyCQyQRLS5hgnpZL3pu_G5rsC7NvBy6oHxySbBQTJziIcZdrEhBryo (дата обращения: 18.03.2021).
16. Попова А. Преобразить провинцию: современное искусство отправилось в регионы. Известия. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/792244/anastasiia-popova/preobrazit-provintciiu-sovremennoe-iskusstvo-otpravilos-v-regiony?fbclid=IwAR0Yx2E-uX7UmetQPHk6PDywcO17ZM6a4aGsMtqyiRG_8dLxRsDdg280Rm (дата обращения: 17.03.2021).
17. Лэндри Ч. Креативный город. / пер. с англ. В. Гнедовского, М. Хрусталевой. - М.: Классика - XXI век, 2011. – 399 c.
18. Зиновьева Ю.В., Мацкевич Ю.Ю. Музей и его партнеры: взаимодействие с местным сообществом // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2015. – № 212. – c. 83-92.
19. Зиновьева Ю.В. Стратегии коммуникации музея: 20 лет постсоветской трансформации // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 3(16). – c. 102-107.
20. Кочуркин А., Острогорский А. Создай свой город. / Методическое пособие по развитию дворов и общественных пространств в малых городах., 2018. – 59 c.
21. Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. - Вологда: Проектная группа 8, 2015. – 169 c.
22. Официальный сайт Nida Art Colony. [Электронный ресурс]. URL: http://nidacolony.lt (дата обращения: 18.03.2021).
23. Официальный сайт Жанны ван Хесвейк. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jeanneworks.net (дата обращения: 18.03.2021).
24. Официальный сайт Бенджамина Дебусера. [Электронный ресурс]. URL: https://www.njamin.be (дата обращения: 18.03.2021).
25. Официальный сайт DutchCulture|TransArtists AiR Collection: ‘Undercover’. [Электронный ресурс]. URL: http://www.transartists.org/dutchculturetransartists-air-collection (дата обращения: 18.03.2021).
26. Официальный сайт резиденциальной программы Kulttuurikauppila. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulttuurikauppila.fi (дата обращения: 18.03.2021).
27. Официальный сайт программы Pollinaria. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pollinaria.org (дата обращения: 18.03.2021).
28. Официальный сайт The Prix Ars Electronica. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aec.at/prix/en/collide (дата обращения: 18.03.2021).
29. Официальный сайт Центра искусств, наук и технологий при Массачусетском технологическом институте. [Электронный ресурс]. URL: http://www.arts.mit.edu (дата обращения: 18.03.2021).
30. Янкина С. Где искать актуальных художников: 5 арт-резиденций мира. Art-and-houses.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://art-and-houses.ru/2017/03/31/gde-iskat-aktualnyh-hudozhnikov-5-art-rezidentsij-mira (дата обращения: 17.03.2021).
31. Страница некоммерческого партнерства Коломенский центр развития познавательного туризма «Город-музей» на Википедии. Ru.wikipedia.org. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Город-музей_(Коломна) (дата обращения: 17.03.2021).
32. Павлова Н. Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие». MMOMA Dialogue of Arts Di.mmoma.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://di.mmoma.ru/news?mid=1212&id=351 (дата обращения: 17.03.2021).
33. Официальный сайт Музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и другие». [Электронный ресурс]. URL: http://artkommunalka.com (дата обращения: 17.03.2021).
34. Шайхутдинова А. 7 главных арт-резиденций России. Strelkamag.com. [Электронный ресурс]. URL: https://strelkamag.com/ru/article/7-glavnykh-art-rezidencii-v-rossii?fbclid=IwAR0E3EEMm0_pGEueX-z6Y_YjgKK2f9rTvVqf3vl1Fmxd4Jk2gP8E4qiyaf (дата обращения: 15.03.2021).
35. Официальный сайт Музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и другие». [Электронный ресурс]. URL: http://artkommunalka.com (дата обращения: 17.03.2021).
36. Форум Ассоциации арт-резиденций России. Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие». Dommetenkova.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://dommetenkova.ru/airofrussia_who_17 (дата обращения: 15.03.2021).
37. Лекция Натальи Никитиной «Коломенская пастила. Творческий кластер со сладкой начинкой» в рамках «Открытой среды» Шанинки в Парке Горького. Youtube.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Z_mxt11GKws (дата обращения: 15.03.2021).
38. «Арткоммуналка» открылась в Коломне. Kolomnaonline.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://kolomnaonline.ru/blog/2011/12/05/artkommunalka-otkryilas-v-kolomne (дата обращения: 17.03.2021).
39. Официальный сайт творческой усадьбы «Гуслица». [Электронный ресурс]. URL: http://art-guslitsa.ru (дата обращения: 16.03.2021).
40. Манзюк А. Усадьба «Гуслица» в Подмосковье: творческий коворкинг и арт‑терапия для туристов. Riamo.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://riamo.ru/article/301672/usadba-guslitsa-v-podmoskove-tvorcheskij-kovorking-i-art-terapiya-dlya-turistov.xl (дата обращения: 16.03.2021).
41. Творческая усадьба «Гуслица». Art Узел. Все о современном искусстве. [Электронный ресурс]. URL: http://artuzel.com/content/%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0-%D0%B3%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0 (дата обращения: 16.03.2021).
42. Официальная страница арт-резиденции в Ижевске на Facebook. [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/artrezidenciya (дата обращения: 18.03.2021).
43. Официальная страница арт-резиденции в Ижевске В Контакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/artrezidenciya (дата обращения: 18.03.2021).
44. Официальная страница арт-резиденции в Ижевске в Instagram. [Электронный ресурс]. URL: https://www.instagram.com/artrezidenciya (дата обращения: 18.03.2021).
45. Презентация руководителя арт-резиденции в Ижевске Азалины Закировой в рамках курса «Предпринимательство и локальные культуры» в МВШСЭН (программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере культуры», 2 год обучения)

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:39