Тенденции развития российского рынка туризма на фоне внедрения современных информационных технологий

Плешивцева А.А.1
1 Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Март 2023)

Цитировать:
Плешивцева А.А. Тенденции развития российского рынка туризма на фоне внедрения современных информационных технологий // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 3. – С. 785-800. – doi: 10.18334/epp.13.3.117429.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50792815
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Текст статьи отражает авторское представление о развитии туристского рынка в России с учетом глобальных технико- технологических изменений на мировом рынке отрасли, пережившей пандемию и спад. Актуализация данной темы связана с глубокой трансформацией туризма и с растущим финансовым интересом к нему государственных структур. В качестве научной цели в статье обозначена проблема исследования тенденций развития российского туристского рынка в связи с интеграцией отрасли, расширением сфер влияния и внедрением новых технологий в процесс создания турпродукта. а также с рождением новых форм и методов работы, повышающих конкурентоспособность и прибыль. Автором сделана попытка определить выраженные тенденции развития российского рынка туризма на данном историческом этапе. В заключении систематизированы основные результаты, полученные при решение задач на пути к исследуемой цели. Данная тема может стать частью большой фундаментальной работы о внедрении инновационных технологий в туристскую отрасль в будущем, где отразятся материалы не только по положительной динамике применения новых технологий, но и некоторые отрицательные моменты., которые связаны с отсутствием строгих правил конфиденциальности при использовании автоматизированными системами личных данных потребителей и с определением степени вредности для человека, работающего на компьютере. Данная работа может быть интересна как теоретикам. так и практикам в туристской сфере.

Ключевые слова: туризм, рынок, турагент, туроператор, тенденции, технологии, глобальный, инновации, эпидемия, всемирная туристская организация, общественные туристские организации в России, международный туризм

JEL-классификация: O30, Z31, Z32, L83

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



ВВЕДЕНИЕ

Контекст.В связи с внедрением наукоемких технологий в мире происходят перемены, которые ведут к глобальной интеграции и созданию мировой инфраструктуры. В экономике этот процесс привел к революционным изменениям и определил тенденции развития различных отраслевых рынков. Необходимо отметить взаимосвязь технико-технологических изменений с социально-политическими и культурными сдвигами в обществе.

Сегодня под влиянием внешних факторов бизнес стремительно меняется, захватывая цифровые площадки, трансформируясь и меняя рычаги влияния и формы существования. Особенно это видно в туристском бизнесе, который сильно пострадал за последние несколько лет под действием американских и европейских санкций, а также пандемии коронавируса. Это заставило взглянуть на туризм в масштабах страны и мира по-новому, повлияло не только на основные экономические показатели (ВВП, объем инвестиций, количество рабочих мест и др), но и на все сферы общества, проверяя тем самым их готовность оперативно реагировать на нагрянувшую катастрофу.

Новые макроэкономические условия стали диктовать иные стратегические цели и задачи. Тенденция всестороннего использования современных технологий для создания цифровой платформы, а также новых экономически и экологически приемлемых видов продуктов туриндустрии, расширяет контакты турфирм с другими отраслевыми рынками, рождая спрос и предложения, повышая конкурентоспособность игроков. Благодаря внедрению инновационных информационных технологий и появлению туристских предприятий мирового уровня, российские представители успешно интегрируются в международный туристский бизнес.

Обзор научной литературы по проблеме исследования. Экономика туризма как сравнительно молодая дисциплина рассматривается вместе с другими общественными науками - политологией, социологией, правом, культурологией и др. Изолировать туризм от общей истории человечества, от развития естественных и технических наук, а также всего комплекса значимых отраслей развития человеческой жизни - не возможно.

О развитии рынка туристской отрасли в России написано мало монографий и научных статей. Бурное развитие туризма (въездного, выездного и внутреннего) началось в XXI веке. До этого в стране был популярен внутренний туризм, который ассоциировался с культурным отдыхом и спортом.

Инновационные процессы в туристском бизнесе могут выступать в самых различных формах и иметь свои особенности. Это подчеркивается в трудах авторов, которые были использованы при данном исследовании, таких как Новиков В.С., Морозов М.А., Ивойлова И.В. и др.. Особенно подчеркивается "тенденция к глобализации туризма, как и других отраслей экономики, отражающих сотрудничество государств и социальных организаций в политической, экономической, культурной и других отраслях" [10, c. 208]. Авторы справедливо считают, что современную сервисную деятельность невозможно представить без систем бронирования и резервирования, глобальных компьютерных сетей, мультимедийных технологий, систем управления гостиничным и туристским комплексом, а также других информационных технологий, определяющих уровень и эффективность работы сервисной фирмы [12]. Информация об общих тенденциях внедрения информационных технологий в сфере туризма, показывает активную работу ряда фирм, специализирующихся в этой области, позволяющих говорить о хороших перспективах рассматриваемого направления.

В исследовании особое внимание уделяется правоотношениям между участниками рынка. Туристская отрасль. как экономически значимая сфера регулируется и управляется государством. Это отражается в инвестиционной и проектной политике по поддержке туриндустрии и в постоянном совершенствовании законодательной базы [1. 2. 3] .

Динамика развития туристской отрасли отражается в основном в цифрах, за которыми труд специалистов различных отраслей экономики, образования и культуры Цель исследования в том, чтобы определить полный состав игроков на российском рынке туризма - тех, кто определяет тенденцию его развития. Результатом данного исследования можно считать предложения по новой стратегии развития российского туристского бизнеса и более детальной характеристике тенденций развития рынка отрасли. Попытка автора тезисно показать выраженные тенденции развития современного рынка туризма в России с присущими ему особенностями претендует на новизну и особое внимание.

2. МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ

При проведении исследования использовалась официальная информация, публикуемая российскими и международными источниками.

Предметом исследования выступают тенденции развития рынка туризма в России как части большой мировой туриндустрии и национальной российской экономики.

Объектом исследования выступает рынок туризма. Его развитие зависит от многих факторов, поэтому интересно как он функционирует в нынешний сложный период истории человечества.

Методы, применяемые в работе общенаучного характера - анализ, синтез, сравнение, анализ статистического материала.. Данные источников немного разнились, но в целом сходились в одном - пандемия коронавируса привела туристскую отрасль к калапсу, но открыла новые возможности для работы и отдыха с внедрением информационных технологий.

В предлагаемых материалах туризм рассматривается как:

1. сложная социально-экономическая система, подчиненная внешним и внутренним факторам. Туризм динамично развивался до начала 2020 года, пока мир не охватил коронавирус. Кризисное состояние сохраняется, а геополитические изменения сегодня не дают возможности сделать какие-либо прогнозы.

2. отрасль, которая интегрируется, расширяя зоны своего влияния. Так или иначе все отрасли промышленности и сельского хозяйства, культуры и образования пересекаются на туристском рынке все больше и больше вовлекаясь в эту сферу

3.Интернет играет все возрастающую роль в минимизации издержек гостиничного и туристского бизнеса и приближает потребителей к производителям, туристы имеют возможность сравнивать цены в сети и только потом совершать покупку. Непопулярные и неизвестные дестинации стали открытием для потенциальных потребителей.

4. экономическая отрасль, находящаяся под сферой влияния государства. Представление предмета и объекта исследования соответствует выбранному методу.

Крайняя оперативная информация о тенденциях развития рынка туризма в России ограничивается 2020 годом, поэтому сложно в цифрах представить спрос и предложения, динамику развития конкретного вида туризма, более популярные туристские зоны в России и за рубежом за 2021 - 2022 годы и т.д.

Важной частью исследования представляются материалы, регулирующие туристскую деятельность в России.

В целом представленный и проанализированный материал прошел тщательную выборку автором и во многом является его собственным видением.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ

Современная Россия обладает большими возможностями для превращения туризма в одну из самых перспективных и прибыльных отраслей экономики, но пока не в состоянии зарабатывать на туризме столько, сколько могла бы. Она одна из немногих стран, где туристской отраслью управляют государственные органы. Именно они внедряют новые разработки науки, своевременно информируют и повышают уровень кадров, оперативно оказывают государственные услуги, способствуют отношениям с иностранными фирмами и др. Принятые в Российской Федерации стратегические документы имеют большое значение и направлены на повышение качества и безопасности туристских услуг и на эффективность государственного регулирования в сфере туризма.

Рассматривая рынок туризма в России, в первую очередь исходим из понятия его экономической значимости, где важна совокупность сделок между покупателями и продавцами, предложение и спрос на товары и услуги, совокупность покупателей того или иного вида товаров и услуг. На рынке туристических услуг в настоящее время действуют два типа компаний - туроператоры и турагенты.

Туроператоры производят туруслуги, а именно оформляют визы, трансферы, покупку авиабилетов, размещают в гостиницы, оформляют страховки и т.д.). Туроператор отвечает перед потребителем за качественное и своевременное предоставление комплекса работ и услуг согласно заключенному между туроператором и турагентом договору.

Турагент - предоставляет услугу в виде продажи путевок и комплекса различных услуг. Турагенты обслуживают туриста во время прохождения тура. Тур предполагает наличие туристского пакета с определенным маршрутом путешествия, а также дополнительного комплекса услуг, который выбирает сам турист. туроператор и турагент должны неукоснительно соблюдать требования безопасности для жизни и здоровья туристов при оказании услуг.

Современные туроператоры и турагенты для эффективности работы используют информационные технологии. Информационная технология - это система взаимосвязанных методов и способов сбора, хранения, накопления, поиска, обработки информации на основе применения средств вычислительной техники. Эти системы предназначены для автоматизации турфирм по формированию и реализации турпродукта потребителю. Функционально они обеспечивают выполнение заказов клиентов за счет доступа к основным компьютерным системам резервирования; автоматизируют служебные функции по формированию документов - счетов, ваучеров, билетов и путеводителей, взаиморасчеты с главными компьютерными и транспортными системами; служат системой управления, которая актуализирует данные о деятельности фирм и предоставляет руководителям информацию, необходимую для принятия решений.

Всемирная информационная компьютерная сеть Интернет связывает между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных компьютеров для обмена информацией. Интернет дает возможность всем участникам рынка туризма работать как единый офис.

Существуют различные системы бронирования, которые позволяют агентству получать оперативную и достоверную информацию о ценах и свободных местах в любой момент, а также следить за прохождением заказа на всех этапах его осуществления. Внедрение систем бронирования существенно сократило время обслуживания клиентов и обеспечило резервирование в режиме онлайн, снизило себестоимость услуг, авиакомпании расширили спектр информации, представленной в системах бронирования, которые превратились в программные комплексы, обслуживающие группы авиакомпаний. Дополнительная информация о рейсах, типах задействованных самолетов, подробном описании тарифов, смежных отраслях туристского бизнеса и др., сделала эффективным новые технологии бронирования. К популярным системам бронирования относится CRS: глобальная система в области туруслуг Amadeus ( к ней подключены более 9000 агентских терминалов), глобальная система Galileo( обеспечивает туриста и турагента информацией о туристских продуктах и услугах), Sabre (устанавливает связь между продавцами и покупателями и насчитывает более 55 000 турагентств, 400 авиакомпаний, 86 тыс. гостиниц, 25 компаний по прокату автомобилей, 12 круизных) и др.

Сегодня на российском рынке туризма функционируют несколько крупных туроператоров, чья деятельность распространяется по всему миру и признана в профессиональных сообществах. Рейтингом надежности на начало 2022 года обладают:

1"CoralTravel" - - дочерняя компания международного туристского холдинга. Владеет собственными отелями от трех до пяти звезд и авиаперевозчиками. Кроме туров в 35 стран мира организовывает семинары, имеет корпоративные предложения.

2. "Fun&Sun" - одна из ведущих туристских компаний в России, в которую входят туроператор и сеть турагентств.

3. "TezTour" - работает со всеми категориями туристов. В программе уникальные VIP-предложения, детский отдых, организует семинары и конференции. Собственные офисы расположены в 23 странах мира.

4. Турагентство выгодных туров "Sunmar" В 37 городах имеет региональные офисы, обладатель нескольких российских и международных наград и премий за вклад в развитие туризма. Маршруты работы - европа, Средиземноморье, Азия, Латинская Америка.

5. Международный холдинг "Intourist" - занимается внешним и внутренним туризмом по территории России. холдинг владеет собственной сетью турагентств, которые предлагают пляжный отдых, спортивный, экскурсионный, горнолыжный.

6. "PegasTouristik" - предлагает отдых в 22 странах мира. Сотрудничает с 2.500 лучшими мировыми отелями., работает с крупными авиаперевозчиками и организует вылет из 50 крупных городов РФ. Фирма организует индивидуальные и групповые туры.

7. "ICSTravelGroup" - предлагает услуги по массовому отдыху в Европе, Африке, Азии и Средиземноморье. Организовывает клубный отдых и отдых для самых маленьких.

8. "anextour" - офисы в 10 странах Европы, Азии, Аравийского полуострова. Организовывает туры в России и за рубежом.

9. " БиблиоГлобус" - на рынке туризма существует более двадцати лет. Организует туры по странам Америки, Азии, Африки и Европы.

10. Национальный туроператор "Алеан" - первая компания, внедрившая собственную систему онлайн бронирования на сайте уже в 2006 году и запустившая в продажу пакетные туры по России и предложила систему динамического пакетирования. Фирма популяризирует российские курорты и их рекреационные возможности в страны и за ее пределами.

Если посмотреть назад, в историю СССР, основное внимание уделялось внутреннему туризму, особенно социальному, а в меньшей степени международному. В годы перестройки (конец 1980) резко снизились бюджетные дотации на социальный туризм, что привело к снижению числа туристов внутри страны в 30 раз [3, с. 8].

С конца XX века Россия становится частью мировой экономики и страной с рыночным хозяйством. Изменились общественные отношения и институты власти. Нормы права разрешали гражданам свободно передвигаться по миру и совершать сделки. Теперь россияне могли больше зарабатывать, путешествовать и устраивать деловые поездки. Увеличилось также число иностранных туристов, желающих узнать Россию. Закономерно появилась потребность в организованном туризме, в отраслевых предприятиях мирового уровня, появился динамично функционирующий рынок с туроператорами, турагентами, организациями и т.д.

Уже в 1996 году "Натали Туре" объявила об открытии собственного сайта в Интернете и начала бронирование в режиме реального времени. Позднее начали открывать собственные сайты и другие крупные туристские организации - "Спутник", "Интурист" Большое путешествие", "Бегемот" и др. - всего 600 ресурсов российских турфирм [3, с. 8]. Благодаря внедрению современных технологий, Россия стала неотъемлемой частью мирового туристского рынка.

В 2000 году появились первые российские сетевые объединения туристских организаций. Пока на рынке не было крупных корпораций, но уже были начаты процессы интеграции, особенно в сфере объединения гостиничных и туристских организаций. Некоторые гостиницы начали соответствовать международным стандартам обслуживания в виде единого управления, маркетинга, гибкой системы тарифов и благодаря этому стали частью известных в мире гостиничных цепей, таких как "Sheraton", "Mariott", "Hilton" и др. В международные консорциумы вошли российские отели "ART" и "Аэростар, а российская компания BestEasternHotels, объединил совместные усилия российских гостиниц (всего 157) по продвижению туристского продукта. В России также создались совместные предприятия - "Редиссон Славянская", "Балчук Кемпински" и др.. Объединение гостиничных организаций способствовало улучшению качества гостиничных услуг в России и их соответствие международным стандартам.

В начале 21 века российские туроператорские объединения находились на среднем уровне, однако очень быстро наращивали темпы роста. Финансовые структуры создавали туристские фирмы по собственным инвестиционным проектам. О строительстве мощного международного холдинга объявил новый на рынке российско-американский оператор "Капитал-Тур", который зарекомендовал себя как многопрофильный высокотехнологичный туроператор. В это же время появились розничные сети туроператоров ("Нева", "Тез-Тур"), объединение турагентств ("Глобал Тревел", "Би-Тревел"), франчайзинговые сети (сеть пляжного отдыха "Велл", магазинов горящих путевок и др.). Объединились также компании крупных авиаперевозчиков - "Сибирь», "Внуковские авиалинии" и"Аэрофлот".

Интенсивное развитие внутреннего и выездного туризма в XXI веке изменило сферу влияния туриндустрии – из культуры и отдыха она перешла в сферу экономических отношений, становясь объектом изучения экономической науки. Все чаще приходит осознание того, что от эффективного функционирования туристской отрасли зависит уровень развития страны и благосостояния населения. В настоящее время индустрия туризма во всех ее видах и проявлениях признана системообразующей и перспективной отраслью экономики Российской Федерации.

Россия многонациональная страна, где часть народов живут на своей исторической земле, а другие выбрали ее своей Родиной. Это создает уникальную возможность развивать региональный туризм, демонстрируя мирное сосуществование разных народов и религий под единым флагом. Туристская отрасль в России регулируется государством и отвечает ее национальным интересам. На уровне министерств разрабатываются новые программы по стратегии развития и инвестирования, активно внедряются инновации, оказывается содействие предприятиям и т.д.

Нагрянувшая весной 2020 года пандемия из-за распространения вируса COVID – 19 изменила мировоззрение людей, заставила пересмотреть культурно-ценностные и экономические отношения. Мир, привыкший к бурным интеграционным процессам, не был готов к такому локдауну, к замораживанию жизненно важных институтов и отраслей экономики. Новые защитные меры приостанавливали передвижения людей, поэтому не удивительно, что туристская отрасль понесла большие потери. Пандемия не только нанесла ущерб экономике стран мира, но и унесла миллионы жизней. COVID -19 показал, как невидимый микроорганизм способен в миг разрушить видимую экономическую мощь и финансовую стабильность. Туристская отрасль потеряла сотни миллиардов долларов и миллионы рабочих мест – по подсчётам Всемирной туристской организации UNWTO потери экономики туризма превышают 1трлн долларов, и более 100 млн. сотрудников потеряли работу. Ранее, в 2019 году, по данным этой же организации объем мировой туристской отрасли составил 1,5 трлн. Долларов.

Согласно Государственному Реестру за 2020 год количество турфирм в России сократилось с 4613 в 2019 г. до 4.298. Количество международного въездного и выездного туризма сократилось с 3130 в 2019 до 2.436 в 2020 г, а внутренний туризм остался практически на тех же позициях - 1259 в 2019 г и 1243 в 2020 г [3].

Международные, региональные и местные ограничения на поездки сразу повлияли на национальную экономику, включая сферу туризма - международные поездки, внутренний туризм, однодневные поездки, а также различные сегменты туриндустрии, такие как воздушный транспорт, круизы по воде, общественный транспорт, средства размещения и др.

Международные связи и рынки заработали, когда беда отступила, но обозначила жизненные ценности и приоритеты – это, в первую очередь, противоэпидемиологические нормы, обязательные прививки и разные ограничения, защищающие здоровье людей; на рынок вышли цифровые стартапы treveltrech, появились новые возможности для индивидуальных туров и многое другое. Люди перешли на дистанционную работу, отдых, учебу, путешествия. Для производства материальных благ это было губительным условием, а для услуг, которые в большинстве случаев можно было оказывать онлайн – спасением - удобно, экономно и комфортно.

Сфера услуг, особенно туризм, первая перешла на новый формат работы с учетом введенных ограничений и правил. В глобальном смысле изменились макроэкономические условия внешней среды, усилилась конкурентная борьба, бизнес потребовал наличия новой стратегии развития в складывающихся обстоятельствах. Например, развивать и инвестировать интеллектуальные проекты:

1. Поменять подходы к организации внутреннего и международного туризма;

2. Запустить новые цифровые платформы. Сегодня цифровая инфраструктура – самая привлекательная площадка для обучения, изучения, развития, путешествий и получения прибыли. Инновационные процессы в науке порождают изменения в технике и технологии, модернизируют процессы, экономят время и деньги, влияют на поведение человека. В туристском бизнесе они могут выступать в самых различных формах и иметь свои особенности;

3. Активно использовать современные технологии для проведения онлайн-мероприятий среди участников туристского рынка: тематические онлайн конференции, обучающие курсы успешных продавцов, зоны роста, игровой нетворкинг, выставки и многое другое для обсуждения новых принципов и технологий взаимодействия между поставщиками, агентами и клиентами, результатов и методов удаленной работы. Например, в России представлена крупнейшая выставка-конференция TrevelITWorkShop, посвященная инновационным технологиям в туристском бизнесе. Каждый год на эту выставку собираются ведущие специалисты из разных сфер, презентующих самые важные разработки для развития турбизнеса;

4. Стремиться к производству и реализации экологически приемлемых товаров и услуг, чтобы не нанести вреда окружающей среде и человеку. Говоря о развитии подобных услуг, можно привести в пример стремительно развивающийся вид туризма - экотуризм. Работая в этом направлении надо исходить из принципов экотуризма - сохранение биологического разнообразия рекреационных природных территорий, повышение уровня культуры всех участников экотуризма, сохранение этнографического статуса рекреационных территорий. Развивая экотуризм мы охраняем природу.

5. Активно использовать инновации, способствующие бережному отношению и сохранению здоровья людей, животных и растений;

6. Развивать «городской туризм», т.к. у городов больше возможности реагировать на изменения. В пандемию, в период самоизоляции, для поддержки турбизнеса в городах запустили новый вид путешествий - онлайн-путешествия культурно-образовательного характера по городам и музеям; на онлайн-площадках проходили переговоры, конференции по обмену опытом и инновационным предложениям;

7. Расширить профессиональные навыки специалистов в связи с цифровизацией сервисной сферы;

8. Разрабатывать новые государственные и частные программы по поддержанию и дальнейшему развитию отрасли, и многое другое.

Туристская индустрия постоянно совершенствуется и развивается, предлагая новые услуги потребителям. "Десятая часть трудоспособного населения Земли, по данным Всемирного совета по туризму работала в 2019 году в сфере туризма. На данную отрасль экономики приходилось 10,3% мирового ВВП. Для России эта доля в 2017 - 2018 гг. составила 3, 9% на 0,9 превысив показатели США, Великобритании и Австралии" [9, с. 127].

Отраслевой рынок, являясь системой социально-экономических отношений, быстро меняется и модернизируется, неся за собой глобальные перемены. Сегодня, туристский рынок, связывая потребителей и производителей услуг, в мировом масштабе имеет свои выраженные тенденции, присущие исключительно этому виду бизнеса:

1. Все больше людей предпочитают организованный отдых. Число туристов в мире растет, расширяя рекреационные зоны, наряду с имеющимися появляются новые виды туризма. К нему необходимо подходить как к отдельному крупному и самостоятельному хозяйственному комплексу народной экономики, который объединяет разные отрасли, расширяя сферу своего влияния. Сложно назвать отрасли, которые не связаны с туризмом;

2. Увеличивается число туроператорских и турагентских предприятий, работающих внутри страны. Это способствовало появлению новых рабочих мест, развитию внутреннего туризма и новых туристских зон.

3. Отсюда увеличение числа продаж и объема оборота, а также устойчивый рост цен. Поскольку в нынешний кризисный период цены растут на все предметы первой необходимости, то людям приходится искать более оптимальные цены для туристических поездок, или выбирать экономные виды туризма.

4. Борьба с конкурентами заставила предприятия туризма объединяться в более крупные компании, что изменило рынок полностью – зоны влияния, вопросы ценообразования(в том числе и контроль за ценами), создаются группы по видам туризма и территориальному признаку;

5. Появились новые источники прибыли. В туристский бизнес все чаще и больше начали вливаться различные отрасли экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, финансовые, торговые, социально-культурные). Такая интеграция делает туризм неотъемлемой частью национальной экономики.

6. Туризм становится прибыльным и привлекательным бизнесом для частных и государственных инвесторов;

7. Организация движения туристскими потоками на основе грамотного управления материальными и информационными потоками становится одной из основных целей производителей туруслуг. Развивается логистика, минимизируются затраты по доведению турпродукта до потребителя, т.к. транспортная составляющая занимает весомую долю в цене тура (от 20 до 60%). Комплексная структура логистики туризма охватывает ее компонентную, региональную и функциональную структуры.

8. На формирование туристского спроса все больше влияют факторы внешней среды. Растет частота и интенсивность туристских поездок, особенно внутренний туризм;

9. Возрос спрос на специалистов по туристскому маркетингу и рекламе.

10. Туристская отрасль стала одной из самых технически оснащенных. Специфика технологии разработки и реализации турпродукта требует таких систем, которые в кратчайшие сроки способны предоставить сведения о доступности транспортных средств и возможностях размещения туристов, оперативно обеспечивать резервирование и бронирование мест, автоматизировано решать различные задачи по предоставлению туристских услуг и др..В настоящее время формирование турпродукта предусматривает использование глобальных распределительных систем GDS, обеспечивающих быстрое и удобное бронирование билетов на транспорте, резервирование мест в гостинице, прокат автомобилей, обмен валюты и многое другое.

11. С интеграцией туризма в другие отрасли экономики и с появлением новых технологий увеличились виды услуг и степень ответственности фирм перед потребителями;

12. Как экономически выгодный бизнес, туризм стал зависим от внутренней и внешней политики государства. Сегодня антироссийские санкции со стороны Европы и США мешают развитию въездного и выездного туризма. Эти страны тоже несут потери, но предпочитают успешному взаимовыгодному бизнесу демонстрацию политической воли. Поэтому усилия государства направлены больше на подъем рынка внутреннего туризма;

13. Глобальный мир ставит перед странами такие условия существования, при которых мировые отраслевые рынки лишены стабильности и ясной перспективы развития. Военные конфликты, массовые болезни, природные катастрофы и финансовые преступления - вот те факторы, которые всегда внесут свои коррективы в законы развития рынка туризма.

Тенденции развития туристской отрасли в России во многом определяют результаты прошедшего в Москве, в режиме видеоконференции, 21 февраля 2022 года заседания «круглого стола» на тему «О реализации Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года. Современные вызовы и новые тенденции в работе туристской отрасли» с участием членов Экспертного совета по туризму при Комитете Совета Федерации по социальной политике. На заседание были приглашены также представители Государственной Думы, чья деятельность связана с развитием туризма и туристской инфраструктуры в России и за рубежом.

Ранее Стратегия была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 под № 2129-р. Затем, в целях согласования целей и задач Стратегии, было разработано и утверждено распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2022 года № 187-р, которым в целевые показатели развития туризма Стратегии внесены изменения [1]. Стратегия объединяет несколько важных проектов:

1. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»;

2. Федеральные проекты, как составные части Национального проекта:

А) «Развитие туристской инфраструктуры». По итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, который состоялся 15 декабря 2021 года, Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным было дано поручение ускорить реализацию проектов по развитию туристкой инфраструктуры

Б) «Повышение доступности туристических продуктов»,

В) Совершенствование управления в сфере туризма».

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2021 года № 2439 [2]. утверждена Госпрограмма «Развитие туризма». Госпрограммой предусмотрена поддержка туристских инвестиционных проектов из государственного бюджета, субсидии субъектам Российской Федерации для развития инфраструктуры, кредитование строительства и реконструкции объектов туристской инфраструктуры. К данной работе будет привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Корпорация «Туризм РФ» и регионы. Общий объем финансового обеспечения Госпрограммы составляет 724 млрд. рублей (многие пункты Госпрограммы "Развитие туризма" в 2022 и 2023 годах претерпели серьезные изменения и дополнения).

Проект распоряжения Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий на 2022 – 2024 годы по реализации первого этапа Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года» будет дорабатываться Ростуризмом.

Субъекты Российской Федерации в целях реализации государственной политики в сфере туризма разрабатывают и утверждают региональные государственные программы для обеспечения развития туристской инфраструктуры, создания рабочих мест и поддержки предпринимательства.

Все вышеназванные меры позволят к 2050 году увеличить количество путешествий внутри страны до 140 млн. поездок в год, создать не менее 1,7 млн. новых рабочих мест и повысить вклад туристской отрасли в экономику до 8,3 трлн. Рублей [2].

Говоря о развитии туризма необходимо подчеркнуть особенность данной отрасли в нашей стране. Кроме общих распоряжений по развитию туризма в стране имеются и отдельные распоряжения региональных властей, которые действуют по ситуации. Есть в России города и регионы, которые во многом существуют за счет больших туристских потоков. Например, мировой туристический центр Санкт-Петербург, где туризм и гостеприимство находятся на высочайшем уровне, пострадал во время пандемии. Город потерял 90% международного потока туристов, пострадали организации, связанные с туризмом и гостеприимством. Для поддержания и скорейшего восстановления отрасли Законодательное собрание Петербурга приняло следующие серьезные меры [14].

1. Освободить на 2020 и 2021 годы от уплаты налога на имущество: и земельного налога: гостиницы, санитарно-курортные организации и туристские компании;

2. Снижение на 2021 год ставки налога, взимаемого в связи с привлечением упрощенной системы налогообложения до 1% при налогообложении «доходы»гостиницы, санитарно-курортные организации и туристские компании;

3. Освобождение на 2020 и 2021 годы от уплаты транспортного налога: туристских компаний, организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с ОКВЭД 4939 «Деятельность прочего, сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки;

Руководством города были приняты и ряд других вспомогательных мер по поддержанию и развитию внутреннего туризма. Особенно помогла программа кэшбэка от Ростуризма.

На российском рынке туризма активно функционируют национальные организации. Это очень важные игроки на отраслевом рынке. В их задачи входят: продвижение туризма в России, сотрудничество с международными организациями, формируют туристскую политику внутри страны, борются за соблюдение прав потребителей, правил и юридических норм в профессии, стимулируют инвестиционный поток в отрасль и т.д.

В 1993 году была создана ведущая Российская Ассоциация туристических агентств. В 2002 году она была переименована в ассоциацию РСТ – Российский Союз Туриндустрии, которая в свою очередь является крупнейшим отраслевым объединением для туроператоров, турагентства, гостиницы, санитарно-курортные учреждения, транспортные, страховые, консалтинговые, IT-компании, учебные заведения, СМИ и другие организации сферы туризма. В структуру РСТ входят:

· 12 региональных отделений,

· комиссии - по внутреннему туризму, правовая, страховая, транспортная, санитарно-курортная. РСТ представляет интересы туристского бизнеса и борется за создание цивилизованного рынка и повышение конкурентоспособности российского турпродукта.

· входят 650 организаций из России и стран СНГ,

· 1300 предприятий туриндустрии из вышеназванных организаций.

На отраслевом рынке функционируют также: Ассоциация туроператоров России, Ассоциация активного туризма, Ассоциация делового туризма, Туристско-спортивный союз России, Национальная академия туризма, Российская гостиничная ассоциация и др.. Все перечисленные ассоциации тесно сотрудничают с Международными туристскими организациями похожего направления и другими активными участниками рынка отрасли, входят в многочисленные транснациональные и региональные международные туристские объединения, в которых решаются различные отраслевые проблемы.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поводя итог, можно сделать следующие выводы: пандемия коронавируса нанесла огромный ущерб туристской отрасли в масштабе мира и нашей страны. . Эта ситуация заставила пересмотреть весь мировой бизнес туризма и понять целесообразность перестроиться на другие рельсы.

Туристский рынок как молодая динамически развивающаяся отрасль экономики, оперативно использует новые технологии в области коммуникаций и информации для координации работы между субъектами, интегрируя их в единую международную систему по регистрации, сбору, передачи, хранению и обработки информации. Благодаря этому участники туристского рынка стали мощнее – образовались крупные экономические и организационные сети, способные усиливать взаимосвязь и высокую скорость глобальных изменений внешней среды. Обстоятельства вынудили компании менять стандарты и структуру управления. Интернет поменял формат общения и деловых процессов, повысил эффективность работы компаний, оперативность процедур, способствовал созданию новых распределительных каналов, улучшению обслуживания клиентов и т.д.. Теперь интеллектуальный и финансовый капитал может поступать из любого источника, продукция может производиться в любой точке мира, а конечный продукт появляться и реализовываться на любых рынках.

Появление ИТ изменило жизнь людей и общества в целом. Они экономят время, расстояния, повышают эффективность создания турпродукта (товаров и услуг), надежные в работе, отличаются компактностью и недорогой ценой, автономностью, гибкостью архитектуры, дает свободу выбора, комфортность и др.

Думается, что постоянная работа на автоматизированных системах негативно может отразиться на здоровье персонала. это проблема других специалистов.


Источники:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2022 года № 187-р.
2. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 года № 2439.
3. Ассоциация Туроператоров «В АТОР подвели туристические итоги 2020 года и рассказали о трех сценариях в 2021 г.». [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53770.html (дата обращения: 07.12.2022).
4. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: история и современная практика, предпринимательство, менеджмент. - М.: Аспект-Пресс, 2017. – 318 c.
5. Аркин П. А., Салкуцан С. В., Бородина Е. П. Методологические вопросы нормирования квалификации работников новых производственных технологий сквозных цифровых технологий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2021. – № 1. – c. 7-19.
6. Баумгартен Л.В. Стратегический менеджмент в туризма. / учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2007. – 8 c.
7. Батыров М., Корнеева Е.И. Современный международный туризм: тенденции и перспективы // Материалы II студенческой научно-практической конференции 14 марта 2018 г.. 2018. – c. 41-46.
8. Зюляев Н.А. Внутренний туризм в условиях пандемии // Современное состояние и потенциал развития туризса в России: Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Омск, 8–9 октября 2020 года. 2020. – c. 50-53.
9. Ивойлова И.В. Экономические аспекты туризма в России и мире // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 1. – c. 127-132.
10. Ковальчук А.П. Анализ направлений развития внутреннего туризма в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2014. – № 3. – c. 24-29.
11. Козлов Д.А. Оценка влияния туризма на экономику страны // Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики: Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. – c. 200-203.
12. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. / учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 6-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 c.
13. Нарбутовских Д.П., Лыкова Т.Р. Информационные технологии в туризме // Студенческий научный форум. 2021.
14. Новиков В.С. Инновации в туризме. / учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. – 3-е изд. испр. и допол. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 c.
15. Новые меры поддержки туристической индустрии приняты сегодня Законодательным собранием Петербурга в третьем, заключительном чтении. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/news/203996/ (дата обращения: 10.01.2023).
16. Туризм-2020 и COVID-19: туристическая отрасль в условиях пандемии и после нее. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/article/1376805/ (дата обращения: 01.02.2023).

Страница обновлена: 15.04.2024 в 03:57:20