Роль информационных технологий в решении цифровизации услуг пенсионного фонда России

Верников В.А.1
1 Московский университет им. С.Ю. Витте, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать:
Верников В.А. Роль информационных технологий в решении цифровизации услуг пенсионного фонда России // Экономика и социум: современные модели развития. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 225-238. – doi: 10.18334/ecsoc.12.4.116269.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52305214

Аннотация:
Переход к цифровой экономике и потребность в инновациях влияет на изменение методологии в национальном масштабе. Информационные технологии в наше время развиваются как никогда стремительно, и вместе с ними идет процесс развития самих процессов, изменения их характера, товаром становится информация. Вслед за этими трансформациями меняются средства, методологии, технологии и даже объекты. Целью статьи является исследование влияние информационных технологий на пенсионную реформу с учетом цифровизации работы ПФР, а также повышение финансовой и компьютерной грамотности населения. Результатом исследования послужило выводам, что переход к цифровой экономике и потребность в инновациях влияет на изменение методологии в национальном масштабе. Меняется суть исполнения контролирующей функции, она меняет информационное содержании управленческой и финансовой подсистем.

Ключевые слова: информационные технологии, глобализация мировой экономики, современные процессы цифровизации и информатизации, Пенсионного фонда России, масштабное делегирование цифровизации пенсионной системы

JEL-классификация: F6, M15



Введение

За последние три десятилетия изменился мир, условия работы, как бизнеса, так и государственных органов Российской Федерации…. но Российское государство можно считать очень и очень молодым. Как бы ни хотелось и какую бы дату не считать годом рождения, а принято считать 25 декабря одна тысячу девятьсот девяносто первый, после распада СССР, ему всего чуть более 30 лет [7].

Детство и юность нельзя сказать, что были безоблачными и счастливыми. Это трудное время с начала 90-х многие вспоминают не без мурашек по телу [7].

Российское государство еще не вступило в возраст зрелости, но нужно отметить, что уже многого добилось – на внешней политической арене, внутри страна стала развиваться, открылись множество возможностей, как для физических лиц, так и для бизнеса, когда крупные и средние организации поднялись до уровня уважаемых игроков, стали конкурентами на мировом рынке, а сам рынок стал неотъемлемой частью жизни России [7]. И за всем этим стоит грамотное руководство нашего президента В.В. Путина и его команды, сформированные государственные органы, которые четко и взвешенно принимают решения на законодательном уровне.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Глобализация мировой экономики в настоящее время поглощена цифровизацией, в связи с этим наступило время изменений российской экономики, совершенствования деятельности работы государственного сектора на разных уровнях, концентрации финансовых ресурсов, необходимых для общественных благ.

Современные процессы цифровизации и информатизации предлагают множество возможностей, связанных не только с цифровыми возможностями, а также с развитием новых технологий, изменяющейся структурой бизнес-процесса и это касается как экономики в целом, так и государственного сектора [15].

В рамках цифровизации экономики органы власти все чаще начали применять, а вернее заметить то внедрять цифровые и информационные технологии для решения поставленных задач в процессе государственного администрировании.

Роль цифровых и информационных технологий в современной деятельности неоценима, а преимущества их применения по сравнению с ручным, не вызывают сомнений, что единогласно подтверждают все авторы исследований. Что не удивительно, ведь это колоссальная экономия трудовых ресурсов, времени и денежных затрат; степень удобства, говорит сама за себя [16]. Все это обуславливает актуальность темы комплексного и многопланового изучения роли информационных и цифровых технологий в решении задач повышения оперативности взаимодействия органов государственной власти и граждан.

Интенсивное развитие цифровых и информационных технологий, выраженное во всеобщей нацеленности на цифровизацию экономики, как на национальном, так и в планетарном масштабе. Влияние государственных органов в развитии, продвижение, а внедрения инноватизации, цифровизации и информатизации очень значима, так как от того, насколько успешны те или иные решения, зависит рост деловой среды и макроэкономики государства в целом [13,19, 20, 23].

Таким образом, роль информационных и цифровых технологий широкая многоплановая проблема, имеющая, как положительные, так и отрицательные аспекты, неуклонно развивающаяся вместе с нашим обществом и информационными технологиями, приобретающая новые функции и смыслы, трансформирующаяся вместе с экономикой и социальными тенденциями.

Современное общество отличается кардинально, и в первую очередь, именно благодаря развитию информационных и цифровых технологий и скорости самого информационного обмена. Эти технологии отразились на всех сферах человеческой жизни: от покупки продуктов питания, характера человеческого труда, до получения пенсий, обеспечивающую нашу старость.

Трендами последних лет во всем мире стала так называемая «цифровизация», цифровая экономика и инновационная экономика. Что, несомненно, означает дальнейшее развитие, расширение применения информационных технологий и большее их проникновение, как в повседневную жизнь, так и во все отрасли человеческой деятельности, включая работу государственных органов, Налоговых органов, Пенсионного фонда России (ПФР) и т.д.

Развитие цифровизации как неотъемлемой части инновационной экономики, требует подробного исследования всех её аспектов – не только положительных сторон, о которых часто упоминают ученые, политики и пресса, но и в первую очередь, новых рисков, проблем и угроз для самого мирового хозяйства [8, 22].

Мировая практика применения государственной властью имеет множественное количество наглядных примеров использования различных методов и инструментов для вовлечения в цифровую атмосферу налогоплательщиков.

В каждой стране свой индивидуальный опыт внедрения и использования цифровых и информационных технологий в рамках государственного управления и редко, где используют системный аспект к становлению цифровых каналов взаимодействия, что отражено в документе, например, в стратегии. Подобные стратегии разрабатываются для повышения и продвижения цифровых услуг для всего государства в целом, а также цифровизации и информатизация признается, как часть данного процесса.

Российская Федерация в настоящее время двигается в соответствии с принятыми подходами в числе, которых «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, принятая указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 [5]» «Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы [5]».

В обеих, стратегиях закреплены главные и четкие направления, без которых углубления цифрового и информационного климата исключено осуществить. В достоинство основных отметим – построение платформы ИКТ и улучшить качество государственного сектора. Очевидно, что без адекватной площадки вести диалог о вовлечении налогоплательщика в цифровую и ИТ-сферу нецелесообразно, так, как продвижение и запуск новых цифровых технологии не будут не только не востребованы налогоплательщиками, но негативно ими приняты. Слаженная и со всех сторон качественная работа государственного сектора это важный и актуальный вопрос, поскольку необходимо плотное взаимодействие каждого государственного органа с другими государственными органами власти.

Что же представляет собой цифровая экономика? Словосочетание «цифровая экономика» – которое все чаще используется в нашей речи, подразумевает собирательной образ инноваций в самых различных отраслях, включая социальную сферу жизни общества, применение цифровых технологий в общественной жизни. Это не только появление новых средств автоматизации и аналитики, а так же большая оперативность информации, возможность применения облачных технологий, кратко можно сказать, что это одна из разновидностей экономической деятельности, где преобладают цифровые технологии и электронные системы, которые основываются на создании новых технологий и внедрении инноваций, выпуске высокотехнологичной продукции, непрерывном технологическом развитии, где основным видом человеческого труда должен стать умственный труд, технологии – трудосберегающими (т.е. большая часть производственных операций выполняется автоматизированными линиями, роботами, компьютерами), информация приобретает роль товара. Добавленная стоимость создается c помощью неосязаемых – виртуальных средств, посредствам информационных технологий путем присвоения информационных факторов производства (как ранее в эпоху феодализма – присваивалась земля; а при рыночной экономике – овеществленный труд). Фактически, информационные технологии меняют не только структуру, но и сам тип экономики. На сегодняшний день представляется очевидным, что с наибольшей скоростью происходит прогресс именно цифровых и информационных технологий, что в свою очередь ведет за собой развитие всех остальных отраслей, поскольку эти технологии ведут к преобразованию абсолютно всех видов человеческой деятельности [9, 12, 14, 18, 21]. В свою очередь, применительно государственных услуг. Скорость изменений никогда не была такой быстрой как сейчас, и многие ученые отмечают это, подчеркивая, что за изменениями в финансовой, инвестиционной и государственной деятельности организаций теория успевает с трудом.

В настоящее время на федеральном и местном уровне государственными органами разработаны и успешно применяются различные информационные системы «Государственная информационная система» (ГИС) в составе которой входят такие платформы как: Автоматизированная информационная система (АИС) «Реципиенты услуг», АИС Пенсионного фонда России (ПФР), Федеральный регистр инвалидов, единая интегрированная информационная система «Соцстрах», ГИС ОМС и множество других [6].

Государственная информационная система частично выполняет роль социального обеспечения, однако объединить работу, поставить и объединить общую цель разных государственных органов и граждан не имеет возможности, поэтому вести речь о полноте цифровой платформы не может быть.

В рамках пенсионной реформы с учетом цифровизации работы ПФР в 2021-2022 г. должны быть решены следующие задачи: разработка между Федеральной налоговой службой и органами службы занятости, а также работодателями и органами государственной власти субъектов РФ объединяя их в одно целое, то есть обмена сведениями предпенсионного возраста в электронном формате с повышением доли услуг не менее 75 процентов.

Из множества сервисов применяемых ПФР важным является технология Blockchain. Эта площадка работает для контроля собранных данных заключенных трудовых договорах между работодателями и работниками, имеет большую защиту по проводимым транзакциям собирая все в одну цепочку и защищая с помощью криптографических шифров. Blockchain создана так, чтобы являться самодостаточной системой, для функционирования которой не требуются третьи лица, способствуя снижению затраты на хранение и сопровождения громоздкого объема информационных данных, а также позволяет контролировать интересующий процесс за счет прозрачности всех действий.  Масштабное делегирование цифровизации пенсионной системы – включение в единую цифровую площадку информационно-технологических платформ ПФР. Принципиально новое и достаточно своевременное концептуальная направленность вышеозначенная площадка – введение смарт-контрактов. Новейшее направление вида договора формируется и главное заключается в электронной формате, формирует, хранит и функционально контролирует всю информацию, а также утверждает ее цифровой подписью и за счет своих особенностей нельзя изменить или подтасовать информацию, каждый пользователь имеет возможность проверить достоверность транзакции или действия. 

Разработка и внедрение новейших технологичных цифровых сервисов ПФР позволит в большом объеме накапливать и хранить собранную информацию о страховых взносах работодателей. Дальнейшая жизненный путь всей собранной и сформированной информации подразумевает ее хранение и не мене важно безопасности на сервере (SULARU) но их будет больше. Вся важность и ее дальнейший жизненный путь, как новый вектор цифровизации предлагающей технологии Blockchain заключается в ее воплощении способности мощи усиления финансового контроля, позволяя четко закрепить все договоренности, прописанные в документах, более того теряется вся надежа на изменение и внесение правок задним числом. 

Технологии смарт-контрактов в составе платформы Пенсионного фонда России будут значительно выгодны с точки зрения затрат и дополнительных расходов самого пенсионного фонда при условии, что они все являются [11] одинаковыми. 

Необходимость использования цифровых технологий объясняется удобством, простотой, эффективностью и экономичностью использования услуг социального обеспечения. Вместе с тем грамотное развитие цифровых технологий сопряжено с рядом определенных рисков. Пенсионный фонд всегда отвечал за безопасность имеющих и собранных за длительное время данных. Однако масштабная и повсеместная цифровизация несет и определенные экономические угрозы. В частности, это затрагивает многих субъектов пенсионной системы: негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний. Личные данные, предоставляемые страховщикам, могут стать доступными [11] и для других субъектов, что нанесет ущерб как владельцам персональных данных, так и самим компаниям в результате потери доверия клиентов.  Преимуществами цифровых технологий в сфере добровольного пенсионного страхования можно отнести, прежде всего, оптимизацию цены полиса страхования (это важно как для страховых компаний, так и для застрахованных лиц). Необходимым условием для массового и повсеместного внедрения цифровых технологий является повышение финансовой и компьютерной грамотности населения.  Это особенно актуально для лиц, приближающихся к пенсионному и предпенсионному возрасту.  Добровольное пенсионное страхование будет благоприятствовать развитию новых страховых продуктов и способствовать их внедрению, позволяющих более полно удовлетворять потребности граждан в защите их имущественных интересов, связанных с жизнью и здоровьем. Это утверждает необходимость его дальнейшего ускоренного развития, формирования базы для здоровой конкуренции, обеспечения качественного пенсионного страхования и накопления страховых резервов путем инновационного развития. 

В 2020 г. вступил в силу федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде [1]» и Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования [2]».  Законы подготовлены Минтрудом России в соответствии с Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации [3]» и предусматривают формирование сведений о трудовой деятельности в электронном виде «электронная трудовая книжка», представляя собой новый формат с расширенным функционалом, предоставляющим новые возможности кадрового учета для HR-отделов и в непрерывном праве доступа к сведениям трудовой деятельности. Работодатель будет выгружать в информационную базу ПФР все данные. В случае необходимости работник всегда сможет запросить и получить сведения о последнем месте работы у работодателя, в территориальном органе ПФР, многофункциональном центре госуслуг, или же в личном кабинете на портале Госуслуг или на сайте ПФР [4].  Вся информация, полученная от работника по поданному заявлению, в обязательном порядке присоединяется к сведениям о его трудовой деятельности, представленным в утвержденном работодателем отчете, для дальнейшего хранения в информативных базах данных [10] ПФР.  Формирование «электронной трудовой книжки» – залог максимальной точности информации и сохранность сведений о трудовой деятельности работника, удобство и скорость получения информации при трудоустройстве, а также снижению затрат работодателя по ведению и хранению трудовой книжки на бумажном носителе и сокращению множества времени гражданина на получение государственных услуг, требующих предоставления сведений о трудовой деятельности.  Пенсионный фонд выступает архиватором одного из самых крупных массивов данных в России [17]. 

Развитие цифровых технологий и внедрение все новых программных обеспечений в обязательном пенсионном страховании и онлайн-продаж в добровольном пенсионном страховании не только повысит возможности а также решит немаловажную проблему, а именно в доступности получения страховых услуг, приведет к снижению множества статей затрат и возникших как дополнительных так и непредвиденных расходов у страховщика на подготовку, оформление и заключение договоров за счет существенной экономии на агентском вознаграждении, что сделает любой социальный пакет более прибыльным и интересным для страхователя.  На региональных уровнях цифровая платформа российских пенсионных фондов аккумулирует цифровые социальные сервисы. С одной стороны, это существенно снизить транзакционные расходов ведомства, а с другой – обеспечить активное развитие цифровизации российской экономики [11]. 

Выводы

В заключении отметим, что в современном мире роль информационных технологий огромна, они окружают нас во всех жизненных аспектах и ситуациях, и большой вклад вносят в профессиональную деятельность. Они ускоряют и упрощают работу, благодаря автоматизации многих процессов, а также снижая риск ошибки. Такой способ благотворно влияет как на принятие управленческих решений, поскольку информация для лиц, принимающих решения может быть готова за считанные минуты, благодаря информационным технологиям и документообороту, результаты работы доступны в режиме реального времени, в том числе с под структурными подразделениями ПФР.

Кроме того, информационные системы могут автоматически осуществлять многие действия, например, формирование различны отчетов с заданной периодичностью, некоторые функции внутреннего контроля, таким образом, распределяя задачи и экономя рабочее время, а также, способствуя более точному и оперативному информированию руководства, снижая возможность искажения информации. Однако, как в случае с любым программным обеспечением или информационной системой, существует потенциальный риск появления ошибок, несанкционированного доступа, взлома и искажения информации.

Выбор программного продукта зависит от размера и особенностей конкретной государственной или негосударственной организации. Существуют целые программно-аналитически комплексы для организаций, существенно повышающие эффективность управления и принятия решений.

Информационные технологии в наше время развиваются как никогда стремительно, и вместе с ними идет процесс развития самих процессов, изменения их характера, товаром становится информация. Вслед за этими трансформациями меняются средства, методологии, технологии и даже объекты.

Переход к цифровой экономике и потребность в инновациях влияет на изменение методологии в национальном масштабе.

Меняется суть исполнения контролирующей функции, она меняется на информационное содержании управленческой и финансовой подсистем.

Развитие любой организации как экономического субъекта зависит не только от его внутреннего совершенствования, но и от умения трансформироваться, эволюционировать под воздействием постоянно меняющейся внешней среды и информационных технологий, как передовой силы развития современного общества и науки. Необходимо анализировать и учитывать факторы риска, стратегию; обладать гибкостью, чтобы извлекать выгоду из сложившихся внешних условий. С переходом на «цифру», инновационную экономику, расширяются возможности, хотя при этом увеличивается сфера необходимых компетенций и изменяя некоторые его функции.


Источники:

1. Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»
2. Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”»
3. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 дек. 2018 г. № 16). Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72190282.
4. Основные задачи ПФР на начало 2020 года и предварительные итоги 2019 года. Pfrf.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfrf.ru.
5. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203» «Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы»
6. Распоряжение Правления ПФ РФ от 08.04.2019 N 163р «О внесении изменений в распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 56ра»
7. Верников В.А., Коноваленко И.Е., Корнилова Э.С. Учетная политика как ключевой фактор, способствующий реализации эффективной бизнес тратегии хозяйствующего субъекта // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2021. – № 2(55). – c. 221-227.
8. Главацкий В.Б., Черникова С.А. Современные особенности управления развитием молочного производства пространственно-отраслевой структуры региона в условиях цифровизации экономики // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – № 3. – c. 273-286. – doi: 10.18334/ppib.8.3.112803.
9. Городнова Н.В. Развитие цифровой экономики: теория и практика // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 911-928. – doi: 10.18334/vinec.11.3.112227.
10. Григорьева Л.В., Горшкова Н.В., Мытарева Л.А. Экономические механизмы защиты населения от пенсионных рисков как инструмент социально-экономического развития региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2020. – № 1(38). – c. 31-44. – doi: 10.15688/jvolsu3.2017.1.4.
11. Денисова И.П., Музаев М.З. Проблемы внедрения цифровых платформ пенсионной системы // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2019. – № 3(106). – c. 108-111. – doi: 10.23683/1997-2377-2019-106-3-108-111.
12. Дудин М.Н., Шкодинский С.В., Вашаломидзе Е.В. Цифровая экономика: новые вызовы и возможности для рынка труда и высшего образования в России // Экономика труда. – 2021. – № 10. – c. 1089-1104. – doi: 10.18334/et.8.10.113576.
13. Жиленкова Е.П., Буданова М.В. Управление талантами как элемент развития интеллектуального капитала организации, функционирующей в условиях цифровой экономики и прогресса информационных технологий // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 2. – c. 201-212. – doi: 10.18334/lim.8.2.111918.
14. Карачун И.А. Платформизация в цифровых бизнес-моделях компаний и сервисной экономике // Информатизация в цифровой экономике. – 2021. – № 4. – c. 141-154. – doi: 10.18334/ide.2.4.113886.
15. Кошкарев М.В. Глобализация экономических процессов – одна из ключевых детерминант развития региональной экономики // Экономические отношения. – 2021. – № 2. – c. 393-410. – doi: 10.18334/eo.11.2.112069.
16. Кузнецова Е.А. Трансформация роли охраны труда в условиях глобализации экономики // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 743-766. – doi: 10.18334/eo.10.3.110730.
17. Куприяновский В.П., Синягов С.А., Липатов С.И., Намиот Д.Е., Воробьев А.О. Цифровая экономика – «Умный способ работать» // International Journal of Open Information Technologies. – 2016. – № 2. – c. 26-33.
18. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Цифровая экономика: на пути к стратегии будущего в контексте обеспечения экономической безопасности // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 25-44. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100646.
19. Попов Е.В., Семячков К.А. Возможности и границы применения цифровых технологий в современном обществе // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 4. – c. 1979-1992. – doi: 10.18334/vinec.10.4.110888.
20. Сопина Н.В., Кан Е.Н. Зависимость уровня конкурентоспособности России от степени развития сектора информационно-коммуникационных технологий // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 395-408. – doi: 10.18334/eo.10.2.100859.
21. Трубачеев Е.В. Совершенствование управленческого процесса в условиях цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1415-1426. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113883.
22. Тулейко Е.В. Обоснование регулятивных механизмов защиты национальных интересов в экономической сфере в условиях цифровизации // Экономическая безопасность. – 2021. – № 4. – c. 1053-1068. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113232.
23. Федченко А.А. Удаленная работа в условиях использования цифровых технологий: перспективы трансформации // Экономика труда. – 2021. – № 4. – c. 377-390. – doi: 10.18334/et.8.4.111930.

Страница обновлена: 19.12.2023 в 23:04:05