Роль информационных технологий в решении цифровизации услуг пенсионного фонда России

Верников В.А.1
1 Московский университет им. С.Ю. Витте, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52305214

Аннотация:
Переход к цифровой экономике и потребность в инновациях влияет на изменение методологии в национальном масштабе. Информационные технологии в наше время развиваются как никогда стремительно, и вместе с ними идет процесс развития самих процессов, изменения их характера, товаром становится информация. Вслед за этими трансформациями меняются средства, методологии, технологии и даже объекты. Целью статьи является исследование влияние информационных технологий на пенсионную реформу с учетом цифровизации работы ПФР, а также повышение финансовой и компьютерной грамотности населения. Результатом исследования послужило выводам, что переход к цифровой экономике и потребность в инновациях влияет на изменение методологии в национальном масштабе. Меняется суть исполнения контролирующей функции, она меняет информационное содержании управленческой и финансовой подсистем.

Ключевые слова: информационные технологии, глобализация мировой экономики, современные процессы цифровизации и информатизации, Пенсионного фонда России, масштабное делегирование цифровизации пенсионной системы

JEL-классификация: F6, M15



Введение

За последние три десятилетия изменился мир, условия работы, как бизнеса, так и государственных органов Российской Федерации…. но Российское государство можно считать очень и очень молодым. Как бы ни хотелось и какую бы дату не считать годом рождения, а принято считать 25 декабря одна тысячу девятьсот девяносто первый, после распада СССР, ему всего чуть более 30 лет [7].

Детство и юность нельзя сказать, что были безоблачными и счастливыми. Это трудное время с начала 90-х многие вспоминают не без мурашек по телу [7].

Российское государство еще не вступило в возраст зрелости, но нужно отметить, что уже многого добилось – на внешней политической арене, внутри страна стала развиваться, открылись множество возможностей, как для физических лиц, так и для бизнеса, когда крупные и средние организации поднялись до уровня уважаемых игроков, стали конкурентами на мировом рынке, а сам рынок стал неотъемлемой частью жизни России [7]. И за всем этим стоит грамотное руководство нашего президента В.В. Путина и его команды, сформированные государственные органы, которые четко и взвешенно принимают решения на законодательном уровне.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Глобализация мировой экономики в настоящее время поглощена цифровизацией, в связи с этим наступило время изменений российской экономики, совершенствования деятельности работы государственного сектора на разных уровнях, концентрации финансовых ресурсов, необходимых для общественных благ.

Современные процессы цифровизации и информатизации предлагают множество возможностей, связанных не только с цифровыми возможностями, а также с развитием новых технологий, изменяющейся структурой бизнес-процесса и это касается как экономики в целом, так и государственного сектора [15].

В рамках цифровизации экономики органы власти все чаще начали применять, а вернее заметить то внедрять цифровые и информационные технологии для решения поставленных задач в процессе государственного администрировании.

Роль цифровых и информационных технологий в современной деятельности неоценима, а преимущества их применения по сравнению с ручным, не вызывают сомнений, что единогласно подтверждают все авторы исследований. Что не удивительно, ведь это колоссальная экономия трудовых ресурсов, времени и денежных затрат; степень удобства, говорит сама за себя [16]. Все это обуславливает актуальность темы комплексного и многопланового изучения роли информационных и цифровых технологий в решении задач повышения оперативности взаимодействия органов государственной власти и граждан.

Интенсивное развитие цифровых и информационных технологий, выраженное во всеобщей нацеленности на цифровизацию экономики, как на национальном, так и в планетарном масштабе. Влияние государственных органов в развитии, продвижение, а внедрения инноватизации, цифровизации и информатизации очень значима, так как от того, насколько успешны те или иные решения, зависит рост деловой среды и макроэкономики государства в целом [13,19, 20, 23].

Таким образом, роль информационных и цифровых технологий широкая многоплановая проблема, имеющая, как положительные, так и отрицательные аспекты, неуклонно развивающаяся вместе с нашим обществом и информационными технологиями, приобретающая новые функции и смыслы, трансформирующаяся вместе с экономикой и социальными тенденциями.

Современное общество отличается кардинально, и в первую очередь, именно благодаря развитию информационных и цифровых технологий и скорости самого информационного обмена. Эти технологии отразились на всех сферах человеческой жизни: от покупки продуктов питания, характера человеческого труда, до получения пенсий, обеспечивающую нашу старость.

Трендами последних лет во всем мире стала так называемая «цифровизация», цифровая экономика и инновационная экономика. Что, несомненно, означает дальнейшее развитие, расширение применения информационных технологий и большее их проникновение, как в повседневную жизнь, так и во все отрасли человеческой деятельности, включая работу государственных органов, Налоговых органов, Пенсионного фонда России (ПФР) и т.д.

Развитие цифровизации как неотъемлемой части инновационной экономики, требует подробного исследования всех её аспектов – не только положительных сторон, о которых часто упоминают ученые, политики и пресса, но и в первую очередь, новых рисков, проблем и угроз для самого мирового хозяйства [8, 22].

Мировая практика применения государственной властью имеет множественное количество наглядных примеров использования различных методов и инструментов для вовлечения в цифровую атмосферу налогоплательщиков.

В каждой стране свой индивидуальный опыт внедрения и использования цифровых и информационных технологий в рамках государственного управления и редко, где используют системный аспект к становлению цифровых каналов взаимодействия, что отражено в документе, например, в стратегии. Подобные стратегии разрабатываются для повышения и продвижения цифровых услуг для всего государства в целом, а также цифровизации и информатизация признается, как часть данного процесса.

Российская Федерация в настоящее время двигается в соответствии с принятыми подходами в числе, которых «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, принятая указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 [5]» «Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы [5]».

В обеих, стратегиях закреплены главные и четкие направления, без которых углубления цифрового и информационного климата исключено осуществить. В достоинство основных отметим – построение платформы ИКТ и улучшить качество государственного сектора. Очевидно, что без адекватной площадки вести диалог о вовлечении налогоплательщика в цифровую и ИТ-сферу нецелесообразно, так, как продвижение и запуск новых цифровых технологии не будут не только не востребованы налогоплательщиками, но негативно ими приняты. Слаженная и со всех сторон качественная работа государственного сектора это важный и актуальный вопрос, поскольку необходимо плотное взаимодействие каждого государственного органа с другими государственными органами власти.

Что же представляет собой цифровая экономика? Словосочетание «цифровая экономика» – которое все чаще используется в нашей речи, подразумевает собирательной образ инноваций в самых различных отраслях, включая социальную сферу жизни общества, применение цифровых технологий в общественной жизни. Это не только появление новых средств автоматизации и аналитики, а так же большая оперативность информации, возможность применения облачных технологий, кратко можно сказать, что это одна из разновидностей экономической деятельности, где преобладают цифровые технологии и электронные системы, которые основываются на создании новых технологий и внедрении инноваций, выпуске высокотехнологичной продукции, непрерывном технологическом развитии, где основным видом человеческого труда должен стать умственный труд, технологии – трудосберегающими (т.е. большая часть производственных операций выполняется автоматизированными линиями, роботами, компьютерами), информация приобретает роль товара. Добавленная стоимость создается c помощью неосязаемых – виртуальных средств, посредствам информационных технологий путем присвоения информационных факторов производства (как ранее в эпоху феодализма – присваивалась земля; а при рыночной экономике – овеществленный труд). Фактически, информационные технологии меняют не только структуру, но и сам тип экономики. На сегодняшний день представляется очевидным, что с наибольшей скоростью происходит прогресс именно цифровых и информационных технологий, что в свою очередь ведет за собой развитие всех остальных отраслей, поскольку эти технологии ведут к преобразованию абсолютно всех видов человеческой деятельности [9, 12, 14, 18, 21]. В свою очередь, применительно государственных услуг. Скорость изменений никогда не была такой быстрой как сейчас, и многие ученые отмечают это, подчеркивая, что за изменениями в финансовой, инвестиционной и государственной деятельности организаций теория успевает с трудом.

В настоящее время на федеральном и местном уровне государственными органами разработаны и успешно применяются различные информационные системы «Государственная информационная система» (ГИС) в составе которой входят такие платформы как: Автоматизированная информационная система (АИС) «Реципиенты услуг», АИС Пенсионного фонда России (ПФР), Федеральный регистр инвалидов, единая интегрированная информационная система «Соцстрах», ГИС ОМС и множество других [6].

Государственная информационная система частично выполняет роль социального обеспечения, однако объединить работу, поставить и объединить общую цель разных государственных органов и граждан не имеет возможности, поэтому вести речь о полноте цифровой платформы не может быть.

В рамках пенсионной реформы с учетом цифровизации работы ПФР в 2021-2022 г. должны быть решены следующие задачи: разработка между Федеральной налоговой службой и органами службы занятости, а также работодателями и органами государственной власти субъектов РФ объединяя их в одно целое, то есть обмена сведениями предпенсионного возраста в электронном формате с повышением доли услуг не менее 75 процентов.

Из множества сервисов применяемых ПФР важным является технология Blockchain. Эта площадка работает для контроля собранных данных заключенных трудовых договорах между работодателями и работниками, имеет большую защиту по проводимым транзакциям собирая все в одну цепочку и защищая с помощью криптографических шифров. Blockchain создана так, чтобы являться самодостаточной системой, для функционирования которой не требуются третьи лица, способствуя снижению затраты на хранение и сопровождения громоздкого объема информационных данных, а также позволяет контролировать интересующий процесс за счет прозрачности всех действий.  Масштабное делегирование цифровизации пенсионной системы – включение в единую цифровую площадку информационно-технологических платформ ПФР. Принципиально новое и достаточно своевременное концептуальная направленность вышеозначенная площадка – введение смарт-контрактов. Новейшее направление вида договора формируется и главное заключается в электронной формате, формирует, хранит и функционально контролирует всю информацию, а также утверждает ее цифровой подписью и за счет своих особенностей нельзя изменить или подтасовать информацию, каждый пользователь имеет возможность проверить достоверность транзакции или действия. 

Разработка и внедрение новейших технологичных цифровых сервисов ПФР позволит в большом объеме накапливать и хранить собранную информацию о страховых взносах работодателей. Дальнейшая жизненный путь всей собранной и сформированной информации подразумевает ее хранение и не мене важно безопасности на сервере (SULARU) но их будет больше. Вся важность и ее дальнейший жизненный путь, как новый вектор цифровизации предлагающей технологии Blockchain заключается в ее воплощении способности мощи усиления финансового контроля, позволяя четко закрепить все договоренности, прописанные в документах, более того теряется вся надежа на изменение и внесение правок задним числом. 

Технологии смарт-контрактов в составе платформы Пенсионного фонда России будут значительно выгодны с точки зрения затрат и дополнительных расходов самого пенсионного фонда при условии, что они все являются [11] одинаковыми. 

Необходимость использования цифровых технологий объясняется удобством, простотой, эффективностью и экономичностью использования услуг социального обеспечения. Вместе с тем грамотное развитие цифровых технологий сопряжено с рядом определенных рисков. Пенсионный фонд всегда отвечал за безопасность имеющих и собранных за длительное время данных. Однако масштабная и повсеместная цифровизация несет и определенные экономические угрозы. В частности, это затрагивает многих субъектов пенсионной системы: негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний. Личные данные, предоставляемые страховщикам, могут стать доступными [11] и для других субъектов, что нанесет ущерб как владельцам персональных данных, так и самим компаниям в результате потери доверия клиентов.  Преимуществами цифровых технологий в сфере добровольного пенсионного страхования можно отнести, прежде всего, оптимизацию цены полиса страхования (это важно как для страховых компаний, так и для застрахованных лиц). Необходимым условием для массового и повсеместного внедрения цифровых технологий является повышение финансовой и компьютерной грамотности населения.  Это особенно актуально для лиц, приближающихся к пенсионному и предпенсионному возрасту.  Добровольное пенсионное страхование будет благоприятствовать развитию новых страховых продуктов и способствовать их внедрению, позволяющих более полно удовлетворять потребности граждан в защите их имущественных интересов, связанных с жизнью и здоровьем. Это утверждает необходимость его дальнейшего ускоренного развития, формирования базы для здоровой конкуренции, обеспечения качественного пенсионного страхования и накопления страховых резервов путем инновационного развития. 

В 2020 г. вступил в силу федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде [1]» и Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования [2]».  Законы подготовлены Минтрудом России в соответствии с Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации [3]» и предусматривают формирование сведений о трудовой деятельности в электронном виде «электронная трудовая книжка», представляя собой новый формат с расширенным функционалом, предоставляющим новые возможности кадрового учета для HR-отделов и в непрерывном праве доступа к сведениям трудовой деятельности. Работодатель будет выгружать в информационную базу ПФР все данные. В случае необходимости работник всегда сможет запросить и получить сведения о последнем месте работы у работодателя, в территориальном органе ПФР, многофункциональном центре госуслуг, или же в личном кабинете на портале Госуслуг или на сайте ПФР [4].  Вся информация, полученная от работника по поданному заявлению, в обязательном порядке присоединяется к сведениям о его трудовой деятельности, представленным в утвержденном работодателем отчете, для дальнейшего хранения в информативных базах данных [10] ПФР.  Формирование «электронной трудовой книжки» – залог максимальной точности информации и сохранность сведений о трудовой деятельности работника, удобство и скорость получения информации при трудоустройстве, а также снижению затрат работодателя по ведению и хранению трудовой книжки на бумажном носителе и сокращению множества времени гражданина на получение государственных услуг, требующих предоставления сведений о трудовой деятельности.  Пенсионный фонд выступает архиватором одного из самых крупных массивов данных в России [17]. 

Развитие цифровых технологий и внедрение все новых программных обеспечений в обязательном пенсионном страховании и онлайн-продаж в добровольном пенсионном страховании не только повысит возможности а также решит немаловажную проблему, а именно в доступности получения страховых услуг, приведет к снижению множества статей затрат и возникших как дополнительных так и непредвиденных расходов у страховщика на подготовку, оформление и заключение договоров за счет существенной экономии на агентском вознаграждении, что сделает любой социальный пакет более прибыльным и интересным для страхователя.  На региональных уровнях цифровая платформа российских пенсионных фондов аккумулирует цифровые социальные сервисы. С одной стороны, это существенно снизить транзакционные расходов ведомства, а с другой – обеспечить активное развитие цифровизации российской экономики [11]. 

Выводы

В заключении отметим, что в современном мире роль информационных технологий огромна, они окружают нас во всех жизненных аспектах и ситуациях, и большой вклад вносят в профессиональную деятельность. Они ускоряют и упрощают работу, благодаря автоматизации многих процессов, а также снижая риск ошибки. Такой способ благотворно влияет как на принятие управленческих решений, поскольку информация для лиц, принимающих решения может быть готова за считанные минуты, благодаря информационным технологиям и документообороту, результаты работы доступны в режиме реального времени, в том числе с под структурными подразделениями ПФР.

Кроме того, информационные системы могут автоматически осуществлять многие действия, например, формирование различны отчетов с заданной периодичностью, некоторые функции внутреннего контроля, таким образом, распределяя задачи и экономя рабочее время, а также, способствуя более точному и оперативному информированию руководства, снижая возможность искажения информации. Однако, как в случае с любым программным обеспечением или информационной системой, существует потенциальный риск появления ошибок, несанкционированного доступа, взлома и искажения информации.

Выбор программного продукта зависит от размера и особенностей конкретной государственной или негосударственной организации. Существуют целые программно-аналитически комплексы для организаций, существенно повышающие эффективность управления и принятия решений.

Информационные технологии в наше время развиваются как никогда стремительно, и вместе с ними идет процесс развития самих процессов, изменения их характера, товаром становится информация. Вслед за этими трансформациями меняются средства, методологии, технологии и даже объекты.

Переход к цифровой экономике и потребность в инновациях влияет на изменение методологии в национальном масштабе.

Меняется суть исполнения контролирующей функции, она меняется на информационное содержании управленческой и финансовой подсистем.

Развитие любой организации как экономического субъекта зависит не только от его внутреннего совершенствования, но и от умения трансформироваться, эволюционировать под воздействием постоянно меняющейся внешней среды и информационных технологий, как передовой силы развития современного общества и науки. Необходимо анализировать и учитывать факторы риска, стратегию; обладать гибкостью, чтобы извлекать выгоду из сложившихся внешних условий. С переходом на «цифру», инновационную экономику, расширяются возможности, хотя при этом увеличивается сфера необходимых компетенций и изменяя некоторые его функции.


Источники:

1. Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»
2. Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”»
3. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 дек. 2018 г. № 16). Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72190282.
4. Основные задачи ПФР на начало 2020 года и предварительные итоги 2019 года. Pfrf.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pfrf.ru.
5. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203» «Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы»
6. Распоряжение Правления ПФ РФ от 08.04.2019 N 163р «О внесении изменений в распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 56ра»
7. Верников В.А., Коноваленко И.Е., Корнилова Э.С. Учетная политика как ключевой фактор, способствующий реализации эффективной бизнес тратегии хозяйствующего субъекта // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2021. – № 2(55). – c. 221-227.
8. Главацкий В.Б., Черникова С.А. Современные особенности управления развитием молочного производства пространственно-отраслевой структуры региона в условиях цифровизации экономики // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – № 3. – c. 273-286. – doi: 10.18334/ppib.8.3.112803.
9. Городнова Н.В. Развитие цифровой экономики: теория и практика // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 911-928. – doi: 10.18334/vinec.11.3.112227.
10. Григорьева Л.В., Горшкова Н.В., Мытарева Л.А. Экономические механизмы защиты населения от пенсионных рисков как инструмент социально-экономического развития региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2020. – № 1(38). – c. 31-44. – doi: 10.15688/jvolsu3.2017.1.4.
11. Денисова И.П., Музаев М.З. Проблемы внедрения цифровых платформ пенсионной системы // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2019. – № 3(106). – c. 108-111. – doi: 10.23683/1997-2377-2019-106-3-108-111.
12. Дудин М.Н., Шкодинский С.В., Вашаломидзе Е.В. Цифровая экономика: новые вызовы и возможности для рынка труда и высшего образования в России // Экономика труда. – 2021. – № 10. – c. 1089-1104. – doi: 10.18334/et.8.10.113576.
13. Жиленкова Е.П., Буданова М.В. Управление талантами как элемент развития интеллектуального капитала организации, функционирующей в условиях цифровой экономики и прогресса информационных технологий // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 2. – c. 201-212. – doi: 10.18334/lim.8.2.111918.
14. Карачун И.А. Платформизация в цифровых бизнес-моделях компаний и сервисной экономике // Информатизация в цифровой экономике. – 2021. – № 4. – c. 141-154. – doi: 10.18334/ide.2.4.113886.
15. Кошкарев М.В. Глобализация экономических процессов – одна из ключевых детерминант развития региональной экономики // Экономические отношения. – 2021. – № 2. – c. 393-410. – doi: 10.18334/eo.11.2.112069.
16. Кузнецова Е.А. Трансформация роли охраны труда в условиях глобализации экономики // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 743-766. – doi: 10.18334/eo.10.3.110730.
17. Куприяновский В.П., Синягов С.А., Липатов С.И., Намиот Д.Е., Воробьев А.О. Цифровая экономика – «Умный способ работать» // International Journal of Open Information Technologies. – 2016. – № 2. – c. 26-33.
18. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Цифровая экономика: на пути к стратегии будущего в контексте обеспечения экономической безопасности // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 25-44. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100646.
19. Попов Е.В., Семячков К.А. Возможности и границы применения цифровых технологий в современном обществе // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 4. – c. 1979-1992. – doi: 10.18334/vinec.10.4.110888.
20. Сопина Н.В., Кан Е.Н. Зависимость уровня конкурентоспособности России от степени развития сектора информационно-коммуникационных технологий // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 395-408. – doi: 10.18334/eo.10.2.100859.
21. Трубачеев Е.В. Совершенствование управленческого процесса в условиях цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1415-1426. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113883.
22. Тулейко Е.В. Обоснование регулятивных механизмов защиты национальных интересов в экономической сфере в условиях цифровизации // Экономическая безопасность. – 2021. – № 4. – c. 1053-1068. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113232.
23. Федченко А.А. Удаленная работа в условиях использования цифровых технологий: перспективы трансформации // Экономика труда. – 2021. – № 4. – c. 377-390. – doi: 10.18334/et.8.4.111930.

Страница обновлена: 07.08.2025 в 12:20:01

 

 

The role of information technology in the digitalisation of the Pension Fund of the Russian Federation

Vernikov V.A.

Journal paper

Economics and society: contemporary models of development (РИНЦ)
опубликовать статью

Volume 12, Number 4 (October-December 2022)

Citation:

Abstract:
The transition to the digital economy and the need for innovation affect the change of methodology on a national scale. Information technologies are developing more rapidly than ever in our time. Together with them, the processes develop themselves, changing their nature; information becomes a commodity. Following these transformations, tools, methodologies, technologies, and even objects change. The purpose of the article is to study the impact of information technology on pension reform, taking into account the digitalisation of the Pension Fund of the Russian Federation, as well as improving financial and computer literacy of the population. The control function is changing; it changes the information content of the management and financial subsystems.

Keywords: information technology, globalisation of the world economy, modern digitalisation and informatisation processes, Pension Fund of the Russian Federation, large-scale delegation of the pension system digitalisation

JEL-classification: F6, M15