Информационные технологии как инструмент повышения эффективности деятельности организаций индустрии туризма

Никулина Ю.Н.1
1 Оренбургский государственный университет, Россия, Оренбург

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 7 (Июль 2023)

Цитировать:
Никулина Ю.Н. Информационные технологии как инструмент повышения эффективности деятельности организаций индустрии туризма // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 7. – С. 2369-2384. – doi: 10.18334/epp.13.7.118417.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54310347

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы влияния и взаимосвязи информационных систем бронирования на индустрию туризма. Автором проанализированы достоинства и недостатки современных информационных систем бронирования. Особое внимание уделено рассмотрению методических подходов к внедрению и использованию информационных систем в туриндустрии РФ. Научная новизна исследования заключается в разработке структурно-функциональной модели информационной системы бронирования и определении ее основных бизнес- процессов и задач: обеспечение обмена информацией между пользователями; получение справочной информации о взаимодействующих объектах; информационная поддержка предметной отрасли; обеспечение автоматизации процесса; интегрированное предоставление услуг бронирования, а также сопутствующих услуг. В заключении сделан вывод, что в современных условиях существует объективная необходимость во внедрении единой информационной системы бронирования, модель которой имеет более глобальный функционал и позволяет повысить эффективность деятельности организаций туриндустрии.

Ключевые слова: туризм, информационная система, бронирование, туристическая организация

JEL-классификация: Z31, Z32, L83

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В современных условиях внедрения инновационных и цифровых технологий все сферы общественной жизни подвержены трансформации, в том числе и индустрия туризма. Появление информационных систем бронирования определялось уровнем развития компьютерных технологий и меняющимися ожиданиями и потребностями пользователей [1].

Информационные системы бронирования являются связующим звеном между туристическими организациями, авиакомпаниями и коллективными средствами размещения, а также между многими другими организациями, задействованными в процессах оказания туристических и сопутствующих услуг. Процесс глобализации определяет быстро расширяющийся поток информации, который приводит к построению информационного общества [2].

Исследование вопросов развития информационных систем бронирования требует особого внимания, так как индустрия туризма должна развиваться также быстро, как и другие сферы экономики. Внедрение информационных систем бронирования является ключевым фактором оптимизации работы организаций, предоставляющих туристические услуги, в том числе способствует предоставлению туристических услуг на более высоком уровне, а также значительно упрощает весь процесс получения услуги на туристском рынке.

Информационные системы бронирования позволяют сэкономить необходимое время и ресурсы, помогают оптимизировать работу организации и являются инструментом управления деятельностью туристической организации и повышения ее конкурентоспособности.

В числе основных современных проблем внедрения и использования информационных систем бронирования можно выделить следующие:

во-первых, отсутствие четкого государственного регулирования в области использования информационных систем бронирования в туриндустрии;

во-вторых, зависимость от иностранных информационных систем бронирования;

в-третьих, отсутствие единой информационной системы бронирования для всех участников предоставления туристических услуг.

Рассмотрением вопросов в целом информационных технологий в индустрии туризма занимались многие российские ученые, тем не менее, проблемы в области взаимосвязи информационных систем бронирования и туристских организаций, подходов к внедрению и использованию информационных систем бронирования не достаточно полно изучены.

Целью статьи является определение взаимосвязи и влияния информационных систем бронирования на деятельность организаций туриндустрии, систематизация методических подходов к внедрению информационных систем бронирования в индустрии туризма, разработка структурно-функциональной модели информационной системы бронирования в рамках цифровизации индустрии туризма, а также функционала единой информационной системы бронирования как инструмента повышения ее эффективности, оптимизации бизнес- процессов оказания туристических услуг и повышения их качества.

Роль информационных систем бронирования в организации процесса оказания туристических услуг

Информационные системы бронирования развивались достаточно стремительно, особенно на последних этапах, что с одной стороны связано с техническим прогрессом в целом, с другой - с глобальным развитием индустрии туризма [3].

Для того чтобы оценить влияние информационных систем бронирования на индустрию туризма, необходимо рассмотреть, как данные системы влияют на бизнес в целом, в том числе туристический (рисунок 1).

Рисунок 1 – Роль информационных систем бронирования в организации процесса предоставления туристических услуг («Составлено автором»)

Информационные системы бронирования положительно сказываются на бизнес-процессе организаций туриндустрии [4]. Тем не менее, каждая из современных систем бронирования имеет положительные аспекты внедрения и определенные недостатки. В числе основных действующих информационных систем бронирования на зарубежном и отечественном рынке - Amadeus, Worldspan, Galileo, Sabre, Sirena и Алеан (таблица 1)

Таблица 1 – Достоинства и недостатки современных информационных систем бронирования («Составлено автором»)

Достоинства
Недостатки
Клиент сам выбирает период поездки, набор дополнительных услуг и может наглядно рассмотреть, что его ожидает
Процесс отмены брони, как правило, во всех системах предусмотрен, но размер и порядок выплаты штрафа, срок и размер зависит от различных факторов, в том числе от ценовой политики отелей и авиакомпаний.
Предоставлен доступ к ресурсам широкого круга авиакомпаний и средств размещения
Процесс подтверждения бронирования включает как минимум 24 часа, что в свою очередь иногда приводит к негативным последствиям, как для клиента, так и для турагента, например, из-за отсутствия свободных мест в отеле или самолете, необходимо будет заново выбрать отель и все услуги, и цена к этому времени может измениться.
Моментальная оплата на сайте
Подключение компании к информационной системе бронирования – это технически непростое мероприятие, требующее привлечения IT – специалистов или программистов, что влечет дополнительные затраты на оплату труда.
Полная автоматизация процесса бронирования
Программное обеспечение для информационных систем бронирования также имеет высокую стоимость, поэтому его в основном используют только крупные, сетевые компании и ассоциации.

Взаимодействие туристических компаний с информационными системами бронирования создает возможности для развития и повышения эффективности их деятельности (рисунок 2).

Рисунок 2 – Результаты взаимосвязи туристических компаний с информационными системами бронирования («Составлено автором»)

В целом можно констатировать, что использование информационных систем бронирования туристскими организациями имеет недостаточное правовое регулирование на государственном уровне, в связи с чем, возникают проблемы при взаимодействии между организациями, которые предоставляют туристические услуги и клиентами [5]. На наш взгляд, решением данного вопроса может быть разработка и функционирование единой платформы бронирования, основными участниками которой стали бы не только авиакомпании, отели, туроператоры, турагенства, но также и организации, предоставляющие сопутствующие услуги в области туриндустрии.

Методические подходы к внедрению и использованию информационных систем бронирования в индустрии туризма РФ

Деятельность российских туроператоров в большей степени ориентирована на использование специальных информационных систем. Через сайты туроператоров турист может забронировать тур как самостоятельно, так и в офисе компании. Но при самостоятельном бронировании туристу доступны не все предложения, а лишь те, которые подключены к системе, так называемого, онлайн - бронирования, то есть, бронирование, не требующее подтверждения туроператора, отелей, авиакомпаний и т.д.. [6,7]

Существенных различий между сайтами туроператоров и тем как они работают и взаимодействуют с другими компаниями нет, поэтому и функционал их имеет схожую структуру. Чаще всего бронирование интересующих клиента туристских услуг происходит не напрямую через туроператора, а через офисы турагенств, но и в том и в другом случае, чтобы забронировать услуги, сотрудникам необходимо обратиться сразу к нескольким информационным системам бронирования. В основном, это система бронирования отеля и система бронирования авиабилетов, но сами турагенты и туроператоры работают не с системами, а с сайтами, которые подключены сразу к нескольким таким системам [8].

Использование систем бронирования на сайтах туроператоров позволяет бронировать нескольких услуг через один сайт, иметь визуальное представление базы отелей, предоставляет возможность: включения в тур дополнительных параметров (питание, трансфер, экскурсии), в любой момент до вылета изменить параметры тура, бронирования как пакетного, так и индивидуального тура, самостоятельного бронирования услуг туристом. Одновременно с этим, существует ряд ограничений и недостатков использования данного инструмента: необходимо время на обработку запроса, обработка заявок на бронирование не автоматизирована, до подтверждения бронирования необходимо производить оплату, данный способ не освобождает от заполнения документации, договоров, требуются расходы на разработку и сопровождение сайта и обучение персонала для организации работы с ним [9].

Проанализировав информационные системы бронирования российских туроператоров, можно выделить следующие особенности:

- удобный и простой в использовании функционал;

- все системы бронирования российских туроператоров имеют схожую структуру и работу;

- системы бронирования не до конца автоматизированы, требуется работа сотрудников;

- имеется возможность использования дополнительных параметров при выборе туристических услуг.

Исходя из анализа способов взаимосвязи информационных систем бронирования и организаций туриндустрии, можно выделить подходы к внедрению информационных систем бронирования в туристическую компанию (рисунок 3).

Рисунок 3 - Подходы к внедрению и использованию информационных систем бронирования («Составлено автором»)

Внедрение информационных систем бронирования в индустрии туризма реализуется исходя из запросов туристической организации, еe размеров и возможностей (таблица 2).

Таблица 2 - Достоинства и недостатки подходов к внедрению информационных систем бронирования («Составлено автором»)

Подход
Достоинства
Недостатки
Покупка программного обеспечения
Использование всех возможностей системы без ограничений, в том числе возможность обновления системы.
Высокая стоимость.
Аренда программного обеспечения
Доступность. Возможность сменить систему после истечения срока аренды.
Действуют ограничения на отдельные тарифы использования.
Разработка собственной системы
Разработка системы под концепцию организации.
Высокая стоимость.

Независимо от выбранного подхода к внедрению информационной системы бронирования в туристскую организацию, результаты ее использования должны отвечать определенным требованиям, в связи с чем, необходимо выделить показатели эффективности подходов к внедрению информационной системы бронирования в туристскую организацию:

1) экономические – учитывают влияние на основные показатели деятельности компании в результате внедрения системы бронирования (увеличение продаж, рост производительности труда и т.д.);

2) научно-технические - характеризуют новизну, простоту и удобность использования;

3) социальные – принимают во внимание социальные результаты от внедрения и использования (увеличение доходов сотрудников, улучшение условий труда и отдыха сотрудников, повышение степени удовлетворенности потребностей туристов) [10].

Результаты внедрения информационной системы бронирования в туристскую организацию представлены на рисунке 4.

Экскурсионные бюро

Организации предоставляющие билеты на культурно-массовые мероприятия
Упрощенный документооборот

Рисунок 4 - Результаты внедрения информационной системы бронирования в туристскую организацию («Составлено автором»)

Рассмотрев результаты, которым должна отвечать туристская организация, в которую внедрена информационная система бронирования, необходимо отметить, что существующие информационные системы бронирования не обладают функционалом в полной мере, в котором содержались бы сформулированные показатели эффективности ее внедрения [11].

Структурно-функциональная модель информационной системы бронирования в рамках цифровизации индустрии туризма

Информационные системы бронирования являются элементом большой системы и решают ряд задач в функционировании туристической индустрии, поэтому для эффективной работы всей системы большое значение имеет ее структура и функционал. На наш взгляд, каждая информационная система бронирования представляет собой набор характеристик и компонентов, ориентированных на выполнение обобщенных функций [12].

Структурно-фукнциональную модель информационной системы бронирования в индустрии туризма отличает ее узконаправленная специализация, включающая элементы взаимодействия непосредственных участников процесса оказания туристических услуг. Информационные системы бронирования в индустрии туризма представляют собой коммуникационную систему по сбору, передаче, обработке информации об объекте, предоставляющую сотрудникам и клиентам информацию для реализации ими процесса бронирования туристических услуг [13]. Структурно-функциональная модель, отражает особенности систем бронирования с включением в нее отдельных элементов и характеристик, которые относятся ко всем информационным системам бронирования в индустрии туризма (рисунок 5 ).

Рисунок 5- Структурно-функциональная модель информационной системы бронирования в индустрии туризма («Составлено автором»)

В число основных бизнес- процессов и задач, которые выполняет информационная система бронирования можно отнести следующие:

- обеспечение обмена информацией между пользователями;

- получение справочной информации о взаимодействующих объектах;

- информационная поддержка предметной отрасли;

- обеспечение автоматизации процесса;

- интегрированное предоставление услуг бронирования, а также сопутствующих услуг.

Обобщенная структурно-функциональная модель информационной системы бронирования в индустрии туризма включает доступность интерфейса и одновременно полномасштабный функционал (раздел бронирования, обработка и хранение данных, анализ и формирование отчетов о работе, поисковая система, оплата услуг, тарифы, дополнительные услуги) [14,15].

Таким образом, структурно-функциональная модель информационной системы бронирования в индустрии туризма позволяет более четко и конкретно туристическим организациям понимать суть и назначение каждого ее элемента и выстраивать работу с клиентами на более высоком уровне.

Общие выводы и предложения

В заключении можно сделать вывод, что следующим шагом в развитии и совершенствовании информационных систем бронировании в РФ может стать разработка единой системы бронирования, которая включала бы не только бронирование авиабилетов, отелей и гостиниц, но и другие сопутствующие услуги в туриндустрии.

Функционал предложенной единой информационной системы бронирования будет включать кроме рассмотренных особенностей и структурных элементов, дополнительные инструменты. Необходимость разработки и использования структурно-функциональной модели единой информационной системы бронирования заключается, в том, что она будет включать более широкий спектр услуг для туристических компаний (рисунок 6) [16].

Рисунок 6 - Дополнительные элементы единой структурно-функциональной модели системы бронирования («Составлено автором»)

В числе дополнительных структурных элементов единой информационной системы бронирования, можно выделить следующие.

Во-первых, расширенное предоставление туристических услуг в одной системе (подразумевается, что можно забронировать не только билеты на самолет или поезд, отель или гостиницу, но также и другие услуги, например, билеты на фестиваль или карнавал, индивидуальный транспорт, столик в ресторане, заказ экскурсии и др.);

Во- вторых, отмена или изменение бронирования, возврат денежных средств (то есть, теперь туристы могут изменить или отменить тур без финансовых потерь, но не в последний момент, так как это может привести к убыткам для организаций турима, поэтому можно сделать ограничение, к примеру, нельзя полностью отменить тур за неделю до выезда, но можно изменить его составляющие или перенести);

В- третьих, предоставление специальных предложения и акций, например, если билеты на самолет за несколько дней до вылета еще не были полностью забронированы, то можно предложить их по сниженной цене, также и с другими туристическими услугами;

В- четвертых, предоставление услуг по размещению рекламных кампаний, подразумевается создание отдельного раздела, в котором размещаются акции и сниженные тарифы от разных туристических организаций;

В- пятых, ведение информационного раздела прав и свобод туриста, так как система предоставляет возможность туристам забронировать услуги самостоятельно. В данном разделе будет размещаться различная информация, которую необходимо знать туристам (например, правила и законы определенной территории, список организаций, в которые можно обратиться в другой стране или местности при возникновении сложных ситуаций во время путешествия и т.д. [17].

Таким образом, можно сделать вывод, что структурно-функциональная модель единой информационной системы бронирования, имеет более глобальный функционал, включает более конкретные элементы, которые предоставляют пользователям новые возможности для работы и бронирования туристических услуг.


Источники:

1. Андреева Е. В., Никулина Ю. Н. Информационные системы бронирования в индустрии туризма // Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований: Материалы V Всероссийской национальной научной конференции молодых учёных, Комсомольск-на-Амуре, 11–15 апреля 2022 года. Том Часть 3. – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет. Комсомольск-на-Амуре, 2022. – c. 144-146.
2. Донцова О. И. Актуальные проблемы развития цифровых технологий в промышленности России // Креативная экономика. – 2022. – № 6. – c. 2289-2300.
3. Кравцова М.В. Управление реализацией программ и проектов в цифровой экосистеме // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 47-62.
4. Радыгина Е.Г., Ошкордина А.А. Показатели устойчивого развития предприятий индустрии гостеприимства // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 513-522.
5. Бугаец Т. Г., Ломохова К. С. Современные системы бронирования, как главный фактор эффективной деятельности туризма // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 5-ти летию основания кафедры туризма Крымского университета культуры, искусств и туризма, п. Форос, 22–23 мая 2020 года. – п. Форос: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал». 2020. – c. 195-199.
6. Плешивцева А.А. Тенденции развития российского рынка туризма на фоне внедрения современных информационных технологий // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 785-800.
7. Галанин С. Ф. Глобальные системы бронирования как фактор цифровизации туризма // Цифровые технологии в туристской индустрии и сервисе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 25 ноября 2020 года. – Казань: Казанский государственный институт культуры. Казань, 2021. – c. 22-30.
8. Байдаров Д.Ю., Полосин А.В., Файков Д.Ю. Формирование новой модели отечественной экономики в контексте технологического суверенитета: принципы и механизмы // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2.
9. Сердюков С. Д. Информационное обеспечение и продвижение туристской дестинации в условиях цифровой трансформации. / монография / С. Д. Сердюков, Г. М. Романова, Н. К. Сердюкова ; под науч. ред. Г. М. Романовой. - Москва : Первое экономическое издательство, 2022. – 172 c.
10. Каджаметова Т. Н. Цифровые инструменты и технологии продвижения туристских услуг в условиях развития электронного туризма // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2021. – № 4. – c. 109-113.
11. Кузнецова А. Н. Оценка функциональных возможностей систем бронирования в туристской отрасли // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2018. – № 1. – c. 41-44.
12. Morozova M. A., Stepanov Yu. G., Burlov D. I. Innovations in Tourism and Hospitality through Modern Information Systems and Blockchain Technologies // Components of Scientific and Technological Progress. – 2021. – № 11(65). – p. 42-46.
13. Седенков С. Е. Информационные технологии в туризме и гостиничном бизнесе // Теория и практика проектного образования. – 2019. – № 2(10). – c. 33-35.
14. Ткачева Е. А., Клочков А. В. Использование информационных технологий в сфере туризма // Тенденции и проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства: Материалы 7-й Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 105-летию РГУ имени С. А. Есенина, Рязань, 22 октября 2020 года. – 2020: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. 2020. – c. 194-196.
15. Виноградова Т.В., Приходько П.С. О проекте создания национальной системы бронирования средств размещения в РФ // Проблемы экономики. – 2015. – № 1. – c. 12-16.
16. Андреева Е. В. Разработка функционала отечественной информационной системы бронирования // Вызовы современного мира в рамках социально-гуманитарного знания: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Ижевск, 02–04 марта 2023 года. – Ижевск: Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова. Ижевск, 2023. – c. 205-209.
17. Шайтура С. В., Перетокин М. А. Информационные системы туристического агентства // Славянский форум. – 2022. – № 2. – c. 183-194.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 03:23:26