Информационные технологии как инструмент повышения эффективности деятельности организаций индустрии туризма
Никулина Ю.Н.1
1 Оренбургский государственный университет, Россия, Оренбург
Скачать PDF | Загрузок: 28
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 7 (Июль 2023)
Цитировать:
Никулина Ю.Н. Информационные технологии как инструмент повышения эффективности деятельности организаций индустрии туризма // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 7. – С. 2369-2384. – doi: 10.18334/epp.13.7.118417.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54310347
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы влияния и взаимосвязи информационных систем бронирования на индустрию туризма. Автором проанализированы достоинства и недостатки современных информационных систем бронирования. Особое внимание уделено рассмотрению методических подходов к внедрению и использованию информационных систем в туриндустрии РФ. Научная новизна исследования заключается в разработке структурно-функциональной модели информационной системы бронирования и определении ее основных бизнес- процессов и задач: обеспечение обмена информацией между пользователями; получение справочной информации о взаимодействующих объектах; информационная поддержка предметной отрасли; обеспечение автоматизации процесса; интегрированное предоставление услуг бронирования, а также сопутствующих услуг. В заключении сделан вывод, что в современных условиях существует объективная необходимость во внедрении единой информационной системы бронирования, модель которой имеет более глобальный функционал и позволяет повысить эффективность деятельности организаций туриндустрии.
Ключевые слова: туризм, информационная система, бронирование, туристическая организация
JEL-классификация: Z31, Z32, L83
Введение
В современных условиях внедрения инновационных и цифровых технологий все сферы общественной жизни подвержены трансформации, в том числе и индустрия туризма. Появление информационных систем бронирования определялось уровнем развития компьютерных технологий и меняющимися ожиданиями и потребностями пользователей [1].
Информационные системы бронирования являются связующим звеном между туристическими организациями, авиакомпаниями и коллективными средствами размещения, а также между многими другими организациями, задействованными в процессах оказания туристических и сопутствующих услуг. Процесс глобализации определяет быстро расширяющийся поток информации, который приводит к построению информационного общества [2].
Исследование вопросов развития информационных систем бронирования требует особого внимания, так как индустрия туризма должна развиваться также быстро, как и другие сферы экономики. Внедрение информационных систем бронирования является ключевым фактором оптимизации работы организаций, предоставляющих туристические услуги, в том числе способствует предоставлению туристических услуг на более высоком уровне, а также значительно упрощает весь процесс получения услуги на туристском рынке.
Информационные системы бронирования позволяют сэкономить необходимое время и ресурсы, помогают оптимизировать работу организации и являются инструментом управления деятельностью туристической организации и повышения ее конкурентоспособности.
В числе основных современных проблем внедрения и использования информационных систем бронирования можно выделить следующие:
во-первых, отсутствие четкого государственного регулирования в области использования информационных систем бронирования в туриндустрии;
во-вторых, зависимость от иностранных информационных систем бронирования;
в-третьих, отсутствие единой информационной системы бронирования для всех участников предоставления туристических услуг.
Рассмотрением вопросов в целом информационных технологий в индустрии туризма занимались многие российские ученые, тем не менее, проблемы в области взаимосвязи информационных систем бронирования и туристских организаций, подходов к внедрению и использованию информационных систем бронирования не достаточно полно изучены.
Целью статьи является определение взаимосвязи и влияния информационных систем бронирования на деятельность организаций туриндустрии, систематизация методических подходов к внедрению информационных систем бронирования в индустрии туризма, разработка структурно-функциональной модели информационной системы бронирования в рамках цифровизации индустрии туризма, а также функционала единой информационной системы бронирования как инструмента повышения ее эффективности, оптимизации бизнес- процессов оказания туристических услуг и повышения их качества.
Роль информационных систем бронирования в организации процесса оказания туристических услуг
Информационные системы бронирования развивались достаточно стремительно, особенно на последних этапах, что с одной стороны связано с техническим прогрессом в целом, с другой - с глобальным развитием индустрии туризма [3].
Для того чтобы оценить влияние информационных систем бронирования на индустрию туризма, необходимо рассмотреть, как данные системы влияют на бизнес в целом, в том числе туристический (рисунок 1).
Рисунок 1 – Роль информационных систем бронирования в организации процесса предоставления туристических услуг («Составлено автором»)
Информационные системы бронирования положительно сказываются на бизнес-процессе организаций туриндустрии [4]. Тем не менее, каждая из современных систем бронирования имеет положительные аспекты внедрения и определенные недостатки. В числе основных действующих информационных систем бронирования на зарубежном и отечественном рынке - Amadeus, Worldspan, Galileo, Sabre, Sirena и Алеан (таблица 1)
Таблица 1 – Достоинства и недостатки современных информационных систем бронирования («Составлено автором»)
Достоинства
|
Недостатки
|
Клиент сам
выбирает период поездки, набор дополнительных услуг и может наглядно
рассмотреть, что его ожидает
|
Процесс отмены
брони, как правило, во всех системах предусмотрен, но размер и порядок
выплаты штрафа, срок и размер зависит от различных факторов, в том числе от
ценовой политики отелей и авиакомпаний.
|
Предоставлен
доступ к ресурсам широкого круга авиакомпаний и средств размещения
|
Процесс
подтверждения бронирования включает как минимум 24 часа, что в свою очередь иногда
приводит к негативным последствиям, как для клиента, так и для турагента, например,
из-за отсутствия свободных мест в отеле или самолете, необходимо будет заново
выбрать отель и все услуги, и цена к этому времени может измениться.
|
Моментальная
оплата на сайте
|
Подключение
компании к информационной системе бронирования – это технически непростое
мероприятие, требующее привлечения IT – специалистов или программистов, что
влечет дополнительные затраты на оплату труда.
|
Полная автоматизация
процесса бронирования
|
Программное
обеспечение для информационных систем бронирования также имеет высокую
стоимость, поэтому его в основном используют только крупные, сетевые компании
и ассоциации.
|
Взаимодействие туристических компаний с информационными системами бронирования создает возможности для развития и повышения эффективности их деятельности (рисунок 2).
Рисунок 2 – Результаты взаимосвязи туристических компаний с информационными системами бронирования («Составлено автором»)
В целом можно констатировать, что использование информационных систем бронирования туристскими организациями имеет недостаточное правовое регулирование на государственном уровне, в связи с чем, возникают проблемы при взаимодействии между организациями, которые предоставляют туристические услуги и клиентами [5]. На наш взгляд, решением данного вопроса может быть разработка и функционирование единой платформы бронирования, основными участниками которой стали бы не только авиакомпании, отели, туроператоры, турагенства, но также и организации, предоставляющие сопутствующие услуги в области туриндустрии.
Методические подходы к внедрению и использованию информационных систем бронирования в индустрии туризма РФ
Деятельность российских туроператоров в большей степени ориентирована на использование специальных информационных систем. Через сайты туроператоров турист может забронировать тур как самостоятельно, так и в офисе компании. Но при самостоятельном бронировании туристу доступны не все предложения, а лишь те, которые подключены к системе, так называемого, онлайн - бронирования, то есть, бронирование, не требующее подтверждения туроператора, отелей, авиакомпаний и т.д.. [6,7]
Существенных различий между сайтами туроператоров и тем как они работают и взаимодействуют с другими компаниями нет, поэтому и функционал их имеет схожую структуру. Чаще всего бронирование интересующих клиента туристских услуг происходит не напрямую через туроператора, а через офисы турагенств, но и в том и в другом случае, чтобы забронировать услуги, сотрудникам необходимо обратиться сразу к нескольким информационным системам бронирования. В основном, это система бронирования отеля и система бронирования авиабилетов, но сами турагенты и туроператоры работают не с системами, а с сайтами, которые подключены сразу к нескольким таким системам [8].
Использование систем бронирования на сайтах туроператоров позволяет бронировать нескольких услуг через один сайт, иметь визуальное представление базы отелей, предоставляет возможность: включения в тур дополнительных параметров (питание, трансфер, экскурсии), в любой момент до вылета изменить параметры тура, бронирования как пакетного, так и индивидуального тура, самостоятельного бронирования услуг туристом. Одновременно с этим, существует ряд ограничений и недостатков использования данного инструмента: необходимо время на обработку запроса, обработка заявок на бронирование не автоматизирована, до подтверждения бронирования необходимо производить оплату, данный способ не освобождает от заполнения документации, договоров, требуются расходы на разработку и сопровождение сайта и обучение персонала для организации работы с ним [9].
Проанализировав информационные системы бронирования российских туроператоров, можно выделить следующие особенности:
- удобный и простой в использовании функционал;
- все системы бронирования российских туроператоров имеют схожую структуру и работу;
- системы бронирования не до конца автоматизированы, требуется работа сотрудников;
- имеется возможность использования дополнительных параметров при выборе туристических услуг.
Исходя из анализа способов взаимосвязи информационных систем бронирования и организаций туриндустрии, можно выделить подходы к внедрению информационных систем бронирования в туристическую компанию (рисунок 3).
Рисунок 3 - Подходы к внедрению и использованию информационных систем бронирования («Составлено автором»)
Внедрение информационных систем бронирования в индустрии туризма реализуется исходя из запросов туристической организации, еe размеров и возможностей (таблица 2).
Таблица 2 - Достоинства и недостатки подходов к внедрению информационных систем бронирования («Составлено автором»)
Подход
|
Достоинства
|
Недостатки
|
Покупка
программного обеспечения
|
Использование
всех возможностей системы без ограничений, в том числе возможность обновления
системы.
|
Высокая
стоимость.
|
Аренда
программного обеспечения
|
Доступность.
Возможность сменить систему после истечения срока аренды.
|
Действуют
ограничения на отдельные тарифы использования.
|
Разработка
собственной системы
|
Разработка
системы под концепцию организации.
|
Высокая
стоимость.
|
Независимо от выбранного подхода к внедрению информационной системы бронирования в туристскую организацию, результаты ее использования должны отвечать определенным требованиям, в связи с чем, необходимо выделить показатели эффективности подходов к внедрению информационной системы бронирования в туристскую организацию:
1) экономические – учитывают влияние на основные показатели деятельности компании в результате внедрения системы бронирования (увеличение продаж, рост производительности труда и т.д.);
2) научно-технические - характеризуют новизну, простоту и удобность использования;
3) социальные – принимают во внимание социальные результаты от внедрения и использования (увеличение доходов сотрудников, улучшение условий труда и отдыха сотрудников, повышение степени удовлетворенности потребностей туристов) [10].
Результаты внедрения информационной системы бронирования в туристскую организацию представлены на рисунке 4.
Экскурсионные
бюро
|
Организации
предоставляющие билеты на культурно-массовые мероприятия
|
Упрощенный
документооборот
|
Рисунок 4 - Результаты внедрения информационной системы бронирования в туристскую организацию («Составлено автором»)
Рассмотрев результаты, которым должна отвечать туристская организация, в которую внедрена информационная система бронирования, необходимо отметить, что существующие информационные системы бронирования не обладают функционалом в полной мере, в котором содержались бы сформулированные показатели эффективности ее внедрения [11].
Структурно-функциональная модель информационной системы бронирования в рамках цифровизации индустрии туризма
Информационные системы бронирования являются элементом большой системы и решают ряд задач в функционировании туристической индустрии, поэтому для эффективной работы всей системы большое значение имеет ее структура и функционал. На наш взгляд, каждая информационная система бронирования представляет собой набор характеристик и компонентов, ориентированных на выполнение обобщенных функций [12].
Структурно-фукнциональную модель информационной системы бронирования в индустрии туризма отличает ее узконаправленная специализация, включающая элементы взаимодействия непосредственных участников процесса оказания туристических услуг. Информационные системы бронирования в индустрии туризма представляют собой коммуникационную систему по сбору, передаче, обработке информации об объекте, предоставляющую сотрудникам и клиентам информацию для реализации ими процесса бронирования туристических услуг [13]. Структурно-функциональная модель, отражает особенности систем бронирования с включением в нее отдельных элементов и характеристик, которые относятся ко всем информационным системам бронирования в индустрии туризма (рисунок 5 ).
Рисунок 5- Структурно-функциональная модель информационной системы бронирования в индустрии туризма («Составлено автором»)
В число основных бизнес- процессов и задач, которые выполняет информационная система бронирования можно отнести следующие:
- обеспечение обмена информацией между пользователями;
- получение справочной информации о взаимодействующих объектах;
- информационная поддержка предметной отрасли;
- обеспечение автоматизации процесса;
- интегрированное предоставление услуг бронирования, а также сопутствующих услуг.
Обобщенная структурно-функциональная модель информационной системы бронирования в индустрии туризма включает доступность интерфейса и одновременно полномасштабный функционал (раздел бронирования, обработка и хранение данных, анализ и формирование отчетов о работе, поисковая система, оплата услуг, тарифы, дополнительные услуги) [14,15].
Таким образом, структурно-функциональная модель информационной системы бронирования в индустрии туризма позволяет более четко и конкретно туристическим организациям понимать суть и назначение каждого ее элемента и выстраивать работу с клиентами на более высоком уровне.
Общие выводы и предложения
В заключении можно сделать вывод, что следующим шагом в развитии и совершенствовании информационных систем бронировании в РФ может стать разработка единой системы бронирования, которая включала бы не только бронирование авиабилетов, отелей и гостиниц, но и другие сопутствующие услуги в туриндустрии.
Функционал предложенной единой информационной системы бронирования будет включать кроме рассмотренных особенностей и структурных элементов, дополнительные инструменты. Необходимость разработки и использования структурно-функциональной модели единой информационной системы бронирования заключается, в том, что она будет включать более широкий спектр услуг для туристических компаний (рисунок 6) [16].
Рисунок 6 - Дополнительные элементы единой структурно-функциональной модели системы бронирования («Составлено автором»)
В числе дополнительных структурных элементов единой информационной системы бронирования, можно выделить следующие.
Во-первых, расширенное предоставление туристических услуг в одной системе (подразумевается, что можно забронировать не только билеты на самолет или поезд, отель или гостиницу, но также и другие услуги, например, билеты на фестиваль или карнавал, индивидуальный транспорт, столик в ресторане, заказ экскурсии и др.);
Во- вторых, отмена или изменение бронирования, возврат денежных средств (то есть, теперь туристы могут изменить или отменить тур без финансовых потерь, но не в последний момент, так как это может привести к убыткам для организаций турима, поэтому можно сделать ограничение, к примеру, нельзя полностью отменить тур за неделю до выезда, но можно изменить его составляющие или перенести);
В- третьих, предоставление специальных предложения и акций, например, если билеты на самолет за несколько дней до вылета еще не были полностью забронированы, то можно предложить их по сниженной цене, также и с другими туристическими услугами;
В- четвертых, предоставление услуг по размещению рекламных кампаний, подразумевается создание отдельного раздела, в котором размещаются акции и сниженные тарифы от разных туристических организаций;
В- пятых, ведение информационного раздела прав и свобод туриста, так как система предоставляет возможность туристам забронировать услуги самостоятельно. В данном разделе будет размещаться различная информация, которую необходимо знать туристам (например, правила и законы определенной территории, список организаций, в которые можно обратиться в другой стране или местности при возникновении сложных ситуаций во время путешествия и т.д. [17].
Таким образом, можно сделать вывод, что структурно-функциональная модель единой информационной системы бронирования, имеет более глобальный функционал, включает более конкретные элементы, которые предоставляют пользователям новые возможности для работы и бронирования туристических услуг.
Источники:
2. Донцова О. И. Актуальные проблемы развития цифровых технологий в промышленности России // Креативная экономика. – 2022. – № 6. – c. 2289-2300.
3. Кравцова М.В. Управление реализацией программ и проектов в цифровой экосистеме // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 47-62.
4. Радыгина Е.Г., Ошкордина А.А. Показатели устойчивого развития предприятий индустрии гостеприимства // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 513-522.
5. Бугаец Т. Г., Ломохова К. С. Современные системы бронирования, как главный фактор эффективной деятельности туризма // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 5-ти летию основания кафедры туризма Крымского университета культуры, искусств и туризма, п. Форос, 22–23 мая 2020 года. – п. Форос: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал». 2020. – c. 195-199.
6. Плешивцева А.А. Тенденции развития российского рынка туризма на фоне внедрения современных информационных технологий // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 785-800.
7. Галанин С. Ф. Глобальные системы бронирования как фактор цифровизации туризма // Цифровые технологии в туристской индустрии и сервисе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 25 ноября 2020 года. – Казань: Казанский государственный институт культуры. Казань, 2021. – c. 22-30.
8. Байдаров Д.Ю., Полосин А.В., Файков Д.Ю. Формирование новой модели отечественной экономики в контексте технологического суверенитета: принципы и механизмы // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2.
9. Сердюков С. Д. Информационное обеспечение и продвижение туристской дестинации в условиях цифровой трансформации. / монография / С. Д. Сердюков, Г. М. Романова, Н. К. Сердюкова ; под науч. ред. Г. М. Романовой. - Москва : Первое экономическое издательство, 2022. – 172 c.
10. Каджаметова Т. Н. Цифровые инструменты и технологии продвижения туристских услуг в условиях развития электронного туризма // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2021. – № 4. – c. 109-113.
11. Кузнецова А. Н. Оценка функциональных возможностей систем бронирования в туристской отрасли // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2018. – № 1. – c. 41-44.
12. Morozova M. A., Stepanov Yu. G., Burlov D. I. Innovations in Tourism and Hospitality through Modern Information Systems and Blockchain Technologies // Components of Scientific and Technological Progress. – 2021. – № 11(65). – p. 42-46.
13. Седенков С. Е. Информационные технологии в туризме и гостиничном бизнесе // Теория и практика проектного образования. – 2019. – № 2(10). – c. 33-35.
14. Ткачева Е. А., Клочков А. В. Использование информационных технологий в сфере туризма // Тенденции и проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства: Материалы 7-й Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 105-летию РГУ имени С. А. Есенина, Рязань, 22 октября 2020 года. – 2020: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. 2020. – c. 194-196.
15. Виноградова Т.В., Приходько П.С. О проекте создания национальной системы бронирования средств размещения в РФ // Проблемы экономики. – 2015. – № 1. – c. 12-16.
16. Андреева Е. В. Разработка функционала отечественной информационной системы бронирования // Вызовы современного мира в рамках социально-гуманитарного знания: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Ижевск, 02–04 марта 2023 года. – Ижевск: Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова. Ижевск, 2023. – c. 205-209.
17. Шайтура С. В., Перетокин М. А. Информационные системы туристического агентства // Славянский форум. – 2022. – № 2. – c. 183-194.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 23:57:34