Направления цифровой трансформации индустрии гостеприимства и туризма в современных условиях

Хамирзова С.К.1, Кумпилова А.Р.1, Калашникова С.В.1, Хачемизова Э.А.1
1 Майкопский государственный технологический университет

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63633386

Аннотация:
В условиях глобальной цифровизации экономического пространства индустрия гостеприимства и туризма является одной из наиболее перспективных отраслей экономики в контексте внедрения и широкого использования новых форм и видов цифровых технологий. В этой связи цифровая трансформация становится главным трендом, определяющим вектор развития индустрии гостеприимства и туризма. В данном исследовании обозначены преимущества использования цифровых технологий в повышении инновационной активности и эффективности туристского бизнеса. Проанализированы направления использования и типы цифровых технологий и сервисов в индустрии гостеприимства и туризма. Обоснована целесообразность формирования цифровых экосистем на основе создания единого информационного пространства, объединяющего всех участников (стейкхолдеров) индустрии гостеприимства и туризма. Подчеркнута высокая эффективность функционирования инновационных экосистем, которая заключаются в мощном синергетическом эффекте от взаимодействия стейхолдеров отрасли, а также в более качественном удовлетворении потребностей туристов.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии и сервисы, индустрия гостеприимства и туризма, инновационная экосистема

Финансирование:
Исследование выполнено за счет средств гранта ФГБОУ ВО «МГТУ»

JEL-классификация: O31, Q55, Z32



Введение

В современных условиях глобальных вызовов, усиления санкционного давления, обострения геополитических проблем наблюдается масштабная трансформация социально-экономических, финансовых и структурно-технологических процессов в экономике и бизнесе. В настоящее время формируется новая парадигма развития экономики на основе инновационных процессов и цифровой трансформации.

Рассматривая индустрию гостеприимства и туризма как важный приоритет социально-экономического развития страны (благодаря значительному мультипликативному эффекту, связанному с привлечением инвестиций, развитием инфраструктуры), необходимо принимать во внимание технологические трансформации, связанные с внедрением инновационных технологий и масштабной цифровизацией отрасли, повлекшей, в том числе, и изменение потребительского поведения туристов, предъявляющих высокие требования к цифровому сопровождению путешествий.

Современные тренды развития индустрии гостеприимства и туризма базируются на широком использовании цифровых технологий (digital-технологий), что способствует снижению затрат на производство, росту производительности труда и конкурентоспособности отрасли в целом.

Возрастающая роль инновационных технологий в деятельности гостиничных и туристских организаций способствует их интеграции в единое информационное пространство, интенсификации процессов перехода ключевых секторов туристского бизнеса в формат цифровых экосистем.

Поскольку цифровизация становится одним из значимых факторов повышения конкурентных позиций субъектов гостиничного и туристского бизнеса и вектором инновационного развития, необходимость исследования цифровых и технологических аспектов их деятельности является весьма очевидной.

Целью исследования является изучение направлений цифровой трансформации как ключевого драйвера перспективного развития индустрии гостеприимства и туризма в современных условиях на основе внедрения и широкого использования диджитал-технологий в целях повышения эффективности отрасли.

Материалы и методы исследования.

Анализ научных публикаций по теме исследования позволяет отметить, что основные направления цифровой трансформации индустрии гостеприимства и туризма являются предметом пристального внимания научного сообщества, а также представителей бизнес-среды. Исследованию цифровых технологий и инновационных процессов в сфере гостеприимства и туризма посвящены работы российских и зарубежных ученых.

В статьях Боголюбова В.С., Макриновой Е.И., Сотник А.П., Хайдарова И.С., Соболевской Т.Г. рассматривается потенциал использования цифровых платформ в туризме и отдельные аспекты цифровизации [2, 8, 17].

Роль цифровых сервисов в туризме изучают Богомазова И.В., Аноприева Е.В., Климова Т.Б., Вострова Е.И., Оборин М.С., Овчаренко Л.А., Лебезова Э.М. [3, 4, 11, 12].

В работах Морозова М.А., Ашиновой М.К., Пригоды Л.В., Ешуговой С.К., Кадакоевой Г.В. и др. исследованы вопросы формирования цифровых экосистем и их инфраструктурного обеспечения [6, 9,10].

Исследованию инновационных экосистем в туризме и их роли в обеспечении экономического роста посвящены работы Сердюковой Н.К., Таниной А.В., [14, 15, 16, 19].

Вопросы построения структурно-функциональной модели цифровой платформы в туризме, а также оценки деятельности туристских организаций в условиях глобальной цифровизации отрасли отражены в работах Левченко К.К., Чуваткина П.П. [7, 22].

Инновационный аспект цифровизации индустрии гостеприимства и туризма Республики Адыгея рассмотрен в работах Калашниковой С.В., Кумпиловой А.Р., Хамирзовой С.К., Хачемизовой Э.А., Харченко Д.Е., Лебедевой С.А. [6, 23].

Вместе с тем, несмотря на значительное количество научных работ по заявленной теме, степень изученности цифровых технологий и их влияния на рост потенциала сферы гостеприимства и туризма на региональном уровне является не достаточной и предполагает проведение дополнительных исследований.

В ходе настоящего исследования использовались следующие методы научного исследования: монографический, экономико-статистический, аналитический, сравнительный, которые позволили выявить специфику инновационных бизнес-процессов и направлений цифровой трансформации индустрии гостеприимства и туризма в современных условиях.

Результаты исследования. Внедрение цифровых технологий в индустрии гостеприимства и туризма открывает новые возможности для всех участников туристского бизнеса. Использование диджитал-технологий обеспечивает экономию затрат туристских компаний, способствует формированию положительного туристского опыта, а также эффективному продвижению и популяризации туристических направлений.

Цифровая трансформация индустрии гостеприимства и туризма во многом связана с бурным развитием в последние годы инновационных технологий, которые с одной стороны, способствовали формированию нового поколения «умных» туристов, рассчитывающих на получение уникального туристского опыта во время посещения туристских аттракций, с другой - повышению эффективности туристического бизнеса. Новые туристские услуги во многом базируются на инновационных технологиях, призванных обеспечить комфорт и безопасность туристов и воздействовать на их впечатления. Таким образом, отвечая на постоянно меняющиеся высокие запросы современного глобализированного мира, цифровые технологии быстро эволюционировали, интегрируя множество функциональных возможностей, и прочно внедрились в индустрию гостеприимства и туризма (см. рис. 1.) [20].

Рисунок 1 - Влияние цифровых технологий на инновационную активность туристского бизнеса

Источник: составлено авторами по результатам исследования [7, 22]

Приведенная схема определяет сферу применения цифровых технологий в туристском бизнесе и позволяет идентифицировать их по типам и видам с учетом специфики выполняемых функций.

Перспективы функционирования предприятий индустрии гостеприимства и туризма зависят от наличия соответствующей инновационной инфраструктуры и использования новейших цифровых технологий, необходимых для разработки и эффективной реализации туристских проектов в рамках глобальной цифровизации отрасли [21].

Влияние информационно-коммуникационного обеспечения бизнес-процессов с учетом цифрового потенциала и используемых цифровых технологий на критерии эффективности туристского бизнеса представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Взаимосвязь цифровых технологий с критериями эффективности туристского бизнеса

Источник: составлено авторами по результатам исследования [7, 14, 22]

Использование цифровых технологий предприятиями индустрии гостеприимства и туризма максимально ориентировано на индивидуальные предпочтения туристов с целью последующего повышения объемов продаж и прибыли. Однако с повсеместным распространением Интернета в турбизнесе стали происходить существенные трансформации относительно стратегий продаж, а также способов обработки заявок туристов. С развитием IT-технологий у предприятий индустрии гостеприимства и туризма появилась возможность анализа большого объема данных «Big data», что в свою очередь, послужило импульсом к развитию цифрового маркетинга в туризме [3, 11].

Современные маркетинговые инструменты, основанные на интернет-технологиях полностью изменили парадигму туристского бизнеса. Резкое сокращение офлайн-агентских продаж и туроперейтинга способствовало переходу предприятий туриндустрии от офисных продаж туров к цифровому хабу (включая необходимость продвижения веб-ресурса, активного использования социальных сетей и участия в партнерском маркетинге и др.) [17].

Повышению эффективности функционирования турбизнеса в условиях цифровизации способствует внедрение IT-технологий в процессы документооборота. Так, например, использование технологии блокчейн позволяет хранить в едином цифровом пространстве данные о финансовых операциях, активах. Главными преимуществами блокчейн-технологии являются отражение всех совершенных транзакций, а также наличие доступа ко всей информации у каждого участника системы [11].

В рамках инновационной экосистемы индустрии гостеприимства и туризма в условиях цифровизации договорные отношения между туристом, турагентом и туроператором осуществляются в рамках концепции «электронной путевки».

Концепция «электронной путевки» предполагает подключение всех участников, задействованных в производстве, реализации и приобретении турпродукта к единой информационной системе, что делает возможным осуществление их прямого взаимодействия. Это своего рода оцифровка процесса договорных отношений между туристом, турагентом и туроператором, что представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 - Направления использования цифровых технологий в инновационной деятельности предприятий туризма

Источник: составлено авторами по результатам исследования [2, 7, 22]

Цифровое взаимодействие туристских организаций с потребителями в части осуществления системы продаж осуществляется по схеме бизнес-потребитель (Business-To-Consumer) при помощи инновационных инструментов, направленных на максимально эффективное обслуживание туристов.

Цифровые инновации предполагают также осуществление купли-продажи туристских продуктов при помощи мобильных онлайн-приложений и сервисов, которые позволяют потенциальным потребителям выбрать наиболее подходящие условия при бронировании тура. Повышение доступности мобильных онлайн-приложений и сервисов в сфере туристской деятельности для пользователей позволяет существенно снизить временные и финансовые затраты, а также обеспечивает комфорт и удобство при приобретении основных и сопутствующих туруслуг [3].

В настоящее время большинство субъектов индустрии гостеприимства и туризма используют цифровых помощников и технологии искусственного интеллекта при управлении гостиницами и турфирмами, в результате чего отмечается повышение качества обслуживания и удовлетворенности клиентов, увеличение оборота, а также экономия времени.

В то же время успешное продвижение и рост продаж туристских продуктов во многом определяется и поведением туристов, для которых использование современных цифровых коммуникаций является нормой жизни, что делает их непосредственными участниками бизнес-процессов в туризме. При работе над данным исследованием в октябре 2023 г. авторами статьи был проведен опрос среди жителей Республики Адыгея с целью выявления видов цифровых технологий, используемых ими во время путешествий (объем выборки составил 500 человек) (см. рис. 4.).

Рисунок 4 - Цифровые технологии, используемые туристами во время путешествий

Источник: составлено авторами по результатам исследования [1, 6]

Усиление роли цифровых технологий в деятельности туристских организаций в современных условиях проявляется также в стимулировании потенциальных туристов к самостоятельному онлайн-бронированию билетов и отелей, в возможности планировать маршрут и путешествовать самостоятельно, а также дистанционно осматривать достопримечательности туристских аттракций (см. рис. 5.) [4]. При этом банковские учреждения также заинтересованы в привлечении дополнительных клиентов (туристов) - владельцев кредитных карт, которыми можно оплачивать приобретаемые через Интернет туристические услуги.

Рисунок 5 - Применение цифровых технологий при планировании путешествий

Источник: составлено авторами по результатам исследования [7, 22]

Рассмотренные аспекты использования цифровых технологий отражают современные тренды развития индустрии гостеприимства и туризма и являются векторами их инновационной активности.

Перспективное развитие цифровых технологий в туризме связано с развитием travel-маркетплейсов (цифровых торговых площадок), как важнейшего инструмента онлайн-продаж туристских услуг. Санкционные ограничения привели к уходу с отечественного рынка онлайн-туризма ряда крупных зарубежных систем бронирования - Booking.com, Trivago, Airbnb, Skyscanner и др. Российский туристский рынок потерял более 25% пользователей и был вынужден осуществлять переориентацию на российские IT кампании, так как для многих кампаний зарубежные системы бронирования были единственным каналом продаж [10].

В настоящее время на долю российских travel-маркетплейсов («Островок», «Яндекс Путешествия», Tutu.ru и др.) приходится менее 30% объемов продаж, что свидетельствует о недостаточном развитии их функциональных возможностей и неспособности в полном объеме заменить ушедшие зарубежные кампании. Данная ситуация также свидетельствует о необходимости разработки мер по импортозамещению в туристской отрасли [23].

Многие российские субъекты гостиничной и туристской индустрии используют различные инновационные инструменты цифровизации бизнеса на рынке онлайн-туризма. Так, например, в кампании Ozon Travel запустили цифровой сервис по бронированию отелей; в «Яндекс Путешествия» разработан онлайн сервис для путешественников с опцией одновременной покупки билетов и бронирования отелей; в «Тинькофф Путешествия» работает сервис, позволяющий купить билеты на поезд или самолет, забронировать гостиницу и арендовать автомобиль [24].

Рассмотрим более подробно популярные в настоящее время среди туристов и путешественников цифровые сервисы и формирующиеся на их основе цифровые экосистемы в сфере гостеприимства и туризма (см. рис. 6.).

Рисунок 6 - Типы цифровых сервисов в индустрии гостеприимства и туризма

Источник: составлено авторами по результатам исследования [1, 6]

Широкое использование вышеупомянутых цифровых технологий и сервисов придает необходимый импульс инновационному развитию индустрии гостеприимства и туризма, а также способствует формированию цифровых экосистем, направленных на создание единого информационного пространства, объединяющего всех участников отрасли [9].

Самым продвинутым шагом при цифровизации индустрии гостеприимства и туризма является использование инновационных бизнес-моделей, приводящих к созданию экосистем, основанных на расширении партнёрских связей стейкхолдеров за счет формирования на основе цифровых технологий, в том числе блокчейна, принципиально новых подходов к обслуживанию туристов. Эффективность функционирования инновационных экосистем заключаются в высоком синергетическом эффекте от взаимодействия стейхолдеров отрасли, а также в более качественном удовлетворении потребностей туристов на основе предложения комплексных услуг на принципах комплементарности [15, 16].

Заключение

Индустрия гостеприимства и туризма использует цифровые инновационные технологии для создания уникальных туристских услуг, умных туристских дестинаций, обогащения опыта и впечатлений туристов во время путешествий.

Цифровые технологии сегодня являются незаменимым средством воздействия на формирование и стимулирование потребительского спроса на туристские услуги. С учетом растущего значения индустрии гостеприимства и туризма в экономике России, цифровые технологии являются действенным инструментом для развития туристской инфраструктуры, широко используются при планировании путешествий, бронировании билетов и отелей, при посещении туристических достопримечательностей.

В этом исследовании изучалось использование цифровых инновационных технологий в деятельности субъектов гостиничного и туристского рынка. Результаты исследования показали, что широкое применение цифровых технологий в национальной индустрии гостеприимства и туризма в полной мере отвечает современным принципам клиентоориентированности сферы услуг и обеспечивает формирование персонального туристского предложения.

Дальнейшее развитие цифровых платформ, мобильных приложений, искусственного интеллекта, больших данных, виртуальной и дополненной реальностей, как перспективных инновационных инструментов, необходимых для усиления конкурентных позиций предприятий в сфере гостеприимства и туризма будет реализовываться в формате экосистем, что поспособствует увеличению объемов внутреннего и въездного туризма, а также более полному удовлетворению потребностей туристов и получению дополнительной добавленной стоимости.


Источники:

1. Ашинова М.К., Пригода Л.В., Ешугова С.К., Кадакоева Г.В. Инновационная экосистема индустрии гостеприимства и туризма в условиях цифровизации // Креативная экономика. – 2023. – № 10. – c. 3659-3676. – doi: 10.18334/ce.17.10.119229.
2. Боголюбов В.С., Боголюбова С.А. Потенциал использования цифровых платформ в туризме // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 4. – c. 156-162. – doi: 10.17513/vaael.2778.
3. Богомазова И.В., Аноприева Е.В., Климова Т.Б. Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – № 3(85). – c. 34-47. – doi: 10.24411/1995-042X-2019-10303.
4. Вострова Е.И. Digital-трансформация туристического пространства: новые возможности // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 1(93). – c. 47-52. – doi: 10.24158/spp.2022.1.6.
5. Ешугова С.К., Кадакоева Г.В. Особенности развития цифровизации в России в условиях пандемии 2020 года. / В сборнике: Фестиваль науки и технологий. - Волгоград: Научный издательский центр «Абсолют», 2021. – 96-101 c.
6. Калашникова С.В., Кумпилова А.Р., Хамирзова С.К., Хачемизова Э.А. Инновационный аспект цифровизации индустрии гостеприимства и туризма Республики Адыгея // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2023. – № 4(76).
7. Левченко К.К. Структурно-функциональная модель цифровой платформы в туризме // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – № 3-1. – c. 285-293. – doi: 10.34670/AR.2023.70.77.066.
8. Макринова Е.И., Сотник А.П., Хайдаров И.С. Модели и технологии развития туризма в мейнстриме цифровой экономики // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 3. – c. 72-77. – doi: 10.17513/fr.42702.
9. Морозов М.А., Морозова Н.С. Концепция цифровой экосистемы индустрии туризма и гостеприимства // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2020. – № 4. – c. 27-36. – doi: 10.24411/1995-0411- 2020-10402.
10. Морозов М.М. Инфраструктурное обеспечение цифровой экосистемы туристских и гостиничных услуг // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2023. – № 2. – c. 24-31. – doi: 10.18413/2408-9346-2023-9-2-0-2.
11. Оборин М.С. Цифровая трансформация туристического пространства: новые возможности // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2022. – № 1. – c. 157-164. – doi: 10.24412/1995-0411-2022-1-157-164.
12. Овчаренко Л.А., Лебезова Э.М. Цифровизация как новая парадигма управления развитием туризма // Век качества. – 2021. – № 4. – c. 106-126.
13. Пашина М.А. Стратегическое развитие альянса гостиничных сетей и туристских кластеров // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 10(135). – c. 496-499. – doi: 10.34925/EIP.2021.135.10.095.
14. Сердюкова Н.К., Сердюков С.Д. Исследование факторов и процесса формирования экосистемы туризма территории // Вестник евразийской науки. – 2023. – № 4. – c. 1-21. – doi: 10.15862/24ECVN423.
15. Сердюкова Н.К., Сердюков С.Д. Теоретические и прикладные аспекты экосистемного подхода к развитию туризма и гостеприимства // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 44(6). – c. 272-277.
16. Сердюков С.Д., Сердюкова Н.К. Развитие цифровых экосистем и платформ в туризме и сфере услуг // Креативная экономика. – 2023. – № 8. – c. 2887-2908. – doi: 10.18334/ce.17.8.118525.
17. Соболевская Т.Г. Цифровизация – двигатель трансформации индустрии туризма в эпоху цифровых технологий // Маркетинг и логистика. – 2021. – № 3(35). – c. 59-67.
18. Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, (с изменениями на 7 февраля 2022 года). Cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/561260503?marker=6580IP (дата обращения: 10.10.2023).
19. Танина А.В. Формирование цифровых экосистем в туризме // Журнал правовых и экономических исследований. – 2023. – № 1. – c. 39-50. – doi: 10.26163/GIEF.2023.72.33.006.
20. Тарчоков С.К., Платов А.В., Удалов Д.Э., Подсевалова Е.Н. Факторы принятия технологии NFC в туристской и гостиничной индустрии // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2022. – № 4. – c. 88-103. – doi: 10.18413/2408-9346-2022-8-4-0-7.
21. Филимонов И.В. Роль государства в развитии экосистемы цифровой экономики // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. – 2023. – № 3(49). – c. 29-49. – doi: 10.38050/2078-3809-2023-15-3-29-49.
22. Чуваткин П.П., Левченко К.К. Роль цифровых технологий в повышении инновационной активности туристских организаций // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2023. – № 2. – c. 42-51. – doi: 10.18413/2408-9346-2023-9-2-0-4.
23. Харченко Д.Е., Лебедева С.А. Импортозамещение цифровых технологий в туристическом бизнесе в эпоху экономических трансформаций // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2717-2730. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116375.
24. Цифровые экосистемы в России: эволюция, типология, подходы к регулированию. Iep.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iep.ru/files/news/Issledovanie_jekosistem_Otchet.pdf (дата обращения: 10.10.2023).

Страница обновлена: 25.11.2024 в 21:21:56