Кросс-кластерная модель как перспективное направление социально-экономического развития региона (на примере Калининградской области)

Шаляпина М.А.1
1 Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия, Калининград

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Март 2023)

Цитировать:
Шаляпина М.А. Кросс-кластерная модель как перспективное направление социально-экономического развития региона (на примере Калининградской области) // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 3. – С. 767-784. – doi: 10.18334/epp.13.3.117361.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50792814
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье раскрываются перспективы экономического развития региона за счет применения кросс-кластерной модели, позволяющей объединить компетенции участников на стыке отраслей и технологий с целью развития новых индустрий. Такая модель способствует становлению «полюсов роста» на своей территории с помощью ряда проектов и программ в области формирования устойчивых «кросс-связей». Для Калининградской области данная модель является актуальной в современных условиях экономических ограничений, которые оказали более сильное негативное воздействие на экономику региона нежели на остальные регионы РФ в связи со спецификой географического положения Калининградской области. Это заставляет искать новые пути социально-экономического развития региона, способствующие более эффективному развитию экономики в кризисных условиях

Ключевые слова: кластер, кросс-кластерная модель, кластерное взаимодействие, несвязанные отрасли, здравоохранение, туризм, медицинский туризм

JEL-классификация: R11, R12, R13, Z31, Z32, L83



Введение. В настоящее время экономика российских регионов подвергается структурным финансовым и экономическим кризисам. Это вынуждает местные власти искать новые пути экономического развития региона.

Одним из приоритетных направлений развития региональной экономики в России является переход на кластерную модель, о чем свидетельствуют действующие документы федерального уровня, носящие стратегический и нормативно – правовой характер [15; 19].

Современная конкурентная политика России рассматривает кластер, как новый инструмент развития регионов, основанный на балансе между предпринимательской свободой и интересами власти в области социально-экономического развития территорий и страны в целом [21].

Кластер дает возможность региону привлекать дополнительные ресурсы, способствует увеличению количества рабочих мест и улучшению уровня жизни населения, что оказывает положительное влияние на экономику региона, повышает его имидж.

Решить задачу развития территорий возможно с применением механизмов коллаборации, обеспечивающих появление «эффекта синергии» между различными отраслями в рамках единой кластерной группы и между различными институциональными секторами экономики, разрабатывающими совместную кластерную инициативу.

Присутствие же в регионе несвязанных отраслей лучше защищает его от воздействия экономических потрясений и «смягчает» их последствия, а также оказывает положительное влияние на появление прорывных изобретений и развитие новых технологий и направлений.

При этом развитие несвязанных отраслей может привести к более ощутимым социально-экономическим дивидендам в долгосрочной перспективе.

Этому может способствовать кросс-кластерная модель, которая дает толчок для развития новых индустрий, в рамках которых происходит иное соединение научных, промышленных и технологических компетенций, позволяющих открыть перспективные возможности развития кластеров новых отраслей, организуя межотраслевые потоки инноваций [2].

Вопросы различных аспектов взаимодействия экономических субъектов рассмотрены в работах таких ученых как: Ю. П. Анискин [5, с. 33–34], О.А.Бакуменко [6, с. 32-47], Е.А. Исланкина [11, с. 36-45], А. В. Леонтьев [5, с. 33–34], М. Ю. Махотаева [12, с. 32-45], Н.М. Межевич [13, с. 5-14], Г.М. Цукокер [3, с.1-26], А.Ю. Французов [20, с. 26-45], А.В. Шандалов [22, с. 89-90].

Однако, несмотря на достаточно широкую проработку многих аспектов взаимодействия экономических субъектов на различных уровнях, вопросы взаимодействия несвязанных отраслей в рамках кластера изучены недостаточно глубоко, что определило актуальность данного исследования.

В настоящей статье автор ставит перед собой следующую цель: применение кросс-кластерной модели, способствующей созданию устойчивой системы развития возникающих индустрий в различных областях экономики.

Научная новизна результатов исследования заключается в разработке практических рекомендаций по организации кросс – кластерных взаимодействий между различными отраслями, направленных на устойчивый рост региональной экономики.

Данную модель, на наш взгляд, возможно использовать для обеспечения социально-экономического развития регионов, что, несомненно, является предпочтительным вариантом для экономики эксклавной Калининградской области, имеющей существенные ресурсные, транспортные и иные ограничения.

Основная часть. В настоящий момент на территории Калининградской области функционируют и формируются в соответствии со стратегией социально-экономического развития кластеры в сфере туризма, биомедицинский, янтарной, судостроительной промышленности, а также «Международный кластер информационных технологий Северо-Запад».

Рассмотрим возможность взаимодействия двух кластеров, функционирующих в несвязанных отраслях на примере межкластерного проекта, построенного по принципу кросс-кластерной модели, объединяющего возможности формирующихся на территории Калининградской области туристского и биомедицинского кластеров, реализация которого окажет положительное влияние как на развитие самих кластеров, так и на экономику региона в целом.

Выбор именно этих кластеров обоснован тем фактом, что развитие сферы туризма и биомедицины являются одними из базовых приоритетов экономики Калининградской области. Это нашло свое отражение в стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу.

Следует отметить, что деятельность биомедицинского кластера затрагивает достаточно большое количество направлений, одним из них является здравоохранение, в рамках которого рассмотрим деятельность санаторно-курортных организаций.

Учтем тот факт, что санаторно-курортные организации страны в настоящее время оказались в сложной двойственной ситуации, связанной с неопределенностью их статуса. С одной стороны, это организации, оказывающие медицинские услуги, которые лицензируются, с другой стороны, их деятельность оценивается в соответствии со статистической категорией «розничная торговля, услуги населению, туризм», непосредственно в разделе «туризм». [10].

Ориентируясь на подход к оценке уровня связей между отраслями на основе применения структуры стандартизированных классификаций видов экономической деятельности, автор считает, что санаторно-курортная деятельность (ОКВЭД 86.90.4) относится к категории «здравоохранение» (ОКВЭД 86) в отличии от деятельности туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (ОКВЭД 79) [8].

Проанализируем деятельность в сфере здравоохранения и туризма в Калининградской области поквартально за период 2019–2021 гг. с целью выявления потенциальных возможностей их взаимодействия и формирования на этой основе такого направления как медицинский туризм (таблица 1–2).

В курортной зоне морского побережья расположены 16 санаторно-курортных учреждений, в том числе 7 федеральных, 3 государственных областных, 3 ведомственных и 3 частных.

Санаторно-курортный отдых и оздоровление пользуется популярностью у туристов, посещающих Калининградскую область.

Ориентируясь на тот факт, что кластер является отраслевым комплексом, функционирующим на определенной территории, то его экономическую деятельность возможно рассматривать через призму отраслевых статистических показателей в регионе.

Таблица 1 - Показатели санаторно-курортной деятельности Калининградской области за период с 2019 г. по первое полугодие 2022 г.


Год
Период


Показатели
Число санаторно-курортных организаций, ед.
Число номеров на конец периода, ед.
Число мест на конец периода, ед.
Число ночевок, ед.
Загруженность номерного фонда, %
Численность размещенных лиц – всего, чел.
Средние потребительские цены на услуги
(1 день пребывания в санатории), руб.

2019
1 квартал
16
1838
3361
164603
54,41
11526
1776,83
2 квартал
16
1838
3361
221107
73,09
15524
2703,01
3 квартал
16
1838
3361
282960
93,54
19380
2583,41
4 квартал
14
1689
3205
224332
77,77
10766
1838,59
Итого
14
1689
3205
893002
76,33
57196
2065,92

2020
1 квартал
14
1765
3205
155393
53,87
10510
1784,89
2 квартал
9
814
1551
12364
8,85
490
1799,23
3 квартал
14
1760
3207
206017
71,37
14565
3771,84
4 квартал
14
1694
3220
163281
56,34
13543
1894,33
Итого
14
1694
3220
537055
45,69
39108
2066,66

2021
1 квартал
15
1809
3314
126110
42,28
8905
1912.39
2 квартал
15
1810
3314
221791
74,36
16689
2519.58
3 квартал
16
1863
3420
255254
82,92
18837
3205.87
4 квартал
16
1794
3420
223002
72,45
13684
2208.57
Итого
16
1794
3420
826157
66,18
58115
2461,61

2022
1 квартал
16
1807
3346
131957
43,82
9459
2181,53
2 квартал
16
1827
3438
240050
77,58
16853
2699,04
Итого за полугодие
16
1827
3438
372007
29,64
26312
2440,16
*Все показатели проанализированы по отношению к 2019 году, так как он является допандемийным.
*Составлено автором на основе статистической информации Калининградстат [14;17;18]

Проведенный анализ указывает на изменение основных показателей, характеризующих деятельность санаторно-курортных организаций в Калининградской области в течение всего анализируемого периода. И это связано не только с уменьшением санаторно-курортных организаций, принимающих пациентов на лечение (с 16 до 9 единиц с последующим восстановлением данного показателя в третьем квартале 2022 года), что естественно повлекло за собой изменение такого показателя, как «численность размещенных лиц» (сокращение в 2020 году по сравнению с 2019 годом составило 31,6%).

Однако за весь анализируемый период произошло сокращение и других показателей, не связанных с закрытием санаториев на ремонт, как указано выше.

Анализируя такие показатели как «число ночевок» и «численность размещенных лиц», можно сделать вывод о том, что положительные изменения в 2021 г. по отношению к допандемийному 2019 г. имеют тенденцию к росту, но разными темпами, что объясняется снижением покупательской способности населения и ростом цен на услуги санаториев Калининградской области (лидирует по уровню цен в СЗФО), вынуждающих отдыхающих останавливаться в санатории на меньший срок пребывания – длительности пребывания в санаториях в 2021 г. по отношению к 2019 г. на срок 15-18 ночевок сократилась на 11,6 % (с 52,93% до 41, 33 %), но продолжительность пребывания с 8-14 ночевок за анализируемый период увеличилась на 5,09 % (с 35,09% до 40,18%).

Рост цен на санаторно-курортные услуги Калининградской области составляет в среднем 19% ежегодно, это обусловлено увеличением затрат на данный вид услуг и инфляционными процессами.

Показатель «загруженности номерного фонда» также показывает отрицательные значения в 2020 г., 2021 г., и 1 квартал 2022 г. по отношению к 2019 г. (-30,64%, -10,15% и -10,59% соответственно), положительная динамика наблюдается только во 2 квартале 2022 г. (+ 4,49%).

Очевидными причинами такого негативного изменения показателей являются: массовое распространение новой коронавирусной инфекции, что вынудило Правительство РФ временно ограничить деятельность санаториев в 2020 г.; опасение людей, проживающих в других регионах РФ, посетить Калининградскую область вследствие закрытия воздушного пространства странами Балтии над своей территорией в феврале 2022 г.

Анализируя такие показатели как загрузка номерного фонда, продолжительность пребывания, численность размещенных лиц, средние потребительские цены на услуги санаторно-курортных организаций поквартально за период с 2019 по 2021 гг. можно выявить ярко выраженный сезонный спрос. Наименьшая загрузка приходится на первый квартал (мертвый сезон), в течение которого можно наблюдать относительно неблагоприятные погодные условия, вынуждающие отдыхающих переносить свой отдых на другие сезоны. Соответственно в 1 квартале происходит снижение цен на санаторно-курортные услуги, вызванные сокращением спроса в данный период. В течение второго квартала (высокий сезон) происходит постепенное повышение активности клиентов. Третий квартал, так называемый «сезон пик», характеризуется наиболее комфортными условиями пребывания, что привлекает максимальное количество клиентов и соответственно устанавливаются наиболее высокие цены на путевку. В течение четвертого квартала (низкий сезон) происходит уменьшение потока отдыхающих, и именно поэтому цена на лечение и отдых существенно снижена. Сезонный спрос негативно влияет и на доходы санаторно-курортных организаций, так как недозагрузка номерного фонда влечет за собой снижение данного показателя.

Сезонные колебания спроса на санаторно-курортные услуги оказывают негативное влияние как на национальную, так и региональную экономику. Они приводят к вынужденным простоям материально-технической базы, порождают проблемы социального плана. Сезонность является причиной неравномерного распределения рабочего времени. Это значит, что в высокий сезон и сезон пик обслуживающий персонал имеет много сверхурочной работы. В то же время для межсезонья характерна недостаточная загруженность. В качестве мер сглаживания сезонных колебаний курортными организациями используется в основном манипулирование ценой (повышение во 2 и 3 квартале и снижение 1 и 4).

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что увеличение налоговой нагрузки, падение доходов населения, ограничительные меры Роспотребнадзора вызванные ростом требований к оснащению, соблюдению пожарной безопасности, энергобезопасности и т. д., не позволили достичь отрасли экономических показателей 2019 года.

Проанализируем деятельность туристского кластера в Калининградской области. Развитие сферы туризма – один из базовых приоритетов новой модели экономики Калининградской области. Стратегия развития сферы туризма Калининградской области, разработанная на период до 2030 года, направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности областной экономики на основе развития индустрии туризма.

Несмотря на тот факт, что пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, а затем изменение политической ситуации, оказали серьезное негативное воздействие на все отрасли экономики, включая и туристскую, благодаря поддержке Правительства Российской Федерации, процесс переформатирования туристских предпочтений для граждан страны произошел достаточно быстро. Калининградская область в настоящий момент рассматривается как один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации с точки зрения развития внутреннего туризма. Благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, большого числа объектов историко-культурного наследия – существенный фактор конкурентоспособности территории в макрорегионе Балтики.

По данным «СберИндекса», в 2020 г. Калининградская область вошла в топ-10 регионов по росту числа туристов в летний сезон, продемонстрировав в 2020 г. прирост туристского потока на 59%, заняв, таким образом, вторую строчку в данном рейтинге. Стоит отметить, что в 2020 г. Калининградскую область посетило почти 1 млн. 200 тыс. туристов [16].

Благодаря большому количеству объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, а также объектов, находящихся под охраной федерального, областного и местного уровня (всего 1660 объектов), в регионе складываются прекрасные условия для развития таких видов туризма, как культурно-познавательный, сельский, экологический, событийный и т.д. Достаточно сказать, что на сегодняшний день в регионе 19 средневековых замков, 63 фортификационных сооружений, более 100 музеев, 66 особо охраняемых природных территорий, из них 52 памятника природы, а также Национальный парк «Куршская коса», природный объект, играющий одну из главных ролей в туристской привлекательности региона и включенный в 2000 г. в список Всемирного наследия ЮНЕСКО [5].

В ноябре 2020 года между Министерством по культуре и туризму Калининградской области, Фондом «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области» и автономной некоммерческой организацией Калининградской области «Туристский информационный центр Калининградской области» подписано трехстороннее соглашение о создании туристического кластера Калининградской области. К участию в деятельности кластера привлечены МСП, которые включают туристические организации, объекты размещения и питания, производства сувенирной продукции и прочие услуги. По данным национального туристического рейтинга Калининградская область занимает 6-е место среди самых привлекательных для туризма регионов России, а город Калининград 7-е место в топ-10 популярных городов России для путешествий [4].

Рассмотрим показатели, характеризующие деятельность туристского кластера в Калининградской области за период с 2019 по первое полугодие 2022 гг.. на основе данных регистрации гостей в коллективных местах размещения, что является общепринятой методикой для подобного анализа (таблица 2).

Таблица 2- Показатели деятельности гостиничных организаций и аналогичных средств размещения в Калининградской области за период с 2019 г. по первое полугодие 2022 г.


Год
Период


Показатели
Число гостиниц и аналогичных средств размещения, ед.
Число номеров на конец периода, ед.
Число мест на конец периода, ед.
Число ночевок, ед.
Загруженность номерного фонда, %
Численность размещенных лиц – всего, чел.
Средние потребительские цены на услуги
(1 день пребывания), руб.

2019
1 квартал*
17
1234
2434
52927
21,31
31149
1603,75
2 квартал*
17
1234
2434
79064
35,69
43217
1941,74
3 квартал*
17
1234
2434
106472
47,54
69767
2215,16
4 квартал*
17
1234
2434
87206
38,94
40261
1699,63
Итого**
218
5484
12436
1166604
25,70
586958
1994,38

2020
1 квартал*
19
1346
2729
43198
17,58
28168
1477,17
2 квартал*
14
1061
2192
7925
3,97
4295
1529,46
3 квартал*
17
1144
2356
141726
65,38
60808
2039,77
4 квартал*
18
1151
2371
53579
24,56
41719
1672,81
Итого**
221
5546
13503
1265530
25,68
481442
1679,56

2021
1 квартал*
19
1155
2379
54991
25,68
47211
1562,86
2 квартал*
18
1131
2331
102530
48,33
68785
2556,36
3 квартал*
16
1212
2453
184451
81,73
80517
2633,26
4 квартал*
16
1212
2453
84290
37,35
45568
1883,08
Итого**
251
6079
13712
2019291
40,34
748121
2158,89

2022
1 квартал*
15
1101
2239
74581
37,01
45543
1842,21
2 квартал*
16
1104
2245
99409
48,66
41072
2261,33
Все показатели проанализированы по отношению к 2019 году, так как он является допандемийным.
*Информация по кварталам представлена по крупным и средним организациям
**Информация за год по всем видам организаций (мелкие, средние, крупные)
***Составлено автором на основе статистической информации Калининградстат [14;17;18].

За период 2019-2021 гг. общее количество средств размещения (включая гостиницы, мини-отели, гостевые дома и хостелы), расположенных в г. Калининграде и ближайшем окружении, постоянно увеличивалось (в 2019 г. – 218 единиц, в 2020 г. – 221, в 2021 г. – 251), что естественно привело к увеличению суммарного номерного фонда по сравнению с 2019 годом (в 2020 г. на 62 номера, в 2021 г. на 595 номеров) и составил 6079 номеров различной категории. Общая вместимость номерного фонда в 2020 и 2021 гг. увеличилась на 1067 и 1276 мест соответственно и составила 13503 и 13712 мест, что указывает на увеличение количества туристов, для размещения которых вводятся в строй новые объекты размещения и увеличивается суммарный номерной фонд.

По данным Калининградстата, несмотря на вводившиеся коронавирусные ограничения, в 2021 г. в регионе впервые было зафиксировано рекордное количество гостей в отелях 748121 чел. по сравнению с 586958 чел. в 2019 г., что на 27,45 % больше с более чем 2 млн ночевок в гостиницах и подобных средствах размещения, из которых 98,4% – это граждане России. До этого рекордом были 1,265 млн ночевок – в 2020-м, первом коронавирусном году. Бизнес увидел для себя возможности туристического потенциала Калининградской области и общее количество средств размещения стало увеличиваться [14].

2021 год стал рекордным по числу принятых туристов. Темп роста показателя «численность размещенных лиц» по сравнению с 2019 годом составил 127,45%, что связано, в первую очередь, с закрытием границ и переориентированием туристского потока с внешнего на внутренний туризм с помощью ряда стимулов, привлекших ту часть российских туристов, которые привыкли отдыхать в Европе.

Стоит отметить, что значительная часть средств размещения приходится на малых и микро-отели с гостиничным фондом до 50 номеров, но основная часть номеров все-таки приходится на средние и крупные гостиницы с вместимостью от 50 и 100 номеров, которые суммарно формируют более половины предложения. Примерно одинаковую долю формируют малые гостиницы (с фондом 10–49 номеров) и крупные (с фондом от 100 номеров). Однако, как отмечает губернатор Калининградской области Алиханов А. А., что туристический сезон 2020 года показал, что в Калининградской области есть проблемы с инфраструктурой для отдыха. По мнению экспертов, в регионе не хватает больших отелей на побережье и гостиниц высокого класса – 4–5 звезд.

Несмотря на рост величины отдельных показателей, средняя загруженность номерного фонда даже в 2021 г. не превышает 40%. Причина данного явления объясняется тем, что большая доля прибывающих в Калининградскую область едет с целью получения лечебных и оздоровительных процедур и останавливается в санаториях. Также на загруженность номерного фонда оказывает влияние и неоправданный рост цен. В 2021 г. можно наблюдать резкий скачек цен за 1 день пребывания в гостиничных организациях и аналогичных средствах размещения по отношению к 2019 году (во 2 квартале 2021 г. увеличение на 31,65%., в 3 квартале почти на 15%, в 4 квартале на 16,5%). Причиной резкого увеличения стоимости гостиничных услуг так же, как и в санаторно-курортном направлении является повышенный спрос на данном рынке, сформировавшийся в следствие закрытия границ по различным причинам.

Анализируя изменения показателя «загруженность номерного фонда», можно отметить его поквартальные колебания. Первый квартал является самым низкопосещаемым, и его загрузка составляла не более 26% по состоянию на 2021 г., при этом, в верхний сезон (3 квартал) загрузка достигала 81,73% в рекордный для Калининградской области 2021 г. по количеству принимаемых туристов. Это указывает на сезонность спроса, что является характерным для данного вида услуг. Как видно из таблицы 2, наименьшая активность потребителей наблюдается в первый и последний квартал года. Наиболее «высокий сезон» приходится на летние месяцы.

Подводя итоги анализу санаторно-курортной и туристской деятельности, можно отметить значительный размах сезонных колебаний спроса, что создает ряд организационно-технологических и экономических проблем: недополученные прибыли, образование сезонных товарных запасов, неравномерность нагрузки на сотрудников, простои транспортных средств и т. д.

Для того, чтобы устранить негативные факторы влияния сезонного спроса и повысить эффективность санаторно-курортной деятельности и деятельности гостиничных организаций и аналогичных средств размещения в период спада спроса, автором предлагается существенно расширить сферу взаимодействия между представленными направлениями.

В настоящий момент взаимодействие в области медицинского туризма между биомедицинским и туристским кластерами находится на достаточно низком уровне, заключающееся в основном в предложении отдыхающим в санатории экскурсионных программ, а также в предоставлении возможности приобретения санаторной путевки через турагентства. При этом стоимость данной путевки будет выше, а пакет услуг стандартный, ничем не отличающийся от того, что предоставляют санатории. Расширение спектра направлений взаимодействия биомедицинского и туристского кластеров позволит объединить компетенции участников на стыке отраслей и технологий с целью развития новых индустрий, например, такого перспективного направления для региона как медицинский туризм.

Медицинский туризм – сегодня является одной из наиболее приоритетных сфер, поскольку сейчас отношение к собственному здоровью у россиян меняется в лучшую сторону. Выбор наших граждан в сторону оздоровительного отдыха или совмещение обычных туристических поездок с программами восстановления организма или профилактики можно назвать актуальным трендом. Закрытие зарубежных популярных направлений способствует появлению в отечественных санаториях потребителей нового формата и фактически обязывает здравницы пересматривать свои подходы не только к сервису, но и составу самого предложения [7].

К традиционным санаторно-курортным программам необходимо добавить новые программы и услуги, соответствующие современным актуальным трендам и запросам новой целевой аудитории (табл.3).

Развитие взаимодействия между представленными кластерами может осуществляться с помощью разработки и реализации новых программ, направленных на лечение и реабилитацию, которые будут предлагаться туроператорами через турагентства. А предоставлять услуги лечения и реабилитации будут непосредственно медицинские учреждения, являющиеся участниками биомедицинского кластера. К новым программам могут относиться:

– Программа «кардиопакет» - быстрое комплексное скрининг-обследование сердечно-сосудистой системы. Данная программа призвана в максимально короткие сроки выявить начальные проявления проблем с сердцем и сосудами, которые часто долгое время протекают бессимптомно или с жалобами, не вызывающими настороженность у людей в обычной жизни. Также благодаря этой программе появилась возможность составления комплекса мероприятий лечебного и профилактического характера, подбора корректной лекарственной терапии, оценки ее эффективности в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

– Организованная продажа курсовок без проживания в санатории.

– Программа восстановления после перенесенных заболеваний, в том числе COVID-19.

– Специальные предложения для отдыхающих всей семьей, включающие: программы выходного дня сроком на 3–5 дней, в течение которых возможно получить комплекс процедур, направленных на восстановление, оздоровление, омоложение организма, а также организация групповых поездок (тур на 7–10 дней, включающий занятия на берегу моря, получение оздоровительных процедур, специальный план питания и т.д.).

–Программа для участников военных действий, направленная на восстановление физического здоровья участников СВО.

Реализация данных программ позволит увеличить загруженность номерного фонда гостиничных организаций, а санаториям в сезон сниженного спроса более эффективно распределить рабочее время медицинского персонала в течение года.

Так же для развития медицинского туризма возможно строительство городских лечебниц в курортных городах Калининградской области, которые будут предоставлять услуги медицинского характера (лечебные ванны, грязи, электропроцедуры и т. д.) широкого ассортимента для людей, приезжающих с целью лечения, но проживающих в гостиничных организациях и аналогичных средствах размещения. Это предложение поможет существенно увеличить приток туристов в летний период.

Таблица 3 - Программа по сглаживанию сезонных колебаний спроса в области медицинского туризма, как кросс-кластерная модель взаимодействия биомедицинского и туристского кластеров

Целевые сегменты
Мероприятия по сглаживанию сезонных колебаний спроса
Период
Примечание
Возраст 50+
программа «Кардиопакет»
1,2,4 кварталы
Пакет приобретается через туроператора
Цена неизменна
Программы выходного дня
В течение всего года
Цена варьируется в зависимости от сезона.
Программа «групповые поездки»
2 и 3 кварталы
Цена варьируется в зависимости от сезона.
Курсовки
1,2,4 кварталы
Цена варьируется в зависимости от сезона.
программа восстановления после COVID-19
В течение всего года
Цена варьируется в зависимости от сезона.
Возраст 30+
Программы выходного дня
В течение всего года
Цена варьируется в зависимости от сезона.
Курсовки
1,2,4 кварталы
Цена варьируется в зависимости от сезона.
программа «Кардиопакет»
1,2,4 кварталы
Пакет приобретается через туроператора
Цена неизменна
программа восстановления после COVID-19
В течение всего года
Цена варьируется в зависимости от сезона.
Программа «групповые поездки»
2 и 3 кварталы
Цена варьируется в зависимости от сезона.

Окончание таблицы 3

Семьи с несовершеннолетними детьми
Курсовки
1,2,4 кварталы
Цена варьируется в зависимости от сезона.
Программа «групповые поездки»
2 и 3 кварталы
Цена варьируется в зависимости от сезона.
Программы выходного дня
В течение всего года
Цена варьируется в зависимости от сезона.
программа восстановления после COVID-19
В течение всего года
Цена варьируется в зависимости от сезона.
Участники СВО
Программа для участников СВО
В течение всего года
Оплата за счет федеральных средств
*Составлено автором

Формирующийся биомедицинский кластер (в рамках которого рассматривается сфера здравоохранения) Калининградской области обладает необходимым для его развития ресурсным потенциалом, инфраструктурой и мощной научно-лабораторной базой.

На территории региона разведаны и успешно осваиваются месторождения лечебных и природно-столовых минеральных вод (используются для столового применения и курортно-санаторного лечения), лечебных грязей (используются в нагретом состоянии в виде ванн и местных аппликаций), что говорит о наличии минерально-сырьевой базы биомедицинского кластера.

Регион является практически единственным обладателем не только в России, но и в мире крупнейшего месторождения янтаря (более 90 % мировых запасов). Янтарь обладает выраженным заживляющим действием и используется при производстве лекарственных препаратов при лечении и профилактике заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, при лечении травматических повреждений опорно-двигательного аппарата и кожного покрова, заболеваниях сердечно-сосудистой системы и лечебной косметики (косметическая янтарная пудра, янтарное масло для массажа, гигиеническая губная помада и т. д.).

Развитая инновационная инфраструктура и мощная научно-лабораторная база, включает:

- индустриальный парк «Экобалтик», выстроивший полный технологический цикл выпуска лекарственных препаратов;

- научно-технологический парк «Фабрика», курирующий инновационную политику БФУ им. И. Канта, деятельность которого направлена на разработку и реализацию инновационных проектов в различных областях и по профилю биомедицинского кластера в частности «разработка устройств фокусировки рентгеновского излучения и покрытий для таких устройств, разработка и создание функциональных биоактивных поверхностей для медицинской диагностики» и т.д., используя для этой цели возможности научного и кадрового потенциала университета.

- технопарк КГТУ— на базе которого с помощью предоставления собственных услуг и инфраструктуры создается возможность для развития инновационных компаний в различных отраслях (и в области биомедицины в том числе, например, разработка лечебной косметики, бионического протеза руки и т. д.), осуществляется взаимодействие между потенциальными потребителями и производителями наукоёмкой продукции.

Высокий уровень развития кадрового потенциала в следствии наличия в регионе самостоятельной базы профильной подготовки кадров, а именно:

- в области медицины - Балтийский федеральный университет им. И. Канта;

- в области пищевой биотехнологии - Калининградский государственный технический университет.

Развивающееся производство лекарственных, технических средств и материалов, применяемых в медицинских целях, а именно:

- ООО «Инфамед К» и ООО «Балтфармацевтика» реализующие проекты в области фармацевтики на площадке индустриального парка «Экобалтик».

- «Фабрика «Обсервер» занимающаяся производством уникальных изделий для инвалидов-колясочников, предназначенных как для российского, так и зарубежного рынка (проектная мощность 2,5 тысячи единиц). Причем доля отечественных комплектующих с выходом на проектную мощность планируется 95%. Следует отметить, что треть кадрового состава предприятия составляют люди с инвалидностью.

Ряд крупных медицинских организаций, таких как:

- федеральный центр высоких медицинских технологий, предоставляющий широкий спектр медицинских услуг (консультации, диагностику, лечение, включая и оперативное вмешательство с применением новейших технологий и современного медицинского оборудования;

- клинико – диагностический центр БФУ им. И. Канта, оснащенный современнейшим профессиональным оборудованием;

- строящийся онкологический центр в поселке Родники, ориентированный на оказание высокотехнологичной помощи пациентам;

- центр пластической хирургии доктора Першина;

- клиника пластической хирургии и косметологии VIP Clinic;

- сеть санаториев («Янтарный берег», «Янтарь», «Отрадное» и т. д.), расположенных на берегу Балтийского моря [2].

Реализация предложенных мероприятий на базе существующего ресурсного потенциала и наличие соответствующей инфраструктуры позволят увеличить объем продаж кластеров в целом и сгладить сезонные колебания, свойственные данным видам бизнеса.

Вывод. Все вышеперечисленное указывает на хорошие перспективы для развития медицинского туризма в Калининградской области, как кросс-кластерной модели взаимодействия биомедицинского и туристского кластеров. Успешная реализация данной модели даст возможность кластерам развивать «полюсы роста» на своей территории с помощью ряда проектов и программ в области формирования устойчивых «кросс-связей», ориентированных на обеспечение максимальной круглогодичной загрузки имеющейся и вновь создаваемой туристской и медицинской инфраструктуры за счет улучшения условий доступности регионального продукта в области медицинского туризма, его продвижения и повышения конкурентоспособности на российском рынке.


Источники:

1. Dukhovnaya L. L., Nikolskaya E. Yu., Uspenskaya M. E. Tourism and hospitality in the Kaliningrad region: trends, problems and development prospects in the transformation of tourist flows // Servis v Rossii i za rubezhom. – 2022. – № 16(1). – p. 116–127. – doi: 10.24412/1995-042X2022-1-116-127.
2. Possibilities of the cross-cluster model of the economy in the formation of the strategy of “smart specialization” exclave region Shalyapina M., Serbulov V. Possibilities of the cross-cluster model of the economy in the formation of the strategy of “smart specialization” exclave region// IV International Scintific and Practical Conference «Sustainable Development and Green Growth on the Innovation Management Platform» (SDGG). Том 291.2021
3. Zu Köcker G.M., Lämmer-Gamp T., Nerger M. Cluster Collaboration and Business Support Tools to Facilitate Entrepreneurship. / Cross-sectoral Collaboration and Growth. - Berlin, 2014.
4. Анализ гостиничного рынка Калининградской области от 5 марта 2021. Агентство инвестиционного планирования и маркетинга. [Электронный ресурс]. URL: https://aipim.ru/issledovanie-gostinichnogo-rynka/?ysclid=le44ndaznb256289389 (дата обращения: 25.11.2022).
5. Анискин Ю.П., Леонтьев А. В. Организация системы межкластерных взаимодействий в научно-системных интеграторах // Организатор производства. – 2010. – № 4(47). – c. 33–34.
6. Бакуменко О. А. Межрегиональное взаимодействие как фактор развития региональных социально-экономических систем (на примере Северо-Западного федерального округа) // Вестник Псковского государственного университета. – 2016. – № 4. – c. 32– 47.
7. Дерендяева Т. М. Проблемы развития индустрии туризма Калининградской области в условиях пандемии коронавируса и цифровизации экономики // Балтийский экономический журнал. – 2021. – № 4(36). – c. 15–25.
8. Еферин Я.Ю., Куценко Е.С. Адаптация концепции умной специализации для развития регионов // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2021. – № 3. – c. 75-110.
9. Зограбян С.В. Пандемия и возможности для развития внутреннего туризма // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 6. – c. 104-108.
10. Илий М. М. Санаторно-курортные организации России: статус и особенности хозяйственной деятельности в современных условиях // Современные технологии управления. 2016. – c. 1-8.
11. Исланкина Е.А. Теоретические аспекты интернационализации кластеров // Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 1 (1). – c. 36–45.
12. Махотаева М.Ю., Бакуменко О.А. Межрегиональное отраслевое взаимодействие Псковской области: кластерный подход // Сервис в России и за рубежом. – 2017. – № 7. – c. 32–45. – doi: 10.22412/1995-042X-11-7-3.
13. Межевич Н.М. Балтийский регион и Россия на Балтике: специфика позиционирования. 2004. с. 5-14. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ut.ee/ABVKeskus/publ/2004/VF-B.pdf (дата обращения: 12.04.2022).
14. О деятельности коллективных средств размещения специального назначения (санаторно-курортные организации, организации отдыха, туристские базы) по Калининградской области в 2019 году. Статистический бюллетень // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (Калининградстат). Калининград, 2020. – c. 30.
15. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России) \ КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения 25.10.2022)
16. Оперативная экономическая статистика СберИндекс. [Электронный ресурс]. URL: СберИндекс | Количество внутренних туристов (sberindex.ru) (дата обращения: 27.11.2022).
17. Сведения о деятельности коллективных средств размещения в Калининградской области за 2020 год. Статистический бюллетень // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (Калининградстат). Калининград, 2021. – c. 50.
18. Сведения о деятельности коллективных средств размещения в Калининградской области за 2021 год. Статистический бюллетень / // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (Калининградстат). Калининград, 2022. – c. 45.
19. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года от 13 февраля 2019 г. No. 207-р.
20. Французов А. Ю. Управление межкластерным информационным взаимодействием хозяйствующих субъектов. / дисс. кан. экон. наук: 08.00.05. - М., 2008. – 152 c.
21. Шаляпина М. А. Разработка инструментария управления межкластерным взаимодействием на основе ресурсно-ориентированного подхода // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. – 2018. – № 4. – c. 549–571. – doi: 10.17072/1994–9960-2018-4-549-571.
22. Шандалов А.В., Французов А. Ю. Использование проектного подхода к управлению межкластерным информационным взаимодействием хозяйствующих субъектов // Транспортное дело России. – 2006. – № 12-4. – c. 89–90.

Страница обновлена: 07.12.2023 в 18:18:54