Творческие кросс-инновационные кластеры как драйверы современного экономического развития
Казакова М.В.1,2,3
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
2 Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара)
3 АНО «Большая российская энциклопедия»
Скачать PDF | Загрузок: 23
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63633362
Аннотация:
В современном мире одним из ключевых факторов развития и источников инноваций, помимо информации и знаний, является креативность, то есть способность людей находить нестандартные, творческие способы достижения целей. В перспективе это позволит задать правильный вектор в сторону появления и развития академических и прикладных исследований в данной области; обратить внимание экспертов и лиц, ответственных за принятие политических решений, на роль творческих кластеров и их взаимодействия с другими секторами экономики, как потенциально ключевого фактора современного развития страны. Современный этап развития мировой экономики характеризуется активным ростом кросс-инновационных креативных кластеров. На площадках этих кластеров творческие профессионалы вступают во взаимодействие с компаниями реального сектора экономики, генерируя ноу-хау, продукты и услуги и стимулируя динамичное развитие различных территорий. Данная работа анализирует зарубежный опыт функционирования кросс-инновационных творческих кластеров, которые с учетом наблюдаемых тенденций в перспективе станут основными драйверами мирового экономического развития. В заключении приводятся выводы.
Ключевые слова: креативная экономика, креативные индустрии, креативные кластеры, кросс-инновации, городское развитие
JEL-классификация: L82, O31, P25
Введение
Особенностью современного развития экономики и производственной сферы являются неравномерные темпы развития традиционных и инновационных отраслей. Эта неравномерность выражается в том, что традиционные отрасли экономики, в основе которых лежит линейная модель инновационного процесса, медленнее или с опозданием реагируют на изменение экономической и социальной конъюнктур рынка, находясь в положении «догоняющих» спрос на потребительском и производственном рынке. Но если в прошлом такая модель взаимодействия с потребителем была достаточно эффективной, поскольку возникновение нового спроса происходило не так быстро, как сегодня, то в нынешних условиях стремительного глобального рынка возникает ситуация, при которой к традиционным производственным отраслям предъявляются принципиально новые требования к самой методологии организации инновационной экономической деятельности.
Речь идет о знаниях, которые оказываются востребованными в этом процессе и способах организации инновационных сетей и кластеров. Необычайно возрастает роль и влияние междисциплинарной и мультидисциплинарной основ технологий, усиливается влияние новых технологий на социальную и культурную среды, а скорость распространения обрекает на заведомую неудачу и приверженность к линейным моделям инновационной экономической деятельности. Более того, даже так называемые зрелые, то есть уже давно открытые и используемые в традиционных отраслях технологии, приобретают принципиально новое качество при использовании их в новом социальном и технологическом контекстах, которые, в свою очередь, были сформированы благодаря стремительному росту креативных и инновационных индустрий постиндустриального общества.
Эти особенности современной социально-экономического развития выдвигают на передний план принципиально новый тип технологического взаимодействия между экономическими субъектами, в основе которого лежит кросс-инновационный подход. Суть этой новой формирующейся модели заключается, во-первых, в технологическом взаимодействии между различными субъектами и отраслями промышленности в процессе создания нового инновационного продукта; во-вторых, в возможности применения полученного продукта в других технологических процессах разной отраслевой специфики и социального сектора.
Творческий (креативный) кластер подразумевает под собой географическую концентрацию творческих и культурных предприятий, организаций и отдельных лиц в пределах определенной территории. Другими словами, это физическая или виртуальная экосистема, которая способствует сотрудничеству, инновациям и экономической активности в креативной экономике. Творческие кластеры играют важную роль в стимулировании роста и развития креативной экономики, способствуя взаимодействию, обмену знаниями и синергии между творческими профессионалами и предприятиями [1].
Таким образом, цель работы заключается в обзоре зарубежного опыта развития творческих кластеров, специализирующихся в сфере кросс-инноваций. Данный обзор подчеркивает роль кросс-инновационных творческих кластеров, которые, как представляется, в перспективе станут ключевыми факторами развития не только творческих индустрий, но и общества и других секторов экономики.
Зарубежная практика развития кросс-инновационных креативных кластеров
Необходимо отметить, что кросс-инновационное сотрудничество проявило себя еще до наступления постиндустриальной эпохи и произошло это, прежде всего, в области ракетостроения и космической техники. В истории технологического развития хорошо известны примеры технологий, нашедшие применение в других отраслях. Таким примером служат космические технологии. Эти технологии были использованы в других отраслях промышленности и социальной сферы, в первую очередь, напрямую в технологиях которые изначально не были предназначены для использования в земных условиях без адаптации и доработки и, тем не менее, были успешно адаптированы и применены в технологиях по выпуску товаров потребительского значения. Ярким примером является продукция фирмы Teflon, которая использовала космические технологии для создания своих знаменитых «антипригарных сковородок». Многие космические технологии изначально предполагали двойное использование, а ряд технологий, разработанных на земле, были реализованы пол влиянием разработок в области космонавтики. Примером может служить медицинская технология глубокого охлаждения тканей, которая появилась благодаря методам использования криогенных жидкостей, разработанных в космической отрасли.
В течение 20 лет такие программы НАСА, как интегральные схемы, газовые турбины, космическая изоляция, математические программы, принесли экономике США более 7 млрд долл. США, что почти в два раза больше годового бюджета Национального космического агентства. Список технологий, которые появились благодаря разработкам НАСА и представляют собой пример эффективности кросс-инновационного производственного сотрудничества, чрезвычайно широк: это томографы, медицинская аппаратура для гемодиализа, искусственное сердце, физиотерапевтическая аппаратура, мониторы для исследования нейронной деятельности мозга, рабочих вредных производств, стекловолокно с тефлоновым покрытием; установки с атомарным кислородом для очистки картин; метод мультиспектральной съемки для чтения поврежденных манускриптов и многое другое [1], [2].
Значительным эффектом кросс-инноваций для традиционных отраслей экономики, является то, что они позволяют избежать естественного (по объективным причинам, связанных с развитием альтернативных технологий) снижения уровня применения технологий и, как следствие, падение спроса на продукции компании традиционных отраслей. Примером действия этого эффекта может быть ситуация с сокращением рынка струйной печати, обусловленным цифровизацией технологии передачи и хранения изображений. Однако компании Canon и Hewlett-Packard, которые параллельно являются авторами этой технологии, по-прежнему остаются лидерами в этом секторе экономики по той причине, что благодаря кросс-инновационному сотрудничеству их технологии успешно применяются в 3Dпечати, а многие крупные предприятия, например, Hewlett-Packard, стали создавать новые цеха и производства для разработки 3D-принтеров.
Влияние кросс-инноваций на технологические процессы традиционных отраслей можно описать термином «spillover effects», что в приблизительном переводе означает «эффект перелива». Сущность этого эффекта состоит в том, что инновации, реализованные в одной отрасли экономики, начинают влиять на другие производственные сферы, и таким образом происходит своеобразный «перелив» знаний и технологий из одной области в другую. В результате создаются условия для технологического прорыва в тех областях экономики и производства, которые находились на периферии инновационных процессов. Другими словами, эффект перелива представляет собой своего рода «принуждение к инновациям», которые не были бы возможны (по причине отсутствия острой необходимости для традиционной, консервативной производственной сферы), если бы этого эффекта не произошло. Эффект перелива являет собой яркий пример эффективности и социально-экономической полезности кросс-инновационного сотрудничества традиционных и креативных отраслей.
В целях содействия процессам кросс-индустриальных инноваций требуется структурированный подход, который бы позволил внести изменения в инновационные процессы на уровне компаний, региональных или национальных инновационных систем. В конечном счете, успешные кросс-инновации зависят от сетей или связей, существующих элементов и субъектов инновационной системы.
Модель кросс-индустриальных инноваций наиболее точно отвечает задачам создания межотраслевых инновационных кластеров, которые стали относительно новым направлением развития кластеров, то есть форм объединения в одну инновационную групп креативных и традиционных отраслей экономики по межотраслевому принципу. У этого принципа кросс-инновационного сотрудничества есть целый ряд преимуществ.
Во-первых, межотраслевые инновационные кластеры используют систему распространения знаний и технологий на основе кросс-связей.
Во-вторых, предприятия в кластере имеют существенные конкурентные преимущества в виде специализации, которая позволяет минимизировать затраты на внедрение инноваций. Можно сказать, что кластеры межсекторальны по своей природе. Их развитие требует постоянного перетока и обмена внутри кластера между образующими его экономическими субъектами.
Значительный вес в кросс-инновационном проекте имеет подготовительная стадия процесса. Она требует значительного внимания и ресурсов и имеет решающее значение для успеха инновационных инициатив, вне зависимости от сферы деятельности.
По данным European Cluster Trends Report, начиная с 2014 г. наблюдается существенный рост кросс-индустриальных инноваций. Европейские исследователи отмечают возможности развития кластеров новых отраслей на основе межотраслевых потоков инноваций. Анализ строился на статистических данных о поглощениях, слияниях, создания совместных предприятий, альянсов и консорциумов, а также регистрация патентов в сфере кросс-инноваций. На основе полученных и обработанных данных были выделены десять областей экономики, которые демонстрируют значительный рост, фундаментом которого выступает кросс-инновационное сотрудничество. Именно эти десять областей, начиная с 2014 г. и по настоящее время, формируют основу кросс-инновационных кластеров как локомотива развития постиндустриальной экономики.
Показательным примером успешной интеграции в кросс-инновационных процессах традиционных и креативных индустрий служит такая отрасль экономики, как производство упаковочных материалов. Это традиционная производственная сфера, существующая не одну сотню лет, с достаточно зрелыми и консервативными технологиями. Отрасль включает в себя производителей бумажной упаковки, картона, ламинированных контейнеров, бумаги, волокна на основе коробки, сумки и оберточной бумаги, а также производителей металла, стекла или пластиковых контейнеров и упаковки.
Благодаря кросс-инновационному сотрудничеству с креативными индустриями, эта традиционная отрасль на протяжении всех последних лет демонстрирует устойчивый рост, несмотря на неблагоприятные внешние факторы, например пандемию [1], [3].
Суть кросс-инновационного сотрудничества в данной сфере заключается в активном внедрении в производственный процесс новых технологических решений в части технологий и материалов, разработанных в области креативных индустрий. Эффектом от этого сотрудничества становится значительное уменьшение затрат на рабочую силу, повышение производительности труда и объемов выпускаемой продукции, ее привязанность к экологическим вызовам современности (в частности, появление на рынке упаковочных материалов экологически безопасных продуктов), ростом инвестиций крупных производителей продуктов питания и товаров широкого потребления: Procter & Gamble, Unilever, Danone и крупных супермаркетов Tesco и Carrefour [4].
Интересен опыт кросс-инновационного сотрудничества традиционных и креативных отраслей в России. В качестве примера можно привести опыт новгородской фабрики по производству упаковочных материалов «Амкор Ренч Новгород». С 2010 г. это предприятие стало центром восточноевропейского кросс-инновационного кластера производства упаковки для табачной промышленности, и произошло это за счет активного привлечения к технологическим процессам кросс-инновационных технологий. ТНК Amcor, имевшая 223 предприятия в 33 странах мира, задалась целью освоить российский рынок табачной продукции. За несколько лет предприятие превратилось в крупнейшего в Европе производителя табачной упаковки в высоком ценовом сегменте, владеющим почти 40%-ной долей рынка. В 2010 г. ТНК Amcor выкупила у австралийско-британского концерна Rio Tinto упаковочный бизнес Alcan Packaging, объединяющий 80 фабрик по всему миру. В результате слияния фабрика получила новое название — Amcor Tobacco Packaging Novgorod — и статус центра компетенций для упаковочных фабрик в Петербурге (Россия) и Алматы (Казахстан). Благодаря этому, провинциальный российский город Новгород стал не только центром восточноевропейского кластера концерна Amcor, но и кросс-инновационным технологическим центром [1].
В качестве еще одного примера продуктивного сотрудничества традиционных и кросс-инновационных индустрий можно привести кросс-инновационный кластер по производству обуви в итальянском округе Монтебеллуна. Кластер Монтебеллуна в Венеции объединил 428 компаний. Это мировой дилер в производстве спортивной обуви для технических видов спорта (мото-, велоспорт), лыжных ботинок. Монтебеллуна — округ, который постепенно получил звание «столицы снежной индустрии», притом, что климатические и географические условия дисклокации его головных предприятий не располагают к такого рода производственной деятельности. Скорее, что в Венеции, если мыслить в категориях логики традиционных отраслей, было бы гораздо проще специализироваться на выпуске лодок, катеров и прочих плавательных принадлежностей, и инвентаря. Однако в этом и заключается уникальность и эффективность кросс-инновационного сотрудничества: благодаря ему производство больше не привязано к пространственно-географической локализации и не определяется в той степени, как это было ранее, соображениями среды и запросов регионального рынка.
Благодаря кросс-инновационному сотрудничеству округ Монтебеллуна стал центром кросс-инновационного кластера, основанного на интеграции традиционных производств и креативных индустрий, что, во-первых, позволило объединить в единые технологические цепочки предприятия из разных сфер промышленности и технологии, а во-вторых, опираясь на кросс-инновационные модели технологического сотрудничества, многократно увеличить качество и количества выпускаемой продукции, а также повысить ее рыночную стоимость и узнаваемость, за счет активного внедрения интеллектуальных моделей товаров креативной индустрии. Монтебеллуна — еще одна крупная агломерация, где объединена большая часть мирового производства обуви для горных восхождений, мотоциклетной обуви, роликовых коньков, футбольной обуви, лыжного и велосипедного спорта, тенниса, баскетбола и обуви для ходьбы по пересеченной местности. Основной принцип формирования этой агломерации — это принцип кросс-инновационного взаимодействия межсекторных и межотраслевых производств с привлечением, на правах равноправного технологического партнера, организаций креативных индустрий.
Суть кросс-инновационного сотрудничества на примере этого кластера заключается в следующем: основу кластера составляет межсекторное взаимодействие дизайнерских компаний, относящихся к сфере креативной индустрии и фирм, занимающихся производством обуви. Вокруг этой оси формируются группы производителей аксессуаров и поставщиков оборудования для производства, которые встроены в общую технологическую цепочку. При этом производители, также как поставщики, интегрированы вместе с крупными локальными компаниями («Tecnica», «Nordica и Braxia») и с мировыми компаниями («Nike», «HTM»). По состоянию на 2020 г. кросс-инновационный кластер спортивной обуви Монтебеллуны включал в себя более 386 фирм, на которых в общей сложности работало около 7,6 тыс. наемных рабочих. Стоит отметить, что в режиме тесного технологического и инфраструктурного взаимодействия с центральными предприятиями кластера сотрудничают производители обуви для активного отдыха, а также производители спортивной одежды, дизайнеры.
Еще одним примером успешного кросс-инновационного сотрудничества можно считать голландский кластер цветочной индустрии. Он представляет собой сочетание кросс-индустриальных технологий и межрегиональных связей, которые максимально эффективно используются для выращивания продукции, которая в обычном, традиционном режиме ее производства в климатических и географических условиях Голландии была бы попросту невозможна. Успех этого кластера во многом определяется межрегиональной интеграцией производителей и крупными инвестициями в развитие инженерной и логистической инфраструктур, которые, особенно в части модели построения транспортных и логистических схем, являются продуктом деятельности креативных-инновационных предприятий.
Однако роль креативных индустрий необычайно возросла, а модель кросс-инновационного сотрудничества стала особенно востребованной в цветочной индустрии Голландии, насчитывающей не одну сотню лет после того, как эта отрасль голландской экономики столкнулась с экологическими вызовами и ограничениями. В частности, речь шла о необходимости пересмотра традиционных технологий выращивания цветов, которые после изобретения органических удобрений активно использовали химические удобрения и пестициды. Цветочному рынку был нанесен серьезный удар из-за падения спроса на продукцию, который, в первую очередь, был вызван критикой голландских компаний, использующих экологически вредные средства при ее производстве. Необходимо было искать решение данной проблемы, и оно было найдено в рамках модели кросс-инновационного развития, основывающейся на межотраслевом, мультидисциплинарном и межсекторным технологическом взаимодействии. Результатом реализации этой модели в цветочном секторе экономики Голландии стало создание технологий выращивания цветов с минимальным использованием химических удобрений и прочих вредных экологических производств. Например, была разработана технология выращивания цветов в экологически безопасной минеральной вате и воде, что не только минимизировало потребность в химических удобрениях, но и существенно повысило качество выпускаемой продукции. В результате начался бурный рост цветочной индустрии страны, который, помимо прочего, привел к тому, что Голландия стала одним из мировых лидеров логистических операций, поскольку скорость доставки и технологии, применяемые для сохранности конечного продукта при перевозках на большие расстояния технологии цветочного бизнеса, за счет инженерных и логистических решений оказались востребованы и в других отраслях производственной и потребительской сфер. Особенно востребованными оказались адаптация, разнообразие транспортных средств и дизайн транспортировочной упаковки.
Кроме того, одним из факторов успеха голландского кросс-инновационного цветочного кластера можно считать успешное и активное использование цветочной промышленностью страны технологий других областей, к числу которых относятся энергии. Использование новых энергосберегающих технологий цветочным бизнесом страны привело к появлению революционного для этого бизнеса решения в части обустройства теплиц. Если традиционная технология изготовления теплиц предполагала сохранность всего лишь 4 % накопленной энергии в ее дальнейшем использовании, а остальные 96 % составляли потери, то современные технологии позволяют накапливать эту ранее потерянную энергию в земле с целью ее дальнейшего использования для обогрева не только растений, но и находящихся поблизости домов.
Одним из бурно развивающихся направлений рынка креативных и кросс-инновационных индустрий считается так называемая экономика впечатлений. Авторами этого термина и направления являются Б. Джозеф Пайн II и Джеймс Гилмор. С их точки зрения, развитие постиндустриального информационного общества привело к формированию принципиального нового типа предложения, который разительно отличается от традиционных предложений товаров и услуг, поскольку речь идет о впечатлениях. Согласно теории ученых, «впечатления представляют собой уже существующий, но еще малоизученный вид экономического предложения. Отделение впечатлений от услуг в деятельности компании открывает перед ней невероятные возможности для экономического роста, как в свое время признание услуг отдельным предложением привело к появлению нового типа экономики на фоне приходящей в упадок промышленной базы» [5].
Другими словами, в условиях быстро меняющейся среды, реальности, в которой границы между собственно реальным виртуальным стираются, когда, если смотреть на ситуацию с философской точки зрения, человек остро начинает ощущать всю стремительную быстротечность жизни, главной ценностью для него становится не конкретная материальная вещь, не услуга, которая облегчает ему жизнь или освобождает время, а впечатление. Впечатление — это переживаемый яркий опыт, ощущение наполненности момента жизни, который уникален и неповторим. Ценность этого момента (не самого по себе, как единицы времени, а опыта его проживания во всей яркости и полноте) становится главным товаром. «Впечатления — это четвертое экономическое предложение, которое так же разительно отличается от услуг, как услуги от товаров... Впечатления всегда были рядом, но потребители, предприниматели и экономисты относили их к сектору услуг наравне с химчистками, автомастерскими, телефонными станциями и оптовой торговлей. Но когда он покупает впечатление, он платит за незабываемые минуты своей жизни, то есть за собственные чувства и ощущения» [5].
Экономика впечатлений — сфера креативных технологий, и когда мы говорим о предложении впечатлений, то, прежде всего, речь идет о компьютерных технологиях, технологиях дополненной реальности, играх, видео хостингах и пр. Однако бурный рост этой отрасли экономики на фоне всеобщей глобализации и цифровизации привел к формированию большого количества кросс-инновационных кластеров в самых разных производственных отраслях, включая те, которые не имеют прямого отношения к компьютерным технологиям и интернету. Основой этого кросс-инновационного сотрудничества креативных и традиционных отраслей стала необходимость учитывать в качестве приоритета форму подачи своего продукта и создания специально организованной атмосферы совершения покупки. При этом ценность и потребительские свойства продукта сами по себе, которые еще несколько десятилетий назвали бы главным, а зачастую и единственным мерилом его рыночной стоимости, в современных условиях отодвигаются на второй план.
Продукт сам по себе имеет вторичное значение, первичным становится то впечатление, которое продукт может создать. Это происходит через обращение к эмоциям, чувствам покупателей, особенностям его менталитета, культурной среды, и речь идет не только о рекламе. Речь идет о создании принципиально нового канала коммуникации с продавцом (производителем), в котором ценность продукта определяется качеством канала его доставки конечному потребителю.
Очевидно, что речь идет о тесном технологическом взаимодействии производителей традиционных отраслей с инновационными креативными индустриями, причем речь идет не только о веб-дизайнерах или компьютерных инженерах. Речь идёт о практической реализации того самого мультидисциплинарного подхода, который выступает методологической основой кросс-культурных инноваций. Это предполагает привлечение специалистов и знаний не только из областей экономики и маркетинга, но и из областей философии, социологии, культурологии и других сфер гуманитарного знания, включая технологические процессы, которые, казалось бы, совершенно с этим гуманитарным знанием не связаны.
Другим перспективным направлением развития кросс-инновационного сотрудничества креативных и традиционных отраслей экономики являются отрасли «голубого роста» Этим термином называют те отрасли экономики и производства, которые связаны с освоением ресурсов океанов и морей. Это одна из областей, где отмечается один из самых высоких уровней кросс-инновационных связей и межотраслевого взаимодействия. Поскольку более 70% поверхности Земли занимает вода, виды деятельности, связанные с использованием ресурсов морей и океанов, рассматриваются как драйверы инноваций для европейской и мировой экономики и социальной сферы. Например, перспективным направлением развития отраслей голубой сферы являются технологии опреснения морской воды и поиск возможностей ее использования в сельском хозяйстве. Учитывая, что проблема сокращения запасов пресной воды имеет не только экономическое, но и глобальное социально-экономическое значение, эффект кросс-инновационного сотрудничества в этой сфере имеет глобальное значение.
Направлением развития сектора голубого роста также является разработка технологии использования энергии приливов и ветров, что в условиях роста энергопотребления занимает приоритет в глобальном развитии большинства стран. В секторе «голубого роста» на базе перекрестных связей создаются возможности для роста таких направлений, как фармацевтика/косметика, экологические технологии, производство биотоплива, чистая органика, автоматизация судов и платформ, дата-центры, слежение в режиме реального времени. В целом «голубая экономика» в Европе обеспечивает около 5,4 млн рабочих мест и создает 500 млрд евро валовой добавленной стоимости в год. Ожидается, что в ближайшие годы в этом секторе будет задействовано до 7 млн человек. Развитие отраслей «голубой экономики» является частью европейской программы Горизонт-2020. В 2014–2015 гг. на отрасли «голубого роста» было израсходовано 145 млн евро. Следует отметить, что программа Горизонт-2020 является, по сути, кросс-тематической [6].
Еще одно направление развития кросс-инновационных связей — это биофармацевтика. В результате межотраслевого инновационного взаимодействие появляются новые отрасли и направления, которые содержат в себе значительный технологический и социальный потенциалы. Речь идет, например, о таких перспективных направлениях, как наномедицина, персонализированная медицина, фармакоинформатика. В этой отрасли уже сформировано несколько мощных кросс-инновационных кластеров, таких, как, например, швейцарский фармацевтический кластер, который объединяет не только крупные мировые концерны вроде «Novartis», «Roche», «Syngenta», но и также небольшие предприятия [7].
Кроме того, крупным кросс-инновационным кластером является французская биотехнологическая агломерация Франции Genopole (г. Иври), которая специализируется на геномных и постгеномных исследованиях, биотерапии, биофизике, биохимии, биофармацевтике и биоматематие. В Генополе работают 900 научных сотрудников и 400 преподавателей в университете. Этот технополис также известен тем, что именно здесь осуществляются научные исследования по расшифровке генома человека. Кроме того, здесь находится Национальный центр секвенирования и генотипирования, который является единственным во Франции учреждением, которое участвует в программе «Геном человека». В этом кластере-технополисе на площади 87 тыс. кв. м находятся 20 академических научных лабораторий, 67 биотехнологических компаний. Годовой бюджет этого биотехнологического медицинского кластера составляет порядка 15 млн евро в год.
Развитие кросс-инновационной индустрии на основе принципов межсекторного взаимодействия происходит и в других странах Европы, прежде всего, в Германии. Так, в этой стране уже создано более 370 кросс-инновационных кластеров, которые осуществляют свою деятельность, в первую очередь, на региональном (земельном) уровне. Одним из лидеров кросс-инновационного кластерного развития является Лейпцигский экономический региона, в котором бурное развитие переживают такие кластеры инновационной экономики, как логистика и сфера услуг; автомобилестроение и производство комплектующих; индустрия здравоохранения и биотехнологии; энергетика и экотехнологии; СМИ и креативные индустрии [8].
Перспективным представляется развитие кросс-инновационных и кросс-секторных взаимодействий между традиционными отраслями и креативными индустриями в ситуации пандемии. В настоящий момент в мире людям необходимы инструменты, помогающие раскрывать и наращивать собственный потенциал. Растущий интерес к самостоятельному менеджменту собственного здоровья и благополучия проявляет себя в возникновении новых мобильных приложений, способствующих совмещению личной креативности с личным здоровьем и благополучием. Интересным примером кросс-секторного сотрудничества медицины и творческих индустрий является трехлетний опыт работы Бюро культурных инноваций организации «Стартап Мангейм» в Германии [9]. Процесс начался с проведения круглых столов с участием университетской клиники, инженеров-разработчиков и художников, и творческих профессионалов, направленных на обсуждение и исследование плодотворных и значимых способов сотрудничества. В результате начали успешно развиваться оба проекта.
Еще один пример деятельности на пересечении сферы искусства и здравоохранения, не являющейся арт-терапией, это проект Международных красных носов (Red Noses International). Он интересен как сам по себе, так и в качестве демонстрации проблем, с которыми зачастую сталкиваются организаторы кросс-секторных проектов. Возникший в Вене, но реализовавшийся в сотрудничестве с партнерским организациями в Литве и Финляндии, проект погрузился в миры различных людей, посредством профессиональных творческих практик. Будучи успешным проектом, включенным в программу «Креативная Европа», проект столкнулся с проблемами его восприятия и категоризации. В социальном секторе и сфере здравоохранения, его расценивают как «художественный проект», а в культурных сферах его маркируют как «социальный проект». Это проблема узкой категоризации деятельности, представляющей непонимание сути настоящей кросс-секторной деятельности. На практике она влечет за собой негативные последствия, заключающиеся в том, что таким проектам очень трудно получить финансирование. Они рассматриваются как нечто, выходящее за пределы обоих (или нескольких) секторов, что является сдерживающим фактором с точки зрения попыток стимулирования кросс-секторных инициатив [10].
При этом важно отметить, что ведущую роль в растущих кластерах инновационной экономики играет именно кросс-инновационная модель взаимодействия креативных и традиционных экономических отраслей. Можно выделить несколько очевидных преимуществ взаимодействия традиционной промышленности и экономики с креативными инновационными индустриями. Во-первых, это зачастую радикальные инновации, приводящие к появлению новых отраслей. Во-вторых, как правило, речь идет об инновациях с минимальными рисками, поскольку опыт их применения в других отраслях уже имеется. В-третьих, такие инновации эффективны, так как уже имеются доступные решения, и выход на рынок может быть сокращен. В-четвертых, передача решений между различными отраслями, как правило, позволяет избегать конфликтов из-за доли рынка и пр., тем самым появляется возможность не только существенно увеличить доход в результате диверсификации, но и совершить технологические прорывы на рынке технологий и производства товаров и услуг.
В рамках кросс-инновационных проектов компании разных отраслей открываются для совместной работы над идеями инновационных продуктов, услуг или процессов. Сложность и быстрота рынка, глобальная конкуренция и экономические изменения через оцифровку делают компании все более актуальными для получения предложений новым способом через изменение перспективы и динамические процессы в межотраслевой работе. При этом компании могут решать собственные проблемы, а также вместе приходить к совершенно новым результатам. Кроме того, новые стартапы, спин-офф и покупка стартапов могут стать благоприятной перспективой для дальнейшего развития.
«Нестандартный взгляд» на собственную компанию и отрасль таит в себе разнообразный потенциал для нового и укрепляет инновационную силу всех участвующих компаний. Разработка инноваций с помощью синергии теперь стала гораздо более успешной, чем работа в закрытых ведомственных или корпоративных процессах для защиты идей и разработок.
При реализации кросс-инноваций подходы из креативных индустрий приносятся в сферу традиционных видов экономической деятельности, за счет чего и осуществляется создание нового продукта. Эта концепция становится все более важным стратегическим инструментом во многих компаниях. Причины этого очевидны: во-первых, зрелые сферы бизнеса, товарные группы и рынки без большого потенциала роста отвечают разрушительным изменениям; во-вторых, программно-ориентированные бизнес-модели влияют на сложившиеся отраслевые структуры; наконец, ожидания и потребности клиентов, которые сами достаточно часто находятся под давлением инноваций, изменились.
Это приводит к тому, что кросс-инновации в традиционном понимании — а именно в рамках существующих отраслевых границ — становятся менее эффективными. Потенциал совершенствования продукции и снижения затрат в большинстве случаев уже исчерпан. Учитывая растущую сложность и взаимозависимость всей организационной и социальной среды, клиенты ищут не только лучшее, но и простое решение. Но именно с этим направлением мысли сталкиваются предприятия с традиционной культурой инноваций, состоящей в постоянном совершенствовании продукции. Взгляд за пределы собственной отрасли становится все более значительным; кросс-инновации могут способствовать росту [1], [11], [12].
Заключение
Таким образом, в основе появления модели кросс-инноваций лежит объективный процесс усиления мультидисциплинарной природы знаний и технологий, проникновения традиционных, зрелых технологий на новые рынки в новом качестве, усложнения этических и социальных проблем в ходе усиления влияния новых технологий. Под кросс-инновациями подразумевается межотраслевая инновационная деятельность компаний из различных отраслей экономики с креативной индустрией. В результате анализа опыта реализации принципов кросс-инноваций в зарубежных странах и отдельных компаниях можно заключить, что преимущества реализации моделей кросс-инноваций представлены в виде появления радикальных инноваций и новых отраслей, уменьшения числа рисков, снижения конфликтов из-за доли рынка и др. В свою очередь, креативные кластеры являются важными движущими силами креативной экономики, поскольку способствуют сотрудничеству, инновациям и оживлению экономической активности, а также вносят вклад в культурную и социальную структуру той или иной территории.
Источники:
2. Tobias H. Cross-Industry Innovation Processes: Strategic Implications for Telecommunication Companies. - Berlin: Springer Gabler, Wiesbaden, 2015. – 190 p.
3. Экологичная и яркая. Machouse.ua. [Электронный ресурс]. URL: http://machouse.ua/press-center/s3/news/ekolohichnaja-i-jarkaja.html (дата обращения: 21.05.2021).
4. Echterhoff N., Amshoff B., Gausemeier J. Cross-Industry Innovations – Systematic Identification and Adaptation // World Academy of Science, Engineering and Technology. – 2017. – № 7.
5. Пайн II Б.Д., Гилмор Д.X. Экономика впечатлений: Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. - Москва: Вильямс, 2005. – 304 c.
6. Zelentsova E., Melvil E. Creative Industries. Russian Profile. Creative Compass Project Publication. Institute for Russia and Eastern Europe. [Электронный ресурс]. URL: http://creativeindustries.ru/uploads/userfiles/file/Creative%20Industries_Russian%20Profile.pdf (дата обращения: 29.05.2021).
7. Creative Europe’s Cultural & Creative Sectors’ Guarantee Facility. Improving access to finance for cultural & creative initiatives. European Commission. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1525096559278&uri=COM:2018:248:FIN (дата обращения: 20.06.2021).
8. Хестанов Р. Креативные индустрии — модели развития // Социологическое обозрение. – 2018. – № 17. – c. 173-196. – doi: 10.17323/1728-192X-2018-3-173-196.
9. The Createch Report 2021. Mapping the intersection of technology and creativity. Part 1 Investment // Technation.io. Commissioned by the Creative Industries Council (CIC) in association with Digital Catapult and Moore Kingston Smith. TechNation. [Электронный ресурс]. URL: https://technation.io/the-createch-report-2021/#uk-overview (дата обращения: 10.06.2021).
10. Clowndoctors International. Red noses. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rednoses.eu (дата обращения: 29.06.2021).
11. Казакова М.В. Европейский опыт продвижения кросс-инновационных проектов как важнейшего направления развития творческих индустрий // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1923-1940. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115063.
12. Казакова М.В. Лучшие практики реализации кросс-инновационных проектов в сфере творческих индустрий: текущие тенденции и вызовы // Креативная экономика. – 2022. – № 8. – c. 3063-3086. – doi: 10.18334/ce.16.8.115064.
Страница обновлена: 02.12.2024 в 17:16:32