Европейский опыт продвижения кросс-инновационных проектов как важнейшего направления развития творческих индустрий
Казакова М.В.1,2,3![]()
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Москва
2 Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара), Россия, Москва
3 АНО «Большая российская энциклопедия», Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 42
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49551614
Аннотация:
Одним из ключевых факторов современного экономического роста и источником инноваций, помимо информации и знаний, является креативность, под которой подразумевается оригинальный образ мышления людей, позволяющий им находить нестандартные, творческие способы решения самого широкого круга вопросов. Креативная экономика привлекает и удерживает в своей среде высококвалифицированную рабочую силу. Именно представители креативного класса – люди, необязательно имеющие творческие профессии – вносят наиболее значимый вклад в экономический рост и способны изменить будущее. Современной тенденцией, наблюдаемой в странах ЕС, является активное появление и развитие кросс-инновационных проектов, в рамках которых профессионалы из сферы творческих индустрий сотрудничают с компаниями реального сектора экономики, генерируя таким образом новые знания, продукты и стимулируя динамичное развитие территорий. В настоящей работе изучается международный опыт продвижения кросс-инновационного сотрудничества, в том числе проводится обзор действующих в Европе и в странах Партнерства Северного измерения государственных и частных инициатив, направленных на поддержку такого сотрудничества. В заключении приводятся выводы.
Ключевые слова: креативная экономика, культурные и креативные индустрии, кросс-инновации, кросс-инновационные проекты, социально-экономическое развитие
JEL-классификация: O31, O32, O33
Источники:
2. Зеленцова Е.В. От творческих индустрий к творческой экономике // Управленческое консультирование. – 2009. – № 3. – c. 190-199.
3. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. - Москва: Классика - XXI век, 2010. – 240 c.
4. Hartley J.H. Creative Industries. / 1st ed. - Wiley-Blackwell, 2005. – 414 p.
5. Галкин Д.В. Стратегии культурного развития городов: современные подходы // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2005. – № 4(8). – c. 41-57.
6. Лэндри Ч. Креативный город = The creative city. - Москва: Классика - XXI век, 2011. – 399 c.
7. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. - Москва: RUGRAM, 2021. – 209 c.
8. Казакова М.В. Методологические основы кросс-инновационных проектов в сфере творческих индустрий (Methodological Foundations of Cross-Innovation Projects in Creative Industries). Ssrn. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4147513 (дата обращения: 29.06.2022).
9. Официальный сайт программы ЕС «Creative Europe». [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/programmes/creative-europe/node_en (дата обращения: 29.06.2021).
10. Направление поддержки межотраслевого сотрудничества в рамках программы «Creative Europe». [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/programmes/creative-europe/cross-sector (дата обращения: 30.06.2021).
11. Официальный сайт партнерства «Northern Dimension Partnership on Culture». [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndpculture.org/home (дата обращения: 29.06.2021).
12. CCI Connectivity and Cross-sectoral Innovation - Creating the Relationships // Cross-sectoral cooperation and innovation within Creative and Cultural Industries – practices, opportunities and policies within the area of the Northern Dimension Partnership on Culture. Policy Brief 1. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndpculture.org/media/W1siZiIsIjIwMjAvMDgvMTgvOGxoMm96dnJqOF9Qb2xpY3lfQnJpZWZfMV9FTi5wZGYiXV0/Policy-Brief_1_EN.pdf?sha=846d0b61b768abdb (дата обращения: 20.06.2021).
13. Getting Better? CCIs engaging with Well-being and Health: building inclusive communities and resilient societies // Cross-sectoral cooperation and innovation within Creative and Cultural Industries – practices, opportunities and policies within the area of the Northern Dimension Partnership on Culture. Policy Brief 3. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndpculture.org/media/W1siZiIsIjIwMjAvMDgvMTgvOGxoMm96dnJqOF9Qb2xpY3lfQnJpZWZfMV9FTi5wZGYiXV0/Policy-Brief_1_EN.pdf?sha=846d0b61b768abdb (дата обращения: 20.06.2021).
14. Hearing and Dancing? How can the Cultural and Creative Industries Engage with 'Traditional Industries' to Mutual Benefit? // Cross-sectoral cooperation and innovation within Creative and Cultural Industries – practices, opportunities and policies within the area of the Northern Dimension Partnership on Culture. Policy Brief 2. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndpculture.org/media/W1siZiIsIjIwMjAvMTAvMTUvNHlqN2I3aWxual9Qb2xpY3lfQnJpZWZfMl9FTi5wZGYiXV0/Policy-Brief_2_EN.pdf?sha=5c1b1527d2a018c4 (дата обращения: 20.06.2021).
15. Mid-term Evaluation of the Northern Dimension Partnership on Public Health and Social Well-being and Northern Dimension Partnership on Culture. Final Report // Northern Dimension Partnership on Public Health and Social Well-being. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndphs.org/internalfiles/File/About_NDPHS/Evaluations/NDPHS_Evaluation_Report_2019.pdf (дата обращения: 20.06.2021).
16. Report from the Commission to the European Parliament and the Council Mid-term evaluation of the Creative Europe programme (2014-2020) // European Commission. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1525096559278&uri=COM:2018:248:FIN (дата обращения: 20.06.2021).
17. Report from the Commission to the European Parliament and the Council. Mid-term evaluation of the Creative Europe programme (2014-2020). Commission Staff Working Document // European Commission. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=SWD:2018:159:FIN (дата обращения: 20.06.2021).
18. Zygierewicz A. Creative Europe Programme (2014 to 2020). European Implementation Assessment (update). - European Parliamentary Research Service, 2018.
19. Официальный сайт лаборатории Cross Innovation Hub. [Электронный ресурс]. URL: https://kreativgesellschaft.org/en/cross-innovation-hub/ (дата обращения: 30.06.2021).
20. Официальный сайт Hamburg Kreativ Gesellschaft. [Электронный ресурс]. URL: https://kreativgesellschaft.org/en (дата обращения: 03.07.2021).
21. Официальный сайт международной ассоциации Creative Business Network. [Электронный ресурс]. URL: https://cbnet.com/ (дата обращения: 03.07.2021).
22. Официальный сайт международного конкурса творческих предпринимателей Creative Business Cup. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbcrussia.ru/ (дата обращения: 30.06.2021).
23. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее = Rise of the creative class and how it`s transforming work, leisure, community and everyday life. - Москва: Классика - XXI век, 2011. – 432 c.
24. Флорида Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства = Who`s Your City?. - Strelka Press, 2014. – 368 c.
25. Гнедовский М.Б. Творческие индустрии - развивающийся сектор постиндустриальной экономики // Управленческое консультирование. – 2006. – № 2. – c. 140-151.
26. Oakley K., Ward J. Creative Economy, Critical Perspectives // Cultural Trends. – 2018. – № 27(5). – p. 311-312.
27. Казакова М.В. Культурные и креативные индустрии: границы понятий // Креативная экономика. – 2020. – № 11. – c. 2875-2898.
28. Стародубровская И., Лободанова Д. Креативный класс и креативный город: российское преломление // Экономическая политика. – 2013. – № 5. – c. 127-149.
29. Тросби Д. Экономика и культура. - ГУ-ВШЭ, 2013. – 256 c.
Страница обновлена: 08.09.2025 в 18:10:34
Download PDF | Downloads: 42
European experience in promoting cross-innovation projects as the most important direction of creative industry development
Kazakova M.V.Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 3 (July-september 2022)
Abstract:
One of the key factors of modern economic growth and a source of innovation, in addition to information and knowledge, is creativity. Creativity means the original way of thinking, allowing people to find non-standard, creative ways to solve a wide range of problems The creative economy attracts and retains a highly skilled workforce. It is the representatives of the creative class who do not necessarily have creative professions. They make the most significant contribution to economic growth and are able to change the future. The current trend observed in the EU countries is the active emergence and development of cross-innovative projects in which professionals from the creative industries cooperate with companies in the real sector of the economy, thus generating new knowledge, products and stimulating the dynamic development of territories. This article examines the international experience of promoting cross-innovation cooperation, including a review of public and private initiatives in Europe and in the countries of the Northern Dimension Partnership aimed at supporting such cooperation.
Keywords: creative economy, cultural and creative industries, cross-innovation, cross-innovation projects, socio-economic development
JEL-classification: O31, O32, O33

Россия, Москва