Европейский опыт продвижения кросс-инновационных проектов как важнейшего направления развития творческих индустрий

Казакова М.В.1,2,3
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Москва
2 Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара), Россия, Москва
3 АНО «Большая российская энциклопедия», Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать:
Казакова М.В. Европейский опыт продвижения кросс-инновационных проектов как важнейшего направления развития творческих индустрий // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 3. – С. 1923-1940. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115063.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49551614

Аннотация:
Одним из ключевых факторов современного экономического роста и источником инноваций, помимо информации и знаний, является креативность, под которой подразумевается оригинальный образ мышления людей, позволяющий им находить нестандартные, творческие способы решения самого широкого круга вопросов. Креативная экономика привлекает и удерживает в своей среде высококвалифицированную рабочую силу. Именно представители креативного класса – люди, необязательно имеющие творческие профессии – вносят наиболее значимый вклад в экономический рост и способны изменить будущее. Современной тенденцией, наблюдаемой в странах ЕС, является активное появление и развитие кросс-инновационных проектов, в рамках которых профессионалы из сферы творческих индустрий сотрудничают с компаниями реального сектора экономики, генерируя таким образом новые знания, продукты и стимулируя динамичное развитие территорий. В настоящей работе изучается международный опыт продвижения кросс-инновационного сотрудничества, в том числе проводится обзор действующих в Европе и в странах Партнерства Северного измерения государственных и частных инициатив, направленных на поддержку такого сотрудничества. В заключении приводятся выводы.

Ключевые слова: креативная экономика, культурные и креативные индустрии, кросс-инновации, кросс-инновационные проекты, социально-экономическое развитие

JEL-классификация: O31, O32, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...

Источники:

1. Зуев С.Э., Васецкий А.А. Культурные индустрии в условиях глобализации // Управленческое консультирование. – 2010. – № 1. – c. 76-89.
2. Зеленцова Е.В. От творческих индустрий к творческой экономике // Управленческое консультирование. – 2009. – № 3. – c. 190-199.
3. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. - Москва: Классика - XXI век, 2010. – 240 c.
4. Hartley J.H. Creative Industries. / 1st ed. - Wiley-Blackwell, 2005. – 414 p.
5. Галкин Д.В. Стратегии культурного развития городов: современные подходы // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2005. – № 4(8). – c. 41-57.
6. Лэндри Ч. Креативный город = The creative city. - Москва: Классика - XXI век, 2011. – 399 c.
7. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. - Москва: RUGRAM, 2021. – 209 c.
8. Казакова М.В. Методологические основы кросс-инновационных проектов в сфере творческих индустрий (Methodological Foundations of Cross-Innovation Projects in Creative Industries). Ssrn. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4147513 (дата обращения: 29.06.2022).
9. Официальный сайт программы ЕС «Creative Europe». [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/programmes/creative-europe/node_en (дата обращения: 29.06.2021).
10. Направление поддержки межотраслевого сотрудничества в рамках программы «Creative Europe». [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/programmes/creative-europe/cross-sector (дата обращения: 30.06.2021).
11. Официальный сайт партнерства «Northern Dimension Partnership on Culture». [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndpculture.org/home (дата обращения: 29.06.2021).
12. CCI Connectivity and Cross-sectoral Innovation - Creating the Relationships // Cross-sectoral cooperation and innovation within Creative and Cultural Industries – practices, opportunities and policies within the area of the Northern Dimension Partnership on Culture. Policy Brief 1. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndpculture.org/media/W1siZiIsIjIwMjAvMDgvMTgvOGxoMm96dnJqOF9Qb2xpY3lfQnJpZWZfMV9FTi5wZGYiXV0/Policy-Brief_1_EN.pdf?sha=846d0b61b768abdb (дата обращения: 20.06.2021).
13. Getting Better? CCIs engaging with Well-being and Health: building inclusive communities and resilient societies // Cross-sectoral cooperation and innovation within Creative and Cultural Industries – practices, opportunities and policies within the area of the Northern Dimension Partnership on Culture. Policy Brief 3. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndpculture.org/media/W1siZiIsIjIwMjAvMDgvMTgvOGxoMm96dnJqOF9Qb2xpY3lfQnJpZWZfMV9FTi5wZGYiXV0/Policy-Brief_1_EN.pdf?sha=846d0b61b768abdb (дата обращения: 20.06.2021).
14. Hearing and Dancing? How can the Cultural and Creative Industries Engage with 'Traditional Industries' to Mutual Benefit? // Cross-sectoral cooperation and innovation within Creative and Cultural Industries – practices, opportunities and policies within the area of the Northern Dimension Partnership on Culture. Policy Brief 2. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndpculture.org/media/W1siZiIsIjIwMjAvMTAvMTUvNHlqN2I3aWxual9Qb2xpY3lfQnJpZWZfMl9FTi5wZGYiXV0/Policy-Brief_2_EN.pdf?sha=5c1b1527d2a018c4 (дата обращения: 20.06.2021).
15. Mid-term Evaluation of the Northern Dimension Partnership on Public Health and Social Well-being and Northern Dimension Partnership on Culture. Final Report // Northern Dimension Partnership on Public Health and Social Well-being. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndphs.org/internalfiles/File/About_NDPHS/Evaluations/NDPHS_Evaluation_Report_2019.pdf (дата обращения: 20.06.2021).
16. Report from the Commission to the European Parliament and the Council Mid-term evaluation of the Creative Europe programme (2014-2020) // European Commission. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1525096559278&uri=COM:2018:248:FIN (дата обращения: 20.06.2021).
17. Report from the Commission to the European Parliament and the Council. Mid-term evaluation of the Creative Europe programme (2014-2020). Commission Staff Working Document // European Commission. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=SWD:2018:159:FIN (дата обращения: 20.06.2021).
18. Zygierewicz A. Creative Europe Programme (2014 to 2020). European Implementation Assessment (update). - European Parliamentary Research Service, 2018.
19. Официальный сайт лаборатории Cross Innovation Hub. [Электронный ресурс]. URL: https://kreativgesellschaft.org/en/cross-innovation-hub/ (дата обращения: 30.06.2021).
20. Официальный сайт Hamburg Kreativ Gesellschaft. [Электронный ресурс]. URL: https://kreativgesellschaft.org/en (дата обращения: 03.07.2021).
21. Официальный сайт международной ассоциации Creative Business Network. [Электронный ресурс]. URL: https://cbnet.com/ (дата обращения: 03.07.2021).
22. Официальный сайт международного конкурса творческих предпринимателей Creative Business Cup. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbcrussia.ru/ (дата обращения: 30.06.2021).
23. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее = Rise of the creative class and how it`s transforming work, leisure, community and everyday life. - Москва: Классика - XXI век, 2011. – 432 c.
24. Флорида Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства = Who`s Your City?. - Strelka Press, 2014. – 368 c.
25. Гнедовский М.Б. Творческие индустрии - развивающийся сектор постиндустриальной экономики // Управленческое консультирование. – 2006. – № 2. – c. 140-151.
26. Oakley K., Ward J. Creative Economy, Critical Perspectives // Cultural Trends. – 2018. – № 27(5). – p. 311-312.
27. Казакова М.В. Культурные и креативные индустрии: границы понятий // Креативная экономика. – 2020. – № 11. – c. 2875-2898.
28. Стародубровская И., Лободанова Д. Креативный класс и креативный город: российское преломление // Экономическая политика. – 2013. – № 5. – c. 127-149.
29. Тросби Д. Экономика и культура. - ГУ-ВШЭ, 2013. – 256 c.

Страница обновлена: 12.04.2024 в 22:02:18