Информационно-коммуникационный механизм обеспечения сетевых взаимодействий участников регионального инновационного процесса

Туменова С.А.1
1 Федеральный научный центр Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук, Россия, Нальчик

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 2 (Февраль 2022)

Цитировать:
Туменова С.А. Информационно-коммуникационный механизм обеспечения сетевых взаимодействий участников регионального инновационного процесса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 2. – С. 823-834. – doi: 10.18334/epp.12.2.114221.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48122572
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья продолжает цикл публикаций, посвященный вопросам активизаций регионального инновационного процесса как одного из наиболее важных факторов достижения долгосрочных конкурентных преимуществ в новой экономике. В условиях широкого распространения сетевых форм организации инновационной деятельности проблема повышения инфраструктурной обеспеченности субъектов региональной инновационной системы за счет формирования единой информационной среды поддержки инноваций, приобретает особую актуальность. Целью работы стал анализ методических основ информационно-коммуникационного взаимодействия региональных участников инновационной процесса и разработка механизма управления обеспечением и координацией их многосторонних связей. В работе был использован методологический подход, основанный на синтезе основных положений системного, сетевого и кросс-секторального подходов, применены методы концептуального, логического, функционального анализа, методы научного обобщения и систематизации. Сформулированы требования к информационной системе взаимодействия субъектов регионального инновационного процесса, определены цели и функции информационного механизма в рамках интеграционного подхода. Разработан механизм управления консолидацией целевых установок и действий участников регионального инновационного процесса и всех заинтересованных в нем сторон на основе создания единого информационного поля поддержки инноваций. Механизм позволяет расширить возможности интеграции компетенций, технологий, ресурсов комплементарных участников инновационного производства на протяжении всего жизненного цикла инноваций.

Ключевые слова: активизация инновационного процесса, региональные сетевые структуры, координация взаимодействий, механизм информационного обеспечения, инновационно-активные акторы, управление

JEL-классификация: M21, O31, R12, R13

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Современный инновационный процесс становится все более сложным, децентрализованным и распределенным во времени и пространстве, способствуя развитию новой модели инноваций, основанной на концепции «коллаборативных инновационных сетей» [1–3] (Xiaoxuan, Xiao, Dong, Gu, 2019; Tumenova, 2020; Enrikes, Pereyra, Almeyda, da Silva, 2020). Прорывные инновации создаются сегодня широким кругом участников инновационного производства, формирующих определенную экосистему: представителей научного и бизнес-сообщества, менеджмента, пользователей, клиентов, поставщиков и других стейкхолдеров сетевого сообщества, вступающих в отношения сотрудничества/коллаборации. Такая неоднородность инновационного процесса обуславливает важность обеспечения эффективности сетевых взаимодействий, координации и согласования интересов всех инновационно активных субъектов (ИАС) вне зависимости от реализуемых ими этапов процесса разработки и освоения инноваций (стадии жизненного цикла) [4] (Sivam, Teresa, Pinto, Silva, 2019).

В данном контексте одним из наиболее эффективных подходов к организации регионального инновационного процесса (РИП) является реализация модели открытых инноваций (МОИ). Преимущества использования МОИ связаны с возможностью существенного ускорения РИП за счет интеграции потенциалов всех участников инновационного производства в регионе, формирования многосторонних взаимосвязей и сотрудничества как с отечественными ИАС, так и с зарубежными новаторами [5] (Tumenova, 2021).

По мнению М. Кастельс, К. Бинц, Б. Труффер, сложность управления обеспечением взаимосвязей и координации деятельности всех инновационно активных акторов РИП состоит в том, что они представляют собой сложную совокупность разрозненных субъектов, различных по структуре, масштабам, направленности и другим характеристикам [6, 7] (Kastels, 2000; Binz, Truffer, 2017). Кроме того, базовые механизмы межотраслевой кооперации, доступа к знаниям/новациям/технологиям и поощрения инноваций охватывают целый ряд альтернатив, включая конкурсы и турниры, альянсы и совместные предприятия, корпоративный венчурный капитал, лицензирование и др. [8] (Leminen, Nyström., Westerlund, 2019). Многими авторами отмечается, что инновационное производство на основе МОИ – явление, характерное для развитых рыночных отношений, поскольку оно предъявляет повышенные требования к институциональным, правовым, рыночным условиям, составляющим среду процессов генерации, отбора и коммерциализации инноваций [9, 10] (Vidmar, Rosiello, Vermeulen, William, Dines, 2020; Singh, Gupta, Busso, Kamboj, 2019). Сохранению и развитию партнерских отношений между комплементарными поставщиками и потребителями прорывных инноваций способствует наличие соответствующей инфраструктуры на разных уровнях (от локальных/региональных, национальных и до глобального уровня), что должно иметь соответствующее отражение при разработке и реализации инновационной политики [11] (Tumenova, Mustaev, Mambetova, 2020).

Несмотря на значительное количество работ, посвященных раскрытию различных аспектов стимулирования РИП, малоизученными остаются вопросы управления координацией целевых установок и действий субъектов региональной инновационной системы (РИС). До настоящего времени не предложен комплексный подход к построению единого информационного поля инновационной деятельности, недостаточно раскрыты механизмы информационной поддержки участников РИС с учетом их функциональной и региональной специфики. В результате исследование проблем обеспечения эффективности совместной деятельности разнородных участников РИП и всех заинтересованных в нем сторон за счет формирования единой информационной среды поддержки инноваций приобретает особую актуальность.

Методология

В статье рассмотрены вопросы обеспечения информационной поддержки региональных участников инновационного процесса в рамках МОИ.

Целью работы стал анализ методических основ информационной поддержки взаимодействия региональных участников инновационного процесса и разработка механизма управления обеспечением и координацией их многосторонних связей.

Достижение данной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:

· представить анализ современного состояния и проблем взаимодействия субъектов РИП в условиях актуализации сетевых форм организации инновационной деятельности;

· сформулировать требования к модели информационно-коммуникационного обеспечения субъектов инновационного производства региона;

· определить соотношение целей и функций информационного механизма активизации инновационного процесса в региональной экономике;

· предложить модель информационного механизма взаимодействия участников регионального инновационного процесса.

В работе применены методы концептуального, логического, функционального анализа, методы научного обобщения и систематизации.

Теоретическую основу исследования составили концептуальные положения теории инновационного развития, региональной экономики, инновационного менеджмента, сетевых взаимодействий, модели открытых инноваций (МОИ).

Был использован методологический подход, основанный на синтезе основных положений системного, сетевого и кросс-секторального подходов.

Основные результаты исследования

Проблемы и задачи повышения эффективности взаимодействий участников регионального инновационного процесса

В ходе проведенного анализа современных проблем обеспечения эффективности взаимосвязей/взаимодействий ИАС РИС, характеризующихся широкой разнородностью и территориальной распределенностью, были выявлены такие барьеры, препятствующие консолидации их потенциалов, как:

· слабые/отсутствующие связи между бизнес-структурами и организациями науки и образования (горизонтальные связи);

· неразвитость структурных элементов региональных инновационных систем, препятствующая формированию собственных инновационных сетей (незначительное количество востребованных научных разработок, финансовых посредников, венчурного капитала, малых и средних инновационных предприятий);

· недостаточная координация управленческой деятельности по активизации РИП;

· наличие нормативных и административных ограничений для ведения инновационного бизнеса (фрагментарность, информационная асимметричность взаимодействий ИАС РИП);

· слабая вовлеченность ИАС РИП в инновационные сети (экосистемы) межрегионального/международного уровня;

· низкий уровень информационной поддержки субъектов РИП (отсутствие структурированной информации, интегрированных банков данных/знаний об инновационных разработках, перспективных инновационных проектах и др.).

Для преодоления данных информационных барьеров/разрывов требуется формирование целостной системы организации и обеспечения информационного обмена, координации целевых установок, регулирования взаимодействий ИАС РИП на протяжении всего жизненного цикла инноваций. Необходимо преодоление дисбаланса в развитии основных составляющих РИС, также нивелирование информационной асимметрии у регулирующих органов и участников РИП (рис. 1).

Рисунок 1. Проблемы и задачи повышения эффективности взаимодействий участников регионального инновационного процесса

Источник: составлено автором.

Разработка механизма обеспечения сетевых взаимодействий участников регионального инновационного процесса

Одним из перспективных способов повышения эффективности взаимодействий участников РИП может стать формирование комплексной системы информационной поддержки, реализуемое через создание региональной информационно-коммуникационной системы управления инновационным процессом (РИКСУИП). Высокий потенциал РИКСУИП в решении данной многоаспектной задачи обусловлен возможностью обеспечения целенаправленной обработки массива существующих ресурсов по инновациям, поиску потенциальных сетевых партнеров по бизнесу, интенсификации процессов коммерциализации перспективных технологий/инноваций и др.

Координация системных взаимодействий субъектов РИП и интеграция информационных потоков (ресурсных, научно-технологических, производственных, маркетинговых и иных, схематически представленных нами на рисунке 2), являясь необходимым условием принятия обоснованных решений, будут способствовать повышению эффективности процессов управления инновационным развитием региональных экономик.

Вместе с тем рост результативности функционирования РИКСУИП связан с обеспечением качественных коммуникаций ИАС, а также организацией их адресного информационного обмена, то есть обеспечением необходимой информацией только заинтересованных в ней сторон на основе формирования информационной инфраструктуры управления РИП.

Основой региональной информационной инфраструктуры по Маслобоеву А.В. и Шишаеву М.Г. выступает виртуальная бизнес-среда деловых коммуникаций ИАС РИП. Они определяют ее как децентрализованную систему информационной поддержки инноваций, нивелирующую асинхронный характер взаимодействий инновационных субъектов, которая предоставляет возможность для функционирования в условиях разнородных и ненадежных коммуникаций, что актуально для систем регионального масштаба [12] (Masloboev, Shishaev, 2007).

Рисунок 2. Обобщенная модель циркуляции информационных потоков между региональными участниками инновационного процесса

Источник: составлено автором по [http://www.cemi.rssi.ru/structure/science_divisions/ias].

Наряду с этим многоаспектность и неоднородность инновационной деятельности выдвигает определенные требования к построению модели информационно-коммуникационной обеспеченности (ИКО) сетевых взаимодействий субъектов РИП (табл. 1).

Таблица 1

Требования к модели информационно-коммуникационного обеспечения взаимодействия субъектов регионального инновационного процесса

Источник: составлено автором по [13, 14] (Mizyun, 2012).

Для повышения эффективности ИКО сетевых участников РИП как необходимого условия стимулирования инновационной деятельности предложен информационный механизм, способствующий объединению в виртуальной среде деловых/бизнес коммуникаций ИАС с учетом требований, приведенных в таблице 1.

Информационный механизм будет пониматься нами как особый организационный инструментарий (вспомогательное средство информационной поддержки) регионального инновационного менеджмента (РИМ), способствующий принятию и реализации управленческих решений, направленных на обеспечение согласованности, координации и регулирование деятельности участников РИП (рис. 3).

Рисунок 3. Модель информационного механизма взаимодействия участников регионального инновационного процесса

Источник: составлено автором.

В соответствии с предложенным механизмом РИМ, исполняющий роль системного интегратора, посредством прямых и косвенных управляющих воздействий формирует условия для коллаборации компетенций, технологий, ресурсов сетевых субъектов инновационного производства на протяжении всего жизненного цикла инноваций с целью коммерциализации совместно разработанных инноваций. Соотношение целей и функций предлагаемого информационного механизма приведено нами в таблице 2.

Таблица 2

Соотношение целей и функций информационного механизма активизации инновационного процесса в региональной экономике

Источник: составлено автором.

Представленные функции реализуются при помощи определенных алгоритмов/процедур регулирования бизнес-процессов и согласования интересов разноуровневых (корпоративных, локальных, региональных, национальных) субъектов РИП.

Заключение

Достижение целей инновационного развития регионов возможно только при условии обеспечения эффективных коммуникаций всех участников РИП на принципах командной работы, координации и регулирования процессов целеполагания, а также формирования эффективных механизмов информационного обмена.

В результате проведенной работы была предложена модель информационного механизма, направленного на нивелирование ограничений, препятствующих консолидации региональных субъектов инновационного производства за счет повышения эффективности управления их информационной обеспеченностью и координации взаимодействий в условиях актуализации сетевых форм организации инновационной деятельности. Были сформулированы требования к информационно-коммуникационной системе взаимодействия субъектов РИП, а также определены цели и функции информационного механизма на основе интеграции методов системного, сетевого и кросс-функционального подходов. Практическая реализация разработанного информационного механизма будет способствовать активизации РИП как одного из важнейших условий повышения конкурентоспособности региональной экономики. Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением возможностей создания эффективных инновационных экосистем регионального масштаба с учетом специфики условий, воспроизводственного потенциала конкретных регионов.


Источники:

1. Xiaoxuan Z., Xiao Z., Dong M., Gu J. The fit between firms’ open innovation and business model for new product development speed: A contingent perspective // Technovation. – 2019. – p. 75-85. – doi: 10.1016/j.technovation.2019.05.005.
2. Tumenova S.A. Regional Competitiveness: the Search for Effective Solutions in the Field of Innovative Development // International Scientific Conference \"FarEastCon\" (ISCFEC 2020). Vladivostok, 2020. – p. 361.– doi: 10.2991/aebmr.k.200312.361.
3. Энрикес Д., Перейра Р., Алмейда Р., да Сильва М.М. Факторы эффективного управления в сфере информационных технологий // Форсайт. – 2020. – № 1. – c. 48-59. – doi: 10.17323/2500-2597.2020.1.48.59.
4. Sivam A., Teresa D., Pinto F., Silva F. Key settings for successful Open Innovation Arena // Journal of Computational Design and Engineering. – 2019. – № 4. – p. 507-515. – doi: 10.1016/j.jcde.2019.03.005.
5. Туменова С.А. Модель открытых инноваций в системе регионального управления: приоритеты, принципы, механизмы // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2021. – № 5(103). – c. 66-74. – doi: 10.35330/1991-6639-2021-5-103-66-74.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. / Пер. с англ. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 c.
7. Binz C., Truffer B. Global innovation systems: a conceptual framework for innovation dynamics in transnational contexts // Research Policy. – 2017. – № 7. – p. 1284-1298. – doi: 10.1016/j.respol.2017.05.012.
8. Leminen S., Nyström A., Westerlund M. Change processes in open innovation networks – Exploring living labs // Industrial Marketing Management. – 2020. – p. 71-718. – doi: 10.1016/j.indmarman.2019.01.013.
9. Vidmar M., Rosiello A., Vermeulen N., Williams R., Dines J. New Space and Agile Innovation: Understanding transition to open innovation by examining innovation networks and moments // Acta Astronautica. – 2020. – p. 122-134. – doi: 10.1016/j.actaastro.2019.09.029.
10. Singh K., Gupta S., Busso D., Kamboj S. Top management knowledge value, knowledge sharing practices, open innovation and organizational performance // Journal of Business Research. – 2019. – p. 788-798. – doi: 10.1016/j.jbusres.2019.04.040.
11. Tumenova S.A., Mustaev M.M., Mambetova F.A. Innovative mechanism for development of regional competitive advantages in new economy // Social and cultural transformations in the context of modern globalism: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS : International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich. Grozny, 2020. – p. 2561-2567.– doi: 10.15405/epsbs.2020.10.05.339 .
12. Маслобоев А.В., Шишаев М.Г. Мультиагентная система интеграции распределенных информационных ресурсов инноваций // Программные продукты и системы. – 2007. – № 4. – c. 3.
13. Мизюн В.А. Интеллектуальное управление производственными системами и процессами: принципы организации и инструменты. - Самара: СНЦ РАН, 2012. – 214 c.
14. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203

Страница обновлена: 07.12.2023 в 18:03:58