Фактор эксклавности в обеспечении экономической безопасности Калининградской области в национальных интересах России

Волошенко К.Ю.

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать:
Волошенко К.Ю. Фактор эксклавности в обеспечении экономической безопасности Калининградской области в национальных интересах России // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 11. – doi: 10.18334/ecsec.7.11.122134.



Введение. Постепенный рост конфликта в системе «Россия — Запад», который приобрел угрожающие черты с началом Россией СВО (специальная военная операция) на Украине, значительно актуализировал потребность расширения пространственных границ экономической безопасности страны и ее регионов. В первую очередь это относится к приграничным регионам на западных рубежах страны [1], в том числе эксклавной Калининградской области, при снижении их открытости в условиях действия внешних ограничений.

В теории экономической безопасности внимание традиционно было обращено на внутренние регионы. Исследований, посвященных проблемам обеспечения экономической безопасности отдельных типов регионов России, прежде всего приграничных или эксклавных, относительно немного [1; 5; 8; 15; 20; 23; 24]. Экономическая безопасность региона в условиях эксклавности до настоящего времени практически не изучена. В работах российских авторов рассматривался ограниченный круг вопросов, связанных с безопасностью Калининградской области и Республики Крым (включая г. Севастополь) [2; 6; 13; 14; 21], которые де-факто являлись единственными российскими эксклавами [2]. После 2022 г. в их числе осталась только Калининградская область [3]. В работах зарубежных ученых мировые анклавы и эксклавы изучаются преимущественно в рамках их суверенной принадлежности и направлений реализуемой экономической политики. Наиболее часто анклавы (эксклавы) представляют интерес как потенциальные зоны конфликтогенности [17b], анализируются проблемы их экономических издержек [43], двойной периферии [35], доступа и управления [41] и др. Вопросы безопасности чаще всего рассматриваются в контексте военных конфликтов и оккупации [42], нелегальной миграции [36], преступности и контрабанды [38; 39], а также немало работ посвящено изучению изменения ситуации вдоль границ отдельных анклавов (эксклавов). При всей значимости проводимых исследований научная проблема изучения экономической безопасности региона в условиях эксклавности представляется актуальной, а для Калининградской области имеет приоритетное значение. Устойчивое функционирование российского эксклава после 2022 г. было нарушено экономическими, прежде всего транспортными, ограничениями на фоне усиления военно-политических угроз.

Цель работы — выделение пространственных особенностей обеспечения экономической безопасности эксклавного региона применительно к Калининградской области. В соответствии с поставленной целью в работе предпринимается попытка дать ответы на следующие вопросы. Каковы пространственные (типологические) особенности эксклава в обеспечении его экономической безопасности. Как соотносятся факторы эксклавности и приграничности в экономической безопасности региона. В какой степени эксклавность региона ограничивает или связана с возможностями формирования защищенности региона от вызовов и угроз, в том числе в национальных интересах России.

Объектом исследования выступает экономическая безопасность региона. Предмет исследования — процессы обеспечения экономической безопасности региона в условиях эксклавности на примере Калининградской области. В работе использованы общенаучные и прикладные методы исследования, в том числе системно-структурный, сравнительный, экономико-статистические и др.

Научная новизна исследования состоит в обосновании потребности учета и выделения пространственных особенностей обеспечения экономической безопасности региона в национальных интересах страны. В отношении Калининградской области обоснована роль факторов эксклавности и приграничности в обеспечении ее экономической безопасности в конкретных пространственно-временных границах.

Информационной базой исследования выступили нормативные правовые акты РФ, литературные источники информации (монографии, научные статьи, периодические и справочные издания и др.), данные Росстата и Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), Федеральной таможенной службы России.

Практическая значимость работы связана с использованием результатов исследования как при разработке федеральными и региональными органами государственной власти мер обеспечения экономической безопасности эксклава, так и стратегировании его развития в будущем.

Пространственные особенности обеспечения экономической безопасности региона. Пространственная дифференциация регионов характерна не только для регионов России, но затрагивает и все страны миры. Однако пространственные условия организации и концентрации экономики изучаются преимущественно с позиций снижения экономического неравенства и сокращения диспропорций преимущественно в экономическом развитии регионов и практически не затрагивают сферы обеспечения безопасности.

Изучение факторов пространственной дифференциации регионов, число которых продолжает расти, а их содержание расширяться и усложняться, основано на широко известных центро-периферийной теории [37] и новой экономической географии [40]. Обычно факторы объединяют в следующие группы. Во-первых, это природные ресурсы и условия, их размещение и дифференциация, экономико-географическое положение региона и др. Такие факторы считаются первичными (или факторами «первой природы»), не связанными с деятельностью человека. Во-вторых, это комплексообразование (структурообразование), агломерационный эффект, человеческий капитал, институты и т.д. Такие факторы считаются вторичными (или факторами «второй природы»), которые полностью определяются результатами деятельности человека, а в широком смысле — государства и общества. В совокупности первичные и вторичные факторы составляют пространственные (типологические) особенности региона, которые предопределяют, на наш взгляд, не только его развитие, но и возможности обеспечения безопасности, а также в целом его роль в защите национальных интересов страны. Данное положение следует из теоретических представлений о взаимосвязи таких категорий, как «развитие» и «безопасность», а также находит эмпирическое подтверждение в первую очередь на примере Калининградской области, но и других приграничных регионов России после 2022 г.

Экономическое развитие региона возможно и вне обеспечения его безопасности, но обратная ситуация теряет всякий смысл [28]. Достижение устойчивого функционирования и обеспечение безопасности региона формирует каркас для его последующего развития и роста [33]. Поэтому пространственные особенности регионов должны учитываться не только в границах их экономического развития, но и в обеспечении экономической безопасности. Выявление пространственных условий сохранения устойчивости отдельных типов регионов и обеспечения их экономической безопасности представляет новую нетривиальную научную задачу.

Пространственные особенности региона влияют не только на способность противодействовать отдельным вызовам и угрозам, но также обеспечивать и национальные интересы, поэтому позиции и роль регионов в экономической безопасности государства будут различны. Представление о роли региона в обеспечении экономической безопасности России может быть сформировано через введение понятия «региональные (стратегические) приоритеты». В общем виде региональные (стратегические) приоритеты представляют собой меры организационного, правового, научно-технического, социально-экономического и иного характера, реализуемые на уровне конкретного региона, направленные на обеспечение экономической безопасности государства и в целом защиту национальных интересов. Способность региона противодействовать вызовам и угрозам в национальных интересах формируется в границах его собственной экономической безопасности (рис. 1).

Рисунок 1. Экономическая безопасность эксклавного региона и его роль

в обеспечении национальных интересов РФ

Источник: составлено автором.

В отношении российского эксклава следует учитывать, что пространственные особенности региона связаны как с его приграничным, так и эксклавным положением. В работе [4] был рассмотрен фактор приграничности и роль приграничных регионов Северо-Запада России в обеспечении национальных интересов при изменении внешних условий их развития. Установлено, что в относительно стабильных внешних условиях использование ресурсов и потенциала приграничного положения создает дополнительные импульсы национального роста и развития (инвестиции и новые производства, инновации и технологии, транспортные коридоры и др.), а приграничные регионы выполняют интегративные и абсорбционные роли. В обратной ситуации, когда растет геополитическая и геоэкономическая напряженность, ресурсы и потенциал приграничных регионов направлены на расширение и укрепление их межрегиональной и функциональной роли.

Формирование региональных (стратегических) приоритетов и обеспечение экономической безопасности российского эксклава в национальных интересах зависят не только от влияния фактора приграничности, но и фактора эксклавности. Причем в конкретных пространственно-временных границах соотношение этих факторов различно.

Фактор эксклавности в экономической безопасности региона. Феномен эксклавности Калининградской области рассматривался небольшим числом калининградских ученых и экспертов: А.П. Клемешевым [16-18], Г.М. Федоровым [19; 31; 32], Е.Ю. Винокуровым, результаты исследования обобщены в [3], Ю.М. Зверевым [10-12], Ю.Д. Рожковым-Юрьевским [25-27]. В 2018-2020 гг. географами-обществоведами по гранту РНФ №18-17-00112 «Обеспечение экономической безопасности регионов Западного порубежья России в условиях геополитической турбулентности» опубликована серия монографий [9; 24; 34], однако содержание эксклавности в экономической безопасности изучено не было.

Под эксклавом обычно понимается «…часть страны, пространственно отделенная от ее основной территории и имеющая сухопутную границу с зарубежными государствами. При наличии выхода на морское побережье эксклав можно считать полуэксклавом» [7, с. 9]. Каждый эксклав является анклавом и наоборот. Если территория рассматривается как часть страны в окружении зарубежных государств, то используется понятие «эксклав», если только в окружении зарубежных государств, — «анклав». Калининградская область рассматривается как эксклав России, но выступает анклавом внутри стран ЕС и НАТО.

Основные характеристики эксклавов (анклавов) (табл. 1) порождают разнообразные проблемы их функционирования [19]. Во-первых, проблема транспортной доступности, которая обусловливает более высокую стоимость транспортировки за счет больших расстояний, таможенного оформления, страхования и др. Нередко функционирование эксклава (анклава) ограничено таможенными барьерами, которые устраняются за счет специальных экономических режимов. Необходимость транзита и пересечения территории зарубежных государств может приводить к ограничениям использования отдельных видов транспорта и потерям времени в организации грузопотоков. Во-вторых, проблемы управления эксклавом, которые касаются поиска баланса между централизацией и его относительной самостоятельностью. Здесь необходимо упомянуть и о военной уязвимости эксклава в случае его окружения недружественными странами. В-третьих, это сугубо экономические проблемы эксклава, как узкая специализация, уязвимость (хрупкость) экономики и др. По уровню развития эксклавы (анклавы) обычно уступают «материнскому» государству, обратная ситуация — обычно исключение [3].

Таблица 1. Основные характеристики эксклавов (анклавов)

Характеристика
Содержание
Малый размер (ресурсы и потенциал)
Ограниченная емкость внутреннего рынка, узкая специализация, экспортная ориентация профильных производств и высокая доля импорта, асимметрия внутреннего производства и внутреннего потребления
Периферийность (удаленность)
Дополнительные транспортные издержки, таможенные барьеры, транзит и пресечение границ, «двойная периферия» (удаленность от «материнского» государства и близость к зарубежным регионам, имеющим невысокий уровень развития)
Изолированность (отделенность)
Усложнение транспортной доступности и коммуникаций с «материнским» государством, ограничение свободного перемещения людей, капитала, товаров и услуг между эксклавом и «материнским» государством
Уязвимость (хрупкость)
Сильное влияние экономических и политических шоков, политики соседних стран, более тяжелое протекание кризисных процессов и восстановление экономики. Экономическая несостоятельность ввиду изолированности (удержание производств при значительных расстояниях и транзитных расходах)
Открытость (против закрытости) применительно к российскому эксклаву
Высокая интегрированность в мировую экономику против взаимодействий с «материнским» государством, вследствие чего большее значение для экономики региона имеют международные, а не межрегиональные связи
Источник: составлено на основе [3; 16].

Особенности эксклавного (анклавного) положения требуют большего внимания к его безопасности для сохранения в едином экономическом пространстве страны. В-четвертых, это проблема идентичности, имеющая этнические или религиозные основы, что нередко связано с ростом сепаратизма и конфликтогенности эксклава (анклава).

Фактор эксклавности в обеспечении экономической безопасности рассматривается в данной работе через основные атрибуты анклавов (эксклавов) и их связь с наиболее часто выделяемыми характеристиками экономической безопасности (рис. 2): а) категория (предмет) — вызовы и угрозы, риски и опасности, б) конечное состояние (цель) — самодостаточность и самообеспеченность (по отдельным видам продукции), сбалансированность и пропорциональность, устойчивость (стабильность) и защищенность, в) средства и механизмы — баланс (интересов), механизмы предупреждения и нейтрализации угроз [5].

Рисунок 2. Фактор эксклавности в экономической безопасности эксклава

(на примере Калининградской области)

Источник: разработано автором.

Фактор эксклавности в экономической безопасности проявляется не только в преодолении проблем, продуцируемых особым положением территории, но и в масштабировании задач ее обеспечения на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне создаются условия для обеспечения экономической безопасности эксклавного региона для преодоления его отделенности и удаленности (транспорт и логистика, компенсация эксклавного положения для населения и бизнеса, поддержка развития инфраструктуры и др.). На региональном уровне, собственно, решаются задачи обеспечения экономической безопасности в рамках региональных (стратегических) приоритетов.

Экономическая безопасность Калининградской области: ограничения и возможности обеспечения в современных условиях. В эксклавной Калининградской области после 1990-х гг. сформировалась модель экономики, ориентированная на внешние рынки — экономическое развитие обеспечивалось за счет роста импорта, федеральной поддержки и преференциальных режимов — ОЭЗ (особой экономической зоны). Вопросы обеспечения экономической безопасности эксклава были включены в региональную и федеральную повестки только после 2014 г. и решались преимущественно в рамках обеспечения продовольственной, энергетической и социальной безопасности, хотя стресс-сценарии блокады эксклава с каждым годом приобретали реальные черты. В сфере продовольственной безопасности обеспечен рост валового сбора зерновых и масличных культур, достигнута самообеспеченность по производству молока и мяса, значительно увеличилось производство яиц, овощей, фруктов и ягод. В сфере энергетической безопасности в период 2017-2020 гг. в дополнение к базовому источнику электрической энергии Калининградской ТЭЦ-2 (900 МВт) были введены в эксплуатацию четыре резервные электростанции суммарной мощностью более 900 МВт, построены подземные хранилища газа, а также единственная плавучая регазификационная установка в России «Маршал Василевский» [29]. В сфере социальной безопасности в 2012 г. начал работу Центр сердечно-сосудистой хирургии (современное название — Федеральный центр высоких медицинский технологий), а в 2024 г. — Онкологический центр Калининградской области, в настоящее время ведется строительство филиалов Третьяковской галереи, Большого театра и Российского государственного института сценических искусств, расширяется социальная поддержка населения и растет качество услуг (медицина, образование и т.д.). Однако по остальным компонентам экономической безопасности (транспортной, промышленной, финансовой, экономико-демографической, экологической, инновационной и технологической и др.) проблемы обеспечения сохранялись, а после 2022 г. в указанных сферах возникли реальные угрозы для жизнеобеспечения эксклава. Предпринимаемые оперативные меры в части организации и расширения паромного сообщения, субсидирования морских перевозок и авиабилетов для населения и т.д. принципиально не меняют подхода к положению эксклава. Функционирование и развитие Калининградской области по-прежнему рассматривается в старой парадигме — реализация заявленных до 2022 г. инвестиционных проектов, сохранение импортозависимых производств, ориентация на экспорт при изменении географии партнеров, расширение федеральной поддержки. Очевидно, что достижение устойчивости (стабильности) и создание условий для последующего роста и развития эксклава невозможно вне обеспечения его экономической безопасности. Собственно, эксклавное положение независимо от внешних условий, открытости или закрытости региона предопределяет потребность в формировании защищенности от вызовов и угроз в первую очередь посредством наращения внутреннего потенциала, расширения межрегиональных связей и роста включенности эксклава в единое экономическое пространство страны.

Современная ситуация в Калининградской области при сохранении и возможном усилении внешних ограничений обращает к необходимости установления региональных (стратегических) приоритетов, 1) снижающих негативное влияние эксклавности, 2) формирующих новую модель экономики в парадигме обеспечения безопасности эксклава, 3) реализующих геостратегическую роль региона с учетом усиления его военно-политической функции. Ниже рассматриваются отдельные ключевые направления и меры в рамках формирования региональных (стратегических) приоритетов эксклава.

I. Снижение негативного влияния эксклавности.

Во многом компенсация эксклавности связана с принятием мер на федеральном уровне, но при непосредственном участии региона в подготовке предложений и их обосновании. Во-первых, отделенность и удаленность эксклава, его положение в окружении недружественных стран, ограничения в экономическом развитии и осуществлении международной деятельности требуют создания федерального института развития российского эксклава по аналогии с Дальним Востоком России. В его ведении должны находиться вопросы устойчивого функционирования и развития эксклава, предусмотрена экспертиза федеральных проектов и решений применительно к условиям эксклавности. Во-вторых, необходимо обеспечить поддержку населения эксклава при наблюдаемом ухудшении условий жизни в сравнении со среднероссийский уровнем. В качестве компенсационного механизма может быть предусмотрено субсидирование населения через установление эксклавной надбавки, а также районного коэффициента по причине имеющегося разрыва между западом и востоком области с точки зрения их хозяйственного освоения. В-третьих, несмотря на достаточные энергетические мощности в регионе, поставка топлива осуществляется из-за его пределов, что неизбежно ведет к росту внутренних цен на топливо и энергию. Необходимо рассмотреть возможность снижения тарифов для бизнеса и населения (электроэнергия, тепло и пар, водоснабжение и др.), в том числе за счет дотирования внутренних цен.

На уровне региона снижение влияния эксклавности для обеспечения экономической безопасности региона связано со следующими мерами:

- разработка региональной нормативно-правовой базы по экономической безопасности эксклава (предусматривает предварительное закрепление на федеральном уровне российского эксклава как отдельного (уникального) региона), в том числе предусмотреть формирование неснижаемого и оперативного запасов продукции;

- разработка и реализация программы обеспечения экономической безопасности эксклава по ее компонентам (видам), что потребует изменения принципов федеральной поддержки региона;

- формирование интегратора в части предоставления мер государственной поддержки бизнесу и населению (гранты, микро-займы, субсидии, консультационные услуги, обучение, сервисы и др.) и их распределение по категориям получателей;

- для новых и перспективных проектов и производств требуется установить четкие критерии и виды государственной поддержки, учитывая возникновение ограничений и дополнительных рисков в экономической деятельности (кадры (подготовка, привлечение или переток), машины и оборудование и др. (отечественное или импортное), технологии (критические или некритические), земля (экологическая емкость), рынок (региональный, национальный, внешний), локализация (запад или восток), интегративный потенциал (внутри и за пределами региона));

- реализация принципов селекции миграционного потока [4] из регионов России (перераспределение действующих мер поддержки в направлении обеспечения переезда специалистов востребованных профессий, подготовка которых не ведется в регионе или представлена в ограниченном объеме).

II. Формирование новой модели экономики

В целях обеспечения экономической безопасности российского эксклава при формировании новой модели экономики основной траекторией изменений должно стать включение Калининградской области в межрегиональные хозяйственные связи, использование собственных ресурсов и постепенное увеличение регионального потенциала (производственного, трудового, научно-технологического и др.). Особое внимание в обеспечении экономической безопасности, на наш взгляд, должно уделяться производствам и видам экономической деятельности, составляющим традиционные направления хозяйственной специализации региона: добыча и переработка рыбы (в т. ч. аквакультура), агропромышленный комплекс, судостроение и судоремонт, круглогодичные санаторно-курортный и лечебно-оздоровительный туризм, реабилитация, а также добыча и переработка янтаря. Ключевыми задачами при формирования новой модели экономики являются:

- реструктуризация экономики — выделение ключевых производств, сервисов и услуг в обеспечении экономической безопасности эксклава (достижение баланса внутреннего производства и потребления эксклава);

- анализ потребности расширения границ экономической безопасности эксклава по ее отдельным компонентам (видам), например, транспортная, производственная, финансовая и др.;

- комплексная оценка потенциала региональных производств с позиции их сохранения, трансформации и расширения (новые, растущие, перспективные и демонстрирующие спад производства);

- развитие пространственно-распределенных форм организации производств (регионы СЗФО и в целом РФ) — судостроение и судоремонт, машиностроение, АПК, производство мебели, туризм и рекреация, ИКТ-индустрия, здравоохранение, культура, спорт и др.;

- увеличение присутствия в ключевых сферах эксклавной экономики российских компаний с государственным участием;

- расширение межрегиональных связей на основе переориентации существующих производств с импорта и развитие новых производств, ориентированных на внутренний национальный, а не внешний рынок.

III. Реализация геостратегической роли эксклава с учетом усиления его военно-политической функции. Во-первых, необходимо пересмотреть роль и место российского эксклава среди геостратегических территорий России как отдельного (уникального) региона. Это потребует внесения изменений в федеральное и региональное законодательство, в том числе Стратегию пространственного развития России. Во-вторых, развитие военной инфраструктуры и наращивание сил и средств стран НАТО (прежде всего США и Германии) в приграничных с эксклавом регионах Польши и Литвы в качестве ответной меры требует увеличения военной группировки РФ в Калининградской области. В-третьих, что следует из предыдущего утверждения, усиление военно-политической роли российского эксклава представляет один из возможных сценариев его развития в будущем:

1) поступление дополнительных инвестиций и создание новых рабочих мест за счет строительства необходимой военной инфраструктуры и социальных объектов для военнослужащих и членов их семей;

2) сокращение внутри-региональных диспропорций на уровне муниципальных образований, в том числе по направлениям «город-село» и «запад-восток»;

3) расширение внутреннего рынка, рост обрабатывающих производств, прежде всего пищевых продуктов, что стимулирует развитие сельского хозяйства в направлении продовольственного самообеспечения.

Экономическая безопасность российского эксклава — объективная потребность, а не очередной сценарий развития региона в меняющемся контуре миропорядка. Поэтому требуется разработка и реализация системной региональной политики на государственной уровне, – как в отношении российского эксклава, так и обеспечения его экономической безопасности.

Заключение

Изучение фактора эксклавности в обеспечении экономической безопасности Калининградской области позволило сделать ряд выводов в соответствии с поставленными в работе задачами:

1. Пространственные особенности обеспечения экономической безопасности эксклава определяются влиянием фактора приграничности и фактора эксклавности. Их соотношение и роль меняется в конкретных пространственно-временных границах, определяемых преимущественно геополитическими и геоэкономическими условиями. В относительно благоприятных условиях ведущую роль приобретает фактор приграничности — регион выполняет интегративные и абсорбционные роли в национальных интересах. В обратной ситуации усиливается влияние эксклавности и регион ориентируется на расширение межрегиональной и функциональной роли.

2. Присущие всем регионам России пространственные особенности, в том числе эксклаву, предлагается в экономической безопасности рассматривать через формирование региональных (стратегических) приоритетов, которые позволяют закрепить роль региона и его функции в обеспечении национальных интересов страны. Региональные (стратегические) приоритеты соответствуют стратегическим национальных приоритетам страны в границах экономической безопасности региона, отражая ее компонентную (видовую) структуру, направления формируемой защищенности от вызовов и угроз.

3. Фактор эксклавности в экономической безопасности проявляется в первую очередь в преодолении экономических издержек эксклавного положения региона: малый размер (ресурсы и потенциал), периферийность (удаленность), изолированность (отделенность), уязвимость экономики (хрупкость), открытость (против закрытости). На примере российского эксклава показана связь эксклавности с характеристиками экономической безопасности. Категорией (предметом) экономической безопасности выступают вызовы и угрозы, риски и опасности, обусловленные пространственными особенностями региона. Конечным состоянием (целью) обеспечения экономической безопасности эксклава выступают самодостаточность и самообеспеченность (по отдельным видам продукции), сбалансированность и пропорциональность, устойчивость (стабильность) и защищенность, что обусловлено в первую очередь такими его атрибутами, как отделенность и удаленность. Конкретными средствами и механизмами обеспечения экономической безопасности эксклава выступают баланс (интересов) и специальные экономические режимы, в том числе преференциальные, для предупреждения и нейтрализации угроз.

4. Эксклавность региона в условиях его открытости создает возможности для реализации интегративной и абсорбционной функции в национальных интересах. Причем последняя связана со способностью использования технологий и ассимиляции новых знаний, их последующей коммерциализации и воплощения в новых продуктах, услугах, сервисах и др. Эксклавная Калининградская область с 1990-х гг. успешно выполняла интегративную функцию, но практически полностью игнорировалась абсорбционная функция. Открытость региона сводилась к росту транзита, импорта товаров, сырья, оборудования, развитию простых производств с низкой добавленной стоимостью на основе импортных комплектующих для поставок продукции в материковую часть страны.

5. Невысокая производительность труда, относительно простые производства, зависимость экономики от импорта при недостаточном научно-технологическом уровне и инновационной активности в отсутствии системной политики обеспечения экономической безопасности стали причинами сложной экономической ситуации в эксклаве после 2022 г. Решение задач жизнеообеспечения российского эксклава, достижение его устойчивости и последующего развития неразрывно связано с вопросами экономической безопасности. Региональные (стратегические) приоритеты российского эксклава должны быть основаны на преодолении влияния эксклавности, формировании новой модели экономики и реализации его геостратегической роли как отдельного (уникального) региона России. Результаты исследования в части формирования региональных (стратегических) приоритетов требуют обсуждения и дальнейшей разработки на уровне конкретных предложений на федеральном и региональном уровнях, учитывая потребность масштабирования вопросов обеспечения экономической безопасности российского эксклава.

[1] Прим. авт.: здесь мы не рассматриваем положение регионов России, приближенных к линии боевого соприкосновения, в ходе проведения СВО на Украине.

[2] Де-юре в РФ было четыре эксклава, включая деревню Дубки в Псковской области и пос. Медвежье-Саньково в Брянской области, кроме Калининградской области и Республики Крым.

[3] После вхождения Донецкой, Запорожской и Херсонской областей в РФ на правах ее субъектов Республика Крым больше не относится к эксклавам по причине наличия сухопутных и морских границ с остальной территорией страны.

[4] Прим. авт.: несмотря на снижение после 2022 г. миграционного сальдо с регионами России, Калининградская область входит в десятку регионов-лидеров РФ по относительным показателям сальдо миграции. После рекордного роста в 2021 г. (9,9 тыс. чел.) миграционного сальдо и по итогам 2023 г. составило только около 4 тыс. чел. [22].


Страница обновлена: 18.11.2024 в 10:10:25