Лучшие практики реализации кросс-инновационных проектов в сфере творческих индустрий: текущие тенденции и вызовы

Казакова М.В.1,2,3
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Москва
2 Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара), Россия, Москва
3 АНО «Большая российская энциклопедия», Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 8 (Август 2022)

Цитировать:
Казакова М.В. Лучшие практики реализации кросс-инновационных проектов в сфере творческих индустрий: текущие тенденции и вызовы // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 8. – С. 3063-3086. – doi: 10.18334/ce.16.8.115064.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49397062
Цитирований: 2 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
Ключевой характеристикой постиндустриальной фазы развития мировой экономики является взрывной рост сектора творческих, или креативных индустрий, в котором добавленная стоимость продукта и рабочие места создаются за счет новаторской идеи, творческого потенциала и интеллектуальных способностей людей. Сегодня в Европе набирает обороты кросс-инновационное сотрудничество, предполагающее взаимодействие творческих индустрий с другими секторами экономики, которые не являются творческими в традиционном понимании. Подобные проекты постулируют междисциплинарность как способ борьбы с глобальными вызовами современности и предлагают для традиционных отраслей экономики творческие решения, основанные на нетрадиционном образе мышления работников сферы креативных индустрий, уникальных знаниях и передовых технологиях. В настоящей статье анализируется международный опыт развития кросс-инновационного сотрудничества, в частности, изучаются практические кейсы реализации кросс-инновационных проектов в странах-членах Партнерства Северного измерения. В заключении приводятся выводы.

Ключевые слова: креативная экономика, культурные и креативные индустрии, кросс-инновации, кросс-инновационные проекты, социально-экономическое развитие

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

В современном мире одним из ключевых факторов развития и источников инноваций, помимо информации и знаний, является креативность, другими словами, способность людей находить нестандартные, творческие способы достижения целей [1–5] (Khezmondalsh, 2014; Zelentsova, 2008); Mezh, Kiriya, 2019; Vasetskiy, Zuev, 2010; Kazakova, 2020).

Сегодня в Европе набирает обороты кросс-инновационное (межотраслевое, межсекторальное, междисциплинарное) сотрудничество, предполагающее взаимодействие творческих индустрий с другими секторами экономики, которые не являются творческими в традиционном понимании. Подобные проекты постулируют междисциплинарность как способ борьбы с глобальными вызовами современности. Кроме того, кросс-инновации генерируют оригинальные творческие решения для предприятий реального сектора, в основе которых лежат нетрадиционный образ мышления работников сферы креативных индустрий, уникальные ноу-хау, знания и передовые технологии. Наконец, проекты сотрудничества между творческим и реальным секторами экономики позволяют сделать новый шаг в рамках статистической оценки вклада творческих индустрий, в основе которой пока остается широкая система кодов ОКВЭД. В данном контексте влияние творческих индустрий уже выходит за пределы производимой ими добавленной стоимости и количества создаваемых рабочих мест. Другими словами, речь идет о смещении акцента с субъекта (производителя продукта) на производимый продукт и его ценность [6–9] (Gnedovskiy, 2005; Galkin, 2005; Lendri, 2011; Zelentsova, Gladkikh, 2021).

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующую авторскую версию определения кросс-инноваций: кросс-инновационным является сотрудничество, носящее межотраслевой или междисциплинарный характер, участниками которого являются креативные индустрии и компании иных сфер (например производственной, высокотехнологичной, автомобильной, медицинской) [10] (Kazakova, 2022).

Целью настоящей статьи является изучение международного опыта развития межотраслевого сотрудничества на основе обзора практических кейсов реализации кросс-инновационных проектов в странах – участницах Партнерства «Северного измерение». Подобный анализ позволит в дальнейшем систематизировать эффекты от кросс-инновационных проектов для общества и других секторов экономики и определить их роль в современном социально-экономическом развитии стран мира и России.

Опыт стран – членов Партнерства «Северное измерение» в реализации кросс-инновационных проектов

В настоящее время Партнерством Северного измерения в области культуры, которое призвано создать экосистему, благоприятствующую успешному функционированию культурных и творческих индустрий [11], реализуется проект «Межотраслевое сотрудничество и инновации в творческих и культурных отраслях – практика, возможности и политика в рамках Партнерства Северного измерения в области культуры» (Cross-sectoral cooperation and innovation within Creative and Cultural Industries – practices, opportunities and policies within the area of the Northern Dimension Partnership on Culture, далее – проект «Межотраслевое сотрудничество и инновации…»). Ядро этого проекта составляет картирование, предназначенное для определения степени межотраслевого сотрудничества и инноваций, которые в настоящее время имеют место между культурными и творческими индустриями, а также другими социальными и экономическими секторами в странах «Северного измерения» [12].

Проект выделяет три приоритетные сферы, на которые межотраслевые инновационные инициативы оказывают свое влияние [12–15] (Koleva, 2021; Koleva, 2020):

- инновации в традиционных отраслях;

- возможности взаимодействия между профессионалами/организациями культурных и творческих индустрий и других секторов;

- инновации, связанные с повесткой well-being.

Очевидно, что инициативы в каждой из областей сталкиваются с конкретными проблемами, и эффекты, производимые этими инициативами, однозначно определяют их значимость в будущем.

Инновации в традиционных отраслях

Говоря об инновациях, которые могут быть результатом реализации проектов сотрудничества креативных и «некреативных» индустрий, необходимо понимать, что кросс-инновационное взаимодействие создает контекст, который меняет способ работы предприятий «традиционных» секторов экономики и может повлиять на аналогичные организации и связанных с ними стейкхолдеров.

В этой крупнейшей группе проектом «Межотраслевое сотрудничество и инновации…» было изучено 46 кейсов (составляющих 38% от общего числа рассмотренных кейсов), когда кросс-инновационное сотрудничество получило наибольшую государственную поддержку, они оказывают широкомасштабное воздействие на экономику и общество на региональном уровне. Самый крупный из всех 121 кейса сегмент ставит своей целью генерирование инноваций для (традиционных) отраслей экономики и расширение возможностей межотраслевого сотрудничества.

Все отрасли внедряют инновации, и все компании, а также социальные инициативы ищут новые решения для создания продуктов или услуг, конкурентоспособных на рынке и соответствующих новым потребностям, таким как зеленая экономика и устойчивое развитие. Поэтому неудивительно, что инновации, связанные с компетенциями в области дизайна, архитектуры, музыки или, в широком смысле, навыками/компетенциями в творческих индустриях, внедряются во все отрасли.

Дизайн-мышление, дизайн услуг и новые экологические принципы циклической экономики занимают видное место среди примеров инновационной деятельности в традиционных отраслях. Большое количество других кейсов представляет собой крупномасштабные инициативы с участием одного или нескольких партнеров по «Северному измерению», поддерживаемые фондами ЕС и примечательные тем, что напрямую внедряют инновации в цепочку создания (добавленной) стоимости.

Множество этих случаев демонстрирует высокий уровень осведомленности в странах «Северного измерения» о том, что традиционные отрасли могут создавать инновации посредством межотраслевого сотрудничества. Каждая из инициатив притягивает большое число организаций и вовлекает местную экосистему и стейкходеров, ответственных за принятие политических решений.

16 из 46 примеров внедрения инноваций в традиционные методы работы представляют собой частные и независимые инициативы, успешно развивающиеся благодаря универсальному межотраслевому подходу к бизнес-модели.

Очевидным фактом является то, что художники, дизайнеры, архитекторы и, в более общем смысле, представители сектора культурных и креативных индустрий (далее – CCI, от англ. cultural and creative industries) играют жизненно важную роль в инициировании проектов в традиционных отраслях.

Еще одна особенность инициатив, направленных на внедрение инноваций в традиционные отрасли, – важность, придаваемая работе в области материального и нематериального наследия. Общая цель этой работы – сохранение традиционных знаний и культуры, а также разработка новых услуг и возможностей для бизнеса. Стремление Партнерства «Северное измерение» к устойчивому развитию не является чем-то новым для специалистов в этой области, и европейские партнеры, в частности в Финляндии, Норвегии и Исландии, находят подходящую основу для сотрудничества.

Не менее важно то, что деятельность, связанная с инновациями в традиционных отраслях, часто фокусируется на образовании, обучении и продвижении инновационных компетенций и осведомленности, обращаясь к профессионалам и организациям из сектора культурных и творческих индустрий.

Обучение микропредприятий и МСП и диалог с политическими стейкхолдерами по вопросам новых концепций и новых промышленных тенденций характерны для всех описанных далее примеров международных инициатив, поддерживаемых европейским финансированием. Кроме того, внутри инициатив по инновациям в традиционных отраслях есть понимание ценности премий, способствующих повышению осведомленности различных поколений и групп населения об этих инициативах.

Обратимся к наиболее ярким и успешным примерам межотраслевого сотрудничества, приводящего к появлению инноваций в бизнес-процессах предприятий традиционных отраслей экономики.

1. Фабрика изобретений PROTO (The PROTO invention factory) из Эстонии: крупный центр виртуальной реальности, расположенный на отремонтированном заводе в морском квартале Noblesser в Таллине.

Фабрика изобретений PROTO [16], открытая в октябре 2019 г., представляет собой масштабный центр виртуальной реальности, расположенный на отремонтированном заводе в морском квартале Дворян (Noblesser sea quarter) в Таллине. Культурное предложение (cultural offer) PROTO фокусируется на разнообразных изобретениях и научных открытиях, а ее уникальное преимущество заключается в том, что все экспонаты являются прототипами. Идея данной инициативы – обеспечение уникального места встречи людей, посвященного одному из главных изобретений XVIII в. – подводной лодке, но с помощью высокотехнологичных семейных развлечений и образовательных мероприятий в виртуальной реальности. Фабрика изобретений PROTO была сконструирована ее нынешним владельцем, компанией BLRT Grupp с целью предоставить местным жителям и туристам доступ к побережью и к рекреационным мероприятиям.

Пространство PROTO объединяет индустриальное наследие и образовательные программы для семей и туристов, посвященные технологиям, развлечениям и геймификации. Кроме того, деятельность Фабрики направлена на укрепление и продвижение местных исторических связей между подводной лодкой и окрестностями города. Посетители PROTO могут в игровой форме взаимодействовать с прототипами с помощью технологии виртуальной реальности, что выгодно отличает Фабрику изобретений от научных музеев и технопарков. Эти мероприятия позволяют каждому посетителю сделать хотя бы одно личное «открытие», связанное с отраслями прошлого и технологиями будущего.

Услуги PROTO включают мероприятия, ориентированные на детскую аудиторию, такие как летние лагеря, научно-популярные театральные представления и образовательные программы. Прибыль, полученная от основного культурного предложения центра, является только частью потока доходов, поскольку PROTO Invention Factory также управляет и сдает в аренду помещения для проведения мероприятий, а также предоставляет свои собственные помещения и услуги общественного питания.

Период пандемии коронавируса 2020 г. сильно ударил по PROTO в эмоциональном и финансовом плане. Начиная с июня посещаемость Фабрики изобретений была довольно высокой: около 30% посетителей из Финляндии и 10% из Латвии. Однако несмотря на возобновление интереса к культурным мероприятиям, семинары, конференции, концерты и мероприятия, забронированные на несколько месяцев вперед, рискуют быть отмененными из-за введения очередных мер борьбы с пандемией COVID-19. В этих условиях были усилены связи PROTO с компанией по аренде оборудования и организации мероприятий. Это позволило центру перейти к предложению услуг виртуальных мероприятий, включая проведение международных конференций.

Кроме того, PROTO заботится о получении нужного уровня коммуникационной и маркетинговой поддержки, а также о том, чтобы интересные материалы на выставке об истории изобретений, таких как подводная лодка и воздушный шар, не остались незамеченными, поскольку посетители могут уделять больше внимания самой технологии VR. Решение этих вопросов возможно через поддержку межотраслевых инновационных программ для улучшения качества услуг, а также максимального использования преимуществ частной собственности для быстрого принятия решений в отношении внедрения новых программ и услуг. Кроме того, агентством Motor было спроектировано выставочное пространство, которое остается жизненно важным с точки зрения развития центра.

Фабрика изобретений PROTO представляет собой хороший пример того, как инновационная деятельность может использоваться для разработки образовательных программ, новых экспонатов и совместных международных выставок. Идея создания передвижной выставки, а также партнерства в области технологий / международных партнерств реализуется в тесном сотрудничестве PROTO с Motor. Важно также подчеркнуть, что пространство Фабрики изобретений предлагает очень интересные решения для связи изобретений прошлого с изобретениями сегодняшнего дня. В будущем центр планирует сосредоточиться на расширении деятельности и создании регионального партнерства с европейскими странами.

2. EcoDesign Circle (4.0).

Проект EcoDesign Circle (4.0) – преемник EcoDesign Circle, проекта региона Балтийского моря, который реализовывался в период с 2016 по 2019 г. Итогом десятилетия успешного продвижения экологического дизайна ведущим партнером проекта, Немецким агентством по окружающей среде и Международным центром дизайна в Берлине, стало его развитие и расширение с привлечением партнеров в Эстонии, Финляндии, Германии, Литве, Польше, России и Швеции. Идея инициативы возникла из повышенного интереса профессионалов, специализирующихся на вопросах окружающей среды и вопросах дизайна, а также желания партнеров двигаться дальше [17–19].

Цель проекта заключается в увеличении потенциала дизайнерских центров, специалистов-проектировщиков и предприятий в области экодизайна и обеспечения передовых инноваций. Кроме того, проект стремится свести и консолидировать экспертное сообщество из университетов и консалтинговых компаний, работающих в сферах экономики замкнутого цикла, устойчивого развития и индустрии дизайна.

Российским партнером Medina Art был организован совместный тренинг для экспертов EcoDesign Learning Factory. ООО «Первая мебельная фабрика» (Санкт-Петербург) занимается разработкой новых продуктов и предложений услуг на основе технологий EcoDesign Audit и EcoDesign Sprint. В рамках проекта был проведен обзор действующих в Российской Федерации законодательных актов и мер поддержки в области устойчивого развития и экономики замкнутого цикла.

По мере разработки и апробации инструментов EcoDesign Audit & Sprint росли возможности использования инструментов для создания инновационных продуктов и бизнес-моделей замкнутого цикла, а также воплощения проектными центрами ноу-хау ученых-экологов в бизнесе.

Первоочередным вызовом проекта, безусловно, стала деятельность в контексте пандемии COVID-19. В рамках межрегионального проекта также существовали языковые барьеры в процессах обучения и передачи знаний. Кроме того, затруднения вызывают относительно низкий уровень осведомленности предприятий о важности, актуальности и преимуществах экологического дизайна и подходов к экономике замкнутого цикла.

В качестве ответа на вышеперечисленные вызовы:

- проект поощряет междисциплинарное сотрудничество для решения проблем с разных точек зрения, что ведет к более надежным результатам;

- разрабатывается продуманная маркетинговая и коммуникационная стратегия;

- создаются сетевые структуры, на которые может опираться деятельность проекта, ведется поиск единомышленников для дальнейшей поддержки, развития и распространения результатов;

- проводится мониторинг и оценка, составляются контрольные списки и индикаторы для понимания воздействия с самого начала;

- осуществляется поиск поддержки для деятельности, приносящей ощутимые результаты в местном контексте;

- по возможности организуются встречи с физическим присутствием, что способствует установлению доверия и взаимопонимания в начале проекта.

Одним из результатов проекта EcoDesign Circle (4.0) стало создание сети дизайнерских центров, на площадках которых осуществляется взаимодействие между дизайном и бизнесом, университетами, исследовательскими центрами, государственными агентствами, консалтинговыми агентствами и НКО. Междисциплинарное сотрудничество, практикуемое в EcoDesign Learning Factory, было протестировано в четырех странах. К маю 2020 г. 131 МСП получили поддержку для усиления их потенциала в областях принципов и применения экодизайна. Благодаря деятельности проекта были разработаны новые продукты и услуги (прототипы) в таких отраслях, как строительство, упаковка и производство мебели, продуктов питания, одежды, туристического снаряжения.

В рамках проекта были обучены эксперты и налажены связи с другими инициативами и участниками в регионе. Сегодня продукция, разработанная в ходе реализации пилотного проекта, имеет значительный экспортный потенциал. Шведский центр дизайна SVID доработал существующий веб-портал до настоящего руководства по устойчивому развитию, которое предоставляет источник вдохновения, методы и поддержку в области экодизайна, столь актуальные для дизайнеров и МСП.

В будущем участники проекта ожидают, что:

- преподавание дисциплины «Экодизайн / циклический дизайн» станет стандартной практикой в школах дизайна;

- вырастут осведомленность потребителей и спрос на циклические услуги;

- некоторые эффективные и прибыльные бизнес-модели станут использоваться в качестве примеров передовой практики;

- появится дизайн услуг, устанавливающих связь с цифровой инфраструктурой и онлайн-платформами;

- произойдет дальнейший рост числа экспертов и инструкторов с двойными знаниями – как в области дизайна, так и в сфере экономики замкнутого цикла.

В целом с точки зрения перспективы ключевым наследием многих инициатив, порождающих инновации в традиционных отраслях экономики, являются обучение последующих поколений, образовательные онлайн-платформы и связанные с ними базы данных.

Возможности взаимодействия между профессионалами/организациями культурных и творческих индустрий и других секторов

Кросс-инновационные инициативы в данном сегменте направлены на установление сотрудничества между представителями сектора культурных и творческих индустрий и других отраслей экономики, продуктом которого являются инновации, решающие уникальную бизнес-проблему.

В рамках этой группы проектом «Межотраслевое сотрудничество и инновации…» было проанализировано 43 инициативы (или 35% от общего числа изученных кейсов). Чуть более половины из них (точнее – 22 кейса) являются инкубаторами CCI, хабами (лабораториями) или платформами с участием многих заинтересованных сторон. Во всех странах «Северного измерения» местный контекст определяет готовность участников CCI пересекать отраслевые границы в своей инновационной деятельности. Некоторые инновационные платформы CCI имеют уже многолетний опыт прокладывания пути для этого «нового» межотраслевого инновационного пространства.

В странах, где поддержка в рамках государственной политики или программ не ориентирована на межотраслевые инновации, задача налаживания взаимодействия между различными дисциплинами и секторами решается независимыми/частными инициативами.

Центры, коворкинги или лаборатории, организованные представителями артистического сообщества, а также фестивали характеризуются интенсивностью обмена знаниями между регионами и ставят акцент на обмене опытом в области инноваций между секторами. Различные инициативы подчеркивают важность долгосрочной поддержки (от грантов на несколько лет до постоянной поддержки), поскольку они направлены на расширение сотрудничества между секторами, а также на интеграцию мероприятий по обмену знаниями между странами.

Кроме того, широко распространена интеграция кросс-инновационного взаимодействия в качестве приоритета в существующие межотраслевые форумы, где в качестве партнеров принимают участие академические учреждения или исследовательские центры.

Ниже проанализированы одни из наиболее интересных примеров кросс-инновационных проектов, создающих возможности для продуктивного сотрудничества между CCI и другими отраслями экономики.

1. Центр науки и искусства Brewery (The Science and Art Centre Brewery) из Латвии.

Центр науки и искусства Brewery [20] в Цесисе (Латвия) был разработан Институтом экологических решений (The Institute for Environmental Solutions, IES), который владеет и управляет Brewery с 2013 г. В качестве международной научно-исследовательской и инновационной организации IES стремится предлагать решения сложных экологических проблем, основанные на инновационных технологиях, с привлечением множества стейкхолдеров. Основное внимание уделяется интеллектуальным технологиям, экологическим данным, данным о людях и исследованиям территорий.

Главной особенностью межотраслевого взаимодействия творческих профессионалов стало открытие возможности использования художниками визуальных инструментов, выдвигавших на первый план научные и исследовательские вопросы в научных данных, которые не были видны при использовании научных подходов к решению экологических проблем. Теперь команда проекта охватывает также художественные, социальные, культурные, философские знания и проводит тесты с помощью хакатонов и прототипирования.

Центр науки и искусства развивался как площадка для инициирования, тестирования новых подходов и новых партнерских отношений. Приоритетами его деятельности являются защита естественных пастбищ и внедрение новых подходов к управлению, например управление на основе общин (commons-based governing). Другие вопросы касаются экологически ответственного сельского хозяйства. IES участвует в крупномасштабных проектах в рамках программы EU LIFE, направленной на решение проблем изменения климата и окружающей среды.

Местная экосистема Центра достаточно сильна, и здесь пересекаются разнообразные сферы, к примеру, биоэкономика, производство продуктов питания, сельское хозяйство, культура, искусство и фестивали демократии, а также данные и новые технологии. IES активно вовлекает общественность в организацию международных выставок, семинаров и конференций, специализированных семинаров для ключевых стейкхолдеров.

Основная задача при реализации Центром межотраслевых инициатив состояла в поиске методов и тактики коммуникации, позволяющей ученым, художникам, профессионалам и новаторам прислушиваться друг к другу, действительно работать вместе и достигать устойчивых результатов. Принципиальную роль при этом должно было играть взаимоуважение среди профессионалов из разных отраслей: не только среди художников и ученых, но и среди представителей таких научных дисциплин, как химия или анализ данных.

Основной извлеченный урок заключался в понимании значимости подготовительного этапа, позволяющего профессионалам познакомиться друг с другом, прежде чем приступить к работе. Наглядным примером в рассматриваемом случае является вовлечение тренера по дизайнерскому мышлению в решение проблемы местного муниципалитета в отношении древнего берега реки, который необходимо было интегрировать в туристический маршрут. В состав команды входили специалист по данным инновационного туризма, художники-оформители и художники-пейзажисты.

В процессе реализации проекта появляются новые и новаторские типы партнерства, новые сервисные/производственные ниши, новые компетенции команды, новые проекты и методологии.

В будущем Brewery планирует стать международным центром передового опыта, где наука, искусство и инженерия могут быть объединены для решения экологических проблем.

2. Creve из Финляндии.

Creve (CreativeVenture) – это виртуальные бизнес-услуги для CCI и обучающая среда для предпринимательства. Миссия инициативы Creve, разработанная и управляемая Университетом прикладных наук Хумак, заключается в расширении сотрудничества B2B (business to business) [21].

Идея Creve состоит в формировании многопрофильных команд, что позволяет применять творческие компетенции как в традиционных секторах экономики, так и в сфере услуг.

Инновации и ноу-хау проекта:

- новая концепция вечеринок Virtual PUB;

- специальное приложение и онлайн-платформа для виртуального сотрудничества в целях оказания услуг по развитию творческих навыков в виртуальной среде;

- модель сотрудничества / сетей общенациональных организаций и услуг CCI, связанных также с международными сетями CCI;

- новые виртуальные бизнес-услуги CCI, такие как коллегиальное («равный равному») руководство (peer-to-peer guidance);

- концепции и инструменты для измерения и оценки потенциала предпринимательства, бизнес-плана и продуктов;

- инновационные концепции для хабов – пример лагеря creative survivor camp для предпринимателей;

- материалы, инструменты, видео и сообщества для предпринимателей.

Основные задачи Creve включают:

- поиск и утверждение подходящего способа межсекторального сотрудничества – для обеспечения устойчивости;

- получение постоянного финансирования и вовлечение ведущих организаций/поставщиков с сильной стратегией – для построения эффективной и непрерывной сети, реализации сотрудничества и оказания услуг.

Для этого в 2018 г. компания Creve начала предлагать услуги по развитию творческих компетенций в виртуальной области, используя специальное приложение и онлайн-платформу для управления пространствами для виртуального сотрудничества. В 2020 г. пилотная программа акселератора бизнес-компетенций была реализована благодаря стратегическому дизайну в сотрудничестве с Design Forum Finland.

Междисциплинарный подход в данном случае заключается в объединении профессионалов из разных областей с общей целью найти решения для реальных бизнес-кейсов через сотрудничество и совместное творчество. Это подразумевает включение стратегической проектной компании в каждую команду, отвечающую за один из пяти контактных дней.

Благодаря платформе Creve новые предприятия сектора CCI получают более глубокое понимание принципов работы, коммуникации и развития предприятий традиционных отраслей экономики. В свою очередь, компании из других секторов могут повысить свою творческую компетентность и усилить понимание способов прогнозирования и планирования роста бизнеса за счет творчества на стратегическом и на оперативном уровнях.

Использование виртуальных технологий привело к росту числа пользователей, активно работающих в сети, с 650 до 3 тыс. в год.

Сегодня Creve – это мощная общенациональная сеть и надежная платформа знаний, созданная за десять лет совместной деятельности с другими университетами, государственными органами и предприятиями сферы CCI, в основном с МСП. В проекте участвуют 7 партнеров – университеты и операторы CCI по всей Финляндии. Creve интенсивно работает с финскими организациями CCI, такими как Music Finland, Design Forum Finland, и организациями, финансирующими CCI.

В дальнейшем Creve планирует продолжить работу после завершения проекта Creve 2.0 для создания более прочной сети и установления сотрудничества с финскими и международными организациями/поставщиками услуг для CCI. При этом основное внимание будет уделяться улучшению навыков обучения, виртуальной среде обучения, услугам «равный равному», сетям поставщиков, сообществам и обмену компетенциями между предпринимателями, бизнес-консультантами и лекторами в сфере CCI.

В перспективе эти и другие инициативы в данном сегменте будут иметь большое значение с точки зрения генерирования инноваций в цепочке создания стоимости, разработки новых мер политики, создания виртуальных платформ для взаимодействия, а также масштабирования инициатив.

Инновации, связанные с повесткой well-being

В рамках этого направления появляются новые виды бизнеса и услуг, которые выходят за рамки компетенций культурных и творческих индустрий и вписываются в повестку достижения общего благополучия (well-being), столь актуальную в современное время.

Проектом «Межотраслевое сотрудничество и инновации…» всего было рассмотрено 32 кейса (или 26% от общего числа кейсов), предлагающих инновационные решения, вписывающиеся в повестку well-being.

В первую очередь необходимо подчеркнуть, что не только концепции, но и практики, связывающие благополучие и инновации, многогранны. Они касаются как индивидуального и общественного благополучия (например, здоровье, уязвимые группы населения, общественные пространства), так и деловой практики, связанной с циклической, устойчивой и зеленой экономикой, которая напрямую затрагивает потребителей и общественность. Повестка постпандемического восстановления стран только усиливает внимание к вопросу достижения общего благополучия, что уже заметно в странах – партнерах «Северного измерения».

Все кросс-инновационные инициативы, решающие вопросы, связанные с well-being, характеризуются активным вовлечением артистов, художников, дизайнеров и архитекторов в проекты. Это обуславливает внедрение инновационных практик в процесс обучения, реализуемое академическими учреждениями «Северного измерения», поскольку существующие программы арт-терапии не нацелены на обездоленные и уязвимые группы населения в целях обеспечения благополучия, расширения прав и возможностей и социальной интеграции.

Устойчивое развитие, борьба с изменением климата, баланс городского и сельского развития и охрана наследия входят в число приоритетных направлений повестки общего благополучия, реализуемых в ряде кейсов. Эти проекты применяют межсекторальный подход к привлечению местных акторов всех типов новаторскими способами на благо общества и экономики.

Есть также предприятия, которые заботятся о благополучии. В центре внимания ряда кейсов находится связь музыки и театрального искусства с общим благополучием.

Далее представлены кейсы, иллюстрирующие успешное внедрение кросс-инноваций в процесс достижения общего благополучия.

1. Премия «Golden Cubes» и приложение Onstage из Польши.

Данные польские проекты ориентированы на потребности аудитории и общественности, они используют творческие и инновационные способы их удовлетворения. Премия «Golden Cubes» [22] и приложение Onstage [23] возглавляются профессионалами в области искусства, которые проявили инициативу и воплотили творческие идеи в жизнь. Премия «Golden Cubes» способствует ознакомлению детей с городским наследием и архитектурой в целом. Приложение Onstage предназначено для того, чтобы зрители могли больше посещать и/или участвовать в прослушивании классической музыки – это первое приложение для организаторов концертов классической музыки.

Премия «Golden Cubes» присуждается Международным союзом архитекторов с 2011 г. за самые выдающиеся проекты в области образования в сфере искусственной среды; конкурс проводится с периодичностью раз в три года. Цель конкурса – поощрение и поддержка тех, кто закладывает основы для понимания архитектурных процессов и создания искусственной среды, популяризирует архитектурную культуру и работает с детьми и подростками для достижения ими понимания процесса формирования их ближайшего окружения. Программа «Архитектура и работа с детьми» организует премии от имени Международного союза архитекторов и его членских организаций.

Приложение Onstage разработано с целью повышения эффективности деятельности в области продаж и маркетинга, а также улучшения впечатления аудитории. Это инструмент для полноценного маркетинга и продажи билетов, предлагающий мгновенную информацию о предстоящих мероприятиях.

Одна из новых инициатив Golden Cubes Awards – образовательная онлайн-платформа в сфере разработки ADE (Architektura dla edukacji) – «Архитектура для образования». Платформа создает открытое пространство для обмена опытом и приобретения компетенций посредством электронного обучения, создания сетей, обмена знаниями и рекламы, короткометражных фильмов, упражнений и образовательных игр для детей и педагогов.

Golden Cubes Awards исследует способы развития сотрудничества между архитекторами, учителями и педагогами; объединяет ресурсы (знания, идеи и инструменты), которые могут способствовать обучению подрастающего поколения. Эта премия дает возможность привлечь внимание к активным педагогам, которые способствуют более глубокому пониманию важности архитектуры среди молодежи.

Приложение Onstage транслирует видео со сцены, снятое четырьмя камерами, позволяя, таким образом, зрителям видеть, что происходит на сцене в режиме реального времени, без задержки звука, характерной для проектов с большим экраном. С помощью этого приложения зрители также могут видеть интересные детали происходящего на сцене с экранов своих смартфонов. Onstage использует геолокацию и искусственный интеллект для перевода, предоставляя свежую информацию обо всех концертах и выступлениях в конкретном районе. При внесении изменений в программы мероприятий приложение обновляется автоматически.

Ключевым вызовом для Onstage App станет преодоление консервативного характера рынка государственных и частных учреждений в области классической музыки. Существуют также возрастные группы, с большей вероятностью слушающие классическую музыку, которые реже используют смартфоны, чем другие. В этой связи Onstage применяет новейшие цифровые технологии так, чтобы они были понятны для потенциальных потребителей и не отпугивали их. Услуги приложения бесплатны для его пользователей и основаны на модели B2B, доступной для крупных площадок.

В свою очередь, премия «Golden Cubes» стремится наилучшим образом выполнить основную миссию Национального института архитектуры и градостроительства по продвижению архитектурной и городской культуры и сохранению национального архитектурного наследия ХХ века. Для этого Golden Cubes Awards нацеливается на охват молодежи в рамках более общих мероприятий, включая исследования, документацию, популяризацию, выставки, образовательные кампании и публикации.

Приложение Onstage быстро стало популярным в Польше: так, в октябре 2020 г. оно охватило 500 концертов. На первую премию Golden Cubes Awards было подано 34 конкурсные работы, которые были использованы в качестве основы для создания карты учреждений, занимающихся архитектурным образованием. Таким образом, премия служит индикатором того, насколько увеличивается (и увеличивается ли) количество образовательных инициатив.

2. Проект Clowning Connects Us – ClowNexus.

ClowNexus предполагает трансграничное сотрудничество между восемью европейскими организациями клоунады в сфере здравоохранения (European Healthcare Clowning) из разных географических регионов. Проект способствует профессионализации культурного сектора ЕС и укрепляет межотраслевое сотрудничество. Другими словами, идея ClowNexus состоит в развитии трансграничного и межсекторального сотрудничества с целью объединения фокусов искусства, благополучия (well-being) и социальной интеграции. Текущий проект (длительностью с ноября 2020 г. до конца 2023 г.) возглавляет RED NOSES Clowndoctors International [24].

Ключевые цели проекта – улучшение доступа к интерактивным художественным представлениям для уязвимых групп общества и повышение общественного благосостояния в целом, включая опекунов и семей.

Clowning Connects Us финансируется программой ЕС «Creative Europe».

Инновации и ноу-хау:

‒ выработка методологий вовлечения аудитории, семей и социальных экспертов в процесс подготовки индивидуальных артистических выступлений;

‒ иллюстрация эффектов от недавно разработанных и внедренных инструментов мониторинга и оценки;

‒ привнесение вклада в повышение узнаваемости и осведомленности об искусстве для повышения уровня благополучия в Европе;

‒ завоевание признания со стороны лиц, ответственных за культурную и социальную политику, и рекомендация клоунады в сфере здравоохранения в качестве хорошей практики.

Основные задачи проекта заключаются в следующем. Во-первых, это поиск способов открыть радость от артистических представлений своей целевой аудитории, то есть группам, которые часто исключены из общества и испытывают трудности с доступом к этому удовольствию как часть широкой публики. Во-вторых, проект стремится добиться признания со стороны лиц, ответственных за культурную и социальную политику, которые впоследствии могли бы сослаться на результаты проекта, признав важность искусства с точки зрения содействия благополучию.

Для этого проект предусматривает показ специальных представлений, которые позволят целевой аудитории испытывать положительные эмоции от артистических выступлений.

Взаимодействие в рамках проекта ClowNexus должно оказать положительное влияние на социальную интеграцию целевых групп, объединяя аудиторию, членов семьи и опекунов в творческом процессе, а также на качество жизни, благополучие и психическое здоровье этих людей.

Как представляется, в будущем кросс-инновационные проекты, связанные с well-being, сыграют важную роль для здоровья населения, благополучия на индивидуальном и социальном уровнях и устойчивого развития стран.

Заключение

Изучение практического опыта реализации кросс-инновационных проектов позволяет с уверенностью заключить, что во всех 11 странах Партнерства «Северное измерение» присутствует высокая степень осведомленности об инновациях и существует множество инициатив на разных этапах развития, возглавляемых различными стейкхолдерами.

Совершенно очевидно, что источником ряда передовых межотраслевых инициатив являются страны, где инновационные проекты CCI имеют мощную поддержку со стороны государства; к таким странам относятся Финляндия, Швеция и Германия. В то же время данные свидетельствуют о том, что необходимо учитывать частные инвестиции, осуществляемые независимыми организациями, сообществами представителей творческих профессий или межсекторальными инициативами и предприятиями.

Компетенции и профессиональный вклад организаций сектора культурных и творческих индустрий важны во всех описанных выше областях межотраслевых инноваций. Существует также конкретное инновационное воздействие, которое определяет соответствующую межотраслевую сферу сотрудничества. Как уже отмечалось, в рамках направления «Возможности взаимодействия» для инноваций воздействие прочно связано с инновациями, решающими уникальную бизнес-проблему. Еще одна область касается контекста, который изменяет цепочку создания стоимости в сторону изменения принципов работы «традиционных» предприятий и может повлиять на аналогичные организации и соответствующие заинтересованные стороны (направление «Инновации в традиционных отраслях»). Что касается повестки well-being, то здесь влияние инноваций проявляется в запуске новых видов бизнеса и услуг, которые выходят за рамки компетенции CCI.

Все три области межотраслевого сотрудничества объединяются тем, что с точки зрения инноваций дихотомия старых и новых отраслей теряет свою актуальность. Процесс поиска жизнеспособных решений, которые служат экономическим целям (поставщики услуг или производители), или решений, адресованных сообществу (потребители, конечные пользователи, общественность), в контексте кросс-инновационных проектов имеет общие черты.

Межотраслевые инновационные инициативы в этих областях обычно являются результатом процесса сотрудничества через создание межотраслевой команды. Еще одна общая черта заключается в том, что подготовительный этап любого проекта на стыке творческих и нетворческих секторов экономики требует значительного внимания и ресурсов, которые имеют решающее значение для успеха любой кросс-инновационной инициативы.

Рассмотренные выше примеры кросс-инновационных инициатив представляют большую ценность с точки зрения исследования общих тенденций развития кросс-инновационного сотрудничества и его влияния на социально-экономическое развитие страны. Эти кейсы показательны тем, что каждый из них уникален по-своему, но при этом все они имеют общие характеристики, позволяющие сформулировать следующие основные выводы. Кросс-инновационные проекты способствуют появлению новых оригинальных экономических благ, которые производят не только субъекты CCI, но и другие экономические агенты, поскольку эти проекты формируют благоприятные условия для ведения бизнеса. При этом регионы и территории, которые служат пространством для разработки и развития кросс-инновационных проектов, привлекают инвестиции, рабочую силу и характеризуются более динамичным экономическим развитием. С учетом вышесказанного, культура в целом становится отдельным самовоспроизводящимся экономическим благом, а внедрение кросс-инноваций является одним из ключевых факторов ускорения темпов социально-экономического развития любой страны с целью выхода на более высокую траекторию долгосрочного экономического роста.


Источники:

1. Хезмондалш Д. Культурные индустрии = The Cultural Industries. - Москва: ГУ ВШЭ, 2014. – 456 c.
2. Зеленцова Е.В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта. / Диссертация на соискание ученой степени культурологии., 2008.
3. Мьеж Б., Кирия И.В. Креативные индустрии: в поисках стабильности концепта // Коммуникации. Медиа. Дизайн. – 2019. – № 3. – c. 22-37.
4. Васецкий А.А., Зуев С.Э. Культурные индустрии как значимый фактор политики // Власть. – 2010. – № 4. – c. 65-69.
5. Казакова М.В. Культурные и креативные индустрии: границы понятий // Креативная экономика. – 2020. – № 11. – c. 2875-2898.
6. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. – 2005. – № 4. – c. 168-169.
7. Галкин Д.В. Стратегии культурного развития городов: современные подходы // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2005. – № 8. – c. 41-57.
8. Лэндри Ч. Креативный город = The creative city. - Москва: Классика - XXI век, 2011. – 399 c.
9. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. - Москва: RUGRAM, 2021. – 209 c.
10. Казакова М.В. Методологические основы кросс-инновационных проектов в сфере творческих индустрий (Methodological Foundations of Cross-Innovation Projects in Creative Industries) // Ssrn. – 2022.
11. Официальный сайт партнерства «Northern Dimension Partnership on Culture». [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndpculture.org/home (дата обращения: 29.06.2021).
12. Направление поддержки межотраслевого сотрудничества в рамках программы «Creative Europe». [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/programmes/creative-europe/cross-sector (дата обращения: 30.06.2021).
13. Koleva P. Collaboration and Innovation in the Northern Dimension Countries. Study // Cross-sectoral cooperation and innovation within Creative and Cultural Industries – practices, opportunities and policies within the area of the Northern Dimension Partnership on Culture. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://ndpccrossinno.eu/wp-content/uploads/2021/02/Final-study_EN.pdf (дата обращения: 10.06.2021).
14. Koleva P. Cross-Sectoral Innovation Initiatives. Three Priority Areas in Northern European Countries. Cross-sectoral cooperation and innovation within Creative and Cultural Industries – practices, opportunities and policies within the area of the Northern Dimension Partnership on Culture. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndpculture.org/media/W1siZiIsIjIwMjEvMDEvMDcvOWgwOHY3cmtxeV9BTV9RdWFydGVybHlfRGVjZW1iZXIyMDIwX1BldHlhX2ZpbmFsLnBkZiJdXQ/AM_Quarterly_December2020_Petya_final.pdf?sha=7dc491a860773a17 (дата обращения: 10.06.2021).
15. Официальный сайт проекта “Cross-sectoral cooperation and innovation within Creative and Cultural Industries – practices, opportunities and policies within the area of the Northern Dimension Partnership on Culture” в рамках NDPC. [Электронный ресурс]. URL: ndpccrossinno.eu (дата обращения: 29.06.2021).
16. Официальный сайт The PROTO invention factory. [Электронный ресурс]. URL: https://prototehas.ee/en/home/ (дата обращения: 29.06.2021).
17. Официальный сайт проекта EcoDesign Circle. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ecodesigncircle.eu (дата обращения: 29.06.2021).
18. Официальная страница проекта EcoDesign Circle (4.0) в социальной сети Facebook. [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/groups/ecodesign4 (дата обращения: 29.06.2021).
19. Официальная страница проекта EcoDesign Circle (4.0) в социальной сети В Контакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/ecodesign4 (дата обращения: 29.06.2021).
20. Официальный сайт проекта The Science and Art Centre Brewery. [Электронный ресурс]. URL: https://www.videsinstituts.lv/en/cesis-brewery/cesis-brewery (дата обращения: 29.06.2021).
21. Официальный сайт проекта Creve. [Электронный ресурс]. URL: www.creve.fi/eng (дата обращения: 29.06.2021).
22. Официальный сайт Премии «Golden Cubes». [Электронный ресурс]. URL: http://przewodniki.niaiu.pl/en/__trashed/ (дата обращения: 29.06.2021).
23. Официальный сайт приложения Onstage. [Электронный ресурс]. URL: http://www.onstageapplication.com (дата обращения: 29.06.2021).
24. Официальный сайт RED NOSES Clowndoctors International. [Электронный ресурс]. URL: www.rednoses.eu (дата обращения: 29.06.2021).

Страница обновлена: 03.04.2024 в 21:47:24