«Кольчуга» конкурентоспособности субъекта бизнеса как инструмент управления изменениями в мобилизационной экономике
Щепакин М.Б.1, Ксензова Г.В.1
1 Кубанский государственный технологический университет, Россия, Краснодар
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50084849
Цитирований: 9 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Обозначены некоторые аспекты проблемных вопросов в развитии системообразующих сфер российской экономики, требующие своего принципиального решения в контексте инновационного обновления сфер критической инфраструктуры и активизации деловой активности человекоцентричного ресурса в производственно-промышленном секторе национального хозяйства. Обосновывается представление о конкурентоспособности субъекта бизнеса как о продукте его ответного отклика в различных составляющих деятельности на внешние угрозы и внутренние вызовы, способном воплотиться в образе многокомпонентной самоорганизующей реакции индуцирования инновационных преобразований в ключевых сферах национальной экономики. Сформировано представление о кальчуге «конкурентоспособности», проявляющей свойства, с одной стороны, инструмента достижения согласованности между доминаторами роста (мотивационным, поведенческим, социальным) при реализации инновационных преобразований разной направленности в рамках мобилизационной экономики, а с другой – методического ресурса для формировании инструментария достижения конкурентоустойчивости бизнеса посредством укрепления технологического суверенитета страны и наращивания потенциала социального благополучия ее граждан.
Ключевые слова: мобилизационная экономика, российский бизнес, маркетингово-ресурсная адаптация, маркетингово-динамический подход, инновационно-инвестиционная резонируемость, поведенческо-ресурсная компенсаторность, «кольчуга» конкурентоспособности, ресурсный консенсус, доминаторы роста, инструментарий управления формированием конкурентных преимуществ
JEL-классификация: M11, M21, M31, L26
Введение
Российская экономика в условиях изменившегося геополитического и геоэкономического состояния рыночного пространства, непрекращающихся санкций коллективного Запада в отношении России, нерешенности целого ряда внутренних проблем взаимоотношений бизнеса с государством, работников с бизнесом, стратификационных классов между собой находится на этапе выбора вектора своего стратегического развития, способного повлиять на инновационные, модернизационные, инфраструктурные и иные преобразования в различных секторах национального хозяйства. Смысл таких преобразований состоит в необходимости наращивания конкурентных преимуществ отечественных отраслевых сфер экономики и субъектов предпринимательства на основе «технологического скачка» при переходе к режиму мобилизационной экономики.
Необходимо принципиально изменить содержательное наполнение «облика» и отраслевой структуры российской экономики и сделать ее конкурентоспособной в системообразующих и обеспечивающих укрепление социального вектора развития сегментах народного хозяйства. Для этого требуется систематизация подходов к оценке конкурентоспособности субъектов, выявление их комплементарных взаимосвязей между собой для понимания слабых зон в оценке состояния и влияния тех или иных составляющих в рамках действующих методических подходов. Недооценка значимых факторов при определении уровня конкурентоспособности в маркетингово-динамическом, коммуникационно-поведенческом, инновационно-инвестиционном измерении может негативно сказываться на формировании инструментария обеспечения конкурентоспособности субъектов бизнеса и собственно на их конкурентоустойчивости [1] (Putyatina, Sharovatov, 2013) в турбулентном потоке всевозможных воздействий и вызовов.
Президентом России В.В. Путиным в его оценках влияния экономических санкций Запада основным ориентиром в поступательном развитии страны обозначена необходимость создания конкурентных условий для ведения бизнеса внутри страны и указано на возможность в результате плановой работы правительства создать «устойчивую макроэкономическую конструкцию», способную обеспечить продовольственную безопасность, импортозамещение, модернизацию ключевых отраслей национального хозяйства и формирование собственной платежной системы [2]. Расширять связи надо с теми, кто заинтересован в сотрудничестве и взаимовыгодном партнерстве на условиях взаимного уважения.
Ухудшение общей конъюнктуры на потребительских рынках, турбулентное «шатание» в реализуемых процессах преобразований требуют от бизнеса пересмотра его маркетингово-коммуникационного поведения на большей части рынков, включения рациональных адаптационных механизмов и активизации инновационной и мотивационной деятельности субъектов, а также совершенствования регулятивно-управленческой (в том числе надзорно-контрольной) деятельности органов всех ветвей власти во всех составляющих системного и отраслевого развития экономики страны [3–8] (Shchepakin, Mishulin, 2000; Shchepakin, Mishulin, Bagriy, 2001; Shchepakin, 1996; Shchepakin, Aksaev, 1997; Shchepakin, Benkhaddad, Aksaev, 1996; Shchepakin, Evteev, Shchepakin, 1998). Потребитель, ориентирующийся на реальные предложения со стороны бизнеса и интересы товаропроизводителей, рассчитывает на возрастающее удовлетворение покупательского спроса, способного стать в условиях мобилизационной экономики главным двигателем экономического развития, подталкивающим субъектов предпринимательства к ресурсно-сбалансированной маркетинговой адаптации своих возможностей посредством создания реальных условий для догоняющего этот спрос накопления конкурентоспособного потенциала (производственного, научно-технологического, ресурсного в индустрии услуг и т.п.).
Конкурентоспособность бизнеса зависит от многих факторов, перекрестное взаимовлияние которых определяет конкурентную устойчивость субъектов [9] (Maksimenko, 2022) в поле внешнего давления противостоящих сил и в среде неразрешенных внутренних противоречий, тормозящих процессы инновационных обновлений в отраслевых сферах национальной экономики. В условиях нестабильности рыночных взаимодействий субъектов (внешних и внутренних) проблема технологического отставания [10] (Kornyakov, Vakhrusheva, 2020) и устойчивости бизнеса [11] (Ovsyannikov, 2017) должна рассматриваться в контексте его позитивной мимикрии к идентификационно детерминированной конкурентоспособности как свойству субъекта отвечать на вызовы из любого источника их возникновения в соответствии с его ценностными и социально ориентированными установками на существование и развитие российского общества. Проблема обеспечения цивилизованной конкурентоспособности бизнеса состоит в том, что она опирается на размытый мотивационно-ценностный базис. Неослабевающая ориентация общества в самых разных его социальных слоях на западные ценности и навязываемые в течение многих лет ценности тормозит страну во многих инновационных начинаниях и сдерживает наращивание (расширение) процесса суверенизации.
Необходимо сформировать новый взгляд на оценку конкурентоспособности для формализации его при создании инструментария обеспечения желаемого уровня конкурентной устойчивости бизнеса, соответствующего целям и задачам стратегического развития экономики страны и ее системобразующих отраслевых сфер.
Целью исследования является построение модели, интегрирующей преимущества различных методических подходов к оценке конкурентоспособности субъектов в направлении адаптации бизнеса к внешним вызовам и изменяющимся внутренним противоречиям и позволяющей формировать рациональный инструментарий управления этой конкурентоспособностью, который способен содействовать укреплению социального, мотивационного и поведенческого доминаторов в условиях мобилизационной экономики.
«Кольчуга» конкурентоспособности субъекта хозяйствования как инструмент формирования рационального инструментария обеспечения экономического роста
В условиях мобилизационной экономики меняется взгляд бизнеса на удовлетворение потребностей субъектов хозяйствования и на способы достижения им желаемого уровня его конкурентоспособности, которая, с одной стороны, зависит от изменчивости конъюнктуры и состояния ужесточающейся конкуренции на рынке, с другой ‒ зависит от предпринимательской активности субъектов, а с третьей – определяется состоянием методического обеспечения, включаемого для аккумулирования имеющихся ресурсов и управления изменениями при создании и трансформации цепочек создания стоимостей в интересах выхода субъектов на нужный уровень экономического роста бизнеса и достижения конкурентных преимуществ.
Предпринимательский субъект испытывает влияние многих сил (внешних, внутренних), которые отличаются динамичностью воздействия из всех возможных источников их формирования и изменения (со стороны государства, со стороны различных рыночных агентов, со стороны внутренних элементов (звеньев) самого бизнеса, со стороны внешнего геополитического окружения). Все эти силы имеют разную экономическую природу, которая позволяет отличать друг от друга их влияние на ключевые доминаторы развития бизнеса и социально-экономической системы в целом. В частности, этими силами могут быть: а) государство (структуры различных ветвей власти, так или иначе воздействующих на бизнес); б) общество (в разрезе его социальной стратификации, оказывающей различное по удельному весу и масштабу влияние на внутренние процессы взаимодействия субъектов и его ключевых звеньев (элементов); имеет место многополярность и неоднозначность отношений между различными стратами, оказывающими существенное влияние на развитие экономики страны и ориентирующимися в своих стремлениях (что характерно для олигархических и чиновничье-бюрократических социальных групп) на удовлетворение собственных интересов вне установленных обществом ценностных ориентиров); в) единичные субъекты рыночного взаимодействия (в лице различных предпринимательских структур разных отраслевых сфер экономики и разных форм собственности, отличающихся своей принадлежностью к системообразующим сферам жизнедеятельности экономической системы); г) потребители, предъявляющие свои требования и запросы, меняющиеся в процессе изменения состояния рыночного пространства под воздействием внешних сил геополитического и геоэкономического характера.
Объективные рыночные условия преломляются через призму субъективных специфических характеристик управленческих и управляемых систем (подсистем) отдельно взятых предприятий и находят свое выражение, в частности, в использовании различных подходов менеджмента к оценке конкурентоспособности субъектов [12, 13] (Shchepakin, Bazhenov, 2015; Shchepakin, Krivosheeva, Tretiakov, 2012). Среди наиболее известных подходов к оценке конкурентоспособности субъектов хозяйствования наибольшее применение получили информационный, диагностический и маркетинговый.
Интеграция преимуществ известных подходов позволила сформировать информационно-динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятия, обеспечивающий установление взаимосвязи между имеющейся и поступающей релевантной систематизированной информацией, величиной экономического потенциала и способностью управленческих структур субъекта хозяйствования осуществлять регулятивные функции в направлении инновационного обновления различных сторон деятельности бизнеса. Информационно-динамический подход к оценке конкурентоспособности субъекта строится на оценке состояния различных факторов (эндогенных, экзогенных, ресурсных ‒ в разной их направленности; производственно-технологических в измерении уровня их воплощения по современным шкалам оценки; нормативно-правовых, эколого-защитных – рассматриваемых в процедурах мониторинга, экспертизы, сертификации и аудита; инфраструктурных и т.п.). Важным является включение в систему мониторинга и оценки мотивационного фактора, учет которого в процессах изменений позволяет наращивать субъектом набор новых системных свойств, способных влиять на состав инструментария обеспечения конкурентоспособности бизнеса, ориентированного на воплощение требований поведенческого, мотивационного и социального доминаторов.
Субъекты бизнеса, ориентированные на их маркетингово-поведенческую адаптацию к требованиям рынка, вынуждены перегруппировывать свои ресурсы под конкретные стратегические программы развития и текущие задачи функционирования. Используя диагностический подход к оценке конкурентоспособности, бизнес может оценивать состояние ресурсов в рамках реальных возможностей их привлечения и использования на существующих производственно-технологических площадках, расширяя спектр участников коммуникационного поля с их ресурсно-инновационными и инвестиционными средствами построения рациональных взаимодействий для накопления задаваемого потенциала конкурентоустойчивости бизнес-сообществ. Возможности отечественных бизнес-структур должны иметь вполне конкретное наполнение в содержательном, информационном, нормативно-правовом, технико-технологическом, инновационном и маркетинговом аспектах.
Диагностический подход к оценке конкурентоспособности предусматривает, с одной стороны, оценку состояния ряда факторов, составляющих наполнение информационного подхода (ориентированного в зависимости от отрасли на внешние и внутренние факторы, наиболее отчетливо описывающие среду функционирования бизнеса), а с другой – оценку влияния составляющих ресурсного покрытия в разных звеньях цепочки создания стоимости (организационно-управленческой, финансово-инвестиционной составляющей деятельности бизнеса, а также экономической, логистической, поведенческой, коммуникационной и репутационной составляющих ведения бизнеса). Последние являются элементами рассмотрения конкурентоспособности бизнеса в рамках маркетингового подхода. Расширение сферы влияния доминаторов разной направленности (мотивационного, социального, поведенческого, маркетингово-коммуникационного) обозначили необходимость изменения подхода к оценке конкурентоспособности бизнеса, дополнив его органической взаимосвязью мотивационного фактора с масштабом и характером инновационных преобразований в рамках реализуемых инвестиционных проектов, что повышает инновационно-инвестиционную резонируемость бизнеса и его поведенческо-ресурсную компенсаторность [14] (Shchepakin, Khandamova, Gubin, 2020) до границ целесообразности в таких изменениях, которые адекватны требованиям и задачам импортозамещения и мобилизационной экономики. Такими подходом является маркетингово-динамический подход к оценке конкурентоспособности, определяющий наполнение инструментария формирования конкурентных преимуществ и желаемого уровня конкурентной устойчивости. Маркетингово-динамический подход строится на учете изменчивости (в обстоятельствах ужесточения внешних и расширения внутренних противоречий между участниками различных рынков и элементами внутри самого бизнеса) следующих аспектов и составляющих функционирования бизнеса:
а) ресурсных составляющих разного происхождения и покрытия формируемых и реализуемых преобразований разной направленности;
б) информационно-коммуникационной турбулетности состояния операционных и процедурных компонентов (технологических, логистических, нормативно-регулирующих, организационно-управленческих и др.);
в) ценностных ориентиров в развитии бизнеса, общества и личности, обусловленных новой политической и экономической реальностью [15];
г) внутренних мотивационно-ценностных установок субъектов бизнеса на накопление имиджевого (репутационного) капитала и укрепление доверия к ним со стороны общества и потребителей;
д) коммуникационно-поведенческих реакций субъектов бизнеса и его персонала на те или иные рекламно-маркетинговые и разнонаправленные модуляционные управленческие сигналы, формируемые на всех иерархических уровнях их создания.
Проблема становления нового взгляда на оценку конкурентоспособности бизнеса состоит в том, что нужно сформировать новое мышление в отношении понимания конкурентной устойчивости, аккумулирующей нюансы изменений в ресурсопокрытии решаемых производственно-технических и иных задач в условиях мобилизационной экономики.
Независимо от избранного менеджментом субъекта подхода к оценке его конкурентоспособности, а также совокупности оцениваемых факторов (в частности, эндогенных, экзогенных, ресурсных, производственно-технологических, нормативно-правовых и др.), следует анализировать изменчивость влияния различных составляющих в рамках того или иного используемого подхода к оценке конкурентоспособности бизнеса, но уже с учетом когерентности используемого для воздействия на рыночных агентов инструментария. Нами предлагается усилия бизнеса сконцентрировать на использовании маркетингово-динамического подхода к оценке конкурентоспособности субъекта, мотивационно обеспеченного теми инструментами, которые адекватны требованиям ключевых доминаторов в выстраиваемых моделях отношений между субъектами рынка в адаптирующейся к внешних вызовам и внутренним противоречиям социально-экономической системе [16] (Shchepakin, Gubin, 2019).
Конкурентоспособность как индикатор состояния бизнеса обретает свойства «маячка», подсвечивающего траекторию движения предпринимательской сферы к обретению, накоплению и к воплощению возможностей субъектов реализовывать стратегию развития страны посредством рационального использования внутренних ресурсов разного происхождения (трудовых, инновационных, финансовых, маркетингово-поведенческих, производственно-технологических, мотивационных, когнитивно-интеллектуальных и иных).
Экономика России нуждается в разработке мер, которые позволили бы ей вернуться к росту ВВП как стратегии, предусматривающей привлечение частного капитала, сокращение затрат на ведение бизнеса, снижение уровня коррупции и проведение структурных реформ в производственных сферах экономики. Кризисные процессы и явления в условиях развивающейся экономики порождают ужесточение конкуренции среди экономических субъектов. Поэтому для бизнеса важно управлять своей конкурентоспособностью и удерживать (сохранять, наращивать) масштабы экономической деятельности при всем многообразии проявления негативных воздействий темпами, позволяющими достигать устойчивого конкурентного положения на развивающемся рынке [17] (Bazhenov, 2019). Усиление влияния эмоционально- поведенческой концепции маркетинга в системе выстраиваемых коммуникационных отношений и изменение структуры используемых подходов к маркетинговому поведению субъектов в условиях расширения влияния субъективного фактора в разрезе поколенческих групп [18, 19] (Shchepakin, Khandamova, Bzhennikova, Fedyunina, 2020; Shchepakin, Khandamova, Glazyrina, Eremeev, 2020) требует качественного изменения формируемых маркетинговых импульсов. Искать этот импульс нужно в самой предпринимательской сфере России, в мотивационных и маркетинговых инъекциях бизнесу и трудовому ресурсу [20] (Shchepakin, Khandamova, 2015).
На рисунке 1 представлена «кольчуга» конкурентоспособности субъекта хозяйствования в условиях новой экономической реальности, предусматривающая ориентацию бизнеса на расширение процессов маркетинговой мимикрии (для кого-то положительной, а для кого-то отрицательной в интересах собственников капиталов и бизнеса) к решению задач развития бизнеса.
Обеспечение роста конкурентоспособности, определяющей тот или иной уровень конкурентоустойчивости бизнеса, требует постоянного управления изменениями. Этот процесс представляет собой соревнование интеллектов (в широком его понимании): на познавательном уровне индивидов (эмпирическом и научно-теоретическом ‒ когнитивном, умственном), а также на технологическом уровне (где носителями могут быть продукты различных новаций, реализуемых разными участниками отношений, выступающих создателями качественно новых высокотехнологичных решений в различных звеньях производственных циклов). Этот процесс предполагает перезагрузку инновационной способности человекоцентричного ресурса на базе качественно нового набора доминаторов (мотивационного [21] (Shchepakin, 1998), коммуникационного, поведенческого и социального), а также запуск механизма рационального управления стилями инновационного поведения субъектов предпринимательства [22] (Shchepakin, 1997). Прокси-ресурсом в преобразовательных процессах
инновационной направленности является мотивационный ресурс, формирующийся как в общественном сознании, так и в индивидуальном восприятии создаваемых в обществе установок на самореализацию в конструктивных поведенческих реакциях как откликов на поставленные цели и задачи развития общества.
Осознанный покупательский спрос, подтверждаемый ресурсным покрытием инновационных решений (в виде оборудования, технологий, товарных линеек, расширяющегося спектра новых услуг и т.п.), должен умеренно сбалансированно опережать производственно-технологические возможности.
Обозначение: 1 – управленческие воздействия на инновационные компоненты субъекта
хозяйствования.
Рисунок 1. «Кольчуга» конкурентоспособности субъекта хозяйствования в условиях мобилизационной экономики
Источник: составлено авторами.
Если этого не происходит, портфель инвестиций не формируется в тех или иных сферах экономики (товаропроизводящих и услугообеспечивающих), и тогда разработка инновационных циклов тормозится во всех их ключевых звеньях и инновационный потенциал не наращивается [23] (Shchepakin, Khandamova, 2015). Бизнес даже в условиях мобилизационной экономики находится в постоянном поиске только тех решений, которые позволяют наращивать доходы и объем прибыли.
«Жупел» отстающей и недогоняющей конкурентоспособности – это тот инструмент, который разводит интересы Запада и России в красочно преподносимом «ландшафте» взаимных договоренностей, латентно прикрытых «западными приличиями» для рядового человека. Обозначенный «жупел» подталкивает Запад, с одной стороны, к усилению геополитического противостояния с российским бизнесом и с теми, кто способен успешно реализовывать нарастающими темпами инновационный потенциал (в том числе и ресурс) в высокотехнологичном сегменте экономики, а с другой ‒ к сдерживающему соглашательству с противниками России путем манипулирования сознанием отечественных элит, перетягиваемых ими на свою сторону иллюзорными преимуществами Запада (обучая их детей в университетах, предоставляя возможности для перекачивания капиталов на Запад, предоставляя возможности для приобретения недвижимости и предлагая еще массу различных благ, недоступных в условиях российской действительности).
Субъекты бизнеса в турбулентном геоэкономическом окружении подвержены «волатильности» их маркетингового поведения, что меняет взгляд субъектов на состояние их коммуникационного нонконформизма [24] (Shchepakin, 2021) (авт. – активное неприятие общепризнанного порядка, норм, ценностей, традиций и законов), ориентируемого медленно, но все-таки на иной тренд развития выстраиваемых взаимодействий (между государством и обществом, между обществом и рядовыми гражданами и др.). А именно: в направлении желаемого обществом и государством инновационного поведения (отличного от такового до введения СВО) [25] (Shchepakin, Erok, Kuznetsova, 2016) для преодоления и разрешения накопившихся противоречий внутри государства в интересах обеспечения позитивного поступательного развития российской социально-экономической системы.
Конкурентоспособность субъектов бизнеса становится лакмусовой бумажкой в идентификации отношений между многими участниками рынка (российского государства и Запада, государства и бизнеса, бизнеса и трудового ресурса, бизнеса и общества и др.). До начала СВО желательные для Запада отношения навязывались России извне всеми возможными способами и инструментами (особенно ярко проявившими себя и заявившими о себе благодаря информационному диктату США в виртуальном мире, все больше и больше реализующем теорию «мертвого интернета» [26]). Закрепляя в сознании людей представление о том, что реальный мир начал подстраиваться под малораспространенные увлечения, ненасытные желания в образах антиутопического мира и сомнительные интересы пользователей сетей, постепенно разрушая общечеловеческие и культурные ценности и масштабно генерируя дипфейки разного характера (используя для этого искусственный интеллект, активно насаждаемый представителями официальных и теневых элит), Запад стремится удержать свои имперские позиции и сохранить за собой конкурентные преимущества в основных высокотехнологичных сферах экономики. Он не допускает даже теоретически возможность России укреплять свой технологический суверенитет как ключевое условие ее самосохранения и поступательного развития [27] (Kovalev, 2020). Нужно загружать науку и готовить кадры для разработки высоких технологий во всех критических сферах экономики и тем самым расширять спектр продуктов импортозамещения. Ставка на человека, мотивационно ориентированного на позитивные преобразования во всех составляющих жизни российского общества, – это ставка на достижение реального успеха в конкурентной борьбе России с коллективным русофобским Западом. Русофобский мейнстрим носит многоаспектный, «зашоренный» и «оголтелый» характер, нацеленный на разрушение всего того, что позволяло выстраивать устойчивые коммуникационные связи со всеми многоотраслевыми участниками мирового экономического пространства.
Отказ от западных ценностей и от «благовидного» желания Запада продавать «все и вся» для насаждения образчиков «кривого общества потребления», черпая при этом безмерно российские богатства из кладовой природных ресурсов, дает толчок такому движению России, которое позволяет изменить состояние самого социально-экономического «организма» российского общества в направлении укрепления технологической независимости, существенного расширения зон конкурентной устойчивости отраслевых сфер экономики, развития гуманизации и социализации человеческого ресурса. Человекоцентричный ресурс выступает в виде наиболее активной части трудового ресурса, который действует внутри развивающейся системы, меняющей вектор своих преобразований для укрепления внутренних сил во всем их многообразии. Единичным звеном этого ресурса является «социальный человек» [28] (Shchepakin, 2021) как субъект, который обладает многоаспектным набором свойств и характеристик, способных влиять на формирование и накопление потенциала инновационных и иных изменений в самой системе и на его реализацию эффективным образом при постоянной «колеблемости» (ценностно-ориентированной, мотивационно-поведенческой, нравственно-психологической и т.п.) его внутреннего состояния и нестабильности терминальных и инструментальных ценностей человека [29] (Zautorova, 2010).
Реальный успех бизнеса, ориентированного на стабилизацию его конкурентоустойчивости, может достигаться при реализации определенных условий ведения бизнеса. В частности, когда он опирается внутри и вне субъектов бизнеса на совокупность взаимосвязанных между собой составляющих:
а) на когнитивно-познавательную компоненту в сфере общих знаний;
б) на инновационную способность субъектов и его элементов (в виде интеллектуального ядра трудового ресурса), мотивированно готового (способного) включаться в достижение целей предприятий и задач общества, переоценивающего свои социально-экономические установки;
в) на внутренне перестроенную организационную культуру в условиях смены ценностных ориентиров при переходе к мобилизационной экономике;
г) на совокупный трудовой ресурс, аккумулирующий профессиональные способности и нравственно-этические инициативы в интересах укрепления тренда на социально-экономический рост бизнеса, экономики страны в целом и на удовлетворение собственных интересов;
д) на доверие людей к инновационным начинаниям бизнеса как катализатор деловой и творческой активности персонала различных уровней управления;
г) на конфигурацию внешних коммуникаций и внутрифирменных взаимодействий как инструмент реагирования на изменение потребностей различных рыночных агентов (покупателей, посредников, поставщиков, инвесторов и др.) в условиях внешнего санкционного давления и необходимости перезагрузки бизнес-процессов, оцениваемых в параметрах мотивационной проницаемости и коммуникационной достаточности на осуществление значимых преобразований (модернизационных, реструктуризационных, инновационных и иных) в условиях смены ментального и прагматического фокуса при построении коммуникаций (межсубъектных, межличностных и т.п.) и при выработке направлений развития отраслевых сфер национальной экономики.
Следует признать, что для осуществления преобразований и завоевания бизнесом конкурентных позиций необходимо понимать динамику обновления в контексте нового «пакета ресурсов» в рамках старых структур, пограничные сферы деятельности которых истощены и не могут обеспечить решение принципиально новых задач. В условиях мобилизационной экономики должна рассматриваться проблемная зона ее развития, аккумулирующая представление о вызовах (внешнего и внутреннего порядка) и возможностях осуществлять инновационные изменения разной направленности в состоянии неопределенности в интересах повышения конкурентоустойчивости российского бизнеса и придания существенного импульса предпринимательской активности для обеспечения экономического роста национального хозяйства, и прежде всего в сферах критической инфраструктуры. Нельзя завоевать лидерство без обновления, сопровождаемого принятием непростых решений. Обращаясь к прошлому опыту, нельзя его перечеркивать и отказываться от него как от назойливой мухи, поскольку в нем всегда было рациональное «зерно», которое позволяло советской стране двигаться вперед и завоевывать ранее недоступные вершины.
Лидеры обновляющихся бизнес-структур в инновационном «лабиринте» возможных шагов к достижению выгодных конкурентных позиций могут приблизиться к нужным им результатам благодаря своей интуитивной способности предвосхищать кризисные процессы и явления, которые возникают «из их постоянной готовности посмотреться «в другое зеркало» [30, c. 23] (Uotermen, 1988, р. 23). Внутренняя политика в структурах бизнеса, которая может реализовываться активными рабочими группами (с вовлечением в их состав человецентричного ресурса в виде творчески наиболее активных работников), разделяющими деловые ценности, становится тем важнейшим элементом и условием системы управления развитием бизнеса, который предопределяет накопление потенциала стабильности в движении по формированию конкурентоспособного статуса субъекта. Но без опоры на мотивы поведения субъектов отношений внутри бизнеса нельзя создать чувства внутренней причастности работников к осуществляемым изменениям и укрепить их представление о прочности принятых ими ценностей. Создание привязанности персонала к интересам бизнеса можно формировать теми же средствами, которые используются им для манипулирования людьми и их восприятиями предлагаемых благ, способными поддерживать (или сохранять) лояльность рыночных агентов к брендам и продуктам бизнеса.
Формирование конкурентных преимуществ у субъектов бизнеса в условиях мобилизационной экономики нужно осуществлять в процессе построения ими цепочек создания стоимостей, но уже используя ресурсы отечественных товаропроизводителей и субъектов индустрии услуг, перестроивших (или перестраивающих) свое сознание на включение национально-ментальных моделей воздействий бизнеса на потенциальных клиентов и партнеров, опираясь на методические основы оценки устойчивого развития предприятий [31] (Kalinichenko, 2019) и не отрицая опыта методического обеспечения управления конкурентоспособностью и устойчивым развитием субъектов, разработанного зарубежными и отечественными учеными [32–38] (Kleyner, 2008; Porter, 2016; Cherkasov, Sharovatov, 2014; Voronov, 2002; Yusupov, 2000; Panova, 2003; (Torgunakov, 2011).
Цепочка создания стоимости в инновационных циклах преобразований бизнесом должна строиться инициатором воздействий (продуцирующим модуляции сигналов разной экономической природы) для реальных условий функционирования предприятия на рынке, учитывающих требования мобилизационной экономики и состояние различных составляющих деятельности субъекта (технико-технологической, материально-технической, персоналообеспечивающей, организационно-управленческой, маркетингово-поведенческой, контрольной в процессных и иных звеньях и др.).
Цепочка создания стоимости в рамках функционирования субъекта в первую очередь выступает продуктом действия инфраструктурных и институциональных факторов (государственного регулирования, налогового льготирования, предоставления финансовых стимулов, приоритетной направленности и др.) и ключевых факторов издержек, отражающих масштаб, обучение, «сцепление», интеграцию, расчет времени, политические установки, использование производственных мощностей и др. [33, c. 137] (Porter, 2016, р. 137), а во вторую – результирующей доминантой творческих усилий всех, кто причастен к ее созданию и реализации. Цепочка создания стоимости – тот инструмент управления деятельностью субъекта и его маркетинговым поведением, который отражает состояние, ресурсные возможности маркетингового коммуникационного поля субъекта и реально осуществляемые взаимосвязи участников взаимодействий при осуществлении рыночных обменов. Маркетинговое коммуникационное поле инициатора воздействий является той сферой, где формируется цепочка создания стоимости и итоговая потребительская ценность. Затраты на производство продукции и формирование создаваемой ценности (в виде прибыли, дохода, имиджа и т.п.) во многом зависят от организационных коммуникаций и поведения структурных звеньев бизнес-структуры, действующих в интересах обретения ею устойчивого (конкурентоспособного) положения на развивающемся рынке.
Изменчивость функциональных ролей у субъектов бизнеса в условиях необходимости удержания конкурентных позиций при переходе к мобилизационной экономике требует развития организационных культур и существенного пересмотра участников коммуникационных пространств, в которые должны втягиваться наиболее инновационно активные субъекты рынка самых различных отраслевых сфер. Предпринимательская роль бизнеса в рамках обозначаемых сверху приоритетов развития отраслевых сфер экономики и секторов критической инфраструктуры на основе технологического «прорыва» в инновационном поле новых решений становится важной для изменения его имиджа, а также маркетингового и организационного поведения [39] (Shchepakin, 2015) во внутренней и внешней среде. Когда усиливается влияние структуры, сокращается влияние информации как «сообщения о различиях» [40] (Gregory Bateson, 1979). Надо учитывать, что дезинтеграция связей с внешней средой ведет к внутренней дезинтеграции, снижается гибкость, и вместе с ней ослабляются адаптационные возможности субъектов предпринимательства.
Содержательный аспект процессов формирования конкурентных преимуществ бизнес-структурами посредством адаптации их маркетингового поведения к требованиям мобилизационной экономики и к ресурсным возможностям субъектов хозяйствования проявляется непосредственно в ходе построения цепочек создания стоимости, отображающих взаимосвязи и взаимозависимости их составляющих в системе управления функционированием и развитием бизнеса. Должно учитываться влияние всей совокупности факторов, способных определять состав набора инструментария управления деловой конкурентоспособной активностью бизнеса и настраивать его на такие воздействия на участников отношений, которые могут, с одной стороны, изменять внутренний «настрой» бизнеса на инновационные изменения, а с другой – корректировать поведение бизнеса под требования доминаторов роста в соответствии с новыми условиями существования национальной экономики в режиме ее мобилизации.
Заключение
1. Совершенствование методического обеспечения оценки конкурентоспособности субъектов хозяйствования, интегрирующего достоинства разных подходов к активизации различных составляющих функционирования бизнеса (коммуникационной, организационно-управленческой, технико-технологической, логистической, инфраструктурной, поведенческой, репутационной и др.), является источником наращивания адаптационного потенциала участниками рыночных взаимодействий, воплощение которого должно осуществляться в рамках новой экономической реальности, требующей приведения в соответствие потребностей общества, государства и его граждан с вызовами внешнего рынка, ценностными установками общества и принципами цивилизованного инновационного обновления в направлении рационального маркетингового отражения позитивного движения к социальному благополучию и справедливому консенсусу в распределении благ между социальными классами.
2. «Кольчуга» конкурентоспособности является инструментом достижения согласованности между доминаторами роста (мотивационным, поведенческим, социальным) при воплощении инновационных преобразований в мобилизационной экономике и формировании (активизации) инструментария повышения конкурентоспособности бизнеса [41] (Shchepakin, Khandamova, Krivosheeva, Fitsurina, Mikhaylova, Kurenova, Kuznetsova, Tolmacheva, Bzhennikova, Petrichenko, 2019)
для реализации технологического суверенитета страны и наращивания потенциала социального благополучия в условиях турбулентного рыночного противостояния национальной экономики внешним вызовам и угрозам.
Источники:
2. Путин назвал санкции против России безумными и бездумными // РБК. − 2022 (17 июня). – URL: https://www.rbc.ru/politics/17/06/2022/62ac790a9a7947bd7d0c87cf (дата обраще-ния: 02.09.2022).
3. Щепакин М.Б., Мишулин Г.М. Методологический подход к преодолению системного кризиса в России // Философские исследования. ‒ 2000. ‒ № 3. ‒ С. 63−78.
4. Щепакин М.Б., Мишулин Г.М., Багрий А.Г. К теоретико-методологическим основам управления развитием общественно-экономической системы // Экономические науки. ‒ 2001. ‒ № 3. ‒ С. 45-57.
5. Щепакин М.Б. Предпринимательство как связующий элемент макро- и микросред экономического пространства // Известия ВУЗов «Пищевая технология». ‒ 1996. ‒ № 3-4. ‒ С. 9-13.
6. Щепакин М.Б., Аксаев Э.Е. Предпринимательство в “интерьере” Российской экономики: монография. ‒ Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦВШ, 1997. ‒ 144 с.
7. Щепакин М.Б., Бенхаддад Т.Ю., Аксаев Э.Е. Поведенческие аспекты действий предпринимательских структур в условиях формирующегося рынка // Известия ВУЗов “Пищевая технология”. ‒ 1996. ‒ № 5-6. ‒ С. 9-12.
8. Щепакин М.Б., Евтеев А.С., Щепакин М.М. Маркетинговые аспекты производственно-сбытовой деятельности пищевых предприятий // Известия высших учебных заведений “Пищевая технология”. 1998. № 4 (245). С. 24−26.
9. Максименко И.А. Архитектура факторов конкурентной устойчивости ресторанного бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 2. – С. 709-728. – doi: 10.18334/epp.12.2.114277.
10. Корняков В.И., Вахрушева Н.А. Технологическое отставание или нацеленное технологическое удушение? // Теоретическая экономика. ‒ 2020. ‒ № 10. ‒ С. 63-72.
11. Овсянников С.В. Методология и методический инструментарий управления устойчивым развитием промышленных предприятий. / дисс. … д-ра экон. наук: 08.00.05. ‒ М., 2017. – 366 c.
12. Щепакин М.Б., Баженов Ю.В. Классификация подходов к оценке конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 3-3. – С. 73-80.
13. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В., Третьяков Р.М. К разработке методического подхода к оценке конкурентоспособности предприятий в условиях их маркетинговой ориентации // Научные журнал КубГАУ. – 2012. – № 81(07). – С. 12-27.
14. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Губин В.А. Управление экономическим ростом агропромышленного комплекса в регионе в условиях нестабильной экономики // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. – 2020. ‒ № 2-3(374-375). – С. 108-114.
15. Исследование ценностных ориентаций М. Рокича // Психологический журнал. ‒ 2015 (25 октября). ‒ URL: https://psychojournal.ru/tests/479-issledovanie-cennostnyh-orientaciy-m-rokicha.html (дата обращения: 11.12.2022).
16. Щепакин М.Б., Губин В.А. Разрешение противоречий – источник обеспечения устойчивого равновесия нестабильного предприятия в социально-экономической системе // Экономические отношения. − 2019. − Том 9. − № 1. – С. 353-372. ‒ doi: 10.18334/eo.9.1.39922
17. Баженов Ю.В. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия: значимость информационных факторов в условиях турбулентности окружающей среды // Современная конкуренция. ‒ 2019. – Том. 13. ‒ № 4(76). ‒ С. 93-117. ‒ doi: 10.24411/1993-2019-10407
18. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Бженникова Д.Г., Федюнина Е.А. Эмоционально-поведенческая концепция маркетинга в развитии моделей ли-дерства // Лидерство и менеджмент. – 2020. – Том 7. – № 2. – С. 123-142. doi: 10.18334/lim.7.2.100887
19. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Глазырина Е.О., Еремеев А.В. Развитие концепций маркетинга в условиях усиления влияния субъективного фактора // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 5. ‒ С. 1365-1388. – doi: 10.18334/epp.10.5.100884
20. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Управление создаваемой ценностью посредством маркетинговых инъекций в составляющие деятельности хозяйствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. ‒ 2015. ‒ № 3.1(17). ‒ С. 196-204.
21. Щепакин М.Б. Мотивационные аспекты организационно-поведенческого менеджмента // Материалы междунар. научно-практ. конф. “Проблемы и перспективы российского менеджмента на пороге XXI века”. –Краснодар: Изд-во КубГТУ, 1998. – С. 131-144.
22. Щепакин М.Б. Стили инновационного поведения в предпринима-тельстве // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки». – 1997. − № 3(99). – С. 61-65.
23. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Инновационный потенциал − системообразующий фактор обеспечения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. ‒ 2015. ‒ № 2(16). ‒ С. 87-92.
24. Щепакин М.Б. Антикризисный адаптер как инструмент управления конкурентным положением бизнеса на нестабильном рынке // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 8. – С. 1945-1966. ‒ doi: 10.18334/epp.11.8.112801
25. Щепакин М.Б., Ерок А.Д., Кузнецова О.А. Синхронизация маркетингового поведения субъектов при построении моделей экономического роста бизнеса //Экономика и предпринимательство. ‒ 2016. ‒ № 12-2(77-2). ‒ С. 743-758.
26. Эта штука пугает. Что такое теория мертвого интернета и почему ее сторонники верят, что в сети не осталось живых людей // LENTA.ru. – 2022 (23 ноября). ‒ URL: https://lenta.ru/articles/2022/11/23/dead_internet_theory/ (дата обращения: 09.12.0222).
27. Ковалев С.Г. Технологическая суверенность России в новейшем ми-ровом порядке // Философия хозяйства. ‒ 2020 . ‒ № 6 (132). ‒ С. 29-47.
28. Щепакин М.Б. Социальный «человечек» − ключевой ресурс иннова-ционных преобразований в антикризисном управлении экономикой // Во-просы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 1. – С. 61-86. ‒ doi: 10.18334/vinec.11.1.111623.
29. Зауторова Э.В. Ценностные ориентации личности как междисциплинарная категория // Современные исследования социальных проблем. ‒ 2010. ‒ № 4(04). ‒ С. 62-70.
30. Уотермен Р. Фактор обновления / Пер. с англ.; общ. ред. В.Т. Рысина. – М.: Прогресс, 1988. – 368 с.
31. Калиниченко М.П. Устойчивое развитие предприятия: оценка, проект, функциональная стратегия маркетинг менеджмента // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия Экономика. – 2019. – № 1. – С. 40-52. – doi: 10.224143/2073-5537-2019-1-40-52
32. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. ‒ М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. ‒ 568 с.
33. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Майкл Портер; пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 716 с.
34. Черкасов М.Н., Шароватов С.В. Формирование концепции «конкурентной устойчивости предприятия» // Проблемы современной экономики (Новосибирск). ‒ 2014. ‒ № 17. ‒ С. 161-165. ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kontseptsii-konkurentnoy-ustoychivosti-predpriyatiya (дата обращения: 04.12.2022).
35. Воронов А.А. Конкуренция и конкурентоспособность: количественные методы оценки / А. А. Воронов. – Краснодар: Куб. гос. ун-т, 2002. – 163 с.
36. Юсупов А.А. Управление конкурентоспособностью предприятия на основе инноваций: дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05. – Казань, 2000. – 194 с.
37. Панова С.А. Устойчивость фирмы: формирование механизма управления устойчивым развитием предприятия // Российское предпринимательство. – 2003. – № 8. – С. 78-82.
38. Торгунаков Е.А. Управление конкурентоспособностью предпринимательских структур в условиях трансформации рыночной среды: дисс. … докт. экон. наук: 08.00.05. – СПб., 2011. – 372 с.
39. Щепакин М.Б. Управление поведением хозяйствующего субъекта в условиях изменений различного характера // Экономика и менеджмент систем управления. ‒ 2015. ‒ № 3.2 (17). ‒ С. 308-318.
40. Gregory Bateson. Mind and Nature: A Necessary Unity. ‒ New York: E. P. Dutton, 1979. ‒ 238 p.
41. Маркетинговые инструменты управления конкурентоспособностью производственных предприятий: монография / Э.Ф. Хандамова, Е.В. Кривошеева, М.С. Фицурина и др.; Под ред. проф. М.Б. Щепакина. − Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2019. – 358 с.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:49:12