Искусственный интеллект в зеркале инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики

Щепакин М.Б.1, Хандамова Э.Ф.1, Ксензова Г.В.1
1 Кубанский государственный технологический университет, Россия, Краснодар

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать:
Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ксензова Г.В. Искусственный интеллект в зеркале инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 2. – С. 749-770. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117539.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54060712
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Диджитализация экономики рассматривается в качестве важнейшей составляющей в интеллектуализации инновационных технико-технологических изменений в мобилизационной экономике. Аргументируется, что искусственный интеллект проявляет дихотомический характер при его имплементации в различных «точках» жизнедеятельности общества и бизнеса. Расширен терминологический аппарат в области понимания искусственного интеллекта как инструмента управления экономическим ростом в условиях мобилизационной экономики. Предложена модель активизации ис-кусственного интеллекта в зеркале управления инновационными изменениями в условиях мобилизационной экономики, в рамках которой возможно обеспечить осуществление различных преобразований в составляющих це-почек создания стоимостей в интересах укрепления конкурентоустойчивости субъектов и обретения страной экономического суверенитета

Ключевые слова: мобилизационная экономика, инновационные изменения, искусственный интеллект, интеллектообразующие «фагоциты», «гормоны» искусственного интеллекта, «цикотины» в системе искусственного интеллекта, вирулентность искусственного интеллекта, коммуникационный мультипликатор, конкурентоустойчивость бизнеса, экономико-технологический суверенитет

JEL-классификация: O31, O32, O33, M21



Введение

Научные достижения и перспективные разработки, имеющиеся в «аккумуляторе» российских новаций разного характера и масштаба в широком спектре отраслевых сфер экономики должны формировать базу «прорывных технологий новой эпохи» [1], которые уже сегодня по отдельным направлениям в сфере интеллектуализации производственно-технологических, организационно-управленческих и иных процессов находятся на высоком уровне и соответствуют достигнутой «планке» современных разработок западных стран. Президент России В. Путин, обозначая задачи на реализацию масштабной программы технического перевооружения экономики национального уровня по завоеванию лидирующих позиций по важнейшим научным технологическим направлениям отметил, что такая программа «должна быть запущена в области искусственного интеллекта» [2]. Она требует ускорения в создании продвинутой научной инфраструктуры и активизации творческо-созидательной деятельности человекоцентричного ресурса, обладающего высокой инновационной способностью к осуществлению преобразований разной направленности и масштаба, позволяющих купировать кризисные процессы и явления, возникающие в результате многообразных санкций и ресурсных ограничений разного характера [3]. Перенос внимания бизнеса и органов власти на разработку технологий, позволяющих обеспечить ускорение экономического роста в бизнесе, а также создание условий для наращивания конкурентоустойчивости национальной экономики в целом, требует совершенствования представлений об искусственном интеллекте. С одной стороны, он выступает технологией, имитирующей человеческое восприятие тех или иных сигналов в режиме оптициональности при решении поставленных перед ей задач, но не обладающей сознанием и его внутренне зависимой конфигурацией, с другой ‒ представляет собой информационно-программную систему, настроенную на манипуляции [4,5], которые схожи с действиями человека, управляемыми его мозгом и реализующими его личностный внутренний творчески-созидательный потенциал в самых разных его проявлениях [6, 7], а с третьей ‒ является инструментом повышения эффективности деятельности в различных составляющих социально-экономической жизни общества, создающим мультипликативный эффект в цепочках создания стоимостей и в результирующих показателях функционирования экономики (в частности, в темпах роста ВВП и объемах получаемых доходов) [8].

Мобилизационная экономика обозначает новые рубежи во взаимодействии человека и интеллектуализированной техники, подчеркивая то обстоятельство, что драйверами развития должны стать промышленность, ритейл и финансовый сектор, наиболее адаптивные к требованиям ИИ-рынка на начальной стадии его развития, характеризуемой слабой структурированностью, невысокой осведомленностью субъектов предпринимательства о конкретных видах и возможностях технологий, а также низким уровнем принятия решений на платформе искусственного интеллекта. В условиях новой реальности российский ИТ-рынок будет существовать по причине необходимости наращивания импортозамещения и разнохарактерности ограничений, которые будут иметь место десятки лет. Российский бизнес отреагировал на новые экономические условия и начал перестраивать свою предпринимательскую ментальность под задачи технологического развития страны и формировать понимание того что, лейтмотивом движения в интеллектуализации отдельных сфер деятельности и важнейшим условием для экзистенциального выживания национальной экономики становится обретение производственно-технологического суверенитета [9]. Одним из примеров освоения такого рынка в рамках ИТ-приоритетов заказчиков и вендоров является следующий: в 2022 году на предприятиях «Уралхим», «Уралкалий», «Уралайтех» в процессе импортозамещения была осуществлена замена Microsoft Teams на TrueConf, на 2023 год запланировано замещение системы Anaplan решением Optimacros от Sbercloud. Снос SAP Ariba и переход на решение B2B-Center произойдет в 2024 году, OSI Soft на «Индасофт» ‒ в 2025 г. [10]. Крупные ИТ-инфраструктуры сталкиваются с угрозой информационной безопасности, а отсюда и «вырастает» необходимость создания собственной инфраструктуры по разработке не зависящих от иностранных производителей хранилищ программных пакетов и исходных текстов программ, находящихся под юрисдикцией и на территории России.

Логика воплощения мобилизационной экономики в противовес противостоящим экономикам западного мира такова, что внедрение искусственного интеллекта «должно охватить все отрасли экономики, социальной сферы и систему госуправления" [1] и способствовать повышению конкурентоустойчивости бизнеса, системы в целом и укреплению производственно-экономического суверенитета страны [11]. А это значит, что нужно пересмотреть понимание экономической природы искусственного интеллекта и сущность важнейших его составляющих в контексте решения новых задач развития российской социально-экономической системы, укрепления конкурентоустойчивости входящих в нее субъектов бизнеса и иных рыночных агентов, а также кардинального наращивания экономической независимости системы в целом.

Субъекты предпринимательства и выстраиваемые ими корпоративные сообщества трансформируют в условиях новой реальности свои маркетинговые стратегии с потребителями, совершенствуя логистические каналы распределения ресурсов и поставки материалов и товаров разного предназначения, ориентируясь на характер внешних вызовов и необходимость масштабного импортозамещения. Актуализируется значимость маркетингового анализа, необходимого для выявления имеющихся конкурентных преимуществ у развивающегося бизнеса и для построения соответствующих настоящему времени эффективных бизнес-моделей, способных реализовывать внутренний потенциал субъектов для повышения качества воздействия на потребителей и партнеров через обоснование ценностных предложений в рамках усиливающегося влияния эмоционально-поведенческого фактора и перехода бизнеса к использованию эмоционально-поведенческой концепции при выборе той или иной модели лидерства [12, 13]. Такая ориентация ведет к перезагрузке информационных потоков из различных источников со стороны субъектов бизнеса и внешнего окружения на беспрецедентную эксплуатацию, как внешними субъектами (и агрессивно настроенными, и доброжелательно ориентированными), так и новой отечественной проксиэлитой (сформированной в 90-е годы) эмоциональной способности участников рынка (в том числе и потребителя) воспринимать турбулентно направляемые в их адрес сигналы на сознательном и подсознательном уровнях.

Должна быть создана гармонизированная целостность совокупности разнохарактерных составляющих (функционально-ролевой, коммуникационно-поведенческой, мотивационной, инновационно-когнитивной, социально-преобразующей и др.) в деятельности бизнеса, которая требует своей формализации в виде прагматично аргументированной модели лидерства, способной адаптироваться в новых условиях геополитического и геоэкономического окружения к задачам инновационно-технологических преобразований в бизнес-структурах и в обществе для ослабления влияния нестабильности и обеспечения ускоряющегося экономического роста. Перспективы выхода на новый уровень развития в соответствии с посланием Президента России Федеральному собранию [14] может способствовать созданию нового системного качества в результате интеллектуализации процессов инновационных изменений (модернизационных, реструктуризационных, производственно-технологических и иных) во всем спектре составляющих социально-экономической жизни общества. Но эти процессы должны учитывать изменчивость внутреннего состояния в обществе и многоаспектность их воплощения в реальные производственно-технологические и экономические продукты, ключевым вектором которого должно быть повышение социально-экономического благополучия граждан, рост их безопасности и повышение социальной справедливости.

Целью исследования является расширение представлений об искусственном интеллекте и его составляющих, а также разработка модели активизации искусственного интеллекта, отображаемого в зеркале инновационных изменений, в интересах обретения национальной экономикой экономического суверенитета и повышения конкурентоустойчивости бизнеса в условиях мобилизационной экономики.

Управление конкурентоустойчивостью бизнеса в мобилизационной экономике на основе искусственного интеллекта

Подчинение национальной экономики переходу ее на опережающее развитие может быть оправдано только тогда, когда будут предприняты усилия по концентрации громадных ресурсов (в том числе и тех, что аккумулируются в банковской сфере на базе технологий расширения использования искусственного интеллекта) и вовлечению их в реальный сектор экономики (а не будут ограничиваться манипулятивными процессами обращения финансовых «бумажек»), а именно в развитие новейших производств, движимых современными технологиями (информационными, квантовыми, нанотехнологиями, лазерными и аддитивными).

Должна меняться архитектура системы обеспечения стратегической конкурентоустойчивости национальной экономики, что особенно важно в условиях устремлений Запада доминировать в технологическом развитии, основанном в том числе и на внедрении элементов системы широкомасштабного искусственного интеллекта. Должна быть принята обществом как мантра установка на то, что Россия не может позволить агрессивному Западу нанести жесткий удар по ее суверенитету и обеспечить сдерживание темпов инновационных изменений в системообразующих сферах экономики. Вопрос интеллектуализации в различных сегментах национальной экономики тесно связан с накоплением и использованием творчески-прагматического и инновационного капитала и ресурсов, вовлекаемых для наращивания общественной полезности и добавленной стоимости посредством «врастания» фактора «знания» в процесс взаимодействия факторов производства в направлении укрепления приоритета общенационального интереса [15].

Инновационный фактор, определяющий характер изменений в производственно-технологической сфере экономики, тесно связан с представлением о роли и значимости искусственного интеллекта как инструмента обеспечения ускоренного роста национальной экономики. Есть и другое мнение в отношении влияния искусственного интеллекта на производительность труда. В отчете Национального бюро экономических исследований (NBER), подготовленным консультантами компании McKinsey, названным «Искусственный интеллект и современный парадокс производительности: столкновение ожиданий и статистики» [15], обозначается появление таинственного феномена, называемого «головоломкой (или парадоксом) производительности», вызванной переходом к цифровой экономике. Такой переход основан на тотальной диджитализации различных процессов за счет использования технологий, обладающих высочайшими параметрами в развитии общества, а именно: а) степенью трансформационности (СТ), отражающей масштаб экономической трансформации и институциональной рекомпозиции; б) степенью глобальности (СГ), отражающей масштаб ее широты в контексте потенциального использования новейших технологий в цифровой экономике в различных отраслях и областях жизнедеятельности общества.

На начальном этапе цифровой трансформации проблемы роста могут быть неоднозначными, поскольку могут способствовать лишь росту капитализации «новых монополистов», «слабо влияя на повышение производительности всей экономики» [15]. По их мнению, потенциал новейших технологий может в системе СТ и СГ обеспечить ускоренный рост производительности труда лишь «через десятки лет». В то же время, по предварительным оценкам Президента Сбербанка Г. Грефа, внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в различных отраслях российской экономики может дать дополнительный прирост ВВП страны на 1% уже в 2025 году. Внедрение ИИ в ключевых отраслях экономики «ведет к увеличению таких показателей, как скорость, качество, персонализация, экономическая эффективность, в пять-семь раз" [16]. Он считает, что фундамент для отраслевого внедрения ИИ в России за три года реализации федерального проекта "Искусственный интеллект" уже заложен, а «движущие факторы развития ИИ, такие как кадры, исследования, регуляторика и другие, развились достаточно». Латентно, как бы исподволь (постепенно, понемногу), переход на масштабные проекты по внедрению искусственного интеллекта, может влиять на процесс преобразований, затрагивающих многие сферы человеческой деятельности и саму личность, выступающую в роли рядового представителя человеческого ресурса. По оценкам Сбербанка, уже в 2022 г. доходы от внедрения искусственного интеллекта в его структурах превысили 200 млрд руб., что собственно и понятно (за счет высвобождения персонала, манипулирования финансовыми и инвестиционными потоками, «игра» с процентными ставками кредитов и депозитов, действующая практика вывода за рубеж денежных средств [17], транзитных операций повышенного риска и т.п.). Несмотря на введенные ограничения по переводу денег и выводу их за рубеж, разновекторные усилия разных структур в социально-экономической системе не могут дать столь быстро ожидаемых результатов в прорыве страны в новое технологическое пространство в сфере реальной экономики в широком диапазоне системообразующих отраслей из-за недостаточного внимания к проблемам и внутреннему состоянию рядового человека, а также недостаточному инвестированию средств в капиталоемкие производственные комплексы из-за недостаточной инновационно-инвестиционной резонируемости бизнеса [18, 19, 20] .

Следует отметить, к сожалению, в сделанных выводах [16] ничего не говорится о самом человеке, о его месте в воплощении широкого круга преобразований разной направленности (затрагивающих жизнь и благополучие рядового человека), о его мотивационно-компетентностном состоянии не в узких группах специально отобранного персонала под конкретные задачи развития тех или иных сфер деятельности, а в широком толковании понимания места рядового работника во всем «потоке» намечаемых изменений (от экономических до социально ориентированных).

Теневой стороной искусственного интеллекта является гиперболизация значимости денег и власти над независимостью человека в принятии тех или иных решений, а также целенаправленное подчинение человека невидимому и сокрытому от глаз «правителю». Удобство, ставящееся в центр инновационных изменений в различных составляющих видов деятельности бизнеса и власти на основе ИИ, это порой фальшивая «приманка», которая в реальной системе социально-экономического состояния субъектов ведет к бесконтрольному применению ИИ в чьих-либо личных интересах (например, когда требуется максимально обезлюдить различные процессы и убрать личный контакт с физическими лицами). Это может быть сомнительным в самых разных смыслах, и может быть опасным тогда, когда такая новация обращена на управление общественным и личным сознанием социумов и направлена на тотальный контроль за всеми действиями человека (индивида) и его реакциями на направляемые в его адрес управляющими воздействиями.

Прогресс, замыкаясь на цифровых компьютерных технологиях, утрачивает свое первоначальное понимание как исходной социально-экономической категории. Модель бесконечного потребления во всех его гипертрофированных формах и масштабах уничтожает общество и его ценности. Именно духовно-нравственные ценности выступают ориентиром жизнедеятельности и взаимопонимания людей; они являются основой формирования стереотипов и моделей поведения человека в обществе [37], адаптирующегося к новым вызовам современных технологий. А они не способны встраиваться в системы машинного интеллекта, представляющего собой способность технических и подобных им устройств воспроизводить (получать) желаемый результат в рамках целевых задач наиболее простым способом, не требующим самоанализа в необходимости совершения тех или иных действий. Наоборот, он требует четкого следования в процессах в соответствии с заданными параметрами. Следует признать, что нейросеть – это всего лишь инструмент, и не более того. А инструмент должен облегчать выполнение рутинных и подобных им операций (работ, процессов) как составляющих масштабного комплекса действий, объединенных в некую целостную систему.

Следует выработать четкое понимание этики использования искусственного интеллекта с учетом его влияния на интеллектуально-когнитивное самовыражение личности человека и его поведение, определяемое им самим. Следует признать, что человек становится мишенью для манипулирования [38, 4], как его личным, так и общественным сознанием посредством использования виртуального и иного инструментария [5, 21] (в том числе и с использованием ИИ). Заменять знание, воспроизводимое креативным и инновационно-творческим самовыражением человека, чревато значимыми провалами в системе профессиональной самореализации и ведет к деградации рядового человека, утрачивающего возможность мыслить и принимать самостоятельные решения. Сомнительным является замена управленческого потенциала профессионально подготовленного специалиста искусственным интеллектом, особенно в тех сферах, в которых важную роль играет человеческий фактор [22]. Имеются также результаты исследований отношения россиян к технологиям в области медицины [23]. Обнаружено следующее: а) 40% россиян чувствовали бы себя более уверенно при оказании медицинских услуг и постановке диагноза именно искусственным интеллектом; б) 39% пациентов ‒ при проведении операции роботом; в) 37% ‒ при вживлении чипа для восстановления слуха. Эти результаты аналогичны данным, полученным в странах лидеров инновационного развития. Инновационная среда в своем развитии предполагает ориентацию на концепцию «креативного управления» [24], предусматривающей реализацию возможностей творческого мышления как такового, ведущего к созданию новых материальных и духовных ценностей, а также к генерированию разнообразных оригинальных (новаторских) идей и к формированию интеллектуальных продуктов. Накопление интеллектуального капитала всегда сопровождается преобразовательными процессами, аккумулирующими знания, информацию, опыт, организационные навыки, мотивации, воплощаемые инновационные способности наиболее активного звена трудового ресурса.

Сложный трансформационный переход на рельсы мобилизационной экономики расширяет возможности новой модели социальной мотивации, которая базируется на понятии «экспрессивизм», характеризующий широкий набор ценностей (например, таких: творчество, автономность, приоритет самовыражения перед социальным статусом, стремление к новому, совершенствование самого себя, внутренний рост, сопричастность к принятию решений и т.п.) [25, c. 90; 26]. Высокого качества жизни могут достигать те индивиды, которые могут самореализоваться, удовлетворить свою способность к самовыражению и воплощению своей инновационной и иной дефицитной способности, а также наделены способностью к развитию своего творческого потенциала [27, с. 226]. Это тот набор свойств и качеств, который необходим для вовлечения индивида в процесс создания искусственного интеллекта.

Следует отметить, что в наше время около 80% населения (и в России, и на Западе) работают на низкопрофессиональных работах, где достаточно уметь читать и писать. А умения и навыки приобретаются ими при выполнении практической работы. Специалисты высокой квалификации, формирующие человекоцентричный ресурс общества (в него входят инженеры, ученые, врачи) составляют не более 5-6 % населения [39], которые имеют подлинное высшее образование и в них доминирует стремление к получению знаний и их реальному воплощению в самых разных сферах жизнедеятельности страны. Поэтому в условиях мобилизационной экономики создание новой системы образования, нацеленной на инновационное решение проблем развития системообразующих отраслей экономики становится ключом к преодолению технологического и экономического суверенитета страны.

Культурный фактор остается в тени масштабно декларируемых задач на техническое переобновление, а он находится в центре фокуса обозначаемых изменений. Он определяет сущность нравственно-идеологической компоненты человека труда, которая не может быть формализована в элементах машинной системы. Нейросеть обладает таким негативным свойством как способность «стирать» личность и формировать принципиальные ошибки в эмоционально-нравственном отражении восприятия человеком информационных сигналов (в виде манипулятивных и симуляционных сообщений, в виде объективно отражающих реальность откликов), настраиваемых бизнесом на установление взаимодействий с индивидами, выступающими активными потребителями предлагаемых им товаров и услуг, но уже в digital-пространстве [28 [.

Нужен контроль за определенными зонами использования ИИ, поскольку он ослабляет способность человека к принятию самостоятельных решений, отличных от «зашитых» ИИ установок. Формируемые теми или иными бенефициарами (чаще всего сокрытыми от глаз общественности) задачи для нейросетей ставятся под заранее определяемый ими нужный результат, который выгоден узкой группе лиц. Последнее определяется тем, что пока слабо решаются проблемы сближения интересов разных стратификационных классов и определенных групп разного статуса и разной иерархии. Создание широкого профиля нейросетей, наполняемых теми или иными смыслами и инструментами достижения устанавливаемых целей, создает условия, способствующие ликвидации творческих способностей людей в их профессиональной сфере. Обнуление творческого потенциала широкого круга людей – это возможный результат бездумного вовлечения ИИ в процессы управления функционированием и развитием бизнеса и его отдельных областей деятельности.

К сожалению, сегодня слабо учитывается влияние всей совокупности факторов, определяющих рациональный набор инструментария управления деловой активностью и конкурентоспособностью бизнеса (в том числе входящего в методическое обеспечение) [29]. ИИ должен настраиваться на такие воздействия взаимодействующих рыночных агентов, которые, с одной стороны, могут изменять внутреннее состояние бизнеса в направлении осуществления масштабных инновационных изменений, а с другой – способствовать маркетинговой и иной адаптации поведения людей и бизнеса под требования доминаторов роста в соответствии с вновь появляющимися технико-технологическими возможностями обеспечить эффективное развитие национальной экономики в режиме ее мобилизации. Объекты ИИ сегодня подстраиваются под институты и структуры «общества потребления», созданного в последние десятилетия в России усилиями ее скрытых врагов и недоброжелателей. В таком обществе акцент делается на эмоционально-поведенческой концепции маркетинга [30], реализуемой, в том числе, с использованием широкого набора инструментов воздействия на получателей сигналов в виртуальном пространстве и с включением элементов адресно настроенного ИИ.

В новых геополитических условиях нельзя отмахнуться от внешнего санкционного давления и от геоэкономической «эмболизации» ресурсных потоков [31], которые ранее вовлекались в процесс удовлетворения потребностей индивидуальных и массовых потребителей, приученных к бездумному «поглощению» целенаправленных воздействий маркетингового интернет-инструментария [32], закрепляющих безусловное принятие эмоционально-поведенческой концепции маркетинга как способа повышения бизнесом конкурентоспособности его товаров и услуг. Обозначенная выше концепция планомерно трансформируется заинтересованными лицами и представителями западноориентированной российской элиты в угоду навязываемых ими образцов поведения и «вырисованных» западных идеалов с их ценностными установками и нормами.

Использование ИИ сохраняет свою «хрупкость» в решении ключевых вопросов социально-экономического роста. ИИ может вести к деградации вместо прогресса, поскольку он может вмешиваться в те области жизнедеятельности общества, которые выходят за пределы обычной технологизации производственных и подобных им процессов. «Чат боты пишут уже не только дипломы, но и приговоры для судей, речи для политиков. Неужели в этом смысл новых технологий?» [33]. И ответа на этот вопрос пока нет. Алгоритмизация совести и нравственности при построении рациональных моделей поведения бизнесом и иными субъектами не может являться реальным объектом внутри системы ИИ, поскольку не может заменить человека с его восприятиями и ощущениями и не умаляет его значимости как носителя ценностных и морально-нравственных характеристик, закрепляемых в общественном сознании в границах конкретной цивилизации. Искусственный интеллект как важнейшее звено в расширяемом поле цифровых технологий надо использовать в целях созидания реальных экономических благ для всех участников развивающегося коммуникационного пространства и для наращивания социального благополучия граждан страны по всей вертикали стратификационной пирамиды. Он должен настраиваться на укрепление технологического и экономического суверенитета страны, а не на разрушение установок внутренних доминаторов и собственно доверия людей к продвигаемым инновациям. Деградация человеческого интеллекта и сдерживание развития личности становится той ценой, которую надо будет заплатить за бездумно-молчаливое внедрение систем искусственного интеллекта.

Рисунок 1 Модель активизации искусственного интеллекта в

зеркале управления инновационными изменениями в условиях

мобилизационной экономики

Обозначения: 1 ‒ создание человекоцентричным ресурсом объектов искусственного интеллекта (ИИ); 2 ‒ выделение составляющих объекта ИИ; 3 ‒ воздействие факторов внешнего окружения на характер инновационных изменений; 4 ‒ формирование квазисоставляющих изменений посредством ИИ (авт. ‒ квази ‒ quasi «якобы, почти, словно»; 5 ‒ сигналы обратной связи по результатам использования ИИ; 6 ‒ сигналы обратной связи на субъекты предпринимательской сферы; 7 ‒ коммуникационный мультипликатор; 8 – отражение объекта ИИ в зеркале инновационных изменений; -о-о-о-о- ‒ негативное отображение инновационных изменений в результате имплементации ИИ

Источник: разработано авторами

Должна сохраняться и поддерживаться государством и обществом способность человека к творчеству и саморазвитию через интеллектульно-творческое самоутверждение. И тогда ИИ может обрести новое системное качество, которое не будет подавлять личность человека и не будет его подменять в важнейших нравственно-этических и эмоционально-поведенческих реакциях на внешние вызовы и угрозы, а также будет укреплять мотивационно-коммуникационный иммунитет бизнес-структур и социально-экономической системы в целом [34]. Не должно быть цифрового рабства, которое может уничтожать личность и его участие в решении проблем социального общества. Экономоцентризм не должен превалировать над логикой и здравым смыслом, когда речь идет о внедрении искусственного интеллекта.

Нами предлагается уточнить понятийный аппарат, расшифровывающий представление об искусственном интеллекте и об его ключевых элементах, а также дать трактовку новым понятиям. Важным является определение их места в системе формируемых коммуникационных и иных взаимодействий различных частей единого целого, составляющего суть социально-экономической системы, функционирующей в новой экономической реальности и определяемой требованиями мобилизационной экономики и всестороннего развития личности.

На рисунке 1 представлена модель активизации искусственного интеллекта, отображаемого в зеркале управления инновационными изменениями, ориентирующая бизнес на реализацию широкого спектра инновационных преобразований в составляющих цепочек создания стоимостей в интересах укрепления его конкурентоустойчивости в условиях новой мобилизационно ориентированной реальности и экзистенциональной необходимости завоевания экономического суверенитета.

Нами предлагается ввести в научный оборот следующие понятия:

а) искусственный интеллект (ИИ) в социально-экономическом пространстве – это совокупность свойств искусственно создаваемых интеллектуальных систем с решателем задач в цепочке человек-машина, наделенных способностью выполнять творческие (созидательные, уникально-оригинальные, креативные, изобретательные и т.п.) функции и рационально использовать набор различных методов, моделей и конструктов (авт. – целостное отображение сущностного состояния реального мира во всех его составляющих – материальной, психологической, экономической, социальной и т.п.), интегрирующих и синтезирующих информацию в нужных форматах (видах, масштабах и т.п.), а также эффективно использовать совокупность информационных технологий (формирующих нейронные сети на базе программного обеспечения) для совершения (сопровождения) различных операций и действий в интересах бенефициаров. ИИ обретает свойства инструмента управления экономическим ростом в трансформируемой социально-экономической системе в рамках определенных ограничений и устанавливаемых обществом фронтиров (англ. frontier — граница, рубеж, пограничье) в маркетинговой деятельности [35] и при воплощении в нем ценностных установок, убеждений, предпочтений, выраженных в личном и общественном сознании и в субъектном поведении;

б) интеллектообразующие «фагоциты» – это составляющие искусственного интеллекта, присущие иммунной (мотивационно-коммуникационной) системе бизнеса для укрепления его конкурентных позиций, которые способны обеспечивать «защиту» субъекта предпринимательства в многообразно изменяющейся рыночной среде от негативных воздействий во внутреннем и внешнем контурах его функционирования посредством ослабления (погашения или ограничения) их влияния на функционирование и развитие бизнеса;

в) «гормоны» (др.-греч. ὁρμάω — двигаю, побуждаю, привожу в движение) искусственного интеллекта в социально-экономической системе – наиболее активные элементы социально-экономической системы, «созреваемые» (создаваемые, формируемые) внутри субъектов рыночных отношений (бизнес-структур, органов власти, научно-исследовательских учреждений, опытно-конструкторских структур, исследовательских и организациях культуры и в иных рыночных институтах), мотивационно и коммуникационно проницаемые для участия в процессах инновационных преобразований и при осуществлении ими поведенческих действий, обеспечивающих получение нужного результата для общества и бизнеса;

г) «цикотины» в системе искусственного интеллекта, реализуемого субъектами предпринимательства (и иными субъектами социально-экономической системы) – это совокупность взаимосвязанных между собой активных элементов бизнес-структур и иных звеньев социально-экономической системы, создающих «гормональную сеть» в ее внутренних структурах, вовлекаемую в процессы инновационных изменений, подкрепляемых маркетингово-поведенческой активностью этих элементов с учетом уровня их мотивационно-коммуникационной проницаемости на осуществление преобразований для решения обозначенных инициаторами воздействий задач и достижения целевых установок;

д) вирулентность (от лат. virulentus – «ядовитый») искусственного интеллекта в социально-экономической системе и в бизнесе – такое его свойство, которое характеризуется его способностью негативно воздействовать на мотивационно-коммуникационный иммунитет системы и бизнеса, а также нарушать баланс интересов между различными стратификационными классами и субъектами отношений, подталкивая систему к разрушению (или гибели), а бизнес – к утрате его конкурентоустойчивости. Вирулентность ИИ является мерой его патогенности (авт. – способности быть причиной отклонения от нормы или возникновения той или иной проблемы), являющейся его способностью к типичным (характерным, ярко выраженным, обычным) для него изменениям в определенных элементах, звеньях и составляющих социально-экономической системы, осуществляемых обычными способами их продвижения и отражающихся (закрепляющихся) в общественном и личном сознании субъектов.

Коммуникационный мультипликатор [9] аккумулирует ресурсные и интеллектуально-когнитивные усилия наиболее активных элементов социально-экономической системы и ее человекоцентричного ресурса при воплощении процессов инновационных преобразований и рационализации маркетингового и иного поведения субъектов в продуктах искусственного интеллекта, настраиваемых на удовлетворение сбалансированных интересов общества, государства и рядовых граждан, мотивационно и поведенчески проницаемых на укрепление конкурентоустойчивости бизнеса, социально-экономической системы в целом, а также на приращение производственно-экономического суверенитета страны.

Главным в активизации процессов интеллектуализации различных составляющих жизнедеятельности общества должно быть соблюдение условия, в рамках которого ИИ не должен настраиваться «под себя» определенными группами бизнеса и власти. Он должен работать на удовлетворение интересов общества, государства и рядовых граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Мобилизационная экономика определяет новые рубежи во взаимодействии человека и интеллектуализированной техники, обозначая необходимость совершенствования представления об экономической природе искусственного интеллекта, проявляющего свой сложный характер и как технология, и как компьютерная информационно-программная система, и как инструмент формирования мультипликативного эффекта, создаваемого в цепочках создания стоимостей и в результирующих показателях функционирования и развития бизнеса и национальной экономики в целом посредством активизации инновационной способности человекоцентричного ресурса и его творчески-созидательного потенциала.

2. Расширено представление об искусственном интеллекте (ИИ) в социально-экономической системе как о совокупности свойств искусственно создаваемых интеллектуальных систем, наделенных способностью выполнять творческие функции и использовать набор различных методов, моделей и конструктов, интегрирующих и синтезирующих информацию в нужных форматах, а также аккумулировать и интегрировать взаимодействие совокупности информационных технологий на базе нейронных сетей, вовлекаемых для осуществления различных процессов, операций и действий в интересах различных групп бенефициаров. Предложено ввести в научный оборот следующие понятия: интеллектообразующие «фагоциты», «гормоны» искусственного интеллекта, «цикотины» в системе искусственного интеллекта, вирулентность искусственного интеллекта, которые способствуют раскрытию экономической природы выстраиваемых взаимодействий между субъектами многофункциональных и разноролевых видов деятельности в процессе диджитализации экономики в условиях воплощения ее мобилизационного вектора.

3. Предложена модель активизации искусственного интеллекта в зеркале управления инновационными изменениями в условиях мобилизационной экономики, в рамках которой возможно обеспечить осуществление инновационных преобразований в составляющих цепочек создания стоимостей в интересах укрепления конкурентоустойчивости бизнеса, достижения баланса интересов совокупности всех мотивированных на обретение суверенитета социально-экономической системой сторон (общества, государства, разработчиков искусственного интеллекта, собственников капиталов, человекоцентричного ресурса, рядовых социумов).


Источники:

1. Путин призвал обеспечить массовое внедрение искусственного интеллекта. РИА НОВОСТИ. – 2022 (24 ноября). [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20221124/intellekt-1833975245.html (дата обращения: 13.02.2023).
2. Путин призвал создать инфраструктуру в области искусственного интеллекта. РИА НОВОСТИ. – 2019 (20 февраля). [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190220/1551123318.html?ysclid=lf29zjj1d0795242709 (дата обращения: 10.03.2023).
3. Щепакин М.Б., Губин В.А., Хандамова Э.Ф. Инструменты и механизмы антикризисного управления субъектами бизнеса в условиях нестабильной экономики. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. – 236 c.
4. Щепакин М.Б. Информационно-коммуникационный коннектор в обеспечении экономического роста производственной сферы // Известия вузов. Пищевая технология. – 2021. – № 5-6. – c. 108-115. – doi: 10.26297/0579-3009.2021.5-6.20.
5. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Формирование системы рекламно-маркетингового обеспечения при разработке стратегии управления устойчивым развитием бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 9. – c. 2147-2174. – doi: 10.18334/epp.11.9.113237.
6. Щурина С.В., Данилов А.С. Искусственный интеллект как технологическая инновация для ускорения развития экономики // Экономика. Налоги. Право. – 2019. – № 12(3). – c. 125-133. – doi: 10.26794/1999-849X 2019-12-3-125-133.
7. Бутенко Е.Д. Искусственный интеллект в банках сегодня: опыт и перспективы // Финансы и кредит. – 2018. – № 24(1). – c. 143–153. – doi: 10.24891/fc.24.1.143.
8. Revenues from the artificial intelligence (AI) market worldwide from 2016 to 2025 (in million U.S. dollars). Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/607716/worldwide-artificial-intelligence-market-revenues (дата обращения: 10.03.2023).
9. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Бженникова Д.Г. Человекоцентричный ресурс ‒ драйвер инновационных изменений в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117496.
10. Государство. Бизнес. Технологии. TADVISER. ‒ 2023 (14 февраля). [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Конференция: ИТ-приоритеты _2023 (дата обращения: 11.03.2023).
11. Щепакин М.Б. Управление конкурентоустойчивостью бизнеса посредством инновационных преобразований в условиях мобилизационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 601-628. – doi: 10.18334/epp.13.3.117301.
12. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Глазырина Е.О., Еремеев А.В. Развитие концепций маркетинга в условиях усиления влияния субъективного фактора // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1365-1388. – doi: 10.18334/epp.10.5.100884.
13. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Бженникова Д.Г., Федюнина Е.А. Эмоционально-поведенческая концепция маркетинга в развитии моделей лидерства // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 123-142. – doi: 10.18334/lim.7.2.100887.
14. Итоги послания Путина 2023: главные тезисы речи президента. Mash.– 2023 (21 февраля). [Электронный ресурс]. URL: https://mash.ru/text_translations/165726 (дата обращения: 21.02.2023).
15. Сейчас главный тормоз роста производительности труда – переход к цифровой экономике. Дзен. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/media/the_world_is_not_easy/seichas-glavnyi-tormoz-rosta-proizvoditelnostiperehod-k-cifrovoi-ekonomike-5a8179ed3dceb78e7601d14c (дата обращения: 16.02.2023).
16. Греф: внедрение искусственного интеллекта может прибавить в ВВП РФ 1% уже в 2025 году. ТАСС. – 2022 (24 ноября). [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/16415511 (дата обращения: 27.02.2023).
17. Отток капитала из РФ в 2022 году составит $251млрд. International Wealth. ‒ 2022 (12 декабря). [Электронный ресурс]. URL: https://internationalwealth.info/news-of-the-offshore/v-rf-zafiksirovan-rekordnyj-ottok-kapitala/ (дата обращения: 26.02.2023).
18. Щепакин М.Б., Ксензова Г.В. «Кольчуга» конкурентоспособности субъекта бизнеса как инструмент управления изменениями в мобилизационной экономике // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 4. – c. 933-954. – doi: 10.18334/lim.9.4.116972.
19. Щепакин М.Б. Антикризисный адаптер как инструмент управления конкурентным положением бизнеса на нестабильном рынке // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 8. – c. 1945-1966. – doi: 10.18334/epp.11.8.112801.
20. Щепакин М.Б. Управление экономическим ростом бизнеса в агропромышленном комплексе посредством активизации кумулятивных антикризисных компонентов субъектов региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 10. – c. 2357-2380. – doi: 10.18334/epp.11.10.113575.
21. Щепакин М.Б. Рекламно-маркетинговое манипулирование поведением субъектов при управлении экономическим ростом бизнеса в условиях диджитализации рыночных отношений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 81-102. – doi: 10.18334/epp.12.1.114062.
22. Солнцева О.Г. Аспекты применения технологий искусственного интеллекта // E-Management. – 2018. – № 1. – c. 43- 51.
23. Антонов Е.В., Аузан А.А., Брызгалин В.А., Вороненко В.А., Золотов А.В., Никишина Е.Н., Припузова Н.А., Трухачев С.А. Социокультурные факторы инновационной активности населения. - Москва: Институт национальных проектов; Российская венчурная компания, 2019. – 124 c.
24. Mitchell R. Cultural Policy Evaluation as a Means of Schemata Construction and as a Policy Instrument. YUMPU.ru.- 2015 (21.01.2015). [Электронный ресурс]. URL: https://www.yumpu.com/en/document/view/35476112/cultural-policy-evaluation-as-a-means-of-a-schemata-construction- (дата обращения: 11.03.2023).
25. Салтанович И.П. Социокультурный фактор в формировании инновационной среды // Вестник Международного института экономики и права. – 2013. – № 4(13). – c. 87-95.
26. Тоффлер О. Адаптивная корпорация. / Новая постинждустриальная волна на Запа-де. Антология. - М.: «Acadimia», 1990.
27. Лига М.Б. Качество жизни и постматериалистические ценности // Ползуновский вестник. – 2005. – № 3. – c. 222-228.
28. Щепакин М.Б. Гибридный маркетинг как инструмент развивающегося digital-пространства // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 11. – c. 2513-2536. – doi: 10.18334/epp.11.11.113796.
29. Щепакин М.Б., Ксензова Г.В. «Кольчуга» конкурентоспособности субъекта бизнеса как инструмент управления изменениями в мобилизационной экономике // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 4. – c. 933-954. – doi: 10.18334/lim.9.4.116972.
30. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Бженникова Д.Г., Федюнина Е.А. Эмоционально-поведенческая концепция маркетинга в развитии моделей лидерства // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 123-142. – doi: 10.18334/lim.7.2.100887.
31. Щепакин М.Б. Геоэкономическая «эмболизация» ресурсных потоков как фактор экономического роста российского бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1529-1554. – doi: 10.18334/epp.12.5.114788.
32. Щепакин М.Б., Рушанова С.С. Разработка классификационной модели маркетингового интернет-инструментария для повышения конкурентоспособности товаров и услуг // Известия вузов. Пищевая технология. – 2022. – № 2-3. – c. 112-120. – doi: 10/26297/0579-3009.2022.2-3.22.
33. Лосев А. Деградация вместо прогресса?. ОТР. – 2023 (7 февраля). [Электронный ресурс]. URL: https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/degradaciya-vmesto-progressa-66521.html (дата обращения: 20.02.2023).
34. Щепакин М.Б., Ксензова Г.В. Мотивационно-коммуникационный иммунитет бизнеса в формировании конкурентоустойчивой экономики // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 9-34. – doi: 10.18334/lim.10.1.117057.
35. Shchepakin M., Khandamova E., Bzhennikova J., Tolmacheva O., Bazhenov Y. The Impact of Supply Chain Management on Marketing Frontiers in Competitive Busi-ness Building // International Journal of Supply Chain Management. – 2018. – № 5. – p. 865-876.
36. Россия по уровню технологий отстает от развитых стран на 50 лет: нам пора учиться конкурировать с Китаем. MK.RU. 2013 (11 мая). [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/economics/2013/05/11/852491-rossiya-po-urovnyu-tehnologiy-otstaet-ot-razvityih-stran-na-50-let.html (дата обращения: 16.11.2022).
37. Патрушев Н. Нужны ли России «универсальные» ценности? Духовно-нравственные ценности общества как основа суверенитета государства. RG.ru. ‒ 2020 (17 июня). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/06/17/nuzhny-li-rossii-universalnye-cennosti.html (дата обращения: 18.12.2022).
38. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Жаманкулова Д.С. Личность как мишень в манипуляционных действиях бизнеса в условиях цифровизации экономики // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 323-342. – doi: 10.18334/lim.9.2.114581.
39. Рязанов С. Прощай, «Болванская» система! // Аргументы недели. – 2023. – № 9(855). – c. 3.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 16:42:51