Малый и средний бизнес в условиях мобилизационной экономики

Хончев М.А.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать:
Хончев М.А. Малый и средний бизнес в условиях мобилизационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 11. – doi: 10.18334/epp.14.11.121933.



Введение

В современном мире экономика каждого государства сталкивается с многочисленными вызовами, среди которых особенно актуальными являются вопросы мобилизационной экономики и развития инноваций в условиях кризиса. Сложность и многогранность данных проблем требуют глубокого и комплексного подхода к их изучению и решению.

Обзор научной литературы показывает, что вопросы мобилизационной экономики и инновационного развития в кризисные периоды обсуждались многими исследователями, в том числе Шапсуговой М.Д. [18], Ширинкиной Е.В. [19], Ивановым О.Б. и Бухвальдом Е.М. [9], Гиоевым Г.В., Комаровым М.И., Кузиным Н.Н. [6], Шкодинским С.В., Хачатурян А.А., Продченко И.А. [20], а также в работах И. С. Харченко и др. [10]. Однако, несмотря на значительный вклад ученых в изучение данных вопросов, остается ряд нерешенных проблем и недостаточно исследованных аспектов, касающихся взаимодействия мобилизационной экономики и инновационного развития в современных условиях.

Научный пробел заключается в отсутствии комплексного исследования, объединяющего взгляды на мобилизационную экономику и инновационное развитие как инструменты обеспечения государственного суверенитета и безопасности, а также способы их взаимодействия и влияния друг на друга в условиях кризиса.

Целью данного исследования является выявление и анализ механизмов взаимодействия мобилизационной экономики и инновационного развития в условиях современных экономических вызовов.

Научная новизна заключается в разработке теоретической модели, описывающей взаимодействие мобилизационной экономики и инноваций как факторов устойчивого развития и безопасности государства в условиях кризиса.

Авторская гипотеза предполагает, что интеграция мобилизационной экономики и инновационного развития позволяет создать устойчивую систему, способную эффективно противостоять внешним и внутренним вызовам, обеспечивая тем самым государственный суверенитет и безопасность.

Методология исследования включает анализ литературных источников, сравнительный анализ, моделирование процессов взаимодействия мобилизационной экономики и инновационного развития, а также использование статистических данных для подтверждения теоретических выводов.

Основная часть

В мае 2022 года Россию поразили международные санкции, оказавшие значительное влияние на внутреннее экономическое положение страны. Россия столкнулась с беспрецедентным давлением со стороны Запада и, как следствие, не имеет достаточного опыта для преодоления этих испытаний [15].

В современной экономической науке признаются наибольшая уязвимость предприятий малого и среднего бизнеса от влияния внешнеэкономических факторов, поскольку большинство таких предприятий находятся в зависимости от внешних поставщиков [5].

Мобилизационная экономика, как явление, требует комплексного подхода в изучении, включая анализ исторических прецедентов и адаптацию к современным условиям. Это не только реакция на экстремальные ситуации, но и отступление от устоявшихся тенденций развития для решения возникающих задач. Для понимания мобилизационной экономики критично важно определить ее ключевые характеристики, включая влияние политических, экологических, биологических, и других факторов на экономический процесс. Основные особенности заключаются в изменении экономических пропорций, повышении уровня государственного регулирования и институциональных преобразований, направленных на поддержку населения и бизнеса, а также в корректировке расходов госбюджета и использовании резервных фондов. Важно также отметить применение мер по контролю за потреблением и ценами. Эффективность мобилизационной экономики возможна при условии активизации государственных механизмов социально-экономического воздействия.

Мобилизационная экономика представляет собой уникальный инструмент государственной регуляторной политики, призванный обеспечивать национальную и экономическую безопасность через централизацию управления и усиление государственного контроля над ключевыми ресурсами. Несмотря на отсутствие ее детального рассмотрения в действующих документах РФ, мобилизационная экономика адаптируется к различным вызовам, что приводит к формированию нескольких ее вариантов: военно-мобилизационного, инвестиционно-мобилизационного и рентно-мобилизационного. История национальной экономики, начиная с 1914 года, демонстрирует чередование этих моделей, которые, однако, не могут охватить всю многообразность экономического развития России, особенно в период СССР (1946-1991 гг.) [18], когда наблюдалось сочетание мобилизационной экономики с элементами либерализации и рыночными реформами. Также вызывает сомнение строгая периодизация рентно-мобилизационной экономики, начиная с 1990-х годов, поскольку ее корни уходят еще в советский период, несмотря на пик развития в указанный период [9].

В начале 1990-х годов произошел переход от мобилизационной экономики планово-директивного типа к рыночно-ориентированной модели, сопровождаемый изменением институциональной структуры [16]. В условиях рыночной экономики, даже при значительной роли государства, возникает необходимость в гибком сочетании директивного управления и экономических стимулов для адаптации к мобилизационной экономике. Существует дискуссия о том, должна ли мобилизационная экономика основываться на жесткой централизации или комбинировать элементы централизации и децентрализации. Этот выбор влияет на стратегию публичного управления и зависит от условий внедрения мобилизационных элементов, возможных как в плановой, так и в рыночной экономике. В современной практике наблюдаются элементы децентрализации, соответствующие мобилизационной экономике, включая поддержку малого и среднего бизнеса, способного быстро адаптироваться к рыночным изменениям. Особую роль в механизме мобилизационной экономики играют условия федеративного устройства России, где децентрализация проявляется через временную передачу дополнительных экономических и социальных полномочий региональным органам управления [11].

В ответ на экономические санкции, введенные странами Запада, руководство Российской Федерации активировало комплекс мобилизационных мер. Среди ключевых документов, регламентирующих эти действия, выделяются указы Президента России, включая указы от 28 февраля 2022 года № 79 [1], от 1 марта 2022 года № 81 [2] и от 3 мая 2022 года № 252 [3], направленные на противодействие недружественным действиям со стороны США, их союзников и международных организаций, а также на поддержание финансовой стабильности в стране. Аналогичные решения были приняты и на уровне Правительства РФ, его министерств и ведомств, исполнительной власти регионов, а также государственных корпораций и организаций с участием государства, что свидетельствует о масштабном и многоуровневом подходе к преодолению вызовов, связанных с международными санкциями.

Исследование, проведенное аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, показало, что в 26,8% компаний доля импорта составляет до 10%, в 36,9% - от 10 до 50%, а в 26,4% - более половины их деятельности [7].

Для восстановления и перехода от экономики, зависимой от зарубежных поставок, к современной высокотехнологичной отечественной экономике, предприятиям предстоит преодолеть множество трудностей. Каждый кризис таит в себе не только риски, но и перспективы для создания инновационных продуктов и услуг, разработки передовых технологий, способствующих устойчивому экономическому росту. Важно определить правильное направление развития.

Финансовые потрясения серьезно подрывают экономическое благополучие государств. Они возникают как в производственном секторе, так и в сфере банковских услуг, затрагивая все уровни национальной экономики. Остановить эти кризисные явления полностью сейчас нереально, но можно попытаться проследить их периодичность и уменьшить их отрицательное воздействие на государственный и частный сектора. Кризис показывает полное отсутствие эффективности в финансовой системе страны, ситуацию, когда предложение значительно превышает спрос. Это ведет к тому, что ликвидные средства становятся недоступными из-за их изъятия из банковской системы, вызывая необходимость в срочных инвестиционных вложениях для пополнения дефицита либо к потенциальному банкротству банков ввиду перераспределения финансовых активов.

Ключевой проблемой оказывается дисбаланс между числом новооснованных и закрывшихся фирм: в 2010 году доля новооснованных предприятий была на 65% выше, чем закрытых, но к 2019 году положение изменилось на противоположное – число закрытых фирм малого и среднего бизнеса почти втрое превзошло число открытых. Это указывает на то, что кризисные явления в сфере малого и среднего бизнеса начали набирать обороты задолго до экономических шоков, связанных с пандемией COVID-19 и усилением санкционного давления со стороны западных стран в 2022 году, которые лишь ухудшили уже сложившуюся картину. Подтверждением этому служит 14-процентное сокращение числа новых компаний в 2022 году по сравнению с 2010 годом и четырехкратное возрастание числа ликвидированных предприятий [17].

Долгосрочное наблюдение, запущенное в середине 2021 года, мониторит 19 ключевых индикаторов, отображающих состояние предприятий малого и среднего размера в различных отраслях экономики на территории страны [13]. В начале 2022 года был зафиксирован спад в этих индикаторах для бизнеса данного масштаба, что стало следствием отрицательного воздействия экономических ограничений, введенных в отношении Российской Федерации. Эти ограничения оказали заметное давление на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Тем не менее, большинство предприятий в сфере малого и среднего бизнеса остро почувствовали последствия антироссийских экономических ограничений 2022 года, которые затронули их операции в результате разрывов в цепях поставок и падения спроса со стороны потребителей. В ответ на эти трудности государственные органы предоставили поддержку пострадавшим компаниям и их сотрудникам. Были быстро введены ряд мер поддержки, направленных как на ключевые сектора российской экономики, так и на малый и средний бизнес, включая [14]:

- выявление приоритетных отраслей для предоставления кредитных каникул на полгода малому и среднему бизнесу;

- установление налоговых преференций для предпринимателей;

- расширение перечня субсидий и льготных налоговых ставок для IT-компаний;

- корректировка штрафных санкций за налоговые проступки;

- введение субсидий для организаций, обеспечивающих трудоустройство молодёжи и лиц, зарегистрированных в службах занятости;

- оптимизация процедуры возмещения переплат по НДС и другие меры.

Для дополнительной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Правительство РФ разработало три специализированные программы: антикризисную, инвестиционную и программу оборотного финансирования. Антикризисная программа запущена в период пандемии и нацелена на поддержку малого и среднего бизнеса, столкнувшегося с трудностями из-за введённых ограничений вследствие COVID-19, позволяя индивидуальным предпринимателям и компаниям получать кредиты на различные цели до 31 марта 2022 года с возможностью отсрочки выплат до трёх месяцев [8].

Для участия в этой программе необходимо, чтобы индивидуальный предприниматель или компания были зарегистрированы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. В рамках программы доступно финансирование на общую сумму в 60 миллиардов рублей.

Инвестиционная программа, реализуемая Банком России в сотрудничестве с Корпорацией МСП, стартует 16 марта и направлена на выдачу инвестиционных займов под годовые проценты до 13,5% для средних фирм и до 15% для малых и микропредприятий. Максимальный размер предоставляемого кредита ограничен 335 миллиардами рублей. Все подробности и условия программы размещены на сайте Корпорации МСП.

Программа оборотного кредитования, поддерживаемая Банком России, предоставляет возможность средним предприятиям занимать средства под процент до 13,5% годовых, тогда как малые предприятия могут воспользоваться ставкой до 15%. Действие данной программы продолжалось до конца 2022 года.

К нефинансовым мерам поддержки относится также инициатива, предусмотренная Постановлением Правительства №336 от 10 марта 2022 года, которая предполагает приостановление регулярных проверок малого и среднего бизнеса на протяжении 2022 года [1].

В настоящее время масштаб антикризисных мер, предпринимаемых для противодействия текущему экономическому спаду, значительно превосходит аналогичные меры, введенные во время кризиса 2014 года. Россия столкнулась с беспрецедентным количеством западных санкций, и у нее нет опыта борьбы с вытекающими отсюда последствиями. Малый и средний бизнес играет ключевую роль в национальной экономике, и из-за ужесточения санкций бизнес-климат подвергся существенным изменениям. Отрицательное воздействие экономических ограничений, наложенных на Россию, выразилось в ухудшении показателей малого и среднего бизнеса в первом квартале 2022 года [12].

Несмотря на испытываемые МСП трудности из-за санкций, не стоит игнорировать потенциальные позитивные аспекты этой ситуации, которая открывает возможности для России по восстановлению и укреплению промышленного потенциала, а также повышению конкурентоспособности национальных компаний как на внутреннем, так и на международном рынках.

Возможность России занять заметное место среди лидеров глобальных производителей в будущем обусловлена отсутствием иностранных конкурентов и государственной поддержкой, что способствует возрождению промышленной мощи страны.

Однако, малые и средние компании столкнулись с трудностями, включая уменьшение инвестиций и проблемы с продажей товаров, в особенности из-за трудностей с получением дорогостоящих кредитов для пополнения оборотных средств. Из-за высоких процентных ставок, которые в 2023 году достигли 8-27%, предприятия часто отказываются от займов. Доступ к краткосрочному кредитованию является особенно важным для поддержания операционной деятельности. Необходимо, чтобы государство способствовало созданию благоприятных условий для поддержки роста и развития малого и среднего бизнеса, учитывая предыдущий успех в инвестировании в основные средства бизнеса.

Анализ влияния различных факторов на развитие малого и среднего бизнеса показал, что ключевым элементом являются денежные доходы населения, вложения в основной капитал и количество экономически активного населения. Изучение денежной массы в обращении с 2013 по 2020 год указывает на то, что финансовый кризис 2014 года не оказал значительного влияния на количество денег в экономике, а объем денежной массы коррелирует с успехом малого и среднего бизнеса.

Чтобы эффективно поддерживать малый бизнес в кризисных условиях, необходимо реализовывать комплексные меры государственного и регионального вмешательства, включая налоговые, бюджетные, материально-технические и ценовые стимулы, а также развивать системы подготовки кадров и укреплять имидж предпринимателей для расширения международной деятельности. Это поможет повысить конкурентоспособность и эффективность бизнеса, привлекая клиентов и партнеров на мировом рынке.

В период экономических нестабильностей, представители мелкого и среднего бизнеса будут иметь шанс получить финансирование для запуска и расширения своих коммерческих инициатив. Для привлечения внимания клиентов предполагается регулировать внешнеторговый поток товаров через введение соответствующих таможенных тарифов и квотирование. В дополнение, предлагается обдумать возможность предоставления "налоговых каникул" таким организациям, что станет значительной поддержкой для стартапов. Для сокращения бюрократических барьеров предполагается внедрение законодательных инициатив, целью которых будет облегчение условий функционирования предприятий небольшого и среднего масштаба.

Проведенное исследование различных аспектов, влияющих на благополучие малого и среднего бизнеса, выявило, что ключевыми барьерами являются сложности с накоплением капитала и отсутствие адекватной финансовой поддержки со стороны государственных структур и кредитных институтов. Многие небольшие компании сталкиваются с препятствиями при попытках получить необходимую финансовую помощь в свете завышенных процентных ставок по банковским займам.

Проблематика доступности краткосрочного кредитования для целей развития собственного дела является одним из основных вызовов для малых предприятий. Финансовые учреждения зачастую воздерживаются от предоставления таких займов или устанавливают процентные ставки на уровне, который становится не по карману для мелких компаний. Это приводит к ситуации, когда малый бизнес застревает в ловушке ограниченных возможностей для роста и экспансии.

Для преодоления этих трудностей требуется реализация комплексных стратегий как на федеральном, так и на местном уровнях. Предлагаемые стратегии охватывают налоговое, бюджетное, материально-техническое и ценообразование, состоящие в обеспечении эффективных методов поддержания малого и среднего бизнеса. Необходимо разработать механизмы, которые облегчат проблему накопления начального капитала, предоставят доступ к доступным краткосрочным займам и способствуют созданию благоприятных условий для процветания малых предприятий.

Выводы

Исходя из анализа предоставленной информации, приходим к пониманию, что в современной России наблюдается четкое увеличение элементов мобилизационного подхода в управлении национальной экономикой. Однако, эта интеграция мобилизационных элементов осуществляется с учетом баланса, не подрывая фундаментальные принципы рыночной экономики, которые лежат в основе экономической системы страны. Введенные меры направлены на стимулирование производственной сферы и инвестиционной активности внутри страны, а также на поддержание уровня занятости населения и ускоренное восстановление предприятий, столкнувшихся с негативным влиянием незаконных экономических ограничений со стороны западных государств. В условиях текущих вызовов, от экономических агентов и граждан потребуется максимальное сосредоточение и использование доступных ресурсов для достижения общенациональных целей. Мобилизационный характер экономики, в этом контексте, может способствовать укреплению социально-политической единства общества.

В таких условиях становится целесообразным утверждать, что в определенных исторических обстоятельствах преимущества, предоставляемые мобилизационной экономикой, являются очевидными, однако они ограничены по времени. Суть мобилизационной экономики как явления, встречающегося в истории экономики, заключается в том, что ее продолжительное применение может привести к ее трансформации из экстраординарного направления в экономическом развитии и управлении в обыденное или постоянное, что считается менее предпочтительным. В то же время, как утверждают некоторые эксперты, длительность мобилизационной экономики способна обнаружить определенные недостатки и уязвимые аспекты существующей экономической системы и механизмов государственного регулирования; это может указать на ранее не задействованные возможности для роста и обновления производства, а также на ключевые области для будущих экономических реформ. Таким образом, ценность мобилизационной экономики заключается не только в максимальном устранении угроз экономической безопасности страны, но и в выявлении элементов, которые способствуют повышению ее устойчивости перед таким спектром рисков и угроз.

Обсуждение мобилизационной экономики требует глубокого и систематического подхода; простое исключение её ключевых аспектов и функционирования не означает, что вопрос исчерпан до новой необходимости его рассмотрения. Это должно отразиться в переходе от поверхностного освещения темы к её всестороннему научному анализу и закреплению в законодательстве её экономической и организационной структуры. Термин «мобилизационная экономика» следует рассматривать в рамках чётко определённых правовых категорий. Возможно, целесообразно заменить этот термин на более обширное определение, такое как «критическая макроэкономическая ситуация», учитывая важность мобилизационной экономики в преодолении разнообразных вызовов для развития государства. Такое закрепление должно найти своё выражение через внесение изменений в федеральное законодательство о безопасности и стратегическом планировании, а также в существующие стратегии национальной и экономической безопасности Российской Федерации.


Страница обновлена: 24.10.2024 в 11:43:23