Комплекс предложений по защите экономики России от санкций стран Запада на макро-, мезо- и микроуровне
Зимовец А.В.1, Сорокина Ю.В.2, Ханина А.В.3
1 Таганрогский институт управления и экономики, Россия, Таганрог
2 Южный Университет (Институт управления, бизнеса и права), Россия, Ростов-на-Дону
3 Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 30
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49061667
Цитирований: 30 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В начале марта 2022 года Российская Федерация подверглась значительному числу введенных против ее экономики санкций, которые оказывают на неё существенное негативное влияние. В современной истории Россия никогда не подвергалась такому отрицательному воздействию со стороны западных стран, вследствие чего, выстроить какие-либо прогнозы сославшись на исторический опыт не представляется возможным.
В рамках данной работы авторами рассматривается влияние введенных антироссийских санкций на макроэкономическое состояние страны, а также проанализированы меры поддержки государством населения и субъектов предпринимательства в сложившихся условиях. Помимо этого, авторами представлен ряд предложений по защите экономики России и поддержания ее устойчивого развития
Ключевые слова: санкции, защита экономики, влияние санкций на экономику, устойчивое развитие, контрсанкции, государственная поддержка, малый бизнес, развитие бизнеса
JEL-классификация: F41, F42, F44, F51, F52
Введение
Современная история России насчитывает немногим более трех десятков лет, однако лишь малая часть этого периода не грозила масштабными потрясениями как для жителей страны, для субъектов предпринимательства, так и для всей экономики страны. За последние 3 десятилетия Россия пережила и гиперинфляцию 1990-х, и дефолт 1998-го, и черные вторники 2008 и 2014 годов, и антиковидные ограничения 2020-го, и многое другое.Нынешний кризис, спровоцированный введенными против российской экономики западными санкциями, не является циклическим, вследствие чего его невозможно было ни предсказать, ни подготовиться к нему. Экономические санкции, внезапно введенные Соединенными Штатами Америки и их сателлитами, в считанные дни поставили деятельность многих российских предприятий в сложное положение: были прерваны логистические цепочки поставок зарубежных комплектующих, резко подорожала иностранная валюта, часть банков была отключена от системы SWIFT и т.д. Стоит отметить, что при поддержке правительства Российской Федерации значительная часть проблем была либо полностью решена, либо негативные последствия от санкций были минимизированы. Однако по состоянию на середину мая 2022 года все еще имеется ряд сложностей, которые только предстоит решить.
Актуальность темы работы определяется необходимостью разработки адекватного и эффективного комплекса мер по поддержке экономики Российской Федерации на макро-, мезо- и микроуровне и противодействию санкционной политике «недружественных стран».
Изученность проблемы. Программы государственной поддержки предпринимательства в условиях кризиса и экономических санкций исследуются в работах таких авторов, как Аваков С.Ю. [1, с. 42] (Avakov, Zimovets, 2019, р. 42), Ханина А.В. [23, с. 199] (Khanina, 2021, р. 199), Шпилькина Т.А. [24, с. 22] (Shpilkina, Dolina, 2016, р. 22) и др., однако конкретные механизмы функционирования отечественной экономики в условиях колоссальных по своему объему и давлению экономических санкций на текущий момент времени находятся лишь в стадии формирования.
Цель исследования заключается в разработке комплекса мер, способных минимизировать санкционное давление западных стран на экономику России как на микро-, так и на макроуровне.
В ходе исследования авторами была выдвинута гипотеза о том, что проводить контрсанкционную политику можно лишь в комплексе, используя не только инструменты регулирования макроэкономических показателей и поддерживая малый бизнес субсидиями, но и поддерживая достойный уровень жизни населения государства.
При проведении исследования использовались следующие научные методы: метод сравнения, метод изучения информационных материалов, метод статистического анализа, графический метод.
Научная новизна заключается в разработке авторами комплексного подхода к регулированию отечественной экономики и противодействия санкционному давлению на макро-, мезо- и микроуровне.
Ниже показано, какие меры могут быть реализованы, чтобы нивелировать негативное влияние западных санкций как на граждан государства и представителей бизнеса, так и на всю экономику страны в целом.
1. Развитие российской промышленности в условиях санкций: механизмы поддержки
Российская Федерация уже несколько лет находится в состоянии кризиса, вызванного неэкономическими факторами. В 2020 году мир захлестнула пандемия COVID-19, что повлекло за собой значительные структурные перестройки в экономике, а в 2022 году началась специальная военная операция. Именно неэкономическая природа данных кризисов, в отличие от классических циклических экономических кризисов, не позволила их своевременно спрогнозировать и, соответственно, подготовиться к последствиям.
Российская промышленность, от добывающей до крупных производственных центров, является базисом экономического развития страны. По оценкам экспертов Министерства экономического развития [15], на значительное превышение фактического исполнения доходов бюджета помимо роста цен на нефть в 2021 году повлияли именно результаты деятельности промышленных организаций:
- восстановление нефтегазового и металлургического сектора;
- рост доходов от организаций металлургического, химического и финансового секторов экономики.
В структуре поступлений в федеральный бюджет доля нефтегазовых доходов в 2021 г. составила 35,8%, ненефтегазовых – 64,2%. Ненефтегазовые доходы выросли на 20,4% и составили 16,2 трлн руб. [15]. Это было вызвано ростом поступлений НДС, налога на прибыль организаций.
Нефтегазовые доходы выросли в 1,7 раза и составили 9,1 трлн руб. Это было обусловлено увеличением поступлений налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, вывозных таможенных пошлин на нефть, НДПИ в виде углеводородного сырья [15]. Как видно, российская добывающая и обрабатывающая промышленность играет важнейшую роль в формировании бюджетных поступлений, но именно на нее и были направлены основные антироссийские санкции, вводимые западными странами в марте 2022 года. Рассмотрим возможные последствия для экономики страны от сложившихся обстоятельств и проанализируем сценарии развития событий.
По словам вице-премьера Андрея Белоусова, объемы производства в промышленности и торговле упали на 11%, при этом главными катализаторами такого спада называются перебои в поставках и логистические проблемы [3]. Проблемы с поставками, приостановление деятельности многих западных компаний на российском рынке привели к нестабильности предложения товаров и услуг, что вызвало ажиотаж у населения, повлекший за собой резкий скачок инфляции, при этом основной вклад в изменение годовой инфляции внесли именно товары длительного пользования [5].
В 2022 году в первые две недели санкций темпы роста цен тоже резко пошли вверх, превысив 2% в неделю (до этого за все время наблюдений с 2008 года ни разу не поднимались выше 1%) [20].
Все это привело к резкому ослаблению курса рубля, но после стабилизационных мер, принятых правительством и направленных на ограничение потоков капитала, по мнению экспертов, фундаментальных экономических причин дальнейшего падения курса рубля нет, а значит, можно рассчитывать на стабилизацию и возврат к докризисному состоянию, что в целом уже можно наблюдать.
Санкции 2022 года оказали значительное влияние именно на те отрасли, на которые они были направлены, в том числе добывающую и обрабатывающую промышленность. Прогнозируется дальнейшее сокращение ВВП, по ожиданиям Минэкономразвития и Минфина, ВВП России сократится более чем на 10% в 2022 году [20]. Международный валютный фонд 19 апреля 2022 года указывал, что прогнозирует сокращение российского ВВП на 8,5% в 2022 году. До начала 2022 года экономисты, как правило, оценивали потенциальный рост российской экономики в 1,5–2% [20].
В связи с этим необходимо рассмотреть возможные пути выхода из сложившихся условий:
1. Снижение зависимости от сырьевого экспорта и переориентация на внутреннее производство. Помимо нефти и газа, Российская Федерация экспортирует продукцию химической промышленности, продовольственные и сельскохозяйственные товары, машины и оборудование, а также целлюлозно-бумажные изделия [4], а значит, есть возможность поиска путей для изменения структуры экспорта России. Разработки российских ученых в области космических технологий последние годы завоевывают все больший интерес. Например, разработанный ТЕРРА ТЕХ комплекс геосервисов «Цифровая Земля» – это облачный продукт с использованием технологий искусственного интеллекта, который позволяет извлекать из космических снимков аналитику о состоянии и развитии объектов, территорий и природных ресурсов. Разработка имеет высокий экспортный потенциал в части тиражирования решения в интересах национальных правительств и крупного бизнеса для исполнения контрольных и надзорных функций, управления территориями и распоряжения ресурсами [12]. Следует обратить особое внимание на достижения российской медицины и химической промышленности при разработке вакцины от COVID-19, которая уже зарегистрирована и признана в качестве основной в 59 странах мира с общим населением более 1,5 млрд человек.
Рисунок 1. Страны, зарегистрировавшие вакцину «Спутник V» [19]
Figure 1. Countries that have registered the Sputnik V vaccine [19]
2. Возврат к опыту СССР по двойному курсу иностранной валюты. Из истории известно, что 26 октября 1990 года вышел указ президента СССР М.С. Горбачева «О введении коммерческого курса рубля к иностранным валютами и мерах по созданию общесоюзного валютного рынка». Коммерческий курс был установлен на уровне 1,8 рубля за 1 доллар, в то время как официальный курс доллара составлял около 60 копеек. По официальному курсу финансировались бюджетные организации, а по коммерческому –покупались импортные товары. Стоит заметить, что для разных товаров курс был разный. Взяв на вооружение опыт Советского Союза, государство может также установить двойной курс доллара, стимулируя тем самым отечественное производство, так как покупки за границей станут невыгодными. К тому же принятое сегодня решение о продаже 80% валютной выручки от части напоминает решение советского правительства об обязательной продаже 40% валютной выручки государству «для оплаты внешнего долга СССР», но выручка в то время продавалась по «завышенному» коммерческому курсу, чтобы экспортерам было выгодно совершать сделки [11]. Сегодня же продажа 80% выручки осуществляется по курсу ЦБ на день продажи.
3. Законодательное ограничение сверхприбыли крупных производителей. Многие монополисты зачастую, пользуясь своим положением на рынке, необоснованно завышают цены. Государственное регулирование цен на товары первой необходимости и ряд других товаров уже принесло результаты. Тотальный контроль не является лучшей мерой в демократическом государстве, однако рекомендации по направлению сверхприбыли на реализацию социально значимых проектов могли бы значительно увеличить социальную ответственность бизнеса или задуматься о снижении цен, дабы не получать ту самую сверхприбыль, что, в свою очередь, может привести к исчезновению монополистического рынка и дать толчок к развитию рынка совершенной конкуренции.
Нынешний российский экономический кризис асимметричен, вводимые санкции и предпринимаемые правительством меры оказывают неоднозначное влияние на экономическую ситуацию в стране, тем не менее любой кризис способствует перестройке и ликвидации дисбалансов в экономической системе. В связи с чем требуется более комплексный подход к решению экономических проблем на всех уровнях.
2. Совершенствование механизмов поддержки субъектов предпринимательства в условиях санкций
В результате проведения специальной военной операции на территории Украины деятельность не только крупных, но и средних и малых российских предприятий также оказалась под санкционным давлением со стороны недружественных государств. Санкционные ограничения затронули функционирование предприятий практически всех сфер деятельности. В частности, стали испытывать проблемы с поставками комплектующих и сырья такие предприятия, как:
- АвтоВАЗ, который начиная с марта 2022 года был вынужден приостановить производство из-за отсутствия поставок иностранных комплектующих. На момент написания статьи руководство завода планирует резко сократить модельный ряд, отказаться от установки некоторых агрегатов и систем (речь идет о системах ABS и ESC, подушках безопасности и т.д. [16] (Ponomarev, 2022));
- Светогорский бумажный комбинат – у которого из-за прекращения поставок в Россию и Белоруссию хлората натрия возникли перебои с производством отбеленной офисной бумаги. Предприятие предпринимает меры на переход к производству бумаги «не ярко белого цвета» [10] (Kapranov, 2022).
Перечислять попавшие под санкции крупные и малые отечественные предприятия, не попавшие под санкции напрямую, но столкнувшиеся с ними непосредственно, можно очень долго.
Одновременно в стране приостановили частично или прекратили полностью многие зарубежные предприятия, в том числе ведущие как совместную деятельность, так функционирующие на условиях франчайзинга. В результате без работы и без соответствующего дохода остались многие их бывшие сотрудники.
В сложившихся условиях руку помощи пострадавшим предприятиям и их сотрудникам протянуло государство. В частности, в достаточно краткие сроки был реализован комплекс мер по поддержке как основных производств России, так и предприятий малого и среднего предпринимательства:
- был утвержден перечень пострадавших отраслей, в которых малые и средние предприятия смогут получить кредитные каникулы на полгода;
- для некоторых категорий индивидуальных предпринимателей были установлены налоговые каникулы;
- правительство расширило грантовую поддержку предприятий, занятых в IT-сфере. Для них же снизили ставки по уплачиваемым налогам;
- понижены пени за просрочку уплаты налогов;
- появились новые необлагаемые доходы по прибыли;
- работодателям будут выдаваться субсидии за трудоустройство молодежи, лиц, находящихся на учете в центрах занятости, и т.д.;
- ускорена процедура возврата излишне уплаченного НДС;
- ФНС временно не будет штрафовать за невыдачу бумажного чека и т.д.
Количество мер поддержки, анонсированных на федеральном и региональном уровне, в целом превышает несколько десятков и на порядок превышает количество мер поддержки, осуществленных и во время кризиса 2014 года [1] (Avakov, Zimovets, 2019), и во время начала борьбы с коронавирусной пандемией 2020 года [7] (Zimovets, Khanina, 2021). Однако подробный анализ показывает, что большинство мер поддержки имеют либо финансовый (снижение ставок налогов, выдача субсидий и т.д.), либо квазифинансовый (отсрочка по уплате налогов или возвратов кредитов, перенос сроков лицензирования и т.д.) характер, в то время как бизнес (по крайней мере уровня микро, малый и средний) нуждается и в иных формах поддержки.
Рассмотрим, что еще можно сделать на государственном уровне для поддержки предпринимательства.
Во-первых, многие предприятия из-за разрыва логистических цепочек (в том числе из-за отказа ряда стран приобретать продукцию российского производства) стали сталкиваться с невозможностью реализации своей продукции. То есть предприятия прекращают свою деятельность не из-за отсутствия сырья и материалов, не из-за оттока рабочей силы, но из-за кризиса перепроизводства. В этих условиях роль генерального покупателя должно взять на себя государство. Для этого можно создать портал «государственных закупок», ориентированный на приобретение излишков продукции от предприятий-производителей по фиксированным ценам. Предприятия, которые являются производителями и которые попали в перечень столкнувшихся с проблемой продвижения произведенной продукции на зарубежные рынки, смогут реализовать излишки производства государству. Для избежания различного рода махинаций цена на сайте должна быть установлена на 10–20% ниже, чем средняя рыночная стоимость на российском рынке. Тем самым предприятия не столкнутся с необходимостью приостановления деятельности и сокращения своих сотрудников, в то время как государство сможет перераспределить приобретенную продукцию по регионам и предприятиям, в ней нуждающимся.
Во-вторых, в продолжение предыдущего предложения рекомендуется пересмотреть положения законодательства в сфере закупок (в том числе Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [22]) с целью упрощения доступа к ней представителей не только малого и среднего предпринимательства, но и самозанятых (именно в качестве самозанятых, а не физических лиц, как это осуществляется сейчас). Предполагается что осуществление закупок государством именно у самозанятых нивелирует страх многих бухгалтеров коммерческих предприятий работать с этой категорией лиц, что, в свою очередь, увеличит количество желающих регистрировать на себя данный формат деятельности и, соответственно, будет способствовать снижению уровня безработицы в стране.
В-третьих, федеральным и региональным органам власти стоит вернуться к концепции создания на некоторых территориях свободных экономических зон. Предполагается, что в условиях кризиса и беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных стран это будет способствовать не только удержанию на плаву отдельных, важных для отечественной экономики организаций, но и будет способствовать развитию целого кластера предприятий, связанных единой промышленной целью и имеющих гарантии долгосрочной поддержки государства.
В-четвертых, как уже было сказано, государство вводит льготы и налоговые каникулы для особо пострадавших и/или наиболее важных отраслей экономики. Однако эти действия осуществляются исходя из основного кода ОКВЭД указанным собственником при регистрации предприятия и без должного внимания на суть реальной деятельности организации. Предлагается при осуществлении государственной поддержки осуществлять анализ реальной деятельности предприятий (в том числе посредством анализа заключенных и исполненных договоров, поданных в ИФНС счетов-фактур и т.д.)
В-пятых – в дополнение к предыдущему пункту, для важных для государства сфер деятельности ввести регрессивную шкалу налогообложения по уплачиваемым ими налогам (в том числе по налогу на прибыль, по ресурсным налогам, по УСН, по патентной системе налогообложения и т.д.). Данный инструмент будет способствовать выводу предприятий «из тени», повышать их чистую прибыль, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению потока инвестиций в инновационные высокотехнологичные технологии (уровень которых в рамках нацеленности на производство конечной, высокотехнологичной продукции, к сожалению, в России остается недопустимо низким уже на протяжении многих лет [8] (Zimovets, 2004)). В результате страна сможет в достаточно короткой перспективе развить собственное производство товаров и комплектующих, которые попали в санкционные списки и перестали поставляться в Россию из-за рубежа.
В-шестых, для ускорения перехода России от сырьевой экономики к экономике производственной предлагается существенно пересмотреть ставки таможенных пошлин на экспортируемую продукцию. Предлагается понизить ставки пошлин (вплоть до нуля) на экспорт «финализированной» продукции при одновременном увеличении пошлин на таковую при ее импорте. Особый акцент стоит сделать на той продукции, в которой Россия может получить конкурентные позиции на мировом рынке (фермерская продукция, вооружение и т.д.). Одновременно предлагается ввести нулевые таможенные пошлины (при нулевой ставке НДС) для физических лиц, самозанятых и индивидуальных предпринимателей при импорте ими производственного оборудования вне зависимости от его рыночной стоимости.
В-седьмых – предлагается использовать опыт некоторых стран по использованию запатентованных иностранных технологий. В условиях, когда Россию отключают от международных научных баз данных, перекрывают поставки в Россию высокотехнологичной продукции, а также используют иные меры санкционного давления – следует разрешить на законодательном уровне отечественным предприятиям использовать патентные разработки предприятий из недружественных стран без уголовного, административного и любого иного преследования на территории России. В результате можно будет выстроить экономику по типу китайской, в которой промышленный шпионаж и незаконное (по международному праву) использование иностранных технологий никак не преследуется, однако экспроприация патентных разработок китайский производителей – преследуется со всей строгостью закона.
Предполагается, что использование вышеприведенных мер послужит хорошим дополнением проводимой правительством России контрсанкционной экономической политики.
3. Направления поддержки населения в условиях сложившейся политической и экономической ситуации
Для Российской Федерации введение новой волны санкций, безусловно, стало ключевой причиной ухудшения уровня жизни населения. Введение санкций отразилось на уровне потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары. Товары стали менее доступны для среднестатистического населения как финансово, так и материально, что обосновано запретом на реализацию различных групп товаров зарубежных компаний на территории России.
С 2014 года (первая волна санкций против России) страна адаптировалась к жизни в условиях санкций и развивала промышленность, внутренний туризм, IT-сферу, банковскую сферу и сельское хозяйство. Данный промежуток времени позволил Российской Федерации несколько смягчить последствия санкций, введенных в начале 2022 года.
Введение санкций ощутило в большей мере население страны, которое столкнулось в краткосрочном периоде с наиболее тяжелыми последствиями – сокращением «критического импорта» (фармацевтики, продовольствия, техники и т.д.), с ростом цен на продовольственные и непродовольственные товары, технику, услуги без индексации заработных плат и пенсий. Изменились возможности туризма – сократилось количество направлений для посещений гражданами РФ [23] (Khanina, 2021). В наибольшей степени жители России столкнулись с нехваткой импортных медикаментов, доля которых в стране составляла 48,2%. Но в целом можно констатировать общее снижение уровня жизни населения страны, что подтверждается снижением уровня дохода на уровне роста цен, ростом уровня безработицы и инфляции.
В таблице 1 отражена динамика заработной платы с момента введения первой волны санкций против России по 2022 год.
Таблица 1
Экономические показатели Российской Федерации за 2014–2022 годы
Table 1
Economic indicators of the Russian Federation for 2014–2022
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Зарплата в руб. [17]
|
32495
|
34030
|
36709
|
39167
|
43724
|
47867
|
51344
|
56545
|
55717
|
Курс доллара [2]
|
38,43
|
60,95
|
67,03
|
58,35
|
62,70
|
64,74
|
72,15
|
73,65
|
85,24
|
Зарплата в дол.
|
845,56
|
558,32
|
547,65
|
617,24
|
697,35
|
739,37
|
711,62
|
767,75
|
653,64
|
Инфляция [9]
|
6,05
|
14,97
|
9,77
|
5,02
|
2,21
|
5
|
2,42
|
5,19
|
16,70
|
Индекс потребительских цен [14]
|
111,35
|
112,91
|
105,39
|
102,51
|
104,26
|
103,04
|
102,4
|
104,80
|
109,49
|
Несмотря на рост заработной платы с 2014 по 2022 год на 71,46% в России, ее уровень не является достаточным и приемлемым в связи с изменением роста валют и ростом инфляции, ее размер фактически ниже предыдущих лет. Уровень инфляции за последние годы достиг максимальных значений в 2022 году – 16,70%.
Также можно заметить динамику роста индекса цен. Рост данного показателя в целом составил 4,69% по сравнению с прошлым годом, однако по некоторым позициям рост индекса потребительских цен достигает гораздо больших значений (20,99% – на крупу и бобовые, 13,12% – на макаронные изделия, 29,38% – на подсолнечное масло, 22,98% – на куриные яйца, 63,99% – на сахар-песок, 16,49 – плодовоовощная продукция). Наметился рост цен и на непродовольственные товары и ряд услуг (9,64% – на медикаменты, 5,74 – на бензин и топливо, 9,38% – на табачную продукцию, 7,82% – на строительные материалы, 6,46% – на бытовую химию, 5,74% – на электротовары) [13]. В частности, это связано не только с ростом курса валют, но и с ростом дефицита на некоторые группы товаров, объявленные санкционными. Зависимость заработной платы населения страны от курса доллара и уровня инфляции можно проследить на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2. Корреляция заработной платы населения и темпа инфляции [9,17]
Figure 2. Correlation of wages of the population and the rate of inflation [9,17]
Рисунок 3. Корреляция заработной платы населения и курса валют [2,17]
Figure 3. Correlation of wages of the population and the exchange rate [2,17]
Согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, на данный момент ситуация с количеством действующих предприятий в стране (малых, средних и крупных) благоприятная, виден рост количества предприятий на 2,22%, но прогнозные значения экономистов говорят о резком сокращении количества предприятий в ближайшие месяцы. Ситуация с предприятиями малого бизнеса несколько иная. Среднесписочное число работников, занятых в малом и среднем бизнесе в России, по состоянию на 10 января 2022 года составило 14 662 197 человек, сократившись за год на 5%.
Таблица 2
Уровень безработицы в России по годам [21]
Table 2
Unemployment rate in Russia by year [21]
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Безработица, %
|
5,2
|
5,6
|
5,5
|
5,5
|
4,9
|
4,9
|
5,9
|
5,8
|
4,7
|
Несмотря на, казалось бы, оптимистичную картину снижения уровня безработицы в Российской Федерации в 2021 и 2022 годах, экономисты предсказывают рост данного показателя более чем в 2 раза уже к концу 2022 года, что связано с временным прекращением деятельности зарубежных организаций на территории страны (таких как Ikea, McDonalds и др.) и приостановлением деятельности отечественных предприятий (например, Ростсельмаш) в связи с прекращением внешнеэкономических торговых отношений со многими европейскими странами.
Оценка уровня жизни населения страны является комплексным показателем и отражает общую картину удовлетворенности потребностей населения благами страны. Одним из показателей уровня жизни населения является уровень бедности страны.
Как видно, рост числа людей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума начал расти в период введения первой волны санкций против Российской Федерации, когда его рост с 2014 по 2015 год составил 3,3 млн чел. В 2020 и 2021 годах наблюдалась динамика снижения данного показателя на 0,2 млн чел. Однако можно предположить, что на конец 2022 года ожидается снова рост показателя, что связано с ростом цен в стране.
Таблица 3
Ипотечная ставка
Table 3
Mortgage rate
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам в
России, % [18]
|
12,2
|
13,2
|
12,7
|
9,8
|
9,51
|
9,22
|
7,38
|
7,59
|
8,1
|
Численность населения с денежными доходами ниже
величины прожиточного минимума, млн чел. [6]
|
16,3
|
19,6
|
19,4
|
18,9
|
18,4
|
18,1
|
17,8
|
17,6
|
-
|
Несмотря на очевидное ухудшение показателей уровня жизни населения в условиях санкций, государство разработало ряд поддерживающих мер, которые направлены не только на поддержание предпринимательства, но и самого населения. Однако перечень предложенных мер недостаточен в сложившихся обстоятельствах, и его необходимо дополнить следующим образом:
- проиндексировать заработную плату населения пропорционально росту цен на продовольственные и непродовольственные товары;
- содействовать росту занятости населения путем поддержки малого предпринимательства и самозанятости, снижая барьеры вхождения;
- ввести безналоговый период (на 3–5 лет) для предприятий малого и среднего бизнеса, занятых не менее чем на 70% в производстве импортозамещающей продукции;
- сделать массовым участие образовательных учреждений высшего образования в нацпроекте «Демография», направив усилия на доступную переподготовку населения с целью повышения конкурентоспособности населения на рынке труда и развития кадрового потенциала страны;
- повысить информированность населения регионов страны о возможностях получения адресной поддержки граждан РФ, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также представителям малого бизнеса и самозанятым;
- повысить объем финансового стимулирования программистам, биологам, химикам, медикам, биоинформатикам с целью предотвращения утечки умов за границу. Также важно создать необходимые условия для организации научно-исследовательской деятельности представителям перечисленных профессиональных областей;
- увеличить объем инвестиций в отечественные фармацевтические компании и их разработки, создав более благоприятные условия для их развития.
Контроль и снижение роста цен, безработицы возможны за счет уже перечисленных нами ранее предложений, среди которых: снижение сырьевой зависимости, пересмотр положения о сфере закупок, производство техники без приобретения лицензий и пр.
Заключение
Итак, в работе было показано, что экономика России достаточно быстро адаптируется к введенным против нее санкциям, чему способствует как эффективная контрсанкционная политика, проводимая Правительством Российской Федерации и Правлением Центрального Банка России, так и имеющийся у отечественного бизнеса опыт противодействия различным негативным факторам.
К сожалению, можно предположить, что санкции недружественных стран не будут сняты с России в течение ближайшего периода времени, а значит, последствия от их введения будут оказывать свое негативное влияние еще не один год. В сложившихся обстоятельствах требуется комплексный подход к решению экономических проблем как на макро- и мезо-, так и на микроуровне.
Авторами в рамках проведенного исследования были разработаны отдельные перспективные мероприятия по поддержке и стабилизации экономической ситуации в стране. Все предложенные авторами меры ориентированы на сдерживание последствий введения санкций против Российской Федерации и на сдерживание роста таких показателей, как инфляция, безработица, уровень цен и т.д. Практическая реализация предложенных авторами мер в сложившихся условиях будет способствовать устойчивому развитию как отдельных отраслей производства, так и всей экономики России.
Источники:
2. Архив курсов доллара ЦБ. Интернет-ресурс. [Электронный ресурс]. URL: https://myfin.by/currency/cb-rf-archive/usd (дата обращения: 12.05.2022).
3. Белоусов оценил влияние санкций на экономику. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2022/04/13/prosadka/ (дата обращения: 12.05.2022).
4. Внешняя торговля в России в 2021 году. [Электронный ресурс]. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-2021-godu/ (дата обращения: 12.05.2022).
5. Динамика потребительских цен. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/analytics/dkp/dinamic/CPD_2022-03/ (дата обращения: 12.05.2022).
6. ЕМИСС. Официальные статистические показатели. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31549 (дата обращения: 12.05.2022).
7. Зимовец А. В., Ханина А.В. Один год борьбы с коронавирусной пандемией COVID-19: анализ результатов // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 5. – c. 1035-1046.
8. Зимовец А. В. Проблемы становления регионального инновационного менеджмента // Известия ТРТУ. – 2004. – № 4(39). – c. 78-82.
9. Инфляция в России. [Электронный ресурс]. URL: https://xn----ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn--p1ai/%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 12.05.2022).
10. Капранов С. «Все нормально»: в России решили проблему с офисной бумагой Источник: информационный сайт «Рамблер». [Электронный ресурс]. URL: https://finance.rambler.ru/markets/48408896/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 01.04.2022).
11. Коммерческим курсом: как Горбачев разрешил покупать доллары. [Электронный ресурс]. URL: https://m.gazeta.ru/science/2020/10/26_a_13333339.shtml (дата обращения: 12.05.2022).
12. Космические технологии на экспорт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.roscosmos.ru/33609/ (дата обращения: 12.05.2022).
13. Об индексе потребительских цен в марте 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/58_08-04-2022.html (дата обращения: 12.05.2022).
14. Об индексе потребительских цен в феврале 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/37_09-03-2022.html (дата обращения: 12.05.2022).
15. Открытый журнал. Объём доходов федерального бюджета по итогам 2021 года вырос на 35%. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.open-broker.ru/research/obem-dohodov-federalnogo-byudzheta-vyros/ (дата обращения: 12.05.2022).
16. Пономарев А. Насколько упрощенными станут автомобили «Лада»: какие детали исчезнут из машин с июня? Источник: Журнал «Men`sHealth». [Электронный ресурс]. URL: https://www.mhealth.ru/technics/news/13-04-2022/naskolko-uproshchennymi-stanut-avtomobili-lada-kakie-detali-ischeznut-iz-mashin-s-iyunya/ (дата обращения: 13.04.2022).
17. Рынок труда, занятость и заработная плата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 12.05.2022).
18. Средние ставки по ипотеке в России. Frank NG. [Электронный ресурс]. URL: https://frankrg.com/data-hub/category/mortgage/chart/29497 (дата обращения: 12.05.2022).
19. Страны, зарегистрировавшие и закупившие вакцину Спутник V. [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/health/coronavirus/strany_zaregistrirovavshie_i_zakupivshie_vakcinu_sputnik_v_infografika (дата обращения: 12.05.2022).
20. Тезисы к кризису. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2022/04/21/625fc6c59a794785048b117f (дата обращения: 12.05.2022).
21. Уровень безработицы по данным Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/uroven-bezrabotitsy/ (дата обращения: 12.05.2022).
22. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)
23. Ханина А.В. Пандемия COVID-19 и санкции: особенности влияния на туристическую отрасль России // Сервис в России и за рубежом. – 2021. – № 3(95). – c. 199-208.
24. Шпилькина Т. А., Долина О.Н. Экономические санкции и их влияние на экономику и финансовую систему России // Вестник Академии. – 2016. – № 1. – c. 22-27.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:26