Возможность применения цифровых инструментов контроллинга в системе обеспечения экономической безопасностью субъектов мезо-уровня

Левина Е.В.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45713587
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье на примере регионов Российской Федерации рассмотрен потенциал применения цифровых инструментов контроллинга в системе обеспечения экономической безопасностью субъектов мезо-уровня. Целью данной статьи является исследование возможностей цифрового контроллинга в контексте обеспечения экономической безопасности субъектов мезо-уровня. Предметом исследования являются особенности и возможности применения цифровых инструментов контроллинга в системе обеспечения экономической безопасности субъектов мезо-уровня. Методологию проведенного исследования представили методы анализа и синтеза, сравнения, классификации, типологизации и обобщения для изучения возможностей цифровых инструментов контроллинга, особенностей их применения для обеспечения экономической безопасности субъектов. Результаты исследования. Констатируется приоритетный характер цифрового развития инструментов контроллинга, применяемых в сфере обеспечения экономической безопасности и направленных на ее неуклонное повышение. Предлагаются методы и технологии цифровизации контроллинга управления региональной экономической безопасностью с учетом ресурсных и нормативно-правовых ограничений. Применение. Рекомендовано сочетание цифровизации в рассматриваемой сфере и широкого межрегионального партнерства и партнерства с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, некоторые из которых накопили обширный положительный опыт в данной сфере, а также государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: экономическая безопасность, контроллинг, инструменты контроллинга, управление регионом, цифровые платформы, искусственный интеллект, блокчейн, нейросети

Финансирование:
Статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Социально-экономическое и научно-технологическое развитие на различных уровнях управления в отраслях, комплексах и сферах деятельности национального хозяйства России».



Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что многочисленные риски и угрозы экономической безопасности современных субъектов мезоуровня, в данном конкретном случае – регионов – субъектов Российской Федерации, включая связанные с наблюдаемой в последнее десятилетие беспрецедентной турбулентностью внешней среды, реализацией абсолютно непредвиденных угроз (таких как пандемия заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19), сохраняющиеся колоссальные диспропорции в уровне социально-экономического развития субъектов РФ, незавершенность системно-структурных реформ в экономиках многих регионов страны, а также инертность в построении эффективных систем управления региональной экономической безопасности, требуют применения инновационного подхода в данной сфере, передовой инструментарий которого представлен элементами контроллинга.

Под контроллингом понимается система контроля и мониторинга управленческих и иных процессов, реализуемая в постоянном режиме через преимущественно инструменты автоматизации в тесном взаимодействии с ключевыми подсистемами управления [1, 2] (Myasoedov, 2020; Sergeeva, 2019).

Контроллинг – это комплексная философия современного управления, тесно связанная с активным применением актуальных достижений цифровизации.

Обзор литературы

Проблему использования инструментов контроллинга в управлении рассматривали такие исследователи, как Беляева М.В. [3] (Belyaeva, 2018), Мясоедов А.И. [1] (Myasoedov, 2020), Нечеухина Н.С. [4] (Necheukhina, 2015), Пономарева С.В., Слиняков Ю.В. [5] (Ponomareva, Slinyakov, 2018), Рогуленко Т.М. [6] (Rogulenko, 2018) и др.

Вопросы внедрения инновационных цифровых технологий и инструментов контроллинга в управлении субъектами освещены в работах Груниной Д.К. [7] (Grunina, 2018), Митяевой Н.В., Заводило О.В. [8] (Mityaeva, Zavodilo, 2019), Шитовой Т.Ф. [9] (Shitova, 2018) и др.

Несмотря на это, возможности цифровизации контроллинга в сфере управления экономической безопасностью регионов остаются плохо изученными, и на практике, в частности в исследованных нами подсистемах управления экономической безопасностью субъектов Федерации Приволжского федерального округа (ПФО), цифровые платформы контроллинга не применяются вовсе. Соответствующее негативное состояние дел в сфере внедрения цифровых инструментов контроллинга в управление экономической безопасностью регионов в немалой степени связано с недостаточной теоретико-методологической изученностью указанных аспектов, на устранение пробелов в данной сфере и направлена настоящая публикация.

Результаты исследования

Под региональной экономической безопасностью, опираясь на мнения, представленные в авторитетных исследованиях, понимается состояние защищенности региональной социально-экономической системы от внешних и внутренних угроз, позволяющее обеспечивать долгосрочное динамически устойчивое и сбалансированное функционирование региональной экономики и общества [10] (Bezuglova, Igolkina, Emirova, 2020).

Контроллинг в сфере управления экономической безопасностью (далее –ЭБ) региона нацелен на комплексное и своевременное прогнозирование рисков и угроз региональной экономики; непрерывный мониторинг состояния экономической безопасности; наделение органов региональной власти и прочих заинтересованных субъектов полноценной, достоверной и оперативной информацией по поводу состояния, вызовов и угроз ЭБ; комплексное предотвращение и иные меры по управлению рисками ЭБ, как правило, в автоматическом или полуавтоматическом режиме; согласование интересов субъектов и обеспечение синергии их взаимодействия в рамках обеспечения ЭБ региона и др. При полноценном внедрении инструментария контроллинга его возможности в сфере управления экономической безопасностью региона исключительно широки, и расширить их может грамотное и селективное применение инструментов и средств цифровизации контроллинга.

Среди ключевых достижений современной цифровой эпохи, применение которых может вывести контроллинг в сфере управления региональной экономической безопасностью на принципиально новый и более высокий уровень, могут быть названы следующие:

· цифровые платформы контроллинга на основе искусственного интеллекта (ИИ) и нейросетей;

· блокчейн-системы (платформы на основе технологии распределенного реестра) по накоплению и обменом информации, релевантной для оценки и управления состоянием экономической безопасности субъекта мезоуровня;

· ИИ-технологии комплексного анализа, прогнозирования и планирования состояния ЭБ региональной социально-экономической системы, отдельных ее подсистем и звеньев.

Рассматривая перспективы внедрения цифровых технологий в систему контроллинга экономической безопасности региона, представляется целесообразным учитывать следующие аспекты:

– приоритетный характер цифровизации в обеспечении контроллинга и интеграции инструментария контроллинга и управления экономической безопасностью региона. Необходимо особо подчеркнуть, что философия контроллинга основывается на интегративном применении инструментов, методов и средств цифровизации [3] (Belyaeva, 2018), игнорирование которых в конечном итоге приводит к тому, что собственно контроллинг функционирует номинально, в своеобразном «бумажно-бюрократическом» формате, не обеспечивая достижения ключевых целей и задач в управлении ЭБ региона;

– современные цифровые технологии, включая ИИ, нейросети и распределенный реестр, доведены до той степени технологического совершенства, когда могут быть успешно и безболезненно применены в целях содействия публичному управлению [11] (Begen, Chugunov, 2019). Это означает и высокую надежность новых цифровых технологий и платформ, и устойчивость их по отношению к рискам и угрозам неправомерного вмешательства, и надлежащую производительность не просто с минимальным числом ошибок, а с их количеством, кратно меньшим ожидаемого числа ошибок и неточностей, связанных с так называемым человеческим фактором [12, с. 148] (Proydakov, 2018, р. 148). Сказанное при этом не обусловливает попустительского отношения к вопросам обеспечения безопасности новых цифровых платформ контроллинга – такие вопросы, как дублирование и резервирование систем, сохранение параллельного аналогового копирования, наиболее чувствительного сегмента документооборота, ни при каких обстоятельствах не должны игнорироваться при внедрении решений по цифровизации контроллинга в сфере управления экономической безопасностью региона;

– высокая степень чувствительности сферы управления к конфиденциальности информации, включая защиту и охрану государственной тайны, обеспечивающая необходимость применения комплексных мер защиты информации при разработке и внедрении цифровых инструментов контроллинга в системе обеспечения экономической безопасности субъектов мезоуровня, ограничение доступа коммерческих разработчиков к соответствующим проектам и др.;

– относительная дороговизна комплексных цифровых решений в сфере контроллинга, характерная, в частности, для корпоративных средств автоматизации [8] (Mityaeva, Zavodilo, 2019). При этом, несмотря на постепенное снижение стоимости разработки и владения цифровыми платформами по мере дальнейшего углубления цифровизации с учетом ограниченности финансовых и организационно-кадровых ресурсов многих российских регионов соответствующие возможности без поддержки федерального центра и предпринимательского сообщества в значительной мере лимитированы;

– наличие опыта успешной разработки и внедрения цифровых платформ контроля и мониторинга, в частности на федеральном уровне публичного управления, в том числе в налогово-бюджетной сфере [7] (Grunina, 2018), в сфере государственной регистрации и учета прав собственности [13] (Kremlyova, 2019) и др., пригодного для тиражирования и масштабирования на региональном уровне, при договоренности с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Представленные соображения не только иллюстрируют ограничения применения цифровых инструментов контроллинга в системе обеспечения экономической безопасностью субъектов мезоуровня, но и, прежде всего, характеризуют широкие возможности в данной сфере. С учетом ресурсных и нормативно-правовых ограничений реализация цифровизации контроллинга управления региональной экономической безопасностью, на наш взгляд, должна проводиться:

– на основании проектного подхода, то есть каждому акту разработки и внедрения инструментов цифровизации контроллинга региональной ЭБ должен соответствовать региональный проект, формируемый и управляемый на основе принципов проектного менеджмента и законодательства Российской Федерации об управлении государственными и муниципальными проектами;

– с привлечением преимущественно государственных подрядчиков по разработке и внедрению, а также последующему обслуживанию цифровых инструментов и платформ и с учетом возможности полноценного функционирования средств цифровизации контроллинга экономической безопасности субъектов мезоуровня на оборудовании отечественного производства;

– на основании кооперации с властями других регионов, федеральным правительством и другими органами исполнительной власти, по доработке и адаптации готовых решений и базовых платформ по цифровизации публичного управления под нужды цифрового контроллинга управления и обеспечения региональной экономической безопасностью;

– с применением элементов и инструментов государственно-частного партнерства, когда, к примеру, частные компании, в том числе (и пожалуй, в первую очередь) заинтересованные в неуклонном повышении региональной экономической безопасности, совместно финансируют технологические разработки с получением доступа к последующему использованию той их части, которая не вступает в конфликт с вопросами сохранности конфиденциальной информации и обеспечения государственной тайны, или на определенных условиях предоставляют уполномоченным региональными властями разработчикам цифровые платформы для конструирования инструментов и средств диджитал-контроллинга.

Наиболее перспективным решением в данной сфере видится разработка унифицированных цифровых платформ контроллинга ЭБ регионов с возможностями тиражирования и масштабирования.

На разработку соответствующих унифицированных решений, на наш взгляд, и должен быть направлен общий интерес федеральных и региональных властей, социума и бизнес-сообщества региона, априори связанный с высоким уровнем и неуклонным обеспечением экономической безопасности субъектов Российской Федерации.

Заключение

Цифровизация представляется перспективным и неотъемлемым направлением развития инструментов контроллинга, применяемых в сфере обеспечения экономической безопасности субъектов мезоуровня, в частности регионов РФ. Внедрение контроллинга экономической безопасности должно сочетаться с реализацией комплексных проектов цифровизации на основе широкого межрегионального партнерства и партнерства с федеральными органами исполнительной власти, некоторые из которых накопили обширный положительный опыт в данной сфере, а также государственно-частного партнерства с учетом ограничений на частное участие в разработках средств информатизации и цифровизации публичного управления.


Источники:

1. Мясоедов А.И. Перспективы и внедрения контроллинга как инструмента управления предприятием // Грани познания. – 2020. – № 2(67). – c. 39-45.
2. Сергеева А.А. Концептуальные подходы к системе финансового контроллинга в государственном секторе // Как попасть в пятерку: Эффективное государственное управление и аудит эффективности. Сборник статей участников V Международного форума Финансового университета. 2. Москва, 2019. – c. 181-188.
3. Беляева М.В. Организационно-экономические алгоритмы цифрового аудита и цифрового контроллинга в системе управления крупными промышленными предприятиями // Путеводитель предпринимателя. – 2018. – № 40. – c. 39-47.
4. Нечеухина Н.С. Роль контроллинга при реализации стратегии развития предприятий в условиях автоматизации // Научно-технические ведомости санкт-петербургского государственного политехнического университета. экономические науки. – 2015. – № 4(223). – c. 175-183. – doi: 10.5862/JE.223.16 .
5. Пономарева С.В., Слиняков Ю.В. Учетно-контрольная система информационно-аналитического обеспечения целей управления: принципы и основы ее формирования // Вестник университета. – 2018. – № 7. – c. 109-116. – doi: 10.26425/1816-4277-2018-7-109-116 .
6. Рогуленко Т.М. Контроллинг как инструмент корпоративного управления // Вестник университета. – 2018. – № 9. – c. 35-41. – doi: 10.26425/1816-4277-2018-9-35-41.
7. Грунина Д.К. Информационные цифровые технологии в деятельности налоговых органов // Налоги и финансы. – 2018. – № 1(37). – c. 24-35.
8. Митяева Н.В., Заводило О.В. Барьеры цифровой трансформации и пути их преодоления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – № 3(77). – c. 20-24.
9. Шитова Т.Ф. Ведение контроллинга с помощью информационно-аналитической системы «1C:ERP Управление предприятием 2» // Международный бухгалтерский учет. – 2018. – № 9(447). – c. 1007-1023. – doi: 10.24891/ia.21.9.1007.
10. Безуглова Ю.В., Иголкина Т.Н., Эмирова И.У. Региональная экономическая безопасность: теория, практика, направления обеспечения. / Коллективная монография. - Белгород: Эпицентр, 2020. – 120 c.
11. Беген П.Н., Чугунов А.В. Исследование возможностей применения искусственного интеллекта в сфере цифрового государственного управления // Xlviii научная и учебно-методическая конференция университета итмо: Альманах научных работ молодых ученых Университета ИТМО. Санкт-Петербург, 2019. – c. 202-206.
12. Пройдаков Э.М. Современное состояние искусственного интеллекта // Науковедческие исследования. – 2018. – c. 129-153. – doi: 10.31249/scis/2018.00.09 .
13. Кремлёва Н.А. Обеспечение защиты объектов интеллектуальной собственности при разработке цифровой платформы контроллинга // Цифровые технологии в экономике и промышленности (ЭКОПРОМ-2019). Санкт-Петербург, 2019. – c. 372-384.– doi: 10.18720/IEP/2019.5/49 .

Страница обновлена: 19.11.2024 в 22:08:31