Актуальные факторы стратегической конкурентоспособности промышленности субъектов Российской Федерации в новых условиях

Урасова А.А.1, Щеглов Е.В.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 2 (Февраль 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350711
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Работа посвящена исследованию значимых факторов стратегической конкурентоспособности промышленности субъектов РФ, которые являются значимыми в условиях действия экономических шоков. На основании ранжирования экспертных оценок, авторами проведен факторный анализ стратегической конкурентоспособности промышленности региона с позиции уровней экономики. А именно, обозначены и оценены факторы микро-, мезо-, макро-, мега среды. При этом авторами приведены количественные оценки и ранжирование мнений экспертов, позволяющих формулировать проблемное поле выработки мер по повышению стратегической конкурентоспособности промышленности региона

Ключевые слова: стратегическая конкурентоспособность, промышленность региона, фактор, экономический шок

Финансирование:
Работа выполнена в рамках НИР Института экономики УрО РАН

JEL-классификация: L52, O14, O25, R12, R13



Введение

Изменения экономических отношений для Российской Федерации на глобальном и национальном уровнях, безусловно, осуществляются при состоянии определенного приоритетного равенства и стартовых возможностей предприятий ключевых отраслей промышленности, в том числе по уровням производственных мощностей и применяемых технологий, квалификации трудового персонала, инвестиционного окружающего поля и доступности к финансово-кредитным ресурсам.

Новые экономические условия ведения хозяйственной деятельности и отход от сложившейся экономики вынудили отраслевой менеджмент перестроить управленческие процессы и нацелить их на: расширение сегментарного присутствия на рынках; занятие свободных или высвобождаемых в силу различных обстоятельств ниш; наращивание конкурентоспособных характеристик товарной продукции за счет ценовой политики, улучшения качества по сравнению с аналогами, фигурирующими на рынке и т.д.

В последние годы можно наблюдать процессы восстановления некоторых утраченных позиций в реальном секторе материального производства, ключевые отрасли и естественные монополии подвергаются регулирующему воздействию со стороны государства. Вместе с тем, необходимо констатировать, что конкурентоспособность отраслей, ориентированных на внутреннее потребление и сбыт остается под большим конкурентным давлением, усугубляемым экономическими условиями последних лет.

В частности, большинство предприятий и отраслей промышленности оказались в ситуации необходимости быстро и гибко адаптироваться к воздействиям факторов среды.

В научной литературе известен целый ряд классических подходов стратегического менеджмента [20], которые в новых условиях демонстрируют неспособность адаптивно реагировать на экономические шоки [25], что также подтверждается рядом научных работ [2, 26].

Многие авторы в этом контексте, предпринимали попытки определить значимые факторы, влияющие на конкурентоспособность отраслей и предприятий промышленности [15,22, 25, 27]. Так, опираясь на труды классиков, (Р. Акофф [1], Р. Дафт [6], Д. Джонсон [7], Й. Кирцнер [13] и другие [4,5, 21,24]), отметим несколько классификаций.

В основном, в научной литературе получило популярность разделение факторов по функциям управления, по видам бизнес-процессов и пр. [17, 23]. При этом выделяемые факторы, имея очень высокий уровень абстракции не позволяет говорить о конкретных показателях и метриках, составляющих содержательный состав того или иного фактора [3,18,19]. Отметим также разделение факторов по отношению к объекту воздействия: внутренние и внешние [14]. Определенный интерес представляет классификация по уровням стратегического управления предприятием [12]. Можно заключить, что единого подхода к анализу факторов, определяющих конкурентоспособность отраслей и предприятий промышленности, не сложилось [27].

Среди российских авторов, значительное внимание уделяющих вопроса конкурентоспособности промышленности РФ, отметим труды Дробот Е.В., Клевлеевой А.Р., Костылевой С.О. [8,9,11], Краковской И.Н. [16], Щепакина М.М., Ксензовой Г.В. [28] и др. Так, в частности, Дробот Е.В. указывает на значимость факторов конкурентоспособности в рамках Евразийского экономического союза [10]. Таким образом, представленная тематика представляется актуальной и обоснованной.

Постоянного возникающие новые реалии порождают очередные экономические шоки, адаптация к которым выступает первоочередной задачей отраслевого менеджмента. В этой связи, в настоящей работе, представилось целесообразным рассмотреть и оценить характер воздействия наиболее значимых факторов на отрасли и предприятия промышленности региона.

В качестве методической основы работы выступает факторный анализ экспертных оценок, ранжированных относительно микро-мезо-макро-мега среды. Экспертный анализ в условиях меняющейся экономической действительности и развития последствий сразу нескольких экономических шоков представляется весьма обоснованным с позиции раскрытия широкого спектра внешнеэкономических процессов. Учитывая высокий уровень субъективизма, значительное внимание уделено отбору, селекции и фильтрации экспертов, ранжированию по уровню квалификации и компетенций. Опрос проводился в 2022 году на базе Института экономики УрО РАН с задействования 20 экспертов, которые были распределены в четыре группы: 5 представителей органов регионального управления, 5 – представителей научного сообщества, 5 – топ-менеджеров предприятий, 5 – представителей финансового сектора. В соответствии с авторским представлением о степени вовлеченности в процессы обеспечения стратегической конкурентоспособности промышленности региона в зависимости от уровня факторов среды, каждой группе экспертов были присвоены ранги, оценки выставлялись по 5-балльной шкале. Далее рассчитывались средние суммарные оценки экспертов с учетом ранга, выстраивались диаграммы и итоговая таблица, отражающая значимость факторов, воздействующих на стратегическую конкурентоспособность промышленности субъектов РФ.

Результаты исследования

Рассмотренные научные подходы по исследованию факторов позволяют предложить систематизацию и конкретизацию факторов среды, предоставляющие возможность экспертно оценить их воздействие на стратегическую конкурентоспособность промышленности региона (таблица 1).

Таблица 1. Систематизация факторов среды, воздействующих на стратегическую конкурентоспособность промышленности региона*

Факторы среды, воздействующие на стратегическую конкурентоспособность промышленности региона
Факторы мегасреды
Факторы макросреды
Глобальная конкурентная среда;
условия экономической нестабильности;
последствия экономических кризисов
нормы международного права; стандарты ВТО;
правила и регламенты Евразийского экономического союза.
Государственная промышленная, научно-техническая, финансовая и налоговая политика;
лоббирование и наличие госзаказа;
размерность сегментов и степень концентрации рынка производства и потребления;
степень интеграции и барьеры для входа и выхода;
доступность технологий и патентов.
Факторы мезосреды
Факторы микросреды
Региональная экономическая политика;
стратегирование и программирование отраслей промышленности;
территориальная локализация отраслей и предприятий промышленности;
наличие промышленных кластеров;
отраслевая специализация;
производственно-экономический потенциал и ресурсная база;
структура ВРП;
баланс спроса и предложения трудовых ресурсов в отраслях экономики;
система профессионального и дополнительного профессионального образования региона;
инвестиционная привлекательность отраслей промышленности региона; уровень инновационности отраслей.
Стратегия развития промышленного предприятия;
успешность позиционирования продукции на рынках;
организационно-производственная структура промышленного предприятия;
инфраструктура промышленного предприятия;
цена и качественные параметры продукции;
маркетинг, логистика и сбыт;
брендовый имидж;
спрос на продукцию на внешних и внутренних рынках;
уровень конкурентоспособности промышленного предприятия;
квалификация персонала и компетентность менеджмента;
ИТ-уровень оснащения производства и систем управления промышленного предприятия.
*Составлено автором на основе анализа научных источников

В зависимости от уровня воздействия, все факторы разделены на факторы мега-, макро-, мезо-, микросреды.

К факторам мегасреды мы отнесли факторы внешней среды, в том числе геополитическую обстановку и глобальную конкурентную среду. В частности, можно отметить, что мировой экономический кризис 2008 года, падение цен на нефть 2014 года, экономические шоки 2019-2022 годов не предсказывались абсолютным большинством зарубежных и отечественных бизнес-аналитиков, а их последствия, в свою очередь, существенно сказались на конкурентоспособности целых секторов российской экономики.

Позиция Российской Федерации по событиям на Украине 2014-2023 годов, присоединение Республики Крым и г. Севастополя обострили отношения со многими зарубежными партнерами.

Изменились условия отдельных аспектов хозяйственной деятельности предприятий при принятии Россией норм международного законодательства, присоединения к стандартам ВТО и ЕАЭС.

К факторам макросреды, неконтролируемым со стороны регионального менеджмента относятся российская государственная промышленная политика, доступ к госзаказу и пр.

Среди факторов мезосреды, контролируемым на региональном уровне, нами выделены структурно-наследственные, образовавшиеся при организации отраслевого пространства, например, территориальная локализация и отраслевая принадлежность, организационно-производственная структура и инфраструктура; ресурсные – производственно-экономический потенциал и ресурсная база, инвестиционная и инновационная привлекательность и пр.

Среди факторов микросреды обозначим факторы на уровне деятельности промышленных предприятий.

Таким образом, исследование значимых факторов среды, воздействующих на стратегическую конкурентоспособность промышленности региона, нуждается в осуществлении количественной оценки различных параметров их воздействия. Применение сравнительных методов оценки стратегической конкурентоспособности повышает объективность исследования природы факторов и их воздействий, позволяет осуществлять сопоставление с другими регионами и конкурентами, что предусматривает удовлетворение условиям относительности, полноты и корректности [2].

В целях системного исследования факторов среды, воздействующих на стратегическую конкурентоспособность промышленности, в рамках данной работы проведен экспертный анализ факторов, воздействующих на стратегическую конкурентоспособность промышленности, результаты которого представлены ниже. Для проведения экспертного опроса были отобраны 20 экспертов, разделенных на четыре группы, каждой из которых присвоен ранг (таблица 2).

Таблица 2. Ранг эксперта в зависимости от группы факторов*

Группы экспертов
Факторы мегасреды
Факторы макросреды
Факторы мезосреды
Факторы микросреды

Представители органов регионального управления (5 экспертов)
4
5
5
4
Представители научного сообщества (5экспертов)
5
5
5
3
Топ-менеджеры предприятий (5 экспертов)
3
4
4
5
Представители финансового сектора (5 экспертов)
5
5
4
3
*Составлено автором

Опрос экспертов производился посредством анкетирования.

По итогам расчета средних экспертных оценок по каждой группе факторов построены диаграммы, количественно оценивающие факторы, воздействующие на стратегическую конкурентоспособность промышленности региона (рисунки 1-4).

Рисунок 1 – Оценка факторов мегасреды, воздействующих на стратегическую конкурентоспособность промышленности региона (составлено автором на основе данных экспертных оценок в соответствии с данными таблицы 2)

Рисунок 2 – Оценка факторов макросреды, воздействующих на стратегическую конкурентоспособность промышленности региона (составлено автором на основе данных экспертных оценок в соответствии с данными таблицы 2)

Рисунок 3 – Оценка факторов мезосреды, воздействующих на стратегическую конкурентоспособность промышленности региона (составлено автором на основе данных экспертных оценок в соответствии с данными таблицы 2)

Рисунок 4 – Оценка факторов микросреды, воздействующих на стратегическую конкурентоспособность промышленности региона (составлено автором на основе данных экспертных оценок в соответствии с данными таблицы 2)

Проведенный факторный анализ стратегической конкурентоспособности промышленности региона позволил установить:

– среди факторов мегасреды наиболее значимыми являются последствия экономических кризисов, условия глобальной конкуренции и экономической нестабильности;

– в макросреде отметим воздействие размерности сегментов и степени концентрации рынка производства и потребления, а также степень интеграции и барьеры для входа и выхода.

– к числу наиболее значимых факторов мезосреды относятся производственно-экономический потенциал и ресурсная база, инвестиционная привлекательность и уровень инновационности отраслей промышленности;

– в микросреде – уровень конкурентоспособности промышленного предприятия, успешность позиционирования продукции на рынках, спрос на продукцию на внешних и внутренних рынках.

На основании проведенного анализа можно оценить воздействие ключевых факторов среды на стратегическую конкурентоспособность промышленности региона (таблицы 3,4).

Данные таблицы позволяют охарактеризовать стратегическую конкурентоспособность промышленности региона следующим образом.

Факторы, получившие наименьшие экспертные оценки позволяют сформировать представление о стратегическом поле промышленности. Так, с позиции стратегической конкурентоспособности, наиболее значимы для региона факторы на уровне микросреды, связанные с деятельностью конкретных отраслеобразующих предприятий.

Таблица 3. Воздействие факторов среды на стратегическую конкурентоспособность промышленности региона*

Факторы стратегической конкурентоспособности
I Мегасреда
III Мезосреда
Балл
I.a
I.b
I.b
I.d
I.e
Балл
III. a
III. b
III. c
III. d
III.e
III. f
III. g
III.h
III.i
III.j
III.k
II Макросреда
Балл

19,95
19,75
21,25
15,4
15,15

20,9
19,7
21,5
16,8
19,75
22,5
19,1
19,5
19,65
22,5
22,5
II.a
19,70





19,70











II.b
19,50





19,50











II.c
21,00





21,00











II.d
20,15





20,15











II.e
19,50





19,50











IV Микросреда
Балл

19,95
19,75
21,25
15,4
15,15

20,9
19,7
21,5
16,8
19,75
22,5
19,1
19,5
19,65
22,5
22,5
IV.a
17,3





17,3











IV.b
18,6





18,6











IV.c
16,8





16,8











IV.d
17,1





17,1











IV.e
18,35





18,35











IV.f
17,9





17,9











IV.g
17,9





17,9











IV.h
18,45





18,45











IV.i
18,75





18,75











IV.j
18,1





18,1











IV.k
15,9





15,9











Проблемное поле промышленности -

Нерегулируемые факторы среды -

Регулируемые факторы среды -

*Рассчитано автором на основании данных экспертных оценок

Таблица 4. Условные обозначения факторов в таблице 3.*

I. Мега среды
I.a
Глобальная конкурентная среда
I.b
Условия экономической нестабильности
I.c
Последствия экономических кризисов
I.d
Нормы международного права; стандарты ВТО
I.e
Правила и регламенты Евразийского экономического союза
II. Макро среды
II.a
Государственная промышленная, научно-техническая, финансовая и налоговая политика
II.b
Лоббирование и наличие госзаказа
II.c
Размерность сегментов и степень концентрации рынка производства и потребления
II.d
Степень интеграции и барьеры для входа и выхода
II.e
Доступность технологий и патентов
III Мезо среды
III.a
Региональная экономическая политика
III.b
Стратегирование и программирование отраслей промышленности
III.c
Территориальная локализация отраслей и предприятий промышленности
IV.d
Наличие промышленных кластеров
IV.e
Отраслевая специализация
III.f
Производственно-экономический потенциал и ресурсная база
III.g
Структура ВРП
III.h
Баланс спроса и предложения трудовых ресурсов в отраслях экономики
III.i
Система профессионального и дополнительного профессионального образования региона
III.j
Инвестиционная привлекательность отраслей промышленности региона
III.k
Уровень инновационности отраслей
IV Микро среды
IV.a
Стратегия развития промышленного предприятия
IV.b
Успешность позиционирования продукции на рынках
IV.c
Организационно-производственная структура промышленного предприятия
IV.d
Инфраструктура промышленного предприятия
IV.e
Цена и качественные параметры продукции
IV.f
Маркетинг, логистика и сбыт
IV.g
Брендовый имидж
IV.h
Спрос на продукцию на внешних и внутренних рынках
IV.i
Уровень конкурентоспособности промышленного предприятия
IV.j
Квалификация персонала и компетентность менеджмента
IV.k
ИТ-уровень оснащения производства и систем управления промышленного предприятия
*Составлено автоорм

Отметим, что к регулируемым факторам среды отнесены позиции, воздействие которых органы управления так или иначе могут учитывать и корректировать в ходе реализации промышленной политики. В свою очередь, нерегулируемые факторы – обстоятельства среды, практически не поддающиеся корректировке на уровне субъекта страны.

Таким образом, основная роль в повышении стратегической конкурентоспособности региона отводится факторам среды на микро- и мезо-уровне, совокупность воздействия которых дает основу для выбора конкретных показателей оценки уровня стратегической конкурентоспособности и выстраивания соответствующего методологического инструментария.

При этом качество процессов управления в обеспечении стратегической конкурентоспособности промышленности региона заключается в четкости ранжирования факторов при осуществлении факторного анализа для обоснования показателей, позволяющих оценивать достижение задаваемых параметров при реализации мероприятий, удовлетворяющих задачам отраслей и предприятий промышленности региона в наращивании конкурентных преимуществ.

Заключение

В результате проведенного исследования, выявлен целый ряд значимых с позиции экспертных оценок факторов, определяющих стратегическую конкурентоспособность субъектов РФ. Так, среди факторов мега среды отметим последствия экономических кризов и усиливающуюся в ряде отраслей глобальную конкуренцию, фактически формирующую новый мировой рынок. В макро среде эксперты отмечают размерность сегментов и степень концентрации рынка производства и потребления, а также степень интеграции и барьеры для входа и выхода на рынки, что вызвано характером воздействия экономических шоков на отдельные отрасли и предприятия, а также предпринятые на национальном уровне меры по поддержанию стабильного уровня экономического развития. На мезо уровне наиболее значимыми можно назвать: территориальную локализация отраслей и предприятий промышленности, значительный производственно-экономический потенциал и ресурсную базу, инвестиционная привлекательность отраслей промышленности региона, а также уровень инновационности отраслей. Именно на этом уровне управленческое воздействие может иметь наибольшую эффективность, поскольку непосредственно связано с конкретными предприятиями, формирующими специализацию регионов. На микроуровне в целом, оценки экспертов несколько ниже, но, тем не менее, можно выделить успешность позиционирования продукции на рынках, изменение спроса на продукцию на внешних и внутренних рынках, уровень конкурентоспособности отдельного промышленного предприятия, а также квалификацию персонала и компетентность менеджмента.

Стоит подчеркнуть, что управленческое воздействие на мезо- и микроуровнях должны быть взаимоувязаны и согласованы, поэтом авторам видится в качестве первоочередных перспективных задач: формирование региональных отраслевых рабочих групп, с участием ведущих предприятий с целью выработки первоочередных мероприятий по поддержанию и наращиванию конкурентоспособности промышленности регионов, корректировка отраслевых программ развития, дополнение перечней целевых показателей индикаторами уровня экономической неопределенности в отраслях и пр.

Таким образом, в настоящее время, углубленные исследования последствий экономических шоков, диагностика и оценка значимых факторов, определяющих промышленное развитие субъектов РФ, выступает одним из крупных исследовательских направлений.


Источники:

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М: Прогресс, 1985.
2. Александров Н.Н., Козлов В.Д., Крючков Д.В. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание понятий и история их становления. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2004. – 176 c.
3. Бабкина Т.В., Колесникова Т.П. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности региона как составляющей его имиджа // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 835-846. – doi: 10.18334/epp.12.2.114166.
4. Белкин В.Н., Белкина Н.А., Владыкина Л.Б. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятий // Экономика региона. – 2015. – № 1. – c. 144-155.
5. Бранденбургер А., Нейлбафф Б. Конкурентное сотрудничество в бизнесе. - М.: Кейс, 2012.
6. Дафт Р. Менеджмент. / 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2009. – 800 c.
7. Джонсон Д. Процессы управления стратегическими изменениями. - М: МЦДО «ЛИНК», 1996.
8. Дробот Е.В., Клевлеева А.Р., Костылева С.О. Конкурентоспособность экономики России: факторы и тенденции // Экономические отношения. – 2014. – № 1. – c. 27-31.
9. Дробот Е.В. Эволюция теории национальной конкурентоспособности // Экономические отношения. – 2012. – № 2. – c. 27-40. – doi: 10.18334/.37337.
10. Дробот Е.В. Исследование экономического потенциала Евразийского экономического союза: факторы конкурентоспособности и угрозы экономической безопасности // Российское предпринимательство. – 2016. – № 12. – c. 1407–1428. – doi: 10.18334/rp.17.12.35388.
11. Дробот Е.В. Концептуальная модель формирования конкурентоспособности приграничного региона // Экономические отношения. – 2012. – № 2. – c. 6-10. – doi: 10.18334/.37376.
12. Карпов А.Л. Конкурентное пространство предприятия и отрасли. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2011. – 280 c.
13. Кирцнер Й. Конкуренция и предпринимательство. / Пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 239 c.
14. Конина Н. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире. - М.: Издательство: Проспект, 2012. – 368 c.
15. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. - СПб., 2000. – 284 c.
16. Краковская И.Н. Концепция обеспечения устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров России: основные положения // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – doi: 10.18334/epp.13.2.116984.
17. Лузин А. Постфордизм – три ключевые производственные парадигмы нового столетия // Быстро реагирующее производство: Материалы Первой Всероссийской Конференции. Пермь, 2015.
18. Дусь Ю.П., Боуш Г.Д. Направления повышения конкурентоспособности экономических субъектов в условиях интеграции России в систему мирохозяйственных связей. / монография. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2008. – 530 c.
19. Немогай Н. Конкурентоспособность предприятия. - М.: Издательство: ТетраСистемс, 2010. – 112 c.
20. Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: Олимп-Бизнес, 2010.
21. О’Лири Д. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. Выбор, внедрение и эксплуатация. - М.: ООО «Вершина», 2004. – 272 c.
22. Говорун А.В., Голикова В.В., Гончар К.Р. Очерки модернизации российской промышленности: поведение фирм. / монография, под науч. ред. Б.В. Кузнецова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 399 c.
23. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. / Пер. с англ. Под ред. Д.О.Ямпольской. - СПб.: Питер, 2002. – 864 c.
24. Пинк Д. Драйв. Что на самом деле нас мотивирует. - М.: Альпина Паблишер, 2013. – 274 c.
25. Гимпельсон В., Голикова В., Гончар К., Капелюшников Р., Кузнецов Б. Российская промышленность на этапе роста. Факторы конкурентоспособности фирм. - М.: Издательство: Вершина, 2008. – 480 c.
26. Татаркин А.И., Романова О.А. Промышленная политика: генезис, региональные особенности и законодательное обеспечение // Экономика региона. – 2014. – № 2. – c. 9-21.
27. Горбашко Е., Максимцев И., Рыкова Ю., Четыркина Н Управление конкурентоспособностью. Теория и практика. - М.: Издательство: Юрайт, 2015. – 448 c.
28. Щепакин М.Б., Ксензова Г.В. «Кольчуга» конкурентоспособности субъекта бизнеса как инструмент управления изменениями в мобилизационной экономике // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 4. – c. 933-954. – doi: 10.18334/lim.9.4.116972.

Страница обновлена: 29.10.2024 в 22:24:02