Цифровое правительство как форма выражения человеческого капитала на мезо- и макроуровне
Маликов А.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 9 (Сентябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49709326
Аннотация:
Ведущую роль в цифровой экономике начинает играть формирующееся цифровое правительство, трансформирующееся из электронного. С образованием в его структуре цифровых двойников, цифровых профилей граждан человеческий капитал трансформируется и развивается. Наряду с трансформацией социально-экономической деятельности в новых условиях формой реализации человеческого капитала на мезо- и макроуровне становится цифровое правительство. В статье описана роль и характеристика цифрового правительства как формы выражения человеческого капитала на мезо- и макроуровне. На основе данных российской и зарубежной статистики проанализированы взаимосвязь электронного правительства и человеческого капитала, особенности их функционирования и развития. Отражены компоненты инфраструктуры цифрового правительства в Российской Федерации, основные технологии цифровой экономики, влияющие на формирование человеческого капитала на региональном и федеральном уровне. Определены направления институционально-организационного развития цифрового правительства, перспективы дальнейших исследований.
Ключевые слова: цифровое правительство, человеческий капитал, цифровая экономика, электронное правительство, искусственный интеллект
JEL-классификация: E24, J24, O15
ВВЕДЕНИЕ
В связи с развитием цифровой экономики человеческий капитал сегодня приобретает новые характеристики и формы. Трансформация социально-экономической деятельности приводит к формированию различных сетевых институциональных управленческих структур, включая институты Правительства РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях. Происходит появление новых конвергентных свойств, функций, компетенций, статуса и силы конвергентно-сетевых субъектов и институтов управления, регулирования и контроля [3, с. 140].
Актуальность темы заключается в том, что в современных условиях цифровой экономики формой реализации человеческого капитала на мезо- и макроуровне выступает электронное правительство, которое модифицируется в цифровое наряду с трансформацией социально-экономической деятельности.
В современной отечественной и зарубежной литературе вопросы развития цифрового правительства и человеческого капитала рассматриваются с различных сторон. Однако недостаточна изучена взаимосвязь выделенных категорий. Исследуемая тема в наибольшей мере освещена в работах Дятлов С.А., в частности «Сингулярность цифровой нейро-сетевой экономики» [3], «Цифровая нейро-сетевая экономика: институты и технологии развития» [4], «Электронное правительство как организационная форма реализации интеллектуально-информационного капитала на макроуровне» [5]; Коданевой С.И. затрагивающая вопросы развития цифрового правительства, связанные с этим вызовы и риски [7]; Косорукова А.А. затрагивающего цифровых двойников человека как важнейший аспект цифрового правительства в работе «Перспективные технологические решения в сфере построения нейроцифрового государственного управления» [8].
В общем виде человеческий капитал на мезо- и макроуровне выступает как производительный фактор социально-экономического развития общества, позволяющий формировать благосостояние региона или страны [6, с. 41–42]. К компонентам человеческого капитала на региональном и федеральном уровне относят совокупность знаний, навыков, компетенций, образование, здравоохранение, науку, искусство, культуру, информационное и институциональное обслуживание, предпринимательские способности и климат, предоставление государственных и муниципальных услуг, безопасность и другие. Поскольку человеческий каптал пронизывает все сферы социально-экономической деятельности населения, он может выступать в роли фундаментального фактора экономического развития. Подтверждением такому заявлению выступают результаты научных исследований взаимосвязи факторов развития экономики и человеческого капитала. В среднем, по данным отечественных и зарубежных ученых, различия между странами по уровню развития человеческого капитала на 15–30 процентов обуславливают расхождение уровней ВВП этих стран [11].
В связи с актуальностью темы исследования и связанным с ней обзором научной литературы была определена следующая цель: выявить приоритетные направления развития цифрового правительства как формы выражения человеческого капитала на мезо- и макроуровне.
Научная новизна работы заключается в установке характера взаимосвязи между развитием человеческого капитала и цифрового правительства. Обзор научной литературы, связанной с рассматриваемой темой, позволил выявить недостаточную изученность тесноты взаимосвязи между исследуемыми категориями.
Методологическую основу исследования составляет экономико-статистический метод корреляционного анализа для выявления тесноты взаимосвязи развития человеческого капитала и цифрового правительства.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Концепция цифрового правительства реализуется в России и в общем подразумевает высокую автоматизацию взаимодействий с государством, единые порталы доступа к необходимой информации, высокую скорость регистрационных действий и предоставления государственных и муниципальных услуг, документов и решений гражданам и бизнесу. Одна из наиболее авторитетных исследовательских и консалтинговых компаний (Gartner) определяет «цифровое правительство» как правительство, создаваемое и действующее так, чтобы при оптимизации, трансформации и формировании государственных услуг, при принятии важных решений государственного или муниципального уровня использовались преимущества цифровых данных, позволяющих лучше ориентироваться в потоке событий окружающего мира, делать этот мир более понятным, более прозрачным и предсказуемым [11]. Цифровое правительство качественно меняет тип взаимодействия государства, бизнеса и граждан. Интеграция технологий цифровой экономики создает новые интерфейсы между ними, формируются новые конвергентные институты.
На мировом уровне статистику формирования цифрового правительства в разных странах отражает индекс развития электронного правительства (EGDI) в рамках глобального рейтинга ООН. Индекс развития электронного правительства рассчитывается из трех показателей: развитие человеческого капитала, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, развитие электронных услуг за предшествующие подсчету индекса два года. Соответственно выпуски с данными рейтингов обновляются раз в два года. По данным актуального на 2022 год глобального рейтинга ООН в 2020 году Российская Федерация опустилась на 4 позиции ниже, чем в 2018 году и заняла 36 место среди всех стран по индексу развития электронного правительства [14]. На рисунке 1 представлена динамика по итоговым показателям индекса развития электронного правительства и развития человеческого капитала в России за 2012–2020 годы.
Рис. 1. Динамика индекса человеческого капитала и индекса развития электронного правительства в Российской Федерации за 2012–2020 годы Составлено Маликовым А.В. по данным [14]
Проведенные автором расчеты демонстрируют сильный уровень взаимосвязи показателей развития человеческого капитала и электронного правительства (как прародителя цифрового) в Российской Федерации. В результате анализа исследуемых индексов за 2012–2020 годы значение коэффициента корреляции составило 0,935. Это подтверждает роль цифрового правительства как формы выражения человеческого капитала на мезо- и макроуровне.
Для исследования выявления форм и характеристик человеческого капитала в цифровом правительстве целесообразно изучить актуальные институты и компоненты инфраструктуры присущие цифровому правительству РФ. Анализ национальных и региональных программ развития, официальных сайтов правительственных структур и заявлений должностных лиц по состоянию на апрель 2022 года позволил выявить ряд основных компонентов инфраструктуры цифрового правительства в России:
· Цифровой профиль гражданина - единая система идентификации и аутентификации 2.0 (ЕСИА 2.0). По данным годового отчета Банка России за 2021 год на начало 2022 года услуги с использованием цифрового профиля предоставляли 19 банков и три страховые компании. Граждане воспользовались предоставлением услуг в такой форме более полутора миллиона раз [13];
· Единый портал государственных и муниципальных услуг;
· Платформа обратной связи;
· Система межведомственного электронного взаимодействия;
· Единая система нормативно-справочной информации
· Федеральная государственная информационная система досудебного обжалования;
· Портал Госпродаж – официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов;
· Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций);
· Автоматизированная информационная система «Федеральный телефонный центр сбора мнений граждан о качестве государственных услуг»;
· Федеральный ситуационный центр, обеспечивающий эффективное и качественное взаимодействие информационных систем, входящих в инфраструктуру электронного правительства, и предоставляющий информационно-методическую поддержку участникам взаимодействия;
· Национальная система управления данными – система сбора и использования государственных данных как для предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, так и для обеспечения потребности физических и юридических лиц в доступе к информации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2022 года №605 к инфраструктуре цифрового правительства добавляются следящие компоненты:
· Гособлако — государственная единая облачная платформа, как развитие системы межведомственного электронного взаимодействия;
· Национальный удостоверяющий центр (как замена информационной системы головного удостоверяющего центра), обеспечивающий выпуск отечественных сертификатов безопасности (TLS-сертификатов), необходимых для нормальной работы сайтов в российском сегменте интернета [2].
В целом, важно отметить всестороннюю направленность и ориентацию государства на создание современной инфраструктуры цифрового правительства для успешной организации его деятельности в цифровой экономике. Однако важно идти не только в ногу со временем, а готовиться к условиям будущего, а именно к эффективному функционированию правительства в цифровой нейро-сетевой экономике. Перечисленные компоненты необходимо объединить в единую сетевую структуру для эффективного управления в трансформирующейся экономике.
Для повышения скорости и качества работ в инфраструктуру цифрового правительства добавляются присущие современной экономике и перспективные технологии (имеющие сквозной цифровой характер), такие как виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, роботизация, большие данные (и их аналитика), умные вещи, блокчейн и распределительные реестры, цифровые двойники (как точная цифровая копия, развивающийся цифровой профиль исторического и текущего поведения физического объекта или процесса) и так далее. Так, например, стадия изучения проблемы, в частности сбор необходимой информации и ее анализ происходит гораздо эффективнее и быстрее посредством компьютерного анализа больших данных.
Пока что, можно заметить, что виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект и цифровые двойники используются в основном как решение одной проблемы или как одна технология. По отдельности эти технологии предлагают новые решения множества различных проблем. Виртуальная реальность, например, использовалась для ускорения обучения с помощью иммерсивных и реалистичных сценариев. Цифровые двойники могут увеличить производительность и позволить более точно контролировать сложные физические системы. Искусственный интеллект созрел до такой степени, что может анализировать горы данных и делать выводы гораздо быстрее, чем люди [15]. Хотя эти технологии обладают огромным потенциалом даже в качестве изолированных решений, их конвергенция обещает еще большие возможности, будет просто необходима в условиях цифровой нейро-сетевой экономики.
Конвергенция технологий позволит разрабатывать новые инструменты, методы и решения, которые призваны повышать эффективность процессов, экономить ресурсы. На рисунке 2 представлен пример конвергенции технологий.
Рис. 2. Конвергенция технологий цифровой нейро-сетевой экономики Составлено Маликовым А.В.
Так, например, возможными эффектом конвергенции искусственного интеллекта и цифровых двойников может быть создание предсказывающего или упреждающего обслуживания. Конвергенция цифровых двойников и виртуальной реальности позволит цифровому правительству будущего проводить полноценное и эффективное удаленное обслуживание граждан и бизнеса.
Наряду с конвергенцией технологий будущее эффективного государственного управления стоит за совмещением человека и машины (искусственного интеллекта, компьютера). Чтобы получить максимальную отдачу от совместной работы людей и машин, организации должны сосредоточиться на разработке эффективных интерфейсов между ними. Интеграция человека и искусственного интеллекта ведет к формированию супер-разумов (superminds) как удивительной силе людей и компьютеров, думающих вместе и создающих новые эффекты и блага. В связи с этим рождается тенденция создания суперкоманд (superteams) в виде сочетания людей и машин, использующих свои взаимодополняющие способности для повышения эффективности деятельности, результативности решения проблем, получения необходимой информации и создания новой ценности [9, с. 435].
Таким образом, преимущества конвергенции технологий цифровой нейро-сетевой экономики ощутят на себе правительства, частный сектор и общественность, поскольку ценность этих технологий, используемых вместе, будет только возрастать, проявляя синергетический эффект. Понимание того, как будет происходить такая конвергенция и освоение новых технологий будет важно не только для экономии времени и ресурсов, но и для открытия совершенно новых возможностей, решения глобальных проблем для цифрового правительства в будущем.
В соответствии с анализом отечественной и зарубежной научной литературы, статистическими данными и суждением автора предлагается выделить следующие приоритетные направления развития цифрового правительства как формы выражения человеческого капитала на мезо- и макроуровне:
Ø Налаживание интеллектуальных рабочих процессов
В цифровой нейро-сетевой экономике требуется оптимизация основных рабочих процессов, использование автоматизации (например, роботизированной автоматизации процессов и когнитивной автоматизации) для выполнения повторяющихся задач и поддержки персонала с помощью инструментов на базе искусственного интеллекта. По данным зарубежного исследования компании Deloitte восемьдесят три процента государственных служащих в США в 2021 году сообщают, что автоматизация процессов оказывает значительное положительное влияние на их организацию [16]. Это помогает правительственным структурам повысить эффективность и скорость за счет устранения избыточного ввода данных, повышения качества данных и уменьшения количества ошибок, а также позволяет сократить объем бумажной работы, сократить количество незавершенных работ и преодолеть недостаток ресурсов. Результатом налаживания рабочих процессов может стать формирование супер-разумов и суперкоманд.
Ø Инновации и новые модели управления
Столкновение новых технологий и старых моделей управления сегодня является серьезной проблемой для многих руководителей в правительстве. Слияние цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, облачные технологии, блокчейн и т. д., открывает новые возможности для правительства по предоставлению услуг гражданам совершенно новыми и более эффективными способами. Но эти преобразующие результаты могут быть возможны только в том случае, если правительственные учреждения смогут отказаться от традиционных способов ведения дел и исследовать новые модели предоставления услуг. Ориентация на конвергенцию и гибкость здесь играет ключевую роль в достижении эффективного управления.
Ø Владение и управление данными
Управление данными — это больше, чем создание систем управления мастер-данными (MDM), позволяющих руководителям высшего звена принимать решения. Необходимо обуздать непрерывный поток структурированных и неструктурированных данных, обеспечить эффективный обмен данными между правительственными структурами, создать для этого подходящую нормативно-правовую базу. Правительства могут рассмотреть вопрос о том, чтобы позволить гражданам соглашаться на обмен данными в обмен на более унифицированный опыт.
Ø Создание гибкой и безопасной инфраструктуры
В России зарождение цифровой нейро-сетевой безопасности заложено в создании «Единой биометрической системы», направленной на безопасность граждан и бизнеса. Однако необходимо формировать безопасность всей инфраструктуры цифрового правительства.
Данное направление развития цифрового правительства требует развертывания технологической инфраструктуры, которая удовлетворяет потребности в безопасности и конфиденциальности с гибкими, масштабируемыми возможностями. Для этого необходимо использование облачной инфраструктуры и облачной среды, использование гибких методологий, например, Agile; внедрение надежной стратегии кибербезопасности.
По данным зарубежного исследования компании Deloitte в 2021 году государственные руководители в США понимают важность гибких методов: 83 % сообщили, что они положительно влияют на их организацию. Кроме того, кибербезопасность (54%) и облачные вычисления (54%) возглавляют список технологий, которые, как ожидается, будут играть важную роль в процессе цифровой трансформации [16].
Ø Взаимодействие с внешними экосистемами
Цифровое правительство может эффективно использовать внешние экосистемы для достижения своих целей. Во время пандемии многие правительства обратились к частному сектору и университетам по целому ряду вопросов, от разработки терапевтических средств до создания ИТ-инфраструктуры, способной выдержать всплеск спроса на государственные услуги.
Данные исследования компании Deloitte показывают, что восемьдесят пять процентов опрошенных государственных служащих в разных странах говорят, что взаимодействие с внешними партнерами положительно влияет на их структуру. Более 80% также указали то же самое в отношении использования подрядчиков [16].
Ø Создание единого клиентского опыта
Для эффективного решения проблем цифровому правительству необходимо добиться создания унифицированного, сквозного цифрового опыта, разработанного с точки зрения клиента, доступного в любом месте, в любое время и с любого устройства. Гражданам и бизнесу нет дела до организационных схем, и они, конечно же, не хотят тратить время на переходы с веб-сайтов одного агентства на другое, пытаясь выяснить, кто может им помочь. Они хотят получить ответы на свои вопросы за несколько простых шагов, подобно покупателям, которые устали ходить в разные магазины за каждым нужным им товаром.
Фундаментальная причина, по которой правительства, как правило, сталкиваются с проблемами, заключается в том, что часто никто не владеет сквозным клиентским опытом. Различные организации, как правило, владеют его частями, что приводит к разрозненному неоднозначному опыту. Организации могут назначать главного специалиста по опыту, институционализировать культуру обслуживания клиентов и инвестировать в платформы цифрового взаимодействия для поддержки персонализированного опыта граждан и бизнеса.
Ø Развитие предиктивного (упреждающего) обслуживания
На основе комплексного использования единого клиентского опыта, учета данных об уже решенных проблемах, анализа имеющихся больших данных об услугах и клиентах с помощью технологий цифровой нейро-сетевой экономики становится возможным создание упреждающего, предиктивного обслуживания. Оно должно стать следующим шагом после организации проактивного предоставления услуг на основании изменения статусов граждан в ведомственных реестрах. Данный подход работает на подобие платформ кинопроката, которые собирают данные о просмотре кино и рекомендуют или даже уже загружают соответствующий интересам контент, пока вы еще не закончили просматривать предыдущий. Таким образом, цифровое правительство может заблаговременно организовать и подготовить разрешение вопросов, которые возникнут у клиентов в будущем.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что необходимо иметь комплексное представление повестки цифровой трансформации для Российской Федерации, а также формировать новые стратегические направления развития цифрового правительства на основе электронного правительства. Здесь важно отметить следующее взаимовлияние: грамотное и своевременное формирование и использование человеческого капитала на мезо- и макроуровне способствует эффективной деятельности цифрового правительства и наоборот. Поэтому развитие цифрового правительства в соответствии с условиями формирующейся цифровой нейро-сетевой экономики обогащает человеческий капитал региона или страны, необходимый для повышения их конкурентоспособности и качества социально-экономического благосостояния населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данной работы обозначены только некоторые приоритетные направления институционально-организационного развития цифрового правительства как формы выражения человеческого капитала на мезо- и макроуровне. Отражены характер взаимосвязи между развитием человеческого капитала и цифрового правительства, актуальные компоненты инфраструктуры цифрового правительства в Российской Федерации, ключевые технологии цифровой экономики, влияющие на формирование человеческого капитала на региональном и федеральном уровне и его трансформацию.
Формирование новых институтов человеческого капитала, таких как супер-разумы и суперкоманды, как эффективные интерфейсы между людьми и машинами (искусственным интеллектом, роботами, компьютерами), способствует достижению новых эффективных форм взаимодействия, повышению конкурентоспособности, созданию новых благ. Поэтому, для успешного ведения социально-экономической деятельности людям, бизнесу и государству необходимо уже сегодня готовиться к новым цифровым, сетевым и конвергентным условиям хозяйствования.
Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с идентификацией актуальных барьеров развития цифрового правительства, адаптацией к новым экономическим условиям и тенденциям, формированием методов совершенствования инфраструктуры цифрового правительства на мезо- и макроуровне.
.
Источники:
2. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 06.04.2022 № 605
3. Дятлов С.А. Сингулярность цифровой нейро-сетевой экономики. / Монография. - СПб.: Издательство СПбГЭУ, 2021. – 176 c.
4. Дятлов С.А., Лобанов О.С., Гильманов Д.В. Цифровая нейро-сетевая экономика: институты и технологии развития. / Монография. - СПб.: Издательство СПбГЭУ, 2018. – 325 c.
5. Дятлов С.А. Электронное правительство как организационная форма реализации интеллектуально-информационного капитала на макроуровне // Экономика образования. – 2013. – № 3. – c. 56-62.
6. Зоткина Н.С., Гусарова М.С., Копытова А.В. Человеческий капитал как ведущий фактор развития компании. / Монография. - Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2021. – 164 c.
7. Коданева С.И. Цифровое правительство: государство как платформа // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. – 2022. – № 3. – c. 8-20. – doi: 10.31249/rgpravo/2022.03.01.
8. Косоруков А.А. Перспективные технологические решения в сфере построения нейроцифрового государственного управления // Социодинамика. – 2021. – № 6. – c. 53-66. – doi: 10.25136/2409-7144.2021.6.35675.
9. Маликов А.В. Формирование человеческого капитала в цифровой нейросетевой экономике. / В книге: Государство и рынок: механизмы и институты евразийской интеграции в условиях усиления глобальной нестабильности. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. – 431-438 c.
10. Самородова Е.М. Взаимосвязь цифровизации общественной жизни, национального человеческого капитала и социально-экономического благополучия: результаты корреляционного анализа // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 25-44. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114240.
11. Деловой портал TAdviser. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровое_правительство (дата обращения: 14.07.2022).
12. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru (дата обращения: 20.07.2022).
13. Годовой отчет Банка России за 2021 год. Cbr.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/collection/collection/file/40915/ar_2021.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
14. E-Government Development Index. Publicadministration.un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Data/Country-Information/id/141-Russian-Federation (дата обращения: 20.07.2022).
15. Transitioning to Digital Government in 2022. Gartner.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/en/doc/transitioning-to-digital-government-in-2022 (дата обращения: 20.07.2022).
16. William D. Eggers, Jason Manstof, Pankaj Kamleshkumar Kishnani, Jean Barroca Seven pivots for government’s digital transformation. Deloitte.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/insights/articles/6974_CGI-Digital-2/DI_CGI-Digital-2.0.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:24