Возможные последствия санкционных воздействий на экономику России и способы их преодоления
Рубцова Л.Н.1, Чернявская Ю.А.1, Макаров И.Н.2,3
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк
2 Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)
3 Череповецкий государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 17 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 6 (Июнь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48778331
Цитирований: 3 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
В настоящее время на экономику России оказывается беспрецедентное санкционное воздействие. Санкции со стороны Западных стран и США имеют своей целью дестабилизировать и разрушить отечественную экономику, и вызваны внешнеполитическими причинами. В первую очередь, в момент наиболее активной фазы внедрения новых санкций, необходимо понимать вероятные последствия их влияния, а также взаимосвязь с последующими негативными экономическими явлениями в российской экономике и социальной жизни.
Только полностью осознавая возможные риски и угрозы, мы можем нивелировать негативные моменты и обнаружить точки дальнейшего восстановления и роста экономики страны. Сейчас как никогда ранее возросли внешние и внутренние угрозы экономической безопасности на различных уровнях, включая макро-, мезо- и микроуровень хозяйствования, причем не только в границах одного государства, но и во всем мировом хозяйстве в целом. Мировой экономический рост под угрозой, все, задокументированные ранее положения об экономической безопасности и инвестиционном развитии, все мировые интеграционные связи и глобальные цели сейчас переживают непростой период перестройки.
Авторами проведена классификация санкционных воздействий на экономику Российской Федерации, в качестве элементов, имеющих признаки новизны, следует выделить выработанные автором рекомендации по поведению хозяйствующих субъектов в условиях санкций. Статья может быть интересна студентам экономических направлений вузов и гражданам, занимающимися предпринимательской деятельностью.
Ключевые слова: мировой экономический кризис, санкции, инвестиции, финансовый кризис, риски экономической безопасности, угрозы экономической безопасности, макроуровень экономической безопасности, мезоуровень экономической безопасности, микроуровень экономической безопасности
JEL-классификация: F51, F52, F62
Введение
Актуальность выбранной темы несомненна, так как в период глобальной экономической нестабильности и турбулентности, необходимо иметь четкое представление о влиянии рисков и угроз внешней и внутренней среды на отечественную экономику, иметь возможность анализировать и оценивать возможные последствия попыток дестабилизации российской экономики посредством санкционных ограничений и степени их влияния не только на отечественный рынок, но и на мировую экономику в целом, поскольку интеграция России в мировое сообщество достаточно глубока и имеет характер всеобщности.
Целью работы является анализ санкционных воздействий на экономику Российской Федерации и разработка рекомендаций по постепенному преодолению негативных кризисных явлений. Исходя из поставленной цели, были решены основные задачи исследования:
- анализ основных пакетов санкций по отношению к России и их возможных последствий;
- анализ и оценка внутренних и внешних угроз отечественной экономики;
- разработка рекомендаций и предложений по стабилизации экономической ситуации и нейтрализации угроз экономической безопасности.
История использования экономических санкций достаточно продолжительна. Санкционное воздействие в сфере экономики, как правило, может носить торговый или финансовый характер. Также существуют запретительные санкции со стороны одних участников международной торговли по отношению к объекту санкционного воздействия с целью принудительного изменения политического курса последним. Так как зачастую санкционное давление совмещается с другими мерами сдерживания, можно считать, что это комплексный вид экономического давления одних государств в отношении других, который имеет своей целью не столько экономическое влияние, сколько желание оказать влияние на политический режим.
Г.К. Хафбауэр и ряд других экономистов предлагают следующее определение экономических санкций: «преднамеренные, вызванные действиями правительства меры по прекращению (или угрозы прекращения) традиционных торговых или финансовых отношений» с политическими целями [1, 54]. Согласно данному подходу основные направления санкционных воздействий заключаются в следующем:
· исключение любых видов помощи или кредитования;
· полностью исключаются возможности использования нормальных экономических мер, связанных с давлением для достижения договорённостей между странами в сфере финансов, налогообложения, торговли;
· исключаются ограничения, связанные с экспортом вооружения [1, 56].
Санкции обычно вводятся крупными государствами, имеющими значительное влияние на мировую экономику и ведущими достаточно активную внешнюю политику.
Различные авторы выделяют следующие основные мотивы для введения санкций [2]:
· демонстрация решимости, открытое заявление своего отношения к тем или иным политическим решениям государств, оказывающих влияние на мировую экономическую и политическую ситуацию;
· предотвращение будущего возможного нежелательного поведения с помощью повышения затрат страны-объекта санкционного воздействия;
· внутриполитические цели: стремление продемонстрировать свою позицию по отношению к тому или иному действию третьей страны, заявить о своем отношении к тем или иным действиям.
Существуют также и такие способы воздействия, которые, по большому счету, являются имиджевыми, но не наносят серьезного ущерба экономике санкционных государств [3, 37].
Эффективность санкционных воздействий является спорным и неоднозначным явлением, поскольку всегда затрагивает многие экономические процессы и связи, а иногда даже может навредить самой стране, вводящей те или иные санкции или иным странам-участницам мировых экономических отношений.
Выделяют несколько основных причин недостаточной эффективности экономических санкций [4]:
· несоразмерность целей и средств, недостаточный уровень одобрения со стороны других государств;
· мобилизация страны, подвергшейся санкциям, что часто приводит к сплочению населения санкционированной страны вокруг правительства, а также к нахождению альтернатив во внешнеторговых отношениях;
· появление у страны, подвергшейся санкционному давлению внешних регуляторов и сочувствующих государств, готовых оказать поддержку в решении возникающих проблем;
· противодействие внутри стран, налагающих санкции, обострение внутренних политических и социальных конфликтов.
Г.К. Хафбауэр с соавторами классифицируют санкции по степени достижения желаемого эффекта на успешные и неуспешные. По мнению авторов, успех зависит, в первую очередь, от поставленной задачи, обычно санкции являются успешными примерно в одной трети случаев (таблица 1).
Таблица 1.
Исследование влияния санкций и их последствий [1]
Цель
|
Число
случаев
|
Процент
успеха
|
Умеренная
модификация политики
|
43
|
51
|
Смена
режима или демократизация
|
80
|
31
|
Прекращение
военных действий
|
19
|
21
|
Разрушение
военного потенциала
|
29
|
31
|
Другие
существенные изменения политики
|
33
|
30
|
Важно отметить, что санкции демонстрируют наибольшую эффективность в тех случаях, когда они направлены против дружественных или нейтральных стран: то есть около 50 % успеха по отношению к дружественным государствам, 33 % - к нейтральным, и лишь 19 % успеха по отношению к враждебным государствам. Интересен тот факт, что цели прекращения военных действий в случае враждебных стран с помощью санкций не удалось добиться ни разу [5].
Существуют различные способы классификации санкций [6].
Торговые санкции налагаются как на импорт из санкционированной страны, так и на экспорт в нее. Исторически, три четверти санкций относились к экспорту. Ограничения на торговлю носят избирательный характер, и в современном мире, где все страны взаимосвязаны между собой и функционируют в едином экономическом пространстве, приводят к перенаправлению торговых потоков, а не полной торговой изоляции.
Финансовые санкции в чистом виде применяются достаточно редко. Однако финансовые санкции являются более эффективными по следующим причинам:
· убытки от торговых санкций достаточно равномерно распределяются по всему населению, в отличие от них финансовые санкции воздействуют на круг лиц, имеющих наибольшее политическое и экономическое влияние;
· убытки от торговых санкций концентрируются в отдельных сферах экономики. Финансовые санкции распределяются более равномерно и наносят больший ущерб всей государственной системе;
· экономические последствия торговых санкций в виде падения цен на экспорт и повышение цен на импорт имеют нежелательные последствия для налагающей их страны. Эффекты от воздействия финансовых ограничений, таких как сокращение кредита и рост ставок, повышают риск финансирования.
Ряд отечественных экономистов полагает, что негативный эффект воздействия санкционных ограничений на российскую экономику зачастую менее значителен, чем ожидается [8, c.526]. По данным мировой статистики эффект от санкций редко превышает 2 % ВВП страны-объекта воздействия, а экономика государств, оказывающих данное влияние является достаточно развитой, потому для нее санкции зачастую еще менее заметны [9]. Однако нельзя отрицать негативный эффект санкционных ограничений, поскольку может быт нанесен значительный ущерб отдельным компаниям и отраслям, также этот ущерб может иметь очень продолжительный характер. Кроме того, санкционные ограничения снижают в целом кредитный и инвестиционный рейтинг, ухудшают имидж не только отдельных компаний, но и целых отраслей и регионов, делая государство менее конкурентоспособным на мировом рынке.
В настоящее время экономика России переживает серьезное давление извне. В связи с расширением спектра различного рода ограничений на данном этапе достаточно сложно сделать прогноз возможных последствий санкционных ограничений, с которыми столкнулась отечественная экономика. Санкции касаются как отдельных лиц, так и различных предприятий, отраслей, сфер экономики, играющих первостепенные роли в формировании отечественного ВВП. Как мы рассматривали ранее, наиболее сокрушительное воздействие могут оказать именно финансовые ограничения, среди которых наиболее значимыми являются санкции по отношению к кредитным институтам и институтам денежно-кредитной и банковской системы страны. Также значительную роль окажут и другие санкционные ограничения в сфере поставок наиболее остро необходимых материалов и компонентов промышленности. Таким образом, наиболее нуждаются в регуляции и поддержке со стороны государства именно крупные промышленные предприятия, предприятия транспортной сферы, инновационный сектор, производственный и банковский. Меры, которые использует государство с целью сдерживания инфляционных процессов сейчас заключаются в частичном регулировании цен, поддержании валютного курса и ряда других ответных мер. Поддержка курса валюты с помощью повышения банковской ставки – это рабочий инструмент, но при этом значительное повышение ставки тормозит экономику. Рост ставок по кредитам для бизнеса и повышение ставок по ипотечному кредитованию – это лишь вершина айсберга. Ликвидные активы банков преимущественно сосредоточены в облигациях, которые существенно обесценились после поднятия ставки. В ответ на санкции Банк России позволил кредитным организациям не публиковать отчетность за прошедший отчетный и налоговый периоды, а также предоставил возможность отражать в балансе свои ценные бумаги по прежним ценам. Остается вопросом, какова же реальная стоимость этих активов. Ставки начинают постепенно снижаться, однако инфляция продолжает расти.
Помимо банковского сектора, активно задеты крупнейшие государственные и частные финансовые структуры. Евросоюз также заморозил счета Национального расчетного депозитария (НРД). Клиринговые центры Euroclear и Clerastream также приостановили свою работу с главным российским депозитарием, пока европейские регуляторы не смогут выяснить, как осуществить фильтрацию российских компаний и лиц, попавших под санкции, от остальных участников рынка. При этом отечественные брокеры пытаются различными доступными способами защитить своих клиентов, однако ситуация на рынке финансовых услуг сложилась слишком неопределенная.
В настоящее время мировая экономика столкнулась с глобальной инфляцией и повсеместным ростом цен на различные категории товаров и услуг. Согласно официальной международной статистике, инфляция в Европе по итогам 2021 года составляет около 7,5%, а в США – 8,5% [10]. Отечественный инвестор столкнулся с рядом сложностей: у валютных вкладов минимальная процентная ставка, трансграничные переводы осуществить стало невозможно без посредников, а инвестиции в иностранные ценные бумаги становятся все менее доступными. Крупнейшие иностранные брокеры и банки начинают блокировать российские счета за рубежом, известные цифровые платформы также начинают отказывать российским инвесторам в возможности проведения операций на фондовом рынке.
Привычный для российских граждан способ сохранения средств в иностранной валюте сейчас не является достаточно эффективным. Также считается, что золото является надежным активом в периоды экономической нестабильности. Однако, несмотря на сохранение своей покупательской способности в разные исторические периоды, в настоящее время можно заметить, что это уже становится спорным утверждением, так как в ряде случаев стоимость золота также начинает снижаться. Так как вся мировая система связана, то в настоящее время многие финансисты начинают распродавать свои активы. Чтобы оценить сложившуюся ситуацию, необходимо рассмотреть события в ретроспективе. Более низкие процентные ставки и более высокие темпы инфляции приводят к подорожанию золота, а растущие ставки на фоне стабильной или снижающейся инфляции приводят к снижению его стоимости. Подобное правило распространяется на обменные курсы – чем слабее позиции доллара, тем дороже золото, и наоборот. На сегодняшний день существуют различные варианты инвестиций в золото: обезличенные металлические счета в банках, золотые монеты и слитки, на которые не так давно был отменен НДС. Кроме того, можно сделать вклад с помощью покупки биржевого ПИФа, активы которого состоят из физического золота. Еще одним решением может стать покупка акций золотодобывающих компаний.
Заключение
Таким образом, в период глобальной экономической турбулентности, Банк России ставит перед собой задачи по преодолению негативных воздействий санкционных ограничений, которые заключаются, прежде всего, в финансировании внутреннего развития страны, создание новых нефте- и газопроводов, строительство автомобильных и железнодорожных путей, инфраструктурных и трубопроводных проектов для поставок ресурсов на новые рынки. Однако это предполагает продолжающийся рост инфляции. Необходима кардинальная перестройка деятельности ЦБ РФ, которая позволит не только восстановить экономику страны до санкционного уровня, но и создаст благоприятные возможности и перспективы ее дальнейшего развития и роста. При этом в качестве основных выявленных проблем мы можем позиционировать проблемы, связанные с обеспечением устойчивости финансовых отношений в условиях санкционного давления. Все это, несомненно потребует дополнительных исследований по мере развития событий.
Источники:
2. Экономические санкции. Банковская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://economics.niv.ru/doc/encyclopedia/bank/articles/608/ekonomicheskie-sankcii.htm (дата обращения: 28.02.2022).
3. История экономических санкций. Банковская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://economics.niv.ru/doc/encyclopedia/bank/articles/1087/istoriya-ekonomicheskih-sankcij.htm (дата обращения: 28.02.2022).
4. Haidar J.I. Sanctions and Exports Deflection: Evidence from Iran. Paris School of Economics, University of Paris 1 Pantheon Sorbonne, Mimeo. - 2015
5. Bryan R. Early What are sanction busters?. / Busted Sanctions: Explaining Why Economic Sanctions Fail., 2015. – 288 p.
6. Pape R.A. Why Economic Sanctions Still Do Not Work // International Security. – 1998. – № 1. – p. 66-77.
7. Mulder N. The Economic Weapon: The Rise of Sanctions as a Tool of Modern War. , 2022. – 448 p.
8. Рубцова Л.Н., Чернявская Ю.А. Перспективы восстановления и дальнейшего подъема экономики России // Заметки ученого. – 2021. – № 5-1. – c. 524-527.
9. Gryaznova A.G. Globalization as a modern economic form: the dialectic of confrontation and solidarity. / В книге: Global economy in the XXI century: dialectics of confrontation and solidarity. - London: LSP, 2018. – 7-11 p.
10. Конференция ООН по торговле и развитию. Un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/ga/unctad (дата обращения: 28.02.2022).
11. Мухаметзянова Д.Д., Белай О.С. Проблемы развития инновационной деятельности российской экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2019. – № 12(130). – c. 54.
12. Куракова Н.Г., Петров А.Н., Зинов В.Г. Подходы к актуализации научно-технологической политики России в ответ на новые вызовы // Экономика науки. – 2020. – № 3. – c. 138-151. – doi: 10.22394/2410–132X2020–6-3–138–15.
13. Denicolo V., Franzoni L.A. Weak Intellectual Property Rights, Research Spill-Overs and The Incentive to Innovate // American Law and Economics Review. – 2011. – № 1. – p. 111-140. – doi: 10.1093/aler/ahr017.
14. Ustinova L. Factor analysis of trends for national innovationdriven development // 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering (STCCE – 2021): E3S Web of Conferences Volume 274. Kazan, 2021.– doi: 10.1051/e3sconf/202127410013.
15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398
16. Дробот Е.В., Гудович Г.К. и др. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
17. Дробот Е.В., Ивко Е.С. Особенности функционирования стран Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2018. – № 4. – c. 605-616. – doi: 10.18334/eo.8.4.39170.
18. Дробот Е.В., Батарин И.В., Пекки В.Д. Анализ условий внешней торговли России и стран Запада в условиях санкционных войн // Экономические отношения. – 2017. – № 1. – c. 27-40. – doi: 10.18334/eo.7.1.37392.
19. Дробот Е.В., Абросимова А.С., Савицкая К.С. Влияние санкций на формирование Евразийского экономического союза // Экономические отношения. – 2017. – № 1. – c. 55-64. – doi: 10.18334/eo.7.1.37391.
20. Илясова К.О., Агаева Д.Р., Анисимова Е.Д. Оценка влияния санкционной политики на экономику России: результаты социологического опроса // Экономические отношения. – 2016. – № 4. – c. 118-124. – doi: 10.18334/eo.6.4.37383.
21. Савицкая К.С., Абросимова А.С. Санкционные войны и их последствия // Экономические отношения. – 2016. – № 3. – c. 49-53. – doi: 10.18334/eo.6.3.37370.
22. Гармашова Е.П., Дребот А.М. и др. Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 649-662. – doi: 10.18334/eo.10.3.110824.
23. Пименова Е.М. Направления и перспективы роста прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации в условиях санкций // Экономические отношения. – 2020. – № 1. – c. 175-186. – doi: 10.18334/eo.10.1.100412.
24. Григорян Г.Р. Методологические основы оценки результативности применения внешнеэкономических санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2793-2804. – doi: 10.18334/eo.9.4.41466.
25. Донцова О.И., Толкачев С.А., Комолов О.О. Российская промышленность: влияние санкций и перспективы импортозамещения // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 271-288. – doi: 10.18334/epp.9.4.41512.
26. Косьмин А.Д., Кузнецова О.П. и др. О пагубных последствиях антироссийских санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2805-2818. – doi: 10.18334/eo.9.4.41237.
27. Зенченко С.В., Вартанова М.Л. Обеспечение финансовой безопасности региона в условиях санкций и экономического кризиса // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 257-270. – doi: 10.18334/epp.9.4.41462.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:45:22