Социальная компонента устойчивого развития предприятий

Арошидзе А.А.1
1 Сибирский государственный университет путей сообщения, Россия, Новосибирск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43057202
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Устойчивое развитие является краеугольной темой экономики и управления на микроуровне, особенно в современных реалиях предпринимательской деятельности. Устойчивое развитие перестало рассматриваться как стабильное, непрерывное развитие производственно-хозяйственной и финансовой-экономической деятельности предприятия. С другой стороны, его классическая концепция находит наиболее корректное применение на глобальном, макро- и мезоуровне. Поэтому на протяжении достаточно длительного периода времени возникают попытки преломить традиционную триаду устойчивого развития «экономика-социум-экология» к уровню предпринимательских структур. Устойчивое развитие также не может рассматриваться и как исключительно экологическая или социальная деятельность предприятия. Вышеизложенное актуализирует проблематику теоретической базы составляющих устойчивого развития, которая закладывает его смысловое содержание. Посредством декомпозиции проблемы проанализированы исследования на социальную тематику в контексте устойчивого развития предприятий, выделены их ключевые направления и особенности, а также определены приоритетные векторы в разрезе видов деятельности и размеров предприятий. Полученные результаты могут представлять интерес при дальнейшем изучении теоретических и практических аспектов управления устойчивым развитием предпринимательских структур.

Ключевые слова: устойчивое развитие, социальная устойчивость, социальная ответственность, социальный менеджмент, социальный аудит

JEL-классификация: M21, M14, Q01



Введение

Применительно к микроуровню для определения устойчивого развития необходимо учитывать ряд ключевых положений. «Устойчивое развитие» состоит из составляющих – «устойчивости» и «развития». В этой связи «устойчивость» должна раскрываться не только как свойство, качество предприятия, но и как характеристика процесса развития, т.е. его протекания. Развитие – это прогрессивный процесс, движение. Поскольку устойчивость рассматривается с двух представленных позиций, то устойчивое развитие некорректно исследовать без привязки к видам устойчивости, иначе будет присутствовать простое отождествление устойчивого и стабильного, непрерывного развития. Необходимо учитывать идеи традиционной концепции устойчивого развития, но с соответствующим преломлением к уровню предприятия, так как в своем изначальном виде и понимании ее наиболее корректно применять на макро- и мезоуровне. Такая необходимость как раз и может быть реализована посредством включения различных видов устойчивости в рамках устойчивого развития – экономической, социальной, экологической, а также сбалансированности между ними.

Теоретические и практические положения устойчивого развития являются востребованной темой исследования на протяжении продолжительного периода времени. В последние годы проблематика устойчивого развития с акцентами на неэкономических составляющих нашла отражение в работах таких авторов, как Жапаралиева Ж.Ж. [10] (Zhaparalieva, 2018), рассматривающей принципы управления проектами устойчивого развития, Петренко Е.С., Денисова И.В., Кошебаевой Г.К., Королевой А.А. [1, 16] (Petrenko, Pritvorova, Dzhazykbaeva, 2018; Petrenko, Denisov, Koshebaeva, Koroleva, 2019), проектирующих бизнес-модели с учетом основ устойчивого развития. Нахождению баланса между экономическими и неэкономическими составляющими посвятили свои научные труды Каменник Л.Л., Суханова Т.В. [12, 18] (Kamenik, 2018; Sukhanova, 2019), диагностике экономической компоненты деятельности предприятия, но в контексте именно устойчивого развития, а также выработке его антикризисных решений – Павлова И.А., Макушева Ю.А., Серова Л.Г. [15] (Pavlova, Makusheva, Serova, 2019), Ермашкевич Н.С., Чибисова Е.С. [9] (Ermashkevich, Chibisova, 2019). Социальные аспекты устойчивого развития рассматриваются Капланом А.В., Терешиной М.А. [13] (Kaplan, Tereshina, 2018), Апенько С.Н., Романенко М.А. [14] (Mirzekhanov, 1997) через гибкие методы управления при реализации инновационных проектов, Бережной М.А. [6] (Berezhnaya, 2017) через включение культурологических аспектов. Монография на тему устойчивого развития также написана автором данной статьи [5] (Aroshidze, 2019).

В качестве цели данной работы автор поставил выявление приоритетных векторов исследования социальных аспектов устойчивого развития предприятий. Авторская гипотеза заключается в следующем: социальная составляющая устойчивого развития предприятий, как правило, рассматривается относительно крупных промышленных предприятий, средние и малые промышленные предприятия, а также предприятия прочих видов деятельности и размеров в большей степени являются объектами исследования по формированию системы социально-экономических отношений между собственниками и работниками, что отодвигает на второй план проблемы реализации их социальной политики как вклада в развитие социально ориентированного общества.

Для подтверждения данной гипотезы автором был проведен анализ 53 исследований, прежде всего диссертационных, принимая их за крупные, законченные научные исследования периода 2000–2018 гг., посвященных социальным аспектам деятельности предприятий, которые могут быть рассмотрены именно в контексте их устойчивого развития. С помощью методов декомпозиции проблемы и группировки все исследования были разделены на три ключевые группы: социальная ответственность, социальный учет (аудит), социально-экономическое развитие. Выявив основные особенности каждого из направлений, автором определены их приоритеты по группам предприятий. Отметим, что в рамках данной статьи приведены результаты анализа исследований, которые отражают наиболее характерные точки зрения авторов.

Социальная ответственность в контексте устойчивого развития

Проведенный анализ группы исследований, рассматривающих социальную составляющую устойчивого развития предприятий через их социальную ответственность, позволил сделать ряд ключевых выводов. Во-первых, социальная ответственность должна формироваться на построении устойчивого баланса, учитывающего как экономические интересы, так и охрану окружающей среды, при этом в совокупности с вопросами, затрагивающими социальные интересы. Такой устойчивый баланс приводит к достижению устойчивого развития бизнес-структур и общества. Во-вторых, социальная ответственность зачастую предполагает принципиальные позиции «морально-нравственных факторов» отношения к работникам предприятия, а также делового общения, т.е. отношений с деловыми партнерами. Здесь подразумевается исключительно добросовестная конкурентная борьба, проводимая предприятием, «достойная заработная плата, справедливые социальные гарантии, инновационные инициативы, безопасные условия труда», «формирование социальной инфраструктуры, сохранение окружающей среды» [3, с. 20] (Aliev, 2008). В-третьих, сущность социальной ответственности также заключается в том, чтобы частный бизнес осуществлял вложения, направленные на общественное развитие, т.е. осуществлял социальные инвестиции в соответствии со своими добровольными намерениями, не основанными на принуждении со стороны государства/общества. Более того, социальная ответственность имеет место, когда при соблюдении необходимых, установленных обязательных норм предприятие выполняет и неформальные обязательства. В-четвертых, принципиальной важностью характеризуется переговорный процесс, по результатам которого и формируются обязательства перед стейкхолдерами. Укрупненно контроль социальной ответственности осуществляется стейкхолдерами относительно ресурсов, процессов, результатов, эффектов. В случае внутренних стейкхолдеров социальная ответственность проявляется через развитие и поддержку персонала, охрану труда, социально ответственную реструктуризацию; воздействуя на внешних стейкхолдеров, предприятие проявляет свою социальную ответственность посредством развития локальных сообществ, добросовестную практику реализации своей деловой политики. В-пятых, интерес представляет разграничение понятий корпоративной социальной ответственности и корпоративного гражданства. Например, Рашидин Е.А. [17] (Rashidin, 2018) указывает, что если ранее корпоративное гражданство рассматривалось с позиции взаимоотношений бизнес-структур и государства, реализация которых осуществлялась посредством корпоративной социальной ответственности, то в настоящее время корпоративное гражданство включается составной частью в социальную ответственность с точки зрения интересов общества.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить ключевые особенности реализации политики социальной ответственности в контексте устойчивого развития предприятий:

- построение устойчивого баланса между экономическими и социальными интересами как основа устойчивого развития бизнес-структур и общества;

- принципиальность честных взаимоотношений с деловым сообществом и работниками предприятия;

- осуществление добровольных социальных инвестиций, выполнение неформальных обязательств;

- реализация социальной ответственности через договоренности с внешними и внутренними стейкхолдерами, что предполагает разные ее формы;

- корпоративное гражданство как составная часть современной социальной ответственности.

Социальный аудит в контексте устойчивого развития

Социальный аудит как второе направление исследования предполагает необходимость предприятиями учитывать факторы, имеющие социальное значение, оценивать совокупные затраты, учитывать финансовые и нефинансовые показатели при оценке реализуемых проектов, применять социальные критерии и выражать их количественные характеристики в соответствующей статистической оценке, проводить «общественный учет» [2, с. 8-9] (Aligadzhieva, 2010).

Отметим, что в более ранних исследованиях 1990-х – начала 2000-х гг. социальные факторы рассматривались, прежде всего, в контексте повышения производительности труда. В настоящее время социальные факторы рассматриваются как в своем привычном понимании, так и в контексте экономической оценки состояния предприятия. Например, Булыгин А.С. предлагает находить «область согласованности экономического и социального решений», оценивать «степень отличия экономического и социального состояния» от нее [7, с. 19] (Bulygin, 2008).

При проведении социального аудита акцентируется внимание на социальных функциях предприятий, которые рассматриваются как инициатива предпринимательских структур, направленная на осуществление мероприятий, способствующих развитию национальной экономики с выраженным социальным ориентиром и, соответственно, формированию социального общества. Социальные функции предприятий заключаются в формировании новых рабочих мест, а значит и увеличении занятости населения, улучшении условий, в которых работники осуществляют свою профессиональную деятельность, стимулировании, финансировании обучения персонала с целью повышения его квалификации, стимулировании самой трудовой деятельности, совершенствуя ее организацию и пр. В рамках социальных функций предприятия, его материальных и нематериальных социальных активов следует отметить принципиальное значение социальных ресурсов как того человеческого капитала, который способен реализовать свой потенциал посредством определенной системы взаимоотношений. В этом аспекте еще с начала перехода РФ к рыночным отношениями авторами обосновывается роль организационной культуры управления предприятием, строящейся на социально-экономических аспектах с целью преодоления инертности организации и структурирования управленческой деятельности, характерных для того периода [например, 14] (Mirzekhanov, 1997).

К числу ключевых особенностей социального аудита в контексте устойчивого развития предприятий необходимо отнести:

- статистическую оценку деятельности предприятия с учетом социально значимых факторов и затрат;

- социальный аудит как общественный;

- рассмотрение возможностей включения его в систему бухгалтерского аудита;

- нахождение точек пересечения социальных факторов и экономических решений по развитию предприятия;

- оценку выполнения предприятием социальных функций;

- социальные функции как основу формирования социально ориентированного предприятия (наряду с традиционно коммерческими функциями).

Социально-экономические отношения

Социальная компонента устойчивого развития также может быть выражена и через формирование социально-экономических отношений между предприятиями и, прежде всего, его работниками. Социально-экономические отношения и их дальнейшая оценка рассматриваются с позиции взаимосвязей тех субъектов, которые участвуют в экономической деятельности предприятия, к числу которых относятся работник, менеджер, предприниматель, акционер, клиенты, поставщики, инвесторы и пр. Необходимо понимать, что их интересы заключаются не просто в получении определенных благ, удовлетворяя тем самым потребности, а в их справедливом распределении. Результатом выстраивания социально-экономических отношений также является состояние социальной инфраструктуры как того комплекса объектов предприятия, которые направлены на социальное обслуживание персонала.

Гончар Е.А. отмечает, что в рамках социально-экономического развития предприятия целесообразно формировать «обособленный имущественный фонд» на основе «сбережений трудового коллектива» для использования в производственных интересах, тем самым выстраивая новые отношения между работниками и предприятием посредством единства интересов [8, с. 9-11] (Gonchar, 2008). Подобные согласованные действия являются основой обеспечения социально-экономической безопасности предприятий. «Экономическая» составляющая данной безопасности реализуется благодаря благам материального характера, которые предприятие может достичь в результате грамотных социально-экономических отношений с работниками. Таким образом, формируется система социального партнерства между предприятиями, населением и органами власти различного уровня, что является базисной основой, позволяющей обеспечить их интересы [11, с. 18] (Ivanova, Antonov, Kolesnikov, 2007).

Основными особенностями выстраивания социально-экономических отношений для устойчивого развития предприятия являются:

- взаимосвязь субъектов в рамках экономической деятельности предприятия и справедливое распределение благ между ними;

- формирование социальной инфраструктуры для работников;

- рассмотрение целесообразности формирования общего имущественного фонда собственников и работников предприятия, ориентированного на его развитие;

- формирование системы социального партнерства.

Приоритетные направления исследования социальной составляющей устойчивого развития

Для подтверждения гипотезы о приоритетности рассмотрения социальных вопросов устойчивого развития относительно крупных предприятий, занимающихся промышленной деятельностью, а также отражения данных вопросов через политику социальной ответственности была произведена группировка проанализированных исследований социальной тематики. В первую группу вошли крупные промышленные предприятия, во вторую группу – предприятия без разграничения видов деятельности и размеров, а также предприятия конкретных видов деятельности (например, строительство, сфера услуг), но количество которых не превышает нескольких во всей выборке.

В результате определено, что 54,7% исследований (общее количество исследований составило 53) посвящены социальным аспектам деятельности крупных промышленных предприятий, аналогичные вопросы относительно деятельности средних и малых промышленных предприятий освещены в 18,9% работ, аналогичной теме, но относительно предприятий всех прочих видов экономической деятельности и размеров посвящены оставшиеся 26,4% исследований.

Отмеченные в статье подходы к рассмотрению социальных аспектов деятельности предприятий, а именно социальная ответственность, социальный аудит, социально-экономическое развитие и функции, сгруппированы автором по виду и размерам предприятий. В соответствии с вышеприведенной статистикой исследований группировка осуществлялась по крупным промышленным предприятиям, средним и малым промышленным предприятиям, а также предприятиям всех прочих видов деятельности и размеров. Данная группировка позволила выявить приоритетный вектор исследования социального аспекта предпринимательской деятельности в контексте триады устойчивого развития (рис. 1-3).

Рисунок 1. Приоритетные направления исследования социальных аспектов деятельности крупных промышленных предприятий, %

Источник: составлено автором.

Ключевым вектором социальной составляющей деятельности крупных промышленных предприятий является их социальная ответственность. Вторым по значимости направлением, но неконкурентоспособным относительно основного, является социально-экономическое развитие предприятий, их социальные функции. Социальный учет или аудит на крупных промышленных предприятиях не рассматривается в качестве приоритетного направления научно-исследовательской и практической деятельности.

Более того, данный подход отсутствует при исследовании социальных аспектов малых и средних промышленных предприятий, а также предприятий всех прочих видов деятельности и размеров. По первым из них приоритетным вектором является социально-экономическое развитие и выполнение ими социальных функций, по вторым – формирование системы социальной ответственности и ее реализация.

Рисунок 2. Приоритетные направления исследования социальных аспектов деятельности средних и малых промышленных предприятий, %

Источник: составлено автором.

Рисунок 3. Приоритетные направления исследования социальных аспектов деятельности предприятий всех прочих видов деятельности и размеров, %

Источник: составлено автором.

Заключение

Итак, устойчивое развитие предприятия необходимо рассматривать через призму видов устойчивости, как правило, экономической, социальной, экологической. Несмотря на то, что ключевой компонентой является именно экономическая устойчивость, обеспечивающая условия в том числе для социального и экологического развития, социальная устойчивость также играет принципиальную роль для предприятия, ориентированного на устойчивое развитие. В практике научно-исследовательской деятельности социальная устойчивость как отдельная, самостоятельная категория рассматривается достаточно редко. Однако определено, что исследование социальных аспектов предприятия осуществляется в разрезе нескольких ключевых подходов, которые могут быть рассмотрены и в контексте устойчивого развития.

При этом для крупных промышленных предприятий приоритетным вектором является социальная ответственность, для малых – социально-экономические отношения. Предприятия всех прочих видов деятельности и размеров рассматриваются также через призму социальной ответственности как составляющей устойчивого развития. Более того, социальные аспекты деятельности, независимо от их направлений, в большей степени затрагивают именно крупные промышленные предприятия.

Данные результаты «открывают» существующую проблемную область исследования устойчивого развития предприятий. Во-первых, крайне ограниченное самостоятельное рассмотрение в крупных, законченных научных исследованиях социальной устойчивости как составляющей устойчивого развития (в некоторых случаях она в принципе отождествляется с кадровой устойчивостью). Во-вторых, явно выраженная направленность рассмотрения социальных аспектов по отношению к крупным промышленным предприятиям. Более того, даже в случае проведения исследований на уровне средних и малых предприятий приоритетным вектором является простое формирование социально-экономических отношений.

Выстраивание концепции устойчивого развития относительно предприятий всех видов деятельности и размеров не представляется возможным без формирования теоретической базы по каждой из ее составляющих. Поэтому решение вышеперечисленных проблем, нахождение компромисса между размером предприятия, видом его деятельности и его социальными функциями, не только внутри, но и за его рамками, вкладом в формирование социально справедливого общества являются приоритетными направлениями дальнейших исследований.


Источники:

1. Petrenko E., Pritvorova T., Dzhazykbaeva B. Sustainable developmet processes: service sector in post-industrial economy // Journal of Security and Sustainability Issues. – 2018. – № 4. – p. 781-791. – doi: 10.9770/jssi.2018.7.4(14) .
2. Алигаджиева Е.М. Эколого-социальный учет и анализ корпоративной отчетности в условиях МСФО. / автореф. дис…канд. экон. наук: 08.00.12. - Орел: Орловский государственный технический университет, 2010. – 24 c.
3. Алиев Ф.А. Социальный аудит в контексте социальной ответственности крупных российских корпораций. / автореф. дис…канд. экон. наук: 08.00.05. - Москва: Академия труда и социальных отношений, 2008. – 30 c.
4. Апенько С.Н., Романенко М.А. Связь гибкости персонала и социальной устойчивости инновационных проектов предприятий России // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 497-508. – doi: 10.18334/epp.9.4.41514.
5. Арошидзе А.А. Теория и методология управления экономической составляющей устойчивого развития предпринимательских структур. / Монография. - Новосибирск: Изд. ООО «СибАК», 2019. – 194 c.
6. Бережная М.А. Социокультурная устойчивость как категория социологического анализа // Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования: XX Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана. Екатеринбург, 2017. – c. 265-275.
7. Булыгин А.С. Оценка экономического состояния стратегических предприятий с учетом социальных факторов. / автореф. дис…канд. экон. наук: 08.00.05. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет, 2008. – 24 c.
8. Гончар Е.А. Внутрифирменный финансово-инвестиционный механизм формирования и использования сбережений персонала в системе управления социально-экономическим развитием промышленного предприятия. / автореф. дис…канд. экон. наук: 08.00.05. - Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2008. – 26 c.
9. Ермашкевич Н.С., Чибисова Е.С. Модели антикризисного управления для обеспечения устойчивого развития организации // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 1. – c. 43-58. – doi: 10.18334/lim.6.1.40767.
10. Жапаралиева Ж.Ж. Управление проектами устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2018. – № 1. – c. 9-24. – doi: 10.18334/lim.5.1.38771.
11. Иванова О.П., Антонов Г.Д., Колесников А.И. Развитие моногородов и социальная ответственность предприятия. / Монография. - Москва: Наука, 2007. – 240 c.
12. Каменик Л.Л. Эколого-экономическая сбалансированность – стратегия управления инновационным развитием общества XXI века // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 1. – c. 25-38. – doi: 10.18334/vinec.8.1.38866.
13. Каплан А.В., Терешина М.А. Оценка устойчивости социально-экономического развития горнодобывающих предприятий // Уголь. – 2018. – № 8(1109). – c. 86-90. – doi: 10.18796/0041-5790-2018-8-86-90.
14. Мирзеханов А.А. Социально-экономические аспекты формирования организационной культуры управления предприятий строительного производства. / автореф. дис…канд. экон. наук: 08.00.05. - Махачкала: Дагестанский государственный технический университет, 1997. – 19 c.
15. Павлова И.А., Макушева Ю.А., Серова Л.Г. Диагностика экономического состояния устойчивого развития производственного предприятия // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1395-1406. – doi: 10.18334/eo.9.2.40770.
16. Петренко Е.С., Денисов И.В., Кошебаева Г.К., Королева А.А. Перспективы бизнес-моделей: «голубые океаны», менеджмент предпринимательской деятельности, инновации на стороне спроса и устойчивое развитие // Креативная экономика. – 2019. – № 12. – c. 2327-2336. – doi: 10.18334/ce.13.12.41358.
17. Рашидин Е.А. Корпоративная социальная ответственность в стратегиях французских автопроизводителей // Современная Европа. – 2018. – № 3(82). – c. 92-101. – doi: 10.15211/soveurope3201892101.
18. Суханова Т.В. Экономический рост и охрана окружающей среды – приоритетные цели устойчивого развития общества // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – c. 373-382. – doi: 10.18334/eo.9.1.39932.

Страница обновлена: 30.11.2024 в 20:08:59