Организационно-экономические аспекты активизации инновационного развития: макро- и микроуровень

Каленов О.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (88), Апрель 2014

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21476751
Цитирований: 27 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматривается роль государства в формировании инновационного климата, а также предлагается комплекс мероприятий на макро- и микроуровне для повышения инновационной активности бизнеса.

Ключевые слова: инновации, управление предприятием, экономический рост, инновационное развитие, инвестиции, ресурсы, человеческий капитал, налоговая политика, бизнес, макроэкономика, фирма



Анализ основных тенденций в мировой экономике позволяет сделать вывод о том, что современный этап экономического развития характеризуется усилением роли государства в повышении эффективности современных бизнес-организаций. В настоящее время регулирующие функции государства понимаются шире, чем традиционное поддержание стабильного денежного обращения, гарантированного соблюдения законодательства и сбор налогов. Особенностью является и то, что государство выступает не только защитником интересов частного капитала, как это было вплоть до XX века, но и само стало крупным собственником и инвестором, а, следовательно, заинтересовано в результатах деятельности как макроэкономической системы, так и каждой отдельно взятой фирмы.

Так задаются темпы

В широком смысле слова макроэкономическое регулирование включает в себя:

– создание условий для экономического роста;

– поддержание условий, способствующих возникновению новых предприятий;

– антимонопольное регулирование и исключение несправедливой конкуренции;

– структурные и антикризисные мероприятия;

– поддержание общего равновесия на товарных рынках в условиях свободного ценообразования.

Государство оставляет за собой право вмешательства в указанные процессы, если этого требуют более весомые ценности по сравнению с принципом свободного ценообразования, такие как поддержание занятости и экономического роста. В ЕС, например, искусственно поддерживаются цены на агропродукцию. Государство в зависимости от экономической ситуации формирует и трансформирует свою экономическую систему, которая:

– законодательными актами и административными рычагами определяет границы деятельности фирм;

– поддерживает динамику и напряженность конкурентной борьбы в экономике страны;

– направляет научно-техническую политику и технологическое совершенство производства;

– формирует социально-экономическую политику;

– формирует институты защиты национальных производителей.

Одной из важных задач современного государства в формировании экономического развития и обеспечении дальнейшего роста является определение отраслей, которые могут обеспечить высокую динамику этих процессов. Другими словами, отраслей, которые являются или могут стать «ядром технологического уклада» [1] – отраслей-акселераторов. Еще относительно недавно формирование «ядра», или отрасли-акселератора, было полностью задачей самого бизнеса. В стремлении обеспечить высокую норму прибыли на вложенный капитал бизнес искал высокорентабельные рынки. Одним из инструментов, который обеспечивал решение этой задачи, являлось использование инноваций. Инновации или создавали новые рынки, или модернизировали их до неузнаваемости. Так было, например, в начале двадцатого столетия, когда Г. Форд применил поточные технологии, и в его последней трети, когда развитие и рост экономики обеспечивались информационными технологиями.

Сегодня благодаря экономической науке государство обладает достаточными знаниями для формирования и реализации своей экономической политики, чтобы с довольно высокой точностью определить, какая именно отрасль может стать акселератором, а соответственно, и ядром технологического уклада. Очевидно, что основу «ядра» составят нанотехнологии [3], «дело за малым» – определить, какая отрасль может наиболее полно и эффективно реализовать все преимущества нанотехнологий и распространить приобретенный опыт на другие отрасли экономики и сферы жизни человека.

Представители либерального направления в экономической науке говорят о том, что государство не должно вмешиваться в экономику, но практика свидетельствует об обратном. Прямо или косвенно государство постоянно участвует в регулировании как текущих, так и стратегических процессов, которые формируют настоящее состояние страны и определяют ее будущее экономическое и политическое положение.

Опыт динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии показывает, что экономический рост в этих государствах сопровождается движением к более справедливому устройству. Конечно, в этих странах другая степень социальной конвергенции, и они еще не достигли того уровня социальных технологий, того социального благополучия, на котором находится Евросоюз, однако векторы развития социально-экономических моделей совпадают. Страны Юго-Восточной Азии самостоятельно выбрали меры по адаптации своих экономик к мировой хозяйственной системе, исходя из собственных возможностей. Эти страны воспользовались углублением специализации между западными компаниями по производству высокотехнологичной продукции, увеличением импортных квот и всеобщей либерализацией торговли.

Опыт экономических реформ в странах Юго-Восточной Азии и Европейского Союза свидетельствует о том, что экономическое развитие и рост приобретают долгосрочный, стабильный характер только в том случае, когда вместе с экономическими проводятся и социальные реформы, которые способствуют социальному прогрессу. В то же время эффективная социальная политика требует соответствующих экономических предпосылок – она опирается на улучшение качественных параметров экономики, таких как:

– эффективность производства и рост производительности труда;

– благоприятное положение на мировых рынках;

– выгодная, рациональная специализация;

– политика разумного замещения импорта;

– диверсификация и облагораживание экспорта.

Все это может быть реализовано при экономической мотивации к труду у основных товаропроизводителей, включая производителей интеллектуальных продуктов, эффективной рационализации операционной системы, постоянной модернизации технологической базы, а также улучшении положения в системе мирового хозяйствования.

Время трансформации

Россия не сможет обеспечить себе устойчивого социально-экономического развития, если она будет ориентироваться на экспорт энергетических ресурсов и сырья. Выход на траекторию экономического развития возможен только в том случае:

– если экономический курс будет сориентирован наряду с использованием природных ресурсов на инновационный потенциал и высококвалифицированные трудовые ресурсы;

– когда будет усовершенствован механизм принятия решений в пользу коллегиальной выработки социально приемлемых решений по конкретным вопросам ежедневной политики;

– когда будут ликвидированы «черные дыры» российской экономики, в которых исчезают миллиарды рублей, так необходимые для их использования в виде инвестиций;

– государственная политика переориентируется с политики «laissezfaire» на активное содействие финансовой, технологической и организационной трансформации непосредственно в производственной сфере.

На современной стадии развития науки и техники роль интеллектуального и технологического потенциала настолько выросла, что появились такие термины, как «интеллектуальный», «технологический», «инновационный» и «человеческий» «капитал». Эта роль обеспечивается не только интенсивными инвестициями в их развитие, но и резким возрастанием роли инновационной сферы в воспроизводственных процессах. Наукоемкое и высокотехнологичное производство требует поворота к политике экономического развития на основе стимулирования всех компонентов спроса: общественного (национального), инвестиционного и потребительского, недостижимого без активного вмешательства государства, особенно активного, когда проводится курс на формирование смешанной экономики и цивилизованного рынка. В доктринах социально ориентированного рынка и смешанной экономики социальный прогресс рассматривается не как ограничитель экономических решений, не как предохранитель, гарантирующий отсутствие резких социальных катаклизмов, а как цель, придающая смысл экономической политике, как реализация «интеграционного мышления», учитывающего ради поддержания социально-экономического равновесия общества жизненно важные интересы всех его слоев.

Сочетание экономического прогресса с социальным и технологическим является основой стабильности общества, способного к эволюции, чего не наблюдается в России. Экономический спад российской экономики в период мирового экономического кризиса есть результат доктринальной путаницы, неразвитости институтов социального партнерства, которые на практике обеспечивают достижение социальных компромиссов, недостатка политической культуры, не позволяющего осуществлять поиск социальных балансов и выработать разумные политические компромиссы, политической инфантильности широких слоев населения.

Экономический аспект эффективной государственной политики состоит в поддержке инноваций и инвестиций. Ключевыми элементами любой стратегии экономического развития являются нововведения и их финансовая поддержка, что не свойственно российской промышленности. Государственное стимулирование может быть очень эффективным, особенно если оно опирается на относительно дешевую рабочую силу и отказ от парализующего активные действия и не оправдавшего себя на практике принципа «laissezfaire». В России важно достичь экономической мотивации высококвалифицированного труда, особенно в тех областях, в которых связь трудовых затрат с их результатами не так очевидна, как в производственной области – в сфере управления и НИОКР.

Опыт зарубежных стран свидетельствует, что непременным условием для достижения экономического подъема является развитие особого сектора экономики, связующего звена между сферой НИОКР и массовым производством – венчурного бизнеса, который осуществляет подготовку к выпуску на рынок инновационных видов продукции, обеспечивая ему расширение позиций на мировых рынках и экономическое процветание. Инновационное предпринимательство представляет собой катализатор, который способствует росту экспорта наукоемкой продукции, являющейся основой благосостояния стран Западной Европы, и который теперь активно используется и новыми индустриальными странами Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Его становление предполагает проведение государством активной инновационной политики по трем основным направлениям:

– поддержка сферы НИОКР как источника предложения научно-технических (научно-технологических) новинок, доводимых до стадии получения новых продуктов и технологий;

– содействие возникновению инновационных фирм, эксплуатирующих новые научно-промышленные разработки при поддержке конкурентной среды, и различным формам предпринимательства;

– распространение новых технологий по всей национальной экономике при помощи региональных информационных сетей, создания демонстрационных центров и других подобных мер.

Изменения, которые происходят в экономике, и их динамика свидетельствуют, что только государство:

– способно снять барьеры на пути ускорения научно-технического прогресса и применения его результатов в производстве;

– ограничить влияние крупных компаний и заставить их «играть» по правилам, которые выгодны всему обществу;

– снизить остроту социальной напряженности между трудом и капиталом;

– сформировать предпосылки для формирования экономического потенциала и национального богатства.

Такая корректировка необходима еще и потому, что, несмотря на огромное, вплоть до монопольного, влияние крупных корпораций и их роль в отдельных отраслях (на отдельных рынках), они часто не способны решать крупные научно-технические задачи, а также проблемы образования. Без решения этих вопросов невозможно решение проблем модернизации и технического перевооружения производственных систем.

Макроуровень

Во многом государственные инструменты регулирования экономики отражают национальную специфику хозяйствования, организацию и культуру производства, формы и подходы регулирования финансовой, промышленной, социальной и другой деятельности. Но в то же время можно найти и нечто общее в этих подходах. Опыт экономически развитых стран мира (США, ФРГ, Япония) свидетельствует, что одним из важнейших инструментов государственного регулирования является налоговая система. В этих странах в разных формах и в разное время использовался именно этот рычаг. Для фирм, которые активно направляли средства на инновации и инвестиции, внедряли новые технологические процессы и производственное оборудование, применялись пониженные налоговые ставки на соответствующие денежные средства, предоставлялись налоговые кредиты на определенный срок (как правило, около пяти лет), отсрочивалась выплата налогов.

Применение налоговой системы как инструмента, стимулирующего инновационно-инвестиционные процессы фирмы, вызвано следующим рядом причин. Инновационный процесс, как правило, занимает продолжительный период времени. Фирма инвестирует финансовые средства из собственной прибыли. Эти средства она могла бы направить на расширение своей деятельности, увеличив таким образом свою текущую прибыль. Но, вкладывая средства в НИОКР, фирма тем самым обеспечивает себе будущую рентабельность. К сожалению, не все разработки заканчиваются коммерческим эффектом, поэтому какая-то часть денежных средств (из прибыли предприятия) расходуется неэффективно. Таким образом, есть две причины, которые сдерживают инновационный «порыв» фирмы: во-первых, недополученная текущая прибыль; во-вторых, риск неэффективного вложения части прибыли. Чтобы снизить влияние этих причин, государство и стимулирует инновационную активность фирмы через налоговую систему.

Контраргументом этого инструмента может быть следующее. Предоставляя налоговые льготы бизнесу, федеральный бюджет может лишиться части доходов. На какой-то период времени, как правило, короткий, может так и произойти, но только в том случае, если все без исключения фирмы (независимо от бизнеса, размеров и т.д.) начнут формировать и осваивать инвестиции, но такое вряд ли возможно. Если даже бюджет и недополучит какую-то часть доходов «сегодня», то этот дефицит будет покрыт в будущие периоды «с лихвой» за счет возросших доходов инновационных фирм и, следовательно, увеличения налоговых отчислений. Бюджет же может компенсировать «сформировавшийся текущий дефицит» за счет снижения госрасходов.

Вторым важным инструментом государственного регулирования экономики является увеличение государственных расходов. Здесь важен выбор направления вложения этих средств. Государственные средства должны быть направлены в те отрасли (отрасль), которые способны не только привести к увеличению доходов в бюджет страны, но и обеспечить рост национальной экономики. В совокупности со снижением налоговых ставок это может привести к значительному увеличению ВНП.

Среди косвенных инструментов государственного регулирования экономики можно выделить следующие: целевые программы; досрочное списание оборудования; предоставление льготных кредитов и др.

Государственные целевые программы, как правило, направлены на решение крупных социально-экономических задач. Преимущество этого метода регулирования экономических процессов заключается в том, что целевые программы предусматривают несколько источников финансирования: средства федерального бюджета, средства регионального и местного бюджетов, внебюджетные средства (частные инвестиции). Другим преимуществом является то, что цели, которые определены в целевой программе, это забота не только государственной, но и местной власти.

В настоящее время в России реализуется большое количество национальных программ (проектов), немаловажное место среди которых занимают программы, направленные на развитие инноваций и технологий. Реализация Концепции–2020 предусматривает переоснащение и переориентацию российской экономики на инновационный путь развития и отказа от сырьевой ориентации.

Налоговый кодекс разрешает российским предприятиям начислять амортизацию «методом уменьшающегося остатка». Использование данного метода позволяет накапливать около 2/3 стоимости оборудования в течение первой половины срока его службы. По мнению автора, необходимо оставить только вышеназванный метод начисления амортизации, а не давать право выбора между альтернативными методами. Как показывают эмпирические исследования, российские предприятия неохотно используют «метод уменьшающегося остатка», считая, что сумма сэкономленных средств не велика по сравнению с теми трудозатратами, которых требует использование данного метода.

Рассматривая вопрос о предоставлении льготных кредитов, необходимо отметить, что первоочередной мерой на рынке кредитов должно стать решение Центробанка об изменении подхода к начислению процентов. Необходимо перейти от антисипативного (предварительного начисления процентов) способа выплаты кредита к декурсивному (процентные платежи начисляются по факту (в конце периода) возврата кредита). Это позволит повысить спрос на кредиты как со стороны предприятий, так и населения и одновременно снизить уровень инфляции.

Важно создать условия для эффективного формирования рынка венчурного капитала. Указанный институт современного рынка, к сожалению, находится на низком уровне как использования, так и развития. Как показывает зарубежная практика, формирование и дальнейшее развитие прорывных направлений инноваций без венчурного финансирования крайне затруднительно.

Нельзя забывать и о цене. В российской экономике до сих пор продолжает действовать механизм ценообразования, который применялся в административно-командной системе. Если ждать, когда рынок эволюционным путем сформирует рыночные подходы образования цены, пройдет большой период времени.

Необходимо отметить также мероприятия, направленные в первую очередь на финансовое обеспечение политики развития [2], а именно:

– включение бюджетного процесса в систему стратегического планирования (определение бюджетных приоритетов в соответствии со стратегическими планами, обеспечение преемственности его программно-целевой составляющей, введение процедуры отчетности за достижение поставленных целей и задач);

– расширение источников бюджетных доходов за счет мер по предотвращению несанкционированного вывоза капитала с уклонением от уплаты налогов, восстановления прогрессивной шкалы и переход к единой ставке соцвзносов подоходного налога, установления прогрессивного экологического налога;

– введение жестких ограничений на проведение финансовых операций с оффшорными зонами и государствами, избегающими общепринятых стандартов открытия информации и контроля, налогообложения и пруденциального регулирования;

– установление запрета коммерческим банкам пересматривать условия кредитных соглашений в одностороннем порядке;

– упорядочение финансового рынка, включающее усиление надзора за финансовым состоянием профессиональных участников, ценообразованием и уровнем рисков рынка, создание национальной депозитарной и расчетно-клиринговой корпорации и др.

Реализация вышеперечисленных мер позволит увеличить объем финансовых средств, которые могут быть использованы как прямые инвестиции на инновации.

В современном бизнесе инновационные процессы реализуются не только крупными, уже действующими предприятиями. К этим процессам активно подключается и малый бизнес и, как свидетельствует зарубежная практика, весьма эффективно. Новые предприятия сталкиваются с большим числом проблем, созданных как внешней средой, так и вытекающих из самой природы малого бизнеса (внутренняя среда фирмы). Проблемы, с которыми сталкивается начинающий предприниматель, зачастую очень тривиальны: высокая цена аренды помещений; плохое расположение (отсутствие подъезда); непрофильность помещения; подключение к коммуникациям и т.д.

Решение вышеперечисленных проблем лежит в компетенции местных властей. Причины отказа бывают самые разные, от объективных до надуманных и криминальных. По нашему мнению, необходимо создать механизм (организационный, правовой), который позволял бы более эффективно решать данные вопросы. В качестве конкретного мероприятия можно предложить создание специальных инновационных зон в рамках муниципалитета. Такие зоны должны иметь имущественный фонд (офисный, производственный, складской), быть подключены ко всем коммуникациям, обеспечиваться всеми видами связи и др.

Мероприятия на уровне отдельных фирм (микроуровень)

Однако следует отметить, что на современном этапе экономическое развитие не может быть обеспечено усилиями только «одной стороны» – предпринимателя-новатора или, например, государства. Эффективность этого процесса возможна только при согласованных усилиях обеих сторон. Государство создает условия – институты, а предприниматель-инноватор, используя преимущества рыночного механизма, создает новые продукты и реализует процесс их изготовления. И таким предпринимателем-инноватором может стать и уже действующее предприятие.

Среди требований, которые должны быть выполнены на уровне предприятий, необходимо выделить следующие:

– изменение подходов к оплате труда. Работник должен быть уверен в том, что его зарплата будет реально повышаться в зависимости от затрачиваемых им усилий и роста его квалификации;

– изменение политики управления персоналом, карьерой работника. Количество карьерных ступеней должно быть не ограниченным, а более широким;

– для активизации, повышения эффективности инновационных усилий, а также повышения адаптивности предприятия к изменяющимся рыночным условиям создавать специализированные учебные научно-производственные центры. Это позволит повышать уровень знаний и их использования на предприятии, участвовать в подготовке будущих кадров, отбирать перспективных работников из числа выпускников;

– модернизация финансовой системы предприятия: создание специальных фондов (бюджетов) финансирования НИОКР, технического перевооружения и т.д. Современное инновационное предприятие должно формировать два бюджета: во-первых, текущий бюджет, за счет которого финансируются текущие операции фирмы и обеспечивается получение текущей прибыли; во-вторых, стратегический бюджет, благодаря которому финансируются перспективные разработки моделей продукции и технологические процессы. В конечном счете, целью стратегического бюджета является формирование будущей рентабельности.

Выполнение всех этих условий приведет к активизации процесса инновационно-технологического развития предприятия, а именно к созданию новых или к кардинальному улучшению уже имеющихся продуктов, разработке или совершенствованию технологических процессов, а также модернизации производственного оборудования. Впоследствии это найдет отражение в финансово-экономических и рыночных результатах.

Вывод

Совокупность рассмотренных мероприятий как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятой фирмы представляет собой сложный макро-микроэкономический механизм совершенствования инновационного развития. Необходимо подчеркнуть, что его действие заключается именно в согласованных усилиях макроуровня и бизнес-организаций. Посредством макроэкономических инструментов (налоговых, кредитных, госзакупок) создается благоприятный инновационный климат. Это позволит предприятиям при выполнении вышеуказанных требований к управлению персоналом и финансовыми средствами обеспечить инновационно-технологическую активность, что принесет положительный эффект не только отдельно взятым фирмам, государству, но и потребителям и обществу в целом.


Источники:

1. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. – М., Экономика, 2010.
2. Глазьев С.Ю., Ивантер В.В., Макаров В.Л. и др. О стратегии развития экономики России: препринт / Под ред. С.Ю. Глазьева. – М.: ООН РАН, 2011
3. Кукушкин С.Н. Организационно-технологическое развитие. – Курск: Редакция журнала научных публикаций аспирантов и докторантов, 2010.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 18:15:18