Важнейшие тренды развития жилищной сферы в крупнейших агломерациях
Михеева О.М.1,2,3
1 Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, Россия, Москва
2 Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Россия, Москва
3 Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 1 (Январь-март 2022)
Цитировать:
Михеева О.М. Важнейшие тренды развития жилищной сферы в крупнейших агломерациях // Жилищные стратегии. – 2022. – Том 9. – № 1. – С. 11-38. – doi: 10.18334/zhs.9.1.114582.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48397386
Аннотация:
В статье представлены результаты расчетов и сравнительного анализа ключевых показателей жилищной сферы 20 крупнейших агломераций России и их регионов-территорий в 2010-2020 гг. Предложена группировка агломераций и их регионов на фактическом и прогнозном периоде (до 2030 г.) в зависимости от траектории их развития. С использованием новых источников микроуровневых данных разработан и предложен сценарный прогноз объемов устаревающего жилищного фонда к 2030 г. для агломераций. Показано, что в будущем во многих агломерациях возникнет проблема нарастающего объема устаревшего жилищного фонда, который будет нуждаться в сносе или капитальном ремонте несущих конструкций.
Ключевые слова: городские агломерации, жилищный фонд, численность населения, прогноз выбытия жилищного фонда
Финансирование:
Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.
JEL-классификация: R21, R21, R23
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что агломерационные эффекты создают дополнительные, в том числе экономические выгоды для бизнеса и населения. Преимущества для бизнеса выражаются в экономии от масштабов производства, оптимизации логистики и загрузки инфраструктуры [3, 9] (Volchkova, 2013; Kosinskiy, Medvedev, Merkurev, 2013). Основная выгода для населения заключается в более высоком уровне благосостояния внутри агломераций, повышенной доступности социальной и рекреационной инфраструктуры и т.п. По многим показателям агломерации, как правило, демонстрируют наилучшую динамику развития по сравнению с регионами, в которых находятся, и со страной в целом [12–15] (Neshchadin, Prilepin, 2010; Nozdrina, Makagonov, Minchenko, 2019; Polidi, Gershovich, 2021). По состоянию на 2020 г. в крупнейших агломерациях [1] проживало 36,5% населения России.Развитость жилищной сферы является одним из факторов, определяющих качество жизни населения [20]. В этой связи анализ текущей ситуации и построение прогноза важнейших показателей жилищной сферы агломераций позволит определить потребность в дифференциации жилищной политики по территории страны. При этом относительно недавнее появление новых видов данных – микроуровневых данных о характеристиках многоквартирных домов страны (Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства), а также детализированных данных о жилищном фонде в разрезе муниципальных образований (Федеральная служба государственной статистики) – позволяет провести анализ для крупнейших агломераций.
На законодательном уровне понятие городской агломерации присутствует в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [16]: городская агломерация – «совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями». При общей численности населения более 1000 тыс. человек ее относят к крупнейшим агломерациям, при населении 500 тыс. человек – 1000 тыс. человек – к крупным агломерациям. Однако состав агломераций в Стратегии не определен [2]. В проекте федерального закона «О городских агломерациях», который находится в стадии проекта с сентября 2020 г. [3], описаны критерии отнесения территорий муниципальных образований к городским агломерациям, однако сами агломерации также не представлены. Принятие документа, определяющего состав агломераций на законодательном уровне, позволило бы создать правовые основы для координации деятельности входящих в агломерацию органов исполнительной власти муниципальных образований с целью развития и повышения эффективности управления агломерацией [4, 18] (Gaynanov, Ulyaeva, 2018; Salnikov, Mikheeva, 2019). Сейчас координация внутри некоторых агломерационных объединений базируется на основе договорных принципов межмуниципального взаимодействия [1].
Экономика наиболее крупных агломераций страны уже является предметом для инвестиционного анализа при реализации проектов комплексного освоения территорий [5, 7, 19] (Gareev, Khafizov, Mukhametova, Khusnutdinov, Efimova, 2020; Kirillov, Makhrova, 2014; Sternik, Gareev, Khafizov, 2020). Основной вопрос данных исследований – инвестиционная привлекательность прилегающих территорий с позиции баланса доходов населения, числа рабочих мест и приемлемый уровень доходности. В расчетах используются численность и плотность населения или их приросты, номинальные, реальные доходы населения и заработная плата, а также стоимость недвижимости [24] (Chauvin, Glaeser, Ma, Tobio, 2017).
Выделяются на этом фоне исследования о ситуации с особенностями развития самой крупной, Московской агломерации [6, 10, 11] (Dmitriev, Misikhina, 2016; Kurichev, Kuricheva, 2018). Ключевой предмет в исследованиях – усиление маятниковой миграции [13, 21, 22] (Nozdrina, Makagonov, Minchenko, 2019; Shitova, 2009; Shitova, Shitov, 2016).
Основные результаты исследований состоят в подтверждении доминирования положительных внешних эффектов как влияния крупного города, так и вхождения в городскую агломерацию во взаимодействии городского центра с небольшими городами [8] (Kolomak, Nezavitina, 2020). Зарубежные исследователи оценивают влияние агломерационного процесса на выпуск продукции в стране и выявляют связи между доходом населения и наличием в стране городской агломерации [23] (Ago, Morita, Tabuchi, Yamamoto, 2018).
Пока перечень агломераций и их состав официально не утверждены, существуют экспертные оценки, разработанные Фондом «Институт экономики города», Российским институтом градостроительства и инновационного развития «Гипрогор», Географическим факультетом МГУ, администрациями городов и регионов и другими, которые не всегда совпадают. В данном исследовании преимущественно используются оценки состава агломераций, представленные Фондом «Институт экономики города» [2].
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования выдвинута гипотеза, что различия в динамике изменения численности населения регионов и агломераций вызваны влиянием нескольких факторов. В этой связи была построена эконометрическая модель, на включение в которую тестировались следующие факторы:- уровень доступности жилья;
- доля бедного населения [4];
- доля населения моложе трудоспособного возраста в общей численности населения;
- реальные располагаемые денежные доходы населения;
- номинальная заработная плата на одного работника по полному кругу организаций;
- реальная заработная плата на одного работника по полному кругу организаций;
- индекс физического объема валового регионального продукта;
- валовый региональный продукт на душу населения;
- индекс производительности труда;
- уровень безработицы (по методологии МОТ);
- средняя месячная температура воздуха в январе (фактическая);
- средняя месячная температура воздуха в июле (фактическая);
- разница между средней месячной температурой воздуха в июле и январе.
Согласно наилучшей финальной спецификации, изменение численности населения в регионах в период 2015–2020 гг. наилучшим образом объясняется уровнем экономической развитости региона (оценивается соотношением подушевых ВРП и ВВП) и климатическими условиями (разница среднемесячных температур июля и января) в 2010–2015 гг. (табл. 1). Регрессия в модели имеет следующий вид:
где
PopRt – среднегодовой темп роста численности населения региона (среднегодовое изменение численности населения региона в 2015–2020 гг.);
GRPt-1 – соотношение подушевого ВРП и среднероссийского подушевого ВВП в среднем за период 2010–2015 гг.;
Tempt-1 – экспонента [5] среднего значения разницы температур (градусов) июля и января в регионе за период 2010–2015 гг. по сравнению со среднероссийской разницей.
Таблица 1
Результаты оценивания регрессии посредством МНК, зависимая переменная – ln(население региона)
Объясняющая переменная
|
Значение коэффициента
|
ln(GRPt-1)
|
0,00980***
|
(0,00177)
| |
ln(Tempt-1)
|
-0,00046***
|
(0,00014)
| |
| |
R2
|
0,66887
|
R2 скорректированный
|
0,62991
|
Источник: составлено автором.
Таким образом, уравнение регрессии принимает следующий вид:
.
Согласно построенной модели, отмечается следующая зависимость: рост соотношения ВРП к ВВП на 1% приводит к притоку населения в регион на 0,0098%, а увеличение на 1 градус средней разницы температур июля и января (отражает суровость климатических условий в регионе), напротив – к его снижению на 0,046%.
Динамику численности населения в агломерациях лучше объясняет модель с включенной константой:
где
PopAgt – среднегодовой темп роста численности населения агломерации (среднегодовое изменение численности населения агломерации в 2015–2020 гг.);
GRPt-1 – соотношение подушевого ВРП и среднероссийского подушевого ВВП в среднем за период 2010–2015 гг.;
Tempt-1 – экспонента [6] среднего значения разницы температур (градусов) июля и января в регионе за период 2010–2015 гг. по сравнению со среднероссийской разницей;
e – константа.
Согласно полученным оценкам, модель показала менее тесную зависимость изменения численности населения в агломерациях от уровня развитости экономики региона и его климатических условий (табл. 2). Главным образом это связано с тем, что регион – более крупный объект наблюдения, показатели которого могут не улавливать всех особенностей развития агломераций. При этом соответствующие официальные статистические показатели в разрезе агломераций отсутствуют [17].
Таблица 2
Результаты оценивания регрессии посредством МНК, зависимая переменная – ln (население агломерации)
Объясняющая переменная
|
Значение коэффициента
|
ln(GRPt-1)
|
0,01044**
|
(0,00386)
| |
ln(Tempt-1)
|
-0,00055*
|
(0,00027)
| |
Константа
|
0,00519**
|
(0,00136)
| |
| |
R2
|
0,40738
|
R2 скорректированный
|
0,33766
|
Источник: составлено автором.
Таким образом, уравнение регрессии принимает следующий вид:
.
Согласно модели, для агломераций существует следующая зависимость: рост соотношения ВРП к ВВП на 1% приводит к увеличению численности населения региона на 0,01044%, а увеличение средней разницы температур июля и января на 1 градус, напротив, обуславливает сокращение численности населения региона на 0,055%. Константа же отражает процесс агломерирования: при прочих равных условиях население в агломерации будет возрастать на 0,519%.
Таким образом, чем больше разница ВРП по отношению к ВВП на душу населения и чем меньше перепад температур, тем более привлекательным для населения выглядит регион или агломерация.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В настоящей работе представлены результаты анализа и прогноз развития жилищной сферы агломераций с использованием показателей численности населения и размера жилищного фонда, так как, по мнению автора, именно эти показатели являются важнейшими фундаментальными показателями развития жилищной сферы.Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что агломерации действительно выступают центрами притяжения и развития, что проявляется в ускоренном увеличении как численности населения, так и жилищного фонда (относительно региона, где расположена агломерация). В результате в период с 2010 по 2020 г. доля населения в агломерациях России стабильно возрастала (даже в кризисные 2014–2015 и 2020 годы), увеличившись на 2,4 проц. пункта (рис. 1). Примечательно, что ускоренный рост численности населения (или замедленное снижение) был характерен не только для агломераций в целом, но и для каждой агломерации в отдельности. [7]
Процесс увеличения объема жилищного фонда агломераций был чуть менее устойчивым: как правило, в кризисные годы наблюдалось замедление темпов, а накопленный рост с 2010 г. составил 2,2 проц. пункта. Обеспеченность жильем в агломерациях в среднем немного ниже, чем по стране: 26,7 кв. м против 27,0 кв. м в 2020 г. [8] (рис. 2), что естественно, поскольку в крупных городах, как правило, возводится более компактное жилье [9].
В работе анализ процессов агломерирования разделен на два периода – 2010–2015 гг. и 2016–2020 гг. – по причине изменения демографической ситуации в стране, перехода от режима устойчивого роста населения к стагнации (а затем и снижению, в 2019 и особенно в 2020 г.). Если в период 2010–2015 гг. темп прироста численности населения составлял 0,179% ежегодно, то в период 2016–2020 гг. – 0,007% (рис. 3). [10]
Примечательно, что в агломерациях отмечается лишь замедление ежегодного темпа прироста численности населения с 0,99% в 2010–2015 гг. до 0,58% в 2016–2020 гг. При этом рост населения в агломерациях происходил главным образом за счет депопуляции не входящих в агломерации территорий соответствующих регионов, где численность населения сокращалась на протяжении всего анализируемого периода: в 2010–2015 гг. ежегодно в среднем на 0,49% и в 2016–2020 гг. – на 0,54%.
Рисунок 1. Доля жилфонда и населения агломераций в показателях страны в 2010–2020 гг. [11]
Источник: рассчитано и составлено автором на основе информации базы данных муниципальных образований Росстата. URL: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/
Рисунок 2. Уровень обеспеченности жильем населения агломераций и России в 2010–2020 гг. [12]
Источник: рассчитано и составлено автором на основе информации базы данных муниципальных образований Росстата. URL: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/
Рисунок 3. Динамика численности населения в 2011–2020 гг. (прирост г/г, %) [13]
Источник: рассчитано и составлено автором на основе информации базы данных муниципальных образований Росстата. URL: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/
Важно отметить, что в период 2010–2015 гг. процессы агломерирования (ускоренного роста населения агломераций относительно регионов [14]) наблюдались во всех рассмотренных субъектах РФ за исключением Кемеровской области.
Сравнительный анализ изменения численности населения в агломерациях и их регионах позволяет разделить их на несколько групп, различающихся, прежде всего, по интенсивности процессов агломерирования. При этом в разные выделенные периоды времени состав групп претерпевает изменения, а также появляются новые типы групп.
Для периода 2010–2015 гг. выделяются следующие четыре основные группы (рис. 4).
1. Группа «Лидеры развития», в которой интенсивный рост численности населения в агломерациях сопровождается увеличением населения в регионах. В эту группу вошли три агломерации, которые можно охарактеризовать как «общероссийские центры притяжения»: Московская, Санкт-Петербургская и Краснодарская [15]. Население в агломерациях увеличивалось в среднем на 1,5% ежегодно [16], а в их регионах – на 1,1% [17]. Вместе с интенсивным ростом численности населения как в агломерациях, так и в регионах наблюдались высокие темпы строительства: в агломерациях жилищный фонд прирастал в среднем на 2,3% [18] ежегодно, в регионах – на 2,2%. Таким образом, из-за небольшого разрыва в темпах роста показателей обеспеченность жильем в агломерациях (за исключением Краснодарской агломерации) росла очень медленно. При этом, несмотря на увеличение доступности жилья [19] в целом, в регионах двух агломераций в 2015 г. она продолжала оставаться самой низкой среди всех остальных: в регионах-территориях Московской агломерации доступность покупки жилья для населения была ниже (суммарно) на 28,2% [20], Санкт-Петербургской – на 22,1% по сравнению со среднероссийской. В Краснодарской – напротив, выше на 12,7%.
2. Группа «Лидеры второго эшелона», которая состоит из трех агломераций – преимущественно промышленно-научных центров: Новосибирской, Казанской и Красноярской. Группа характеризуется значительным увеличением численности населения агломераций (в среднем +1,3%) при слабой динамике этого показателя в соответствующих регионах (+0,4%). Здесь, в отличие от первой группы, разрыв в приросте населения между агломерацией и регионом составляет почти 1 процентный пункт, что указывает на значительно бо́льшую привлекательность агломераций для населения. Также следует отметить устойчивый рост жилищного фонда агломераций: в среднем на 3,3% ежегодно. Вместе с агломерациями, но менее интенсивно развиваются и их регионы. В регионах средний темп прироста жилфонда составил 2,2%. Важно отметить, что в абсолютном выражении доступность жилья росла, тогда как по отношению к среднероссийскому уровню она ухудшилась. Если в 2010 г. во всех регионах жилье было более доступным, чем в среднем по стране, то по состоянию на 2015 г. уровень доступности жилья в них был уже ниже или близок к среднероссийскому. Возможно, на рынках жилья произошел небольшой «перегрев»: в этот период времени экономики регионов интенсивно развивались (темпы роста индекса физического объема ВРП превышали средний по России уровень), что выразилось в повышении спроса на жилье.
3. Группа «Агломерации компенсирующего роста», в которую входят, как правило, агломерации с хорошо развитой, диверсифицированной промышленностью (которые, однако, в силу разных причин менее успешны, чем агломерации второй группы [21]): Екатеринбургская, Челябинская, Уфимская, Воронежская, Пермская и Иркутская агломерации. Ключевой особенностью группы является достаточно устойчивый прирост численности населения в агломерациях (в среднем +0,9%), который лишь компенсирует убыль населения на остальной (не входящей в агломерацию) территории, что выражается в практически неизменной численности населения в целом по регионам этой группы. Также в агломерациях быстрее увеличивается жилфонд (в среднем на 2,9% ежегодно) по сравнению с регионами (+1,8%). С учетом разницы в динамике численности населения и объема жилищного фонда разрыв между агломерациями и их регионами в обеспеченности жильем постепенно сокращался. При этом в регионах-территориях агломераций, за исключением Иркутской и Уфимской, сохранялся высокий уровень доступности жилья.
4. Группа «Тревожно развивающиеся агломерации»: Самарско-Тольяттинская, Ростовская, Нижегородская, Волгоградская, Омская, Кемеровская, Саратовская и Тульско-Новомосковская. Отличительной чертой группы является околонулевая динамика населения в агломерациях (в среднем +0,1% ежегодно) при убыли населения в регионах (в среднем ‑0,3%). Таким образом, представляется, что данные агломерации перестали играть роль «центров притяжения». Судя по составу, можно говорить о достаточно широком спектре факторов, обуславливающих вхождение агломераций в данную группу. [22] Кроме того, непривлекательными для мигрантов их делал низкий уровень доступности жилья (лишь в Самарской и Омской областях жилье было более доступным, чем в среднем по России). Средний темп прироста жилищного фонда в агломерациях этой группы меньше в сравнении с другими группами и составляет 2,0% (в регионах – 1,5%). Однако несмотря на невысокие значения показателей, обеспеченность жильем здесь возрастала схожими темпами (+1,9% в агломерациях, +1,8% в регионах), что и в группах № 2 и 3 вследствие одинаковой разницы в темпах роста населения и жилищного фонда.
Примечания:
Ось X – средний темп прироста численности населения агломераций в 2010–2015 гг.
Ось Y – средний темп прироста численности населения регионов в 2010–2015 гг.
Заливка – соотношение цены и дохода в регионах-территориях агломераций в 2015 г. к среднероссийскому.
Размер – численность населения агломераций в 2015 г.
Рисунок 4. Карта агломераций по итогам динамики ключевых показателей в 2010–2015 гг.
Источник: составлено автором.
В 2015–2020 гг. развитие агломераций замедлилось, что хорошо видно на графике (рис. 5): агломерации располагаются ближе к биссектрисе, что отражает уменьшение притока населения в них. В этот период времени также отмечается значительное число агломераций, в которых численность населения перешла от роста к снижению. Это происходит главным образом из-за естественной убыли населения страны вследствие наступления демографического кризиса. А также, скорее всего, по причине сокращения внутрирегиональных социально-экономических различий [23] благодаря развитию малых [24] и средних городов, сельской местности [25], не входящих в агломерации.
Существенное изменение динамики численности населения в регионах и агломерациях в период 2015–2020 гг. привело к формированию новых групп:
1. Группа «Агломерации – лидеры развития», в которой увеличение численности населения в агломерациях (ежегодно в среднем +1,0%) сочетается с ростом этого показателя в регионах (+0,8%). В данной группе по сравнению с 2010–2015 гг. остались две агломерации: Московская и Санкт-Петербургская, которые вместе со своими регионами продолжают устойчиво развиваться, хотя и не так интенсивно. Наряду с ростом населения в этих агломерациях продолжалось активное строительство [26]: жилищный фонд ежегодно увеличивался в среднем на 2,7% (в регионах чуть меньше – на 2,3%). Тем не менее доступность жилья по-прежнему остается на очень низком уровне в сравнении со среднероссийским показателем [27].
К особому случаю необходимо отнести Краснодарскую агломерацию: с 2010 г. численность ее населения стабильно увеличивается в среднем на 2,0% ежегодно. Вместе с тем приток населения в регионы агломерации в 2015–2020 гг. по сравнению с прошлым периодом, несмотря на замедление роста экономики регионов [28], почти не сократился, в том числе благодаря высокой доступности жилья для населения (суммарно на 23,4% доступнее, чем в среднем по России). По темпам роста жилищного фонда Краснодарская агломерация продолжала оставаться лидером: в среднем +6,0% ежегодно.
2. Группа «Агломерации – лидеры второго эшелона», в которой агломерации по динамике роста численности населения (ежегодно в среднем +0,8%) значительно опережают свои регионы (+0,2%), однако уступают агломерациям из первой группы. В группе остались две агломерации по сравнению с прошлым периодом: Новосибирская и Казанская. Динамика роста жилищного фонда агломераций, как и в 2010–2015 гг., была устойчивой: в среднем +3,1% ежегодно (в регионах – +2,4%). В этих агломерациях существенно (на 3 кв. м за 5 лет) увеличилась обеспеченность жильем, поскольку жилищный фонд рос опережающими темпами по сравнению с численностью населения. Тем не менее в обеих агломерациях доступность жилья находится на уровне чуть ниже среднероссийского.
3. Группа «Сдержанно развивающиеся агломерации» объединяет агломерации, в которых наблюдается слабое увеличение численности населения (+0,4% в среднем) при отрицательной динамике этого показателя в регионах (‑0,2%). В эту группу перешло большинство агломераций, которые в период 2010–2015 гг. находились в группе № 3 «Агломерации компенсирующего роста». В данную группу также вошла Красноярская агломерация, поскольку ее показатели значительно ухудшились по сравнению с 2010–2015 гг. Несмотря на слабый рост населения, жилищный фонд агломераций увеличивался интенсивно – в среднем на 3,3% ежегодно (регионов – на 2,2%), тем самым сокращая разрыв в обеспеченности жильем между агломерациями и регионами в целом. Группа состоит из восьми агломераций: Екатеринбургская, Ростовская, Челябинская, Уфимская, Воронежская, Красноярская, Пермская и Иркутская. Почти во всех регионах агломераций, за исключением Пермской агломерации, в рассматриваемый период времени доступность приобретения жилья улучшилась или не изменилась. При этом доступность жилья находилась выше среднероссийского уровня (от 3,5% до 31,9% в 2020 г.) во всех регионах агломераций, кроме Уфимской агломерации (ниже на 7,2%);
4. Группа «Отстающие агломерации» объединила агломерации, в которых происходила убыль населения (-0,2% в среднем), а также сокращалась численность населения их регионов (‑0,5%). В этой группе произошел перелом тенденции: если в 2010–2015 гг. население в агломерациях слабо, но увеличивалось, то в 2015–2020 гг. они перестали быть «центрами притяжения». Кроме того, слабо развивался сектор строительства: жилищный фонд агломераций прирастал в среднем на 1,8% ежегодно (по России в целом – на 2,0%). Однако положительным итогом негативных тенденций оказалось то, что во всех регионах агломераций этой группы доступность жилья за 2015–2020 гг. возросла, а в большинстве из них жилье стало более доступным для покупки, чем в среднем по России. Данная группа представлена семью агломерациями: Самарско-Тольяттинская, Нижегородская, Волгоградская, Омская, Кемеровская, Саратовская и Тульско-Новомосковская. При этом три агломерации – Омскую, Кемеровскую и Тульско-Новомосковскую – можно выделить в подгруппу из-за сильно выраженных негативных демографических изменений.
Примечания:
Ось X – средний темп прироста численности населения агломераций в 2015–2020 гг.
Ось Y – средний темп прироста численности населения регионов в 2015–2020 гг.
Заливка – соотношение цены и дохода в регионах-территориях агломераций в 2020 г. к среднероссийскому.
Размер – численность населения агломераций в 2020 г.
Рисунок 5. Карта агломераций по итогам динамики ключевых показателей в 2015–2020 гг.
Источник: составлено автором.
В будущем из-за обострения демографической проблемы ожидается еще большее снижение численности населения, которое отразится и на агломерациях. Расчеты для агломераций были проведены на основе среднего варианта прогноза Росстата [29] по численности населения России до 2036 г. [30]. С использованием базы данных муниципальных образований Росстата была рассчитана доля агломераций в численности населения соответствующих регионов. Далее, исходя из динамики развития агломераций в последние пять лет [31] был построен прогноз до 2030 г. Сравнительный анализ предполагаемого изменения численности населения в агломерациях и их регионах к 2030 г. по сравнению с 2020 г. позволил выделить несколько групп (рис. 6):
1. Группа «Гармонично развивающиеся агломерации», где увеличение численности населения в агломерациях, которое оценивается в среднем на 0,5% ежегодно, будет сочетаться с ростом этого показателя в регионах (приблизительно +0,3%). Ожидается, что доступность жилья не возрастет – по-видимому, из-за постоянного роста населения и, соответственно, расширения спроса. Группа предположительно будет состоять из двух агломераций: Московской и Санкт-Петербургской.
2. Группа «Сдержанно развивающиеся агломерации» объединяет агломерации, в которых прогнозируется слабое увеличение численности населения (+0,4% в среднем ежегодно) при отрицательной динамике этого показателя в регионах (-0,2%). Ожидается, что к 2030 г. возрастет доступность жилья во всех регионах агломераций, кроме Новосибирской агломерации. При этом, согласно оценке, в ней, а также в Иркутской агломерации доступность жилья будет ниже, чем в среднем по России. Предполагается, что группа будет состоять из четырех агломераций: Новосибирской, Казанской, Екатеринбургской и Иркутской.
3. Группа «Стагнирующие агломерации», в которой, согласно проведенной оценке, околонулевая динамика численности населения агломераций (в среднем 0,0%) будет сопровождаться его сокращением в регионах (-0,6%). Однако в качестве положительного результата для агломераций этой группы, за исключением Уфимской, прогнозируется существенное увеличение доступности жилья. В трех агломерациях (Красноярской, Саратовской и Челябинской) оно, как ожидается, станет в 1,5 раза доступнее, чем в среднем по России. К этой группе предположительно будут относиться следующие агломерации: Ростовская, Уфимская, Воронежская, Красноярская, Пермская, Челябинская и Саратовская.
4. Группа «Отстающие агломерации», ключевой особенностью которых, как ожидается, будет снижение численности населения как в агломерациях (в среднем -0,5% ежегодно), так и в их регионах (-0,7%). В результате прогнозируется значительное увеличение доступности жилья. Предполагается, что в группу войдут четыре агломерации: Самарско-Тольяттинская, Нижегородская, Волгоградская и Кемеровская.
5. Группа «Агломерации-аутсайдеры», характерной чертой которой предположительно будет значительная убыль населения в агломерациях и их регионах. Доступность жилья, как ожидается, будет на уровне чуть выше среднероссийского. Согласно проведенной оценке, группа объединит две агломерации – Омскую и Тульско-Новомосковскую.
Примечания:
Ось X – средний темп прироста численности населения агломераций в 2030 г. по отношению к 2020 г.
Ось Y – средний темп прироста численности населения регионов в 2030 г. по отношению к 2020 г.
Заливка – соотношение цены и дохода в регионах-территориях агломераций в 2030 г. к среднероссийскому.
Размер – ВРП на душу населения регионов-территорий агломераций в 2019 г.
Рисунок 6. Карта агломераций по итогам динамики ключевых показателей к 2030 г.
Источник: составлено автором.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дифференциация траекторий развития агломераций и их регионов по численности населения и объему жилищного фонда в рамках достижения высоких показателей обеспеченности жильем актуализирует задачу оценки качественного состояния жилищного фонда, а именно – доли устаревшего фонда, который будет нуждаться в сносе или проведении капитального ремонта по причине наступления предельных сроков эксплуатации.Как показали расчеты, доля устаревающего жилья в агломерациях очень различается (табл. 3). При этом данная проблема будет особо выражена в тех агломерациях, где прогнозируется увеличение численности населения (Казанская, Санкт-Петербургская, Красноярская агломерации). Как ожидается, в этой группе возрастет потребность в жилье не только вследствие роста численности населения, но и из-за накопления значительного объема устаревающего жилья, которое будет нуждаться в ремонте или сносе. При этом Казанская агломерация, в которой прогнозируется значительный рост численности населения, согласно проведенной оценке, должна стать антилидером по доле устаревшего жилья.
В большинстве агломераций из второй группы убыль населения будет нивелировать проблему устаревающего жилищного фонда.
Таблица 3
Прогнозные оценки численности населения и объемов устаревшего жилья к 2030 г.
№
|
Агломерация
|
Средний ежегодный темп прироста (убыли)
численности населения агломераций к 2030 г., %
|
Объем устаревшего жилья к 2030 г.
| |
всего, тыс. кв. м
|
на душу населения, кв. м/чел.
(по убыванию) | |||
Группа агломераций с возрастающей
численностью населения к 2030 г.
| ||||
8
|
Казанская
|
0,55%
|
4 098
|
2,42
|
2
|
Санкт-Петербургская
|
0,51%
|
3 902
|
0,57
|
12
|
Краснодарская
|
1,65%
|
737
|
0,42
|
4
|
Екатеринбургская
|
0,38%
|
967
|
0,41
|
19
|
Иркутская
|
0,00%
|
375
|
0,34
|
16
|
Красноярская
|
0,04%
|
416
|
0,33
|
5
|
Ростовская
|
0,07%
|
713
|
0,33
|
1
|
Московская
|
0,45%
|
5 648
|
0,30
|
17
|
Пермская
|
0,02%
|
256
|
0,19
|
7
|
Новосибирская
|
0,32%
|
318
|
0,15
|
15
|
Воронежская
|
0,23%
|
177
|
0,13
|
11
|
Уфимская
|
0,18%
|
89
|
0,06
|
Группа агломераций с убывающей
численностью населения к 2030 г.
| ||||
18
|
Саратовская
|
-0,16%
|
747
|
0,62
|
9
|
Челябинская
|
-0,17%
|
933
|
0,59
|
3
|
Самарско-Тольяттинская
|
-0,53%
|
1 278
|
0,50
|
6
|
Нижегородская
|
-0,42%
|
934
|
0,47
|
20
|
Тульско-Новомосковская
|
-0,15%
|
408
|
0,46
|
14
|
Кемеровская
|
-0,61%
|
210
|
0,20
|
10
|
Волгоградская
|
-0,37%
|
208
|
0,15
|
13
|
Омская
|
-1,00%
|
129
|
0,12
|
Таблица 4
Номера агломераций и их названия, а также ключевые показатели агломераций
|
|
Население, тыс. человек
|
Доля населения агломерации в регионе
|
Общая площадь жилых помещений, тыс. кв. м
|
Доля жилфонда агломерации в регионе
| ||||
№
|
Агломерация
|
2010
|
2015
|
2020
|
2020
|
2010
|
2015
|
2020
|
2020
|
1
|
Московская
|
15 793
|
16 926
|
17 747
|
87%
|
351 856
|
390 648
|
437 154
|
86%
|
2
|
Санкт-Петербургская
|
5 689
|
6 130
|
6 459
|
89%
|
132 432
|
147 116
|
177 688
|
87%
|
3
|
Самарско-Тольяттинская
|
2 729
|
2 740
|
2 718
|
86%
|
59 371
|
68 446
|
76 148
|
86%
|
4
|
Екатеринбургская
|
2 093
|
2 192
|
2 247
|
52%
|
48 178
|
55 070
|
62 863
|
54%
|
5
|
Ростовская
|
2 085
|
2 111
|
2 119
|
51%
|
44 676
|
49 824
|
57 542
|
52%
|
6
|
Нижегородская
|
2 084
|
2 088
|
2 060
|
65%
|
48 444
|
52 532
|
56 337
|
62%
|
7
|
Новосибирская
|
1 922
|
2 048
|
2 117
|
76%
|
41 796
|
49 178
|
56 915
|
77%
|
8
|
Казанская
|
1 443
|
1 522
|
1 600
|
41%
|
33 346
|
38 774
|
45 692
|
42%
|
9
|
Челябинская
|
1 519
|
1 587
|
1 600
|
46%
|
34 683
|
40 042
|
44 425
|
47%
|
10
|
Волгоградская
|
1 413
|
1 410
|
1 399
|
56%
|
29 077
|
31 479
|
33 721
|
54%
|
11
|
Уфимская
|
1 369
|
1 436
|
1 480
|
37%
|
29 435
|
34 838
|
40 657
|
37%
|
12
|
Краснодарская
|
1 232
|
1 362
|
1 500
|
24%
|
29 128
|
37 090
|
49 670
|
31%
|
13
|
Омская
|
1 227
|
1 256
|
1 226
|
64%
|
27 124
|
29 342
|
31 430
|
64%
|
14
|
Кемеровская
|
1 191
|
1 168
|
1 138
|
43%
|
26 632
|
27 973
|
28 665
|
42%
|
15
|
Воронежская
|
1 282
|
1 337
|
1 369
|
59%
|
32 866
|
37 680
|
43 570
|
60%
|
16
|
Красноярская
|
1 113
|
1 202
|
1 239
|
43%
|
24 040
|
28 405
|
32 528
|
44%
|
17
|
Пермская
|
1 285
|
1 337
|
1 355
|
52%
|
27 355
|
30 806
|
34 223
|
52%
|
18
|
Саратовская
|
1 198
|
1 229
|
1 222
|
51%
|
29 714
|
33 967
|
36 993
|
51%
|
19
|
Иркутская
|
793
|
809
|
809
|
45%
|
20 187
|
23 514
|
28 844
|
47%
|
20
|
Тульско-Новомосковская
|
884
|
900
|
911
|
68%
|
25 213
|
26 737
|
28 908
|
66%
|
Таблица 5
Объем ветхого жилья в расчете на душу населения, кв. м (в порядке убывания в 2030 г.)
№ агломерации
|
Название агломерации
|
2021
|
2025
|
2030
|
8
|
Казанская
|
0,94
|
1,54
|
2,42
|
18
|
Саратовская
|
0,55
|
0,57
|
0,62
|
9
|
Челябинская
|
0,38
|
0,47
|
0,59
|
2
|
Санкт-Петербургская
|
0,21
|
0,28
|
0,57
|
3
|
Самарско-Тольяттинская
|
0,38
|
0,40
|
0,50
|
6
|
Нижегородская
|
0,33
|
0,35
|
0,47
|
20
|
Тульская
|
0,22
|
0,27
|
0,46
|
12
|
Краснодарская
|
0,46
|
0,43
|
0,42
|
4
|
Екатеринбургская
|
0,26
|
0,27
|
0,41
|
19
|
Иркутская
|
0,28
|
0,28
|
0,34
|
16
|
Красноярская
|
0,22
|
0,28
|
0,33
|
5
|
Ростовская
|
0,13
|
0,15
|
0,33
|
1
|
Московская
|
0,18
|
0,19
|
0,30
|
14
|
Кемеровская
|
0,12
|
0,13
|
0,20
|
17
|
Пермская
|
0,11
|
0,12
|
0,19
|
10
|
Волгоградская
|
0,08
|
0,08
|
0,15
|
7
|
Новосибирская
|
0,12
|
0,12
|
0,15
|
15
|
Воронежская
|
0,10
|
0,10
|
0,13
|
13
|
Омская
|
0,04
|
0,04
|
0,12
|
11
|
Уфимская
|
0,04
|
0,04
|
0,06
|
Таблица 6
Обеспеченность жильем населения агломераций и их регионов (в порядке убывания этого показателя за 2020 г. в агломерациях)
Обеспеченность жильем в агломерациях
|
2010
|
2015
|
2020
|
Отношение к среднему по России в 2020 г.
|
Обеспеченность жильем в регионах-территориях
агломераций
|
2010
|
2015
|
2020
|
Отношение к среднему по России в 2020 г.
|
Краснодарская агломерация
|
23,6
|
27,2
|
33,1
|
1,23
|
Краснодарский край
|
22,4
|
24,6
|
28,2
|
1,05
|
Республика Адыгея
|
24,3
|
25,8
|
27,6
|
1,03
| |||||
Воронежская агломерация
|
25,6
|
28,2
|
31,8
|
1,18
|
Воронежская область
|
25,8
|
28,3
|
31,6
|
1,17
|
Саратовская агломерация
|
24,8
|
27,6
|
30,3
|
1,13
|
Саратовская область
|
25,2
|
27,8
|
30,4
|
1,13
|
Тульско-Новомосковская агломерация
|
24,2
|
26,3
|
29,3
|
1,09
|
Тульская область
|
25,2
|
27,2
|
30,1
|
1,12
|
Казанская агломерация
|
23,1
|
25,5
|
28,6
|
1,06
|
Республика Татарстан
|
22,8
|
25,2
|
28,0
|
1,04
|
Самарско-Тольяттинская агломерация
|
21,8
|
25,0
|
28,0
|
1,04
|
Самарская область
|
22,3
|
25,0
|
28,0
|
1,04
|
Екатеринбургская агломерация
|
23,0
|
25,1
|
28,0
|
1,04
|
Свердловская область
|
23,1
|
24,9
|
27,2
|
1,01
|
Челябинская агломерация
|
22,8
|
25,2
|
27,8
|
1,03
|
Челябинская область
|
22,9
|
25,0
|
27,4
|
1,02
|
Санкт-Петербургская агломерация
|
23,3
|
24,0
|
27,5
|
1,02
|
Ленинградская область
|
25,9
|
25,8
|
30,7
|
1,14
|
город Санкт-Петербург
|
23,2
|
23,6
|
27,0
|
1,00
| |||||
Уфимская агломерация
|
21,5
|
24,3
|
27,5
|
1,02
|
Республика Башкортостан
|
21,5
|
24,2
|
27,2
|
1,01
|
Нижегородская агломерация
|
23,2
|
25,2
|
27,3
|
1,02
|
Нижегородская область
|
23,9
|
26,1
|
28,3
|
1,05
|
Ростовская агломерация
|
21,4
|
23,6
|
27,2
|
1,01
|
Ростовская область
|
21,5
|
23,6
|
26,5
|
0,99
|
Иркутская агломерация
|
20,6
|
22,7
|
27,1
|
1,01
|
Иркутская область
|
21,3
|
23,1
|
25,7
|
0,96
|
Новосибирская агломерация
|
21,7
|
24,0
|
26,9
|
1,00
|
Новосибирская область
|
21,5
|
23,8
|
26,5
|
0,99
|
Красноярская агломерация
|
21,6
|
23,6
|
26,2
|
0,98
|
Красноярский край
|
22,5
|
24,0
|
25,9
|
0,96
|
Омская агломерация
|
22,1
|
23,4
|
25,6
|
0,95
|
Омская область
|
22,4
|
23,6
|
25,8
|
0,96
|
Пермская агломерация
|
21,3
|
23,0
|
25,3
|
0,94
|
Пермский край
|
21,4
|
22,9
|
25,2
|
0,94
|
Кемеровская агломерация
|
22,4
|
23,9
|
25,2
|
0,94
|
Кемеровская область
|
22,0
|
23,7
|
25,7
|
0,96
|
Московская агломерация
|
22,3
|
23,1
|
24,6
|
0,92
|
Московская область
|
28,9
|
33,6
|
34,2
|
1,27
|
город Москва
|
18,8
|
19,3
|
19,6
|
0,73
| |||||
Волгоградская агломерация
|
20,6
|
22,3
|
24,1
|
0,90
|
Волгоградская область
|
21,3
|
23,2
|
25,2
|
0,94
|
Россия
|
22,6
|
24,4
|
26,9
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 7
Сводная таблица динамики развития агломераций (по численности населения) в разные периоды времени [32]
№
|
Название
|
2010–2015 гг.
|
2015–2020 гг.
|
2020–2030 гг.
|
1
|
Московская агломерация
|
активный рост
|
рост
|
рост
|
2
|
Санкт-Петербургская агломерация
|
активный рост
|
активный рост
|
рост
|
3
|
Самарско-Тольяттинская агломерация
|
слабый рост
|
небольшое снижение
|
снижение
|
4
|
Екатеринбургская агломерация
|
рост
|
рост
|
рост
|
5
|
Ростовская агломерация
|
слабый рост
|
слабый рост
|
слабый рост
|
6
|
Нижегородская агломерация
|
стагнация
|
снижение
|
снижение
|
7
|
Новосибирская агломерация
|
активный рост
|
рост
|
рост
|
8
|
Казанская агломерация
|
активный рост
|
активный рост
|
рост
|
9
|
Челябинская агломерация
|
рост
|
слабый рост
|
небольшое снижение
|
10
|
Волгоградская агломерация
|
стагнация
|
небольшое снижение
|
снижение
|
11
|
Уфимская агломерация
|
рост
|
рост
|
слабый рост
|
12
|
Краснодарская агломерация
|
активный рост
|
активный рост
|
активный рост
|
13
|
Омская агломерация
|
рост
|
снижение
|
существенное снижение
|
14
|
Кемеровская агломерация
|
снижение
|
снижение
|
снижение
|
15
|
Воронежская агломерация
|
рост
|
рост
|
слабый рост
|
16
|
Красноярская агломерация
|
активный рост
|
рост
|
стагнация
|
17
|
Пермская агломерация
|
рост
|
рост
|
стагнация
|
18
|
Саратовская агломерация
|
рост
|
небольшое снижение
|
небольшое снижение
|
19
|
Иркутская агломерация
|
активный рост
|
рост
|
рост
|
20
|
Тульско-Новомосковская агломерация
|
снижение
|
снижение
|
существенное снижение
|
[1] В работе рассматриваются 20 крупнейших по размеру жилищного фонда агломераций.
[2] В Стратегии представлен лишь перечень городов – центров агломераций, которые «обеспечат вклад в экономический рост Российской Федерации более 0,2 процента ежегодно».
[3] Минэкономразвития разработало пакет законопроектов о развитии городских агломераций и межмуниципального сотрудничества https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_razrabotalo_paket_zakonoproektov_o_razvitii_gorodskih_aglomeraciy_i_mezhmunicipalnogo_sotrudnichestva.html
[4] Рассчитывается как численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения.
[5] Экспонента взята для обеспечения лучшей интерпретируемости значений коэффициентов в рамках мультипликативной модели.
[6] Экспонента взята для обеспечения лучшей интерпретируемости значений коэффициентов в рамках мультипликативной модели.
[7] За исключением Кемеровской агломерации в период 2010-2015 гг., когда ее численность сокращалась на 0,39%, а Кемеровской области – на 0,33%.
[8] Для обеспечения сопоставимости статистических данных, анализ долгосрочных трендов проводится без учета Республики Крым и города Севастополя.
[9] Однако в отдельных случаях уровень обеспеченности жильем в агломерации превосходит не только среднее значение по России, но и показатель региона, в котором она располагается. Наибольшая разница наблюдается между Краснодарской агломерацией и регионами (Краснодарским краем и Республикой Адыгеей), на территории которых она находится. Такая ситуация объясняется высоким показателем обеспеченности жильем в ядре агломерации – городе Краснодаре – 37,6 кв. м в 2019 году (статистика за 2020 г. по общей площади жилых помещений Краснодара на сайте Росстата не опубликована).
[10] Если исключить влияние пандемийного 2020 г. (приравняв в данном году темп прироста населения к 2019 г.), темп прироста за рассматриваемый период составит 0,040%.
[11] Статистика по общей площади жилых помещений Тульской области в разрезе муниципальных образований за 2020 г. на момент написания данной статьи на сайте Росстата не опубликована. Поэтому данные по ней носят оценочный характер.
[12] Обеспеченность жильем по России в целом рассчитана по фиксированному набору субъектов РФ (без учета Крыма) для демонстрации тенденции по сопоставимому кругу объектов. С учетом Крыма обеспеченность населения жильем возросла с 23,9 кв. м на 1 человека в 2014 г. до 26,9 кв. м в 2020 г.
[13] Темпы роста по России в целом до 2014 г. – не включая Крым, с 2015 г. – включая Крым. Темпы роста по агломерациям и периферии с 2011 по 2013 г. – без Московской агломерации по причине нестабильной динамики показателя в этот период времени из-за изменения границ территорий ее регионов.
[14] Здесь и далее под термином «регионы» подразумеваются регионы, на которых располагаются агломерации.
[15] Расшифровка номеров агломераций представлена в Приложении (табл. 4).
[16] Наибольшие темпы прироста населения среди агломераций всех групп наблюдались в Краснодарской агломерации: в среднем +2,0% ежегодно. В Московской агломерации рост показателя составил 1.4%, в Санкт-Петербургской – 1,5%.
[17] Показатели агломерации сравнивались не с каждым регионом в отдельности, а с их суммарными значениями.
[18] В Краснодарской агломерации – на 5,0%, что является лучшим показателем среди всех агломераций; в Московской и Санкт-Петербургской агломерации – на 2,1%
[19] Рассчитывается как отношение средней стоимости 1 кв. м жилья на первичном и вторичном рынках к среднему размеру денежных доходов граждан.
[20] Коэффициент доступности жилья по России в среднем в 2015 г. составил 1,8, в Москве – 3,0, в Московской области – 2,0 (средневзвешенное значение показателя по размеру жилищного фонда – 2,5).
[21] В этих агломерациях сосредоточены крупные промышленные центры, однако развитость экономик большинства регионов (размер ВРП на душу населения в целом и уровень зарплат, в частности, которые во многом определяют качество жизни населения) остается невысокой. Основу экономики Екатеринбургской агломерации составляет горнодобывающая и металлургическая отрасль, а также машиностроение. Работы в этих отраслях зачастую связаны с тяжелыми, вредными и даже опасными условиями труда. Экономика Челябинской агломерации слабо диверсифицирована и в ее структуре преобладает черная металлургия, а также машиностроение. Однако, помимо тяжелых условий труда, металлургическое производство оказывает серьезное негативное влияние на окружающую среду, что не делает регион привлекательным для жизни. Схожая ситуация наблюдается в Уфимской агломерации, которая является лидером в нефтепереработке, и Пермской агломерации, основу экономики которой составляет нефтехимическая промышленность. В Воронежской агломерации предпосылки для оттока населения создаются близостью расположения к Московской агломерации. Из Иркутской агломерации население мигрирует в основном по причине недостаточно развитой образовательной системы и неблагоприятных климатических условий.
[22] Известно, что Московская агломерация (прежде всего, в силу высокого уровня заработной платы и ВРП на душу населения) является очень привлекательной для переезда жителей из других регионов. Представляется, что относительная близость расположения Тульско-Новомосковской и Нижегородской к ней усиливает этот процесс (и хотя Нижегородская область расположена заметно дальше, это компенсируется хорошей транспортной доступностью). Ростовской агломерации, где очень развита аграрная промышленность и сельскохозяйственное машиностроение, как и другим агломерациям, не достает комплексности в развитии, высокого качества образования и научных центров, что приводит к оттоку молодых специалистов. Экономики Самарско-Тольяттинской и Омской агломерации сконцентрированы на кластерном развитии (ОПК, автомобилестроение, авиастроение), однако в их работе не хватает более тесного взаимодействия между участниками для получения синергетического эффекта и, соответственно, импульса в развитии науки и внедрении научных достижений в производство (кроме того, отрасли специализации в рассматриваемый период испытывали объективные сложности в развитии). Как следствие, часть молодых людей уезжает в другие регионы для получения образования более высокого уровня. Проблемы в Волгоградской агломерации обусловлены сокращением темпов производства и закрытием крупных предприятий. В Кемеровской агломерации высокоразвита угольная промышленность, что негативно влияет на экологию и в результате делает регион непривлекательным для жизни.
[23] Была принята Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf
[24] Также, например, в рамках таких проектов как Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. http://government.ru/awards/698/about/
[25] В 2019 г. была утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий». http://government.ru/docs/36905/
[26] Жилищный фонд Московской агломерации возрастал ежегодно в среднем на 2,3%, Санкт-Петербургской – на 3,9%.
[27] В 2020 г. в регионах Московской агломерации доступность покупки жилья для населения была ниже (суммарно) на 15,6%, Санкт-Петербургской – на 22,3% по сравнению со среднероссийской.
[28] Среднегодовой рост индекса физического объема ВРП регионов агломерации составил 100,3%, а России – 101,7%.
[29] Прогноз был скорректирован с учетом последних данных Минэкономразвития России.
[30] Предположительная численность населения. https://www.fedstat.ru/indicator/36727
[31] Как было отмечено ранее, именно в этот период произошли перемены в развитии большинства агломераций.
[32] Активный рост: x≥1,0%, рост: 1,0%>x≥0,25%, слабый рост: 0,25%>x≥0,05%, стагнация: 0,05%>x>-0,05%, небольшое снижение: -0,05%≥x>-0,25%, снижение: -0,25%≥x>-1,0%, существенное снижение: x≤-1,0%.
Источники:
2. Анализ состояния жилищной сферы на территориях основных российских городских агломераций. Фонд «Институт экономики города», АО «ДОМ.РФ». [Электронный ресурс]. URL: https://www.urbaneconomics.ru/sites/default/files/dom_rf_broshyura.pdf.
3. Волчкова И.В. Теоретические и практические подходы к исследованию процессов формирования городских агломераций // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 29. – c. 42-49.
4. Гайнанов Д.А., Уляева А.Г. Социально-экономическое и пространственное развитие муниципальных образований в составе городской агломерации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 6(73). – c. 60-71.
5. Гареев И.Ф., Хафизов А.Ф., Мухаметова Н.Н., Хуснутдинов Ф.Ф., Ефимова А.А. Исследование потребности населения Казанской агломерации в современных объектах малоэтажного строительства // Жилищные стратегии. – 2020. – № 1. – c. 97-126. – doi: 10.18334/zhs.7.1.100951.
6. Дмитриев М.Э., Мисихина С.Г. Рынок жилья московской агломерации: вызовы для населения и экономической политики // Общественные науки и современность. – 2016. – № 4. – c. 78-88.
7. Кириллов П.Л., Махрова А.Г. Пространственно-иерархическая дифференциация цен на жилье между российскими городами // Регион: Экономика и Социология. – 2014. – № 3(83). – c. 267-286.
8. Коломак Е.А., Незавитина А.О. Оценка роли крупных городов и агломераций в городской системе России (на примере рынка жилья) // Регион: Экономика и Социология. – 2020. – № 4(108). – c. 3-22. – doi: 10.15372/REG20200401.
9. Косинский П.Д., Медведев А.В., Меркурьев В.В. Экономическое обоснование формирования агломераций муниципальных образований // Экономика и управление. – 2013. – № 8(94). – c. 11-17.
10. Куричев Н.К., Куричева Е.К. Региональная дифференциация активности покупателей на первичном рынке жилья Московской агломерации // Региональные исследования. – 2018. – № 1(59). – c. 22-38.
11. Куричев Н.К., Куричева Е.К. Миграционная и инвестиционная активность жителей городов России на рынке жилья Москвы и Подмосковья // Регион: Экономика и Социология. – 2018. – № 3(99). – c. 171-197. – doi: 10.15372/REG20180309.
12. Нещадин А., Прилепин А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России // Общество и экономика. – 2010. – № 12. – c. 121-139.
13. Ноздрина Н.Н., Макагонов П.П., Минченко М.М. Особенности развития городской системы расселения Московской области // Проблемы прогнозирования. – 2019. – № 6(177). – c. 123-135.
14. Первый глобальный рэнкинг агломераций. PricewaterhouseCoopers. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/assets/agglomerations-rus.pdf.
15. Полиди Т.Д., Гершович А.Я. Влияние коронакризиса на экономику крупнейших российских городских агломераций в 2020 году // Вопросы экономики. – 2021. – № 5. – c. 145-159. – doi: 10.32609/0042-8736-2021-5-145-159.
16. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. N 207-р. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf.
17. Российский статистический ежегодник. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994.
18. Сальников В.А., Михеева О.М. Развитие подходов к анализу и прогнозированию состояния и динамики жилищного фонда России // Проблемы прогнозирования. – 2019. – № 4(175). – c. 106-116.
19. Стерник С.Г., Гареев И.Ф., Хафизов А.Ф. Исследование привлекательности проектов комплексного освоения территорий в Казанской агломерации // Недвижимость: экономика, управление. – 2020. – № 4. – c. 28-36. – doi: 10.22227/2073-8412.2020.4.28-36.
20. Стратегия развития жилищной сферы Российской Федерации на период до 2025 года. Minstroyrf.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/ec7/Strategiya-zhilishchnoi_-sfery.pdf.
21. Шитова Ю.Ю. Влияние рынка жилья на маятниковую трудовую миграцию в Московской агломерации // Экономическая наука современной России. – 2009. – № 4(47). – c. 99-107.
22. Шитова Ю.Ю., Шитов Ю.А. Анализ долгосрочной динамики факторов, определяющих маятниковую трудовую миграцию в Подмосковье // Проблемы прогнозирования. – 2016. – № 4(157). – c. 151-162.
23. Ago T., Morita T., Tabuchi T., Yamamoto K. Elastic labor supply and agglomeration // Journal of Regional Science. – 2018. – № 2. – p. 350-362. – doi: 10.1111/jors.12361.
24. Chauvin J.P., Glaeser E., Ma Y., Tobio K. What is different about urbanization in rich and poor countries? Cities in Brazil, China, India and United States // Journal of Urban Economics. – 2017. – p. 17-49. – doi: 10.1016/j.jue.2016.05.003.
Страница обновлена: 03.08.2024 в 11:15:40