Проекты цифровизации российских транспортно-логистических компаний – операторов транспортного рынка

Гулый И.М.1
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59559069

Аннотация:
Статья раскрывает особенности внедрения проектов и программ цифровизации в российских компаниях – участниках транспортного рынка, в частности, операторов транспортно-логистических перевозок, владельцев подвижного состава. На примере крупнейшего транспортно-логистического оператора – группы компаний Fesco – проведена систематизация важнейших корпоративных проектов цифровизации: рабочего места сотрудника таможенного органа, единого окна экосистемы Fesco, дата-офиса, аналитического инструмента применения больших данных в формировании цепей поставок в рамках осуществления интермодальных перевозок. Результаты исследования углубляют практическую составляющую исследования процессов цифровизации на уровне отраслей и комплексов, в частности, отрасли транспорта и логистики. Материалы адресованы специалистам компаний – участников транспортно-логистического рынка, ИТ-директорам и специалистам, всем заинтересованным в развитии цифровой экосистемы стейкхолдерам.

Ключевые слова: Fesco, интермодальные перевозки, дата-офис, ЭДО на транспорте, ГИС ЭПД

JEL-классификация: L90, L91, R40



Введение

Цифровизация в настоящее время охватывает все сферы социально-экономической деятельности. Оценка результативности и эффективности цифровой трансформации на уровне отраслей и отдельных компаний является актуальным направлением в экономической науке. Горизонт научных исследований в ближайшие годы будет открыт для таких направлений, как методологические особенности оценки экономических эффектов внедрения технологий аналитики больших данных, искусственного интеллекта, цифровых платформ.

Для успешного решения проблемы формирования методологии экономической оценки цифровых решений необходимо, в качестве одной из задач, систематизировать имеющийся опыт в области практического внедрения диджитал-проектов в компаниях.

Операторские компании на рынке транспортно-логистических услуг являются во многих областях драйверами. Отдельные компании выступают флагманами по внедрению цифровых решений как в транспортной отрасли, так и в некоторых случаях – в целом в российской экономике.

Цель исследования: систематизировать основные проекты и программы, диджитал-сервисы российских транспортно-логистических компаний, которые внедряются в экосистему цифровых цепей поставок и цифровизированного транспортного рынка.

Методы

Информационная база исследования включает в себя отчетные статистические данные компаний – участников транспортного рынка, в частности – операторов подвижного состава и логистических провайдеров. Информационная основа исследования также включает в себя официальные материалы Росстата, в частности, сведения по созданию и использованию цифровых технологий в российских организациях.

Теоретико-методологической основой исследования является теория транспортных систем, в частности, интеллектуальных транспортных систем, мультимодальных транспортных систем, а также транспортных систем, основанных на технологиях скоростного и высокоскоростного сообщения (высокоскоростных транспортных систем).

Материалы статьи опираются на результаты научных трудов отдельных ученых, специализирующихся на предметной области исследования технологий и экономических эффектов цифровых цепей поставок. В частности, работы Р.М. Бахатова [2], Мамаева Э.А., Гузенко Н.В. [8] затрагивает вопросы и направления цифровой трансформации операторских транспортно-логистических компаний. Маймакова Л.В., Алексеев С.Ю. [7], Saks N.V., Kazanskaya L.F., Egorov Yu.V. [9] отдельно исследовали вопросы экономических последствий цифровизации в транспортно-логистических системах. Корчагина Е.В., Топина Е.А., Сергеева А.С. [6] рассматривают цифровизированные сервисы аналитики больших данных в формировании цепочек создания потребительской стоимости. Егоров Ю.В. [3] рассматривает возможности внедрения цифрового транспортного тарифа в сферу грузовых железнодорожных и мультимодальных перевозок. Журавлева Н.А., Панычев А.Ю. [5] рассматривают проблемы экономической оценки цифровых скоростных систем. Чеченова Л.М. [10] увязывает экономический рост транспортных компаний с мероприятиями по цифровизации и внедрению в бизнес дидитал-решений.

Результаты настоящего исследования дополняют имеющиеся исследования в направлении изучения лучших практик и инициатив внедрения решений по оцифровке бизнес-процессов транспортно-логистических компаний.

Результаты

Статистические данные по финансированию проектов цифровизации российских операторов транспортного рынка приведены на рисунке 1.

Видим, что в последние годы на проекты цифровизации выделяются значительные объемы финансирования. Объем расходов на цифровизацию в транспортном комплексе России вырос в 2022 году вырос на 7%, на железнодорожных перевозках на 6%, а в компаниях – операторах подвижного состава и операторов мультимодальных поставок (относятся к виду деятельность «Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками) – в 3,9 раза.

Рисунок 1. Динамика затрат на цифровые технологии в транспортном комплексе России, в том числе в компаниях железнодорожного транспорта и операторских компаниях в 2021-2022 гг., млрд. рублей

Источник: [4].

Относительные показатели затрат на цифровизацию на рубль выручки от реализации в разрезе видов деятельности, приведены на рисунке 2.

Видим, что в 2022 году по российским компаниям – операторам транспортных перевозок, удельный вес затрат на цифровые технологии составила 1,61% от выручки компаний (это выше, чем в целом по транспортной отрасли и выше, чем в среднем по российской экономике).

Рисунок 2. Относительные величины затрат на внедрение и использование цифровых технологий в компаниях по видам деятельности в 2021 и 2022 гг., % от выручки от реализации

Источник: [4].

Степень внедрения отдельных видов технологий по операторским компаниями транспортного комплекса приведен показана на рисунке 3.

Рисунок 3. Удельный вес работников, применявших в своей деятельности отдельные виды цифровых технологий в 2022 году, % от общего числа работников по организациям соответствующего вида деятельности

Источник: [4].

По рисунку 3 видим, что операторские компании более активно внедряют в своей деятельности (в частности, в работе сотрудников) технологии Интернета вещей, аналитики больших данных, искусственного интеллекта. В меньшей степени с отставанием от транспортных компаний внедряются в сфере операторской деятельности: цифровых двойников, аддитивных технологий.

Далее на примере группы компаний Fesco – крупнейшего в России транспортно-логистического оператора, осуществляющего мультимодальные контейнерные перевозки грузов автомобильным, морским, железнодорожным транспорто, а также стивидорное сервисное обслуживание в портах.

Цифровизация в компании началась несколько лет назад. В настоящее время проекты корпоративной цифровизации разбиты на 6 основных ключевых направлений:

1) проекты в области обеспечения импортонезависимости и функционирования критически важной информационной инфраструктуры компании – системное программное обеспечение, прикладные программы, автоматизированные рабочие места, серверы, СХД, средства связи и телекоммуникаций;

2) модернизация цифровой архитектуры – замена критически устаревших систем, построение единого иерархического системного ландшафта, создание надежных и производительных слоев архитектуры, внедрение микросервисов и шинной интеграции;

3) продолжение трансформации в цифрового экспедитора транспортной отрасли – расширение бизнес-функционала компании для поддержки географической и продуктовой конкурентоспособности, расширения линейки продуктов, предоставляемых на основе цифровых технологий;

4) цифровая непрерывность – покрытие основных процессов источниками первичной информации, внедрение Интернета вещей, мониторинг и АСУ ТП (автоматизированных систем управления технологических процессов);

5) централизация и консолидация, исключение дублирования – ЕУС, дата – офис, создание корпоративной модели управления и владения данными;

6) обеспечение кибербезопасности – комплексные мероприятия по обеспечению информационной безопасности, внедрения стандартов в этой области, обновление аппаратной части [1].

Рассмотрим основные ключевые проекты, которые флагманский российский транспортный оператор Fesco реализует в рамках мероприятий по оцифровке бизнес-процессов.

1. Личный кабинет работников таможенных органов и грузовладельцев – по мнению экспертов [1], является одним из лучших решений создания личных кабинетов в транспортно-логистической отрасли.

К цифровыми сервисам, которые интегрированы с личным кабинетом, относятся:

- рабочее место сотрудника таможенного органа (РМ СТО), в том числе мобильная версия РМ СТО, позволяющая отмечать исполнение мер таможенного контроля, а также иметь доступ к истории грузов и таможенным декларациям по грузам в режиме реального времени;

- «Единое окно» экосистемы ПАО «ВМТП» (юридическое лицо группы Fesco), в которой реализуются услуги по подаче и исполнению заявок, связанных с перевозкой груза, за счет чего сокращаются сроки обработки контейнерных грузов;

- Проект «Умный и безопасный порт» – комплексная система индивидуальной видеоаналитики, транспортного мониторинга и мониторинга безопасности труда с единой биометрической базой;

- Электронные навигационные пломбы (ЭНП) - совместный проект ПАО «ВМТП», ФТС России, ЦРЦП (системы отслеживания перевозок товаров), системы Глонасс, который предполагает обеспечение прослеживаемости местонахождения груза в пути в режиме реального времени (в ближайшее время состоится пилотная отправка грузов из Вьетнама в контейнере, опломбированном ЭНП до склада временного хранения во Владивостоке).

- Система автоматизированного взвешивания контейнеров – сервис автоматической фотофиксации контейнера и генерации акта взвешивания без присутствия сотрудника таможни [1].

2. Технологии искусственного интеллекта в транспортно-логистических процессах.

Искусственный интеллект в компании предполагает следующие технологические возможности: формирование аналитики по запросу посредством чат-бота; объяснение результатов анализа на понятном человеку языке; синтез рекомендаций на основе заданной модели принятия решений; визуализацию данных по запросу; составление специфических документов, протоколов совещаний; функционирование многофункционального ментор-чата.

3. Проект «Дата-офис». Этот проект предполагает создание корпоративной экосистемы хранения, владения, эффективного использования больших данных; внедрение инструментов продвинутой аналитики и машинного обучения; формирование защищенного эталонного хранилища данных Fesco; контролирования достоверности и целостности информации во всех системах; реализации гибких BI-решений, бизнес-глоссария и управления НСИ(MDM), системы мониторинга и оповещения о ключевых событиях.

4. Проект аналитики грузового цикла обеспечения интермодальной перевозки. В этом проекте эффект создается не на отдельном локальном участке, а на отдельном плече интермодальной перевозки [1].

Цикл обработки груза создает множество потоков данных в разных точках, а управление им состоит из решения множества сервисных задач, таких, как: прогнозирование потребности в подвижном составе для вывоза и анализ маржинальности использования подвижного состава; внедрение различных моделей прогнозирования степени загруженности рабочей зоны и оптимизация расстановки; подготовка прогнозов подхода судов на основе данных о местоположении, скорости, погодных условиях; оптимизация распределения временных слотов для автовывоза; мониторинг показателей таможенной обработки контейнеров и дополнительных таможенных операций; планирование судозаходов на основе созданных документов, предварительных данных от агентов и анализа обработки в реальном времени.

Схема цифровых модулей проекта приведена на рисунке 4.

Рисунок 4. Схема цифровых модулей проекта «Аналитика грузового цикла обеспечения интермодальной перевозки»

Источник: [1].

5. Развитие электронного документооборота

Fesco является участником подгруппы по реализации ГИС ЭПД (государственной информационной системы электронных перевозочных документов) на морском транспорте, созданной при рабочей группе государственного проекта «Бесшовная грузовая логистика».

Целью этого проекта выступает разработка и реализация инициатив компании, направленных на развитие электронного документооборота на морском транспорте. Задачи проекта следующие: проведение мониторинга НПА (нормативно-правовых актов), действующих при оформлении груза на приход / отход судна из морских портов; минимизация перечня документов, требуемых при оформлении морских перевозок; исключение дублирования документов; сокращение объема документов «на бумаге» - переход на ЭДО (электронный документооборот); включение модуля «морские перевозки» на ГИС ЭПД; проведение пилотной перевозки море – железная дорога - автотранспор на ГИС ЭПД до конца 2023 г.

В рамках проекта на разных этапах интермодальной перевозки реализуются различные мероприятия:

- На уровне железнодорожных перевозок: реализуются возможности оформления электронной СМГС, происходит интеграция ЭТРАНа с аналогичными программами за рубежом.

- На уровне ВМТП: расширяется функционал «Единого окна» оператора морского терминала в границах пункта пропуска с обеспечением полноценной интеграции между ПАО «ВМТП», ФТС России и Россельхознадзора, масштабируется информационная система Fesco для создания на ее базе Национальной транспортно-логистической платформы (НЦТЛП).

- На уровне автомобильных перевозок реализуются мероприятия по оформлению международных автоперевозок между странами ЕАЭС по e-CMR, внедряются возможности обмена документами и сведениями через ГИС ЭПД при осуществлении внутрироссийских автоперевозок.

Теперь сформулируем основные положительные результаты, эффекты внедрения проектов корпоративной цифровизации Fesco в 2021-2022 гг.:

- реализовано электронное взаимодействие между ВМТП (Владивостокский морской торговый порт) и государственными контролирующими органами в части обмена и получения решений принимаемых таможенными органами России и Россельхознадзором;

- сокращено время оформления экспортных поручений с 10 до 2 часов; в 2023 году 90% всех поручений создается в Информационной системе ВМТП и передается через ЭДО Федеральной таможенной службы России;

- сокращено время получения разрешений от таможни на проведение операций с 48 до 3 часов;

- достигнута экономия временных затрат в кратном размере в 3 раза при досмотрах и взвешивании контейнеров;

- сокращено количество досмотровых операций в пунктах пропуска: количество досмотровых операций для транзитных контейнеров в пунктах пропуска составляет менее 1%, а количество авторегистраций транзитных деклараций достигло почти 100%;

- уменьшено общее время оформления контейнеров на 40%;

- достигнут рост эффективности и контроля бизнес-процессов, увеличен уровень управленческой эффективности;

- обеспечена минимизация контактов человека и снижение нагрузки на сотрудников ФТС России [1].

Заключение

Статистические тренды цифровизации показывают, что операторские компании транспортной отрасли интенсивно инвестируют в цифровые проекты. Так, темп роста затрат на внедрение и использование цифровых технологий по операторским транспортным компаниями России в 2022 году к предшествующему году нами зафиксирован как один из самых высоких среди отраслей экономики.

Операторские компании интенсивно внедряют пилотные решения, в первую очередь, в области технологий Big Data, Интернет вещей.

На примере крупнейшего транспортно-логистического оператора – компании Fesco систематизированы цифровые решения и передовой опыт цифровизации в транспортной отрасли. Компания смогла достичь значительных экономических эффектов цифровизации: сократить общее время оформления контейнеров на 40%, повысить эффективность и уровень контроля бизнес-процессов, повысить управленческую эффективность, минимизировать контакты работников и снизить рутинную нагрузку на персонал.

Передовыми решениями компании являются такие проекты, как: дата-офис – инструмент обработки и применения имеющихся данных в управленческой деятельности; проект аналитики грузового цикла при построении и оптимизации цепей поставок интермодальных перевозок, искусственный интеллект и джипитизация бизнес-процессов, создание одного из лучших в транспортной отрасли личных кабинетов взаимодействия компании с участниками рынка перевозок.


Источники:

1. FESCO наращивает объемы перевозок // Железнодорожный транспорт. – 2023. – № 3. – c. 35-36.
2. Бахатов Р.М. Цифровая трансформация в транспортных компаниях, специализирующихся на доставке сборных грузов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – № 4-1. – c. 659-664. – doi: 10.34670/AR.2023.28.28.079.
3. Егоров Ю.В. Моделирование грузового тарифа на контейнерные перевозки железнодорожным транспортом в РФ // Бюллетень результатов научных исследований. – 2021. – № 4. – c. 114-124. – doi: 10.20295/2223-9987-2021-4-114-124.
4. Официальные статистические показатели. ЕМИСС Государственная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru (дата обращения: 01.12.23).
5. Журавлева Н.А., Панычев А.Ю. Проблемы экономической оценки скорости в транспортно-логистических системах в новом технологическом укладе // Транспортные системы и технологии. – 2017. – № 4. – c. 150-178.
6. Корчагина Е.В., Топина Е.А., Сергеева А.С. Повышение конкурентных преимуществ логистической компании на основе анализа цепочки создания потребительской стоимости: кейс компании Fesco // Противоречия и тенденции развития современного Российского общества. Сергиев Посад, 2019. – c. 165-169.
7. Маймакова Л.В., Алексеев С.Ю. Влияние цифровых технологий на развитие сектора транспортно-логистических услуг // Приднепровский научный вестник. – 2023. – № 1. – c. 20-22.
8. Мамаев Э.А., Гузенко Н.В. Цифровые трансформации в транспортных холдингах: железнодорожный транспорт // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2018. – № 4(64). – c. 55-61.
9. Saks N.V., Kazanskaya L.F., Egorov Yu.V. Вigitalization as a factor of formation of new economic opportunities under globalization conditions // Globalization and its socio-economic consequences: 18th International Scientific Conference Proceedings. 2018. – p. 2152-2158.
10. Чеченова Л.М. Исследование теоретических подходов к определению экономического роста транспортных систем и исследование эволюционных изменений ценности транспортной услуги. / Монография. - Санкт-Петербург: ООО «ИНСЭИ-оценка», 2019. – 129 c.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:52