Зарплатное неравенство: дифференциация уровней заработной платы в регионах и отраслях России

Старокожева В.П.1, Агарычева А.В.1, Прошин И.А.1
1 ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 2 (Февраль 2022)

Цитировать:
Старокожева В.П., Агарычева А.В., Прошин И.А. Зарплатное неравенство: дифференциация уровней заработной платы в регионах и отраслях России // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 2. – С. 463-484. – doi: 10.18334/et.9.2.114190.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48159534
Цитирований: 8 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Заработная плата является одним из основных показателей уровня жизни населения и социально-экономического развития регионов, поэтому в данном исследовании именно она является предметом. В связи с этим авторы ставят перед собой цель рассмотреть текущее положение дел в сфере оплаты труда в целом по стране. Ситуация в России складывается таким образом, что заработная плата дифференцируется по регионам, так как субъекты Российской Федерации находятся на различном уровне социально-экономического развития. Также дифференциация заработных плат наблюдается по отраслям экономики. Вместе с тем предпринята попытка определить существуют ли на российском рынке труда значимые различия в оплате труда между территориями, отраслями, организациями разных форм собственности, а также влияние пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией (COVID-19) на уровень заработных плат. При подготовке статьи авторы использовали такие научные методы как сравнительный и системный подходы, методы статистической обработки информации, исследование рядов динамики. В качестве источника данных для проведения анализа применялись официальные источники статистической информации.

Ключевые слова: заработная плата, минимальный размер оплаты труда, дифференциация заработной платы, численность занятых в экономике, занятость населения, виды экономической деятельности

JEL-классификация: I31, J31, J38

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Экономика Российской Федерации является многоукладной. Наблюдается отраслевая и экономическая дифференциация между различными регионами страны. Кроме того, распределение народонаселения по территории страны неравномерно, что усложняет проведение комплексной социально-экономической политики в Российской Федерации (далее – РФ). Вместе с тем повышение благосостояния людей является главной целью общенациональных планов РФ.

Важную роль в развитии и экономическом росте страны играет обеспечение достойного уровня жизни граждан. Преимущественно для большинства граждан России заработная плата является главным источником доходов, что придает установлению ее размера и взаимосвязи с источником дохода первостепенное значение. Аналогичную мысль высказывают и П.А. Аркин, В.А. Плотников, Е.П. Бородина, отмечая, что доходы домохозяйств в основном формируются за счет заработной платы, поэтому важно уделять внимание оплате труда и мерам по ее увеличению в проводимой государственной экономической политике [1, с. 9] (Arkin, Plotnikov, Borodina, 2020, р. 9).

Кроме того, последствия для экономики и занятости, вызванные кризисом COVID-19, будут в дальнейшем способствовать колебаниям в заработной плате работников различных отраслей. Из этого следует, что изучение и анализ уровня заработной платы по отраслям и регионам, а также динамики рабочей силы и выработка эффективных рекомендаций имеют первостепенное значение для обеспечения экономического роста, повышения уровня жизни и прав граждан на достойный и эффективный труд.

Тенденции заработной платы зарубежных стран в условиях пандемии

Согласно Докладу Международной организации труда (далее – МОТ) о заработной плате в мире [1] за 2020/21 гг. [2], в течение 2016–2019 гг. (до начала пандемии COVID-19) средний рост заработной платы во всем мире составлял от 1,6% до 2,2%, а если при расчетах не учитывать Китайскую Народную Республику, то значение составит от 0,9% до 1,6%. В развитых странах, входящих в Группу двадцати [2], рост реальной заработной платы колебался от 0,4% до 0,9% (наибольшие темпы роста заработной платы наблюдались в Южной Корее – 22% и Германии – 15%), в странах с переходной экономикой – от 3,5% до 4,5% в год.

В первом полугодии 2020 года в связи с пандемией COVID-19 для большинства стран, по которым имеются соответствующие данные, характерно снижение уровня или темпов роста средней заработной платы. Так, в ряде стран (Соединенное Королевство, Южная Корея, Япония) заработная плата снизилась вследствие предпринятых мер по сохранению рабочих мест, которые позволили сдержать «резкие скачки безработицы». В ряде других стран наблюдается ее рост, связанный с большим количеством увольнений низкооплачиваемых работников. Европейский фонд улучшения условий жизни и труда отмечает, что сектора экономики, которые больше всего пострадали от мер по борьбе с пандемией коронавируса, являются наиболее низкооплачиваемыми вследствие использования низкоквалифицированного труда. Это усугубило существующие диспропорции в оплате труда. Некоторые европейские страны, например Болгария, Чехия, Эстония, Греция, Литва и Люксембург, уже сообщают об этом [4]. В отдельных странах рост заработной платы является следствием сокращения занятости преимущественно тех, чья заработная плата ниже средней (Бразилия, Италия, Канада, Франция). Это подтверждает и информация, представленная на одном из официальных сайтов Правительства США. В апреле 2020 года средняя почасовая заработная плата резко выросла на 8%, при этом экономика США потеряла 21 миллион рабочих мест. Данный эффект объясняется тем, что большое количество низкооплачиваемых работников потеряли работу, в то время как относительно высокооплачиваемые работники сохранили рабочие места. Таким образом, изменение структуры занятости привело к росту средней заработной платы [5].

Для поддержки низкооплачиваемых работников зарубежные страны, в которых минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ) пересматривается регулярно, осуществили планируемое увеличение в 2020 и 2021 гг. Так, в 2021 году в странах – участниках Европейского союза, где установление МРОТ осуществляется на основе законодательно установленных алгоритмов (Франция, Германия, Люксембург, Мальта и Нидерланды), существенного отклонения от стандартных формул не было. В некоторых странах Центральной и Восточной Европы, где минимальные ставки заработной платы низкие, МРОТ был значительно повышен (например, в Болгарии, Латвии, Польше, Словакии, Словении и, в меньшей степени, в Литве и Хорватии) [6]. При этом часть стран, корректирующих размер МРОТ регулярно, отложили потенциальное повышение в связи с пандемией COVID-19.

Таким образом, в целом страны с развитой экономикой проходят кризис, вызванный пандемией, относительно более спокойно по сравнению с развивающимися странами.

Территориальная дифференциация заработной платы

В настоящее время в России преодоление бедности населения является одним из ключевых социально-экономических процессов. Решение проблемы бедности в стране зависит от динамики уровня заработной платы, так как основным источником дохода большинства российских домохозяйств являются трудовые доходы, чаще всего принимающие вид заработной платы.

Для поддержания минимального уровня жизни низкооплачиваемых работников в РФ используются минимальная заработная плата и минимальный размер оплаты труда. Начиная с 2021 года на федеральном уровне МРОТ устанавливается один раз в год на уровне 42% от медианной заработной платы в целом по РФ. Использование медианной заработной платы в качестве базового значения для расчета МРОТ, а не какой-либо «твердой суммы», позволяет оперативно реагировать на изменение социально-экономической обстановки, повышая уровень МРОТ при росте медианной заработной платы. Как отмечает С.В. Савина, у МРОТ «существуют экономические и социальные функции, которые проявляются в создании основы для всей системы распределения заработной платы и защиты уязвимых категорий, трудящихся от крайне низких ставок вознаграждения» [7, с. 113] (Savina, 2020, р. 113). В силу особенностей действующего российского трудового законодательства размер МРОТ не может быть пересмотрен в сторону уменьшения в случае падения медианной заработной платы из-за негативных явлений в экономике страны, что социально защищает граждан и позволяет несколько нивелировать неравенство в их доходах. При этом Л.А. Мигранова считает, что сокращение дифференциации заработной платы, связанное с повышением МРОТ для низкоквалифицированных работников без повышения заработной платы квалифицированных, отрицательно влияет на материальную заинтересованность в эффективном труде последних [8, с. 187] (Migranova, 2021, р. 187).

Значительную роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации играет внушительная региональная дифференциация и наличие экономической специализации субъектов РФ в отдельных отраслях, что обуславливает центростремительные тенденции миграции населения Российской Федерации. Значительную миграционную нагрузку и потери населения субъектами РФ отмечают и авторы. Как высказываются Н.А. Пруель и В.Н. Градусова, ЦФО и СЗФО «многие годы испытывают миграционный прирост на уровне 5–7 чел. на 1000 чел. населения, который во многих странах расценивается как угроза социально-экономической стабильности государства». [9, с. 682] (Pruel, Gradusova, 2020, р. 682). Нарастание миграционных процессов в федеральных округах России на протяжении 2000–2017 гг. отмечает и В.Ф. Юкиш. По мнению автора, для мигрантов особой привлекательностью обладает ЦФО, «но начиная с 2011 г. таким же привлекательным для мигрантов стал Северо-Западный округ» [10, с. 251–252] (Yukish, 2019, р. 251–252). Автор говорит, что отраслевая структура хозяйства регионов России существенно влияет на миграционные процессы [11, с. 161] (Yukish, 2021, р. 161).

Рассмотрим более подробно размер средней номинальной начисленной заработной платы в 2019–2020 гг. в целом по стране и федеральным округам [3] (табл. 1).

Таблица 1

Среднемесячная заработная плата работников в целом по РФ и по федеральным округам России в 2019–2020 гг. в руб. и в % к предыдущему году

№ п/п
Субъект РФ / федеральный округ
2019 г. (руб.)
2020 г. (руб.)
2019 г. (%)
2020 г. (%)
Изменения в динамике, %

Российская Федерация
48206,2
51083,4
107,5
106,0
-1,5
1
Центральный федеральный округ
61119,4
65187,9
108,5
106,7
-1,8
2
Северо-Западный федеральный округ
54366,1
56826,8
105,3
104,5
-0,8
3
Южный федеральный округ
34705,1
36166,0
107,4
104,2
-3,2
4
Северо-Кавказский федеральный округ
29166,7
31452,1
107,2
107,8
0,6
5
Приволжский федеральный округ
34879,3
36811,1
106,9
105,5
-1,4
6
Уральский федеральный округ
51299,8
54154,5
105,8
105,6
-0,2
7
Сибирский федеральный округ
41286,3
43897,0
107,6
106,3
-1,3
8
Дальневосточный федеральный округ
56781,6
59862,6
108,2
105,4
-2,8
Источник: составлено авторами по данным [12].

По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что разрыв между максимальным уровнем заработной платы в ЦФО и минимальным в СКФО снизился незначительно (с 2,1 раза в 2019 г. до 2,07 раза в 2020 г.). Средняя заработная плата по России вне зависимости от сферы деятельности составила в 2019 году – 48206,2 руб., в 2020 году – 51083,4 руб. Так, происходит действительное увеличение уровня средней заработной платы как в целом по стране, так и в разрезе федеральных округов (и как следствие, в субъектах РФ), однако темпы роста его невелики. При этом в 2020 году можно отметить общую тенденцию замедления темпов роста заработной платы по сравнению с предыдущим периодом. Снижение темпов роста на уровне федеральных округов проявилось неравномерно: так, например, при общем замедлении заработной платы по России на 1,5% в СФО замедление составило 1,3%, а в ЮФО – 3,2%.

Наиболее существенные изменения в динамике заработной платы в сторону снижения темпов ее роста произошли в Республике Крым (-10,3%), г. Севастополе (-8,3%), Костромской (-8,6%), Сахалинской (-7,9%) и Кемеровской (-5,8%) областях, Хабаровском крае (-5,5%). Вместе с тем в ряде субъектов РФ отмечается обратная тенденция, т.е. ускоряющаяся динамика заработной платы. Среди них можно выделить Чукотский автономный округ (+4,6%), Республику Калмыкия (+4,7%) и Карачаево-Черкесскую Республику (+5,2%), а также Ямало-Ненецкий автономный округ (+5,7%).

Графически распределение средней заработной платы по территориям России выглядит следующим образом (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Географическое распределение средней номинальной начисленной заработной платы в РФ в 2013 году, руб.

Источник: составлено авторами по данным [12].

Рисунок 2. Географическое распределение номинальной начисленной заработной платы в РФ в 2020 году, руб.

Источник: составлено авторами по данным [12].

Как можно видеть из представленных рисунков 1 и 2, географическое распределение среднего уровня заработной платы остается стабильным на протяжении значительного периода времени.

Наиболее благополучными являются города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, а также северные регионы – производители природных ресурсов – Ямало-Ненецкий, Ненецкий, Чукотский автономные округа, Ханты-Мансийский автономный округ – Юрга. К наименее благополучным регионам можно отнести национальные республики Северного Кавказа, а также ряд регионов ЦФО, находящихся в непосредственной близости от Москвы, так как столичный регион является значительным центром притяжения рабочей силы из соседних субъектов РФ. К аналогичным выводам приходит и Л.Л. Бунтовская, С.Ю. Бунтовский, Д.И. Стрельченко. Авторы говорят о том, что «по оценкам специалистов, наиболее существенными факторами высокой дифференциации работников по уровню оплаты труда в России являются не образование и квалификация, как в развитых европейских странах, а финансовое состояние региона, отрасли и предприятия» [13, с. 52] (Buntovskaya, Buntovskiy, Strelchenko, 2019, р. 52). М.А. Пархочук, О.А. Грязнова, М.Е. Гребнева, Н.И. Виноградова отмечают, что низкий уровень средней заработной платы в регионах объясняется неэффективной работой их экономик и «зачастую такие области являются депрессивными и дотационными». На базе этого автор делает вывод, что обеспечение достойного уровня оплаты труда работников субъектов РФ и сглаживание межрегиональных диспропорций возможно осуществить только через решение региональных экономических проблем и достижение экономического роста [14, с. 249] (Parkhochuk, Gryaznova, Grebneva, Vinogradova, 2021, р. 249).

Территориальная дифференциация уровня оплаты труда в регионах России имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, гибкость размера средней заработной платы в соответствии со стоимостью жизни и уровнем цен способствует наиболее полному удовлетворению потребностей населения конкретной территории. С другой же стороны, такое неравенство доходов не всегда соответствует исключительно различиям стоимости жизни, в результате чего формируются территории, где существует возможность получения сверхдоходов. Это активизирует процессы трудовой миграции населения из периферии в экономические центры, что способствует снижению трудового потенциала в регионах страны и препятствует их экономическому развитию. Как отмечается в Резолюции о неравенстве и сфере труда по итогам Международной конференции труда – 109-я сессия (Женева, 2021 г.), «неравный доступ к экономическим возможностям и возможностям достойного труда, финансам, качественным государственным услугам, качественному образованию и соответствующей профессиональной подготовке, основным объектам инфраструктуры социальных услуг и цифровой инфраструктуры между городскими, сельскими и периферийными районами и богатыми, и бедными регионами также усугубляет неравенство в сфере труда...» [15, с. 3].

Кроме того, население распределено крайне неравномерно по площади страны. Так, население города федерального значения Москвы превышает 12,6 миллионов человек, тогда как в наименее населенных субъектах РФ (Ненецкий и Чукотский автономные округа) не достигает и 50 тыс. человек. В таблице 2 представлены данные о численности занятых в возрасте 15 лет и старше по субъектам Российской Федерации в 2017–2020 гг.

Таблица 2

Численность занятых в возрасте 15 лет и старше по субъектам Российской Федерации в 2017–2020 гг., тыс. человек

№ п/п
Субъект РФ / федеральный округ
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.

Российская Федерация
72315,9
72531,6
71933,1
70601,4
1
Центральный федеральный округ
20640,7
20769,0
20723,6
20403,0
2
Северо-Западный федеральный округ
7254,2
7222,6
7212,1
7064,9
3
Южный федеральный округ
7703,4
7762,4
7696,4
7662,9
4
Северо-Кавказский федеральный округ
4075,7
4173,9
4109,2
3889,1
5
Приволжский федеральный округ
14502,9
14405,0
14152,6
13889,9
6
Уральский федеральный округ
6037,3
6065,8
6050,6
5938,5
7
Сибирский федеральный округ
8063,6
8085,5
8023,1
7795,8
8
Дальневосточный федеральный округ
4038,1
4047,5
3965,4
3957,3

Источник: составлено авторами по данным [12].

Наибольшая численность занятых в экономике отмечается в ЦФО за счет присутствия мегаполисов как основных финансовых центров (в частности, г. Москвы и Московской области). Также значительная часть занятых располагается в ПФО, куда относятся такие города-миллионники, как Казань, Уфа, Пермь, Самара, Нижний Новгород. Наименьшее число занятых – в СКФО и ДФО. Это связано с низкой долей постоянного населения проживающих на этих территориях, а также отраслевыми и территориальными особенностями регионов, входящих в их состав. Если рассматривать динамику численности за представленные периоды (2017–2020 гг.), наблюдаются значительное снижение числа занятых по субъектам РФ.

Заработная плата работников бюджетной сферы

Оценивая уровень заработной платы работников в бюджетной сфере экономики, отмечается устойчивая тенденция повышения заработной платы как в целом по стране, так и в разрезе федеральных округов и субъектов РФ (табл. 3).

Таблица 3

Среднемесячная заработная плата одного работника бюджетных учреждений по федеральным округам России в 2019–2020 гг. в руб. и в % к предыдущему году

№ п/п
Субъект /Федеральный округ
2019 г. (руб.)
2020 г. (руб.)
2019 г. (%)
2020 г. (%)

Российская Федерация
43176,8
47078,6
107,6
109,0
1
Центральный федеральный округ
53810,0
58910,3
108,0
109,5
2
Северо-Западный федеральный округ
51198,4
55389,8
107,6
108,2
3
Южный федеральный округ
32824,9
35327,5
107,3
107,6
4
Северо-Кавказский федеральный округ
29277,8
32450,2
105,9
110,8
5
Приволжский федеральный округ
32726,7
35683,4
107,0
109,0
6
Уральский федеральный округ
46228,1
50470,8
106,8
109,2
7
Сибирский федеральный округ
38670,7
42009,0
108,0
108,6
8
Дальневосточный федеральный округ
52716,7
57187,9
108,0
108,5
Источник: составлено авторами по данным [12].

В ходе исследования установлено, что темпы роста средней заработной платы в бюджетной сфере в 2020 г. в СКФО являются более высокими (+4,9% к 2019 году) по сравнению с остальными федеральными округами, в целом по Российской Федерации (+1,4% к 2019 году). Оценка темпов роста заработной платы в разрезе субъектов СКФО показала значительную дифференциацию уровня оплаты труда, что обусловлено экономическим неравенством регионов. Так, дифференциация варьируется в 2019 году от 102,9% (Республика Северная Осетия – Алания) до 108,0% (Республика Дагестан), и в 2020 году – от 108,3% (Чеченская Республика) до 114,5% (Кабардино-Балкарская Республика).

В целом ситуация является стабильной, и лидерами по средней заработной плате являются г. Москва, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа со значениями 97914,8 руб., 105336,6 руб. и 113262,5 руб. соответственно. При этом самый низкий уровень средней заработной платы в рассматриваемом периоде наблюдается в Тамбовской области (29705,0 руб. в 2020 году), в Республиках Марий Эл и Мордовия (29949,5 руб. и 30079,6 соответственно).

Вместе с тем стоит отметить высокую дифференциацию заработной платы работников бюджетной сферы даже внутри федеральных округов. Так, в ЦФО дифференциация между самой высокой средней заработной платой и самой низкой является существенной – практически 3,3 раза, что подчеркивает актуальность существующих социально-экономических проблем. Даже при сравнении оплаты труда в г. Москве и Московской области становится очевидным значительное различие – более чем в 1,6 раза.

Для содержательного анализа дифференциации заработной платы целесообразно осуществить сравнение темпов роста средней заработной платы работников бюджетных учреждений в разрезе форм собственности (федеральная, региональная и муниципальная). Анализ темпов роста заработной платы показал, что во всех учреждениях, в отношении которых субъекты РФ являются учредителями, уровень заработной платы в 2020 году растет более высокими темпами по сравнению с учреждениями федеральной и муниципальной форм собственности (рис. 3), что существенно отличается от ситуации сложившейся в 2019 году (рис. 4).

Рисунок 3. Темпы роста заработной платы в 2020 году в разрезе форм собственности бюджетных учреждений, %

Источник: составлено авторами по данным [12].

Из-за ограниченности имеющихся данных в официальной статистике не представляется возможным оценить факторы, способные влиять на процесс формирования заработной платы и на ее межсекторное распределение. Вместе с тем объяснить устойчивое различие в дифференциации заработной платы между организациями разной формы собственности можно следующим образом. В 2020 году на уровень заработной платы работников областных государственных учреждений существенно повлияли дополнительные бюджетные ассигнования, выделенные на выплаты стимулирующего характера медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Кроме того, в 2020 году регионы получили дотации для осуществления дополнительных выплат медицинским и иным работникам, занятым в рамках COVID-19.

В связи с тем, что коронавирусная инфекция была выявлена в конце 2019 года и лечение пациентов в тот период времени осуществлялось в единичных случаях, как следствие, дополнительные финансовые средства в региональные фонды оплаты труда с целью начисления повышенной оплаты труда работникам за работу, связанную с COVID-19, не направлялись. Таким образом, рост заработной платы работников областных государственных учреждений по сравнению с 2018 г. «просел» (за исключением учреждений ЦФО), и темпы роста заработной платы зафиксированы ниже, чем в 2020 году. Отличительным моментом является неравномерность роста заработной платы работников федеральных учреждений в разрезе федеральных округов.

Рисунок 4. Темпы роста заработной платы в 2019 году в разрезе форм собственности бюджетных учреждений, %

Источник: составлено авторами по данным [12].

В условиях отсутствия информации о финансово-экономических характеристиках бюджетных учреждений, участвующих в исследовании, можно выдвинуть гипотезу о том, что различия в заработной плате между организациями разных форм собственности связаны с расширением занятости с целью снижения уровня безработицы. Избыточная занятость в тех или иных учреждениях «тянет» уровень заработной платы вниз, создавая межсекторный разрыв. Наглядным примером являются статистические данные, согласно которым среднесписочная численность работников бюджетных учреждений увеличилась в целом по стране на 1%, или на 136,7 тыс. человек. Оценивая увеличение численности в каждом из федеральных округов, необходимо также принимать во внимание, что за практически равными темпами повышения численности скрываются различные размеры их абсолютного прироста.

Эту гипотезу подтверждает и тот факт, что отмечается положительная динамика увеличения как в целом по России, так и в разрезе федеральных округов в 2020 году (по сравнению с предыдущим периодом) количества учреждений государственного сектора экономики (табл. 4). Наибольший темп прироста учреждений зафиксирован в УФО – 103,6%, наименьший в СФО и ЮФО – 101,5% и 101,8% соответственно. Однако в областях ПФО выявлены наибольший и наименьший показатели, так, в Пензенской области – 114,3%, Республике Марий Эл – 100,2%. И только в одном регионе, в Республике Коми, отмечается незначительное снижение количество учреждение (99,5%).

Таблица 4

Сведения о количестве бюджетных учреждений по федеральным округам и субъектам Российской Федерации за 2019 и 2020 гг.

№ п/п
Субъект / федеральный округ
2019 г.
2020 г.
Темп роста, снижения, %

Российская Федерация
241321
246923
102,3
1
Центральный федеральный округ
51424
52755
102,6
2
Северо-Западный федеральный округ
20886
21341
102,2
3
Южный федеральный округ
24737
25172
101,8
4
Северо-Кавказский федеральный округ
14403
14725
102,2
5
Приволжский федеральный округ
53785
55002
102,3
6
Уральский федеральный округ
19250
19943
103,6
7
Сибирский федеральный округ
34575
35090
101,5
8
Дальневосточный федеральный округ
22261
22895
102,8
Источник: составлено авторами по данным [12].

В целом по Российской Федерации прирост составил 102,3%, или +5602 учреждения. Распределение учреждений по их количеству в разрезе форм собственности (федеральной, региональной и муниципальной) в 2019 и 2020 годах приставлено на рисунке 5.

Рисунок 5. Количество федеральных, региональных и муниципальных учреждений в 2019 и 2020 гг., ед.

Источник: составлено авторами по данным [12].

На рисунке 5 видно, что в рассматриваемом сегменте около 62% учреждений находятся в муниципальной собственности.

Еще одной возможной причиной сложившегося межсекторного разрыва в уровне заработной платы может являться то, что механизмы формирования заработной платы в учреждениях различных форм собственности строятся на разных принципах. Кроме того, поскольку форма собственности и вид деятельности плотно коррелируются, то межотраслевые различия в заработной плате могут накладываться на различия по формам собственности.

Отраслевая дифференциация заработной платы

В российских условиях различия в заработной плате наблюдаются не только между организациями разных форм собственности, но и в разрезе видов экономической деятельности. При этом М.С. Токсанбаева отмечает, что заработная плата различается не только по отраслям, но и по подотраслям. И оплата труда в некоторых подотраслях «ввиду значимости высококвалифицированного, а значит, высокооплачиваемого персонала не может не оказывать определенного влияния на общий коэффициент фондов заработной платы и его динамику». Автор обосновывает сложивший отраслевой и подотраслевой разрыв заработной платы значимостью этих производств для развития экономики [16, с. 190] (Toksanbaeva, 2020, р. 190).

Для демонстрации отраслевого разрыва заработных плат проанализированы официальные статистические данные номинальной начисленной заработной платы начиная с 2000 года по 2020 год по полному кругу организаций. Анализ показал, что в число наиболее высокооплачиваемых отраслей на протяжении данного периода входили: деятельность по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, производству кокса и нефтепродуктов, а также финансовая деятельность. В числе наименее оплачиваемых отраслей традиционно находятся рыболовство и рыбоводство, текстильное и швейное производство, а также производство изделий из кожи и обуви. Следует отметить, что ситуация в данном распределении остается стабильной на протяжении всех 20 лет, на основании которых проводился анализ. Данное распределение уровня доходов населения показывает наличие в стране двух основных экономических секторов – обеспечивающих ресурсный экспорт и не связанных с ним. Наиболее высокий уровень заработных плат наблюдается в секторе ресурсного экспорта. Это создает условия для сохранения значительной дифференциации доходов населения.

Однако наряду с другими авторами Э.Н. Соболев отмечает, что «при определении размера заработной платы главную роль играют не факторы, связанные с развитием рабочей силы (квалификация, опыт, образование), а внешние по отношению к работнику факторы: работа в более успешных и конкурентоспособных отраслях, в более богатом регионе, на преуспевающем предприятии. При этом существует также и сильная внутренняя зависимость между благополучием отрасли, региона и предприятия» [17, с. 70] (Sobolev, 2014, р. 70).

В работе М.С. Токсанбаевой ставится вопрос «о необходимости усиления государственного регулирования распределительными процессами в плане ограничения высоких заработков» и выделяются отрасли, где такое регулирование может быть внедрено в приоритетном порядке. По мнению автора, «в этих отраслях корректировке подлежит распределение заработков в отдельных сегментах, в которых высокая доходность услуг не сопряжена с их социальной полезностью» [18, с. 171] (Toksanbaeva, 2020, р. 171). Автор также замечает, что «отраслевые различия заработной платы во многом носят межсегментный характер, обусловленный сегментацией рынка труда на первичный и вторичный рынки по признакам соответственно «хороших» и «плохих» рабочих мест. В состав этих признаков входит не только размер оплаты труда, в том числе идентичных профессиональных групп, но и уровень квалификации работников, степень социальной защищенность и др.» [19, с. 99] (Toksanbaeva, Popova, 2021, р. 99).

Ниже представлено ранжирование размера средней заработной платы в разрезе видов экономической деятельности (табл. 5). В 2020 году размеры заработных плат работников восьми видов экономической деятельности (финансовая деятельность, деятельность экстерриториальных организаций и органов, добыча полезных ископаемых, деятельность в области информации и связи, научная и техническая деятельность, государственное управление, обеспечение электроэнергией, газом и паром, транспортировка и хранение) были выше среднероссийского значения (51083,4 руб.). При этом превышение размеров колебалось от 3,4% в транспортировке и хранении до 119,8% в финансовой деятельности.

Таблица 5

Сведения о начисленной заработной плате работников организаций по видам экономической деятельности за 2019 и 2020 годы, руб.

№ п/п
Сфера деятельности
2019 г.
2020 г.
Темп роста, снижения, %
1
Деятельность финансовая и страховая
104149,2
112301,0
107,8
2
Деятельность экстерриториальных организаций и органов
88604,3
99619,1
112,4
3
Добыча полезных ископаемых
89128,4
94897,7
106,5
4
Деятельность в области информации и связи
77478,8
84948,3
109,6
5
Деятельность профессиональная, научная и техническая
74022,7
78846,4
106,5
6
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение
51078,6
54523,4
106,7
7
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
50207,3
52879,7
105,3
8
Транспортировка и хранение
51371,5
52820,1
102,8
9
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
43159,5
49401,8
114,5
10
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
47425,7
48441,5
102,1
11
Обрабатывающие производства
44241,2
46200,9
104,4
12
Строительство
42860,3
43546,8
101,6
13
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
41111,3
42410,3
103,2
14
Предоставление прочих видов услуг
36135,9
40331,1
111,6
15
Образование
37123,0
39436,5
106,2
16
Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления
21211,1
39083,3
184,3
17
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом
37157,8
38213,3
102,8
18
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги
34965,0
36692,3
104,9
19
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
34626,4
36034,7
104,1
20
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
32042,7
34285,8
107,0
21
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
28530,6
26851,3
94,1
Источник: составлено авторами по данным [12].

Таблица 5 демонстрирует дифференциацию начисленной заработной платы по крайним видам экономической деятельности в размере 4,2 раза, или в стоимостном виде 85449,7 руб. Кроме того, текущая эпидемиологическая ситуация и вызванный ею экономический кризис повлияли на снижение доходов и, как следствие, на заработные платы, например в области общественного питания и гостиничного бизнеса (темп снижения – 94,1%), так как снизилось как общее число клиентов в отрасли, так и выручка от них. Однако в целом баланс факторов складывается в пользу положительной экономической динамики. Наблюдается устойчивая тенденция повышения заработной платы от 101,6% в строительстве до 184,3% в частных домохозяйствах по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления.

Что касается занятых по видам экономической деятельности, то наибольшее число занятых характерно для торговли оптовой и розничной, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов и обрабатывающего производства (табл. 6). При этом средние заработные платы в этих отраслях находятся не на высоком уровне. В то время как в отраслях с высоким уровнем заработной платы (добыча полезных ископаемых, деятельность в области информации и связи) численность работников низкая. Это может свидетельствовать о том, что значительное количество работающих не участвуют в формировании основного объема валового внутреннего продукта. Из этого следует необходимость повышения производительности труда на производстве, а также внедрения инноваций и освоения производства более сложной продукции с большей добавочной стоимостью, что позволит снизить разрыв в заработных платах по различным видам экономической деятельности.

Таблица 6

Среднегодовая численность занятых по видам экономической деятельности, тыс. чел.

№ п/п
Виды экономической деятельности
2010 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.

Всего
71493,1
71561,7
71064,5
69251,9

из них по видам экономической деятельности:




1
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
6049,0
4936,6
4781,0
4440,2
2
добыча полезных ископаемых
1080,6
1141,7
1152,9
1160,5
3
обрабатывающие производства
10526,1
10066,8
9962,7
9680,6
4
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
1682,5
1621,9
1606,7
1568,1
5
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
746,5
721,5
701,4
698,6
6
строительство
6153,0
6390,8
6416,3
6255,3
7
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
12546,2
13669,9
13496,9
12734,0
8
транспортировка и хранение
5098,4
5353,1
5372,9
5493,0
9
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
1500,3
1721,9
1763,2
1682,9
10
деятельность в области информации и связи
1332,4
1463,8
1474,2
1494,7
11
деятельность финансовая и страховая
1269,3
1385,8
1368,5
1334,6
12
деятельность по операциям с недвижимым имуществом
1803,6
1926,8
1922,9
1975,4
13
деятельность профессиональная, научная и техническая
2932,0
2883,6
2826,9
2665,7
14
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги
1571,2
1899,8
1963,0
1947,8
15
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение
3945,2
3651,4
3626,7
3567,8
16
образование
5872,3
5455,6
5393,1
5215,4
17
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
4552,0
4404,0
4400,0
4503,3
18
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
1243,7
1149,0
1136,2
1161,3
19
предоставление прочих видов услуг
1530,3
1645,3
1627,5
1614,8
Источник: составлено авторами по данным [12].

При рассмотрении изменений численности занятых исходя из таблицы 6 видно, что с 2010 года численность работников сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства значительно снизилась за рассматриваемые периоды. Также наблюдается снижение в обрабатывающем производстве, водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, в деятельности по ликвидации загрязнений, государственном управлении и обеспечении, военной безопасности, социальном обеспечении и образовании. При этом постепенный рост характерен для транспортировки и хранения грузов, а также деятельности в области информации и связи.

Таким образом, при сопоставлении уровня заработной платы в России необходимо также учитывать региональные различия, которые связаны как с отраслевой спецификой экономики субъектов РФ, так и с природно-климатическими условиями жизнедеятельности и, соответственно, с разной стоимостью жизни в регионах.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- в Российской Федерации наблюдается значительный уровень расслоения населения по заработным платам;

- имеется значительная географическая и отраслевая дифференциация по уровню заработных плат;

- географическая и отраслевая дифференциации взаимосвязаны между собой, поскольку регионы с наиболее низкими заработными платами чаще всего имеют специализацию в наименее оплачиваемых отраслях.

Для преодоления сложившейся ситуации необходимо предпринять ряд мер на государственном уровне:

- переход от экономической модели, основанной на добыче природных ресурсов, к модели, основанной на инвестициях и росте производительности труда;

- стимулирование развития инновационных предприятий, особенно в регионах с низким уровнем заработных плат;

- софинансирование технической оснащенности предприятий для роста производительности труда на них;

- перемещение труда из неэффективных секторов экономики в эффективные;

- повышение квалификации и переквалификация граждан, желающих сменить профессию;

- развитие новых форм занятости;

- расширение мер государственной поддержки для предпринимателей и их компаний в ситуации распространения коронавирусной инфекции;

- мотивация частных инвесторов.

Из вышесказанного можно заключить, что неравенство в сфере труда имеет разносторонний характер и охватывает разные аспекты. Высокие внутри сраны уровни неравенства в заработной плате могут повлечь пагубные экономические процессы, в т.ч. замедление его роста, или являться причиной принудительного труда во всех его проявлениях. Вместе с тем пандемия COVID-19 усугубила существующее неравенство и выявила неравные возможности организаций противостоять экономическому кризису. Таким образом, проблема значительной дифференциации заработных плат в Российской Федерации имеет комплексный характер, что предполагает сложное составное решение по сокращению имеющегося разрыва.

[1] Начиная с 2008 года один раз в два года МОТ публикует «Доклад о заработной плате в мире», в котором приводится информация об основных тенденциях оплаты труда на глобальном уровне и в отдельных государствах и дается представление о политике в области заработной платы на основе исследовательских проектов, осуществляемых под эгидой МОТ.

[2] «Группа двадцати» (The Group of Twenty, G20) – ведущий форум международного сотрудничества по наиболее важным аспектам международной социально-экономической и финансовой повестки дня [3].

[3] Далее по тексту федеральные округа сокращены следующим образом: Центральный федеральный округ – ЦФО, Северо-Западный федеральный округ – СЗФО, Южный федеральный округ – ЮФО, Северо-Кавказский федеральный округ – СКФО, Приволжский федеральный округ – ПФО, Уральский федеральный округ – УФО, Сибирский федеральный округ – СФО, Дальневосточный федеральный округ – ДФО.


Источники:

1. Аркин П.А., Плотников В.А., Бородина Е.П. Индексация заработной платы как инструмент стимулирования социально-экономического развития Российской Федерации: методический инструментарий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. – № 4(124). – c. 7-16.
2. Global Wage Report 2020-21. Ilo.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/global/research/global-reports/global-wage-report/2020/lang--en/index.htm (дата обращения: 15.11.2021).
3. Группа двадцати. Официальный сайт Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/mnogostoronnee_ekonomicheskoe_sotrudnichestvo/g20 (дата обращения: 15.11.2021).
4. Impact of the COVID-19 crisis on wages and wage setting. Eurofound. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eurofound.europa.eu/publications/article/2021/impact-of-the-covid-19-crisis-on-wages-and-wage-setting (дата обращения: 11.01.2022).
5. The Pandemic’s Effect on Measured Wage Growth. Whitehouse.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse.gov/cea/written-materials/2021/04/19/the-pandemics-effect-on-measured-wage-growth (дата обращения: 11.01.2022).
6. Industrial relations and social dialogue. Minimum wages in 2021: Most countries settle for cautious increase. Eurofound. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eurofound.europa.eu/publications/article/2021/minimum-wages-in-2021-most-countries-settle-for-cautious-increase (дата обращения: 13.01.2021).
7. Савина С.В. Механизм установления минимального размера оплаты труда: мировая специфика и российские особенности // Социально-трудовые исследования. – 2020. – № 3(40). – c. 112-122. – doi: 10.34022/2658-3712-2020-40-3-112-122.
8. Мигранова Л.А. Заработная плата в России в 2015-2021 годах // Народонаселение. – 2021. – № 3. – c. 175-190. – doi: 10.19181/population.2021.24.3.14.
9. Пруель Н.А., Градусова В.Н. Роль миграции в формировании населения России: федеральный и региональный аспекты // Xi международная научно-практическая конференция «Регионы России: стратегии развития и механизмы реализации приоритетных национальных проектов и программ»: Ежегодник: Россия: тенденции и перспективы развития. Курск, 2020. – c. 679-684.
10. Юкиш В.Ф. Тенденции региональной миграции в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 9. – c. 245-252. – doi: 10.24411/2411-0450-2019-11201.
11. Юкиш В.Ф. Сравнительная характеристика регионов России с наивысшими показателями миграционного прироста и миграционной убыли населения по отраслевой структуре хозяйства // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 102(80). – c. 156-163. – doi: 10.24412/2411-0450-2021-10-2-156-163.
12. Официальный сайт Федеральный службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/официальная статистика (дата обращения: 29.07.2021).
13. Бунтовская Л.Л., Бунтовский С.Ю., Стрельченко Д.И. Государственное регулирование социально-трудовых отношений в Российской Федерации // Вестник Академии знаний. – 2019. – № 2(31). – c. 48-55.
14. Пархочук М.А., Грязнова О.А., Гребнева М.Е., Виноградова Н.И. О проблеме дифференциации уровня оплаты труда в регионах ЦФО // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – № 1(34). – c. 247-250. – doi: 10.26140/anie-2021-1001-0060.
15. Резолюция о неравенстве и сфере труда (11 декабря 2021 г.) Международная конференция труда — 109-я сессия. Ilo.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/documents/meetingdocument/wcms_832279.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
16. Токсанбаева М.С. Факторы формирования высокой дифференциации заработной платы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 10-2(49). – c. 184-191. – doi: 10.24411/2500-1000-2020-11144.
17. Соболев Э.Н. Проблемы и тенденции оплаты труда в постсоветской России // Альтернативы. – 2014. – № 1. – c. 64-78.
18. Токсанбаева М.С. Дифференциация заработной платы в отраслях с высоким уровнем занятости квалифицированным трудом // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 4-3(62). – c. 98-104. – doi: 10.24411/2411-0450-2020-10344.
19. Токсанбаева М.С., Попова Р.И. Характеристики отраслей, определяющих высокую дифференциацию заработной платы в России // Народонаселение. – 1918. – № 3. – c. 162-174. – doi: 10.19181/population.2021.24.3.13.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 08:30:23