Возможности применения перераспределительного фискального механизма как инструмента сглаживания социально-экономического неравенства в России
Ермакова Э.Р.1
1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44613871
Цитирований: 2 по состоянию на 26.03.2022
Аннотация:
Проблема социально-экономического неравенства характерна для многих стран мира, в числе которых преимущественно страны «догоняющего развития». В период глубокой экономической рецессии и политической стагнации это явление обостряет нерешенные проблемы уровня и качества жизни, доступа к социальным благам и возможности трудиться. Россия относится к числу стран, которым свойственно избыточное социально-экономическое неравенство.
Опыт зарубежных стран показывает, что наиболее успешны в сглаживании социально-экономического неравенства те страны, в которых проводится активная социальная и перераспределительная политика.
Целью исследования является обоснование необходимости введения в России многоступенчатой прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц в интересах достижения нормального уровня социально-экономического неравенства в стране.
Объектом исследования является система налогообложения доходов физических лиц, как инструмент борьбы с избыточным социально-экономическим неравенством.
Предметом исследования выступает влияние налоговых ставок подоходного налога на уровень экономического неравенства в обществе.
Методология исследования базируется на применении общенаучных (научной абстракции, единства исторического и логического, анализа и синтеза, индукции и дедукции, методов сравнения и аналогии) и специальных методов познания (индикативный метод, метод экспертных оценок). В работе применяется системный и комплексный подходы.
Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные, труды ведущих отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам социально-экономического неравенства, ресурсы справочно-правовых систем Гарант и Консультант Плюс.
Приведенные в статье аналитические данные подчеркивают остроту проблемы социально-экономического неравенства российского общества, указывая на необходимость ее решения. Опыт зарубежных стран демонстрирует, что наиболее спокойная ситуация в отношении неравенства сложилась в странах, применяющих многоступенчатую шкалу налогообложения доходов физических лиц.
В статье предлагается применение аналогичного перераспределительного механизма для устранения избыточного неравенства в России. В статье приводятся расчеты, результатом которых стало построение кривой Лоренца, характеризующей сегодняшний уровень распределения доходов и возможный при обозначенных уровнях прогрессии.
Предлагаемые меры позволят не только сгладить проблему высокой дифференциации доходов, но и, при должной налоговой дисциплине, существенно увеличить доходную базу бюджета.
Ключевые слова: социально-экономическое неравенство, перераспределительная политика, налогообложение доходов физических лиц
Финансирование:
Грант РФФИ 18-010-00756 «Развитие теории и методологии исследования феномена социально-экономического неравенства в контексте неоиндустриальной парадигмы»
JEL-классификация: H24, H31, I31, I32, I38
Введение
В числе стратегических приоритетов современной России значится, исходя из Стратегии национальной безопасности России [1], повышение качества жизни российских граждан. Сглаживание социально-экономического и имущественного неравенства является стратегической целью национальной безопасности. «Реализуемые в настоящее время 12 национальных проектов и комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры охватывают целый ряд взаимосвязанных проблем: инфраструктурных, социальных, демографических, природоохранных, решение которых способно привести страну к качественно новому уровню жизни в ней, а инвестиции в «болевые точки» российской экономики должны обеспечить мультипликативный эффект» [2].
К сожалению, крупномасштабные национальные проекты обошли вниманием остро стоящую проблему избыточного социально-экономического неравенства российского общества и только точечно направлены на решение отдельных ее аспектов, преимущественно связанных со снижением уровня абсолютной и крайней бедности, доступа к услугам здравоохранения и решением жилищного вопроса. Кроме этого, пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 внесла свои коррективы в приоритизацию распределения бюджетных ресурсов [12, с. 1877] (Lev, Leshchenko, 2020), что нашло отражение в отказе от достижения ряда целевых показателей национальных проектов к 2024 г.
Майские указы Президента РФ 2018 г., Послания Президента Федеральному Собранию (на 2019 и 2020 годы), ряд принятых законодательных инициатив (введение 15%-ной ставки НДФЛ для физических лиц, чей годовой доход превышает 5 млн руб.) концентрируют внимание и усилия исполнительной власти на решении отдельных проблем, подчеркивающих избыточность уровня неравенства в российском обществе. Повышение уровня жизни, доступ к социальным благам, выделение материнского капитала на первого ребенка, отказ от «плоской» шкалы налогообложения, достигнутые соглашения с офшорами по поводу увеличения налоговых ставок на российский капитал и др. – все эти начальные шаги, безусловно, будут способствовать «подтягиванию люмперных классов». Инструменты достижения этих целей и финансирования мероприятий – бюджетные ассигнования, субсидии, адресная помощь, индексация выплат.
Однозначно, комплекс и масштаб проводимых мероприятий повлияет на состояние экономической безопасности в социальной сфере. Но, по нашему мнению, этого недостаточно, чтобы решить проблему социально-экономического неравенства. Реализуемые целевые программы направлены на то, чтобы подтянуть нижний дециль российского общества до некритического уровня, позволяющего избежать социального взрыва и политического кризиса. В то же время верхние «10% населения наращивают свои доходы и имущество более быстрыми темпами, нежели происходит улучшение положения наименее обеспеченных граждан; поляризация российского общества увеличивается» [13] (Piketti, 2015). В ключе снижения уровня социально-экономического неравенства, а не просто борьбы с бедностью, одних только мер прямой бюджетной поддержки будет недостаточно – необходимо грамотное применение перераспределительного механизма. В связи с этим целью настоящего исследования является обоснование необходимости введения многоступенчатой прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц в интересах достижения нормального уровня социально-экономического неравенства в стране.
О вопиющем уровне неравенства в российском обществе свидетельствуют данные Доклада о неравенстве в мире 2018, подготовленного World Inequality Lab [22] (Alvaredo, Chancel, Piketty, Saez, Zukmam, 2018), в числе экспертов которого значатся Т. Пикетти, Э. Саез [27] (Zukman, Saez, 2016), Ф. Альваредо, Л. Ченсел и др. Проблему социально-экономического неравенства и его взаимосвязи с экономическим ростом впервые в научной литературе поднял американский экономист С. Кузнец, обосновав известную кривую Кузнеца ∩-образной зависимости между уровнем социально-экономического неравенства в обществе и его экономическим ростом [25] (Kuznets, 1955). Дж. Стиглиц [15, 16] (Stiglits, 2015; Stiglits, 2016) раскритиковал ВВП как общее «мерило» благосостояния общества, а Дж. Зукман [26] (Zukman, 2015) продолжает в своих работах поднятые предшественником вопросы. Наибольшую известность приобрел труд Т. Пикетти «Капитал в XXI веке», в котором автор подробно изучает общество рантье и говорит о неизбежности нарастания неравенства в современном обществе, предлагая сгладить его с помощью прогрессивного налогообложения и налогообложения наследства. В российской экономической мысли значимы работы А.Я. Кируты и А.Ю. Шевякова, которые сосредотачивают внимание на избыточном неравенстве [20, 21, 11] (Shevyakov, Kiruta, 2009; Shevyakov, 2011; Kiruta, Shevyakov, 2004).
Оценивая социально-экономическое неравенство в российском обществе в ретроспективе, эксперты констатируют следующее. На одну половину трудоспособного населения России приходится всего 17% национального дохода в 2016 году, на долю второй половины – 83%. 10% богатейших граждан сосредотачивают в своих руках 45,5% национального дохода (табл. 1). «Оценивая в ретроспективе социально-экономическое неравенство в России, отечественные эксперты отмечают, что оно достигло уровня 1905 г. (которое, как известно, привело к социальному взрыву)» [17] (Teteryatnikov, 2019).
Таблица 1
Распределение национального дохода России в 2016 г.
Группа населения
|
Количество взрослых в группе
|
Порог дохода (евро)
|
Средний доход (евро)
|
Доля дохода, %
|
Все
население
|
114930000
|
-
|
23180
|
100
|
Нижние
50%
|
57465000
|
-
|
7880
|
17
|
Средние
40%
|
45972000
|
14000
|
21700
|
37,5
|
Верхние
10%
|
11493000
|
36300
|
105500
|
45,5
|
Топ-1%
|
1149300
|
133000
|
469000
|
20,2
|
Топ-0,1%
|
114930
|
638000
|
2494000
|
10,8
|
Топ-0,01%
|
11493
|
3716000
|
12132000
|
5,2
|
Топ-0,001%
|
1149
|
18770000
|
58576000
|
2,5
|
При этом за период с 1989 по 2016 год общий накопленный реальный рост доходов населения в группе «нижние 50» составил минус 20% (табл. 2), а в группе «верхнего дециля» – плюс 171% (то есть у менее обеспеченной половины населения реальные доходы сокращались в среднем на 0,8%, а у «топ-10» – росли на 3,8%).
Таблица 2
Рост доходов населения России в 1989–2016 гг.
Доходная
группа населения
|
Средний
ежегодный реальный рост доходов
|
Накопленный
реальный рост доходов
1989–2016 гг. |
Доля
в национальном доходе 1989–2016 гг.
|
Все население
|
1,3%
|
41%
|
100%
|
Нижние 50%
|
-0,8%
|
-20%
|
-15%
|
Средние 40%
|
0,5%
|
15%
|
16%
|
Топ-10%
|
3,8%
|
171%
|
99%
|
Топ-1%
|
6,4%
|
429%
|
56%
|
Топ-0,1%
|
9,5%
|
1054%
|
34%
|
Топ-0,01
|
12,2%
|
2134%
|
17%
|
Топ-0,001%
|
14,9%
|
4122%
|
8%
|
Подчеркнем, что группа населения «средние 40%» не является средним классом (критерии которого весьма неоднозначны в российском обществе). Это всего лишь статистическое представление распределения доходов в обществе, а средний класс в России, даже согласно официальным данным, сократился за последние несколько лет с 37% до 30%.
При этом, если обратить внимание на среднюю величину ежегодного роста реальных доходов населения разных групп, можно заметить, что до распада Советского Союза данный показатель имел тенденцию роста для наименее обеспеченных и тенденцию к понижению – для наиболее богатых слоев населения (табл. 3). С переходом к рыночной экономике ситуация кардинально изменилась. Природе рынка свойственно неравенство в доходах, оно порождает мотивацию к производительному труду, такое неравенство называют нормальным. «Форсированный переход к рыночным принципам хозяйствования в России вместе с многочисленными институциональными проблемами переходного периода привел к тому, что сложившийся в постсоветской России уровень неравенства стал избыточным, а рентная модель экономики способствовала его дальнейшему нарастанию» [10] (Kapelyushnikov, 2019).
Таблица 3
Средний ежегодный рост реальных доходов российского населения
Группа населения
|
Средний ежегодный рост реальных доходов населения
| |||
1905–2016
|
1905–1956
|
1956–1989
|
1989–2016
| |
Все население
|
1,9%
|
1,9%
|
2,5%
|
1,3%
|
Нижние 50%
|
1,9%
|
2,6%
|
3,2%
|
-0,8%
|
Средние 40%
|
2,0%
|
2,5%
|
2,3%
|
0,5%
|
Топ-10%
|
1,9%
|
0,8%
|
2,3%
|
3,8%
|
Топ-1%
|
2,0%
|
-0,3%
|
2,5%
|
6,4%
|
Топ-0,1%
|
2,3%
|
-1,2%
|
2,7%
|
9,5%
|
Топ-0,01
|
2,5%
|
-2,1%
|
3,0%
|
12,2%
|
Топ-0,001%
|
2,7%
|
-3,0%
|
3,3%
|
14,9%
|
Максимально высокое неравенство в мире демонстрируют страны Африки (в отдельных из них разница в благосостоянии богатых и бедных превышает 50 раз), страны Латинской Америки (где децильный коэффициент близок к африканским странам), Юго-Восточной Азии (разрыв в 20 раз и более) [6] (Grigorev, Pavlyushina, 2018).
На сегодняшний день обостряют проблему неравенства последствия пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, о чем говорится в докладе Всемирного банка [28].
Исходя из упомянутого доклада о влиянии пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, наиболее пострадавшими окажутся беднейшие слои населения, что еще сильнее обострит ситуацию в сфере социально-экономического неравенства. Так, по мнению аналитиков Всемирного банка, особо пострадают трудовые доходы (которые, как известно, растут меньшими темпами, чем доходы от капитала) из-за прямого эффекта потери заработка из-за болезни или косвенного эффекта шоков, вызванных снижением совокупного спроса и перебоями в предложении. Сокращение количества работы, занятости, снижение заработной платы негативно отразятся на уровне и качестве жизни низкообеспеченных слоев населения. Шоки для трудовых доходов будут особенно тяжелыми для тех, кто занят в неформальном секторе.
Уязвимые группы населения, домохозяйства с более низким уровнем дохода также чаще будут сталкиваться с проблемами в доступе к таким услугам, как здравоохранение, образование и инфраструктура. Неравенство в доступе будет усугубляться пандемией. Падение экспортных цен в России и последствия внутренней политики по борьбе с COVID-19 могут усугубить экономический кризис для нашей страны. Политические меры должны быть направлены на то, чтобы свести к минимуму потенциально разрушительные последствия вспышки болезни для благосостояния уязвимых групп и ограничить долгосрочные последствия, которые приведут к более глубоким ловушкам нищеты и неравенства.
В числе общих причин возросшего в XXI веке социально-экономического неравенства в странах с «догоняющим развитием» (к которым относят и Россию) можно обозначить слабость элит, коррупцию, «ловушку бедности» и неэффективную экономическую политику [14, 19] (Plyshevskiy, 2016; Kharvi, 2018).
В числе причин, приведших Россию к столь критичной ситуации, можно отнести особенности проведения рыночных реформ в 1990-е годы, исторически пропущенную стадию накопления капитала, более высокий темп роста дохода от капитала в сравнении с темпом роста трудовых доходов, «ресурсное проклятье» и, наконец, саму экономическую природу рыночных отношений.
Таким образом, поляризация общества по доходам продолжает усиливаться, порождая сложности инклюзии, «ловушку бедности», затрудняя движение социальных лифтов, а также создавая многие другие проблемы социального, политического, мотивационного, демографического характера.
По официальным данным, уровень социально-экономического развития в России избыточен: в России коэффициент фондов составил в 2017 г. 15,5 (в Москве – 45), а коэффициент Джини – 0,412, в то время как нормальным (стимулирующим трудовую и рыночную активность населения) считается значение децильного коэффициента, не превышающее 6–8 раз. Для сравнения: ситуация в России лучше, чем в некоторых странах БРИКС, однако гораздо хуже, чем в развитых странах Европы. Наиболее схожа ситуация в России с США, где 10% самых богатых принадлежит 46% национального дохода [4, 9, 23] (Anikin, Tikhonova, 2016; Ilyakova, Suldina, 2017; Auten, Splinter, 2018).
Наиболее благополучными с точки зрения уровня социально-экономического неравенства выглядят такие страны, как Швеция. Швейцария, Дания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия (коэффициент фондов – в пределах 5, коэффициент Джини – менее 0,3). В этих странах помимо достаточно серьезных мер социальной поддержки «нижних слоев» населения высок уровень изъятия доходов у «сверхбогатых граждан», который может превышать 50%. Приоритетной задачей социальной политики у них является обеспечение сплоченности социальных групп в рамках среднего класса. Все эти страны успешно реализуют перераспределительную функцию государства, применяя прогрессивную шкалу подоходного налогообложения.
Многие другие развитые государства Европы (Италия, Германия, Франция, Ирландия) преуспели в выравнивании доходов граждан с помощью механизма прогрессивного налогообложения, он помогает им поддерживать в структуре общества высокую долю среднего класса и устранить/управлять социальную напряженность. В указанных странах многоступенчатая шкала подоходного налога и большая доля изъятого у наиболее богатого населения дохода в бюджет являются в некотором роде платой за поддержание социальной стабильности и обеспечение экономической безопасности в социальной сфере.
Россия, демонстрирующая рост избыточного социально-экономического неравенства, по-прежнему использует создавшие его распределительные механизмы. Концентрация собственности, сложившаяся к началу 2000-х годов, и последующая концентрация рентных доходов от нее, а также оплаты труда (по отраслям и секторам экономики) способствуют дальнейшему усилению дифференциации доходов населения [5, с. 95] (Gelvanovskiy, Kolpakova, Lev, Bilyak, 2015). «Плоское» налогообложение доходов не способствует их выравниванию. В последнее время все больше и больше экономистов склонялись к необходимости возврата к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц (от которой страна отказалась в 2001 г., обосновывая идеи ведения необлагаемого минимума и безусловного базового дохода) [8, 3] (Zakharov, Golikova, 2015; Alekhnovich, Nikitin, 2018). Наконец, первые шаги сделаны: с 1 января 2021 года доходы физических лиц, превышающие за год величину 5 млн руб., будут облагаться по ставке 15%, а не 13%, как доходы остальных налогоплательщиков НДФЛ. По оценкам Правительства РФ, эта мера даст бюджету страны дополнительные 60 млрд руб. ежегодно.
По нашему мнению, введение 15%-ной ставки НДФЛ должно стать началом постепенного перевода российской системы налогообложения доходов физических лиц с «плоской» к адекватно сформированной многоступенчатой шкале.
По оценкам аналитиков, введение 40%-ной ставки НДФЛ для богатых в России обеспечит бюджет дополнительными поступлениями более 1 трлн руб. ежегодно [7, с. 1777] (Drobot, Smolin, 2020, р. 1777).
Но мы придерживаемся мнения, что российское общество не готово принять такие резкие институциональные изменения, поэтому прогрессию на первых порах не следует делать настолько многоступенчатой, насколько, к примеру, в странах Скандинавии (от 5 до 9 ступеней). «С сильно высокой ставкой подоходного налога не согласятся элиты, привыкшие «оптимизировать» свои доходы за счет использования «серых» схем и офшорных зон» [24, с. 2050] (Isaeva, Leshchenko, 2019, р. 2050). Однако необлагаемый минимум является объективной необходимостью; он гарантированно позволит сократить долю «работающих бедных», которые на сегодняшний день составляют 5% нашего населения.
Поэтому, исходя из психологического принятия предлагаемых преобразований и поведенческой экономики, максимальная ставка подоходного налога должна быть на уровне не более одной трети дохода для наиболее богатого населения в момент перехода к многоступенчатой прогрессивной шкале НДФЛ. Но в перспективе 7–10 лет для последовательного снижения уровня социально-экономического неравенства сверхдоходы физических лиц целесообразно облагать по ставке 40–45%.
Четверть российского населения, имеющая среднедушевой месячный доход, не превышающий 14 тысяч рублей (данные на 2018 г.), не должны платить этот вид налога.
Таблица 4
Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет при применении «плоской» и прогрессивной шкалы (на примере 2018 г.) [1]
Квинтиль
(от I – самые
бедные - до V
– самые богатые)
|
Доля
приходящегося на группу населения дохода
|
Среднедушевой
месячный доход, руб.
|
Располагаемые
среднедушевые денежные доходы при действующей «плоской» шкале, руб.
|
Начисленный
годовой НДФЛ при «плоской» шкале налога, млрд. руб.
|
Прогрессивная
налоговая ставка НДФЛ, %
|
Располагаемые
среднедушевые денежные доходы при действующей прогрессивной шкале
|
Доля
дохода, приходящегося на квинтильную группу после введения прогрессивной
шкалы
|
Начисленный
годовой НДФЛ при прогрессивной шкале налога, млрд. руб.
|
I
|
5,3
|
8710
|
7804
|
265,92
|
0
|
8710
|
6,62
|
0
|
II
|
10,1
|
16386
|
14682
|
500,27
|
10
|
15076
|
11,46
|
384,82
|
III
|
15,1
|
24535
|
21983
|
749,07
|
13
|
21983
|
16,70
|
749,07
|
IV
|
22,6
|
36893
|
33056
|
1126,36
|
25
|
29519
|
22,43
|
2166,08
|
V
|
46,9
|
76521
|
68563
|
2336,22
|
33
|
56319
|
42,79
|
5930,41
|
Итого
|
100
|
32609
(среднероссийское)
|
-
|
4977,84
|
-
|
-
|
100
|
9230,38
|
Для того чтобы продемонстрировать эффект от такого рода изменений, построим кривую распределения доходов в российском обществе при действующей «плоской» системе налогообложения и предлагаемой прогрессивной шкале, разделив население на квинтильные группы, которые уплачивают НДФЛ по ставкам 0 (нижний квинтиль), 10, 13, 25, 33 (верхний квинтиль) % (рис. 1).
Рисунок 1. Кривая Лоренца: фактическое отклонение от линии условного равенства (на 2018 г.) и возможное смещение посредством введения
прогрессивной шкалы для НДФЛ
Источник: составлено автором.
Заключение
Таким образом, не только опыт развитых стран, но и собственные расчеты подтверждают очевидность положительного эффекта от применения принципа прогрессии в налогообложении доходов российских граждан. Аргументация законодателей, которые в 2001 году отторгли такое исчисление НДФЛ, на сегодняшний день уже неактуальна: налоговое администрирование в настоящее время отличается гораздо большей простотой и прозрачностью. Внедрение Федеральной налоговой службой современных цифровых технологий сильно усложнило процесс вывода капитала и сокрытия доходов, многочисленные аудиторские экспертизы неоднократно подтверждали нецелесообразность для работодателя занижения заработных плат своих сотрудников. Вводимая 15%-ная ставка НДФЛ для доходов физических лиц свыше 5 млн руб. в год является начальным шагом длительного пути реформирования системы налогообложения физических лиц в России, которая на сегодняшний день не обеспечивает принципа справедливого изъятия доходов и не решает проблему высокой дифференциации общества по доходам.
В связи с вышесказанным мы считаем, что переход к многоступенчатой прогрессивной шкале НДФЛ таит в себе большой потенциал в решении проблемы сглаживания социально-экономического неравенства российского общества. Перераспределительный механизм может стать недостающим элементом в числе инструментов преодоления избыточного неравенства в российском обществе и вкупе с реализуемыми национальными проектами и активными мерами социальной политики даст положительные сдвиги в долгосрочной перспективе.
Принимая во внимание влияние внешних шоков (нефтяных, пандемии), совокупные меры макроэкономической, денежно-кредитной и финансовой политики должны дополняться мерами вмешательства, учитывающими конкретные обстоятельства.
[1] При расчете сумм начисленного годового НДФЛ из представленных среднемесячных доходов населения были вычтены 19,8% из них (доля, приходящаяся в структуре доходов россиян на социальные выплаты)
Источники:
2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
3. Алехнович А., Никитин К. «Обсуждаем налоговую реформу». / А. Алехнович, К. Никитин. – Вольная экономика. – 2018. - №5. – С.50-57.
4. Аникин В., Тихонова Н. «Бедность и неравенство в странах БРИКС: российская специфика». / Общество и экономика. – 2016. - №1. – С.78-114
5. Гельвановский М.И., Колпакова И.А., Лев М.Ю., Биляк С.А. «Государственная ценовая политика как фактор экономической безопасности в системе мер по стимулированию экономического роста». Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. № 6. С. 91-98.
6. Григорьев Л. М., Павлюшина В. А. «Межстрановое неравенство: динамика и проблема стадий развития» / Л. М. Григорьев, В. А. Павлюшина. – Вопросы экономики. – 2018. - №7. – С.5-29.
7. Дробот Е.В., Смолин В.С. «Особенности перемещения физическими лицами товаров для личного пользования, к которым применяются запреты и ограничения». // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 6. – С. 1773-1802.
8. Захаров В., Голикова Е. «О зависимости благополучия страны и прогрессивности шкалы налогообложения». / Экономист. – 2015. - №8. – С.23-40
9. Илякова И. Е., Сульдина О. В. «Неравенство как фактор социально-экономического развития в условиях европейской интеграции». / Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. - №1-2(27). – С.50-53.
10. Капелюшников Р. И. «Экономическое неравенство – вселенское зло»? / Р. И. Капелюшников. – Вопросы экономики. – 2019. - №4. – С.91-106.
11. Кирута А.Я. «Эконометрический анализ зависимостей между дифференциацией и уровнем жизни населения в регионах России». // А. Я. Кирута, А. Ю. Шевяков // Вопр. статистики : ежемес. научно- информ. журн. - 2004. - №5. - C. 36-41
12. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. «Экономическая безопасность в системе здравоохранения в период пандемии COVID-19: ответная реакция государств и финансовых органов». // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 6. – С. 1857-1884.
13. Пикетти Т. «Капитал в 21 веке». – М.: Ад Маргинем, 2015. – 592 с.
14. Плышевский Б. «Накопление капитала в постсоветском периоде» // Экономист. – 2016. - №9. – С.22-36.
15. Стиглиц Дж. «Цена неравенства». / Джозеф Стиглиц. – М.: Эксмо, 2015 г. – 512 с.
16. Стиглиц Дж. «Неверно оценивая нашу жизнь. Почему ВВП не имеет смысла»? Доклад Комиссии по измерению эффективности экономики и социального прогресса. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. — 216 с.
17. Тетерятников К. «Подобный уровень неравенства был в России перед революцией». / Тетерятников К. // Вольная экономика. – 2019. - №9. – С. 88-97.
18. ФНС России. «Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)». Электронный ресурс, режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ndfl/ (дата обращения 02.09.2020).
19. Харви Д. «Неизлечимые болезни капитала». / Д. Харви. – Вольная экономика. – 2018. - №7. – С. 78-83.
20. Шевяков А.Ю., Кирута А.Я. «Неравенство, экономический рост и демография: неисследованные взаимосвязи» / А.Ю. Шевяков, А.Я. Кирутаю – М.: М-Студио, 2009. – 192 с.
21. Шевяков А. Ю. «Неравенство доходов как фактор экономического и демографического роста». // Инновации. – 2011. - №1(147) – С.7-19.
22. Alvaredo F., Chancel L., Piketty T., Saez E., Zukmam G. «World inequality report – 2018». / Coordinated by F. Alvaredo, L. Chancel, T. Piketty, E. Saez, G. Zukmam. – World inequality lab. – 2018. – 300 p.
23. Auten G., Splinter D. «Income inequality in the United States: using tax data to measuring long-term trends». / G. Auten G., D. Splinter. – 2018. – Washington, DC: Joint Committee on Taxation.
24. Isaeva E.A., Leshchenko J.G. (2019) «Evaluation of the effectiveness of modern models of regulation of financial markets». Kreativnaya ekonomika. 13. (10). – 2045-2066.
25. Kuznets S. «Economic growth and income inequality». American Economic Review, 1955, vol. 45, no. 1, pp. 1-28.
26. Zukman G. «The hidden wealth of nation». / G. Zukman. – University of Chicago press. – 2015. – 142 p.
27. Zukman G., Saez E. «Wealth Inequality in the United States since 1913: Evidence from Capitalized Income Tax Data». // G. Zukman, E. Saez. - Quarterly Journal of Economics. – 2016. - № 131(2). – P. 519-578.
28. World Bank. «Poverty and Distributional Impacts of COVID-19: Potential Channels of Impact and Mitigating Policies». World Bank Report 16 April 2020.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:17