Проблемы развития цифровых бизнес-моделей предприятий АПК: зарубежный и отечественный опыт
Пантелеева Т.А.1
1 Институт мировых цивилизаций, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 13
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 1 (Январь-март 2021)
Цитировать:
Пантелеева Т.А. Проблемы развития цифровых бизнес-моделей предприятий АПК: зарубежный и отечественный опыт // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – Том 8. – № 1. – С. 63-84. – doi: 10.18334/ppib.8.1.111561.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44927568
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Предмет / тема. Статья посвящена изучению отечественному и зарубежному опыту цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК, а также ключевым проблемам диджитализации сферы АПК.
Методология. В процессе написания статьи были использованы как общенаучные методы (ретроспективный и хронологический анализ, синтез, дедукция), так и основанные на них специальные экономические методы (SWOT-анализ, PEST-анализ, отдельные инструменты Форсайта). Для изучения процесса цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК применялись проблемно-хронологический и историко-генетический методы научного познания, а также экспертные методы.
Результаты. По итогам научного исследования были установлены ключевые различия в стратегиях формирования цифровых бизнес-моделей предприятий АПК в РФ и мире. Так, в мире интерес к цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК связан с глобальными проблемами дефицита продуктов питания и климатические проблемы; ростом урбанизации и совокупного населения планеты; исчерпанием ресурсов роста за счет II зеленой революции; ростом запроса на экологически чистое питание и интерес к персонализации рынка еды и сервиса.
Цифровизация АПК в России идет по своему, оригинальному пути, который сильно отличается от мировых практик по ряду аспектов: во-первых, основной мотивирующий фактор цифровизации предприятий АПК – государственные решения первых лиц; во-вторых, сфера АПК в РФ является очень зависимой от дотаций и субсидий из бюджетов разных уровней; в-третьих, имеется сложная и неоднородная структура сельскохозяйственных земель на территории РФ; в-четвертых, низкая доля переработки отходов в сфере АПК, и, как следствие, его высокая материало- и энергоемкость; в-пятых, отставание российских предприятий АПК от мировой практики внедрения цифровых решений.
Выводы / значимость. Для РФ цифровизация предприятий АПК – это качественный технологический скачок в организации с/х процессов; повышение автономности АПК в условиях эскалации санкций; привлечение иностранных инвестиций от партнеров из стран Азии (Китай); достижение регионального лидерства в сфере АПК и центра технологического трансфера, для мировой практики: обеспечение гармоничного долгосрочного развития АПК с учетом глобальных вызовов и угроз человечества; удовлетворение спроса населения на персонифицированные продукты питания; повышение пищевой безопасности продуктов; генная модификация продуктов с учетом актуальных эпидемий вирусов.
В АПК РФ превалирует спрос на приобретение готовых продуктов в части высокотехнологичного оборудования и с/х техники – в среднем на данные цели было потрачено 117,2 млн долл. США, или 68,9 % от всего объема инвестиций, на втором месте расположились инвестиции в R&D проекты цифровизации предприятий АПК – 23,4 млн долл. США, или 13,8 %, на третьем месте – инвестиции в приобретение программных решений для цифровизации бизнес-процессов – 17,0 млн долл. США, или 10,1 %.
В РФ ключевые проблемы лежат в плоскости финансирования проектов цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК – 51,0 % (для сравнения в странах ЦВЕ – 54,0 %), на втором месте – кадровый голод специалистов в области цифровых технологий – 35,0 % и 18,0 % соответственно, на третьем – внутреннее сопротивление переменам формата работы – 33,0 % и 19,0 %. Кроме этого, достаточно разное видение имеется и в понимании перспектив использования инструментов т.н. умного сельского хозяйства менеджерами РФ и стран ЦВЕ: в РФ основной упор делается на технологии применения БПЛА при мониторинге полей ввиду крупных банков земель у предприятий АПК – 45,0 % (для сравнения в странах ЦВЕ – 35 %), на втором месте – IoT для сельскохозяйственной техники – 39,0 % (51,0 % соответственно в ЦВЕ), на третьем месте – роботизация бизнес-процессов – 29,0 % (33,0%).
Применение. Результаты научного исследования будут полезны как в образовательных целях для студентов и читателей, интересующихся вопросами цифровизации бизнес-моделей предприятий сферы АПК, так и специалистам-практикам, которые планируют реализацию проектов по диджитализации бизнес-моделей предприятий сферы АПК.
Ключевые слова: бизнес-модель, АПК, цифровые решения, бизнес-процессы, архитектура менеджмента, интеллектуализация управления, машинное обучение, индустрия 4.0
JEL-классификация: O15, O32, Q13, Q18
Введение
Интерес к формированию и масштабированию практики цифровизации бизнес-моделей сферы АПК является многосторонним и не является исключительно модной фишкой становления новой цифровой экономики: во-первых, предприятия АПК имеют очень сложную архитектуру бизнес-связей как с сельским хозяйством, так и с промышленным сектором; во-вторых, существующие объективные мировые социально-демографические процессы (рост доходов населения, рост численности населения, ухудшение качества и состояния природных ресурсов и климатических показателей) мотивируют к поиску новых решений организации производства продуктов питания; в-третьих, рост интереса населения к сегменту ecofood и FoodNet (продукты питания с учетом персональных предпочтений и рекомендаций) [1, 3] (Bogoviz, Popkova, Svistunova, 2018; Voronin et al., 2019).
Указанные факторы-мотиваторы не являются исчерпывающими, но именно их влияние, по мнению экспертов, оказывает наиболее ощутимое влияние на интерес менеджеров агробизнесов к диджитализации бизнес-моделей предприятий сферы АПК. Для сферы АПК в РФ кроме указанных факторов следует отметить и низкую конкурентную позицию агробизнесов в мировых рейтингах: так, по данным ITC, в 2019 г. Россия заняла 19-е место в экспорте сельскохозяйственной продукции (1,6% от мирового экспорта) [1]; согласно данным правительственной Программы «Цифровая экономика РФ», Россия занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике [2]; в части инновационного развития сферы АПК доля российских патентных заявок в общемировом показателе по итогам 2019 г. составляет ~1%, а расходы на R&D-проекты и стартап-инициативы в АПК в 50 раз ниже, чем в Нидерландах, и в 10 раз – по сравнению с Турцией и Польшей [3].
Таким образом, трансформация бизнес-моделей предприятий сферы АПК является жизненно необходимым фактором запуска траектории умного роста таких базовых, «земных» подотраслей, как растениеводство и животноводство, прямо влияющих на пищевую, демографическую и экономическую безопасность страны. Кроме этого, следует не забывать о проблеме конфликтов целей, возникающих у фермеров в случае повышения экстенсивной производительности агроресурсов (эрозия почв, загрязнение водоемов, вырубка лесов) при попытке игнорировать прогресс цифровой экономики, что еще больше усугубит отставание РФ в мировых рейтингах лидеров сферы АПК [2, 3] (Volodin, Nadkina, 2019; Voronin et al., 2019).
Обзор литературы и исследований
В зарубежной практике вопросы методологии формирования механизмов управления бизнес-моделями восходят к 70-м гг. XX в. и связаны с именами таких ученых, как Amit R., Zott C [4]., Burmester C., Luttgens D. [5], Piller F., Bjorkdahl J., Holmen M [6]. Именно в их работах была заложена концепция цепочки начисления стоимости [7] (economic value-added link generation, EVALG-концепция), которая достигла пика научного интереса в 1960–1970 гг.).
Концепция цепочки начисления стоимости (начиная с 80-х гг. она стала именоваться как глобальная) является результатом масштабной мировой специализации стран в сфере АПК, и ее исходной задачей была помощь функциональным (менеджмент бизнеса, инвесторы) и регулятивным (отраслевые государственные институты управления и регулирования) стейкхолдерам в формировании долгосрочных стратегий отраслевого развития национальной экономики и АПК в том числе с учетом положения страны в глобальной географической цепи ресурсно-продуктовых, технологических, торговых и иных связей [12] (Kuznetsova, Saninskiy, Ilyina, Pukach, Martynovich, Mamaeva, Pukach, Korolkova, 2017). По мнению Morrison A., Pietrobelli C., Rabellotti R., в настоящее время выделяются два направления изучения бизнес-моделей организации и управления предприятиями АПК:
1. Научная школа интернационализма – представители данной школы (Центр глобализации, управления и конкурентоспособности Университета Дьюка, Института исследований развития Университета Эссекса, Датский институт международных исследований) делают акцент в исследованиях макроэкономических эффектов на использовании глобальных цепочек генерации стоимости в сфере АПК и формировании национальных стратегий исходя из международных партнерств и соглашений. Т.е. специалисты данной школы делают упор на международный политико-экономический диалог стран мира и выстраивание локальных «песочниц» создания экономической ценности, как правило, с труднопреодолимыми барьерами в форме продуктового эмбарго, жесткой фитосанитарной политики, налоговых преференций или, наоборот, рычагов давления [5] (Ganieva, 2019).
Однако назвать данные инструменты однозначно эффективными, тем более для такой категории жизненно необходимых товаров, как продукты питания, нельзя. В качестве аргумента приведем данные из отчета Еврокомиссии: экспорт агропродовольственной продукции ЕС в Россию сократился с более чем $13,5 млрд в 2013 г. до $7 млрд долл. США в 2017 г. [8] За этот же промежуток времени Россия вышла на лидирующие показатели в части экспорта зерновых в мире (36,0%), а начиная с 2018 г. руководство РФ заключило долгосрочные контракты на поставку сельскохозяйственной продукции в Китай, Индию и Японию.
Данная школа ориентирует бизнесы в сфере АПК к локализации и импортозамещению в рамках одной страны или формированию новых содружеств в противовес конкурентам-инициаторам санкций [5, 6] (Ganieva, 2019; Orlova, Serova, Nikolaev, Khvorostyanaya, Novikova, Yavkina, Bobkova, Ragozin, Yanbyh, Sokolov, Chulok, 2020). С одной стороны, такие инструменты являются долгосрочными мотиваторами к повышению интернальной эффективности деятельности агробизнесов, с другой – решение вопросов импортозамещения является капиталоемким и длительным процессом, что не позволяет сразу восстановиться сфере АПК даже с учетом государственной финансовой помощи.
2. Научная школа индустриализма – представители данной школы (Института исследований развития Университета Сассекса) ориентируются в изучении бизнес-моделей АПК как самодостаточной единицы генерации добавленной стоимости, которая при неизменных технико-экономических и социально-правовых условиях может существовать бесконечно долго в практически неизменном состоянии [12] (Kuznetsova, Saninskiy, Ilyina, Pukach, Martynovich, Mamaeva, Pukach, Korolkova, 2017).
Однако реальное положение дел свидетельствует о том, что сегодня ни одна экономика не может быть абсолютно самодостаточной, а значит, и бизнес-модели также участвуют в формировании партнерств в самых различных областях деловой активности. С учетом популяризации тезисов шеринг-экономики (экономики совместного пользования) тиражирование инновационных решений в части организации и управления агробизнесом является более чем экономически полезным, так как выполняется следующее равенство в рыночной экономике: улучшая деловое положение бизнеса – потенциального конкурента – в открытой цифровой экономике, улучшается конкурентное положение инициатора тиражирования, так как решение еще раз тестируется и «обкатывается», тем самым создавая благоприятную среду для умного развития мировой практики АПК [9, 11–13] (Luplov, 2019; Revenko, Revenko, 2019; Kuznetsova, Saninskiy, Ilyina, Pukach, Martynovich, Mamaeva, Pukach, Korolkova, 2017; Tsvetkov, Shutkov, Dudin, Lyasnikov, 2018).
Несмотря на очевидные преимущества гармонизации бизнес-моделей с лучшими мировыми практиками, предприятия сферы АПК в своем большинстве являются одной из наиболее консервативных категорий национальной экономики и мотивация менеджмента к реформированию бизнес-модели агробизнеса является сложной и долгосрочной задачей. Для изучения проблем и перспектив внедрения цифровых решений в архитектуру бизнес-модели предприятий АПК нами были выделены следующие участники, которые были классифицированы на основе требований Кодекса Алиментариуса (Codex Alimentarius) [9]:
– бизнес-модель чистого производителя (B2B-модель) – предприятия данной группы ориентируются исключительно на производственные бизнес-процессы и концентрируют ресурсы и усилия на производстве сельскохозяйственной продукции;
– бизнес-модель «от поля до прилавка» – предприятия данной группы включают в себя бизнес-процессы коммерческого и логистического взаимодействия с сегментами оптовой и розничной торговли (FMCG-сегмент), а также представителями ресторанно-гостиничного бизнеса (сегмент HoReCa);
– бизнес-модель «Вертикально интегрированный агропромышленный холдинг с собственной торговой сетью» – предприятия данной группы включают в себя полный цикл производства и реализации продукции в формате «от поля до вилки».
Результаты
Ключевым результатом развития бизнес-моделей предприятий в сфере АПК с учетом формирования цифровой экономики является формирование рынка агротехнических венчурных инвестиций. Причинами рождения нового сегмента и его стремительного взлета являются как важность сферы АПК для мировой продовольственной безопасности, так и внутренние особенности бизнес-моделей агробизнесов:
– по данным AgFunder, более 40% экономически активного населения занято в АПК [10], при этом мировой объем рынка АПК оценивается в более чем 7,8 трлн долл. США;
– бизнесы в АПК являются одними из наименее оцифрованных в рейтинге видов экономической деятельности, при этом восприимчивость к цифровизации в АПК выше, чем в строительстве, транспорте и добыче полезных ископаемых;
– нарастающая угроза дефицита ресурсов и кризис модели АПК 3.0 – к 2030 г. населению потребуется + 35% продовольствия, +40% питьевой воды, +50% энергетических ресурсов;
– джокер-эффекты от эпидемии вирусов (например, COVID-19), которые показали слабость человеческого управления бизнес-моделью в сфере АПК и отрицательно повлиял на агробизнесы стран с традиционной, преимущественно ручной организацией сельского хозяйства [11].
По данным отчетов AgFunder и Института аграрных исследований НИУ ВШЭ, рынок цифровых бизнес-моделей предприятий АПК (в международной практике используется термин «рынок агротехнологических компаний») за 2016–2019 гг. показал значительный рост как в объеме инвестиций, так и количестве сделок в данном сегменте (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели развития мирового рынка цифровых бизнес-моделей предприятий АПК за 2015–2019 гг. [12]
Показатели
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
1.
Совокупный объем инвестиций, всего млрд долл. США
В том числе по видам бизнес-моделей: |
5,7
|
8,8
|
8,6
|
11,5
|
20,8
|
19,8
|
1.1
Бизнес-модели «от поля до прилавка» (upstream-модели)
|
2,9
|
3,0
|
3,4
|
4,8
|
7,5
|
7,6
|
1.2
Бизнес-модели «от прилавка до тарелки» (downstream-модели)
|
2,8
|
5,8
|
5,1
|
6,5
|
13,2
|
12,0
|
1.3
Переходные бизнес-модели
|
0,0
|
0,0
|
0,1
|
0,2
|
0,1
|
0,2
|
2.
Количество сделок на рынке агротеха, всего, ед.
В том числе по видам бизнес-моделей: |
1100
|
1400
|
1600
|
1800
|
2200
|
1900
|
1.1
Бизнес-модели «от поля до прилавка» (upstream-модели)
|
600
|
700
|
800
|
800
|
1100
|
800
|
1.2
Бизнес-модели «от прилавка до тарелки»
|
500
|
700
|
800
|
900
|
1000
|
1000
|
1.3
Переходные бизнес-модели
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
100
|
100
|
100
|
3.
Соотношение инвестиций в бизнес-модели up-stream и down-stream
|
1,0
|
0,5
|
0,7
|
0,7
|
0,6
|
0,6
|
4.
Соотношение сделок с бизнес-моделями up-stream и down-stream
|
1,2
|
1,0
|
1,0
|
0,9
|
1,1
|
0,8
|
Согласно приведенным расчетам, в мире отмечается рост интереса инвесторов к развитию бизнес-моделей «от прилавка до тарелки» (downstream-модели): начиная с 2015 г. соотношение инвестиций выросло именно в пользу данной категории, но в то же время следует отметить, что количественное соотношение сделок на рынке агротеха все же свидетельствует в пользу downstream-моделей (только в 2017 г. и 2019 гг. соотношение составило 0,9 и 0,8 соответственно).
На следующем этапе рассмотрим структуру инвестиций на рынке агротеха за 2019 г. отдельно по категории бизнес-моделей «от поля до прилавка» (upstream-модели) и «от прилавка до тарелки» (downstream-модели) (рис. 1).
Как видно из данных рисунка в части категории бизнес-моделей, «от поля до прилавка» имеет явно выраженный интерес к инвестированию в биоэнергетики и биоматериалы – 21%, на втором месте – инновационные технологии переработки (10%), на третьем – интеллектуальные системы земледелия – 9%. Т.е. в зарубежной практике организация умного земледелия считается обязательным элементом и все реже включается экспертами в категорию инноваций. В части же структуры инвестиций в бизнес-модели «от прилавка до тарелки» (downstream-модели) следует отметить явное превалирование решений в области электронной торговли – 23%, на втором и третьем месте – электронные торговые площадки для HoReCa и иные торговые площадки для агробизнеса – по 4% соответственно.
Рисунок 1. Структура инвестиций на рынке агротеха за 2019 г. по категории бизнес-моделей «от поля до прилавка» (upstream-модели) и «от прилавка до тарелки» (downstream-модели), %
Источник: составлено автором.
Цифровизация АПК в России идет по своему, оригинальному пути, который сильно отличается от мировых практик по ряду аспектов.
Во-первых, основной мотивирующий фактор цифровизации предприятий АПК – государственные решения первых лиц (президент, министр сельского хозяйства). Так, административными драйверами диджитализации АПК выступают: Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. [13] (поставлена задача разработки и внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферу АПК); Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [14] от 21 января 2020 г. № 20 (в ней закреплены идеи о развитии модифицированных продуктов питания, генной инженерии), ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» на период 2019–2024 гг., [15] отвечающий непосредственно за финансирование процессов разработки и внедрения цифровых решений в предприятия АПК (разработан в рамках Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [16] от 28 июля 2017 г. № 1632-Р).
Во-вторых, сфера АПК в РФ является очень зависимой от дотаций и субсидий из бюджетов разных уровней (так, объем субсидий из бюджета в сферу АПК за 2019 г. составил 304 млрд руб.).
В-третьих, имеется сложная и неоднородная структура сельскохозяйственных земель на территории РФ (97 млн га, или 44% земель не вовлечены в деловой оборот [17]).
В-четвертых, низкая доля переработки отходов в сфере АПК и, как следствие, его высокая материало- и энергоемкость (по состоянию на 2019 г. доля использованных и обезвреженных отходов АПК – менее 50%, при этом 5–10% перерабатывается в продукцию с высокой добавленной стоимостью (в странах ЕС данный показатель составляет более 60% [18]).
В-пятых, отставание российских предприятий АПК от мировой практики внедрения цифровых решений (по данным Skolkovo Ventures, удельный вес агробизнесов, использующих продвинутые цифровые технологии, составил менее 1%).
На следующем этапе рассмотрим объем и структуру инвестиций в развитие цифровых бизнес-моделей предприятий АПК в РФ за 2016–2019 гг. (табл. 2).
Таблица 2
Объем и структура инвестиций в развитие цифровых бизнес-моделей предприятий АПК в РФ за 2016–2019 гг. [19] [20] [21] [22]
Показатели
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
1.
Совокупные инвестиции в агротехнологические проекты (включая стартап-проекты)
в РФ, млн долл. США
В том числе: |
149,6
|
150,7
|
159,4
|
220,3
|
1.1
Приобретение высокотехнологичного оборудования и с/х техники
|
93,4
|
117,7
|
105,7
|
151,9
|
1.2
Приобретение программных решений для цифровизации бизнес-процессов
|
22,3
|
13,6
|
10,0
|
22,2
|
1.3 R&D-проекты цифровизации предприятий АПК
|
31,4
|
12,2
|
19,6
|
30,4
|
1.4
Инжиниринг цифровой инфраструктуры на предприятиях АПК
|
16,5
|
11,5
|
13,7
|
20,0
|
2.
Инновационная активность организаций АПК, в % от общего числа
|
|
|
|
|
2.1 В
мире (средняя оценка)
|
12,4
|
14,2
|
15,6
|
17,1
|
2.2 В
РФ
|
4,0
|
3,7
|
5,4
|
5,8
|
Как видно из данных анализа объема и структуры инвестиций, в предприятиях АПК РФ превалирует спрос на приобретение готовых продуктов в части высокотехнологичного оборудования и с/х техники – в среднем на данные цели было потрачено 117,2 млн долл. США, или 68,9% от всего объема инвестиций, на втором месте расположились инвестиции в R&D-проекты цифровизации предприятий АПК – 23,4 млн долл. США, или 13,8%, на третьем месте – инвестиции в приобретение программных решений для цифровизации бизнес-процессов – 17,0 млн долл. США, или 10,1%.
Немаловажным фактором успешной реализации проектов цифровизации предприятий сферы АПК является сбалансированность и рыночные принципы предоставления финансирования: от заинтересованности инвестора и его требований во многом зависит успех инновационного проекта, тем более в такой рисковой деятельности, как сельское хозяйство. Данные о составе и структуре источников финансирования цифровых бизнес-моделей предприятий АПК в РФ за 2016–2019 гг. приведены в таблице 3.
Таблица 3
Состав и структура источников финансирования цифровых бизнес-моделей предприятий АПК в РФ за 2016–2019 гг. [23] [24] [25]
Показатели
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
1.
Совокупный объем финансирования агротехнологических проектов (включая
стартап-проекты) в РФ, млн руб.
В том числе: |
15073,6
|
15806
|
21960,5
|
20394,5
|
1.1 Собственные
источники финансирования инвестиций
|
9360,7
|
7378,7
|
10008,2
|
12175,5
|
1.2
Средства федеральных программ развития АПК
|
1552,6
|
1704,7
|
1029,4
|
3344,7
|
1.3
Средства региональных бюджетов субъектов РФ
|
1205,9
|
54,4
|
141,3
|
1937,5
|
1.4
Венчурные фонды и подобные им (не)коммерческие организации
|
0,0
|
0
|
0
|
224,3
|
1.5
Иностранные инвестиции
|
30,1
|
313,6
|
78,2
|
81,6
|
1.6
Иные источники финансирования
|
2924,3
|
6354,6
|
10703,4
|
2630,9
|
2.
Удельный вес источников финансирования
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
2.1 Собственные
источники финансирования инвестиций
|
62,1
|
46,7
|
45,6
|
59,7
|
2.2
Средства федеральных программ развития АПК
|
10,3
|
10,8
|
4,7
|
16,4
|
2.3
Средства региональных бюджетов субъектов РФ
|
8,0
|
0,3
|
0,6
|
9,5
|
2.4
Венчурные фонды и подобные им (не)коммерческие организации
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
1,1
|
2.5
Иностранные инвестиции
|
0,2
|
2,0
|
0,4
|
0,4
|
2.6
Иные источники финансирования
|
19,4
|
40,2
|
48,7
|
12,9
|
3.
Удельный вес рыночных источников финансирования, % (стр.1+стр.1.4+стр.1.5) /
стр.1
|
62,3
|
48,7
|
45,9
|
61,2
|
Как видно из данных таблицы 3, в РФ предприятия сферы АПК преимущественно используют собственные средства для финансирования инновационных проектов в части диджитализации собственных бизнес-моделей: в среднем на данный источник финансирования пришлось 9730,8 млн руб., или 53,5%, на втором месте расположились прочие источники финансирования – 5653,3 млн руб., или 30,3%. В официальной статистике нет конкретизации в части данного источника, но исходя из деловой практики бизнеса это могут быть нераспределенные ранее суммы прибыли, амортизационные отчисления в форме аккумулированных фондов, что наводит на вывод, что удельный вес собственных средств в финансировании проектов диджитализации еще более высокий (рис. 2).
Рисунок 2. Структура источников финансирования цифровых бизнес-моделей предприятий АПК в РФ за 2016–2019 гг., %
Источник: составлено автором.
При этом такой важный инструмент финансирования инновационных проектов, как специализированные коммерческие (венчурные) и некоммерческие фонды, вообще не участвовал в проектах формирования цифровых бизнес-моделей в сфере АПК, только в 2019 г. на их источник пришлось 224,3 млн руб., или 1,1%, что также свидетельствует об определенной слабости финансовой инфраструктуры в РФ к развитию и масштабированию цифровых бизнес-моделей в сфере АПК.
Обсуждение
Развернутые отличительные характеристики механизма финансирования проектов в области цифровизации предприятий сферы АПК в мире и РФ приведены в таблице 4.
Таблица 4
Отличительные характеристики понимания роли и потенциала цифровизации предприятий сферы АПК в мире и РФ
Критерий сравнения
|
РФ
|
Мир
|
1. Драйверы,
или мотивирующие факторы формирования digital-моделей
|
1. Политические
(ужесточение санкционной политики ЕС, США).
2. Экономические (стремление занять лидирующие позиции в мире в части экспорта сельхозпродукции по зерновым культурам. 3. Технологическая отсталость АПК требует качественного скачка в части организации бизнес-процессов. 4. Критическая импортная зависимость по таким позициям, как семена, биодобавки, технологии генной инженерии |
1.
Глобальные проблемы дефицита продуктов питания и климатические проблемы.
2. Рост урбанизации и совокупного населения планеты. 3. Исчерпание ресурсов роста за счет II зеленой революции (интенсивное земледелие с применением химических средств защиты и роста растений и стимуляторов роста животных). 4. Рост запроса на экологически чистое питание. 5. Интерес к персонализации рынка еды и сервиса |
2.
Финансовые стейкхолдеры
|
Государственный
бюджет, государственные корпорации (ГК ВЭБ.РФ, АО «РВК»),
государственно-частный венчурный фонд (Сколково)
|
Венчурные
фонды-дочки крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции (Omnivore,
SOSV, iSELECT FUND), ассоциации бизнес-ангелов
(венчурный фонд Breathrough Ventures, основанный Б. Гейтсом, Дж. Безосом, Р.
Брэнсоном), краудфандинговые площадки (CrowdCube)
|
3. Инструменты
финансирования проектов диджитализации АПК
|
Субсидии,
реальные инвестиции материнской компании, кредитные средства банков
|
Фондовые
инструменты участия в проектах цифровизации АПК с правом управления проектом;
краудфандинговые инициативы, технологические трансферты, франшизы готовых
бизнес-моделей, консалтинг
|
4. Роль
государственных регуляторов
|
Государственные
органы задают стратегию цифровизации АПК, осуществляют активные финансовые и
правовые интервенции в процессе реализации проектов
|
Рыночная
саморегуляция. Государство выступает наблюдателем и арбитром в случае
возникновения агентских конфликтов сторон
|
5.
Стратегические цели цифровизации бизнес-моделей агробизнесов
|
–
качественный технологический скачок в организации с/х процессов;
– повышение автономности АПК в условиях эскалации санкций; – привлечение иностранных инвестиций от партнеров из стран Азии (Китай); – достижение регионального лидерства в сфере АПК и центра технологического трансфера |
–
обеспечение гармоничного долгосрочного развития АПК с учетом глобальных
вызовов и угроз человечества;
– удовлетворение спроса населения на персонифицированные продукты питания; – повышение пищевой безопасности продуктов; – генная модификация продуктов с учетом актуальных эпидемий вирусов |
Как видно из таблицы, в РФ реализация проектов цифровизации бизнес-моделей носит более региональный характер и направлена на решение внутристрановых проблем сектора АПК, а также обеспечение качественного скачка в части технологий реализации бизнес-процессов в предприятиях сферы АПК. В мировой же практике стратегии цифровизации АПК носят более глобальный характер и ориентированы на решение крупных структурных проблем в части экологии, решения проблем нехватки продовольствия, выравнивания экономического уровня развития стран; важно отметить и тот факт, что в мировой практике активно применяется трансферт технологий и франчайзинг, позволяющий построить цифровые бизнес-модели в АПК гораздо быстрее путем развертывания уже отработанной архитектуры бизнес-процессов.
На следующем этапе рассмотрим основные результаты цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК на интервалах 2014–2016 гг., 2015–2017 гг. и 2016–2018 гг., что связано с особенностями методологии аккумулирования данных в статистическом сборнике «Индикаторы инновационной деятельности» (табл. 5).
Таблица 5
Основные результаты цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК на интервалах 2014–2016 гг., 2015–2017 гг. и 2016–2018 гг., в % от общего числа предприятий АПК [26] [27] [28]
Показатели
|
2014–2016 гг.
|
2015–2017 гг.
|
2016–2018 гг.
| ||||||
Степень влияния
цифровизации бизнес-модели на деловую активность предприятий АПК
| |||||||||
высокая
|
средняя
|
низкая
|
высокая
|
средняя
|
низкая
|
высокая
|
средняя
|
низкая
| |
1. Повышение
продуктивности биологических активов
|
5,7
|
6,0
|
6,7
|
4,3
|
5,0
|
7,3
|
5,6
|
6,6
|
7,2
|
2. Рост
культуры земледелия
|
3,1
|
4,2
|
6,7
|
2,1
|
3,5
|
6,4
|
2,8
|
4,2
|
6,7
|
3.
Снижение зависимости от сезонных колебаний или климатических катаклизмов
|
1,4
|
3,0
|
6,1
|
1,0
|
3,8
|
6,2
|
1,8
|
4,0
|
6,7
|
4.
Сокращение потерь в процессе хранения, транспортировки и переработки с/х
продукции
|
2,3
|
3,7
|
5,8
|
2,1
|
3,4
|
6,4
|
2,5
|
4,4
|
6,7
|
5.
Повышение уровня продуктовой безопасности (сертификация, строгий регламент)
|
30,8
|
28,7
|
12,0
|
26,7
|
28,1
|
12,3
|
25,0
|
24,2
|
10,8
|
По данным таблицы мы видим, что в РФ пока что потенциал цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК очень далек от высокого: результаты по основным критериям оценки, кроме повышения продуктовой безопасности и соответствия новым стандартам в области пищевой безопасности показали значения менее 10% от всех предприятий АПК, что говорит о значительных сложностях с внедрением цифровых решений в сельское хозяйство. Для сравнения проблемных точек реализации проектов цифровизации сферы АПК мы взяли результаты экспертного опроса «Цифровизация частного бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы» [29], проведенного PWC, чтобы получить более реалистичное сопоставление с учетом близости уровня развития национальных экономик (рис. 3).
Рисунок 3. Основные барьеры к цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК в РФ и странах ЦВЕ (2019 г.), %
Источник: составлено автором.
Как мы видим из рисунка 3, в РФ ключевые проблемы лежат в плоскости финансирования проектов цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК – 51% (для сравнения: в странах ЦВЕ – 54%), на втором месте – кадровый голод специалистов в области цифровых технологий – 35% и 18% соответственно, на третьем – внутреннее сопротивление переменам формата работы – 33% и 19%. Кроме этого, достаточно разное видение имеется и в понимании перспектив использования инструментов т.н. умного сельского хозяйства менеджерами РФ и стран ЦВЕ (рис. 4).
Рисунок 4. Сравнительная характеристика приоритетных цифровых технологий в сфере АПК в РФ и странах ЦВЕ, %
Источник: составлено автором.
По данным диаграммы видно, что в РФ основной упор делается на технологии применения БПЛА при мониторинге полей ввиду крупных банков земель у предприятий АПК – 45% (для сравнения: в странах ЦВЕ – 35%), на втором месте – IoT для сельскохозяйственной техники – 39% (51% соответственно в ЦВЕ), на третьем месте – роботизация бизнес-процессов – 29% (33%) [30] [31].
Таким образом, у российских аэрокомпаний имеется несколько вариантов реализации цифровизации собственных бизнес-моделей:
1. Бизнес-модель Next Giant – формирование собственной агроэкосистемы полного цикла производства и реализации сельскохозяйственной продукции. В рамках единого пространства будут объединены с помощью смарт-контрактов участники сферы АПК, сегментированные по направлениям деятельности или оказываемым сервисам. Базой для их коллаборации выступит виртуальная платформа, где у каждого из участников будет свой личный кабинет, а также отдельно будет вынесена библиотека контрагентов, центр финансирования АПК (ключевой игрок – АО «Россельхозбанк»), блок сервисов и обсуждения стратегии развития агроэкосистемы [7] (Lazko et al., 2018).
Примером практически функционирующей агроэкосистемы являются вертикально интегрированные холдинги в сфере АПК ПАО «Черкизово», ПАО «РусАгро», имеющие отлаженную модель бизнес-процессов собственного снабжения биологическими активами, производственными мощностями для ведения портфеля направлений агробизнесов (в ПАО «Черкизово» их 4, в ПАО «РусАгро» – 6), а также собственными логистическими и торговыми сетями.
2. Ограниченные партнерства – вовлечение крупным игроком на рынке АПК в сферу своего делового оборота узкоспециализированных компаний или сервисов для решения тематических задач или передачи на аутсорсинг рутинных процессов. Также возможно и обратное движение, когда крупные игроки формируют свой пул на основе ограниченных партнерств (в отличие от холдинговых структур они сохраняют свою автономию в части управления бизнесом) [8] (Lovchikova et al., 2019). Примером такой модели можно назвать действующие в РФ Российский зерновой союз, Молочный союз России, Национальную мясную ассоциацию и пр., которые в настоящее время выступают в роли отраслевых лобби-платформ, а в перспективе могут сформировать собственные венчурные фонды для развития инновационных решений в соответствии со спецификой своего направления [32].
3. Новаторы – новые формы организации бизнес-процессов в АПК, которые являются революционными для российского рынка, например: урбанистические вертикальные фермы в торговых центрах или на территориях ликвидируемых промышленных предприятий с цеховой структурой (пример – iFARM, г. Новосибирск); crowd-фарминг с организацией доступа к процессу производства продуктов питания всеми желающими (фактически это новая версия коммуны или общины, только с цифровыми технологиями), FoodNet – организация малых производственных форм для выращивания продуктов с учетом особенностей потребностей конкретного района проживания граждан или сезонных (эпизодических) всплесков заболеваний или нехватки конкретных витаминов (например, дефицит витамина D у жителей Крайнего Севера; формирование тематических диет для людей с избыточным весом и т.п.) [9. 10] (Luplov, 2019; Pukach, 2019).
Заключение
По итогам проведенного научного исследования были изучены проблемы развития цифровых бизнес-моделей предприятий АПК в отечественной и зарубежной практике. В мире интерес к цифровизации бизнес-моделей предприятий АПК связан с глобальными проблемами дефицита продуктов питания и климатическими проблемами; ростом урбанизации и совокупного населения планеты; исчерпанием ресурсов роста за счет II зеленой революции; ростом запроса на экологически чистое питание и интереса к персонализации рынка еды и сервиса.
Цифровизация АПК в России идет по своему, оригинальному пути, который сильно отличается от мировых практик по ряду аспектов: во-первых, основной мотивирующий фактор цифровизации предприятий АПК – государственные решения первых лиц; во-вторых, сфера АПК в РФ является очень зависимой от дотаций и субсидий из бюджетов разных уровней; в-третьих, имеется сложная и неоднородная структура сельскохозяйственных земель на территории РФ; в-четвертых, низкая доля переработки отходов в сфере АПК и, как следствие, его высокая материало- и энергоемкость; в-пятых, отставание российских предприятий АПК от мировой практики внедрения цифровых решений.
Для сферы АПК в РФ кроме указанных факторов следует отметить и низкую конкурентную позицию агробизнесов в мировых рейтингах: так, по данным ITC, в 2019 г. Россия заняла 19-е место в экспорте сельскохозяйственной продукции (1,6% от мирового экспорта); согласно данным правительственной Программы «Цифровая экономика РФ», Россия занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике; в части инновационного развития сферы АПК доля российских патентных заявок в общемировом показателе по итогам 2019 г. составляет ~1%, а расходы на R&D-проекты и стартап-инициативы в АПК в 50 раз ниже, чем в Нидерландах и в 10 раз – по сравнению с Турцией и Польшей.
В предприятиях АПК РФ превалирует спрос на приобретение готовых продуктов в части высокотехнологичного оборудования и с/х техники, на втором месте расположились инвестиции в R&D-проекты цифровизации предприятий АПК, на третьем – инвестиции в приобретение программных решений для цифровизации бизнес-процессов.
Имеются и существенные различия в стратегических целях цифровизации бизнес-моделей агробизнесов: для РФ это качественный технологический скачок в организации с/х процессов; повышение автономности АПК в условиях эскалации санкций; привлечение иностранных инвестиций от партнеров из стран Азии (Китай); достижение регионального лидерства в сфере АПК и центра технологического трансфера, для мировой практики: обеспечение гармоничного долгосрочного развития АПК с учетом глобальных вызовов и угроз человечеству; удовлетворение спроса населения на персонифицированные продукты питания; повышение пищевой безопасности продуктов; генная модификация продуктов с учетом актуальных эпидемий вирусов.
У российских аэрокомпаний имеется несколько вариантов реализации цифровизации собственных бизнес-моделей: бизнес-модель Next Giant – формирование собственной агроэкосистемы полного цикла производства и реализации сельскохозяйственной продукции; ограниченные партнерства – вовлечение крупным игроком на рынке АПК в сферу своего делового оборота узкоспециализированных компаний или сервисов для решения тематических задач или передачи на аутсорсинг рутинных процессов; новаторы – новые формы организации бизнес-процессов в АПК, которые являются революционными для российского рынка, например: урбанистические вертикальные фермы в торговых центрах или на территориях ликвидируемых промышленных предприятий с цеховой структурой, FoodNet – организация малых производственных форм для выращивания продуктов с учетом особенностей потребностей конкретного района проживания граждан или сезонных (эпизодических) всплесков заболеваний.
[1] Россия поднялась на 19-е место среди крупнейших агроэкспортеров в 2019 году (23.04.2020) [Электронный ресурс] – URL: https://aemcx.ru/2020/04/23/россия-поднялась-на-19-е-место-среди/ (дата обращения: 15.01.2021 г.).
[2] Цифровизация сельскохозяйственного производства России на период 2018-2025гг.(декабрь 2018) [Электронный ресурс] – URL: https://agrardialog.ru/files/prints/apd_studie_2018_russisch_fertig_formatiert.pdf (c. 8; дата обращения: 14.01.2021 г.).
[3] Инновационное развитие агропромышленного комплекса в России. Agriculture 4.0 [Текст] : докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – С. 10
[4] Amit R., Zott C. Creating value through business model innovation // MIT Sloan Management Review. – 2012. – Vol. 53 – P. 41–49.
[5] Burmester C., Luttgens D., Piller F. Business Model Innovation for Industrie 4.0: Why the «Industrial Internet» Mandates a New Perspective on Innovation // RWTH Aachen University, Technology and Innovation Management. Germany, 2015.
[6] Bjorkdahl J., Holmen M. Business model innovation – the challenges ahead // Int. J. Product Development. – 2013. – Vol. 18. – P. 213–225.
[7] Meshkova T., Moiseichev E. (2016) Foresight Applications to the Analysis of Global Value Chains. Foresight and STI Governance, vol. 10, no 1, pp. 69–82. DOI: 10.17323/1995-459x.2016.1.69.82.
[8] Венедиктова А.И. Международная политическая экономика. Тема «Эффективность эмбарго» (15.05.2020) [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/library/2020/05/15/mezhdunarodnaya-politicheskaya-ekonomika-tema (дата обращения: 15.01.2021 г.)
[9] Кодекс Алиментариус [Электронный ресурс] – URL: https://www.rsm-cert.com/articles/kodeks-alimentarius-Codex-Alimentarius.-ot-fermi-do-vilki-From-farm-to-fork..18.html (дата обращения: 15.01.2021 г.)
[10] COVID-19 и мировые аграрные рынки (06.08.2020) [Электронный ресурс] – URL: https://meat-expert.ru/articles/364-covid-19-i-mirovye-agrarnye-rynki (дата обращения: 15.01.2021 г.)
[11] Эффект COVID-19: как мировая экономика переживает пандемию и каким будет 2021 год (19.12.2020) [Электронный ресурс] – URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/416461-effekt-covid-19-kak-mirovaya-ekonomika-perezhivaet-pandemiyu-i-kakim (дата обращения: 13.01.2021 г.)
[12] Орлова Н. В. Инновационное развитие АПК в России. Agriculture 4.0» (2020) [Электронный ресурс] – URL:https://inagres.hse.ru/data/2020/04/29/1544797771/ОрловаНВ_Инновационное%20развитие%20в%20АПК%20в%20России.pdf (дата обращения: 16.01.2021).
[13]Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. (07.05.2018) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения 10.01.2021 г.)
[14] Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 “Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации” (22.01.2020) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425/ (дата обращения 10.01.2021 г.)
[15] «Цифровое сельское хозяйство» на период 2019 – 2024 гг. [Электронный ресурс]. – URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/900/900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf (дата обращения 10.01.2021 г.).
[16] Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. №1632-Р) [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 10.01.2021 г.).
[17] Инновационное развитие агропромышленного комплекса в России. Agriculture 4.0 [Текст] : докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. – С. 60
[18] Там же. С. 63
[19] Индикаторы инновационной деятельности: 2018 : статистический сборник / Н. В. Городникова, Л.М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – С. 21, 63, 64, 103.
[20] Индикаторы инновационной деятельности: 2019 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, И. А. Кузнецова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – С. 18, 28, 61.
[21] Индикаторы инновационной деятельности: 2020 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – С. 20, 31, 39, 42
[22] Инновационное развитие АПК в России. Agriculture 4.0 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.hse.ru/data/2020/06/01/1604078726/Инновационное_развитие_АПК_в_России-сайт.pdf (дата обращения 16.01.2021 г)
[23] Индикаторы инновационной деятельности: 2018 : статистический сборник / Н. В. Городникова, Л.М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – С.47.
[24] Индикаторы инновационной деятельности: 2019 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, И. А. Кузнецова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – С. 88.
[25] Индикаторы инновационной деятельности: 2020 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – С.70.
[26] Индикаторы инновационной деятельности: 2018 : статистический сборник / Н. В. Городникова, Л.М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – С.84.
[27] Индикаторы инновационной деятельности: 2019 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, И. А. Кузнецова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – С. 142.
[28] Индикаторы инновационной деятельности: 2020 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – С.129
[29] Цифровизация частного бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы (2019) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.pwc.ru/ru/assets/emea-private-business-survey.pdf (дата обращения 16.01.2021 г).
[30] Там же
[31] Инновационное развитие агропромышленного комплекса в России. Agriculture 4.0 [Текст] : докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — С. 86 – 88.
[32] Отраслевые союзы и ассоциации АПК [Электронный ресурс]. – URL: https://www.agroxxi.ru/poleznye-kontakty-apk/otraslevye-soyuzy-i-associacii-apk.html (дата обращения 17.01.2021).
Источники:
2. Володин В.М., Надькина Н.А. Внедрение цифровых технологий на предприятиях сельского хозяйства на современном этапе развития агропромышленного комплекса России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. – 2019. – № 2(10). – c. 13-22. – doi: 10.21685/2309-2874-2019-2-2.
3. Воронин Б.А. и др. К вопросу о цифровизации российского сельского хозяйства (обзор информационных материалов) // Аграрный вестник Урала. – 2019. – № 2(181). – c. 39-46. – doi: 10.32417/article_5cb0b27b458600.04669366.
4. Вышегродский П., Пашаев М. Цифровизация частного бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы. Изд-во консалтингового агентства PriceWaterhouse&Couper. - 2019. – 20 c
5. Ганиева И.А. Цифровая трансформация сельского хозяйства России: консолидация государства и агробизнеса // Достижения науки и техники АПК. – 2019. – № 4. – c. 5-7. – doi: 10.24411/0235-2451-2019-10401.
6. Орлова Н.В., Серова Е.В., Николаев Д.В., Хворостяная А.С., Новикова Ю.А., Явкина Е.В., Бобкова Е.Ю., Рагозин П.В., Янбых Р.Г., Соколов А.В., Чулок А.А. Инновационное развитие агропромышленного комплекса в России. Agriculture 4.0. / докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и обществ. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 128 c.
7. Лазько О.В. и др. Стратегические ориентиры управления процессами цифровой трансформации в агропромышленном комплексе // Московский экономический журнал. – 2018. – № 4. – c. 43.
8. Ловчикова Е.И. и др. Развитие цифровизации агропромышленного комплекса на основе государственно-частного партнерства: проблемы и перспективы // Вестник аграрной науки. – 2019. – № 6(81). – c. 104-112. – doi: 10.15217/48484.
9. Луплов В.В. Концепция структуры цифровой платформы АПК // Международный журнал прикладных наук и технологий Интеграл. – 2019. – № 1. – c. 298-305. – doi: 10.24411/2658-3569-2019-14016 .
10. Пукач А.М. Цифровая трансформация в молочно-продуктовом подкомплексе АПК // Вестник аграрной науки. – 2019. – № 4. – c. 153-157. – doi: 10.15217/48484.
11. Ревенко Л.С., Ревенко Н.С. Информационные цифровые платформы как фактор повышения транспарентности аграрных рынков // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – № 7. – c. 21-33.
12. Кузнецова Н.А., Санинский С.А., Ильина А.В., Пукач Г.В., Мартынович В.И., Мамаева Н.В., Пукач А.М., Королькова А.П. Развитие интеграционных процессов в агропромышленном комплексе региона. / Монография. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. – 184 c.
13. Цветков В.А., Шутьков А.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Повышение инвестиционной привлекательности отрасли сельского хозяйства в России // Финансы. – 2018. – № 3(105). – c. 6-21. – doi: 10.26794/2587-5671-2018-22-3-6-21 .
14. Шутьков А.А. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Парадигма управления агропромышленным производством в условиях глобализации экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2019. – № 2. – c. 98-107.
Страница обновлена: 02.08.2024 в 00:08:30