Формирование эффективной бизнес-модели современной ТНК в области фармацевтики

Костин К.Б.1, Шанава Л.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 7 (Июль 2023)

Цитировать:
Костин К.Б., Шанава Л.А. Формирование эффективной бизнес-модели современной ТНК в области фармацевтики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 7. – С. 2205-2232. – doi: 10.18334/epp.13.7.118408.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54310336

Аннотация:
Данная статья представляет собой кейс, направленный на получение и развитие практических навыков использования методов построения гибких бизнес-моделей. В процессе составления кейса использовались принципы активных методов обучения, которые, в свою очередь, предполагают предоставление студентам общих сведений, необходимых для обучения. Практический раздел связан с самостоятельным изучением и анализом представленных данных. Предполагается использование как методов анализа маркетинговых процессов, так и финансово-хозяйственной и инновационной деятельности предприятия. Помимо этого, в задачи кейса входит формирование навыков, связанных с решением управленческой задачей. Данная часть направлена на анализ существующей модели бизнеса, а также разработку гибкой модели развития отечественной фармацевтической компании с целью улучшения показателей ее эффективности.

Ключевые слова: бизнес-модель, кейс-стади, фармацевтический рынок, активные методы обучения

JEL-классификация: M11, M21, L65

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



ВВЕДЕНИЕ

Новизна и актуальность данного исследования заключается в формировании компетенций в области анализа как маркетинговой и финансово - хозяйственной деятельности предприятия, так и инновационной деятельности фармацевтической отрасли. Исследование направлено на повышение эффективности работы как фармкомпаний, так и фарминдустрии в целом.

Знания, не применяемые на практике, подобны богатствам, лежащим в сундуках или под матрасом. И первое, что необходимо сделать любому педагогу – это объяснить, зачем эти знания вообще нужны. Один из способов получить реальные, работающие на практике инструменты — это метод кейсов или «case study».

Кейс-стади как технология обучения была разработана с целью помощи студентам в освоении способов понимания поведения других людей и компаний, а также навыков работы с большими данными. Подобная методика позволяет моделировать бизнес-ситуации, подобные реальным, которые, в свою очередь, изучаются и анализируются обучающимися. Последующий этап с построением выводов и принятием решений на основании полученных данных способствует освоению компетенций, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности студента.

Цель работы заключается в оптимизации методов совершенствования моделей развития бизнеса, влияющих на повышение эффективности предпринимательской деятельности (на примере фармацевтической отрасли).

Объектами в контексте данного исследования выступают процессы реализации и продвижения, как на фармацевтическом рынке РФ, так и на мировой арене. Предметом выступают методы организации и адаптации моделей бизнеса, которые направлены на увеличение эффективности предпринимательской деятельности в фармацевтической отрасли.

В тексте работы представлен план-конспект занятия, направленного на отработку обучающимися на практическом примере навыков применения методов экономического анализа и бизнес-моделирования.

Кейс построен на основе активных методов обучения. Данный подход предусматривает предоставление студентам основной информации, необходимой для понимания ситуации и анализа. Case-study выступает как метод активного и высоко вовлеченного проблемно-ситуационного анализа ситуации, который основывается на освоении навыков в результате отработки конкретных навыков [9]. В ходе работы студентам необходимо объединить свои усилия в процессе отработки ситуации. Обучающиеся должны проанализировать входные массивы данных и разработать практическое решение, наиболее подходящее для разрешения конкретной ситуации. Финальный этап определения последовательности действий предполагает оценку предложенных алгоритмов решения и определение оптимального, в соответствии с заданной проблемой.

Задачи кейса

Прочитайте текст. Ответьте на следующие вопросы и выполните поставленные задачи:

1. Определите организационную структуру ПАО «Биосинтез». Как можно охарактеризовать положение компании на фармрынке РФ? Какие факторы в большей степени влияют на развитие компании? Какой философии придерживается данная компания? После выполнения начальной оценки компании, разработайте собственную оптимальную бизнес-модель развития ПАО «Биосинтез» и визуализируйте ее.

2. Изучите результаты финансового анализа компании ПАО «Биосинтез». Каковы они? Оцените финансовое положение предприятия опираясь на анализ финансово-хозяйственной деятельности компании за последние 5 лет.

Проведите оценку ключевых показателей финансовой деятельности. Оцените прибыльность, а также эффективность развития компании в контексте актуальных вызовов фармацевтического рынка в условиях действия западных санкций в Российской Федерации.

3. Какие ценностные ориентиры позволяют ПАО «Биосинтез» сохранять лидерские позиции внутри отрасли?

4. Какие существуют барьеры для инновационного развития в рамках отечественной фармацевтической промышленности?

5. Используя Ваши профессиональные навыки, предложите пути максимизации акционерной стоимости, которые может использовать компания. Что необходимо сделать для обеспечения акционеров доходностью, превосходящей по отдаче альтернативную стоимость капитала?

6. Каким образом должна быть усовершенствована и трансформирована текущая бизнес-модель ПАО «Биосинтез»? Основываясь на результатах комплексного анализа деятельности компании и собственных профессиональных суждения предложите оптимальную модель развития компании. Составьте прогноз развития компании в долгосрочном периоде и на его основании визуализируйте бизнес-модель будущего развития компании.

Постановка управленческой задачи

Итак, Вы стали полноправным членом проектной команды. Руководство поручило вашей проектной группе трансформировать действующую модель развития бизнеса и разработать инновационную бизнес-модель компании будущего. Внедрение ваших разработок должно обеспечить устойчивость развития бизнеса и уровень доходности, превосходящий альтернативную стоимость капитала.

Среди прогрессивных компаний широко распространена повестка эффективного механизма противостояния любой быстрорастущей внешней угрозе. Данная повестка привела к смещению фокуса и существенному увеличению значимости инновационной деятельности, необходимой для устойчивого развития компании в будущем.

В связи с этим вашей проектной группе необходимо разработать стратегию выживания, развития и роста компании. Для этого вам необходимо выполнить ряд задач:

- Разработать план оптимизации и трансформации организационной структуры компании;

- Оценить трудовой капитал компании, а после составить план оптимизации и развития компетенций сотрудников, основываясь на поставленных целях;

- Основываясь на предоставленных сведениях, выбрать инновационную бизнес-модель, подходящую для целей компании (также можно составить собственную комбинацию из нескольких бизнес-моделей);

Компания готова предоставить вашей проектной группе все необходимые исходные данные для выполнения поставленных задач, и ресурсы, которыми она располагает.

Текст для ознакомления

Расширение партнерских связей России с ведущими мировыми странами, привлечение иностранных инвестиций, интеграционные процессы в экономике и информационной среде при обмене аналитическими данными об устойчивости развития бизнеса и повышении стоимости компании, обусловливают необходимость разработки методического инструментария отбора и анализа факторов создания акционерной стоимости компании. Учет и анализ факторов оказывает прямое влияние на цепочку создания стоимости с позиций повышения эффективности функционирования бизнеса.

Одним из первых исследователей, кто дал однозначное определение термина и ввел классификацию бизнес-моделей, был Пол Тиммерс. По мнению ученого, бизнес-модель - это некая совокупность продуктов, услуг и информационных потоков (включая бизнес-процессы и их участников) [2, C. 126]. Помимо этого, понятие бизнес-модель включало в себя описание источников получения доходов и потенциальных выгод участников бизнес-процессов. Джоан Магретта, научный сотрудник Гарвардской школы бизнеса, определяла бизнес-модель как «историю» процесса создания продукта, отвечающую на важнейшие вопросы теории бизнеса П. Друкера, определяя клиента и создаваемую для него ценность [11, c. 397].

Некоторые авторы рассматривали бизнес-модель с экономической точки зрения, добавляя в ее определение финансовую составляющую. Например, бизнес-аналитик Ричард Хоукинс, использовал термин «бизнес-модель» как коммерческую взаимосвязь между компанией и рынком, на котором реализуется продукция. Это объяснение тесно связано с жизнеспособностью компании, для поддержания которой необходимо оптимально структурировать различные потоки доходов и расходов, тем самым максимизируя прибыль. Наиболее обобщенное определение «бизнес-модели» дал Александр Остервальдер. Согласно умозаключениям теоретика, бизнес-модель представляет собой некий концептуальный инструмент. Данный инструмент, в свою очередь, включает в себя набор объектов, понятий и их взаимосвязей. В конечном итоге, целью заложенных взаимосвязей выступает выражение логики бизнеса определенной компании [11, c. 398].

В современной науке по сей день не задано единой выработанной точки зрения относительно определения бизнес-модели, однако, можно выделить ее главную особенность, присущую всем существующим определениям: бизнес-модель – это, в первую очередь, концептуальный инструмент, цель которого исследование комплексного объекта – организации. Этот инструмент помогает охарактеризовать основные элементы бизнеса, механизмы их взаимодействия и связи с внешней средой, создавая целостное представление о функционировании организации. Бизнес-модель показывает логику и раскрывает принципы ведения бизнеса.

В зависимости от производимого продукта или услуги, используемых технологий, особенностей рынка и многих других факторов каждая бизнес-модель приобретает свою специфику. Для получения целостной картины организации необходимо выделить используемые ресурсы и процессы, задействованные в создании ценностного предложения, определить конкурентное преимущество, а также сформировать структуру доходов и расходов. Иными словами, составляющими бизнес-модели выступает совокупность услуг, продуктов, информации и характеристика различных игроков бизнес-процессов (их роли, возможные выгоды, источники получения доходов). И, как итог процесса построения бизнес-модели – разработанное достоверное, наглядного и понятное описание деятельности организации.

Одним из ключевых факторов успешности бизнеса является разработка, внедрение, реализация и развитие его инновационной модели. Влияние данного фактора кратно усиливается в условиях неопределенности и быстрых изменений. Для того, чтобы компаниям выжить на рынке в современной, постоянно изменяющейся внешней среде, приходится разрабатывать новые бизнес-модели, которые смогут эффективно функционировать и эффективно справляться с новыми вызовами.

Увеличивается значимость цифровизации в деятельности современных ТНК. Их влияние представим на примере стратегий инновации фармкомпании. Современные исследователи все больше внимания уделяют вопросам инновационного развития бизнес-моделей. Организациям приходится пересматривать модели развития бизнеса в ответ на усиление конкуренции, снижение входных барьеров рынка, усиление регулирования со стороны государства, а также ускорение темпов инноваций. Вызванный пандемией кризис 2020 года только обострил необходимость разработки новых бизнес-моделей и цифровизации всех этапов создания стоимости [8, с. 106]. Положение ряда организаций в различных отраслях значительно пошатнулись, а других, наоборот, укрепилось, и в основном в сфере информационно-коммуникационных технологий. Во многом эти компании смогли остаться в плюсе, получив конкурентные преимущества от разработки и внедрения новых, более эффективных моделей развития бизнеса. В свою очередь фармация — это отрасль, в которой разработка инновационных моделей радикально меняет потребительскую ценность.

В этой отрасли цепь создания стоимости становится все более сложной в связи с расширением внедрения цифровизации, роста расходов на маркетинг, усиление конкурентного давления, а также растущих запросов потребителей. В свою очередь модификация методов разработки экономических моделей даст возможность оптимизировать перенос стоимости от одного основного игрока цепочки к другому (между врачами, аптечными сетями, медучреждениями, государством и потребителями). Существует тенденция к уменьшению влияния фармкомпаний на медицинских специалистов. Данная тенденция связана с усилением государственного регулирования и введением ограничений по времени, отведенному врачу на одного конкретного пациента. [10, c. 1639].

Маркетинговые расходы фармкомпаний в настоящее время в значительной степени направлены на более дешевый и удобный цифровой маркетинг. Во время пандемии COVID-19 диджитал продвижение продукции и дистанционное взаимодействие с потребителями являлись главными стратегическими фокусами многих фармкомпаний.

Бизнес-модель определяет, как принципы стратегического планирования компании, в частности те, которые затрагивают прочих участников цепочки, так и объемы создания потребительская ценность и методы получения прибыли. Благодаря пониманию сути бизнес-моделей фармкомпаний, а также знание основных игроков и их ролей, можно в полной мере осознать и проанализировать новые технологические и маркетинговые тренды фармы, особенности инновационного совершенствования и многое другое. Для фармы в целом, независимо от модели, присуща обособленная, многоуровневая непрозрачная форма владения капиталом, которая нередко в значительной степени усложняет, а иногда и вовсе не позволяет выявить бенефициарного собственника [6, c. 31]. Все это может осложнить поиск и процесс привлечения внешних инвестиций. Юридические и консалтинговые бюро создали специализированные стандарты для взаимодействия в таких условиях при заключении сделок с внешними инвесторами. Чаще всего данные процедуры осуществляются в форме раскрытия всей цепочки собственности. Данная операция позволяет выявить бенефициарных собственников. Помимо этого, проводится также процедура, называемая «due diligence» (в переводе с английского - должная добросовестность), которая позволяет отследить все части финансовой цепочки холдинга. Помимо этого, данная операция дает возможность получить достоверное заключение о финансово-экономическом положении компании и оценить ее позиции на рынке. После проведения всех процедур появляется возможность заключить инвестиционное соглашение. Важно отметить, что данный договор регулируется именно иностранным правом (наиболее часто применяют именно английское право).

Производственные мощности биотехнологических предприятий характеризуются высоким уровнем стабильности и именно компании такого типа первыми приступили к реализации крупных инвестиционных программ. Развитие отечественной фарминдустрии является главным фокусом данных программ. Инвестиции в производственные мощности сейчас считаются обычной практикой и по большей части инвестиционные бюджеты выделяются с целью наращивания действующих мощностей в рамках реализации условий СПИК (специального инвестиционного контракта), исполнения офсетных соглашений, и обязательств по развитию отечественной научно-технической базы, а также созданию исследовательских центров и лабораторий на территории РФ [5, с. 251].

Инвестиционные программы биотехнологических организаций характеризуются проектами по увеличению НМА (нематериальных активов) и крупными инвестициями в НИОКР. Материально-научная база, которую составляют ряд российских биотехнологических организаций, дает возможность реализовывать инвестиционные проекты по спонсированию клинических исследований с целью выхода на подконтрольные рынки со средним сроком реализации.

В свою очередь экспертиза внутриотраслевых инвестиционных проектов на различных стадиях реализации, определение уровня значимости и изучение потенциальных векторов государственной политики в промышленности предоставляет возможность для выявления стандартных бизнес-моделей ведущих игроков в инвестировании для дальнейшего анализа бизнес-процессов [13, с. 127]:

1. Ведущие инновационные биотехнологические компании полного цикла. В Российской Федерации лишь малая часть предприятий работают на основе этой бизнес-модели. Такие предприятия разрабатывают инновационные препараты и выпускают высокотехнологичную продукцию (в том числе биоаналоги и оригинальные разработки). Главный вектор сбыта для таких компаний – государственные цепочки поставок.

2. Компании, занимающиеся дженериками (воспроизводство готовых формул оригинальных препаратов, патент на которые уже закончился или не существовал вовсе). Предприятия такого типа причисляются к I группе компаний по диверсификации и работают с широким диверсифицированным портфелем. Такие фармкомпании в основном ориентированы на коммерческий аптечный рынок, однако препараты компании реализуются и с помощью госзакупок. Подобные компании часто имеют широкую продуктовую линейку с множеством брендов лекарственных препаратов и парафармацевтических товаров и ведут активную маркетинговую политику.

3. Фармкомпании специализированного типа, специфика деятельности которых может быть определена в зависимости от типов нозологических направлений, производственной базы сырья, вида лекарственных форм и организации этапов производства. Для подобных компаний характерно активно вкладываться в инновации и собственное совершенствование.

4. Компании – производители субстанций АФС (активные фармацевтические субстанции). Эти компании на отечественном рынке нередко являются частью крупных холдингов, занимающихся выпуском готовых лекарств, однако есть компании, которые работают отдельно и занимаются только выпуском субстанций.

Рассмотрим ряд инвестиционных векторов на отечественном рынке во взаимосвязи с типом фармацевтических компаний. Характеристика векторов инвестирования, реализуемых компаниями различных бизнес-моделей представлена ниже, в Таблице 1.

Таблица 1. Векторы инвестирования, характерные для различных компаний – игроков фармацевтического рынка [3]

Инвестиционные вектора
Вид компании
Биотех.
Дженериковые
Специализир.
Производители субстанций (АФС)
Материальные активы (первичные)
-
+
-
+
Масштабирование существующих материальных активов
+
+
+
-
Программы коллаборации с лидерами отрасли (контрактное производство)
-
+
+
-
НИР
+
-
+
-

Основные векторы инвестирования биотехнологических компаний:

– Инвестирование в НМА (создание новых препаратов, клинические исследования новых, а также регистрация);

– Вложения в основные средства (ОС) (масштабирование производства и обновление оборудования).

В последствии на протяжении двух десятков лет происходят активные инвестиции в производственные мощности организации, построенной на экономической модели такого типа. Существующие производственные мощности в настоящее время по большей части обеспечивают потребности предприятия. Наращивание мощностей на фундаменте существующего современного завода проще и легче спрогнозировать, чем построить с нуля. В связи с тем, что для полноценного выпуска биотехнологических лекарств необходимо создание полного цикла, многие биотехнологические компании вкладывают средства в создание производств субстанций, а также в оснащение исследовательских центров и лабораторий.

Группы дженериков могут быть включены в портфель организации с данной бизнес-моделью, однако компании не стремятся в полной мере заменить импорт субстанций, так как это разнится с их основным профилем производства. Кроме того, приобретать готовое сырье выгоднее.

Большая доля вложений биотехнологических фармацевтических компаний, согласно «Фарме-2030», в будущем будет производиться в НИОКР. Последнее время организациях с анализируемым типом бизнес-модели сфокусировались на разработке лекарств для стационаров, а также в рамках федеральных программ по замещению импорта наиболее дорогих и широко используемых препаратов из списка жизненно необходимых [10].

Следующий приоритет, включенный в стратегию биотехнологических компаний — выход на зарубежные рынки. Основная цель — добиться значительного прироста в экспорте биоаналогов и оригинальных препаратов (развивающиеся страны и Азия).

Затратность исследовательской деятельности и разработок, как в денежном, так и во временном и человеческом эквиваленте, очень высока. Помимо этого, такие инвестиции сопровождаются высокими рисками и крайне тяжело прогнозируются, а также нередко невозможно зафиксировать промежуточный результат или спрогнозировать сроки отдачи вложений. В биотехе компании, стремясь выйти на строго регулируемые иностранные рынки, сосредотачивают долгосрочные программы инвестирования именно на исследованиях и разработках. В свою очередь производители дженериковых препаратов наращивают свои производственные мощности за счет долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, а краткосрочные инвестиции используются для продвижения и маркетинга. Профильные организации, с целью развития и совершенствования собственного портфеля, в процессе международного сотрудничества создают программы инвестиций. Соответствующая схема и этапы представлены на рисунке 1.

Определение соответ-ствующих механизмов передачи ценности
Основываясь на форме ценности
Основываясь на понимании целей и мотивов участников
Основывая на ролях ключевых участников положении в модели
Ключевые участники

Рисунок 1. Этапы разработки инновационной бизнес-модели [7, с. 55-58]

Компании, занимающиеся производством фармацевтических субстанций, стремятся соответствовать требованиям, указанным в стандартах GMP (англ. Good Manufacturing Practic: надлежащая производственная практика) и активно вкладываются в модернизацию и наращивание производственных мощностей. Как упоминалось ранее, структура собственности, характерная для фармы (непрозрачная и многоуровневая) оказывает негативное влияние на поиск внешних инвесторов.

В качестве основной задачи кейса ставится выявление эффективной и оптимальной модели инновационного развития предприятия фармацевтической отрасли.

Характеристика компании Sun Pharmaceutical Industries Ltd. (на примере ПАО «Биосинтез»)

Индийская фармкомпания с полным наименованием Sun Pharmaceutical Industries Ltd. была основана в 1983 году и со временем превратилась в крупнейшую фармкомпанию Индии. Сейчас она занимает пятое место в международном рейтинге крупнейших компаний-производителей дженериков. Фармкомпания производит качественные лекарства по доступным ценам. Качеству продукции Sun Pharma доверяют пациенты и работники здравоохранения по всему миру (представлена более чем в 150 странах) [27].

В последние годы компания зарекомендовала себя в РФ и уверенно заняла свою долю рынка. Ее продукция реализуется свыше чем в 50-и Российских городах, а сама компания расположилась на 36-м месте среди компаний, действующих на отечественном фармрынке и на 19-м месте, среди производителей дженериков. Оптимальное соотношение стоимости и качества препаратов сделали продукцию достаточно популярной, и она пользуется большим спросом на отечественном рынке. Sun Pharma выступает в качестве одного из ключевых игроков в различных сегментах фармрынка (фторхинолоны, анальгетики, а также противопростудные препараты и лекарства для лечения анемии). Бренды фармкомпании широко известны среди работников здравоохранения (Альфупрост, Фарингосепт, Колдакт, Цифран, Кетанов, и множество других наименований) и доминируют среди антибиотиков, анальгетиков, а также гастроэнтерологических и гинекологических препаратов [22].

С целью расширения своего влияния и локализации производств Sun Pharma сначала приобрела контрольный пакет отечественной фармкомпании ПАО «Биосинтез» (2016 год), а позже и вовсе стала единственным акционером общества (2019 год). На настоящий момент производство в полной мере функционирует и насчитывает более 200 действующих сотрудников на территории РФ [23].

ХАРАКТЕРИСТИКА ПАО «Биосинтез»

Публичное акционерное общество «Биосинтез» являющееся частью крупной индийской фармкомпании Sun Pharma и выступает в качестве местного производственного подразделения. Основным маркетинговым сегментом подразделения выступают стационары. История компании началась задолго до её вхождения в Sun Pharma, а именно в 1955 году, когда в Пензе были возведены первые корпуса завода. Первыми выпущенными на заводе препаратами стали антибиотик биомицин, а также витамин В12 (1959 год). В дальнейшем вектор развития фармкомпании сместился в сторону активного производства субстанций путем микробиологического синтеза. Пензенский завод вошёл в число крупнейших значимых предприятий среди советской фармацевтической промышленности. Продукция компании отличалась высоким уровнем качества (олеандомицин, рибоксин, тетрациклин, гелиомицин и множество других наименований субстанций и препаратов ) [22, 23].

Помимо того, что предприятие является одним из старейших в отрасли, а его портфель включает более 180 наименований продукции, его производственный потенциал дает возможность выпуска широкого ассортимента лекарственных форм (ампулы, инъекции, капсулы и т.д.).

Ставить здоровье пациентов на первое место — приоритетный и философия компании. Для воплощения своей философии в жизнь и достижения поставленных целей, компания фокусируется на инновациях и технология и опирается на доверие миллионов собственных клиентов по всему миру. Все это закрепляет за компанией статус пациентоориентированного лидера в области здравоохранения [27].

Акционерный капитал

Как и во всех публичных акционерных обществах (ПАО) в качестве высшего руководящего органа выступает общее собрание акционеров. За общее управление деятельностью ПАО «Биосинтез», кроме вопросов, которые согласно уставу общества относятся к исключительным компетенциям его высшего органа управления, отвечает совет директоров.

Уставный капитал ПАО «Биосинтез» (286283 рубля) делится на [30]:

1. Обычные именные бездокументарные акции (214712 единиц; номинальная стоимость 1 руб./акция);

1.1 Согласно уставу, Общество может разместить дополнительные акции такого типа (286283 единиц; номинальная стоимость 1 руб./акция), которые имеют те же права и привилегии, что и ранее размещенные;

Средневзвешенное кол-во обыкновенных акций в обращении за отчетный период в денежном эквиваленте: 214,7 тыс. руб.

2. Привилегированные именные бездокументарные акции (71571 единиц; номинальная стоимость 1 руб./акция).

2.1. Согласно уставу, Общество может разместить дополнительные акции такого типа (71571 единиц; номинальная стоимость 1 руб./акция), которые имеют те же права и привилегии, что и ранее размещенные.

Единственным акционером общества выступает San Pharma (100%), а специальных привилегий для участия РФ в управлении общества не предусмотрено. Реестр акционеров ведет регистратор (утверждает совет директоров) согласно требованиям законодательства РФ.

Базовая прибыль (убыток) отчетного периода вычисляется с помощью стандартной формулы: (прибыли (убытка) отчетного периода - налоги - обязательные платежи) -(+) сумма дивидендов по акциям привилегированного типа.

В свою очередь базовая прибыль (убыток) на акцию вычисляется следующим образом: базовой прибыль (убыток) отчетного периода/ средневзвешенное кол-во находящихся в обращении (за отчетный период) акций обыкновенного типа.

Основные показатели компании ПАО «Биосинтез» представлены в таблице 2.

Таблица 2. Основные показатели прибыли (убытка) ПАО «Биосинтез», а также базовой прибыль на акцию компании за период с 2020 по 2021 годы [30]

Рассматриваемый показатель
(за отчетный период)
2020 год
2021 год
Прибыль (убыток) за вычетом налогов и обязательных платежей
59598150 руб.
348736629 руб.
Начисленные дивиденды по привилегированным акциям
71571 руб.
71 571 руб.
Базовая прибыль (убыток)
59226579 руб.
348665058 руб.
Средневзвешенное кол-во обычных акций
214712 руб.
214712 руб.
Базовая прибыль (убыток) на акцию
1207 руб.
1624 руб.

Информация, представленная в отчетности компании, позволяет сделать вывод о том, что базовая прибыль (убыток) на акцию возросла за указанный период, а соответственно акции компании стали более привлекательными для инвесторов. Так, на 2021 год стоимость акции составила 1624 рубля и в сравнении с прошлым отчетным периодом возросла на 417 рублей (+34,55%).

Организационная структура

Организационную структура фармкомпании ПАО «Биосинтез» является функциональной. Она предусматривает разделение конкретных управленческих функций. Для их выполнения создаются подразделения или выделяются исполнители. Базис данной структуры управления является горизонтальным и предполагает дробление крупного массива рабочих задач на функциональные части. Она подходит для постоянных рутинных задач, не подразумевающих неопределенности и необходимости принятия экстренных решений и обычно применяется для управления массовым или крупносерийным производством [22].

Доля на рынке и основные конкуренты компании

Компания ПАО «Биосинтез» занимает 0.8817% рынка «Производство лекарственных препаратов» или же 3.33 миллиарда рублей в денежном эквиваленте, общий объем рынка составляет, соответственно, 378.21 миллиардов рублей.

Расчет объемов рынка производится с помощью вычисления выручки компаний по выбранному виду деятельности и проводится каждый отчетный налоговый период. Ближайшие конкуренты компании ПАО «Биосинтез» по рынку «Производство лекарственных препаратов» представлены в табл. 3.

Таблица 3. Ближайшие конкуренты компании ПАО «Биосинтез» по рынку «Производство лекарственных препаратов» [20].

Компания
Выручка
Штат
ПАО «Биосинтез»
3.33 млрд руб
1163 чел
ООО «Изварино Фарма»
3.48 млрд руб.
316 чел.
ЗАО «Санофи-Восток»
3.3 млрд руб.
191 чел.
ООО «ПРАНАФАРМ»
3.14 млрд руб.
162 чел.
АО «КРАСНОГОРСКЛЕКСРЕДСТВА»
2.84 млрд руб.
451 чел.

ООО «Изварино Фарма»

ООО «Изварино Фарма» – отечественная фармкомпания. Главное направление ее деятельности - разработка и производство лекарственных средств. Продукция компании применяется в различных областях медицины. В портфеле компании присутствует более 40 препаратов. Продукция компании проходит обязательную регистрацию и сертификацию, имеет доказанную эффективность. За 2021 год прибыль компании составила 644746000 руб., выручка за 2021 год – 3.48 млрд руб [17].

ЗАО «Санофи-Восток»

ЗАО «Санофи-Восток» – современный высокотехнологичный завод по производству инсулинов для российских пациентов с сахарным диабетом. Это первый производственный комплекс полного фармацевтического цикла. Помимо инсулинов, на заводе с 2012 года был начат выпуск препаратов для лечения онкологических заболеваний. В 2021 году организация получила выручку в сумме 3,3 млрд руб. [28].

ООО «ПРАНАФАРМ»

ООО «ПРАНАФАРМ» – современное отечественное фармацевтическое производство, созданное в рамках Программы сотрудничества Королевства Нидерландов с Российской Федерацией и Самарской областью на базе международного проекта PSO 99/RF/6/12 «Создание фармацевтического производства в г. Самара» в мае 2000 года. В продуктовый портфель компании входит 30 дженериковых позиций, 75% входит в список ЖНВЛП. Компания ежегодно расширяет свой портфель лекарственных препаратов. Он пополняется инновационными и качественными лекарственными средствами. В 2021 году организация получила выручку в сумме 3,1 млрд руб [26].

АО «Красногорсклексредства»

АО «Красногорсклексредства», несколько отличается от вышеупомянутых компаний. Данный отечественный производитель лекарственных трав и сборов является крупнейшим и одним из старейших в стране. Предприятие было запущено еще в 1938 году и по сей день обеспечивает отечественный фармацевтический рынок больше чем половиной от всего объема лекарственных трав и сборов. Согласно отчетности АО «Красногорсклексредства» выручка организации на 2021 год составила 2,8 млрд руб. [18].

Анализ отечественного рынка лекарственных препаратов и результаты деятельности компании

Особенности отечественного фармацевтического рынка

За последние два десятка лет отечественный фармрынок претерпел значительные изменения. Путь становления был длинным и нелегким, и за это время произошло множество изменений. К примеру, осуществился переход от фиксации предельных цен на ЛП первой необходимости до рыночного ценообразования. Говоря о недавних событиях, обратим внимание на влияние санкций Запада. Несмотря на то, что фармацевтическая отрасль не подвергается санкциям напрямую, она в значительной мере связана с прочими отраслями, а потому существенно пострадала от их эффекта.

Положительное влияние на фармацевтический рынок оказывает ряд факторов: ажиотажный спрос на лекарства, в том числе рекомендованных для лечения COVID-19, рост продаж лекарственных препаратов отечественного производства в связи с уходом с рынка ряда иностранных компаний, и общее увеличение цен.

Общественные макроэкономические риски зависят от высокой инфляции, несовершенств налоговой системы, изменения ставок, установленных банками, привлечения иностранного сырья, а также укрепления национальной валюты. В существующих условиях значительно возрастают риски обеспеченности ресурсами. Помимо логистических сложностей, связанных с ограничением перевозок, возникают также сложности с поставками сырья в связи с введением санкционных ограничений. Поставка товаров стала существенно дороже, ряд товаров оказались недоступны. Этот риск появляется и в процессе текущей операционной деятельности предприятия (в том числе в процессе наращивания объемов производства), и в ходе проведения работ по трансферту инновационных технологий и освоению новых препаратов. Потребуется некоторое время на выстраивание новых логистических цепочек и поиск альтернативных поставщиков сырья [31].

Роста фарминдустрии приведет к росту спроса на сырье, субстанции, материалы, оборотные средства, инвестиции, оборудование, а также квалифицированную рабочую силу. Все это может привести к дефициту. Что касается финансовых рисков, то они, в основном, связаны с низкой кредитоспособностью отечественных фармдистрибьюторов, а также организаций здравоохранения и населения страны в целом. Для достижения финансовой стабильности перед обществом остро стоят вопросы оптимизации затрат с целью снижения их влияния на себестоимость продукции.

Усиление конкуренции на российском рынке готовых лекарственных средств по-прежнему присутствует. Риск выхода новых фармацевтических компаний на отечественный рынок несколько снизился в результате санкций, но все еще достаточно высок. Усиление конкуренции и борьбы за долю рынка в результате выхода на него новых игроков или выпуска новых препаратов увеличивает риск сокращения производства, снижения рентабельности продукции, а также значительно возрастает риск выхода из конкурентной борьбы препаратов с низкой маржинальностью. Также, ряд крупных международных компаний, активно развивающихся на рынках РФ и СНГ, создают серьезную конкуренцию отечественным компаниям. Несмотря на активное лоббирование политики импортозамещения в фарминдустрии, проблема экономической безопасности и конкурентоспособности отечественных препаратов по-прежнему актуальна (в РФ и на экспортных рынках) [27].

К разряду основных регуляторных рисков можно отнести введение новых государственных актов, нормативных документов и стандартов обеспечения качества, связанных с формированием принципов ЕАЭС, что повлечет необходимость проведения дополнительных регуляторных действий, связанных с перерегистрацией лекарственных средств по правилам рынка ЕАЭС.

Новая процедура регистрации препаратов вступила в действие. Таким образом, подача регистрации новых препаратов уже не может осуществляться по национальной процедуре в России, Казахстане, Кыргызстане, Беларуси, Армении после 1 июля 2021 года. В случае расширения географии по требованиям регуляторной процедуры ЕАЭС требуется наличие результатов собственных клинических исследований для большинства препаратов, в том числе существующих на рынке несколько десятков лет и подтвердивших на практике свою клиническую эффективность. Учитывая значительную стоимость клинических исследований, можно с уверенностью прогнозировать огромные риски по выведению из оборота низкорентабельных и дешевых препаратов. Кроме того, для некоторых препаратов существует риск недостаточности данных для формирования регистрационного досье в части ДМФ на АФС (нефармакопейные субстанции, растительное сырье), что может значительно сократить возможности использования применяемых ранее ингредиентов, а в некоторых случаях при отсутствии альтернативной замены субстанцией фармакопейного качества есть риск потерять регистрацию препарата [16].

Hациональные удостоверения на ЛП действуют до 31 декабря 2025 года. К указанной дате необходимо будет привести все регистрационные удостоверения, в том числе и для препаратов, экспортируемых в Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Армению, в соответствие с требованиями ЕАЭС. Дополнительный риск при подаче досье по требованиям ЕАЭС связан с тем, что наличие национального сертификата GMP является недостаточным и необходимо иметь евразийский сертификат GMP после 31.12.2024 года. Соответствующим предприятиям необходимо будет получить евразийский сертификат GMP. Однако это повлечет за собой необходимость прохождения евразийской инспекции GMP [16].

Определяющее влияние на развитие фармацевтической промышленности в 2022 году оказывает поддержка со стороны государства. Согласно заявлениям Минпромторга фармацевтическая отрасль в 2022 году определялась в качестве приоритета импортозамещения. Начиная с периода пандемии правительство РФ сконцентрировало свое внимание на необходимости повышения лекарственной безопасности и важности удовлетворения потребностей граждан в препаратах необходимых в лечении социально значимых заболеваний. Не менее важно в процессе импортозамещения реализовать цель достижения независимости от импортных биологических и химических субстанций, сырья и оборудования. Правительство подготовило новый пакет мер для поддержки фармацевтической отрасли. Он касается перечня товаров и оборудования, запрещенных к вывозу из России, регулирования допуска иностранных лекарств на российский рынок, а также расширения возможностей инвесторов.

Современные государственные программы направлены на развитие и укрепление отечественного фармацевтического рынка. Инициативы способствуют укреплению лекарственной безопасности РФ и позволяют обеспечить россиян доступными, эффективными и безопасными лекарственными препаратами первой необходимости в достаточных количествах.

По данным аналитической компании RNC Pharma, суммарный денежный объём производства лекарственных препаратов в России по итогам 2021 г. составил 624,5 млрд. руб. (в ценах отгрузки производителей, с учётом НДС), рублёвая динамика относительно показателей 2020 г. достигла +16,9%. Общий объём выпущенной продукции достиг минимальных за последние 6 лет значений в 4,13 млрд. упак. (-15,3%) [5].

Динамика отгрузок в отношении рецептурных и безрецептурных препаратов по итогам периода с января по ноябрь 2020 г составила: Rx-препаратов – 2,1% в упаковках, ОТС-препаратов – 6,9%. Розничный рынок по данным IQVIA за 9 месяцев 2021 года в денежном выражении вырос на 4,2% (до 693 млрд. рублей) относительно аналогичного периода 2020 года. На 28% вырос государственный сектор закупок стационарами (исключая DLO и RLO) – до 300 млрд. рублей. Федеральное льготное гос. обеспечение выросло на 4,2% (до 98 млрд. рублей), региональное льготное гос. обеспечение – на 6,8% (до 111 млрд. рублей).

По итогам 2021 года объем реализованной продукции предприятия в ценах отгрузки (без учета НДС) составил 3,45 млрд. руб. (2020 год – 3,35 млрд. руб.). Прирост продаж к 2020 году составил +3%. По данным базы данных IQVIA объем рыночных продаж продукции Биосинтеза составил за 2021 год 2,082 млрд. рублей и 44,4 млн. упаковок. В сравнении с 2020 годом продажи продукции предприятия в 2021 году выросли на 11% в денежном эквиваленте и сократились на 6,5% в упаковках. Доля ПАО «Биосинтез» за 2021 года в структуре продаж всего розничного фармацевтического рынка РФ (1,668 трлн. руб.) составляет 0,12% в денежном эквиваленте и 0,81% в натуральном выражении [16].

В структуре розничных продаж среди российских производителей лекарственных средств (602 млрд. руб. и 3,31 млрд. упак.) в 2021 году доля Биосинтеза составила 0,35% в денежном эквиваленте и 1,34% в натуральном выражении. В рейтинге продаж среди российских компаний Биосинтез входит в ТОП-15 предприятий по объемам розничных продаж в натуральном выражении. Компания в 2021 году производила отгрузки как в регионы РФ (84%), так и в СНГ и в страны Балтийского региона (суммарно 16%).

Финансовые показатели компании ПАО «Биосинтез»

Для оценки финансового положения фармкомпании визуализируем ее основные финансовые результаты за период с 2016 по 2021 годы с помощью Таблицы 4.

Таблица 4. Основные финансовые результаты фармкомпании ПАО «Биосинтез» за период с 2016 по 2021 годы [24]

Рассматриваемый показатель
(за отчетный период)
Год
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Выручка (в млрд. руб.)
2,9
2,5
2,1
2,4.
3,1
3,3
Чистая прибыль (в млн. руб.)
-103,7
15,8
-445
-17
259,6
348,7
Активы (в млрд. руб.)
3,7
4,2
3,9
4
4,5
4,5
Капитал и резервы (в млн. руб.)
634,5
655,1
210,1
193,1
452,7
801,4

В течение изучаемого периода (с 2016 по 2021 годы) сумма выручки постоянно колеблется. Так на 2021 год величина выручки составляет 3,3 миллиарда руб., а чистой прибыли 348,7 миллиона рублей. Величина выручки за рассматриваемый период возросла на 0,4 миллиарда руб. (+13,8%), а прирост чистой прибыли, произошедший с 2016 по 2021 год составил 452,4 миллиона руб. (за рассматриваемый период компания по этому показателю также вышла в плюс).

При учете расходов по основным видам деятельности необходимо принимать во внимание то, что в отчетности ПАО «Биосинтез» управленческие расходы считаются как условно фиксированные, а потому на конец отчетного периода числятся по счету 90 «Продажи».

Далее рассмотрим структуру продаж по формам выпуска ПАО «Биосинтез» за 2020 и 2021 гг. (рис. 2). География поставок предприятия охватывает крупнейшие регионы Российской Федерации, страны СНГ и Прибалтики. В рейтинге продаж среди российских компаний Биосинтез входит в ТОП-15 предприятий по объемам розничных продаж в натуральном выражении.

В 2021 году продукция предприятия отгружалась в регионы Российской Федерации, и страны ближнего зарубежья. Доля регионов РФ в структуре продаж доля отгрузок в страны СНГ и Прибалтику составила 16%.

Points scored

Рисунок 2. Структура продаж ПАО «Биосинтез» по формам выпуска 2020-2021 гг., % [22].

По итогам 2021 года лидерами продаж в денежном эквиваленте по формам выпуска являются таблетки (36,03%), порошки для инъекций (32,07%), растворы для инъекций (11,38%). В 2021 году доли всех лекарственных форм в структуре продаж не претерпели значительных изменений относительно 2019 года (более 3%). В 2021 году наблюдается увеличение количества полученных РУ в СНГ и РФ за счет увеличения количества новых регистраций препаратов в странах СНГ. В то же время, имеет место большое количество изменений документации в РФ связанное с включением альтернативных производителей активных фармацевтических субстанций, материалов первичной упаковки по предложениям департамента закупок, а также с приведением нормативной документации к требованиям Государственной фармакопеи РФ нового 14 выпуска.

В таблице 5, представленной ниже, рассмотрены и оценены показатели рентабельности ПАО «Биосинтез» за период с 2016 по 2021 годы [25]

Таблица 5. Показатели рентабельности ПАО «Биосинтез» за период с 2016 по 2021 годы и их оценка.

Рассматриваемый показатель
Значение (в % или в копейках с 1 рубля)
2016
2017
2018
2019
2020
2021
1. Рентабельность продаж
Норм.: 9% +
18,4 (норм.)
19,3 (норм.)
-0,9
11,6 (норм.)
20,3 (норм.)
22,7 (норм.)
2. Рентабельность продаж по EBIT
2,7
12
-12,9
11,8
17,4
17,9
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли
Норм.: 5% +
-3,5
0,6
-21,3
-0,7
8,3 (норм.)
10,5 (норм.)
Прибыль с продаж на вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг), руб.
22,6
23,9
-0,9
13,1
25,4
29,4
Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR)
Норм.: 1,5 +
0,4
1,4
-1,2
1,2
2,7 (норм.)
3,9 (норм.)

За 2021 год прибыль компании шла как с продаж, так и с финансово-хозяйственной деятельности в целом. С этим связаны положительные значения (выше нормы) всех 3 показателей рентабельности представленных в таблице выше.

Перспективы развития фармрынка и приоритеты развития отечественного фармацевтического бизнеса

Согласно уставным документам ПАО «Биосинтез» основной вид деятельности фармкомпании - производство и реализация лекарственных средств.

Приоритетными на 2023 являются следующие задачи:

1 Обеспечение выпуска высокоэффективных и безопасных ЛП, необходимых для удовлетворения потребностей пациентов, в соответствии с ФЗ № 61 и Правилами организации производства и контроля качества лекарств;

2. Трансфер технологий для производства новых препаратов, внедрение новых и совершенствование действующих технологических процессов.

3. Участие общества в проекте «Маркировка лекарственных средств»).

Согласно отчетности начисления и выплаты по акциям ПАО «Биосинтез» за 2021 год не производились. В ПАО «Биосинтез» в соответствии с ФЗ №208 и Уставом создается резервный фонд в размере 5% от УК (каждый год из чистой прибыли производятся обязательные списания денежных средств до достижения полного размера резервного фонда).

Так как современный бизнес существует в рамках рынка и глобальной конкуренции, повышение экономической эффективности становится одним из ключевых приоритетов бизнеса, необходимых для его выживания и роста. В свою очередь, заинтересованные стороны выступают как некие «поставщики» капитала.

Глобальная инновационная концепция развития в современной фармацевтической отрасли РФ связана с рядом препятствий:

– Высокие корпоративные налоги, а также кредитные ставки и пошлины на ввоз импортного оборудования;

– Непроработанное регулирование инновационной предпринимательской деятельности на законодательном уровне;

– Низкий уровень государственного финансирования инновационного предпринимательства;

– Феномен сопротивления инновациям;

– Недостаточный интеллектуальный, кадровый и управленческий капитал фармацевтических компаний в области новых технологий [15, с. 35].

С целью соблюдения законодательных требований к обороту продукции, на предприятии успешно внедрена система Track&Trace, которая предполагает маркирование каждой упаковки лекарственного препарата уникальным 2D-кодом формата Data Matrix с присоединением криптоключа. Однако возникает риск зависимости процесса маркировки от успешного функционирования системы на уровне оператора (ЦРПТ) и на уровне интегратора программного обеспечения системы. Остаются риски, связанные с неотлаженностью некоторых процессов взаимодействия в цепочке производитель – дистрибутор – конечный потребитель, например, таких как отзыв продукции.

Внедрение системы Track&Trace в ряде стран CIS влечет за собой экспортные риски. Использование в России иного, чем в других странах, подхода к формированию 2D-кода (присоединение криптоключа) возможно повлечет за собой неприятные последствия. В таких условиях российский фармрынок может не вписаться в рамки мировой инфраструктуры, что приведет к удвоению затрат на производства в связи с необходимостью отдельного выпуска лекарств на отечественный и экспортные рынки.

По-прежнему остаются актуальными риски, связанные с ценообразованием препаратов списка ЖНВЛП (60% выпускаемых предприятием препаратов). Согласно действующей методике у производителей имеются существенные ограничения по ценообразованию препаратов перечня ЖНВЛП. В зоне особого риска находились недорогие препараты, на которые устанавливались максимальные зарегистрированные цены, что делало их производство нерентабельным. Ситуация усугубляется девальвацией рубля и удорожанием импорта. При постоянном росте цен на закупаемое сырье, материалы, энергоносители, стоимость которых в течение года не фиксируется, реальная себестоимость продукции в течение года постоянно увеличивается, что, следовательно, приводит к снижению уровня прибыли от продаж.

Кроме того, внедрение Track&TraceSystem приводит к увеличению накладных расходов (получение у оператора системы криптокода для каждой упаковки на платной основе, необходимость использования в производстве упаковки из более качественного дорогого картона для обеспечения требуемого качества нанесения и считывания 2D-кода), а за этим следует увеличение себестоимости продукции. Данный факт крайне негативно отразится на рентабельности препаратов перечня ЖНВЛП низкоценового сегмента и создаст риски прекращения их выпуска.

Резервный (0,01%) и уставной (0,04%) капиталы – наименьшая часть собственного капитала ПАО «Биосинтез». В связи с этим, в качестве рекомендации собственнику фармкомпании (Sun Pharma) возможно предложить вложить дополнительные средства в уставной капитала ПАО «Биосинтез» и увеличить его на сумму, сопоставимую по величине переуступленным обязательствам (кредитам) перед Российским Сбербанком. В последствии, данные вложения можно учесть в качестве стоимости собственных инвестиций в свой бизнес на территории РФ. В результате выполнения рекомендации, рост доли уставного капитала повлечет за собой увеличение резервного капитала в размере 5% от уставного. В свою очередь, данные изменения положительно повлияют на рост рентабельности компании, а также повысят её финансовую устойчивость [29].

В связи с тем, что компания нацелена на расширение географии продаж и ежегодно успешно выводит новую продукцию на рынки СНГ, главным направлением маркетинговой стратегии является запуск новинок и расширение рынков сбыта. ПАО «Биосинтез» Своими перспективными направлениями указывает следующие [23]:

– внедрение новых препаратов, расширение линейки лекарственных форм для максимально полного удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей;

– повышение объема продаж медицинской продукции;

– освоение новых технологий посредством трансфера продуктов с других производственных площадок компании Сан Фарма;

– расширение линейки выпускаемой продукции посредством включения в нормативную документацию площадки ПАО как вторичного упаковщика лекарственных средств;

– расширение линейки выпускаемой продукции путем организации контрактного производства продукции по полному циклу;

– участие акционерного общества в мониторинговой системе движения ЛП для профильных организаций;

– подключение предприятия к системе ЕГАИС путем установки емкости для хранения и комплекса учета спирта;

– продолжение совершенствования качества собственных препаратов;

– постоянное отслеживание эффективности и безопасности собственной продукции;

– повышение эффективности бизнеса, в частности, оптимизация операционных затрат и увеличение производительности труда.

Программы развития фарминдустрии в рамках импортозамещения, запущенные государством стимулировали инвестиционную активность фармпроизводителей РФ. При этом отечественная фармацевтическая промышленность находится только в начале пути своего становления и фокусируется в первую очередь на российских потребителей. В свою очередь годовой объем инвестиций в капитал компаний-производителей лекарств и парафармацевтических изделий, по-прежнему невелик.

Результаты анализа деятельности компании

В течение изучаемого периода (с 2016 по 2021 годы) в ПАО «Биосинтез» наблюдался как рост, так и снижение выручки. Так, на 2021 год величина выручки составила 3,3 миллиарда руб., а чистой прибыли 348,7 миллиона рублей. Величина выручки за рассматриваемый период возросла на 0,4 миллиарда руб. (+13,8%), а прирост чистой прибыли, произошедший с 2016 по 2021 год составил 452,4 миллиона руб. (за рассматриваемый период компания также вышла в плюс).

В 2021 году продукция предприятия отгружалась в регионы Российской Федерации, страны ближнего зарубежья. Доля регионов РФ в структуре отгрузок в страны СНГ и Прибалтику составила 16%. Прибыль компании поступала от продаж и прочей финансово-хозяйственной деятельности. Показателей рентабельности компании положительные (выше референтных значений) по всем 3 рассматриваемым показателям (Таблица 5).

Приоритетными на 2023 для компании являются следующие задачи:

1 Обеспечение выпуска высокоэффективных и безопасных ЛП, необходимых для удовлетворения потребностей пациентов, в соответствии с ФЗ № 61 и Правилами организации производства и контроля качества лекарств;

2. Трансфер технологий для производства новых препаратов, внедрение новых и совершенствование действующих технологических процессов.

3. Участие общества в проекте «Маркировка лекарственных средств»). Согласно отчетности начисления и выплаты по акциям ПАО «Биосинтез» за 2021 год не производились. В ПАО «Биосинтез» в соответствии с ФЗ №208 и Уставом создается резервный фонд в размере 5% от УК (каждый год из чистой прибыли производятся обязательные списания денежных средств до достижения полного размера резервного фонда).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование, представленное в рамках данного кейса, дало возможность детально проанализировать особенности и тенденции развития современных бизнес-моделей, направленных на обеспечение прироста уровня эффективности предпринимательской деятельности в коммерции на примере отечественной фарминдустрии. Работа строилась с учетом современных научных экономических паттернов. В качестве вектора развития фарминдустрии рассматривались цифровые технологии (их разработка, совершенствование и внедрение), также информационно-коммуникационные процессы (поддержка управленческих решений). В процессе работы, в соответствии с целями и задачами кейса, был выполнен анализ компании ПАО «Биосинтез». Анализ данного предприятия и его деятельности с целью определения бизнес-моделей дало возможность обозначить их специфические характеристики, определить риски, которые могут возникнуть в процессе реализации инвестиционных программ, а также предложить решения по управлению рисками.

Представленный кейс создан с целью тренировки ключевых профессиональных навыков (критического мышления и soft skills) у студентов с целью повышения эффективности отечественной предпринимательской деятельности. Таким образом, полученные в процессе обучения в университете навыки (в области менеджмента, экономического и финансового анализа и т.д.) и хард скиллы, приобретенные путем решения практических задач, дополнят друг друга и создадут синергию, позволяющую специалистам выполнять задачи разных уровней сложности. Эти навыки пригодятся студентам в их будущей профессиональной деятельности.


Источники:

1. Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции Российская Федерация. Федеральный закон. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 13.06.2023).
2. Бекмурзаев И.Д., Чебиева Х.С. Влияние информационных технологий на современные преобразования общества // Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. – № 3 (1). – c. 125-129.
3. Гордеев В. В., Абрамов В.И. Приоритеты цифровой трансформации фармацевтики // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1131-1146.
4. Долганова О.И., Виноградова Е.В., Лобанова А.М. Моделирование бизнес-процессов. / учебник и практикум для академического бакалавриата / О.И. Долганова, Е.В. Виноградова, А.М. Лобанова; под редакцией О.И. Долгановой. - М.: Издательство Юрайт, 2019. – 289 c.
5. Ефименко Е.П., Федотова Е.Б. Цифровизация в фармацевтической отрасли // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 5-1. – c. 251-254.
6. Караваева Е.Д. Управление организацией в условиях цифровизации. / учеб. пособие. - Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии, 2020. – 67 c.
7. Климанов Д. и др. Трансформация ценности в инновационных бизнес-моделях: пример фармацевтической индустрии // Форсайт. – 2021. – c. 52-65.
8. Коновалова Г. Понятие стратегии, бизнес-модели, тактики в условиях цифровой экономики // Социально-экономическое развитие Брянской области: тенденции и перспективы: Сборник материалов IV Региональной научно-практической конференции.
Под редакцией А.В. Новиковой, И.В. Шлеминой. 2022. – c. 105-108.
9. Костин К.Б., Полынцев П.С. Использование активных методов обучения для формирования навыков применения технологий ревеню-менеджмента в Российской Федерации // Креативная экономика. – 2019. – № 4. – c. 791-810.
10. Костин К.Б., Шанава Л.А. Ключевые тенденции развития российского фармацевтического рынка в условиях неопределенности // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1639-1658.
11. Кузьмина Н.В. Особенности формирования бизнес-модели предприятия в условиях динамичной внешней среды // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сборник научных трудов. Симферополь, 2020. – c. 397-399.
12. Мамедьяров З.А. Инновационное развитие мировой фармацевтической отрасли. - М.: ИМЭМО РАН, 2019. – 145 c.
13. Плотников В.А., Мельников С.В. Специфика ценообразования на российском фармацевтическом рынке в контексте обеспечения лекарственной безопасности // Экономическое возрождение России. – 2014. – № 2. – c. 127-132.
14. Псарева Н.Ю. Стратегия развития фармацевтической и медицинской промышленности: результаты реализации // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2021. – № 1. – c. 7-13.
15. Ясинская Л.Е., Трофимова Е.О. Сравнительная характеристика бизнес-моделей лидеров фармацевтического производства: аспекты коммерческой деятельности // Ремедиум. – 2020. – № 1-3. – c. 35-45.
16. Аналитическая компания «RNC Pharma». RNC Pharma представляет информацию об активности производства ЛП в России по итогам февраля 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2022/61f3bbaa9a794767f04fdaa7 (дата обращения: 29.03.2023).
17. Изварино Фарма. [Электронный ресурс]. URL: https://www.izvarino-pharma.ru/ru/company (дата обращения: 29.03.2023).
18. Красногорсклексредства АО. [Электронный ресурс]. URL: https://www.krls.ru/ (дата обращения: 29.03.2023).
19. Контрагент ПАО «Биосинтез» досье №1025801102502 от 03.04.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.audit-it.ru/contragent/1025801102502_pao-biosintez (дата обращения: 29.03.2023).
20. Конкуренты компании ПАО «Биосинтез». [Электронный ресурс]. URL: https://bbnt.ru/company-competitors/859523 (дата обращения: 29.03.2023).
21. Нита фарм. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nita-farm.ru/ (дата обращения: 29.03.2023).
22. О компании «САН ФАРМА». [Электронный ресурс]. URL: https://www.acneclean.ru (дата обращения: 29.03.2023).
23. ПАО «Биосинтез». [Электронный ресурс]. URL: https://biosintez.com/ (дата обращения: 29.03.2023).
24. ПАО «Биосинтез». [Электронный ресурс]. URL: https://checko.ru/company/pao-biosintez-1025801102502 (дата обращения: 29.03.2023).
25. ПАО «Биосинтез». [Электронный ресурс]. URL: https://companium.ru/id/1025801102502-biosintez (дата обращения: 29.03.2023).
26. Пранафарм. [Электронный ресурс]. URL: https://pranapharm.ru/about/ (дата обращения: 29.03.2023).
27. Сан Фарма. [Электронный ресурс]. URL: https://sunpharma.com/ (дата обращения: 29.03.2023).
28. Санофи-Восток. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.sanofi.com (дата обращения: 29.03.2023).
29. Финансовое состояние ПАО «Биосинтез». Сравнительный анализ по данным ФНС. [Электронный ресурс]. URL: https://www.testfirm.ru/result/5834001025_pao-biosintez (дата обращения: 29.03.2023).
30. Центр раскрытия корпоративной информации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=4311&attempt=2 (дата обращения: 29.03.2023).
31. Чего достигли три лидера российской инновационной фармы. [Электронный ресурс]. URL: https://onlinepatent.ru/journal/russian-pharma/ (дата обращения: 29.03.2023).

Страница обновлена: 05.03.2024 в 15:57:36