Бизнес-модель: история развития понятия в зарубежных и отечественных научных публикациях

Денисов И.В.1, Велинов Э.2, Витер К.А.1, Бусалова А.Д.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
2 Университет Шкода Авто

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент
Том 6, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать:
Денисов И.В., Велинов Э., Витер К.А., Бусалова А.Д. Бизнес-модель: история развития понятия в зарубежных и отечественных научных публикациях // Лидерство и менеджмент. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 385-396. – doi: 10.18334/lim.6.4.41241.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42446123
Цитирований: 1 по состоянию на 04.04.2020

Аннотация:
В статье рассматривается динамика эволюции понятия «бизнес-модель», основанная на поиске связи между реальными изменениями в экономике и публикациями авторов в реферируемых журналах. Анализ эволюции термина основан на научных публикациях отечественных и зарубежных исследователей. Бизнес-моделирование в разные времена рассматривается как управленческий инструмент; как абстрактное представление структуры и архитектуры компании; как атрибут реальной фирмы. Особое распространение получила идея, заключающаяся в трактовке бизнес-модели как когнитивной лингвистической схемы. Особое место занимают исследования, рассматривающих понятие «бизнес-модель» в контексте понятия «стратегия». В статье также отмечаются взгляды критиков концепции бизнес-моделей, которые нашли достаточно широкую поддержку. На сегодняшний день бизнес-модель представляется как самостоятельная концепция, отделяющаяся от концепций стратегии, теории организации и бизнес-планирования. Особое место занимают представления о бизнес-модели как образце или своего рода паттерне осуществления компанией своей деятельности

Ключевые слова: организационная структура, стратегия, бизнес-модель

JEL-классификация: M11, M21, M19

Источники:

1. Антонов В. Г., Масленников В.В. Стратегический менеджмент для собственника // Вестник университета. – 2014. – № 6.
Арай Ю. Н. «Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенности формирования», диссертация, 2015 г.:89
3. Витер К.А., Кемхашвили Т.А. Возможности реализации управления бизнес-процессами в организации // Российский экономический интернет-журнал. – 2018. – № 37.
4. Денисов И. В. Паттерн развития организационной структуры предприятий: уроки истории // Вестник Российского экономического университета им. ГВ Плеханова. – 2016. – № 6.
Климанов Д. Е. «Маркетинговый подход к анализу бизнес-моделей», диссертация, 2017 г.: 17-18
6. Шаталов А. И. Взаимосвязь бизнес-модели и результатов деятельности фирмы (на материалах российских компаний отрасли общественного питания) // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. – № 2.
Шваб Клаус Четвертая промышленная революция. - Изд. «Эксмо», 2016.
Андрей Сооляттэ Бизнес-модели на основе многосторонних платформ – инновации, революционно преобразующие бизнес. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-xecutive.ru/community/magazine/1509147-andrei-soolyatte-biznes-modeli-na-osnove-mnogostoronnih-platform-innovatsii-revolutsionno-preobrazuuschie-biznes ( дата обращения: 1.10.2019 ).
Глобальная конкуренция бизнес-моделей. как выбирать и строить свою?. [Электронный ресурс]. URL: http://www.krconsult.org/about/analytics/article/berejlivoe/27.html ( дата обращения: 1.10.2019 ).
Сергей Глазьев Россия может расти темпами выше мировых. [Электронный ресурс]. URL: https://tsargrad.tv/articles/sergej-glazev-v-lice-cb-my-imeem-jarko-vyrazhennuju-opg-2_141344 ( дата обращения: 1.10.2019 ).
11. Al-Debei, Mutaz M., David Avison Business model requirements and challenges in the mobile telecommunication sector // Journal of Organisational Transformation & Social Change. – 2011. – № 8. – С. 215-235.
12. Al-Debei, Mutaz M., David Avison Developing a unified framework of the business model concept // European Journal of Information Systems. – 2010. – № 9.3. – С. 359-376.
13. Amit Raphael, Christoph Zott Value creation in e‐business // Strategic management journal. – 2001. – № 22.6-7. – С. 493-520.
14. Bellman Richard On the construction of a multi-stage, multi-person business game // Operations Research. – 1957. – № 5.4. – С. 469-503.
15. Bettis Richard A., Coimbatore K. Prahalad The dominant logic: Retrospective and extension // Strategic management journal. – 1995. – № 16.1.
16. Casadesus-Masanell, Ramon, Joan Enric Ricart From strategy to business models and onto tactics // Long range planning. – 2010. – № 43.2-3. – С. 195-215.
17. Dahan Nicolas M. Corporate-NGO collaboration: Co-creating new business models for developing markets // Long range planning. – 2010. – № 43.2-3. – С. 326-342.
18. Jones Gardner M. Educators, electrons, and business models: A problem in synthesis // The Accounting Review. – 1960. – № 35.4. – С. 619.
19. Konczal Edward F. Models are for managers, not mathematicians // Journal of Systems Management. – 1975. – № 26.165. – С. 12-15.
20. Massa Lorenzo, Christopher L. Tucci, Allan Afuah A critical assessment of business model research // Academy of Management Annals. – 2017. – № 11.1. – С. 73-104.
21. McGuire Joseph W How much freedom does business REALLY want? // Business Horizons. – 1965. – № 8.2. – С. 73-78.
22. Osterwalder Alexander, Yves Pigneur An eBusiness model ontology for modeling eBusiness // BLED 2002 proceedings. – 2002.
23. Pateli Adamantia G., George M. Giaglis A research framework for analysing eBusiness models // European journal of information systems. – 2004. – № 13.4. – С. 302-314.
24. Wirtz Bernd W. Business models: Origin, development and future research perspectives // Long range planning. – 2016. – № 49.1. – С. 36-54.

Страница обновлена: 08.09.2020 в 10:03:11