Бизнес-модель: история развития понятия в зарубежных и отечественных научных публикациях
Денисов И.В.1, Велинов Э.2, Витер К.А.1, Бусалова А.Д.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва
2 Университет Шкода Авто
Скачать PDF | Загрузок: 63 | Цитирований: 11
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42446123
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматривается динамика эволюции понятия «бизнес-модель», основанная на поиске связи между реальными изменениями в экономике и публикациями авторов в реферируемых журналах. Анализ эволюции термина основан на научных публикациях отечественных и зарубежных исследователей. Бизнес-моделирование в разные времена рассматривается как управленческий инструмент; как абстрактное представление структуры и архитектуры компании; как атрибут реальной фирмы. Особое распространение получила идея, заключающаяся в трактовке бизнес-модели как когнитивной лингвистической схемы. Особое место занимают исследования, рассматривающих понятие «бизнес-модель» в контексте понятия «стратегия». В статье также отмечаются взгляды критиков концепции бизнес-моделей, которые нашли достаточно широкую поддержку. На сегодняшний день бизнес-модель представляется как самостоятельная концепция, отделяющаяся от концепций стратегии, теории организации и бизнес-планирования. Особое место занимают представления о бизнес-модели как образце или своего рода паттерне осуществления компанией своей деятельности
Ключевые слова: организационная структура, стратегия, бизнес-модель
JEL-классификация: M11, M21, M19
Источники:
Арай Ю. Н. «Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенности формирования», диссертация, 2015 г.:89
3. Витер К.А., Кемхашвили Т.А. Возможности реализации управления бизнес-процессами в организации // Российский экономический интернет-журнал. – 2018. – № 37.
4. Денисов И. В. Паттерн развития организационной структуры предприятий: уроки истории // Вестник Российского экономического университета им. ГВ Плеханова. – 2016. – № 6.
Климанов Д. Е. «Маркетинговый подход к анализу бизнес-моделей», диссертация, 2017 г.: 17-18
6. Шаталов А. И. Взаимосвязь бизнес-модели и результатов деятельности фирмы (на материалах российских компаний отрасли общественного питания) // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2010. – № 2.
Шваб Клаус Четвертая промышленная революция. - Изд. «Эксмо», 2016.
Андрей Сооляттэ Бизнес-модели на основе многосторонних платформ – инновации, революционно преобразующие бизнес. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-xecutive.ru/community/magazine/1509147-andrei-soolyatte-biznes-modeli-na-osnove-mnogostoronnih-platform-innovatsii-revolutsionno-preobrazuuschie-biznes ( дата обращения: 1.10.2019 ).
Глобальная конкуренция бизнес-моделей. как выбирать и строить свою?. [Электронный ресурс]. URL: http://www.krconsult.org/about/analytics/article/berejlivoe/27.html ( дата обращения: 1.10.2019 ).
Сергей Глазьев Россия может расти темпами выше мировых. [Электронный ресурс]. URL: https://tsargrad.tv/articles/sergej-glazev-v-lice-cb-my-imeem-jarko-vyrazhennuju-opg-2_141344 ( дата обращения: 1.10.2019 ).
11. Al-Debei, Mutaz M., David Avison Business model requirements and challenges in the mobile telecommunication sector // Journal of Organisational Transformation & Social Change. – 2011. – № 8. – С. 215-235.
12. Al-Debei, Mutaz M., David Avison Developing a unified framework of the business model concept // European Journal of Information Systems. – 2010. – № 9.3. – С. 359-376.
13. Amit Raphael, Christoph Zott Value creation in e‐business // Strategic management journal. – 2001. – № 22.6-7. – С. 493-520.
14. Bellman Richard On the construction of a multi-stage, multi-person business game // Operations Research. – 1957. – № 5.4. – С. 469-503.
15. Bettis Richard A., Coimbatore K. Prahalad The dominant logic: Retrospective and extension // Strategic management journal. – 1995. – № 16.1.
16. Casadesus-Masanell, Ramon, Joan Enric Ricart From strategy to business models and onto tactics // Long range planning. – 2010. – № 43.2-3. – С. 195-215.
17. Dahan Nicolas M. Corporate-NGO collaboration: Co-creating new business models for developing markets // Long range planning. – 2010. – № 43.2-3. – С. 326-342.
18. Jones Gardner M. Educators, electrons, and business models: A problem in synthesis // The Accounting Review. – 1960. – № 35.4. – С. 619.
19. Konczal Edward F. Models are for managers, not mathematicians // Journal of Systems Management. – 1975. – № 26.165. – С. 12-15.
20. Massa Lorenzo, Christopher L. Tucci, Allan Afuah A critical assessment of business model research // Academy of Management Annals. – 2017. – № 11.1. – С. 73-104.
21. McGuire Joseph W How much freedom does business REALLY want? // Business Horizons. – 1965. – № 8.2. – С. 73-78.
22. Osterwalder Alexander, Yves Pigneur An eBusiness model ontology for modeling eBusiness // BLED 2002 proceedings. – 2002.
23. Pateli Adamantia G., George M. Giaglis A research framework for analysing eBusiness models // European journal of information systems. – 2004. – № 13.4. – С. 302-314.
24. Wirtz Bernd W. Business models: Origin, development and future research perspectives // Long range planning. – 2016. – № 49.1. – С. 36-54.
Страница обновлена: 15.09.2025 в 11:38:15
Download PDF | Downloads: 63 | Citations: 11
Business model: the history of the concept in foreign and domestic scientific publications
Denisov I.V., Velinov E., Viter K.A., Busalova A.D.Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 6, Number 4 (October-December 2019)
Abstract:
The article deals with the dynamics of the evolution of the concept of business model, based on the search for a link between the real changes in the economy and the publications of the authors in the refereed journals. The analysis of evolution of the term is based on publications of Russian and foreign scholars. Business modeling in different times is considered as a management tool, as an abstract representation of the structure and architecture of the company, as an attribute of a real company. The idea of treating a business model as a cognitive linguistic scheme has become especially popular. A special place is occupied by studies that consider the concept of business model in the context of the concept of strategy. The article also notes the views of critics of the concept of business models, which have found quite broad support. To date, the business model is presented as a separate concept, separated from the concepts of strategy, organization theory and business planning. A special place is occupied by the ideas of the business model as a kind of pattern of implementation of the company's activities.
Keywords: strategy, organizational structure, business model
JEL-classification: M11, M21, M19

Россия, Москва