Выбор оптимальных бизнес-моделей для развития отечественного предпринимательства в условиях санкционных ограничений

Костин К.Б.1, Евдокимова Х.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать:
Костин К.Б., Евдокимова Х.В. Выбор оптимальных бизнес-моделей для развития отечественного предпринимательства в условиях санкционных ограничений // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 8. – С. 2611-2632. – doi: 10.18334/epp.13.8.117879.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604791

Аннотация:
В статье изучены теоретические аспекты бизнес-моделей, представлены соответствующие классификации и виды бизнес-моделей. Предложена авторская трактовка термина бизнес-модель. Определены оптимальные бизнес-модели для поступательного развития предпринимательства в Российской Федерации в условиях санкционных ограничений

Ключевые слова: бизнес-модели, предпринимательство, санкционные ограничения, инновации

JEL-классификация: M11, 21, F51

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Каждое предприятие, которое начинает вести бизнес, сталкивается с проблемой определения потребностей своих клиентов. Ключевым правилом для успешного ведения бизнеса является то, что потребители должны хотеть купить тот товар или услугу, которую предлагает компания, а также и то, что данный товар или услуга должна удовлетворять потребности клиентов. Возможность продаваемого продукта закрывать потребности покупателей – это не единственное условие существование успешного бизнеса. Другим немаловажным условием является определение способа зарабатывания денежных средств. Соответственно, для решения данной задачи и нужна эффективная бизнес-модель [22].

Термин «бизнес-модель» имеет прямое отношение к бизнес-плану компании по увеличению прибыли. Бизнес-модель должна определить товар или услугу, которую компания хочет продать согласно бизнес-плану, определить целевую аудиторию предприятия, а также всевозможные расходы. Внедрение бизнес-моделей в бизнес является ключевым не только для новых компаний, но и для уже существующих. Бизнес-модели, если подобраны правильно, могут помочь с привлечением инвестиций, набором кадров, мотивацией сотрудников и так далее [19,20].

Уже существующие предприятия не должны пренебрегать периодическим обновлением своих бизнес-моделей. Это является ключевым пунктом для успешного существования бизнеса, так как с помощью модификации бизнес-модели компании могут предугадывать тенденции развития соответствующих рынков, тренды, а также возможные проблемы в будущем. Также бизнес-модели помогают инвесторам оценить интересующие их предприятия, а персоналу видеть будущее компании и желание в ней работать [19,20].

Бизнес-модели также могут помочь предпринимателям понять, какая стратегия будет наиболее эффективной, на какие рыночные секторы следует обратить внимание и как организовать бизнес-процессы, чтобы добиться успеха [28]. Бизнес-модели позволяют:

· Определить, как сделать бизнес прибыльным.

· Спроектировать новый бизнес или улучшить текущий.

· Определить конкурентные преимущества и потенциальные угрозы.

· Увеличить эффективность и производительность бизнеса через оптимизацию бизнес-процессов.

· Предсказать изменения на рынке и подготовиться к ним.

· Привлечь инвесторов и партнеров, показав им, как бизнес будет работать и приносить прибыль.

· Указать на принципы деятельности компании, словно своего рода дорожная карта, определяющая ее цель и миссию [21].

С появлением санкций в отношении Российской Федерации страна претерпела ограничения на экспорт ряда ресурсов, появились риски отставания в развитии различных сфер деятельности, в особенности промышленно-производственного и научно-технического, от конкурентных экономик. В связи с этим встает актуальный вопрос о том, как в текущих санкционных условиях поддерживать и развивать отечественное предпринимательство, и какие бизнес-модели оптимальны для этого [8].

Объектом исследования являются бизнес-модели отечественного предпринимательства.

Предметом исследования является проблема выбора оптимальных бизнес-моделей, используемых для развития отечественного предпринимательства в условиях санкционных ограничений.

Целью данной работы является определение термина бизнес-модели, рассмотрение соответствующих классификаций и типов, а также выявления оптимальных бизнес-моделей для отечественного предпринимательства в условиях санкционных ограничений.

Научная новизна исследования заключается в разработке авторской трактовки термина бизнес-модель и определении оптимальных бизнес-моделей для поступательного развития предпринимательства в Российской Федерации в условиях санкционных ограничений.

Гипотеза исследования основана на том, что несмотря на негативное влияние санкций на предпринимательство и экономику в целом, благодаря внедрению или преобразованию бизнес-модели предприятие может не только не пострадать, но и улучшить свое положение на рынке.

В работе использованы такие методы научного познания как наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Теоретические аспекты разработки бизнес-моделей

Существуют разные подходы в определении бизнес-модели. Некоторыми из них являются следующие [27]:

1. Бизнес-модель как описание того, как компания зарабатывает деньги. Это включает в себя все аспекты бизнеса: ценовую политику, продуктовую стратегию, каналы распространения и каналы продаж, структуру организации и многое другое.

2. Бизнес-модель как рамка, определяющая, как организация создает, доставляет и захватывает ценность для своих клиентов. Это включает в себя определение целей организации, выбор целевой аудитории, распределение ресурсов, а также определение конкурентных преимуществ и способов их защиты.

3. Бизнес-модель как инструмент разработки и оптимизации бизнеса. Это включает в себя использование фреймворков и методологий для описания и анализа проблем и возможностей, связанных с бизнесом, а также создание и тестирование новых моделей.

4. Бизнес-модель как система создания, передачи и сохранения ценности для всех участников бизнес-процесса, включая клиентов, поставщиков, партнеров и инвесторов. Это включает в себя учет всех рисков и выгод и определение механизма их распределения.

Для того, чтобы понять, как внедрять новое в существующую бизнес-модель, важно определить, что именно представляет собой данное понятие. В популярной прессе термин «бизнес-модель» начал часто употребляться в конце 1990-х годов. Так, данным термином заинтересовались практики и ученые, а в настоящее время он стал предметом многих современных исследований.

Вкратце, бизнес-модель может быть определена как единица анализа, используемая для описания деятельности компании. Бизнес-модель иногда представляется как всеобъемлющая концепция, которая учитывает различные детали, из которых состоит бизнес, и объединяющая их в одно целое. Иными словами, бизнес-модель отражает деятельность предприятия, опираясь на его отдельные компоненты. В современном мире еще нет единого понятия о конкретных компонентах бизнес-моделей [24].

Существует множество определений термина «бизнес-модель». Например, Майкл Льюис [1] в своей книге «Новейшая новинка. История Силиконовой долины» обозначает термин «бизнес-модель» как термин искусства [11]. М. Льюис также разделял мнение большинства о принятии определения Питером Друкером [2] термина «бизнес-модель». П.Ф. Друкер определял этот термин как «предположения о том, за что компании получают деньги». Данное определение можно встретить в «теории бизнеса» П.Ф. Друкера [26].

В концепции Питера Друкера, на самом деле, никогда не упоминался термин «бизнес-модель». Теория бизнеса П.Ф. Друкера включала в себя предположения о том, что бизнес будет и не будет делать. Питер Друкер утверждал, что предположения о том, за что компании получают деньги, также предполагают и понимание рыночной конъюнктуры.

Другой автор – Джоан Магретта [3] – в своей книге «Почему бизнес-модели имеют значение» цитирует Питера Друкера в разделе определения бизнес-модели. Д. Магретта также определяет бизнес-модель с точки зрения цепочки создания стоимости. Она отмечает, что бизнес-модель включает в себя две части [30]. Первая часть включает в себя те действия, которые относятся напрямую к созданию чего-либо: проектирование, закупка сырья, производство и так далее. Вторая часть включает в себя действия, направленные на продажу чего-либо: поиск и коммуникация с клиентами, процесс продаж, распределение продукта или предоставление услуги. Новая бизнес-модель может включать в себя разработку нового продукта для закрытия неудовлетворенных потребностей или внедрения технологических инноваций [1,26].

В списке тех, кто определяет бизнес-модель как набор предположений и гипотез, также и Александер Остервальдер [4]. Он разработал, вероятно, самый исчерпывающий шаблон построения соответствующих гипотез [12]. С помощью его шаблона, состоящего из 9 частей, можно рассмотреть все предположения не только о ключевых ресурсах и видах деятельности, но и о ценностном предложении, отношениях с клиентами, каналах сбыта, сегментах клиентов, структурах затрат и потоках доходов. Это удобный способ для сравнения одной модели с другими.

Некоторые авторы публикаций определяют ряд признаков, которые могут указывать на то, что текущая бизнес-модель уже себя изжила. Например, Рита МакГраф [5] в публикации «Все ли в порядке с вашей бизнес-моделью?» выделяет такой признак, при котором инноваций становится все меньше, и усовершенствования становятся все менее ощутимыми [2,29]. Также она отмечает, что поводом задуматься об актуальности бизнес-модели является то, что сотрудники больше не способны придумывать что-то новое, яркое, улучшенное, а также если клиенты все чаще находят новые альтернативы товарам/услугам [13].

Другие авторы, Каран Жиротра и Сергей Нетесин [6], в своей работе «Оптимальная бизнес-модель. Четыре инструмента управления рисками» рассматривают способы создания новой бизнес-модели в четырех категориях: изменение в текущей модели сочетания продуктов или услуг, откладывание решений, замена людей, которые занимаются принятием решений, оптимизация стимулов в цепочке создания стоимости [10,26].

Рамон Кассадесус-Масанель и Джоан Рикарт в публикации «Как разработать выигрышную бизнес-модель» делают акцент на выборе, который должен сделать менеджер при определении процессов, которые нужны для формирования предложения. Они разделяют их на следующие группы [9,26]:

· Политические решения (например, использование профсоюзных или не профсоюзных работников, поиск заводов в сельских районах)

· Решения по выбору активов (производственных предприятий и др.)

· Управленческие решения (имеют право принимать решения в двух других категориях, описываемых выше)

Есть простейшая схема бизнес-модели, она состоит из трех частей [27]:

1. Что требуется для создания чего-либо: дизайн, сырье, производство, трудозатраты и так далее.

2. Что требуется для продажи чего-либо: маркетинг, дистрибуция, предоставление услуг и обработка продажи.

3. Вопросы оплаты: ценовая стратегия, способы оплаты, сроки оплаты и так далее [27].

Простым языком бизнес-модель можно определить, как анализ того, какие затраты и расходы присутствуют, и сколько средств можно взимать за товар или услугу. Также она включает в себя все, что включено в разделы возможностей и стратегии в бизнес-плане, то есть, например, целевой рынок, ценностное предложение, маркетинг и так далее [20].

Авторы данной статьи предлагают следующую трактовку термина «бизнес-модель»: бизнес-модель – это схема, которая описывает то, как компания генерирует доходы, взаимодействует с клиентами и партнерами, производит и распределяет продукты и услуги, и как она в целом организована. Она описывает ключевые элементы бизнеса – целевую аудиторию, каналы продаж, структуру затрат и так далее.

Успешная бизнес-модель обосновывается большим доходом от продажи товара, чем расходами на его создание, то есть, прибылью.

Каждый из трех вышеупомянутых пунктов можно усовершенствовать с помощью внедрения новой бизнес-модели. Так, можно снизить затраты во время производства продукта, или найти более эффективные методы маркетинговой деятельности, или внедрить иной, новый способ оплаты товара для потребителей.

Несмотря на это, для эффективной деятельности предприятия, необязательно создавать и внедрять новую бизнес-модель. Стратегия может оставаться эффективной, если предлагать ее разным сегментам целевой аудитории. Например, рестораны зачастую используют стандартную бизнес-модель, но фокусируют свою стратегию, ориентируясь на разных клиентов [25].

Швейцарский Университет Санкт-Галлена создал концептуальный шаблон, который может использоваться для определения, описания и анализа бизнес-моделей [25]. На рисунке 1 можно увидеть, что данный шаблон состоит из четырех составляющих.

Рисунок 1 – Шаблон, созданный Швейцарским Университетом Санкт-Галлена, для определения, описания и анализа бизнес-моделей [составлено авторами по 25].

Если ответить на все 4 вопроса и определить целевую аудиторию, ценностное предложение для клиента, цепочку создания стоимости, модель дохода, то бизнес-модель можно легко создать и внедрить в деятельность любого предприятия. Ключевым преимуществом данного шаблона является то, что он учитывает факторы как внутри фирмы, так и за ее пределами.

Важно понимать, что бизнес-модель является широко используемой в разных отраслях, соответственно, внедрить ее в конкретный бизнес может быть непросто, и может повлечь за собой ряд побочных эффектов [25].

Таким образом, стоит учитывать, что изменение существующей бизнес-модели или внедрение новой является серьезным шагом в деятельности предприятия.

Бизнес-модели: классификации и виды

Существует несколько различных классификаций бизнес-моделей. Некоторые из них приведены ниже на рисунке 2.

Рисунок 2 – Классификации бизнес-моделей [составлено авторами по 23].

Рассмотрим классификацию бизнес-моделей, представленную на рис. 2 более подробно.

1. Классификация по типам дохода - в этой классификации бизнес-модели разделяются на те, которые зарабатывают деньги на продаже товаров или услуг; те, которые зарабатывают деньги на подписке; те, которые зарабатывают деньги на рекламе; и те, которые зарабатывают деньги на продаже данных.

2. Классификация по типу рынка - в этой классификации бизнес-модели разделяются на те, которые ориентированы на бизнес-клиентов (B2B); те, которые ориентированы на потребителей (B2C); и те, которые ориентированы на общественный сектор (B2G).

3. Классификация по типу принципа работы - в этой классификации бизнес-модели разделяются на те, которые основаны на продаже продуктов; те, которые основаны на услугах; те, которые основаны на лицензировании; и те, которые основаны на использовании чужих ресурсов.

4. Классификация по типу деятельности - в этой классификации бизнес-модели разделяются на те, которые связаны с производством товаров; те, которые связаны с оказанием услуг; те, которые связаны с торговлей; и те, которые связаны с технологиями.

5. Классификация по типу ценности для клиента - в этой классификации бизнес-модели разделяются на те, которые основаны на минимальных ценах для клиента; те, которые основаны на качественных продуктах; те, которые основаны на комфорте; те, которые основаны на производительности и т.д. [23].

Часто можно услышать фразу, что незачем изобретать велосипед, то есть изобретать то, что уже давно изобретено и хорошо работает. Ее можно применить и к исследованию инноваций и бизнес-моделей – они нередко представляют собой лишь измененные версии чего-то, что уже давно существовало, в других областях, например. Швейцарский Университет Санкт-Галлена выявили 55 повторяющихся шаблонов, которые составляют основы множества других бизнес-моделей [25]. Наиболее распространенными шаблонами являются следующие двадцать, представленные на рисунке 3 [32]:

Рисунок 3 – 20 наиболее популярных шаблонов бизнес-моделей [составлено авторами по 32].

Рассмотрим каждый шаблон более подробно на примерах.

Шаблоном «ничего лишнего» пользуется множество компаний. Nokia, к примеру, в последние несколько лет представляла несколько моделей телефонов «без излишеств», которые отличались от других смартфонов. Такие телефоны позволяют пользователям звонить, писать СМС, но не предоставляют доступа в интернет.

Франчайзинг также популярен среди компаний по всему миру. Рассмотрим шаблон на примере McDonald’s. Франчайзи имеют возможность открыть собственный ресторан McDonald. Они несут ответственность за управление своими ресторанами, но они должны соблюдать все установленные корпоративные стандарты, например, предложение продукта и фирменный стиль компании.

Модель «супермаркет» используют очень многие компании. Например, интернет-магазин, как и офлайн магазины, Amazon предлагает широкий ассортимент товаров, включая продукты питания и непродовольственные товары. Широкий ассортимент привлекает клиентов, которые ищут всевозможные продукты.

Такие компании, как Car2Go, например, используют бизнес-модель «плата за использование». Пользователи Car2Go платят поминутно за пользование одним из общих автомобилей [18].

Шаблоном «контракты, основанные на результатах» пользуется компания Xerox. Компания Xerox добилась больших успехов в создании сервисного бизнеса. Фирма запустила «услуги управляемой печати», в рамках которых она управляет парками принтеров и многофункциональных устройств, даже произведенных другими компаниями, для корпоративных клиентов. Xerox обеспечивает техническое обслуживание, модернизацию, замену бумаги и тонера. Клиенты платят только за распечатанные страницы, что упрощает работу и снижает эксплуатационные расходы [18].

Другим популярным шаблоном является шаблон «аренда вместо покупки» - им, например, пользуется General Electric. Компания сдает в аренду некоторые из своих продуктов клиентам. Это позволяет клиентам сбалансировать производственные потребности или устранить непредвиденные ситуации. Это дает клиентам гибкость и ценовые преимущества.

К фракционированию прибегает компания Homebuy. Homebuy позволяет семьям с низким доходом в Англии приобрести дом. Таким образом, правительство и застройщик предоставляют часть капитала, необходимого для покупки дома, а покупателю нужно только заплатить/получить ипотечный кредит на оставшуюся стоимость дома. Финансовому учреждению принадлежит часть дома, но клиент имеет полное право жить в доме [18].

Ценностное предложение Google по рекламе в поисковых системах доступно круглосуточно и без выходных из любой точки мира. Таким образом, фирма использует бизнес-модель «Гарантированные работоспособность и наличие». В отличие от традиционной рекламы, рекламные решения Google позволяют клиентам нацеливаться на свою аудиторию независимо от их местоположения и времени, следовательно, они также могут связаться с клиентом круглосуточно.

Стриминговый сервис Netflix работает по модели «подписка». Существуют различные варианты, и цена определяется количеством экранов, которые можно использовать для параллельной потоковой передачи.

Примером использования шаблона «freemium» может служить компания Apple, а точнее приложения в App Store. Многие из них доступны бесплатно, но позволяют использовать только ограниченные функции или пробный период для полной версии. Чтобы иметь постоянный доступ к полной версии, пользователь должен приобрести премиум-версию [18].

Многие соц. сети используют модель «сбор данных о клиентах» - в рамках которой собирают соответствующие данные, чтобы позволить другим компаниям лучше определять целевые группы для своей рекламы.

Платформа Airbnb использует шаблон «люди-людям». По-сути, это интерфейс, объединяющий хозяев жилья и путешественников, заинтересованных в кратковременном проживании и новых впечатлениях. Airbnb не несет ответственности за предоставление контента или услуг, но несет ответственность за обслуживание платформы и создание среды, которая делает транзакции P2P максимально простыми и безопасными.

Примером использования модели «скрытый доход» является платформа, веб-сайт и мобильные приложения YouTube. Они бесплатны для использования. На самом деле, каждый день просматривается более 5 миллиардов видео. В отсутствие платежеспособных клиентов реклама на YouTube обеспечивает перекрестное финансирование обширной инфраструктуры, необходимой для поддержки операций YouTube.

Компания eBay использует модель «двусторонний рынок». Продавцы могут размещать свои продукты за небольшую плату или даже бесплатно, в то время как покупатели могут просматривать списки продуктов и делать ставки или покупать продукты. eBay облегчает поиск и оплату через свою платформу.

Название следующего шаблона «бритва и лезвие» относится к фирме Gillette, а именно к 1904 году, когда компания продавала свой базовый товар – бритву – по низкой цене, а расходные материалы к нему – лезвия – продавала по высокой, зарабатывая на этом. По такому же шаблону работают и фирмы, продающие принтеры, кофемашины и так далее [31].

Swatch продает товары напрямую через свой веб-сайт Swatch.com и в своих розничных магазинах. Таким образом, компания использует шаблон «электронная коммерция».

Примером использования модели «денежная машина» может послужить авиакомпания Lufthansa. Рейсы Lufthansa оплачиваются сразу же после бронирования, хотя фактический рейс осуществляется через несколько дней, недель или месяцев. Это позволяет компании использовать ликвидность, которую она получает от предоплат, а также финансировать свои капиталоемкие операции (например, техническое обслуживание самолетов) [18].

Модель «краудсорсинг» использует фирма Procter and Gamble. Инициируя свою концепцию Connect + Develop, Procter and Gamble предлагает людям представить свои инновационные идеи. Благодаря этому подходу компания изучает решения и инновации в области упаковки, дизайна, маркетинговых моделей, методов исследования, техники, технологий и т.д.

Компания Nike использует бизнес-модель «пользовательский проект». Наряду со своими стандартными коллекциями Nike запустила программу под названием «Nike ID». Это позволяет клиентам индивидуализировать свои продукты, такие как обувь и футболки.

Примером использования шаблона «длинный хвост» является компания Nintendo. Она предлагает широкий выбор игр для своих игровых консолей. Игры не обязательно разрабатываются самой Nintendo, но все они должны быть сертифицированы Nintendo для запуска на консолях. Большое разнообразие игр позволяет ориентироваться на разные возрастные группы и жанры [18].

Таким образом, конкретно новых бизнес-моделей в современном мире мало, но довольно много можно найти сильных адаптаций и модификаций старых бизнес-моделей.

Внедрение и использование бизнес-моделей для развития отечественного предпринимательства в условиях санкционных ограничений

В настоящее время экономика Российской Федерации находится в довольно сложном положении в связи с разными внешними и внутренними факторами. Ключевым фактором на данный момент являются введенные санкционные ограничения против страны [6].

Санкционные ограничения влекут за собой следующие возможные проблемы для предпринимательства в России: сильный рост закупочных цен, сильную зависимость от импорта, снижение уровня выручки у компаний в связи со снижением покупательской способности и потребителей, проблемы с поставкой товара и так далее [5].

Для того, чтобы определить оптимальные бизнес-модели для развития предпринимательства в России, следует рассмотреть особенности ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации. К таким особенностям относятся следующие [3]:

1. Низкая культура бизнес-моделирования. В России недостаточно развита культура разработки и использования бизнес-моделей. Многие предприниматели не понимают, что это такое или считают, что это ограничивание их свободы действий.

2. Отсутствие инвестиций. Бизнес-модель — это дорогостоящее удовольствие, требующее значительных инвестиций. Однако, в России часто отсутствуют инвестиции, необходимые для разработки и реализации высококачественных бизнес-моделей.

3. Неустойчивость рынка. Российский рынок может быть нестабильным, и предприниматели могут столкнуться с трудностями во время разработки и реализации своих бизнес-моделей.

4. Бюрократические препятствия. Российские законы и принятые решения могут создавать препятствия для разработки и реализации бизнес-моделей. Многие предприниматели считают, что государственный контроль и бюрократические процедуры могут ограничить их возможности.

5. Недостаточное понимание рисков. В России многие предприниматели недостаточно понимают риски своих бизнес-моделей. Они могут рассчитывать на быстрый успех, не учитывая возможных потерь.

6. Несоответствие между теорией и практикой. В России могут возникать проблемы с применением теоретических концепций к практике. Это может приводить к неэффективному использованию бизнес-моделей.

7. Культурные особенности. В России есть свои культурные особенности, которые могут существенно влиять на бизнес-модели. Они могут ограничивать возможности предпринимателей и создавать препятствия для их развития.

В связи с ситуацией на Украине ЕС было принято 10 пакетов санкций против России. Они преимущественно нацелены на отсечение России от современных технологий с целью ограничения способности вести специальную военную операцию [16].

Как и любое экономическое решение, санкции оказывают влияние на развитие предпринимательства в России.

Отрицательное влияние может проявляться следующим образом [3]:

1. Ограничение доступа к капиталу и кредитам - из-за санкций западные банки перестали давать кредиты российским компаниям, что снижает возможности для их развития и инвестирования в новые проекты.

2. Снижение объемов экспорта - из-за ограничений на экспорт продукции и технологий, российские компании теряют рынки сбыта, что может привести к сокращению производства и ухудшению финансовых результатов.

3. Усиление конкуренции - ввод санкций приводит к уменьшению предложения на рынке, что может привести к усилению конкуренции между предприятиями и уменьшению прибыли.

4. Усиление протекционистской экономической политики - санкции могут привести к тому, что российский бизнес будет предпочитать защищать свои интересы, чем искать новые пути развития.

К положительному влиянию можно отнести следующие пункты:

1. Стимулирование местного производства - санкции могут заставить предприятия перейти на использование отечественного оборудования и комплектующих, что может способствовать развитию местного производства.

2. Поддержка экспорта - для компенсации потерь, связанных с санкциями, российские компании могут начать активнее продвигать свои товары и услуги на зарубежных рынках, что может стимулировать развитие экспорта.

3. Развитие отраслей, заменяющих импорт - санкции могут привести к тому, что российские компании начнут развивать отрасли, которые раньше были полностью представлены зарубежными производителями, что может стимулировать экономику и создание новых рабочих мест.

Все эти факторы не ограничены друг другом и могут проявляться в разной мере в зависимости от конкретных условий [17].

В ноябре 2022 года Российский союз промышленников и предпринимателей на своем интернет-сайте проводил опрос «Индекс деловой среды РСПП» среди предпринимателей страны различных отраслей - участникам необходимо было ответить на вопросы, касающиеся введения санкций для отечественного предпринимательства и их влияние на деятельность бизнеса. Всего в опросе приняли участие 55 человек. Репрезентативность выборки подтверждена ее объемом и достоверностью. Ниже представлены результаты анализа данного исследования [15].

Респондентам был задан вопрос о секторе экономической деятельности, к которому относится их предприятие. На рисунке 4 видно, что наиболее популярный сектор экономической деятельности среди опрошенных оказался промышленный – 70,4%, на втором месте оказался энергетический сектор – 11%, 9,3% составили предприятия строительного сектора, фирмы сектора «транспорт и связь» - 7,4%.

Рисунок 4 – Результаты опроса «Индекс деловой среды РСПП» [составлено авторами по 15].

Далее респондентов спросили о масштабе их бизнеса. По диаграмме на рисунке 5 видно, что большинство опрошенных оказались в категории «крупный бизнес» - 83,3%, к числу средних предприятий отнесли себя 7,5%, а к числу малых – 9,2%.

Рисунок 5 - Результаты опроса «Индекс деловой среды РСПП» [составлено авторами по 15].

Следующий вопрос, заданный респондентам, был о влиянии санкций на их бизнес. На рисунке 6 можно заметить, что процент опрошенных представителей фирм, считающих, что экономические санкции повлияли на деятельность их предприятий, составил 48,1%, 38,9% ответили, что не наблюдали никакого влияния санкций на их компании, и у 13% опрошенных данный вопрос вызвал затруднения.

Рисунок 6 - Результаты опроса «Индекс деловой среды РСПП» [составлено авторами по 15].

Далее респондентов спросили о влиянии на их компании роста цен на сырье, оборудование, комплектующие, связанный с санкциями. Так, из данных, представленных на рис. 7 видно, что 64,4% опрошенных ответили, что почувствовали воздействие роста цен в своей сфере деятельности, 20,8% заявили, что воздействие ощутимо, но незначительно, а 14,6% ответили, что не почувствовали роста цен на указанные товары.

Рисунок 7 - Результаты опроса «Индекс деловой среды РСПП» [составлено авторами по 15].

Далее респондентов спросили о связи санкций и снижении спроса на товары и услуги компаний. Из рисунка 8 видно, что данную связь подтвердили 12,5% бизнесов, 27,1% отметили лишь незначительное влияние снижения спроса ввиду санкций, и 60,4% не считают, что данные факторы имею между собой связь.

Рисунок 8 - Результаты опроса «Индекс деловой среды РСПП» [составлено авторами по 15].

Следующим вопросом был вопрос про проблемы с экспортов товаров. На рисунке 9 показано, что 6,4% бизнесов отметили такие проблемы в своей деятельности, 19,1% выделили незначительные проблемы с экспортом, 74,5% ответили, что не имеют данных проблем.

Рисунок 9 - Результаты опроса «Индекс деловой среды РСПП» [составлено авторами по 15].

Последний рассматриваемый в исследовании вопрос был о наличии возможности импортозамещения в тех отраслях, где ведут деятельность опрашиваемые бизнесы. Рисунок 10 отражает результаты - 60% ответили положительно, и 40% - отрицательно.

Рисунок 10 - Результаты опроса «Индекс деловой среды РСПП» [составлено авторами по 15].

В условиях санкционных ограничений на российском рынке многие предприниматели сталкиваются с серьезными трудностями ведения своего бизнеса. В этой ситуации особенно важно использовать оптимальные бизнес-модели, которые позволяют эффективно развивать свой бизнес [7].

Одной из самых популярных бизнес-моделей является модель «франчайзинга». Эта модель позволяет развивать бизнес, используя зарекомендовавший себя бизнес-формат и брендовое название конкурентов, при этом минимизируя риски. Основным преимуществом франчайзинга является возможность быстрого запуска бизнеса, ведь готовый бренд, проверенные бизнес-процессы и обученный персонал уже есть [33].

Для развития малого и среднего бизнеса также эффективно использовать модель «кооперации». Она позволяет объединяться нескольким предпринимателям, чтобы получить более выгодные условия при закупке товаров и услуг, а также совместно продвигать свой бренд на рынке.

Другая модель, которую можно применить – стартап-модель. Предприятие открывается в инновационной сфере и основывается на новых технологиях или идеях [14]. Эта модель позволяет достичь быстрого успеха в кратчайшие сроки, но требует крупных инвестиций.

Также очень эффективным представляется развитие онлайн-бизнеса. Многие компании переходят на онлайн-модель. Это включает в себя создание онлайн-магазинов, интернет-тренингов и консалтинга, SaaS продуктов (Software as a Service - программное обеспечение как услуга) и другие онлайн-решений.

Диверсификация играет немаловажную роль в данных условиях. Предприятие делает свою деятельность более разнообразной, и зарабатывает на сопутствующих или даже на непрофильных видах деятельности.

Наконец, для бизнеса, связанного с производством и экспортом продукции, эффективным считается использование модели «кластерной организации». Она заключается в том, чтобы объединяться предприятиям в одной области с целью совместной закупки сырья и материалов, а также во взаимной поддержке в разработке новых технологий [33].

Важно понимать, что каждая модель может быть использована только при определенных условиях и требует своего подхода. Поэтому выбор оптимальной бизнес-модели для развития отечественного предпринимательства должен основываться на анализе рынка и спроса, потенциале бизнеса и наличии инвестиций.

Также стоит упомянуть и то, что для развития отечественного предпринимательства существенную роль может сыграть цифровизация бизнес-процессов предприятий, тем самым повышая производительность труда [4].

Таким образом, использование оптимальных бизнес-моделей является одним из ключевых факторов безопасного и эффективного развития предпринимательства в условиях санкционных ограничений.

Заключение

В данной статье были рассмотрены различные подходы в определении бизнес-моделей, такие как:

· Бизнес-модель как описание того, как компания зарабатывает деньги;

· Бизнес-модель как рамка, определяющая, как организация создает, доставляет и захватывает ценность для своих клиентов;

· Бизнес-модель как инструмент разработки и оптимизации бизнеса;

· Бизнес-модель как система создания, передачи и сохранения ценности для всех участников бизнес-процесса.

Было отмечено, что уже существующие предприятия не должны пренебрегать периодическим обновлением своих бизнес-моделей. Это является ключевым фактором для успешного существования бизнеса, так как с помощью модификации бизнес-модели компании могут успешно прогнрозировать грядущие рыночные тенденции, тренды, а также возможные проблемы в будущем.

Также было проанализировано несколько определений термина «бизнес-модель» и предложено авторское определение. Бизнес-модель может быть определена как единица анализа, используемая для описания деятельности компании. Бизнес-модель иногда представляется как всеобъемлющая концепция, которая учитывает различные детали, из которых состоит бизнес, и объединяющая их в одно целое. Иными словами, бизнес-модель отражает деятельность предприятия, опираясь на его отдельные компоненты.

В статье отмечается, что Швейцарский Университет Санкт-Галлена создал концептуальный шаблон, включающий в себя 4 составляющих, который может использоваться для определения, описания и анализа бизнес-моделей.

В статье исследованы различные классификации бизнес-моделей: классификация по типам дохода, по типу рынка, по типу принципа работы, по типу деятельности, по типу ценности для клиента.

Для выявления оптимальных бизнес-моделей для развития отечественного предпринимательства для начала были выделены особенности бизнес-среды в Российской Федерации. К таким особенностям относятся: низкая культура бизнес-моделирования, отсутствие инвестиций, неустойчивость рынка, бюрократические препятствия, недостаточное понимание рисков, несоответствие между теорией и практикой, культурные особенности.

Было отмечено, что санкции, как и любое экономическое решение, оказывают влияние на развитие предпринимательства в России. К отрицательным последствиям были отнесены: ограничение доступа к капиталу и кредитам, снижение объемов экспорта, усиление конкуренции, усиление протекционистской экономической политики. К положительным последствиям были отнесены следующие: стимулирование отечественного производства, поддержка экспорта, развитие отраслей, заменяющих импорт.

В качестве потенциально эффективных бизнес-моделей для развития отечественного предпринимательства в условиях санкционных ограничений были выделены следующие модели: франчайзинг, модель кооперации, стартап-модель, развитие онлайн-бизнеса, диверсификация, модель кластерной организации.

Таким образом, на базе проведенного исследования можно заключить: гипотеза о том, что несмотря на негативное влияние санкций на предпринимательство, благодаря внедрению или преобразованию бизнес-модели предприятие может не только не пострадать, но и улучшить свое положение на рынке, полностью себя оправдала. Разработка и внедрение оптимальных бизнес-моделей является залогом устойчивого развития и динамичного роста не только для новых компаний, но и для уже существующих.

[1] Майкл Монро Льюис — американский писатель и финансовый журналист.

[2] Питер Фердинанд Друкер — американский учёный австрийского происхождения; экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века.

[3] Джоан Магретта – американская писательница.

[4] Александр Остервальдер — швейцарский теоретик бизнеса, автор книг, консультант и предприниматель.

[5] Рита МакГраф – всемирно признанный специалист по стратегии в неопределенной и изменчивой среде.

[6] Сергей Нетесин — российский и американский учёный, профессор.


Источники:

1. Дудникова А.В. Сущность и условия применения инновационных бизнес-моделей // Молодой ученый. – 2014. – № 14. – c. 154-156.
2. Еловенко О.В. Развитие инновационных бизнес-моделей в современных условиях хозяйствования // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XXXI студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. – М.: «МЦНО». Москва, 2016.
3. Зарубина Ю.В. Россия в условиях новых экономических санкций // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2022. – № 9. – c. 343-344.
4. Коржова О.С., Стукен Т.Ю., Лапина Т.А., Коржов Е.В. Влияние цифровизации бизнес-процессов предприятий на производительность труда персонала и занятость населения в Российской Федерации // Экономика труда. – 2023. – № 1. – c. 171-180.
5. Краковецкая И.В., Воробьева Е.С., Вотякова И.В., Черняк М.Э., Макаров И.В. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в кризисных условиях: вызовы и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 1. – c. 113-124.
6. Усенко Л.Н., Гузей В.А., Усенко А.М. Анализ цифровой трансформации бизнеса для обеспечения устойчивого развития // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2023. – № 1. – c. 21-28.
7. Ширинкина Е.В. Бизнес-модели в условиях всевозрастающей сложности бизнес-среды // Вестник Волгоградского экономического университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2021. – № 1. – c. 121-130.
8. Щепакин М.Б. Управление конкурентоустойчивостью бизнеса посредством инновационных преобразований в условиях мобилизационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 601-628.
9. Casadesus-Masanell R., Ricart J. How to design a winning business model. 2011. P. 8
10. Giotra K., Netessine S. Four paths to business model innovation. 2014. P. 216
11. Lewis M. The New New Thing: A Silicon Valley Story. 1999. P. 349
12. Osterwalder A. The Business Model Ontology: A Proposition In A Design Science Approach. - University of Lausanne, 2005.
13. Все ли в порядке с вашей бизнес-моделью?. [Электронный ресурс]. URL: https://big-i.ru/management/strategiya/a10871/ (дата обращения: 23.04.2023).
14. Инновационная деятельность предприятия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0053/ (дата обращения: 24.04.2023).
15. Результаты опроса «Последствия введения санкций для российского бизнеса». [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/activity/analytics/rezultaty-oprosa-posledstviya-vvedeniya-sanktsiy-dlya-rossiyskogo-biznesa/ (дата обращения: 22.04.2023).
16. Санкции ЕС против России вследствие вторжения в Украину. Европейская комиссия. [Электронный ресурс]. URL: https://eu-solidarity-ukraine.ec.europa.eu/eu-sanctions-against-russia-following-invasion-ukraine_ru (дата обращения: 25.04.2023).
17. Эксперты предложили варианты адаптации бизнеса к санкциям. РБК: Экономика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/20/04/2022/625ea0729a794725aff8c4d9 (дата обращения: 22.04.2023).
18. Explore: Patterns. Business Model Navigator. [Электронный ресурс]. URL: https://businessmodelnavigator.com/explore (дата обращения: 29.04.2023).
19. How Companies Make Money. Investopedia. [Электронный ресурс]. URL: https://www.investopedia.com/terms/b/businessmodel.asp (дата обращения: 24.04.2023).
20. How to Write a Business Plan. Экономический портал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bplans.com/business-planning/how-to-write/ (дата обращения: 23.04.2023).
21. Relationship between Business Strategy and Business Model Studied in a Sample of Service Companies. Journal of Competitiveness. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cjournal.cz/files/234.pdf (дата обращения: 22.04.2023).
22. Starting a Business Guide. [Электронный ресурс]. URL: https://articles.bplans.com/starting-a-business/ (дата обращения: 22.04.2023).
23. The Importance of Classification to Business Model Research. [Электронный ресурс]. URL: http://journalofbusinessmodels.com/media/1045/vol-3-no-1-pp-49-61.pdf (дата обращения: 23.04.2023).
24. The Project Economy Has Arrived. The Project Economy Has Arrived. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/2021/11/the-project-economy-has-arrived (дата обращения: 25.04.2023).
25. The St. Gallen Business Model Navigator. [Электронный ресурс]. URL: https://wackwork.de/wp-content/uploads/2017/11/St-Gallen-Business-Model-Innovation-Paper.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
26. What Is a Business Model?. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/2015/01/what-is-a-business-model (дата обращения: 24.04.2023).
27. What Is a Business Model? Business Models Explained. [Электронный ресурс]. URL: https://articles.bplans.com/what-is-a-business-model-business-models-explained/ (дата обращения: 22.04.2023).
28. What Is Strategy?. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/1996/11/what-is-strategy (дата обращения: 24.04.2023).
29. When Your Business Model Is in Trouble. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/2011/01/when-your-business-model-is-in-trouble (дата обращения: 25.04.2023).
30. Why Business Models Matter. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr.org/2002/05/why-business-models-matter (дата обращения: 23.04.2023).
31. 12 прорывных бизнес-моделей, которые изменили рынок. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/marketing/55296-12-proryvnyh-biznes-modeley-kotorye-izmenili-rynok (дата обращения: 23.04.2023).
32. 55 бизнес-моделей и способов монетизации чего-угодно. [Электронный ресурс]. URL: https://daily10.ru/55-business-models-sposobov-monetizacii-chego-ugodno/ (дата обращения: 22.04.2023).
33. 8 types of business models & the value they deliver. [Электронный ресурс]. URL: https://online.hbs.edu/blog/post/types-of-business-models (дата обращения: 23.04.2023).

Страница обновлена: 11.03.2024 в 17:09:15