Бизнес-модель как описание деятельности реальной коммерческой организации

Денисов И.В.1, Петренко Е.С.1, Белик Е.Б.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42471358
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье бизнес-модель рассматривается с точки зрения одной из возможных трактовок, а именно как характеристика или описание деятельности коммерческой организации. Данный подход позволяет говорить, что результатом деятельности фирмы является создание ценности, а также выявлять источники вновь созданной стоимости. Кроме того, подобный взгляд позволяет описывать взаимосвязь между применением компаниями инновационных бизнес-моделей и созданием или получением ими конкурентных преимуществ, а также описывать количественные зависимости между бизнес-моделью и конкурентоспособностью компании, основанной на экономических показателях. Особое внимание было уделено конкуренции между несколькими бизнес-моделями и результатами их применения. Приведены как положительные, так и отрицательные примеры совмещения двух бизнес-моделей. В заключение в хронологическом порядке приводятся взгляды различных зарубежных исследователей на определение бизнес-модели в рамках описания деятельности компании.

Ключевые слова: бизнес-модель, инновация, формируемая стоимость, конкурентоспособность

JEL-классификация: M11, M21, M29

Источники:

1. Денисов И.В., Бобков А.Л., Кучмаева О.В. Развитие организационной структуры предприятий розничной торговли (на примере Чешской Республики) // Статистика и Экономика. – 2017. – № 3. – С. 31-40. – doi: 10.21686/2500-3925-2017-3-31-40 .
2. Петренко Е.С., Витер К.А., Столяров Н.О. Компаративный анализ ментальных моделей восприятия социального предпринимательства в России и Казахстане // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – С. 107-122. – doi: 10.18334/eo.9.1.40501 .
Afuah A. Business model innovation: concepts, analysis, and cases. Routledge. - 2014
4. Al-Debei Mutaz M., David Avison Business model requirements and challenges in the mobile telecommunication sector // Journal of Organisational Transformation & Social Change. – 2011. – № 2. – С. 215-235.
5. Amit R., Christoph Zott Value creation in e‐business // Strategic management journal. – 2001. – № 6-7. – С. 493-520.
6. Aspara Jaakko, Joel Hietanen, Henrikki Tikkanen Business model innovation vs replication: financial performance implications of strategic emphases // Journal of Strategic Marketing. – 2010. – № 1. – С. 39-56.
Bellman R., Kenneth L.Cooke. Modern elementary differential equations. Courier Corporation. - 1995
8. Birkinshaw J., Jules Goddard What is your management model? // MIT Sloan Management Review. – 2009. – № 2. – С. 81.
9. Bocken N.M.P., Padmakshi Rana, Short S.W. Value mapping for sustainable business thinking // Journal of Industrial and Production Engineering. – 2015. – № 1. – С. 67-81.
10. Brea‐Solís Humberto, Ramon Casadesus‐Masanell, Emili Grifell‐Tatjé Business Model Evaluation: Quantifying W almart's Sources of Advantage // Strategic Entrepreneurship Journal. – 2015. – № 1. – С. 12-33.
11. Casadesus‐Masanell Ramon, Feng Zhu Business model innovation and competitive imitation: The case of sponsor‐based business models // Strategic management journal. – 2013. – № 4. – С. 464-482.
12. Casadesus-Masanell Ramon, Joan Enric Ricart From strategy to business models and onto tactics // Long range planning. – 2010. – № 2-3. – С. 195-215.
13. Hienerth Christoph, Peter Keinz, Christopher Lettl Exploring the nature and implementation process of user-centric business models // Long Range Planning. – 2011. – № 5-6. – С. 344-374.
14. Jones Gardner M. Educators, electrons, and business models: A problem in synthesis // Accounting Review. – 1960. – № 4. – С. 619.
15. Kim Soo Min, et al. Synthesis of large-area multilayer hexagonal boron nitride for high material performance // Nature communications. – 2015. – № 8662. – С. 447.
16. Konczal Edward F. Models are for managers, not mathematicians // Journal of Systems Management. – 1975. – № 165. – С. 12-15.
17. Lund Nielsen End-of-pipe single-sludge denitrification in pilot-scale recirculating aquaculture systems // Aquacultural engineering. – 2014. – С. 28-35.
18. Markides Constantinos C. Business model innovation: what can the ambidexterity literature teach us? // Academy of Management Perspectives. – 2013. – № 4. – С. 313-323.
19. Martins Luis L., Violina P. Rindova, Bruce E. Greenbaum Unlocking the hidden value of concepts: a cognitive approach to business model innovation // Strategic Entrepreneurship Journal. – 2015. – № 1. – С. 99-117.
20. Massa Lorenzo, Christopher L. Tucci, Allan Afuah A critical assessment of business model research // Academy of Management Annals. – 2017. – № 1. – С. 73-104.
21. McGuire Joseph W. How much freedom does business REALLY want? // Business Horizons. – 1965. – № 2. – С. 73-78.
Osterwalder A., Yves Pigneur. An eBusiness model ontology for modeling eBusiness. BLED 2002 proceedings. - 2002
23. Pateli Adamantia G., George M. Giaglis A research framework for analysing eBusiness models // European journal of information systems. – 2004. – № 4. – С. 302-314.
Porter M.E. What is strategy. Published November. - 1996
25. Roome Nigel, Céline Louche Journeying toward business models for sustainability: A conceptual model found inside the black box of organisational transformation // Organization & Environment. – 2016. – № 1. – С. 11-35.
26. Sinfield J.V., et al. How to identify new business models // MIT Sloan Management Review. – 2012. – № 2. – С. 85-90.
27. Velu Chander, Philip Stiles Managing decision-making and cannibalization for parallel business models // Long Range Planning. – 2013. – № 6. – С. 443-458.

Страница обновлена: 30.10.2024 в 11:08:06