Качество труда как система, его проявление в росте производительности под влиянием цифровой технологии

Корогодин И.Т.1
1 Воронежский государственный университет

Статья в журнале

Экономика труда
Том 8, Номер 1 (Январь 2021)

Цитировать:
Корогодин И.Т. Качество труда как система, его проявление в росте производительности под влиянием цифровой технологии // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 1. – doi: 10.18334/et.8.1.110979.

Аннотация:
В статье на основе критического анализа разных точек зрения на понимание качества труда обосновывается альтернативная точка зрения, раскрывающая системное содержание этой категории. Определяются подсистемы структурных элементов, составляющих содержание видов и разновидностей качества труда. Выясняется процесс проявления качества труда в росте производительности под влиянием цифровой технологии.

Ключевые слова: качество рабочей силы, качество труда, система содержания качества труда, разновидности качества труда, производительность труда, проявление качества труда в его производительности, цифровая технология

JEL-классификация: J21, J24, O15



Введение

В современной экономике происходят прогрессивные изменения в ее технике и технологии, что не может не влиять на изменение в труде, важнейшими характеристиками которого являются его качество и производительность. Качество труда первично, так как оно представляет собой внутреннее сущностное свойство, а производительность – внешнее свойство как результат процесса труда, создающийся на основе роста его качества. Чтобы понять, как качество труда проявляется в его производительности, и выяснить, каким образом при росте его качества совершается процесс повышения производительности, необходимо раскрыть структурные элементы, составляющие содержание этих категорий, и установить связи между ними, образующие основу данной экономической системы.

Цель статьи – обосновать современную концепцию качества труда, альтернативную существующим в различных теориях, раскрыть процесс его проявления в росте производительности под влиянием цифровой технологии. Задачи: проанализировать существующие концепции и точки зрения на понимание качества труда; сопоставить различные подходы к определению его содержания, синтезировать их и сделать вывод об истинности этих подходов; обосновать альтернативную точку зрения на понимание качества труда; раскрыть систему структурных элементов, образующих содержание видов и разновидностей качества труда; выяснить процесс проявления качества труда в росте его производительности; определить направления повышения производительности под влиянием цифровой технологии. Методологическая основа исследования включает: научные принципы – системности, единства общего и специфического, причинно-следственной связи, «процесс – результат», а также базирующиеся на них – статический, динамический, структуралистический, когнитивно-ценностный, методологические подходы к раскрытию качества труда и проявления его в производительности.

Методология исследования

Представители разных экономических школ неоднократно указывали на существующую связь между качеством труда и его производительностью. А. Смит писал: «В результате применения лучших машин, вследствие большей ловкости и более целесообразного разделения и распределения труда, для выполнения каждого отдельного предмета, требуется гораздо меньшее количество труда…» [1, с. 275] (Smit, 2009, р. 275). В этом утверждении можно предположить наличие двух положений, характеризующих рост качества и производительности труда. Первое положение свидетельствует о росте качества труда на основе применения лучших машин, большей ловкости работников и более целесообразного разделения и распределения труда. Второе положение отражает результат роста качества труда, т.е. повышение его производительности, поскольку на выполнение каждого отдельного предмета требуется гораздо меньшее количество труда. К. Маркс в «Капитале» также указывал на прямую связь между увеличением производительности труда и ростом его качества. «В каждой стране, – писал он, – существует известная средняя интенсивность труда; труд, не достигающий этой средней интенсивности, означает затрату на производство данного товара времени больше, чем общественно необходимо в этой стране, и потому не является трудом нормального качества» [2, с. 571] (Marks, 1969, р. 571). Здесь Маркс указывает на три структурных элемента труда (качество, интенсивность и производительность), взаимосвязанных между собой и отражающих зависимость низкой производительности от труда, который не является трудом нормального качества, поскольку не достигает средней интенсивности по стране.

Вопросы теории и практики качества труда, понимание структурных элементов, образующих его содержание, излагается в разных концепциях и точках зрения. При этом важно понять необходимость выделения двух взаимосвязанных понятий: качества труда и качества рабочей силы. Поскольку труд есть функция рабочей силы, без знания ее качества нельзя понять и качество труда. Тем не менее отдельные авторы считают, что эти качества тождественны. П. Самуэльсон, характеризуя различия в качестве труда людей, отмечал, «…что люди сильно различаются по способностям и по размерам своего вклада в доход фирмы, полученный на каждый затраченный доллар» [3, с. 183] (Samuelson, 1992, р. 183). В этом утверждении трудно понять качественные различия между людьми. Если способности людей характеризуются свойствами качества их рабочей силы, то вклад скорее можно понимать как вложение средств, денег в полученный доход фирмы. В любом случае речь здесь идет о способностях, накопленных и реализованных людьми, характеризующих лишь качество их рабочей силы, а не качество труда.

Более четко прослеживается единство качества рабочей силы и труда работника у других авторов. Западные экономисты К. Макконелл и С. Брю утверждают, что качество труда – это «здоровье, решительность, образование и подготовка, а также отношение к труду» [4, с. 157] (Makkonnell, Bryu, 1991, р. 157). В этом положении названы группы свойств, объединенных в такие элементы, как здоровье, решительность, образование, подготовка, которые характеризуют качество рабочей силы. Они представляют собой лишь потенциальную возможность работника как способность его к труду. Но когда речь идет об отношении к труду, то это уже характеризует качество трудовой деятельности людей. Оценить, как человек относится к труду, можно лишь непосредственно в процессе выполнения им того или иного труда.

Таким образом, исходя из данных утверждений, следует, что западные экономисты не признают наличие рабочей силы как экономической категории. Вместо нее принято считать, что существует человеческий капитал. Однако в действительности, как доказано представителями разных экономических школ, существует и рабочая сила, и человеческий капитал, которые по своему содержанию дополняют друг друга. Наличие показателей: качество рабочей силы, качество человеческого капитала и качество труда дает возможность лучше определить качественные различия между людьми и в их трудовой деятельности. Эти категории взаимосвязаны и взаимозависимы между собой, но в то же время они различны. Тем не менее первоначальное познание качества рабочей силы способствует более глубокому и всестороннему изучению качества труда.

Используя принцип системности, принцип единства общего и специфического в исследовании качества рабочей силы, можно раскрыть структуру его содержания. Каждому человеку присущи общие свойства, характеризующие качество его рабочей силы, причем он обладает и природными, и приобретенными свойствами. В то же время человек имеет и специфические свойства, которые характеризуют его умственные и физические способности, профессиональный и квалификационный уровень качества рабочей силы.

Под качеством рабочей силы следует понимать устойчивую совокупность свойств умственных и физических способностей человека, характеризующих его профессиональный и квалификационный уровень подготовки, требуемый для выполнения определенного вида и сложности труда. Свойства, характеризующие способность человека, можно сгруппировать в отдельные элементы. Таких элементов качества рабочей силы нами выделено четыре: природные, профессиональные, квалификационные и духовные способности. Первостепенное значение для работника имеют профессиональные и квалификационные способности, от которых в большей степени зависит качество его рабочей силы. Представленная разнообразная характеристика свойств способностей работника обусловила выделение следующих видов качества рабочей силы: природное, основанное на природных свойствах человека; функциональное, основанное на профессиональных и квалификационных свойствах работника; системное, базирующееся на всех свойствах способностей человека как их целостной системе.

При функционировании рабочей силы она превращается в труд. Одновременно совершается процесс преобразования элементов ее качества в структурные элементы качества труда. Следовательно, качество рабочей силы является материальной основой образования качества труда. Важно понять, какие структурные элементы определяют содержание качества труда. Существуют разные точки зрения на его понимание. Так, классик Д. Рикардо считал: «Качество труда в значительной мере зависит от сравнительного искусства работника и напряженности выполняемого труда. Труд более высокого качества и более высокой напряженности в единицу рабочего времени создает более высокую стоимость» [6, с. 409] (Rikardo, 1991, р. 409). Здесь указано на два основных структурных элемента, от которых в значительной мере зависит качество труда. О важности интенсивности труда для его качества выше уже отмечалось, исходя из марксистской трактовки. Что касается искусства работника как его умения, мастерства, знания дела, то оно в большей степени характеризует самого индивида, качество его рабочей силы, нежели качество труда. Данный структурный элемент, несомненно, участвует в формировании качества труда, но он уже действует в преобразованном виде.

Другая точка зрения на понимание качества труда трактуется иначе: «Под качеством труда следует понимать степень его полезности, или способность труда (одного и того же количества) удовлетворить в той или иной мере какие-либо общественные потребности за счет потребления созданного им продукта» [7, с. 92] (Belkin, 2003, р. 92). В этом определении качество труда представлено не содержанием, а степенью полезности или способностью этого труда удовлетворять общественные потребности. Иначе говоря, речь здесь идет не об элементах, образующих содержание качества труда, а о результатах, полученных в процессе его функционирования на основе взаимодействия этих элементов. Такое понимание качества труда противоречит действию принципа «процесс – результат» и принципа причинно-следственной связи. В соответствии с этими принципами всякий экономический процесс обладает своим содержанием, выступающим как причина, и результатом, являющимся следствием по отношением к причине, который не может быть элементом, составляющим ее содержание. Причем в анализе этой связи важно исходить из того, что причинность носит, как правило, объективный, материальный характер [8, с. 78] (Korogodin, 2016, р. 78). Но понять качество труда по его результату, без раскрытия содержания самого процесса создания этого результата, вряд ли можно.

Проведенный критический анализ дает основание для более глубокого исследования качества труда и его связи с производительностью. При этом методология его исследования должна быть иная, чем при исследовании качества рабочей силы. В последнем случае был применен статический методологический подход. Это связано с тем, что сама рабочая сила постоянно находится в статичном положении, если она не функционирует. Поэтому раскрыть ее качество легче тогда, когда она находится в неизменном положении.

Для исследования качества труда применим динамический методологический подход, основанный на принципе системности и принципе «процесс – результат». Все структурные элементы качества труда обладают динамизмом, присущим любому процессу, в том числе и процессу труда. Они постоянно находятся во взаимодействии и в движении, и их можно всесторонне изучить, поскольку они составляют целостную постоянно развивающуюся систему. Качество труда как экономическую систему образуют три подсистемы: материально-вещественная, процессная и общественная.

Материально-вещественная подсистема качества труда включает следующие структурные элементы: свойства рабочей силы в момент ее функционирования, характеризующие развитие профессиональных и квалификационных способностей к труду; свойства умственных и физических способностей, характеризующие степень проявления в труде полученных и накопленных знаний, навыков, опыта, умения работника; свойства энергетической силы человека, характеризующие степень ее напряженности (интенсивности), обеспечивающей полную реализацию всех способностей в труде; свойства духовного элемента (нравственные, моральные, этические и др.), содействующие полной реализации способностей работника в труде. Все указанные элементы представляют собой преобразованные посредством динамизма элементы качества рабочей силы. В то же время возникает и новый элемент качества труда – энергетическая сила, которая при росте ее напряжения обеспечивает полное проявление всех способностей человека и получение им большего полезного эффекта результата труда. Это характеризует особую важность энергетической силы как элемента качества труда. При равных умственных и физических способностях более высокое качество труда окажется у тех работников, чей труд был более интенсивным.

Процессная подсистема качества труда непосредственно связана с материально-вещественной подсистемой и обеспечивает ее функционирование. Она представляет собой совокупность процессов, входящих в систему качества труда и посредством их взаимодействия образует динамизм всех структурных элементов этого качества, обеспечивая его рост. Эта подсистема включает в свой состав процессы, направленные на: превращение рабочей силы в труд, преобразование элементов качества рабочей силы в элементы качества труда, затраты энергетической силы в виде расходования мозга, нервов, органов чувств, а в конечном итоге превращения ресурсов в благо, удовлетворяющее потребности людей. Общественная подсистема представляет собой совокупность экономических связей и отношений, возникающих между индивидами, по обогащению их знаниями, опытом, навыками, развитием интеллекта и на этой основе использование цифровой технологии в процессе труда. Данная подсистема образует общественную форму движения структурных элементов качества труда, роста и развития его производительной силы.

Таким образом, под качеством труда как экономической системой следует понимать совокупность структурных элементов, подсистем, обладающих природными, профессиональными, квалификационными, интеллектуальными и духовными свойствами, взаимодействие которых образует целесообразную деятельность человека, обеспечивающую рациональное использование ресурсов и создание качественных благ, удовлетворяющих потребности людей. Из данного определения можно выделить две составляющие качества труда: содержательную и результативную. Первая – включает структуру материально-вещественных элементов, процессы как взаимодействие этих элементов и общественную форму их развития. Вторая – образует полезный эффект результата, созданного трудом в виде жизненных благ, удовлетворяющих потребности людей.

В экономической литературе встречаются разные аспекты в оценке качества труда. Так, Р. Дж. Гордон пишет: «Можно условно разделить профессии по качеству исполняемой работы на «приятные» и «неприятные»» [9, с. 53] (Gordon, 2013, р. 53). В данном случае речь идет о внешней форме оценки качества выполняемой работы, о показателе субъективной оценки профессии со стороны ее исполнителя без учета его квалификации. Р. Губарев отмечает: «Несмотря на специфику труда отдельных категорий работников, ко всем предъявляются сходные требования в отношении показателей качества труда» [10, с. 61] (Gubarev, 2013, р. 61). Однако не могут быть единые требования для всех категорий работников по отношению к показателям их качества труда, поскольку существуют отдельные его виды и разновидности, каждая из которых имеет свой отличительный признак.

Качество труда, основываясь на качестве рабочей силы, также различается по трем видам: природное, функциональное и системное. Важное значение для роста производительности имеет функциональное качество труда. В основе его образования лежит общественное разделение труда в двух основных и взаимосвязанных его формах: профессиональной – как совокупности способностей работника, обеспечивающей выполнение им специфически конкретного вида труда, и квалификационной – как совокупности способностей работника выполнять труд разной степени сложности. На этой объективной основе возникли две разновидности функционального качества труда, результаты роста полезного эффекта которого имеют двустороннее выражение. С одной стороны, полезный эффект качества специфически конкретного труда выражается в создании разных видов продуктов, удовлетворяющих разнообразные потребности человека. С другой стороны, полезный эффект выражается в разном уровне качества одного и того же продукта, который является результатом изменения уровня качества труда в зависимости от степени его сложности и напряженности.

Таким образом, функциональное качество труда выступает в двух его разновидностях: качество специфически определенного вида конкретного труда и качество особой сложности труда. Каждая из них характеризуется своим содержанием. Первое – обладает такими элементами, как профессиональные свойства работника, реализуемые в труде; свойства умственной и физической энергии, реализуемой в процессе его труда, обусловленные характером технологических операций; свойства духовного элемента трудовой деятельности человека. Основным критерием этого качества является соответствие профессии работника определенному виду выполняемого конкретного труда. Качество особой сложности труда по своему содержанию обладает следующими элементами: квалификационные свойства работника, реализуемые в труде; свойства умственной и физической энергии, расходуемой в процессе труда, обусловливаемой его сложностью и интенсивностью; свойства духовного элемента трудовой деятельности человека. Основным критерием данного качества является соответствие квалификации работника сложности выполняемой работы.

При переходе к цифровой технологии приобретает весьма высокую актуальность проблема востребованности экономики в качественном и производительном труде. Успешное ее решение предполагает изменение всей системы мер по повышению производительности, ориентируя ее в направлении не столько на увеличение объема продукции в расчете на единицу труда, сколько на снижение затрат труда на единицу качественной продукции. Рост качества товара и снижение его стоимости становится основным критерием эффективной цифровой экономики. Это обусловлено тем, что все более конкурентным является качественный товар, требующий больших затрат сложного труда на его производство. Добиться таких результатов можно лишь путем применения высококачественного труда.

Производительность прямо не связана с качеством создаваемой продукцией. Поэтому на практике чаще наблюдается противоположное движение этих явлений. При росте производительности качество продукции может снижаться, если оно не сопровождается ростом качества труда. Качество продукции находится в прямой зависимости от качества труда. Но имеется иная точка зрения. Так, Рофе А.И., Стрейко В.Т., Збышко В.Г. пишут: «Рост производительности труда на предприятиях проявляется в виде: увеличения массы продукции, создаваемой в единицу времени при неизменном ее качестве; повышение качества продукции при неизменной ее массе, создаваемой в единицу времени» [11, с. 45] (Rofe, Streyko, Zbyshko, 2000, р. 45). С таким положением трудно согласиться, поскольку в нем нарушено существующее объективное соответствие между качественной и количественной определенностью роста производительности. Для анализа происходящих изменений в росте производительности труда необходимо применить научный принцип «процесс – результат». Именно благодаря этому принципу было установлено, что труд и его производительность обладают одновременно и качественной, и количественной определенностью. Содержание труда и производительности как их внутреннее свойство характеризуется качеством, которое является первичным. В процессе изменения этого содержания в той же степени изменяется их качество. Вторичным же служит количественная их определенность как внешнее проявление, которое происходит в соответствии с изменением качества каждого из них. Производительность отражает происходящее изменение в качестве труда и является его признаком. Через отдельные конкретные показатели производительности качество труда получает свое количественное выражение. Следовательно, в процессе роста качества труда и его производительности происходит одновременное их проявление и в увеличении массы товара, и в повышении его качества. На практике подсчитано, что более высокое качество товара по сравнению с менее качественным обеспечивает примерно 25% прироста производительности труда.

Процесс роста качества труда как экономической системы многосторонне проявляется в своих результатах, которые можно выразить посредством трех основных показателей: повышение производительности труда, качества продукции и экономное использование ресурсов. Рост качества труда имеет первостепенное значение для повышения производительности. В связи с этим необходимо выяснить направления повышения производительности в зависимости от роста качества труда.

Поскольку речь идет о функциональном качестве труда, которое проявляется в производительности посредством двух его разновидностей, то можно предположить о наличии, соответственно, двух основных направлений этого процесса: профессиональном и квалификационном. Следовательно, первое направление повышения производительности базируется на росте качества специфически определенного вида конкретного труда, а второе – на росте качества особой сложности труда. При этом важно показать, как осуществляется в каждом из названных направлений повышения производительности под влиянием цифровой техники и технологии, какие особенности присущи каждому из них. Данные процессы и особенности зависят от содержания каждого качества труда и их отличительных признаков.

Качество специфически определенного вида конкретного труда при его росте проявляется в более высокой производительности посредством профессионального разделения труда. Последнее за счет специализации обеспечивает рост качества способностей работника. Важнейшими чертами этого роста является высокая компетенция работника данной профессии и его профессиональное мастерство как способность умело использовать специальные знания в своей трудовой деятельности. Отличительными признаками профессионального направления роста производительности являются: цель трудовой деятельности, характер трудовых операций, определяемых технологией, качественно различные потребительные стоимости создаваемого продукта.

При внедрении цифровой технологии происходит изменение способа действия средств труда в форме цифровой техники на предмет труда. Уменьшается количество трудовых операций и функций за счет автоматизации, а следовательно, и рабочее время на их выполнение. В результате роста качества труда он приобретает способность приводить в движение все возрастающую массу прошлого труда, овеществленного в цифровой технике. В результате снижаются затраты живого труда в расчете на единицу качественной продукции и обеспечивается повышение его производительности.

Рост качества особой сложности труда проявляется в более высокой производительности на основе квалификационного разделения труда. Речь идет о разделении одного и того же вида конкретного труда по его сложности, т.е. между простым и сложным трудом. Труд сложный, в отличие от простого, обладает большим удельным весом, есть проявления высококвалифицированной рабочей силы одной и той же профессии работника, имеющего большой опыт работы. Важным свойством качества особой сложности труда является свойство энергетической силы, расходуемой в процессе труда, обусловленной его сложностью. Отличительными признаками этого качества являются: сложность и интенсивность труда, полезный эффект, выраженный в росте производительности и качестве продукции. Материальной основой этому служит степень автоматизации трудовых операций и функций. Именно качество особой сложности труда является приоритетным для цифровой экономики. Под воздействием цифровой техники и технологии возникает труд большей степени сложности и интенсивности, следовательно, более высокого качества. Чем выше качество труда, тем больше простого (сведенного) труда, тем больше величина произведенной стоимости продукта в единицу рабочего времени, т.е. обеспечивается рост производительности.

Цифровая технология в квалификационном направлении повышения производительности также определяет свой способ действия на предмет труда, но иначе, чем в профессиональном направлении. В нем этот способ отличается по видам конкретного труда. Каждый конкретный вид трудовой деятельности имеет свой способ действия на предмет труда. В квалификационном направлении способ действия на предмет труда различается по степени сложности одного и того же вида конкретного труда. Цифровая технология имеет более совершенный и эффективный способ действия на предмет сложного труда, отличающийся инновационным характером, обеспечивающим динамичный рост производительности, в отличие от способа действия на предмет простого труда.

Заключение

Применение основных научных принципов и методологических подходов к исследованию качества труда как системы, проявляющегося в росте производительности под влиянием цифровой технологии, позволило выявить и обосновать ряд теоретических положений, альтернативных существующим в сфере качества и производительности труда. Это прежде всего: качество рабочей силы как материальной основы образования качества труда; структурные элементы качества рабочей силы; качества труда, обладающего содержательной и результативной его частями, последовательно связанными и зависимыми между собой; качество труда как экономическая система, имеющая материально-вещественную, общественную и процессную подсистемы, включающие структурные элементы, взаимодействие которых обеспечивает его рост и развитие; природное, функциональное и системное качество труда; функциональное качество труда как приоритетное для цифровой экономики имеет две его разновидности; качество специфически определенного вида конкретного труда, возникающее на основе профессионального разделения труда; качество особой сложности труда, возникающее на основе квалификационного разделения труда; производительность труда есть проявление результата качества труда и служит его признаком; два направления повышения производительности, обусловленного ростом функционального качества труда; профессиональное направление повышения производительности есть проявление результата роста качества специфически определенного вида конкретного труда; квалификационное направление повышения производительности есть проявление роста качества особой сложности труда; влияние цифровой технологии на повышение производительности происходит по двум направлениям одновременно, но при разных полученных их результатах; влияние цифровой технологии на профессиональное направление повышения производительности имеет результат в виде сокращения затрат рабочего времени в расчете на единицу качественной продукции посредством разных способов действия цифровых средств труда на предмет каждого отдельного вида конкретного труда; влияние цифровой технологии на квалификационное направление повышения производительности имеет результат в виде создания большей стоимости качественной продукции в расчете на единицу затраченного живого труда посредством действия цифровых средств труда на предмет сложного и напряженного труда, обеспечивающего более высокую производительность по сравнению с простым трудом.


Источники:

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / пер. с англ.; предисл. В.С. Афанасьева. - М.: ЭКСМО, 2009.
2. Маркс К. Капитал. / К. Маркс, Энгельс Ф. соч. 2-е изд. Т 23. - М.: Политлиздат, 1969.
3. Самуэльсон П. Экономика. / В 2-х томах. Т. 2. - М.: НПО «АЛГОН» ВНИИСИ, 1992.
4. Макконнелл К., Брю С. Соч. в 2 ч., Т.2. - М., 1991.
5. Корогодин И.Т. Качественный и производительный труд как важнейший потенциал конкурентоспособности. / Монография. - М.: РУДН, 2013.
6. Рикардо Д.С. Антология экономической классики. Т.1. - М.: Экономика, 1991.
7. Белкин В.Н. Система категорий труда // Всероссийский симпозиум по экономической теории. Пленарные доклады: Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН. 2003.
8. Корогодин И.Т. Методология социально-экономического и диссертационного исследования. / Учебное пособие. 2-е изд. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016.
9. Гордон Р. Дж. Закончен ли экономический рост? Шесть препятствий для инновационного развития (на примере США) // Вопросы экономики. – 2013. – № 4. – c. 49-67.
10. Губарев Р. Применение рейтинга при оценке качества труда работников // Человек и труд. – 2013. – № 9. – c. 61-63.
11. Рофе А.И., Стрейко В.Т., Збышко Б.Г. Экономика труда. / Учебник для вузов. - М.: МИК, 2000.

Страница обновлена: 19.10.2020 в 12:46:20