Недобросовестная конкуренция как угроза экономической безопасности: формы проявления в Российской Федерации

Сенков В.А., Домничев Д.Ю., Карп М.В., Бардина И.В.

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать:
Сенков В.А., Домничев Д.Ю., Карп М.В., Бардина И.В. Недобросовестная конкуренция как угроза экономической безопасности: формы проявления в Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 6. – doi: 10.18334/ecsec.7.6.121247.



Введение. В современных условиях рыночной экономики – недобросовестная конкуренция становится одной из главных угроз экономической безопасности как для отдельных компаний, так и для государства в целом, поскольку она может привести к снижению объемов продаж, убыткам, потере репутации и конкурентоспособности, а также негативно сказаться на инвестициях и экономическом развитии в целом [6]. В любой сфере бизнеса на современном этапе проявляется достаточно высокая конкуренция. С каждым днем её давление на бизнес все больше возрастает, что подталкивает ряд компаний к применению методов недобросовестной конкуренции. Государство, в свою очередь, стремится пресекать подобные проявления, что должно приводить к улучшению конкурентной среды в стране. В данной работе будут рассмотрены актуальные данные о распространении недобросовестной конкуренции в России для последующей оценки действий государства в части борьбы с недобросовестной конкуренцией и ее последствиями.

Цель исследования – изучение форм и динамики проявления недобросовестной конкуренции как угрозы экономической безопасности в Российской Федерации.

Задачи исследования:

– рассмотреть актуальные данные о распространении недобросовестной конкуренции;

– уточнить формы проявлений и их динамику в РФ;

– определить недобросовестную конкуренцию как угрозу экономической безопасности.

Предмет исследования – формы и динамика проявления недобросовестной конкуренции.

Объект исследования – недобросовестная конкуренция как угроза экономической безопасности.

Практическая значимость работы заключается в исследовании недобросовестной конкуренции как угрозы экономической безопасности РФ, ее форм и динамики. Материалы исследования могут быть использованы при совершенствовании законодательства и в образовательных целях.

Основная часть. Ключевым событием за последние годы стало заседание Государственного Совета Российской Федерации по вопросу развития конкуренции 5 апреля 2018 года, где рассматривались необходимые меры для достижения целей, сформулированных Указом Президента № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» [2].

Целями, отраженными в Указе Президента, выступили:

- улучшение степени удовлетворенности потребителей путем расширения ассортимента предлагаемых на рынке товаров и услуг, а также увеличения их качества;

- достижение экономической эффективности в коммерческой деятельности субъектов, обеспечение государственной поддержки в инвестиционных и наукоемких проектах для достижения конкурентоспособного результата;

- поступательное развитие экономики, снижение напряженности в обществе, обеспечение экономической безопасности государства.

По итогам заседания Государственного Совета по вопросу развития конкуренции в России и регионах страны [1; 4] была зафиксирована задача, обязательная к исполнению, которая заключалась во внесении изменений в государственный стандарт развития конкуренции путем разработки перечня ключевых показателей, отражающих степень развития конкуренции в различных отраслях экономики субъектов России [8].

Уже 29.08.2018 г. новые метрики по расчету ключевых показателей развития конкуренции были утверждены ФАС России, а на сегодняшний день обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению ключевых показателей развития конкуренции находятся на исполнении.

Отныне на ежегодной основе подготавливаются Доклады о ситуации с конкуренцией в России, в том числе на основе данных ключевых показателей. Согласно последнему опубликованному Докладу о состоянии конкуренции в России по итогам 2021 года, подготовленному Государственным Советом Российской Федерации во взаимодействии с Федеральной Антимонопольной службой, число зафиксированных фактов проявления недобросовестной конкуренции снизилось на 8,5% по сравнению с 2020 годом. В динамике четырех лет наблюдается поступательное снижение числа заявлений о недобросовестной конкуренции, с которыми обращались в ФАС, как приведено на рисунке 1 [9].

В рамках доклада данную динамику связывают с продолжительными экономическими последствиями от пандемии и прочими сложностями бизнеса, которые смещают приоритеты бизнеса в сторону поисков решения этих проблем, отодвигая вопросы борьбы с недобросовестной конкуренцией на задний план.

Рисунок 1. Количество заявлений и решений в 2018-2021 гг., шт.

Примечание: данные доступны до 2021 года.

Источник: [9].

Если рассматривать 2019 год, который не пришелся на период до пандемии, то там наблюдался стремительный рост заявлений о фактах недобросовестной конкуренции на 38% по сравнению с 2021 годом. Увеличение этого числа свидетельствовало о повышении уровня недобросовестной конкуренции и ухудшении конкурентной среды в России. Поскольку за последние два года не наблюдалось существенных изменений в регулировании внутреннего рынка и симптомов оздоровления рыночной конкуренции, то вывод о смещении приоритетов бизнеса в пользу выживания над борьбой за честную конкуренцию выглядит справедливым.

Из статистики количества решений о признании нарушений выводы о сокращении доли недобросовестной конкуренции делать также преждевременно. Из общего количества 177 принятых решений за 2021 год существенных изменений в пропорциях категорий нарушений не случилось. В 2020 году число решений составляло 209, однако в связи с сокращением общего количества заявлений сократилось и количество принятых решений, что не говорит о сокращении правонарушений в каких-либо категориях форм недобросовестной конкуренции. Высокая доля устраненных до возбуждения дел нарушений продолжает сохраняться из года в год. В 2021 году из 494 предупреждений выполнена 391 рекомендация, и лишь по 72 фактам недобросовестной конкуренции были возбуждены дела. Более подробно различные категории правонарушений в области недобросовестной конкуренции и их динамика представлены на рисунке 2 [9].

Рисунок 2. Структура форм недобросовестной конкуренции в 2020-2021 гг., шт.

Примечание: данные доступны до 2021 года.

Источник: [9].

Представленная статистика отражает, что наиболее часто встречающимся фактом нарушения остается из года в год введение в заблуждение (869 заявлений) смешение (655 заявлений) и дискредитация (306 заявлений). Значительная часть заявлений относится к категории «прочие нарушения», классифицированные на основе ст. 14.8 №135-ФЗ, что свидетельствует о многообразии различных форм недобросовестной конкуренции, которые непосредственно не относятся к наиболее типовым категориям.

Пропорционально общему тренду снижения в 2021 году количества заявлений снизилось и количество заявлений о фактах правонарушений, связанных с интеллектуальной собственностью, средствами индивидуализации и информацией, содержащей коммерческую тайну. Недобросовестное использование исключительных прав на средства индивидуализации отражено в 2021 году в 205 заявлениях, из которых в 19 случаях подтвердился состав преступления. Факты незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности отражены в 139 делах, из которых 12 решений подтверждают их наличие. Количество заявлений на предмет незаконного получения и использования информации, содержащей коммерческую тайну, в 2021 году существенно снизился к 2020 году (в два раза до 16 поданных заявлений).

Относительно низкая доля заявлений, касающихся интеллектуальной собственности, сведений коммерческой тайны, говорит о недостаточном уровне правового развития коммерческого сектора. Осознание, что самые существенные убытки компания несет в среднесрочной и долгосрочной перспективе, когда теряет свою уникальность и право реализовывать особенный продукт или услугу, к российскому коммерческому сектору еще не пришло. Пандемия, экономический кризис, международные санкции не способствуют развитию предпринимателей и обретению ценностей бизнеса в инновациях.

Кроме того, действия со стороны ФАС, как органа, призванного идентифицировать факт правонарушений, также вызывают вопросы. Процент принятых решений по разным формам недобросовестной конкуренции существенно разнится: выявление состава преступления в фактах «некорректного сравнения» составляет более 45%, в то время как незаконное использование интеллектуальной собственности выявляют менее чем в 10% случаев. Таким образом, компетентность и экспертиза органов ФАС в части анализа правонарушений с использованием интеллектуальных прав и коммерческой тайны требует улучшения. Показательно, что наиболее редко выявляют среди всех форм недобросовестной конкуренции именно «незаконное получение и использование информации, составляющей коммерческую тайну».

Учитывая современные реалии, а также роль цифрового пространства и Интернета в нашей жизни, не удивительно, что основным инструментом реализации недобросовестной конкуренции становятся цифровые технологии [10]. События первой половины 2022 года также способствовали росту цифровых утечек информации. В новой реальности персональные данные компаний, и их коммерческая тайна становятся ключевой мишенью для киберпреступников, что подтверждается и статистикой. По данным ежегодного исследования, проводимого Агентством информационной безопасности Search Inform, в 2021 году с утечкой внутренней информации в России столкнулись 59% коммерческих компаний, в СНГ – 61% компаний [9].

Согласно приводимой статистике, приведенной на рисунке 3, наибольший интерес у киберпреступников вызывает внутренняя информация компании о клиентах и сделках, что подтверждает то, что недобросовестная конкуренция реализуется во многом благодаря цифровым технологиям, позволяющим похищать внутренние данные компании без физического взаимодействия.

Рисунок 3. Предмет хищения информации, представляющей коммерческую тайну

в РФ и СНГ за 2021 г., %

Примечание: данные доступны до 2021 года.

Источник: [9].

Представленная статистика также иллюстрирует, что уровень цифровой безопасности, а значит и уровень экономической безопасности напрямую коррелирует с уровнем подготовки и компетентности сотрудников компании в области цифровой безопасности. Уровень подготовки сотрудников данного профиля в РФ выше, чем в других странах СНГ, что приводит к более высокому уровню хищения информации в данных странах.

Также прекрасно иллюстрирует ситуацию представленная на рисунке 4 пропорция умышленных и неумышленных правонарушений в части хищения информации, представляющей коммерческую тайну или персональные данные компании.

Рисунок 4. Доля умышленных и неумышленных правонарушений в части хищения данных в РФ за 2021 г., %

Примечание: данные доступны до 2021 года.

Источник: [9].

Доля умышленных хищений в частном секторе составляет 46%, в то время как в госсекторе всего 21%. Поскольку госсектор не ставит себе цель достижения коммерческого успеха, не разрабатывает интеллектуальную собственность, не формирует коммерческую тайну, то представляет минимальный интерес со стороны участников процесса недобросовестной конкуренции.

К неумышленным правонарушениям в ст. 28 УК РФ относят деяния, если совершившее его лицо не осознавало общественной опасности своих действий, либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий. В то же время, практически половина инцидентов хищения информации ограниченного доступа связана с чьими-либо умышленными действиями, что говорит о высокой степени заинтересованности третьих лиц в получении коммерческой тайны компаний и ее использовании в своих целях.

Согласно аналитической оценке Центра Info Watch за первое полугодие 2022 года наблюдается существенный рост утечек конфиденциальной информации как в России, так и в мире. В России количество утечек информации составило 305, что на 46% больше аналогичного периода 2021 года; в мире – 2101, что составляет прирост 93% к аналогичному периоду предыдущего года, как приведено на рисунке 5 [11].

Параллельно возросшему количеству кибератак и хищения данных, совокупный объем похищенной информации в России за первое полугодие 2022 года возрос в 16,8 раз по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Это связано со взломами и утечкой как конфиденциальной информации, так и информации коммерческой тайны таких крупных российских компаний, как «Ростелеком», «Яндекс. Еда», Delivery Club, Geek Brains, авиакомпания «Победа». Доля информации, содержащей коммерческую тайну, в общем объеме похищенной информации составляет в 2022 году 13,7%, в то время как в 2021 году составляла 5,4%.

Рисунок 5. Количество утечек информации ограниченного доступа

за 1-ое полугодие 2021-2022 г., шт.

Примечание: данные доступны до 2022 года.

Источник: [11].

За первые полгода 2022 года существенно выросла доля умышленного хищения внутренней информации компаний, реализованного внешними нарушителями. Сравнивая с аналогичным периодом прошлого года, эта доля в России выросла с 22 до 81%. Подобная динамика напрямую связана со Специальной военной операцией, а также возросшей агрессией зарубежных стран в отношении России. Количество всевозможных кибератак со стороны киберпреступников возросло, что привело к значительному понесенному ущербу ввиду утраты интеллектуальной собственности и коммерческой тайны. Кроме того, период пандемии вынудил как регулирующие органы страны, так и многие компании, обладающие результатами интеллектуальной деятельности, сконцентрировать свое внимание на преодолении экономического кризиса и сократить расходы на регулирование направлений недобросовестной конкуренции. Таким образом, сочетание этих двух факторов привело в течение 2022 года к значительному росту наиболее опасных форм недобросовестной конкуренции.

Однако следует разграничивать процессы получения информации о клиенте и сведениях, позволяющих укрепить конкурентное положение на рынке. Данную деятельность возможно вести и в правовом поле, что не будет являться проявлением недобросовестной конкуренции. Речь идет про реализацию в деятельности компании бизнес-разведки, которую можно разграничить на маркетинговую разведку и конкурентную разведку. Конкурентная разведка представляет собой системный сбор общедоступной информации о конкурентах, их имущественном и финансовом положении, сведения об актуальном спросе на продукцию конкурентов, а также стратегические и оперативные планы.

Бизнес-разведка в данном проявлении позволяет обеспечивать руководство компании наиболее актуальной информацией о положении бизнеса на конкурентном рынке и предсказать дальнейшие тренды развития спроса и предложения. Кроме того, бизнес-разведка позволяет проанализировать коммерческие риски, с которыми сталкивается любая компания при наличии высокой конкуренции, и разработать наиболее верную стратегию дальнейшей коммерческой деятельности. Информация о бизнесе конкурента может позволить улучшить деятельность собственной компании, опираясь на сильные и слабые стороны конкурентов.

Ключевое, что при реализации бизнес-разведки должны применяться исключительно законные и этичные средства. В этом заключается основное отличие бизнес-разведки от промышленного шпионажа. Под промышленным шпионажем понимают целенаправленный сбор информации конкурентов, которая представляет собой коммерческую тайну и находится под защитой от несанкционированного использования на законодательном уровне. Характерной чертой подобной информации является отсутствие намерения со стороны компании-конкурента на ее публичное обнародование.

Согласно ФЗ-98 «О коммерческой тайне», определение этого понятия можно сформулировать как особый режим конфиденциальности информации, которая позволяет при текущих или потенциальных обстоятельствах получать от пользования данной информацией дополнительные доходы, улучшать положение на рынке товаров и услуг, получать иную выгоду [7, с. 3]. К информации, которую можно интерпретировать как коммерческую тайну, относят любые сведения производственного, технического, организационного назначения, к которым отсутствует свободный доступ на законных основаниях со стороны третьих лиц, результаты интеллектуальной деятельности, наделяющие исключительными правами, а также уникальные способы и методы ведения профессиональной, коммерческой деятельности.

Нарушение норм Федерального закона «О коммерческой тайне» [3] влечет применение как гражданско-правовой, административной, так и уголовной ответственности. Поэтому методы получения информации имеют определяющую роль: получение закрытых сведений, относящихся к коммерческой тайне, попадает под действие закона исключительно при использовании незаконных методов получения информации, например, таких как кража данных, сговор с лицами, имеющими доступ к сведениям коммерческой тайны, а также их подкуп, шантаж и вымогательство.

Таким образом, проявление недобросовестной конкуренции, выраженное в форме промышленного шпионажа, является одной из наиболее часто встречающихся форм реализации недобросовестной конкуренции, так как зачастую позволяет апеллировать к отсутствию ответственности за использование сведений, полученных «случайным» путем из открытых источников [12].

Заключение

Безусловно, согласно данным нашего исследования, следует сконцентрировать внимание на проблемах регулирования различных форм недобросовестной конкуренции, в частности, наиболее актуальных и представляющих наибольшую угрозу на сегодняшний день.

Недобросовестная конкуренция является серьезной угрозой для экономической безопасности предприятий и государства в целом. Она может проявляться в различных формах, таких как нарушение прав на интеллектуальную собственность, занижение цен до уровня ниже себестоимости продукции, использование незаконных методов получения информации о конкурентах и другие способы.

Для борьбы с этой проблемой необходимо принимать меры по защите прав на интеллектуальную собственность и коммерческую тайну. Также следует создавать условия для честной и здоровой конкуренции на рынке.

Важно отметить, что борьба с недобросовестной конкуренцией должна проводиться не только компаниями самостоятельно, но также при поддержке государства через законодательные акты и контроль со стороны соответствующих органов [5].


Страница обновлена: 17.06.2024 в 10:05:54