Формы проявления инновационного процесса в условиях экономического роста
Скачать PDF | Загрузок: 17 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (44), Август 2010
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15118626
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Выделяются основные формы проявления инновационного процесса, даются четкие их характеристики с позиций инновационного менеджмента. Особое внимание уделяется сущности и содержанию товарных инновационных процессов – показаны основные фазы их жизненного цикла, рассмотрены стадии инновационного цикла. Отражена специфика инновационного процесса в условиях растущих и стабильных экономик.
Ключевые слова: экономический рост, НИОКР, нир, инновационный процесс, инновация, инновационный цикл, модель инновационного процесса, диффузия инноваций, жизненный цикл инновационного процесса, окр
Инновационные процессы являются непременным атрибутом любой прогрессивной экономики и своеобразным фактором ее роста. Именно в условиях экономического роста инновационным процессам придается наибольшее значение путем включения их в наиболее значимые государственные и региональные программы. Фундаментом любого инновационного процесса в активно развивающейся экономике являются теоретические и прикладные исследования, а непосредственным выходом – производство новых продуктов и внедрение новых технологий.
Как справедливо указывает В. В. Петров, «инновационный процесс непосредственно связан с созданием и распространением инноваций и наиболее ярко характеризуется этапами его организации в соответствии с основными стадиями цикла работ «исследования – разработки – производство». Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия – распространение освоенной инновации в новых условиях».
Формы и фазы
Выделяют три важнейшие формы инновационного процесса: 1) простой внутриорганизационный; 2) простой межорганизационный; 3) расширенный.
Первая форма заключается в создании новшества в рамках конкретно взятой организации без обретения этим новшеством товарной формы. При второй форме инновационного процесса новшество непременно выступает в виде товара и реализуется на соответствующих рынках. Инновационный процесс в расширенной форме приводит к созданию на рынке новых производителей новшеств с последующим их выходом на товарные рынки. В результате этого происходит усиление конкуренции и улучшение качества предлагаемых инновационных продуктов.
По мере превращения внутриорганизационного инновационного процесса в товарный выделяются две фазы: 1) создание и распространение нововведений; 2) диффузия инноваций. Первая фаза включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и пробный маркетинг, организацию широкого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе полезность инновационных продуктов перераспределяется между их производителями, а также между производителями и потенциальными потребителями.
С.Д. Ильенкова предлагает авторскую модель инновационного процесса, которую в общем виде можно представить следующим образом:
ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – Сб,
где: ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование; ПИ – прикладные исследования; Р – разработка; Пр – проектирование; С – строительство; ОС – освоение; ПП – промышленное производство; М – маркетинг; Сб – сбыт.
Любой инновационный процесс второй и третьей форм основан на создании новых продуктов, услуг и технологий и выходе с таковыми на товарные рынки, что приводит к формированию последующей потребности в них, их восприятии потребителями в качестве новинок. Следовательно, основой инновационного процесса является создание и освоение новой техники и технологий – процесс достаточно сложный и состоящий из ряда взаимосвязанных этапов (стадий), объединяемых понятием «инновационный цикл».
На базе исследований
Традиционно инновационный процесс начинается с теоретических и поисковых фундаментальных исследований, проводимых в академических учреждениях и научно-технических организациях персоналом высокой квалификации и финансируемых из государственного бюджета. В результате этой стадии появляются научные идеи, теории, открытия, разработки новых продуктов, материалов, технологий. Следовательно, фундаментальные исследования можно рассматривать в качестве своеобразного базиса инновационного процесса и последующей основы для экономического роста.
Следует отметить тот факт, что фундаментальные исследования в мировой практике показывают обычно низкую эффективность (не более 5-10%) при весьма больших на них затратах. Именно по этой причине ни одно предприятие, ни одна компания не смогут «потянуть» организацию и проведение таких исследований даже в условиях стабильного роста экономики. Проведение таких исследований – удел государства. В экономически развитых странах уже стала традиционной организация соответствующих конкурсов между предприятиями и организациями при последующем финансировании исследований государством в виде целевых инвестиций, тендеров, грантов и т.д. Такая практика в последние 10 лет стала применяться и в России.
На втором этапе инновационного процесса межорганизационной и расширенной форм осуществляются организация и проведение прикладных исследований, направленных на поиск путей практического применения открытых ранее явлений и закономерностей и имеющих форму НИР – научно-исследовательских работ. Так как к НИР предъявляются очень высокие требования по их результативности, инвестирование в такого рода исследования практически всегда сопряжено с риском.
Результаты НИР обычно служат основой для проведения опытно-конструкторских работ (ОКР) – завершающей стадии научных исследований. К ОКР обычно относятся разработка конструкционных особенностей и содержания нового продукта; разработка технологий и порядка изготовления новых продуктов; модернизация продуктов на стадии их апробации и т.д. Итак, ОКР имеют целью создание или модернизацию образцов новых изделий, которые могут быть переданы после испытаний в серийное производство. И эффективность таких разработок и исследований уже составляет 80-90%.
Сам процесс НИР и ОКР (НИОКР) обычно делится на две фазы: не регламентированную по времени фазу разработки нового изделия и регламентированную по времени фазу создания опытного образца с использованием стандартных компонентов. После этого создаются разнообразные модификации этого изделия, предназначенные для различных сегментов рынка. При этом сокращается срок разработки новых изделий, их внедрения в производство, снижается стоимость изделия и возрастает прибыль фирмы за счет увеличения рынка.
Заметим, что в условиях роста стабильных экономик для проведения ОКР характерны аутентичность, существенный внутренний потенциал и даже закрытость до определенного момента – стадии промышленного внедрения и производства. В более слабых и зависимых экономиках отмечаются эффекты восприятия и заимствования опыта и новшеств из других стран, что существенно снижает результативность инновационного процесса и влияет на конкурентоспособность государства в будущем. По некоторым группам продуктов (телефония, бытовая техника, электроника) явление заимствования достигло катастрофических масштабов и превратилось в серьезную проблему для стран – основных разработчиков и производителей.
Следующая стадия – освоение новых изделий в производстве – включает проведение испытаний новой продукции и технологий, а также подготовку производственных мощностей для последующего запуска в производство новых продуктов. После стадии освоения наступает процесс промышленного производства, и научное исследование находит свое логическое завершение. На этом этапе также велика потребность в инвестировании производства. При этом инвестиции по-прежнему носят рисковый характер в силу того, что неизвестно как воспримут новый продукт его потенциальные потребители.
Еще одной стадией инновационного процесса является коммерциализация нового продукта, а также его использование потенциальными потребителями, для которых он произведен. Здесь огромное значение придается гарантийному и сервисному обслуживанию новой продукции, обучению персонала по продаже и обслуживанию продукции, особенностям поддержания инновационного продукта в течение гарантированного срока его работы. Именно эта стадия является движущей силой современного процесса сервизации экономики в условиях ее роста.
А также фазы
Х. Нойбауэр в развитие идеи о трех основных формах инновационного процесса выделяет шесть фаз его жизненного цикла:
Первая фаза: стратегия предприятия и инновации. Осуществляется выработка стратегических решений предприятий в отношении инноваций.
Вторая фаза: поиск идей и их оценка. В этой фазе осуществляются поиск творческих идей для проблемных решений. Найденные идеи подвергаются оценке и последующему отбору.
Третья фаза: продуктовое решение. Здесь важно убедиться, что благодаря выработанной стратегии и идее будет разработан реальный продукт, который может быть продвинут на рынок, что требует планирования.
Четвертая фаза: научные исследования и разработки, технологический трансфер. Осуществление технической реализации продукта посредством собственных разработок или кооперации с другими компаниями. Целенаправленное использование всех возможностей технологического трансфера.
Пятая фаза: освоение производства. Разработка продукта закончена, теперь можно приступать к его производству.
Шестая фаза: внедрение на рынок. Инновационный процесс завершается
Вывод
Таким образом, любой инновационный процесс имеет три формы своего проявления: внутриорганизационную, товарную и расширенную. Каждая форма инновационного процесса имеет определенный жизненный цикл и проходит в своем развитии ряд стадий. В условиях экономического роста товарная и расширенная формы инновационного процесса должны отвечать следующим требованиям:
а) аутентичности;
б) отсутствию заимствований извне;
в) высокой эффективности НИОКР;
г) наличию высокотехнологичных отраслей и производств в отраслевой структуре экономики;
д) государственному финансированию и инвестированию инновационных отраслей в достаточном объеме.
Источники:
2. Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Юнити, 1997.
3. Нойбауэр, Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Проблемы теории и практики управления, 2002. – № 3.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:46