Российская высшая школа как фактор развития инновационного предпринимательства

Багаутдинова Н.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (35), Ноябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Багаутдинова Н.Г. Российская высшая школа как фактор развития инновационного предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 11. – С. 82-87.

Аннотация:
Российские промышленные предприятия, сохранившиеся с советских времен, к сегодняшнему дню устарели морально и физически. Многие из них имеют поистине гигантские размеры. До сих пор, по данным американских экономистов, среднее по числу работающих российское предприятие в 10 раз больше среднего американского предприятия при существенно более низкой производительности труда. Поскольку в стране отсутствуют финансовые средства, которые могут быть использованы для реиндустриализации, она будет осуществляться, по-видимому, путем создания сравнительно небольших предприятий на основе всемерного развития инновационного предпринимательства.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, высшее образование, вуз, высшая школа



Российские промышленные предприятия, сохранившиеся с советских времен, к сегодняшнему дню устарели морально и физически. Многие из них имеют поистине гигантские размеры. До сих пор, по данным американских экономистов, среднее по числу работающих российское предприятие в 10 раз больше среднего американского предприятия при существенно более низкой производительности труда. Поскольку в стране отсутствуют финансовые средства, которые могут быть использованы для реиндустриализации, она будет осуществляться, по-видимому, путем создания сравнительно небольших предприятий на основе всемерного развития инновационного предпринимательства.

Серьезным препятствием на пути к предпринимательству в России является отсутствие соответствующим образом подготовленных к этому виду деятельности людей. Тогда как в США создана и развивается целая система подготовки предпринимателей, в России подобные механизмы отсутствуют.

Ориентированное на решение задачи подготовки профессиональных менеджеров для условий нарождающейся рыночной экономики России бизнес образование возродилось в России чуть больше 10 лет назад и за эти годы прошло огромный путь. На российском рынке сегодня представлены все основные типы программ по менеджменту и деловому администрированию, преподающиеся за рубежом: вузовские бакалаврские программы (ВВА programs); магистерские программы (МВА programs) всех уровней; программы специализированной краткосрочной переподготовки руководителей (Executive retraining programs).

То, на что на Западе уходили десятилетия, российские школы осуществили за несколько лет. Более того, поведение потребителей на рынке бизнес образования, их ожидания и запросы меняются с такой быстротой, что сроки создания и начала реализации отдельных программ сведены до минимума. Если в начале 90-х годов (в силу отсутствия многих рыночных механизмов и в условиях практически полной экономической безграмотности) было достаточны традиционные обзорные лекции по основным разделам менеджмента, экономики и финансов, то сейчас ситуация резко изменилась. Сегодня, слушатели, имеющие достаточно богатый опыт ведения бизнеса, тесно взаимодействующие со своими партнерами за рубежом, внимательно следящие за современными тенденциями в менеджменте и имеющие возможность знакомиться с огромным количеством экономической литературы, ставят перед школами бизнеса задачи активизации учебного процесса, передачи им не только теоретических знаний, но и практических инструментов их применения. Уже стало фактом, что качество образовательных программ в России находятся в настоящее время на достаточно высоком уровне и, вполне соизмеримы с лучшими мировыми стандартами, а в некоторых случаях и превосходят их.

Произошедшие в России радикальные реформы в экономической и социальной среде, резко изменили отношение руководителей всех хозяйствующих субъектов к теории и практике управленческой деятельности. Быстрое развитие рыночных институтов и вхождение России в единый мирохозяйственный рынок, поставило перед нашими руководителями те же проблемы, что и перед их коллегами на Западе: как адаптироваться к быстрым переменам в деловой среде, в природе организаций и в деятельности менеджеров.

Необходимо четко осознавать отличия бизнес-образования от традиционного экономического. Традиционное экономическое образование направлено, прежде всего, на познание экономических законов и понимание экономических процессов как на уровне экономики в целом, так и на уровне отдельных предприятий. Оно охватывает не только уровень предприятий и организаций, но и национальную или мировую экономику в целом, отрасли, регионы, различные сферы хозяйственной деятельности (общественное производство, государственное управление, социальную сферу, экологию и т.п.). Бизнес-образование (business education) – представляет собой образовательную деятельность по подготовке профессиональных менеджеров, выполняющих функции управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, работающих в условиях рынка с целью получения прибыли.

Согласно социологическим исследованиям, лишь около 20% населения способны стать хорошими менеджерами. Более того, только около 6% - имеют предпринимательские способности, т.е. могут не только руководить готовым бизнесом, но и создать его с нуля. Именно эти люди формируют созидательный костяк политической и экономической системы любого общества. И именно они учатся в школах бизнеса или, говоря языком маркетологов, “составляют целевую группу потребителей бизнес образования”. Ее еще часто именуют “средним классом”.

На протяжении достаточно длительного времени в западном обществе существует мнение: средний класс - это основа общества, государственной стабильности (как социальной, так и политической), база для развития рыночной экономики и демократии. Поэтому исследованиями среднего класса на западе традиционно занимаются ведущие научные институты, забота о благополучии среднего класса является приоритетным направлением государственной политики. В нашей стране сегодня также делаются попытки осмыслить понятие и роль среднего класса в жизни современного российского общества.

Западное общество образно представляется в виде вертикально вытянутого эллипса: верхний сектор (достаточно небольшой) - элита, нижний сектор (также небольшой) – бедные слои населения, а представительная середина ‑ средний класс. Россию же социально сегодня можно представить в виде пирамиды. Внушительное основание - бедные слои, небольшая вершина- элита, а между ними - опять-таки средний класс. Эта прослойка может быть шире или уже, но в любом случае - она значительно меньше, чем на Западе. В целом по России среднего класса ‑ очень мало. В Москве к нему можно отнести 20% взрослого населения. В городах-миллионниках ‑ 10%. В городах с населением свыше 250 тыс. человек ‑ всего 6%. Эти скромные цифры свидетельствуют о том, насколько мы далеки от стабильности. Известно, что стабильным общество станосится лишь тогда, когда доля “средних” превышает 30%. У нас не набирается и 5%.

В отличие от западного становление российского среднего класса испытывает большие трудности, связанные с тем, что называется самоидентификацией. У него нет сегодня общих экономических, политических интересов и установок. Связывает их главным образом то, что они овладели правилами игры в условиях постоянной нестабильности. Экономическая активность среднего класса России частично – не легальна. Это, в первую очередь касается, хотя и косвенно, проблемы получаемых доходов. А средний класс в западном понимании - это респектабельный законопослушный класс. Новый средний класс ‑ это наемные работники, обладающие культурным и профессиональным капиталом (образованием, опытом, навыками, которые в данный момент пользуются большим спросом на рынке и приносят дивиденды). Социологические исследования на данную тему выявили следующую картину (табл. 1)

Таблица 1

Процентное соотношение образовательного уровня современных российских менеджеров и предпринимателей

Базовое образование российских менеджеров и предпринимателей
%
Техническое
54
Экономическое
18
Гуманитарное
20
Медицинское
2
Юридическое
2
Военное
1
Другое
3

Структура полученных данных не оставляет сомнений в том, что именно техническое образование оказалось стартовой точкой для продвижения в сферу управления у более, чем половины опрошенных. Объяснений этому феномену может быть несколько. Во-первых, техническое образование всегда было очень престижно и популярно в России. Более того, в эту категорию попали люди с образованием в области естественных наук (физики, химики и т.д.). Во-вторых, из-за резкого снижения экономической активности в стране и сокращения производственной сферы именно “технари” оказались той прослойкой, на которой эта ситуация сказалась сильнее всего и заставила искать новые сферы применения своих знаний и способностей. В-третьих, существенным моментом явилась некоторая близость двух форм деятельности. Современное управление требует людей, имеющих рационально-системный склад мышления, способных к точному расчету и планированию. Выпускники технических вузов обладали этими качествами в большей степени.

Очень интересен вопрос о том, каким образом нынешние менеджеры получили начальную управленческую подготовку. Данные различных исследований дают следующую картину (Рис. 1):

Рис. 1. Пути получения начальной управленческой подготовки

Следует отметить, что при опросе один и тот же менеджер одновременно мог указать несколько форм получения необходимых ему управленческих знаний. Как видно, доминирующее место занимают процессы накопления опыта на рабочем месте и самостоятельная подготовка. Большое количество современных менеджеров получило необходимые им знания на различных краткосрочных курсах и стажировках.

В российских условиях необходимо ввести еще и понятие “эксперт-интеллектуал”, обозначающее социальную позицию человека, который предлагает на рынок интеллектуальную продукцию самого разного типа. В отличие от интеллигента интеллектуал жестко увязывает свои духовные потребности и интересы, профессиональную деятельность и доходы. Его интеллект ориентирован прагматически. Интеллектуалы из среднего класса - это часто трудоголики, у которых стирается грань между свободным и рабочим временем. Интеллектуал готов вкладывать большие деньги в приобретение товаров, которые создают условия для укрепления его профессиональных позиций. Если нет возможности получить деньги от фирмы, он готов сам платить за повышение квалификации, получение смежной или новой профессии, прекрасно понимая, что его богатство – это знания, которые он позже конвертирует в деньги.

Продолжение следует


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:43:32