Продукт научной школы «Промышленная управленческая элита развития»: инновационная программа подготовки кадров «Эффективный руководитель производства»
Иванов А.М.1, Звягина Д.А.1, Абрамов Е.Г.2, Стюхин Д.А.3
1 АНО «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере», Россия, Москва
2 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, Москва
3 АО «Раменский приборостроительный завод» КРЭТ, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 2, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46642687
Цитирований: 6 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Цель настоящей статьи – представить разработку междисциплинарной научной школы «Промышленная управленческая элита развития»: инновационную программу подготовки кадрового резерва высшего управленческого состава предприятий «Эффективный руководитель производства». Программа профессиональной переподготовки построена на базе методологии междисциплинарной научной школы «Промышленная управленческая элита развития». В основе содержательной части программы лежит инновационный метод управления современным производством «Стратегическое превосходство». В структуру программы заложен модульный принцип построения. Значимыми отличиями авторской программы «Эффективный руководитель производства» являются научный подход и практическая ориентированность на создание директорского корпуса современных высокотехнологичных производств с конкурентным качеством продукции.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей, инновационный метод управления
JEL-классификация: H75, P36, P46
Далеко не победные экономические итоги последнего десятилетия, кроме всего прочего, зримо показали, что применяемые ныне системы подготовки руководителей управленческого звена предприятий, часто зависимые от корпоративных условностей, с попытками привить неадаптированные западные бизнес-модели, с перекосом в сторону поверхностных решений на уровне натаскивающих бизнес-тренингов, с определенным отторжением отечественных научных школ и движения наставничества, должного эффекта не дают.
Разработки ученых междисциплинарной научной школы «Промышленная управленческая элита развития» в своей основе имеют комплексный подход в достижении цели ликвидации кадрового дефицита в научно-руководящем звене производственных предприятий и формирования директорского корпуса, отвечающего требованиям технологического рывка и опережающего экономического развития России.
В общем смысле экономика – это деятельность человечества, связанная с созданием и потреблением товаров и услуг. Поэтому безопасность человеческих ресурсов (кадровая безопасность) является одной из важнейших составляющих экономической безопасности, которая, в свою очередь, является интегральной составляющей безопасности России [1] (Yakovlev, Zvyagin, Khrustalyov, 2007).
Необходимо пояснить, что ученые междисциплинарной научной школы «Промышленная управленческая элита развития» стоят на позициях цивилизационного подхода, признающего Россию страной-цивилизацией. Одной из отечественных цивилизационных особенностей является решающая роль лидера, руководителя в управленческих структурах любых уровней.
Здесь уместно процитировать строки из письма прославленного полководца, генерал-фельдмаршала Румянцева-Задунайского П.А. на высочайшее имя императрицы Екатерины II: «В Вашего Величества армиях полки хороши от полковников, следственно от особ, а не от устава…».
В этой связи научной школой уделяется сугубое внимание такой составляющей «Кадровой безопасности», как кадровой безопасности в высшем звене управления [2] (Yakovlev, Chebotarev, Zvyagin, 2010). Понятия «кадровая безопасность» в качестве системообразующего элемента экономической безопасности и »надежность персонала в высшем звене управления» как основополагающий вид кадровой безопасности впервые были выявлены, определены и введены в отечественный научный оборот в докторской диссертации Звягина А.А. («Управление человеческими ресурсами в целях повышения экономической безопасности», 2005 г., ГНУ «Экспертно-аналитический центр»).
Угрозы кадровой безопасности в высшем звене управления проиллюстрированы на рисунке 1.
Важность наличия мотивированных на лидерство руководителей, осознающих лидерство как Служение Отечеству, является общим местом философских и политэкономических трудов представителей отечественных научных школ: «…За аристократией первой ступени (государственной управленческой элитой – коммент. авт.) устанавливается аристократия последующих ступеней. Выделяется и подбирается аристократия (элиты): крестьянская, заводская, купеческая, научная, военная, литературно-художественная и т.д.…» [3] (Berdyaev, 1923).
Следуя отечественной цивилизационной традиции, исходя из выбранного научного направления, научная школа объединила ученых с научно-исследовательскими интересами в аспекте изучения и разрешения проблемы формирования современного директорского корпуса высокотехнологичных предприятий [4–12] (Abramov, 2010; Bragina, Yudin, Nikerina, Yashkov, 2017; Drobot, Makarov, Komissarov, 2019; Egorov, Zvyagin, 2011; Zvyagina, 2012; Zheltenkov, Fedotova, 2012; Zvyagin, 2020; Kokhno, 2012).
Междисциплинарная научная школа «Промышленная управленческая элита развития» была сформирована в рамках структуры АНО «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере» (положения о научной школе от 20.02.2020 г.) на основе ранее действующего авторского коллектива «Эффективный ОПК». На сегодняшний день в научную школу входят: профессорско-докторский состав (15 чел.), докторанты (4 чел.), соискатели и эксперты (8 чел.) [13].
Методология, разработанная научной школой, легла в основу программы дополнительного профессионального образования (ДПО) – программы повышения квалификации и переподготовки «Эффективный руководитель производства» (рис. 2).
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
– приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Программа разработана на основе требований ФГОС высшего образования (ФГОС ВО) направления 38.03.02 «Менеджмент» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2016 года № 7).
Категория слушателей – имеющие высшее профессиональное образование (специалитет или магистратура) или высшее образование и программы профессиональной переподготовки, опыт работы на руководящих должностях производственных предприятий в сфере промышленности – не менее 3 лет. Область применения программы – подготовка кадрового резерва руководителей современным производством на базе инновационной технологии управления «Стратегическое превосходство» [14] (Zvyagin, Ivanov, 2020).
Инновационный метод управления «Стратегическое превосходство» создан на основе анализа передовых представлений о современном конкурентоспособном предприятии, выпускающем продукцию высокого качества [15–26] (Vumek, Dzheyms, 2013; Deming, 2012; Detmer, 2008; Imai, 2010; Kaplan, Norton, 2005; Layker, 2012; Moborn, Chan, 2005; Porter, 2005; Roter, Shuk, 2006; Sazerlend, 2017; Tomas, 2008; Khammer, Champi, 2010).
В настоящее время подавляющее большинство отечественных предприятий озабочены повышением операционной эффективности. Операционная эффективность означает выполнение аналогичных видов деятельности лучше, чем у конкурентов, например: за счет сокращения брака продукции или более быстрой разработки новых продуктов.
А вот более высокий уровень, стратегическое позиционирование, означает выполнение аналогичных видов деятельности более инновационными способами, комбинируя и трансформируя эти виды деятельности (например, цифровая трансформация). Это меняет смысл конкурентного успеха в качестве создания собственного уникального комплекса потребительской ценности.
Если операционная эффективность связана с управлением в целях достижения оптимальных результатов в отдельных видах деятельности, то стратегическое позиционирование является следующим шагом и основывается на комбинировании этих видов деятельности.
Повышение совместимости между всеми подсистемами производственной системы до уровня синергетического эффекта ведет предприятие к обладанию стратегическим превосходством.
Первым шагом к превосходству является достижение совместимости первого порядка, обеспечивающей простое соответствие между отдельными видами деятельности (подсистемами производственной системы) по входу и выходу. Второй шаг – это совместимость второго порядка, когда виды деятельности начинают влиять на повышение эффективности друг друга. Третий шаг – это совместимость третьего порядка, когда взаимное усиление видов деятельности достигает уровня синергетического эффекта (результат, превышающей просто сложение).
Совместимость видов деятельности в рамках стратегического превосходства является основополагающим элементом не только конкурентного преимущества, но и устойчивости этого преимущества. Конкуренту намного сложнее перенять взаимосвязанную систему видов деятельности, нежели повторить только какую-то одну технологию процесса. Системная связь видов деятельности является более устойчивой относительно угроз промышленного шпионажа.
Современный руководитель производственного предприятия должен понимать суть и обязан уметь мотивировать подчиненных на достижение «Стратегического превосходства» путем обеспечения успешного внедрения организационных и инженерных методик, стандартизирующих управление «потоком по времени такта» (качественно в разы повышающего производительность труда), с архитектурой «точно вовремя» и «встроенным качеством» на уровне 5 сигм (сегодняшний уровень – это порядок трех сигм).
На рисунке 3 представлен авторский взгляд на составные части производственной системы конкурентоспособных предприятий с продукцией высокого качества, обладающих «Стратегическим превосходством».
Такой взгляд впервые был апробирован в докладе Стюхина Д.А. на аудитории Всероссийской научно-практической конференции «Повышение производительности труда в ОПК за счет современных методов управления производством» (5–6 декабря 2018 г., Нижний Новгород).
Еще одним методом в составе методологии программы профессиональной переподготовки «Эффективный руководитель производства» ДПО АНО «Развитие инноваций» междисциплинарной научной школы «Промышленная управленческая элита развития» является традиционный метод передачи опыта управления и нравственных традиций – наставничество.
Наставничество в границах сферы исследований научной школы рассматривается в трех аспектах.
Во-первых. Руководитель должен всегда рассматривать себя главным наставником для своих подчиненных. Здесь можно привести пример армии, где основная задача воинского начальника в мирное время есть контроль боевой учебой и личное наставничество. Овладение навыками наставничества обязательно для слушателей программы профессиональной переподготовки «Эффективный руководитель производства».
Во-вторых. Одним из важных инструментов контроля и управления процессом подготовки слушателей программы профессиональной переподготовки «Эффективный руководитель производства» является привлечение наставников, приглашаемых/назначаемых на возмездной основе из числа ветеранов-руководителей предприятий на местах. Сохранение и передача традиций предприятия/отрасли благодаря наставничеству есть задача не менее важная, чем цифровизация и роботизация.
Необходимо подчеркнуть, что отечественное наставничество переводит наставника и его подопечного на уровень традиционных взаимоотношений русской артели и возводит эти взаимоотношения до высот философии «Общего Дела» Русского Космизма.
В-третьих. Это вопрос, находящийся несколько в стороне от темы статьи, но прямо с ней связанный. Это формирование научно-экспертного сообщества – «Клуб наставников руководителей» (далее по тексту – КЛУБ) на основе некоммерческой организации АНО «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере» междисциплинарной научной школы «Промышленная управленческая элита развития» и журнала «Экономика высокотехнологичных производств» (Первое экономическое издательство).
КЛУБ в составе академических и отраслевых ученых, преподавателей вузов, руководителей предприятий, руководителей-ветеранов и специалистов кроме инструмента подготовки кадрового резерва руководителей имеет еще одно важное предназначение.
Важнейшей особенностью формирования КЛУБА является вопрос доверия директорского корпуса к формируемой структуре. Только при обеспечении этого требования мнения наставника или эксперта по различным вопросам будут значимыми.
Член КЛУБА, в отличие от консалтинговых и бизнес-обучающих структур, коими рынок перенасыщен, за свое слово ручается своим авторитетом, что в зрелом возрасте важнее «денег и наград».
Формирование КЛУБА в результате репутационного отбора неправительственной и не ангажированной бизнесом организации, например, такой, как АНО «Развитие инноваций», обеспечивает независимость результатов отбора от региональных и отраслевых корпоративных интересов. Включение в члены КЛУБА происходит в результате так называемого репутационного опроса бывших и настоящих руководителей и ученых по регионам и отраслям. Включение в список нового лица происходит только по рекомендации трех опрашиваемых (рис. 4).
Члены сформированного КЛУБА задействуются в качестве экспертной подсистемы для получения аналитики по широкому спектру стратегических социально-экономических вопросов. Аналитика, получаемая по неформальному принципу вне рамок бюрократической иерархии, без корпоративных условностей и ограничений, обладает необходимым уровнем достоверности. Это позволяет создать на малозатратной ресурсной базе экспертно-аналитическую систему поддержки принятия стратегических управленческих решений.
Кроме того, это позволяет перейти к моделированию последствий принятия стратегических решений в режиме «активный советчик ЛПР» (ЛПР – лицо, принимающее решение). Развитие КЛУБА в качестве независимого экспертного центра будет лежать на пути развертываемого программно-аппаратного комплекса с обработкой информации объективного и экспертного происхождения (так называемых активных систем с неопределенностью). При необходимости – с соблюдением требований по защите информации с использованием АСЗИ (ПАК в защищенном исполнении отечественного производства).
В качестве аналога центра экспертного консалтинга на базе КЛУБА принимается аналитическая деятельность RAND Corporation (USA), которая основана на обладании широкой сетью экспертов (признанных авторитетов) по широкому кругу значимых для страны проблем в рамках обеспечения национальной безопасности.
Созданный КЛУБ как экспертный центр позволит оказывать помощь федеральным и региональным госорганам, ведомствам и организациям. На фоне нарастающего краха достоверности экспертиз и ангажированных рейтингов от организаций, включенных в круг «Вашингтонского консенсуса» (в рамках следования рекомендациям МВФ и Всемирного банка), альтернативные и независимые экспертные центры, руководствующиеся научным отечественным цивилизационным подходом, необратимо приобретают все большую актуальность и востребованность.
Переходя к описанию организационной структуры программы «Эффективный руководитель производства», необходимо обратить внимание на следующее.
Как правило, при ротациях и новых назначениях возникает потребность не столько в повышении общей бизнес-квалификации руководителя, сколько в ликвидации «белых пятен» у кандидата на соискание конкретной руководящей должности, а также в наличии у него лидерских качеств с учетом местной российской специфики. Именно на это ориентирован структурно-организационный метод научной школы «Промышленная управленческая элита развития»: «Вневузовская система индивидуальной трехступенчатой подготовки».
Первая ступень: индивидуальная оценка компетенций и личных качеств слушателя. Вторая ступень: подготовка по персональным программам. Третья: экзаменационные испытания с применением активных методов (в частности, с использованием деловых игр).
Важной является подготовительная ступень: определение и учет отраслевой специфики и региональных особенностей конкретного производства, выбор наставника, а также последующее проведение периодического «образовательного ТО», переходя от «образования на всю жизнь» к инновационному принципу «образование через всю жизнь».
Лидерские качества – природные возможности повести за собой – это замечательно. Однако без умения сформировать команду для достижения конкретной цели, опираясь на имеющийся кадровый ресурс, без умения поставить ясные задачи, умело распределить их между исполнителями, ответственно проконтролировать их решения – личное лидерство неэффективно. Обвальный рост новейших технологий ведет к тщетности поиска или воспитания какого-то универсального специалиста. Для достижения целей конкурентоспособности предприятия необходима команда единомышленников.
При разработке программы применен модульный принцип формирования. Всего модулей – 10 основных и ряд дополнительных (рис. 5).
Здесь уместно повториться: разделение на модули произведено исходя из принципа подготовки, заложенного методологией научной школы «Промышленная управленческая элита развития» – это принцип ликвидации «белых пятен» при расстановке акцентов в индивидуальной подготовке слушателей с обязательным учетом отраслевой и региональной специфики предприятия.
Формальным итогом каждого успешно завершенного модуля для слушателя является удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Итогом успешного прохождения завершающего десятого модуля являются обладание умением соединить (на уровне понимания сути и практической реализации) в синергетическом взаимодействии все модули и тем самым добиться «Стратегического превосходства» конкурентоспособного предприятия. Формальным итогом становится диплом о профессиональной переподготовке в качестве «Эффективного руководителя производства».
Дополнительные модули-программы завершаются выдачей удостоверения установленного образца о повышении квалификации или сертификатом АНО «Развитие инноваций» о прохождении курса обучения. За счет подбора дополнительных модулей-программ вносится элемент индивидуальной подготовки.
Картина, представленная на рисунке 4, показывает, что в основном блоке подготовки сделан акцент на следующих базовых направлениях:
(1) Управление персоналом (с инструментом наставничества и формирования «Кросс-функциональных команд»);
(2) Этика руководителя и производственных отношений;
(3) Управление безопасностью (труда, экологическая, экономическая, информационная);
(4) Управление стандартизацией;
(5) Управление инновациями (в т.ч. цифровизация, роботизация, быстрая переналадка технологических линий);
(6) Управление внешними поставками (с вопросами диверсификации продукции предприятий ОПК и системой обслуживания продукции на всем жизненном цикле);
(7) Менеджмент «Бережливое производство» (рабочее пространство 5С, картирование потока, визуальный менеджмент, вытягивающее производство);
(8) Менеджмент «Встроенное качество» (с системой защиты от непреднамеренных ошибок в качестве и системой всеобщего обслуживания оборудования);
(9) Повседневное управление мастера (на уровне низового подразделения);
(10) Стратегическое управление (на уровне директората с элементами прогноза, оценки рисков и навыками кризисного управления).
Вместо упрощенного подхода «Трансфера компетенций» во главу угла ставится вопрос культуры (этики) руководителя, а как итог – формирование в сообществе руководителей духа развития, столь необходимого с наступлением экономики знаний и 6-го технологического уклада с основными факторами – цифровой трансформацией, нано- и биотехнологиями.
Ученые научной школы «Промышленная управленческая элита развития» считают себя продолжателями отечественной школы политэкономии с особым вниманием к вопросам нравственного развития, архизначимого с появлением и развитием новых технологий, качественно меняющих человеческие взаимоотношения.
Еще в первых российских учебниках активно критиковался западный подход за забвение морально-этических начал (Степанов Тихон Федорович. Записки о политической экономии. СПб., 1844). Завкафедрой политэкономии и статистики Московского университета профессор Бабст Иван Кондратьевич выделял нравственный капитал, заключавшийся в народной честности, народной предприимчивости и степени трудолюбия, в живом и ревностном участии в Общем деле ради Общего блага (Курс политической экономии. М., 1859). Академик Янжул Иван Иванович включал фактор честности в число составляющих экономического роста (в труде «Экономическое значение честности (забытый фактор производства)»).
Возрастающее значение нравственного фактора проявляется в необходимости формирования культуры управления высокотехнологичными предприятиями и отраслями на основе воспитания ответственности управленцев за плодотворное и гармоничное социально-экономическое развитие страны.
Вероятно, информация об инновационном продукте научной школы «Промышленная управленческая элита развития» будет неполной без упоминания о практических шагах по реализации авторской программы.
Необходимо отметить, что ученые в составе коллектива «Эффективный ОПК» первыми подняли на государственный уровень вопрос о подготовке кадрового резерва руководителей ОПК (расширенная концептуальная записка руководству ФГУП ЦИИИ «Центр» Минпромторга РФ от 20.12.15 г.)
После обращения ученых коллектива «Эффективный ОПК» на имя Первого заместителя председателя Правительства России Рогозина Д.О. (вх. № П-1065 от 10.01.18 г.) авторские концептуальные положения системы подготовки руководителей предприятий ОПК прошли оппонирование: Минпромторг РФ (№ ПГ-06–2436 от 06.04.18 г.), Минтруд РФ (№ 14–3/10/В-2356 от 04.04.18 г.), Минобороны РФ (№ 223/169 от 21.03.18), ФАС (№ ПГ-06–2436 от 06.04.18 г.), Ростех (№ РТ 43–3655 от 26.03.18 г.), Роскосмос (№ АВ-2635–02 от 15.03.18 г.), Росатом (№ 1–4.1/11082 от 20.03.18 г.), Нац. агентство по квалификациям (№ 323/8 от 06.04.18 г.), ФГУП ЦНИИ «Центр» (№ 20/1002 от 18.04.18 г.)
Инновационная концепция научной школы основывается на постулате:
• действенным механизмом управления ростом эффективности предприятий с госучастием является управление персоналом высшего управленческого звена через систему переподготовки как институциональной основы формирования антикоррупционной и инновационной среды [29] (Zvyagin, 2020).
Такой подход позволяет Правительству России выйти из ограниченного состояния «рекомендателей» (состояния «дойной коровы», «институционального идиота» К. Крауч [31] (Krauch, 2010)) и перейти к реальному государственному вмешательству в важную корпоративную кадровую сферу не в интересах отдельных корпоративных групп, а в интересах безопасности и развития всей страны.
В то же время ученые предупреждали об опасности того, что при подготовке кадрового резерва руководителей конъюнктурные узкокорпоративные интересы (когда и заказчик, и исполнитель, и проверяющий есть одно юрлицо) могут подмять под себя государственные интересы развития страны.
В чем суть вопроса. Подготовка специалистов в рамках программ госкорпораций и министерств есть важное и нужное дело. Однако есть уверенность, подтверждаемая практикой, что вопросы подготовки персонала высшего управленческого звена предприятий должны быть выведены в сферу научно-образовательных, некоммерческих, независимых и не ангажированных корпорациями организаций, находящихся в рамках институтов государственного и общественного контроля.
Есть, видимо, веками и кровью писанная российская цивилизационная особенность, как у металлических частичек в коллоидном растворе, вмиг выстраиваться в «правильном» направлении, оказавшись под воздействием силового поля. Эта способность, спасительная в кризисных ситуациях, не всегда полезна для развития и кадрового подбора руководителей, если понимать под развитием интересы страны, а не только корпоративные или бизнес-интересы.
В этом ключе ученые научной школы в начале 2020 г. обратились на имя первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Белоусова А.Р. (вх. № П-26197 от 12.03.2020 г.), а также на имя заместителя председателя Правительства Российской Федерации Борисова Ю.И., курирующего ОПК (вх. № П-132114 от 08.09.20 г.), с представлением концепции уникальной программы «Эффективный руководитель производства».
Последовала заинтересованная реакция аппарата Борисова Юрия Ивановича. Так, по письму департамента ОПК Аппарата Правительства РФ была организована встреча представителей двух неправительственных организаций: МШУ «Сколково» и АНО «Развитие инноваций» на предмет инновационной подготовки кадров руководителей высокотехнологичных производств.
Эта встреча выявила серьезнейшие разногласия между западно-ориентированной позицией МШУ «Сколково» и АНО «Развитие инноваций», стоящей на твердых позициях возрождения и развития русской школы руководителей отечественных производств. Тем не менее отрицательный результат – это тоже результат, поскольку в спорах рождается истина. Разность идеологических воззрений никак не влияет на дискуссию профессионалов и обмен опытом применения инновационных и продуктивных методов подготовки слушателей.
Но вот ответ на обращение к Белоусову Андрею Рэмовичу Минпромторг РФ посчитал возможным подготовить уже с иным настроем. К сожалению, письмо за подписью замдиректора департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга РФ было составлено по известному принципу: «вы спрашивали про квадратное, отвечаем: у нас все зеленое». В ответ на информацию о программе подготовки руководителей поступил отчет о достижениях WorldSkills. Подобные «ошибки» имеют четкую правовую оценку: «ответ не по существу поставленных в обращении вопросов» – это есть прямое нарушения российского законодательства (п. 1, ст. 10, № 59-ФЗ от 02.05.2006 г.)
Тем не менее предложения ученых нашли свою, хотя и частичную, реализацию. В рамках ФКЦ ФГУП ВНИИ «Центр» Минпромторга РФ в конце 2020 г. был произведен пилотный ведомственный выпуск группы членов федерального кадрового резерва руководящего состава ОПК. Это подтвердило высокую практическую значимость инициативы ученых, которые неоднократно, открыто и подробно представляли свои разработки в научной периодике.
Члены междисциплинарной научной школы «Промышленная управленческая элита развития» удовлетворены тем, что их скромный вклад первопроходцев (трудный «бой не ради славы») послужил началом большого дела, архиважного для поступательного развития высокотехнологичной экономики России.
Несколько слов о поле применения и использования продукта научной школы «Промышленная управленческая элита развития» – инновационной программы подготовки руководящих кадров высокотехнологичных производств.
Традиционно предприятия ОПК относятся к высокотехнологичным производствам. В рамках трех госкорпораций: Ростех, Роскосмос и Росатом обретается около 1 200 предприятий (по открытым источникам). Еще около 1 300 предприятий «окормляются» Минпромторгом России, а вот верхняя граница числа промышленных предприятий, вовлеченных в производство продукции в интересах военных и специальных государственных заказов, достигает 10 000 тысяч предприятий (оценочно).
Реализация представленной социально и экономически значимой для страны программы предполагает разворачивание практико-ориентированной комплексной трехуровневой системы подготовки кадрового резерва руководящего состава высокотехнологичных предприятий:
• федеральный уровень – междисциплинарная научная школа «Промышленная управленческая элита развития», обеспечивающая единый научный методологический подход к подготовке кадрового резерва руководителей (с перспективой цифровой облачной платформы АНО «Развитие инноваций» для предприятий, участвующих в проектах подготовки кадров руководителей);
• региональный уровень – региональные образовательно-производственные кластеры на базе ведущих университетов с добавлением в программы обучений дисциплин, ориентированных на те или иные отрасли, преобладающие в конкретных регионах (в настоящее время АНО «Развитие инноваций» и «Тверской государственный технический университет» заключили соглашение о сотрудничестве по развитию Тверского производственно-образовательного кластера. Схожее соглашение о сотрудничестве готовится к подписанию с Московским государственным областным университетом в части Подмосковного производственно-образовательного кластера);
• объектовый уровень (предприятие) – с учетом специфики конкретного производства и с использованием местных человеческих ресурсов в части слушателей и их наставников-руководителей.
В качестве заключения можно сделать следующие выводы:
1. Структурно-организационный метод «Вневузовская система индивидуальной трехступенчатой подготовки» наиболее эффективно раскрывает свой потенциал в рамках региональных производственно-образовательных кластеров, по своей сути максимально ориентированных на особенности местных кадров, на специфику конкретных предприятий, на отличия и единство регионов.
2. Передача опыта управления и нравственных традиций через наставничество является традиционным российским методом. Добиться усиливающего эффекта взаимодействия научно выверенных техноинноваций и опыта наставников-руководителей является целью формируемого «Клуба наставников руководителей» и его экспертного потенциала.
3. В основе содержательной части программы подготовки лежит инновационный метод управления современным производством «Стратегическое превосходство» как залог создания производственных систем конкурентоспособных предприятий с высоким качеством продукции.
4. В наступающую эпоху экономики знаний только синергия науки и практики в деле подготовки кадрового резерва директорского корпуса производственных предприятий может обеспечить технологический рывок и опережающее экономическое развитие России. Программа дополнительного профессионального образования по профессиональной переподготовке «Эффективный руководитель производства», разработанная междисциплинарной научной школой «Промышленная управленческая элита развития» АНО «Развитие инноваций», является инструментом такого развития.
Источники:
2. Яковлев Э.Н., Чеботарев С.С., Звягин А.А. Человеческие ресурсы как фактор безопасности России в современных условиях: правовая регламентация, экономическая характеристика // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2010. – № 1(12). – c. 243-247.
3. Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. / Письмо шестое. Об аристократии. - Берлин: Обелиск, 1923.
4. Абрамов Е.Г. Оценка и управление формированием интеллектуальных активов наукоёмких организаций. / Монография. - М.: Креативная экономика, 2010.
5. Брагина З.В., Юдин В.В., Никерина Е.В., Яшков А.Б. Подготовка квалифицированных кадров для высокотехнологичных рабочих мест: междисциплинарный подход // Экономика труда. – 2017. – № 2. – c. 147-161. – doi: 10.18334/et.4.2.38115 .
6. Кадровое обеспечение процессов внедрения цифровых технологий на промышленных предприятиях // International Journal. – 2019. – № 3. – c. 414-420.
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Комиссаров Р.С. Формирование лидерства на рынке на основе управления знаниями // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 349-360. – doi: 10.18334/lim.6.4.41348 .
8. Егоров С.С., Звягин А.А. Обеспечение кадровой безопасности в высшем управленческом звене предприятий класса «А» // Сегодня и завтра Российской экономики. – 2011. – № 42. – c. 59-66.
9. Звягина Д.А. Сила государства: «мягкая», «жёсткая», «умная» // Вестник университета. – 2012. – № 18. – c. 249-252.
10. Желтенков А.В., Федотова М.А. Развитие систем стратегического управления в промышленных организациях // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2012. – № 3. – c. 77-81.
11. Звягин А.А. Проекты междисциплинарной научной школы «Промышленная управленческая элита развития» как институциональная подоснова обеспечения кадровой составляющей экономической безопасности промышленных предприятий с госучастием // На страже экономики России. – 2020. – № 4(15). – c. 33-37. – doi: 10.36511/2588-0071-2020-4-33-37 .
12. Кохно П.А. Инновационная модель: подготовка кадров для высокотехнологичных отраслей 56-59 // Человек и труд. – 2012. – № 2. – c. 56-59.
13. Сайт АНО «Развитие инноваций». [Электронный ресурс]. URL: http://anoinnovation.ru.
14. Звягин А.А., Иванов А.М. Управленческая элита, стратегическое превосходство и технологии передачи компетенций // Инновационное управление персоналом: Материалы XI Международного межвузовского кадрового форума им. А.Я. Кибанова. Москва, 2020. – c. 6-9.
15. Вумек Д., Джеймс Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2013.
16. Деминг Э. Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами. / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012.
17. Детмер У. Теория Ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию. / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
18. Имаи М. Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества. / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2010.
19. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. / Пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2005. – 512 c.
20. Лайкер Д. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. – 204 c.
21. Моборн Р., Чан К. Стратегия голубого океана. Как создать свободную рыночную нишу и перестать бояться конкурентов. / Пер. с англ. - М.: Н1РРО, 2005. – 272 c.
22. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
23. Ротер М., Шук Д. Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности. / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
24. Сазерленд Д. SCRUM. Революционный метод управления проектами. / Пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
25. Томас Д. Хосин Канри: как заставить стратегию работать. / Пер. с англ. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2008. – 243 c.
26. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. / Пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 274 c.
27. Иванов А.М., Стюхин Д.А. Синергия стратегического превосходства и наставничества как технология передачи компетенций в качестве инструмента повышения конкурентоспособности высокотехнологичных производств // Экономика. – 2021. – № 1. – c. 63-79. – doi: 10.18334/evp.2.1.111869 .
28. Звягин А.А. На пороге перемен. Часть 2. Элита развития. Преображение. / Монография. - Москва, 2020. – 292 c.
29. Звягин А.А. Высокие технологии. Госвмешательство vs невидимая рука рынка // Экономика. – 2020. – № 4. – c. 155-172. – doi: 10.18334/evp.1.4.111147 .
30. Звягин А.А. Лидеры России. Прогноз на ближайшее тридцати // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 9-30. – doi: 10.18334/lim.8.1.111395.
31. Крауч К. Постдемократия. / пер. с англ. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010. – 190 c.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:38