Проблемы воспроизводства человеческого капитала в высшей школе и пути их решения
Маличенко И.П.1
1 Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 15
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)
Цитировать:
Маличенко И.П. Проблемы воспроизводства человеческого капитала в высшей школе и пути их решения // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – С. 1585-1600. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41478.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42555593
Цитирований: 15 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
Переход России от экспортно-сырьевой стратегии к инновационной стратегии, ориентированной на развитие высокотехнологичных отраслей, когнитивных подходов к ведению бизнеса, информационной среды, невозможен без формирования нового поколения специалистов, обладающих высокими исследовательскими и аналитическими компетенциями. После вступления России в Болонский процесс аспирантура была преобразована в третью ступень образования c целью подготовить исследователей-аналитиков, способных применять научный потенциал, генерировать технологические, технические, организационные и социальные инновации различного порядка, использовать «знанивоемкие» технологии в реальном секторе экономики. Однако подобная трансформация аспирантуры усугубила проблемы воспроизводства человеческого капитала в высшей школе в связи с ежегодным снижением количества выпускников аспирантуры, защищающих кандидатские диссертации и формирующих профессиональные стратегии развития в высшей школе и в научно-исследовательских институтах. Представленные в статье результаты исследований позволяют выявить факторы, влияющие на принятие решений о профессиональном самоопределении российских аспирантов в вузах.
Ключевые слова: аспирантура и инновации, карьерная стратегия аспиранта, факторы и мотивы, статистические показатели, исследование, форсайт-сессия, причины, личные и профессиональные компетенции
JEL-классификация: E24, J24, I23
Источники:
2. Гуртов В.А., Пенние И.В., Мелех Н.В. Анализ деятельности системы аспирантуры как основного института подготовки кадров высшей школы научной квалификации // Управление. – 2011. – № 2(72). – С. 64-70.
Гусев А.Б. Роль аспирантуры в воспроизводстве научных кадров (круглый стол). Sie-journal.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://sie-journal.ru/assets/uploads/issues/2015/17_08.pdf ( дата обращения: 10.11.2019 ).
Заявление Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ о модернизации аспирантуры. Sovet-po-nauke.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sovet-po-nauke.ru/info/31032016-declaration_postgraduate.
5. Зерчанинова Т.Е., Тарбеева И.С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. – 2019. – № 3. – С. 37-48. – doi: 10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-3 .
Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы науки: 2018. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 320 с.
Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы науки: 2019. / Статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 328 с.
8. Кельсина А.С. Теоретические аспекты оценки качества и эффективности подготовки аспирантов // Вопросы территориального развития. – 2017. – № 3(36). – С. 8.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р). Стратегия РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru ( дата обращения: 06.11.2018 ).
Концепция общественной безопасности в РФ, утвержденную Президентом РФ 20 ноября 2013 г
11. Маличенко И.П. Модернизация профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 1. – С. 134-142.
12. Маличенко И.П., Крячко В.И. Управление механизмом воспроизводства человеческого капитала в высшей школе // Экономика. – 2018. – № 12А. – С. 268-278.
13. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С. Мотивация научно-педагогических работников высшей школы: стратегический подход // Управление человеческими ресурсами. – 2015. – С. 237-245.
14. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С. Почему выпускники аспирантуры не выбирают работу в университетах // Terra Economicus. – 2018. – № 4. – С. 116-129. – doi: 10.23683/2073-6606-2018-16-4-116-129 .
15. Михалкина Е.В., Филоненко Ю.В., Герасимова О.Я. Проблемы развития аспирантуры в федеральных университетах: анализ мнений ключевых стейкхолдеров // Alma mater (вестник высшей школы). – 2019. – № 2. – С. 75-82. – doi: 10.20339/AM.01-19.075 .
16. Райчук Д.Ю., Минина Н.В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. – 2016. – № 4. – С. 33-41.
17. Резник С.Д. Аспирантура: как повысить ее эффективность // Университетское управление: практика и анализ. – 2015. – № 4(98). – С. 106-116.
18. Auriol L. Careers of Doctorate Holders: Employment and Mobility Patterns // OECD Science, Technolochy and Industry Working Papers. – 2010. – № 4. – С. 29. – doi: 10.1787/5kmh8phxvvf5-en.
Louw J., Muller J. Literature Review on Models of the PhD. - Wynberg: CHET, 2014.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:40:11