Проблемы воспроизводства человеческого капитала в высшей школе и пути их решения

Маличенко И.П.1
1 Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42555593
Цитирований: 15 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
Переход России от экспортно-сырьевой стратегии к инновационной стратегии, ориентированной на развитие высокотехнологичных отраслей, когнитивных подходов к ведению бизнеса, информационной среды, невозможен без формирования нового поколения специалистов, обладающих высокими исследовательскими и аналитическими компетенциями. После вступления России в Болонский процесс аспирантура была преобразована в третью ступень образования c целью подготовить исследователей-аналитиков, способных применять научный потенциал, генерировать технологические, технические, организационные и социальные инновации различного порядка, использовать «знанивоемкие» технологии в реальном секторе экономики. Однако подобная трансформация аспирантуры усугубила проблемы воспроизводства человеческого капитала в высшей школе в связи с ежегодным снижением количества выпускников аспирантуры, защищающих кандидатские диссертации и формирующих профессиональные стратегии развития в высшей школе и в научно-исследовательских институтах. Представленные в статье результаты исследований позволяют выявить факторы, влияющие на принятие решений о профессиональном самоопределении российских аспирантов в вузах.

Ключевые слова: аспирантура и инновации, карьерная стратегия аспиранта, факторы и мотивы, статистические показатели, исследование, форсайт-сессия, причины, личные и профессиональные компетенции

JEL-классификация: E24, J24, I23

Источники:

1. Бедный Б.И., Сапунов М.Б. и др. Новая модель аспирантуры: проблемы и перспективы (круглый стол) // Высшее образование в России. – 2019. – № 1. – С. 130-146.
2. Гуртов В.А., Пенние И.В., Мелех Н.В. Анализ деятельности системы аспирантуры как основного института подготовки кадров высшей школы научной квалификации // Управление. – 2011. – № 2(72). – С. 64-70.
Гусев А.Б. Роль аспирантуры в воспроизводстве научных кадров (круглый стол). Sie-journal.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://sie-journal.ru/assets/uploads/issues/2015/17_08.pdf ( дата обращения: 10.11.2019 ).
Заявление Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ о модернизации аспирантуры. Sovet-po-nauke.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sovet-po-nauke.ru/info/31032016-declaration_postgraduate.
5. Зерчанинова Т.Е., Тарбеева И.С. Проблемы научной и образовательной деятельности аспирантов // Научный результат. Социология и управление. – 2019. – № 3. – С. 37-48. – doi: 10.18413/2408-9338-2019-5-3-0-3 .
Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы науки: 2018. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 320 с.
Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы науки: 2019. / Статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 328 с.
8. Кельсина А.С. Теоретические аспекты оценки качества и эффективности подготовки аспирантов // Вопросы территориального развития. – 2017. – № 3(36). – С. 8.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р). Стратегия РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru ( дата обращения: 06.11.2018 ).
Концепция общественной безопасности в РФ, утвержденную Президентом РФ 20 ноября 2013 г
11. Маличенко И.П. Модернизация профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 1. – С. 134-142.
12. Маличенко И.П., Крячко В.И. Управление механизмом воспроизводства человеческого капитала в высшей школе // Экономика. – 2018. – № 12А. – С. 268-278.
13. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С. Мотивация научно-педагогических работников высшей школы: стратегический подход // Управление человеческими ресурсами. – 2015. – С. 237-245.
14. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С. Почему выпускники аспирантуры не выбирают работу в университетах // Terra Economicus. – 2018. – № 4. – С. 116-129. – doi: 10.23683/2073-6606-2018-16-4-116-129 .
15. Михалкина Е.В., Филоненко Ю.В., Герасимова О.Я. Проблемы развития аспирантуры в федеральных университетах: анализ мнений ключевых стейкхолдеров // Alma mater (вестник высшей школы). – 2019. – № 2. – С. 75-82. – doi: 10.20339/AM.01-19.075 .
16. Райчук Д.Ю., Минина Н.В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. – 2016. – № 4. – С. 33-41.
17. Резник С.Д. Аспирантура: как повысить ее эффективность // Университетское управление: практика и анализ. – 2015. – № 4(98). – С. 106-116.
18. Auriol L. Careers of Doctorate Holders: Employment and Mobility Patterns // OECD Science, Technolochy and Industry Working Papers. – 2010. – № 4. – С. 29. – doi: 10.1787/5kmh8phxvvf5-en.
Louw J., Muller J. Literature Review on Models of the PhD. - Wynberg: CHET, 2014.

Страница обновлена: 13.09.2025 в 10:18:41

 

 

The problems of human capital reproduction at the higher school and ways of their solution

Malichenko I.P.

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 4 (October-December 2019)

Citation:

Abstract:
Russia's transition from an export and raw materials strategy to an innovative strategy focused on the development of high-tech industries, cognitive approaches to doing business, and the information environment is impossible without the formation of a new generation of specialists with high research and analytical competencies. After Russia's entry into the Bologna process, the postgraduate course was transformed into the third stage of education in order to prepare researchers-analysts capable of applying scientific potential, generating technological, technical, organizational and social innovations of various kinds, and using "knowledge-intensive" technologies in the real sector of the economy. However, this transformation of postgraduate study has exacerbated the problems of reproduction of human capital in higher education due to the annual decline in the number of postgraduate students defending their candidate theses and forming professional development strategies in higher education and research institutes. The results of the research presented in the article allow to identify the factors influencing the decision-making on professional self-determination of Russian postgraduates in universities.

Keywords: postgraduate study and innovations, postgraduate student's career strategy, factors and motives, statistics, research, foresight session, reasons, personal and professional competencies

JEL-classification: E24, J24, I23