Актуальные аспекты воспроизводства кадрового потенциала и подготовки инновационных кадров высшей школы

Федорец О.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (75), Март 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18963470
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются ключевые вопросы укрепления кадрового потенциала высшей школы. Освещены проблемы воспроизводства и закрепления молодых инновационных кадров в научно-образовательной сфере. Отражены основные мероприятия на государственном и внутривузовском уровне, способствующие эффективному решению данных проблем.

Ключевые слова: человеческий капитал, высокие технологии, высшая школа, государственная поддержка, экономика знаний, квалификация, инновационные кадры, воспроизводство кадрового потенциала, кадровая политики вуза



В современных условиях ориентации экономики на инновационный путь развития постоянно возрастает значение инновационного потенциала высшей школы. Новые научные знания и высококвалифицированные инновационные кадры (в основном для высокотехнологичных отраслей экономики) стали объектами особого внимания государства.

Люди со знаниями – главное богатство

На сегодняшний день роль университетов достаточно многогранна, однако основополагающей составляющей деятельности высшей школы является многоуровневая подготовка кадрового обеспечения инновационной сферы – формирование так называемого инновационного «кадрового каркаса» экономики.

В качестве инновационных кадров (ИК) высшей школы могут выступать представители профессорско-преподавательского состава (ППС), научные сотрудники, молодые ученые, аспиранты вуза, способные генерировать инновационные идеи, внедрять результаты исследований и разработок в реальный сектор экономики и стремящиеся к инновационным преобразованиям своей деятельности.

Ряд основополагающих государственных документов [1–3] регламентирует необходимость укрепления кадрового потенциала высшей школы и создания условий для эффективного воспроизводства и закрепления ИК в научно-образовательной и высокотехнологичной сферах; обеспечения научной мобильности кадров; повышения качества подготовки и эффективности использования кадрового потенциала вузов для решения реальных задач развития наукоемкого производства.

Высшая школа играет важную роль в решении вопросов кадрового обеспечения инновационной сферы в основном благодаря системе послевузовского образования (аспирантура, докторантура). На сегодняшний день послевузовское образование получают около 157 437 человек, количество докторов и кандидатов наук составляет порядка 43 964 и 185 522 человек соответственно (рис. 1 и 2).

Однако несмотря на приток аспирантов и докторантов в научную сферу наблюдается постепенное снижение количества докторов и кандидатов наук среди ППС, равно как и защищенных диссертаций. В связи с этим можно сделать вывод, что в целом в России на сегодняшний день нет недостатка в научных и инновационных кадрах высшей школы, вопрос состоит в их «качестве», а именно в способности успешно заниматься наукой.

2014-09-12 14-51-32 Скриншот экрана

Рис. 1. Численность, прием и выпуск аспирантов

2014-09-12 14-50-39 Скриншот экрана

Рис. 2. Численность ППС, докторов и кандидатов наук

Интеллект требует поддержки

Сегодня можно наблюдать следующие проблемы развития кадрового потенциала высшей школы и подготовки научных и инновационных кадров:

- снижение престижности осуществления научной деятельности в высшей школе и мобильности ИК;

- низкая закрепляемость и усиление оттока ИК высшей школы в иные сферы деятельности;

- дефицит и старение научно-педагогического состава и как следствие утрата знаний, навыков и опыта высококвалифицированных кадров;

- замедление развития и сокращение числа ведущих научных школ;

- отсутствие эффективного взаимодействия между предприятиями реального сектора экономики и вузами.

Следует отдельно выделить проблемы, вызывающие отток молодых ИК из науки:

- низкий уровень заработной платы;

- жилищный вопрос (в особенности для иногородних аспирантов). Круг молодых ученых, которые вправе претендовать на жилищные субсидии в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, ограничен только представителями РАН и РАМН;

- отсутствие определенности перспектив карьерного роста в научной сфере;

- низкий уровень обмена опытом с зарубежными коллегами;

- недооснащенность рабочего пространства современным материально-техническим и лабораторным оборудованием [6].

Восстановление процесса воспроизводства ИК, привлечение и закрепление их в научной сфере – это приоритетная задача государства в целях активизации инновационной деятельности высшей школы, для решения которой необходимо осуществить ряд преобразований на государственном уровне:

1. Создание таких институциональных единиц, как Центр развития кадрового потенциала, учебно-научно-инновационных комплексов, корпоративных образовательных комплексов на базе ведущих университетов с целью оптимизации процесса объединения знаний и опыта по заказам предприятий реального сектора экономики.

2. Целевая поддержка существующих и вновь возникающих научных школ как самостоятельных институтов.

3. Расширение круга научных кадров, которые имеют право на получение субсидии для приобретения жилья в рамках реализации ФЦП «Жилище».

4. Выстраивание цельной системы грантовых и премиальных программ адресной поддержки активно работающих научных групп и конкретных исследователей: создание системы индивидуальных зарплатных грантов (стипендий), предоставляемых на конкурсной основе.

5. Создание условий для профессионального роста ИК путем введения возрастных ограничений на занятие административных должностей и право работать в учреждениях образования и науки за счет бюджетных средств (возможно только при привлечении внебюджетного финансирования своей деятельности).

6. Развитие системы горизонтальной и вертикальной мобильности кадров: стажировки, приглашение ведущих специалистов, международное сотрудничество, организация конкурсов на замещение должности руководителей подразделений, развитие программ повышения квалификации.

7. Обеспечение сотрудничества университетов с бизнесом и органами власти в форме научно-образовательного кластера, что будет способствовать сближению образовательных и производственных целей, эффективному использованию кадрового и научно-технического потенциала региона.

Однако осуществления мер государственной поддержки недостаточно для эффективного воспроизводства инновационных кадров высшей школы. Необходимы ряд внутривузовских преобразований, разработка кадровой политики вуза, которая в дальнейшем позволит оптимизировать процесс воспроизводства инновационных кадров, способных к созданию инновационного климата в стране, разработке высоких, наукоемких технологий:

1. Налаживание долгосрочных взаимовыгодных отношений между вузами и промышленными предприятиями по различным направлениям подготовки кадров для инновационной деятельности:

- проведение семинаров, организация краткосрочных стажировок и практик для студентов, аспирантов, молодых ученых, научных сотрудников вузов на предприятиях реального сектора экономики;

- организация участия ППС, аспирантов в выполнении реальных тем заказных НИОКР;

- привлечение ведущих специалистов производства к участию в образовательном процессе и повышении квалификации ИК высшей школы.

2. Расширение числа научно-учебных лабораторий и научно-образовательных центров, центров коллективного пользования, малых инновационных предприятий, специальных вузовских программ по привлечению студентов и аспирантов к практической научной и инновационной деятельности.

3. Сохранение и расширение практики стажировок (в том числе долгосрочных) и программ обмена для студентов, аспирантов, молодых исследователей в ведущих российских и зарубежных университетах [4].

Общая схема организации процесса подготовки инновационных кадров высшей школы представлена на рисунке 3.

2014-09-12 14-49-34 Скриншот экрана Рис. 3. Концептуальная схема подготовки ИК высшей школы

Реализация вышеперечисленных мероприятий как на государственном, так и на вузовском уровне позволила бы достичь следующих положительных результатов развития ИК высшей школы:

- воспроизводство и омоложение кадрового состава за счет закрепления молодежи в инновационной деятельности университетов;

- активизация научно-исследовательской деятельности ППС, студентов, аспирантов и молодых ученых;

- возникновение новых и развитие уже существующих научных школ;

- повышение профессионального уровня ППС и научных сотрудников вузов за счет кооперации с предприятиями реального сектора экономики и обмена опытом с российскими и зарубежными коллегами;

- подготовка высококвалифицированных кадров, отвечающих современным направлениям развития инновационной экономики;

- возможность получения заказов на выполнение реальных тем научных исследований и инновационных разработок, а также подготовку ИК для реального сектора экономики;

- повышение эффективности работы аспирантуры и докторантуры [5].

Выводы

В современных условиях в связи с активизацией процесса коммерциализации результатов научно-технических разработок университеты выступают в роли источника кадровых и интеллектуальных ресурсов, а также своеобразного инновационного моста, соединяющего образование, науку и производство. В то же время развитие инновационной инфраструктуры вузов получило толчок (в том числе и со стороны государства) сравнительно недавно, и многие университеты еще не успели перейти от традиционной научно-исследовательской и образовательной деятельности к инновационной сфере развития, в частности к подготовке инновационных кадров. В связи с этим осуществление вышеуказанных мероприятий позволит ускорить процесс воспроизводства и качественного изменения ИК высшей школы, будет способствовать интенсификации процесса коммерциализации результатов научной деятельности, подготовке высококвалифицированных кадров.


Источники:

1. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009–2013 гг.».
2. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования РФ на период до 2015 года.
3. Указ Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
4. Калласс М.С. Взаимодействие науки, образования и бизнеса как основа формирования инновационной среды в России [Текст] // Вестник Томского государственного университета. 2011. – Экономика № 4(16).
5. Родионова Е.М. Развитие теории воспроизводства интеллектуального капитала научно-инновационных кадров на основе методологии институционально-эволюционного анализа: автореферат диссертации доктора экономических наук: 08.00.05 [Текст]. – Орел: 2009.
6. Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы [Текст] // Доклад Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. – Москва, 2012.

Страница обновлена: 02.12.2024 в 11:22:42