Высшая школа на региональном рынке интеллектуальной собственности
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (19), Июль 2008
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394895
Цитирований: 1 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
Сегодня высшая школа является базовым элементом региональных инновационных систем, не только как площадка подготовки кадров для инновационной деятельности, но и как источник генерации знаний, поставщик на рынок конкурентоспособных объектов интеллектуальной собственности, инициатор создания инновационной инфраструктуры, входящей в состав региональной. В связи с этим возникла необходимость выработки эффективной системы формирования и использования имеющегося в высшей школе научно-технического и инновационного потенциала, создание системы управления интеллектуальной собственностью, позволяющих вузам активно участвовать в создании и развитии рынка инноваций, прежде всего в регионе.
Ключевые слова: высшее образование, интеллектуальная собственность, инновационная инфраструктура, вуз, высшая школа, бизнес-образование, региональная инновационная система, рынок инноваций
Сегодня высшая школа является базовым элементом региональной инновационных систем, не только как площадка подготовки кадров для инновационной деятельности, но и как источник генерации знаний, поставщик на рынок конкурентоспособных объектов интеллектуальной собственности, инициатор создания инновационной инфраструктуры, входящей в состав региональной. В связи с этим возникла необходимость выработки эффективной системы формирования и использования имеющегося в высшей школе научно-технического и инновационного потенциала, создание системы управления интеллектуальной собственностью (ИС), позволяющих вузам активно участвовать в создании и развитии рынка инноваций, прежде всего в регионе.
Упорядочение этой деятельности направлено на повышение эффективности взаимодействия вузов с академической наукой, крупными промышленными, малыми и средними инновационными предприятиями в масштабах субъекта Российской Федерации.
Инновационная инфраструктура является связующим звеном между сектором науки и бизнесом и создается обычно вокруг университетов при организационной и финансовой поддержке федеральных и региональных властей. Формирование инновационной инфраструктуры позволяет обеспечить доведение разработок до серийного производства в более короткие сроки, привлечь финансирование на различных этапах реализации проектов, наладить оптимальное сотрудничество с промышленными партнерами и инвесторами.
Особенности управления объектами интеллектуальной собственности (ОИС) вуза обусловлены спецификой университета как государственного образовательного учреждения, а именно: ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, бюджетного учета и налогообложения.
Процесс создания ОИС на всех стадиях инновационного цикла необходимо рассматривать во взаимодействии с источниками финансирования работ, влекущее распределение прав на ИС между вузом и заказчиком, что является ключевым вопросом при дальнейшем трансфере и коммерциализации. Примеры успешных проектов Томского политехнического университета показывают необходимость и эффективность финансирования отдельных этапов инновационного цикла за счет различных источников (чем выше степень завершенности разработки, тем меньше участие государства и больше вложений со стороны частных инвесторов). Вместе с тем, вопрос распоряжения вузами правами на ОИС, созданные с привлечением бюджетных средств, окончательно не урегулирован.
Вклад в развитие региональной экономики может осуществляться за счет применения вузом различных форм коммерциализации ОИС.
Существенно расширены возможности вуза по использованию разработок в собственном опытном и мелкосерийном производстве в связи с реорганизацией научно-исследовательских институтов при вузах путем их присоединения.
Заключение договоров в сфере использования ОИС вуза (опционных, лицензионных договоров, договоров о распределении прав) в основном осуществляется с малыми инновационными предприятиями региона, учрежденными в рамках программы «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, а также позволяет отслеживать объемы реализованной продукции и, соответственно, выплату периодических лицензионных платежей.
Такие формы коммерциализации активно используются и позволяют:
1.Университету – обеспечить внедрение разработки в производство; осуществить подготовку молодых специалистов по данному техническому направлению; получать лицензионные отчисления от использования ОИС в результате выполнения хоздоговорных работ;
2.Промышленному партнеру, инновационным предприятиям – получить квалифицированное научно-техническое сопровождение разработки; обеспечить монополию на рынке в виде исключительных прав на ОИС; получать доступ к усовершенствованной технологии на преимущественной основе; снизить затраты на патентование.
Однако существует и ряд проблем:
- занижение рыночной стоимости ОИС в связи с зачастую низкой готовностью разработки к коммерциализации;
- сокрытием предприятием реальных объемов доходов от реализации продукции;
- недобросовестная конкуренция со стороны крупных компаний, приобретающих лицензии исключительно в целях создания барьеров доступа конкурентов по использованию технологий;
- обязанность уплатить налог на прибыль с внереализационных доходов (с 1 января 2008 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, предоставляющие освобождение от уплаты НДС операций по использованию ИС на основании лицензионных соглашений);
- неэффективность предоставления прав на использование ОИС предприятиям, осуществляющим мелкосерийное производство.
Поэтому в некоторых случаях заключение вузом договора уступки прав, либо создание инновационного предприятия является более предпочтительной. В течение многих лет вокруг вузов г. Томска формируется «пояс» малых научно-производственных предприятий, создаваемых при участии сотрудников. Количество таких предприятий вокруг Томского политехнического университета на сегодня составляет свыше 50 (в том числе, 20 созданы по программе «Старт») [1, с. 55], что соответствует мировому и российскому уровню развития инновационного предпринимательства университетов [2].
Участие вуза в организации инновационных компаний, в рамках действующего законодательства, может осуществляться через созданные технопарки, бизнес-инкубаторы. Такая схема позволяет созданным предприятиям занять активную позицию на рынке с точки зрения платежеспособности, ликвидности, кредитоспособности, а для университетов и региона является важной гарантией введения ИС в хозяйственный оборот.
Совершенствование деятельности высшей школы по коммерциализации интеллектуальной собственности, обеспечивающее повышение ее эффективности, неизбежно влияет на развитие регионального рынка ОИС. Вместе с тем, для развития регионального рынка ОИС необходимы комплексные меры, как со стороны региональных властей, так и высшей школы, промышленных предприятий региона.
Со стороны университетов необходимо повышение эффективности деятельности вузов по управлению ИС путем:
- формирования патентно-лицензионной политики;
- создания инновационной инфраструктуры;
- применение стимулирующих мер, направленных на создание конкурентоспособных разработок;
- инсталляции системы менеджмента качества, описывающей процессы управления ИС;
- применение программно-целевого подхода и оценка деятельности вуза по управлению ИС на основе системы абсолютных и относительных, количественных и качественных показателей.
Со стороны промышленных предприятий возможно:
- формирование научно-технических программ;
- направление заказов на выполнение НИОКР в университеты;
- повышение уровня мотивации в приобретении технологий вузов.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут обеспечить:
- определение основных направлений региональной политики в сфере инноваций;
- предоставление участникам инновационной деятельности льгот по уплате налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, налога на имущество организаций; предоставление имущества, находящегося в собственности области в аренду на льготных условиях, в безвозмездное пользование, в доверительное управление, а также в иных формах; получение инвестиционного налогового кредита; субсидирование процентной ставки по кредитам;
- финансирование НИР и ОКР и урегулирование вопросов распоряжения правами интеллектуальной собственности и той базы, на которой создаются продукты, финансируемые из регионального бюджета;
- создание системы учета ОИС, позволяющей упорядочить деятельность по разработке ОИС за счет средств регионального бюджета и обеспечить мониторинг использования и коммерциализации таких результатов;
- расширение спектра финансово-административных инструментов.
Причем региональные возможности по предоставлению налоговых и иных льгот субъектам инновационной деятельности, являются достаточно широкими и сравнимы с льготами, предоставляемыми резидентам особых экономических зон технико-внедренческого типа (например, в отношении налога на имущество организаций, налога на прибыль).
Реализация указанных выше мероприятий должна создать условия для дальнейшего формирования регионального рынка ИС на основе конкурентоспособных разработок высшей школы, позволить удовлетворить потребности территории в новых технологиях и обеспечить устойчивое инновационное развитие субъектов РФ.
Источники:
2. Зинов В.Г. Прибыли ученых: Урегулирование конфликтов интересов [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.cnews.ru/comments/2002/11/01/content1.shtml. – Загл. с экрана.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 11:45:00