Методологические принципы нелинейности в концепции расширения инновационного пространства высшей школы

Воейкова О.Б.1
1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать:
Воейкова О.Б. Методологические принципы нелинейности в концепции расширения инновационного пространства высшей школы // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 10. – С. 2885-2906. – doi: 10.18334/ce.18.10.121788.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=74510939

Аннотация:
В данной статье представлены результаты анализа методологических принципов нелинейности, предназначенных для исследования открытых и неравновесных систем, в число которых входит инновационно-ориентированная высшая школа, расширяющая свое инновационное пространство через распространение создаваемых вузами инноваций не только внутри страны, но и за пределами национальных государств. Автором обосновывается актуальность применения специальных принципов нелинейности для исследования инновационно расширяющихся вузовских систем, поскольку именно эти принципы способны дать более полное представление о сущности открытых неравновесных систем и стать действенным методологическим инструментом конструирования модели высшей школы, интегрированной в мировое инновационное пространство. В ходе исследования было раскрыто содержание принципов нелинейности как базовых методологических положений, объединенных в рамках единой методологии нелинейного познания, представленной интеграцией научных подходов, имеющих междисциплинарный характер, в частности, – системного, синергетического и эволюционного. Теоретические положения нелинейной методологии, представленные данными принципами, нашли свое применение в рамках концепции расширения инновационного пространства высшей школы, что отражено в конкретных примерах. Полученные результаты могут быть полезны всем, кто интересуется нестандартными методами исследования в экономике, выходящих за пределы общепринятых методологических доктрин и, в частности, линейных представлений о существовании экономических систем.

Ключевые слова: инновационное пространство вуза, принципы нелинейности

JEL-классификация: I20, I23, I26



Введение. В условиях становления нового миропорядка, в основе которого переход к новой технологической базе, серьезной трансформации подвергается и высшая школа, которая не только изменяет свою парадигму, превращаясь из сугубо образовательного общественного института, передающего накопленные знания подрастающим поколениям, в инновационно-ориентированную систему, где образовательная деятельность совмещена с инновационной. При этом высшая школа, в ходе своего инновационного развития имеет тенденцию к расширению собственного инновационного пространства и к необходимости выхода за пределы национальных границ, что требует от нее субъективации в мировом инновационном процессе в качестве самостоятельного актора инновационных отношений. Это актуализирует проблему понимания сути происходящих изменений в инновационном развитии высшей школы, адекватного научного описания в терминологии, достаточно полно отражающей процесс расширения инновационного пространства вузов, и требует создания релевантных происходящему методологических инструментов. Для формирования такого методологического аппарата нужно иметь в виду нелинейный характер происходящих изменений, связанных с движением инновационных вузов как открытых и неравновесных систем, в связи с чем требуется специальная методология нелинейного познания сложноорганизованных систем открытого типа.

Вопросу обоснования принципов нелинейности, как исходных положений нелинейной методологии и инструмента познания феномена пространственного расширения высшей школы в инновационной сфере посвящено настоящее исследование, целью которого стало, выявление сущностного содержания этих принципов.

Основными этапами исследования стали:

− обоснование системы принципов нелинейности в рамках методологии нелинейного познания, объединяющей элементы системного, синергетического и эволюционного подходов;

− раскрытие содержания принципов нелинейности на примере исследования процесса расширения инновационного пространства высшей школы.

Понятие инновационного пространства вуза и концептуальные положения о его расширении. Кардинальное изменение роли и места университетов в условиях очередной волны НТР, вызвавшей рост новых технологий отмечалось еще классиками постиндустриализма, утверждавшими, что сущностные изменения и структурная трансформация высшей школы будут происходить сообразно новому технико-технологическому этапу развития экономики и общества, в основе которого знания и их производные – инновации, а также их беспрепятственное меж-страновое движение посредством глобальных информационных сетей обусловленное открытостью национальных экономик. Попытки научного осмысления новой модели университета, зарождение которой происходило на границе XX-XXI веков в ответ на запросы формирующейся инновационной экономики, привели к появлению ряда концепций, которые касались различных аспектов инноватизации высшей школы в новых условиях [1]. Анализ данных концепций, отражающих происходящие изменения в сфере высшего образования, показывает, что на фоне увеличения масштабов инновационной деятельности вузов происходит расширение их инновационного пространства.

Инновационное пространство вуза – это системная форма организации инновационно-ориентированных объектов вокруг вуза, а также сопутствующих им процессов и явлений, обладающая определенной конфигурацией, структурой и территориальной протяженностью, направленная на инновационное преобразование действительности, и подверженная перманентному обновлению в силу своей открытости, восприимчивости к изменениям и движению во времени.

Исходя из представления об инновационном пространстве вуза как о системно организованной целостности, формируемой инновационно-ориентированными объектами, достраивающими вузовскую структуру в процессе осуществляемой вузом инновационной деятельности можно выделить следующие положения о расширении вузовского инновационного пространства.

1. Возникновение и расширение инновационного пространства вуза происходит путем формирования устойчивых внешних связей между разнородными объектами инновационной среды, находящимися за пределами вузовской инновационной системы, которые объединяются и определенным образом структурируются благодаря функционированию компонентов инновационной инфраструктуры вуза [2].

2. Существующая инновационная система вуза достраивается путем включения в нее новых объектов, расположенных в разной степени удаленности от нее, увеличивающих инновационный потенциал системы в целом, а также возможности действующих и вновь вошедших в нее компонентов.

3. Внутреннее устройство инновационной системы вуза определяет внешний контур его взаимодействий и, соответственно, конфигурацию вузовского инновационного пространства.

4. Протяженность инновационного пространства вуза зависит от степени реализации им собственного инновационного потенциала, что проявляется в инновационной активности вуза. Рост инновационной активности в вузе ведет к расширению инновационного пространства вуза, обусловливая усложнение его пространственной структуры и, предопределяя увеличение масштабов вузовской инновационной деятельности.

5. Инновационное пространство вуза может расширяться только в сторону восприимчивых к инновациям объектов окружающей действительности, что обычно определяется образовательным уровнем создателей и потребителей инноваций, т.о. именно от высшей школы во многом зависит формирование соответствующей инновационной среды, в которой должно быть как можно больше подготовленных к восприятию инноваций людей.

6. Необходимым и достаточным условием расширения инновационного пространства вуза является наличие развитой рыночной среды (рынка чистой конкуренции), целенаправленной государственной поддержки, самостоятельности и независимости вуза. Вне рыночной среды производство и распространение вузовских инноваций является весьма проблематичным, в связи с необходимостью присутствия большого числа частных инвесторов, заинтересованных в этом, а также наличием свободной рыночной конкуренции, когда каждый из вузов может рассчитывать на возможность беспрепятственного выхода на рынок со своими разработками для поиска потенциальных инвесторов.

7. Расширение инновационного пространства вуза является нелинейным процессом, что объясняется нелинейным характером инновационной деятельности и проявляется как непредсказуемость развития процесса получения инноваций, неясного результата, зависящего не от директивности управления, а от способности к самоорганизации, от умения команды новаторов ориентироваться на месте, приспосабливаясь к постоянным изменениям, находя верное решение, отвечающее заданному моменту времени. Нелинейная природа этого процесса означает его неравновесность, неустойчивость и необратимость во времени. В соответствии с этим, система, выстраивающаяся в результате расширения вузом собственного инновационного пространства, также является динамической и необратимой во времени. Увеличение сложности неравновесной системы «повышает ее вариантность в отношении поглощения свободной энергии» [3], следовательно усложнение структурного построения вузов за счет появления новых объектов инновационной деятельности обусловливает повышение ее способности к поглощению энергетических потоков извне (напр. финансовые, информационные, материально-вещественные, человеческие ресурсы и проч.). Соответственно, можно констатировать усиление «емкости» вузов по способности пропускать через себя, использовать и хранить нарастающий поток энергии при расширении собственного инновационного пространства.

Таким образом можно отметить, что расширение инновационного пространства вуза – это нелинейно разворачивающийся и необратимый во времени процесс усложнения его структурной организации на основе достраивания инновационной среды вуза новыми инновационно-ориентированными объектами, характеризующийся изменением его конфигурации, протяженности и увеличением способности пропускать через себя, использовать и хранить нарастающий поток энергии, необходимой для производства и распространения инноваций.

Степень изученности проблемы нелинейного исследования объектов и систем. Нелинейность расширения вузовского инновационного пространства требует применения такого инструментария для исследования, который бы базировался не на привычном линейном понимании процессов и явлений, а на применении новой логики, опирающейся на нелинейный подход, позволяющий учитывать параметры нелинейности. Характерной особенностью нелинейного познания объектов и систем является то, что они рассматриваются с позиции нелинейного развития, при котором имеет место отсутствие четкой определенности (детерминизма), а также нестабильность и непредсказуемость поведения подобных объектов.

В настоящее время пока еще рано говорить об окончательной формализации методологии нелинейного исследования. Однако нужно отметить, что уже в начале XX века линейное изучение экономических систем и управление ими было признано малоэффективным, не приносящим требуемых результатов [4]. Тогда и были выдвинуты нелинейные идеи для познания динамики и хаотизации сложноорганизованных систем со стороны представителей естественных наук (математиков, физиков и др.) среди которых: теоретик колебаний и динамики систем А.А. Андронов; исследователь колебаний в радиотехнике Л.И. Мандельштам; основатель научной школы в области нелинейного анализа С. П. Курдюмов; один из основателей синергетики И.Р. Пригожин; исследователь самоорганизации сложных систем в физике, химии, биологии, а также автор самого термина «синергетика» Герман Хакен [5]. Данные ученые опирались в своих исследованиях на инструментарий синергетической концепции, которая предложила науке такие принципы исследования как: самоорганизация, неравновесность, неустойчивость.

Осмысление концептов нелинейности, сложности и самоорганизации представлено в работах В. И. Аршинова [6], показавшего широкий охват применения нелинейных представлений в научном познании, подчеркнув тем самым междисциплинарность нелинейной методологии. Уделяя особое внимание понятию «сложности», ученый в своих работах концентрируется на уточнении принципов управления инновационными «сложностно-социальными системами» и на разработке моделей самоорганизации.

Обоснование некоторых методологических принципов, таких как: нелинейность, открытость, неустойчивость представлено в фундаментальной работе В.Г. Буданова [7].

Несомненно, весомый вклад в формирование нелинейного представления об экономических процессах внесли такие ученые мирового уровня как: Н.Д. Кондратьев, рассмотревший проблему экономической цикличности [8], а также Й.А. Шумпетер, продолживший вслед за Н.Д. Кондратьевым разработку теории деловых циклов и динамического развития экономики [9]. Идеи цикличности в экономике коррелируют с концепцией эволюционного экономического развития, и хорошо вписываются в методологию нелинейного познания сложных систем, развивая принцип неразрывной связи между прошлым и будущим системы. Использование эволюционного учения при исследовании неравновесных систем позволяет выявлять закономерности их развития, исходя из представлений о генетическом коде, предполагающем наличие у системы определенной генетической «памяти», что обсуждалось в публикациях Р. Нельсона и С. Уинтера [10, 11], а также в трудах таких зарубежных исследователей, как: Д. Дози [12], Дж.  Ходжсон [13] и др.

Определенным образом обращение к принципам нелинейности просматривается в работах Н.Н. Моисеева, например, в его теории универсального эволюционизма, в которой значительная часть посвящена проблеме устойчивости развивающихся систем, а именно: экологических и общественных [14]. В частности, им рассматривается принцип коэволюции, или со-развития природы и общества, как необходимого условия для выживания и длительного существования цивилизации [15]. Идея коэволюции одна из основополагающих в эволюционной экономической теории, определяющая главной движущей силой в развитии систем изменение окружающей среды и для ученых, особый интерес представляет образующаяся в процессе эволюции связка «система–среда», при которой система преобразуется для выживания в условиях изменяющейся среды, а среда изменяется в связи с преобразованием системы.

Обоснование принципов нелинейности. Анализ работ разных авторов, приводит к выводу, что, зачастую, изучая синергетику, исследователи используют аппарат эволюционной теории, и наоборот, ученые, внимание которых приковано к эволюционной экономической динамике, опираются на положения синергетической концепции, кроме того, все они без исключения применяют методы системного подхода. И это не случайно, поскольку принципы синергетического, эволюционно-экономического и системного подходов тесно переплетены между собой, а все вместе, объединенные в рамках единой методологии, они могут быть представлены как принципы нелинейного исследования, позволяющие выявлять и анализировать возможные варианты изменений в организации сложных систем, возникающих в результате их движения во времени и пространстве (рис. 1).

Общие системные принципы достаточно подробно рассмотрены в современной науке, также рассмотрена важная роль, находящегося с ними в неразрывной связи моделирования как экспериментального метода, необходимого для структурного построения систем в пространстве [16]. Поэтому можно коротко отметить, что использование системного метода при исследовании нелинейных систем будет включать такие системные принципы, как:

− принцип цели, как желаемого состояния системы или результатов ее деятельности, обусловленных объективными потребностями и достижимые в пределах определенного интервала времени;

− принцип целостности, согласно которому целое рассматривается больше, чем сумма частей, его составляющих;

− принцип структурированности, рассматривающий вопросы построения системы из определенной совокупности элементов, и позволяющий среди различных типов связей системы выделить наиболее устойчивые или системообразующие, которые формируют структуру системы и обеспечивают упорядоченность и организованность всех ее элементов;

− принцип обратной связи, связующий между собой цель, как желаемый результат деятельности системы и реально полученный результат на выходе из нее.

принцип конечной неопределенности,
принцип динамической неравновесности,
принцип необратимости,
принцип бифуркации,
принцип вариантности
принцип цикличности,
принцип изменчивости,
принцип наследственности,
принцип коэволюции,
принцип цели,
принцип целостности,
принцип структурированности,
принцип обратной связи

Рис. 1. Основные группы принципов нелинейности (составлено автором)

Использование системного метода познания инновационно расширяющейся высшей школы позволяет создать теоретическое представление о компонентном составе системы, структуре взаимосвязей, между образующими ее компонентами при интеграции высшей школы в мировое инновационное пространство. Кроме того, системный подход позволяет выстроить соответствующую подсистему управления для каждого варианта системного формообразования, возникающего на фоне эволюционирования системы во времени. Более подробно о применении системного подхода к формированию системы управления инновационной деятельностью в высшей школе рассмотрено в исследовании [17]. Необходимость аналитического представления высшей школы не только в статическом ракурсе, но и в динамическом, как развивающейся во времени и самоорганизующейся системы под влиянием множества факторов, требует выбора такой логико-функциональной модели познания, которая бы логически увязывала между собой системные принципы (характеризующие связанность и структурированность множества элементов) с синергетическими принципами (характеризующими внутрисистемные изменения связей между элементами при движении системы от одного качественного состояния к другому) и с принципами экономического развития системы на длительном отрезке времени. Таким образом, в рамках единой методологии нелинейности использование системных принципов помогает сделать обоснование структуры системы, применение принципов эволюционного подхода дает возможность выявить закономерности движения системы во времени, а исходные положения синергетического подхода позволяют определить основные направления динамического поведения системы, к примеру ее взаимодействие с системами более высокого порядка, чтобы оценить способность рассматриваемой системы к самоорганизации в процессе такого взаимодействия и осуществить поиск соответствующей модели принятия и реализации решений.

Далее в сжатом виде дана краткая характеристика принципов нелинейности, представляющих, главным образом, синергетический и эволюционный подходы, а также рассмотрено их применение при исследовании расширения инновационного пространства высшей школы.

1. Принцип динамической неравновесности. Открытая экономическая система характеризуется состоянием постоянной динамической неравновесности, которая в определенной мере выполняет роль созидательной силы, подталкивающей систему к переходу на качественно более высокий уровень с возможной структурной перестройкой в сторону большего усложнения, с технико-технологическими и внутриорганизационными изменениями, институциональным усовершенствованием, что предполагает последующий рост эффективности функционирования системы.

Поэтому важное значение принципа динамической неравновесности как исходного положения методологии нелинейности заключается в том, что он рассматривает неравновесность (напр., отсутствие устойчивости, бифуркации, случайность) как положительный фактор, как источник, благодаря которому происходит развитие системы, в то время как стабилизация системы, ее переход к состоянию равновесности представляется как тупиковый путь. «Системы, далекие от равновесия, системы в состояниях неустойчивости способны спонтанно организовывать себя и развиваться» [18].

Самодвижение инновационно расширяющейся высшей школы к интеграции в мировой инновационный процесс, приводящее к усложнению ее структурного построения как самоорганизующейся системы, отвечает принципу динамической неравновесности и может быть представлено следующей логической цепочкой: имеющиеся формы развития → контакт с внешней средой → поток изменений → формирование нового качества.

2. Принцип необратимости. Саморазвитие высшей школы, представляющее переход от более простых форм к более сложным, опосредовано потоком изменений, вызванных взаимообменом с окружающей средой. Для высшей школы внешней средой является мировое инновационное пространство, как система более высокого порядка, обмен с которой материальными, финансовыми, трудовыми и информационными ресурсами приводит с одной стороны к неустойчивости высшей школы, а с другой – способствует к образованию нового качества данной системы, фактически, она меняет собственную природу, трансформируясь из обычной образовательной – в инновационную систему, что указывает на необратимость происходящий изменений. Необратимость в данном случае означает превышение скорости процессов преобразования в системе, происходящих в одном направлении, над процессами, происходящими в обратном. Современные исследователи, указывая на происходящие процессы в эволюционном развитии системы высшего образования, говорят о формировании, начиная с 90-х годов прошлого столетия инновационной парадигмы высшей школы, что означает добавление к первоначальной образовательной парадигме, заключающейся в научно-исследовательской деятельности и профессиональной подготовке студентов, требования по интеллектуальной объективации полученных научных результатов, т.е. выпуск новых видов продукции с целью их распространения и капитализации, а также по «выращиванию» в стенах вузов новых предприятий для осуществления вклада в экономический рост своего региона. Таким образом, существенно меняется роль и место высшей школы, поскольку этот, с одной стороны, социально-значимый институт становится еще и важным субъектом инновационной экономики.

3. Принцип бифуркации. Качественный переход системы на более высокий уровень может быть не только эволюционным, но и революционным и происходить в результате ее рывка (скачка), в соответствии с известным из синергетики принципом бифуркации, что можно представить формулой: исходная форма → поток изменений → внутреннее сопротивление → флуктуации → рывок в развитии → образование нового качества.

В данном случае саморазвитие происходит через неустойчивость, возникающую на фоне внутрисистемных флуктуаций (колебаний системы), обусловленных влиянием случайных и непредсказуемых внешних воздействий. Достигнув некого порогового значения, которое называют точкой бифуркации (от лат. bifurcus − раздвоение, разветвление), существующая организация системы оказывается перед множественным выбором путей дальнейшего функционирования. С одной стороны, внутреннее сопротивление изменениям в системе, за счет усиливающихся колебаний может привести ее к разрушению, т.е. к полной хаотизации, а с другой – система может перейти на новый уровень, буквально «перескочив» из своего привычного состояния в новое, на более высокий уровень упорядоченности. Причем, сложно спрогнозировать, по какому именно пути пойдет дальнейшее развитие системы, поскольку случайность детерминирует систему совершенно непредсказуемым образом, внося элемент творческой конструктивности. Выход системы из точки бифуркации, происходит через выбор аттрактора (англ. to attract − привлекать, притягивать), представляющего собой некий управляющий параметр, который притягивает систему, позволяя ей сделать тот самый рывок для упорядочения в системе и образования нового системного качества.

Так, всемерная инноватизация поставила системы высшего образования в различных точках мира перед выбором одного из альтернативных направлений развития: либо оставаться в рамках традиционной классической парадигмы, сохраняя устаревшие на данный момент, консервативные качества, все более подвергаясь внутреннем флуктуациям, способствующим постепенному разрушению системы от происходящего извне потока изменений, либо перейти на инновационный путь, предполагающий отход от сложившейся линейной модели развития. В данном случае, аттрактором, «вытянувшим» высшую школу в новую реальность к ее новому качеству, стала инновационная деятельность, ознаменовавшая переход к инновационной парадигме высшей школы. В целом, инновационная деятельность предполагает активное взаимодействие с внешней средой, обмен информационными и энергетическими потоками, а это потребовало трансформации высшей школы из замкнутой, академической системы, в открытую, обеспечив тем самым качественную перестройку всех структурных компонентов с целью усиления их способности к адаптации в новых условиях, и приобретения большей устойчивости за счет собственной самоорганизации.

Еще раз отметим, что переход такой неравновесной системы как высшая школа, формирующая свое инновационное пространство на новый виток развития, в одном случае может происходить целенаправленно, планомерно, без лишних встрясок и революционных преобразований, путем постепенного эволюционирования, что обычно характерно для вузов, имеющих особую государственную поддержку. В противном случае, вузовское инновационное пространство трансформируется под влиянием внезапных мало-контролируемых внешних изменений, когда необходима незамедлительная самоорганизация за счет привлечения достаточного количества энергии в виде финансовых, материальных и человеческих ресурсов из внутренних источников, оперативность в принятии решений, перестройка системы путем усложнения структуры внешних и внутренних связей, быстрая адаптация как ответ на появляющиеся вызовы.

4. Конечная неопределенность развития как принцип существования нелинейной системы. В условиях, когда случайность может значительно изменить первоначально задуманный порядок развития, особого внимания заслуживает принцип конечной неопределенности, введенный в науку немецким физиком В.К. Гейзенбергом [19].

Что касается принципа неопределенности как основы для исследования нелинейных систем, то он утверждает, что нельзя очерчивать жестко запрограммированные сценарии развития такой системы, поскольку, находясь в процессе самоорганизации система проходит через случайность выбора пути, а это означает невозможность конечного описания состояний объекта из-за их многообразия, то есть имеет место модель: «процесс развития → случай → выбор → результат.

В этой связи принцип цели, являющийся ключевым в теории систем, в условиях неравновесной самоорганизующейся системы дополняется принципом конечной неопределенности, опираясь на который можно только гипотетически пересматривать, прогнозировать, моделировать, а на практике формировать условия, обеспечивающие развитие системы в заданном направлении, но не ориентироваться на окончательно запланированные установки, жестко-навязанные сценарии развития. Таким образом, системный принцип целевой направленности, предполагающий необходимость четкого следования поставленной цели, чтобы избежать потенциального неуспеха и бесполезной траты ресурсов в условиях неравновесных систем требует определенной корректировки под складывающиеся обстоятельства.

Важность данного принципа заключается в исходной установке, указывающей, что в условиях нелинейности требуется не столько постоянное подстраивание системы под происходящие перемены (иначе, вынужденную реакцию на внешнюю хаотизацию с последующей адаптацией к происходящему), сколько осознанное регулирование, управляющее воздействие на внешнюю среду, направленное на создание альтернативной реальности (например, создавая непредвиденные ситуации, события, осуществляя нехарактерные формы реализации определенных процессов, явлений и т.п.), приводящее также и к внутрисистемным изменениям.

Исходя из принципа неопределенности следует, что направление и скорость самодвижения неравновесной системы под воздействием случайных параметров, сложно предсказать, т.к. следствием такого влияния является многовариантность путей развития системы, и какой именно из вариантов будет выбран точно неизвестно. В связи с этим, возникает потребность в другом не менее важном принципе, отражающем закономерности развития системы и перестройки ее структуры в условиях конечной неопределенности – это принцип системной множественности.

5. Принцип системной множественности (вариантность). Данный принцип позволяет изучать процесс смены состояний системы, от менее сложного к более сложному, сплошной или дискретный (напр., скачек через точку бифуркации), воссоздать, т.е. смоделировать наиболее вероятную структуру системы.

Изучая закономерности возникновения структуры в неравновесных системах неупорядоченных элементов, принцип множественности исходит из установки об отсутствии какого-то отдельного органа управления и приоритетности для системы функций самоуправления и самоорганизации. Это означает, что при наличии достаточного количества энергии и определенных условий, структурное формирование системы будет происходить спонтанно, не требуя контроля извне, т.е. как процесс самопостроения. Характерной особенностью нелинейных самоорганизующихся систем является их способность к аутопойезису, т.е. самодостраиванию, самовосстановлению.

При самопостроении системы используется моделирование с учётом способности элементов системы к самоорганизации, представляющей процесс упорядочения структуры за счет внутренних резервов составляющих ее элементов и образования новой формы общего порядка из локальных взаимодействий между частями изначально неупорядоченной системы. Моделируя условия так или иначе, можно менять варианты развития системы в том или ином направлении. Новая системная модель появляется как результат конструктивного взаимодействия с внешней средой: 1) во-первых − структурно, 2) во-вторых − в разнообразных мировоззренческих аспектах, формах организационной культуры, миссии, и проч. адекватно отвечающая на происходящие изменения.

Согласно принципу системной множественности, интеграция высшей школы в мировой инновационный процесс, происходящая путем расширения инновационного пространства вузов, должна сопровождаться аутопойезисом вузовских инновационных систем, т.е. их самодостраиванием через внутреннее структурное усложнение под влиянием спонтанного воздействия со стороны системы более высокого порядка, представленной мировым инновационным пространством. При этом нужно учитывать ограничения на продвижение высшей школы в сферу мировых инноваций, связанные с происходящими там серьезными трансформациями качественного и количественного характера обусловленных переходом от однополярного к многополярному миропорядку [20].

6. Принцип изменчивости и необратимости эволюции систем. Эволюция представляет собой необратимый процесс, который характеризуется накоплением внутрисистемных изменений с течением времени. Системы, не способные приобретать новые качества для того, чтобы адаптироваться к окружающим их условиям существования, не выдерживающие конкуренции с более гибкими и легче приспосабливающимися системами, либо «деградируют», либо становятся частью других достаточно адаптивных и устойчивых систем. Те системы, которые «выживают» на очередном этапе своего эволюционного развития за счет способности к изменчивости, приобретая более совершенную форму и содержание, уже не могут вернуться к своему прежнему состоянию, что и подтверждает необратимый характер эволюционирования систем.

Необратимый характер эволюции научного знания определяет необратимость процесса усложнения системных качеств высшей школы, приводя к появлению качественно новых компонентов и новых взаимодействий между ними внутри этой системы, пространственные границы, которой также подвержены изменениям с течением времени.

7. Принцип целостности системы с её прошлым и будущим (цикличность). Системы не существуют вне времени, а потому находятся в целостности как со своим прошлым, так и с будущим. Связь с прошлым проявляется через «наследственность» системы, которая позволяет закрепить изменения, приобретаемые системой при ее движении во времени, т.н. эволюционные преобразования (особенности и характерные свойства) на уровне «генома» системы (либо «рутины» по терминологии Р. Нельсона – С. Уинтера), что обеспечивает сохранение признака, устойчивость (стабильность) системы с течением времени. Связь с прошлым проявляется в наличии определенной генетической памяти, способной воспроизводить идентичные модели по шкале времени (с определенными изменениями, обусловленными изменением условий существования системы) на разных ее интервалах и, позволяющая предсказывать развитие системы в будущем.

Для высшей школы своеобразной «генетической спиралью» выступает неотъемлемая от нее научная компонента, которая представляет собой специфическое хранилище всей информации о данной системе, передающая ее из поколения в поколение. Нужно отметить, что принципы, методы и прочие инструменты предыдущих форм организации науки и образования, или научно-образовательные парадигмы, насчитывающие в общей сложности порядка 2 тыс. лет, используются и сегодня, составляя научное наследие человечества.

Поэтому один из выводов, получаемых исходя из принципа целостности системы с ее прошлым, заключающийся в наличии «наследственности» у сложноорганизованной системы говорит о том, что инновационная парадигма высшей школы – это новая форма организации высшего образования, возникшая на фоне эволюционных преобразований в науке, вызванной экспоненциальным ростом научных и технико-технологических разработок. Новая форма высшей школы, представленная ее инновационной парадигмой, не отрицает, а включает в себя все предыдущие формы, которые имели место в эволюционировании образования и, которые остались зафиксированными во времени, говоря условно, как-бы хранятся в некой «капсуле», или «генотипе» данной системы.

Так, все предыдущие достижения, полученные в результате развития высшей школы, не исчезают бесследно, они образуют новую организованность, которая одновременно с этим становится также и более унифицированной, открывая доступ к накопленным знаниям более широкому слою субъектов процесса познания. Не случайно новый период развития высшей школы характеризуется массовизацией (масштабированием) научных исследований, превращением науки в индустрию знаний. Дж. Ходжсон [21] говоря о подобном феномене эволюционирования экономических систем, отмечал, что «эволюция экономики выражается не только в росте сложности и расширении многообразия: в ее ходе усложнение циклично сменяется упрощением, а полиморфизм − унификацией».

Итак, согласно принципу целостности системы с ее прошлым, генетическую память в системе могут составить неизменные, закрепленные за ней процессы, процедуры, повторяющиеся операции, навыки и проч. Для вузовской системы, соответственно, в роли «генов» выступают сложившиеся научные коллективы, и что не менее важно, сформированные с течением времени связи, между вузовскими научными школами и академическими институтами, а также с представителями производственных структур, продолжающие традиции предшествующих поколений ученых и, влияющие на будущее развитие высшей школы. Сохранение научных коллективов представляется одной из важнейших задач, от решения которой зависит не только преемственность научных поколений внутри системы высшего образования, но и продвижение высшей школы в мировом инновационном пространстве как суверенного центра национальной идентичности.

8. Принцип коэволюции системы и внешних факторов. Движение системы с точки зрения принципа коэволюции – это результат совместного развития системы и внешних факторов, что можно описать с помощью такой модели: «движущие силысистема» → время → совместное движение → соразвитие (коэволюция).

Коэволюция рассматривается как взаимно-адаптивное изменение частей в рамках сложной системы, представленной связкой «движущие силы – система», приводящее к ускорению эволюционного развития каждой из этих частей в отдельности и системы в целом. Особенностью коэволюционно организующихся систем является взаимная адаптация компонентов, составляющих эти системы.

Примером коэволюции может быть эволюция высшей школы в соответствии с развитием научно-технического прогресса. Аналогично тому, как эволюция в экономике – это необратимый процесс, при котором имеет место наращивание сложности, множественности состояний и продуктивности экономической системы под влиянием периодически происходящей смены технологических укладов, определяющих появление новых технологий и видов продукции [22], в высшей школе также происходит изменение качества и продуктивности этой системы, ее организационного построения и институционального обеспечения в соответствии с совершенствованием науки и технико-технологическим развитием. Таким образом, закономерности макродинамики технологических укладов определяют изменения, происходящие в высшей школе. Поэтому рассматривая их совместно в одной коэволюционной связке «НТП – высшая школа» можно получить представление о том, как менялась высшая школа от одной технологической революции к другой, какие характерные черты стали проявляться на современном этапе, в условиях формирования информационного уклада, а также и то, как перестраивается высшая школа под требования данного технологического уклада с точки зрения подготовки кадров для высокотехнологичной экономики, в которой востребован труд с высокой аналитической, новаторской и творческой составляющими.

Принцип коэволюции был достаточно подробно представлен в работе И.А. Майбурова на примере анализа со-развития высшей школы и промышленности в регионе [23], а также в исследовании коэволюции высшей аэрокосмической школы и аэрокосмической отрасли промышленности [24].

Необходимость изучения особенностей взаимодействия инновационно-расширяющейся высшей школы с окружающей средой, представленной мировым инновационным пространством на длительном временном отрезке, показывает значимость принципа коэволюции для проведения такого исследования.

Выводы. Проблема познания процесса расширения инновационного пространства вузов, которая находится в плоскости нелинейных представлений о движении систем открытого типа, заключается в отсутствии соответствующего методологического аппарата нелинейного познания объектов и систем, формирование которого вынуждает выходить за рамки общепринятых методологических доктрин и находить принципиально новые подходы для более глубокого проникновения в суть изучаемых явлений и процессов. Результатом проведенного исследования стала представленная совокупность принципов нелинейности, составляющих основу нелинейной методологии, необходимой для познания высшей школы, расширяющей свое инновационное пространство как сложной неравновесной системы.

Рассмотренные в работе принципы такие как: неравновесность, необратимость, способность к концентрации и скачку для приобретения нового качества, конечная неопределенность и вариантность в построении системы в соответствии с тем или иным сценарием, цикличности и коэволюции с внешней средой позволяют иначе взглянуть на проблему управления инновационным расширением вузов, представляющих собой открытые неравновесные системы, а также в целом на управление интеграцией высшей школы в мировое инновационное пространство.


Источники:

1. Воейкова О.Б. Концептуальное видение нового университета в работах современных ученых: типология концепций инноватизации высшей школы // Экономика науки. – 2020. – № 3. – c. 186-198. – doi: 10.22394/2410-132X-2020-6-3-186-198.
2. Волков А.Т. Инновационная инфраструктура вуза. - М.: МАКС Пресс, 2011. – 236 c.
3. Летников Ф.А. Государство – открытая неравновесная динамическая система. Синергетический аспект // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2008. – № 2(18). – c. 162-167.
4. Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 1999. – 208 c.
5. Haken H. Synergetics. - Berlin, Heidelberg, New York: Springer-Verlag, 1978. – 271 p.
6. Аршинов В.И. Синергетическая парадигма. Синергетика инновационной сложности: к 70-летию В. И. Аршинова. - М.: Прогресс-Традиция, 2011. – 495 c.
7. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. / Монография. - М.: URSS, 2007. – 230 c.
8. Кондратьев H.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. - М.: Наука, 1991. – 567 c.
9. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: ЭКСМО, 2007. – 861 c.
10. Nelson R., Winter S.G. Toward an Evolutionary Theory of Economic Capabilities // American Economic Review. – 1973. – p. 440-486.
11. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. - М.: Финстатинформ, 2000. – 472 c.
12. Дози Д., Нельсон Р. Введение в эволюционную экономическую теорию // Вестник молодых ученых. Серия: Экономические науки. – 1999. – № 1. – c. 87-99.
13. Hodgson G.M. The Theory Evolution of Evolutionary Economics // Scottish Journal of Political Economy. – 1995. – № 4. – p. 469-488.
14. Моисеев Н.Н. Системная организация биосферы и концепция коэволюции // Общественные науки и современность. – 2000. – № 2. – c. 123-130.
15. Петров А.А. Никита Николаевич Моисеев. / Проект «Научное наследие России». - М.: Российская академия наук, 2009. – 56 c.
16. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. / Монография. - М.: Наука, 1978. – 390 c.
17. Воейкова О.Б. Концептуальные основы инноватизации высшей школы. / Монография. - Красноярск: Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, 2014. – 162 c.
18. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с Пригожиным // Вопросы философии. – 1992. – № 12. – c. 3-20.
19. Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. - Санкт-Петербург: Библия для всех, 2009. – 1184 c.
20. Воейкова О.Б. Инновационное пространство и мировой инновационный процесс в условиях глобализации // Инновации. – 2015. – № 1(195). – c. 66-73.
21. Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики. – 2001. – № 8. – c. 32-45.
22. Маевский В.И. Макроэкономические аспекты теории эволюционной экономики. / Эволюционный подход и проблемы эволюционной экономики (доклады и выступления участников международного симпозиума). - М.: ИЭ РАН, 1995. – 122-148 c.
23. Майбуров И.А. Механизм коэволюции высшей школы и промышленности в регионе. / Автореферат дис. …д-ра эконом.наук. - Екатеринбург, 2004. – 50 c.
24. Лукьянова А.А., Лячин В.И., Воейкова О.Б. и др. Инновационное развитие региона на основе использования научно-производственного потенциала ОПК: теория и практика. - Красноярск: Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, 2009. – 215 c.

Страница обновлена: 11.11.2024 в 16:13:42