Формирование позитивной мотивации персонала вузов в процессе образования и развития научных школ
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (49), Январь 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15578227
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Необходимость модернизации системы образования требует поиска и применения на практике эффективных форм мотивации и стимулирования персонала, учитывающих специфику трудовой деятельности в высшей школе. В публикации освещена роль научных школ университетов как специфического инструмента, способствующего созданию позитивной системы мотивации, которая позволяет удовлетворять потребности сотрудников вузов, активно принимающих участие в развитии научных школ при максимальной реализации их интеллектуального потенциала.
Ключевые слова: вуз, научные школы, модернизация системы образования, мотивация персонала вузов, стимулирование деятельности научно-педагогических кадров
Стержневой задачей экономики, ориентированной на инновационный путь развития, является всемерное развитие научно-образовательной сферы, в которой собственно и формируется научно-технический и инновационный потенциал страны. Важным понятием в системе научного потенциала страны является научное сообщество – высококвалифицированные кадры, обеспечивающие как развитие практически всех направлений научной деятельности, так и подготовку кадров для отраслей экономики.
Особое место в процессе реализации научной деятельности принадлежит вузам, в первую очередь университетам, осуществляющим научно-педагогическую деятельность, реализующим процесс воспроизводства и развития интеллектуального капитала страны. Именно в университетах создается та благоприятная институциональная среда, позволяющая формировать научные школы, обеспечивать наряду с получением новых знаний «воспроизводство» научной культуры в последующих поколениях ученых, реализовывать интеллектуальный потенциал, как лидера школы – «учителя», так и молодых ученых – «учеников».
Социальная консолидация научного сообщества
Само понятие «научная школа» употребляют «применительно к относительно небольшому научному коллективу, объединённому не столько организационными рамками, не только конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интересов, традиций – сохраняющейся, передающейся и развивающейся при смене научных поколений».
По словам Д. Зербино, научную школу можно отнести к тем редким социальным явлениям, которые возникают спонтанно как проявление наивысшего самопроизвольного, самодостаточного, творческого объединения исследователей. Это неформальное научное сообщество, представляющее собой не аморфную совокупность ученых, а целостный социальный организм, обладающий определенными традициями, погруженный в особый мир одновременно замкнутых и открытых взаимоотношений.
По своей сути научная школа представляет собой такой социальный феномен, который на основе консолидации труда ученых позволяет решать комплекс задач научной деятельности по какому-то направлению в их единстве и взаимообусловленности.
Научные школы в системе высшего образования могут выступать в роли инструмента позитивной мотивации профессионально-личностного развития сотрудников вузов, что позволяет говорить об их преимуществах по сравнению с другими формами организации научных сообществ.
По своему характеру научно-педагогический труд относится к категории высокоинтеллектуальных и социально значимых видов деятельности с широким спектром функциональных обязанностей, которая должна стимулироваться в соответствии со сложной структурой образующих её мотивов.
Внутренние мотивы ученых высшей школы
Раскрывая систему мотиваций научно-педагогической деятельности, следует отметить, что для представителей данной профессиональной группы определяющими обычно являются не материальные мотивы, а потребности высшего порядка.
Это подтверждают и исследования российских ученых, посвященные проблемам организации и стимулирования труда персонала высшей школы.
В частности исследования, проведенные под руководством О.Ю. Василенко, Н.Н. Богдана и Е.А. Могилевкина, свидетельствуют о том, что мотивационное ядро научно-преподавательской деятельности составляют именно внутренние мотивы, которые можно условно подразделить на две группы:
• мотивы, связанные с содержанием труда, – творческий характер труда, стремление реализовать свое педагогическое призвание, передать знания и опыт, самореализация в научно-исследовательской деятельности;
• мотивы, связанные с условиями труда, специфичными для высшей школы, – желание находиться в интеллектуальной среде, общение в творческом коллективе, возможности для карьерного продвижения, независимость и гибкий график работы.
На наш взгляд, образование и развитие в вузах научных школ позволяет создать новую систему мотиваций для удовлетворения потребностей сотрудников вузов, активно принимающих участие в развитии научных школ. По мере возвышения потребностей возрастает и роль научной школы в их удовлетворении, что можно отразить в виде пирамиды, обратной пирамиде А. Маслоу (рис. 1).
Рис. 1. Роль научной школы в формировании позитивной мотивацииперсонала вузов
Признание значимости научно-педагогического труда обществом, а также соответствие места в профессиональной иерархии месту в иерархии доходов подразумевает адекватность социального статуса экономическому. Однако специфика современных российских условий такова, что преподаватели высшей школы не входят в группу высокооплачиваемых профессий и не получают адекватного материального вознаграждения, несмотря на огромный интеллектуальный вклад в развитие общества и значительные временные затраты, связанные с приобретением профессиональной квалификации. Такая ситуация приводит к возникновению противоречия между интеллектуальным потенциалом персонала вузов, стремлением к реализации высших потребностей и необходимостью изыскивать дополнительные источники дохода.
Научная школа в определенной мере способствует удовлетворению первичных потребностей сотрудников вузов, что выражается в возможности получения дополнительных заработков от участия в научно-исследовательской работе школы. Это особенно актуально для молодых ученых и преподавателей, заработная плата которых ниже социально приемлемого уровня потребления.
Практическая польза от приложения способностей
Объединение членов научной школы общей исследовательской платформой и использование единой методологической базы порождает внутри данной социальной группы отношения сопричастности и созависимости. Вместе с тем поддержка научной школы не ограничивается моральной и психологической составляющей.
Особое значение в этой связи приобретает формирование творческой, доверительной атмосферы среди участников научной школы, способствующей раскрытию интеллектуального потенциала каждого ученого и преподавателя. Такие специфичные черты функционирования научных школ, как отсутствие формализма, доступность информации, участие в коллективном творчестве, совместное выполнение исследовательских проектов, свобода и ответственность, постоянное новаторство создают благоприятную среду, которая отвечает внутренним потребностям ученых и преподавателей.
Важным преимуществом научной школы является учет и использование индивидуальных особенностей и способностей своих участников. Доказано, что коллективная научная деятельность имеет свою специфику и не сводится к простой сумме индивидуальных усилий. Ее эффективность во многом зависит от того, как она организована. Особенностью организации деятельности научной школы является распределение функций и ролей внутри творческого коллектива в соответствии с личностными и деловыми качествами участников. Здесь можно выделить три типологических варианта ролевых функций ученого: интенсивная творческая деятельность, исполнительские функции, организаторский профиль.
Синергия научного знания
Взаимодействие ученых, выполняющих разные функции в творческом коллективе вузовской научной школы, порождает дополнительную мотивацию к творческому росту, а также создает синергетический эффект в развитии научного знания. Таким образом, значимость научного общения в мотивационном плане заключается во взаимообогащении его участников.
Вместе с тем для ученого принципиально важна не только реализация своего потенциала в науке, но и признание значимости его вклада обществом. В рамках научной школы удовлетворение данного стремления происходит через общение с коллегами в формате научных дискуссий, симпозиумов, конференций. Вынесение ученым своих идей на суд коллег, обратная связь в форме критики или одобрения являются важным фактором как в развитии научных идей, так и в моральном стимулировании ученого. Деятельность в научной школе предоставляет дополнительные возможности карьерного роста. Успешная защита диссертации в рамках научных исследований школы ведет к получению ученых степеней и званий, а значит, к повышению социального статуса ученого.
Среди мотивов научной деятельности решающая роль признается за потребностью ученого в самоактуализации. Высшей формой самореализации для ученого является научный труд, воплощенный в оригинальном интеллектуальном продукте и закрепленный институтом интеллектуальной собственности.
Преимуществом научной школы является ее коллективная организация, которая позволяет создать инновационную команду из ученых и специалистов, занимающихся не только генерированием идей и созданием интеллектуальных разработок, но и их реализацией. При этом доход, полученный от реализации интеллектуальной собственности, следует рассматривать как отражение востребованности труда ученого, общественной полезности созданного им инновационного продукта и значимости его вклада в общественное развитие.
Вывод
Проанализировав роль научной школы как специфического социального института, можно сделать вывод, что помимо своих традиционных функций, заключающихся в разработке нового знания и подготовке кадров, научная школа оказывает существенное влияние на формирование позитивной мотивации профессионально-личностного развития входящих в её состав ученых. При этом задействованы рычаги как материального стимулирования научно-педагогического труда, так и факторы, повышающие содержательность труда, его социальную значимость, возможность реализации интеллектуального потенциала в инновационном продукте, чувство сопричастности к созданию нового знания, которые в структуре мотивов и стимулов творческого труда приобретают приоритетное значение.
Источники:
2. Зербино Д. Научная школа как феномен. – Режим доступа: http://www.zn.ua/3000/3100/46209/.
3. Криворученко В.К. Научные школы – важнейший фактор развития современной науки. – Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/scientificschools/about/Krivoruchenko_factor/.
4. Богдан Н.Н., Могилевкин Е.А. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза // Университетское управление. – 2004. – №3.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:43:20