Инновационные интернет-системы в коммуникационном процессе высшей школы

Лебедева Н.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (58), Октябрь 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16985086
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Анализируются проблемы коммуникационного взаимодействия в высшей школе в контексте возможных способов их разрешения. Автором обосновано использование интернет-технологий для повышения эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса. Рассмотрена система организации социальной инновационно-образовательной сети и ее воздействия на непосредственных участников коммуникационного процесса в высшей школе.

Ключевые слова: образовательный процесс, интернет-технологии, информационная среда, коммуникационная система, социальная инновационно-образовательная сеть, специалист инновационной экономики



Массовое внедрение новых форм коммуникационного сообщения и получения информации, развитие сети Интернет, социокультурные и технико-технологические изменения, которые оказали значительное влияние на формирование системы ценностей и восприятие окружающей среды молодым поколением, привели к необходимости совершенствования образовательного процесса, в особенности на уровне профессиональной подготовки индивида – в высшей школе. Классические формы коммуникационного сообщения, системы передачи знаний и взаимодействия основных субъектов образовательного процесса вуза (студенчества и профессорско-преподавательского состава) недостаточны для подготовки современного специалиста инновационной экономики. Требуется включение новейших технических достижений и реального сектора в качестве субъекта непосредственного воздействия на образовательную систему.

Из противоречий возникает взаимодействие

Становится актуальной задача создания инновационно-информационной системы, базирующейся на применении интернет- и сетевых технологий, способствующей устранению негативных аспектов коммуникационного взаимодействия в процессе обучения, таких как:

• рассогласование интересов: незаинтересованность студентов разрабатываемой научной проблематикой, минимизация их участия в реализации сложных проектов; пренебрежение предложениями студенческого сообщества и индивидов; желание минимизировать затраты сил и времени на образовательный процесс со стороны студенчества; в большинстве случае приоритет получения знаний у студентов не является основополагающим;

• проблемы технического характера: отсутствие практикоориентированного материала для подготовки специалистов; проблемы распределения времени на образовательный процесс и самоподготовку; использование морально устаревших фондов в образовательном процессе;

• проблемы, возникающие в результате личностных психофизических особенностей: сложность восприятия материала в силу индивидуальных особенностей; существование дистанции между преподавателем и студентами в силу сложившихся стереотипов и компетентности; эмоционально-психическая перегруженность, усталость; получение знаний не является приоритетным направлением деятельности у студентов.

Анализ ситуации, приоритеты и потенциал непосредственных субъектов коммуникационного процесса в высшей школе, технологические достижения, существующие разработки использования сетевых ресурсов позволяют рассматривать взаимодействие субъектов образовательной среды в виртуальном пространстве как один из способов преодоления существующих противоречий. А готовность к активному использованию интернет-технологий и современных форм сетевой коммуникации подтверждается социологическими и статистическими исследованиями, тенденциями развития социально-экономических отношений и характером возникающих противоречий между субъектами образовательного процесса [1,2,3,4,5].

Исходя из дифференцированных потребностей участников коммуникационного процесса инструментом сетевого взаимодействия может стать социальная инновационно-образовательная сеть, в основе которой заложена возможность объединения различных сетевых сервисов. Таким образом, формируется единое информационное пространство в совокупности сервисов, позволяющих пользователям со сходными интересами, целями, объединенным схожими видами деятельности, удовлетворять свои потребности, связанные с образованием, общением, личностным развитием и приращением научно-инновационного потенциала, использованием достижений науки и образования в организации деятельности предприятия и т.д.

Основные цели создания сети:

1. Формирование пространства, свободного для творчества, идей и инициатив молодежи.

2. Мотивация субъектов коммуникационного процесса высшей школы к образовательной, научной и инновационной деятельности.

3. Содействие интеграции реального сектора экономики и научно-инновационной сферы.

4. Содействие развитию научно-инновационной деятельности.

5. Содействие формированию положительного имиджа сферы образования и науки.

6. Повышение качества образования.

7. Содействие разрешению возникающих проблем и противоречий в образовательной среде.

Обустройство сетевого пространства

Социальная инновационно-образовательная сеть предполагает использование единого аккаунта для входа в информационное пространство с последующей возможностью получения доступа к различным ресурсам в соответствии с целями и статусом пользователя.

Принцип построения сети – блочно-модульный:

1. Персоналии. Размещение персональных данных пользователя.

2. Информация. Размещение различных информационных ресурсов: библиотек, баз данных и знаний, статистических данных и т.д.

3. Коммуникации. Возможности общения и обмена информацией с другими пользователями: электронная почта, средства для мгновенного обмена сообщениями, форумы, видеоконференции и т.д.

4. Виртуальная площадка. Возможность организации пространства для совместной работы, образовательного процесса, формирования баз знаний, сбора идей и инициатив и др.

5. Консалтинг. Консалтинговые услуги по различным направлениям.

6. Электронная биржа труда.

7. Приложения и дополнения. Сбор и размещение дополнительной информации: альбомы пользователей, страничка релаксации и т.д.

Важность разработки такого рода сетей обуславливается возможностью использования мощного инструмента коммуникационного воздействия – Интернета с целью совершенствования существующей системы образования, использования возможностей альтернативного получения информации, создания единого информационного пространства.

Сетевые технологии: путь взаимодействия

Решение проблем, возникающих в результате взаимодействия студенчества и профессорско-преподавательского состава, путем внедрения в образовательный процесс социальной инновационно-образовательной сети в полном объеме, конечно, невозможно, поскольку часть из них носитустойчивый исторически сложившийся характер.

Однако минимизировать негативный характер последствий подобных противоречий, представляется вполне реальным. Кроме того, социальная сеть будет способствовать:

• адаптации новых альтернативных источников информации для их использования в образовательном процессе;

• разработке новых форм, методов, программ обучения с учетом предоставляемых современными технологиями возможностей;

• формированию взаимоотношений «тьютор/студент», баз знаний и приращению научно-инновационного потенциала;

• развитию возможностей и приоритета реализации концепции «непрерывного обучения»;

• формированию положительного имиджа научно-инновационной сферы и образования.

Непосредственно для студенчества использование социальной образовательной сети даст возможность:

• усиления межгруппового и межличностного общения в процессе обучения;

• сосредоточения групповых усилий на решении проблем образовательного характера и возможности получения синергетического эффекта;

• независимости от места нахождения или временных рамок, планирования времени, затраченного на обучение и самоподготовку;

• удобства использования информационных ресурсов;

• доступа к необходимым источникам информации;

• получения консультации относительно изучаемого предмета как от преподавателя, так и от студенческого коллектива;

• формирования навыков построение логически стройного сообщения, развития навыков дискуссии и письменного изложения ответа;

• снижения психологических барьеров при общении с профессорско-преподавательским составом;

• организации совместной работы над проектом или заданием;

• предложения и реализации творческих подходов к разработке проблемы.

Также необходимо отметить, что виртуальная среда не является новой или чуждой для представителей молодого поколения.

К преимуществам использования сетевых ресурсов профессорско-преподавательским составом можно отнести:

• возможность работы со всей группой или несколькими группами одновременно;

• формирование многопользовательского виртуального пространства, например интернет-конференции или форума;

• возможность совместной работы и формирования совместных документов/ проектов/ форумов/ дискуссий и групповое решение проблем;

• проведение факультативных занятий. Организация самостоятельной работы;

• удобство использования информационных ресурсов, создание баз знаний;

• проведение деловых тренингов и обсуждение практических ситуаций;

• дополнительный контроль и оценка деятельности студентов;

• возможность мотивации студентов к участию в научно-инновационной деятельности, раскрытие творческого потенциала, рассмотрение предлагаемых идей и инициатив;

• вовлечение в процесс приращения научно-инновационного потенциала.

Интеграция секторов экономики, научно-инновационной и образовательной сфер

Построение инновационной экономики ставит задачи не только необходимости кадрового обеспечения и подготовки высококачественных специалистов в различных сферах, модернизации социально-экономических институтов, но и формирования процессов интеграции реального сектора экономики и научно-инновационной и образовательной сфер.

Решение этих задач направлено на:

• разрешение проблем взаимодействия между профессорско-преподавательским составом и студенчеством;

• формирование системы мотивации, способствующей интеграции субъектов реального сектора экономики, студенчества, молодых специалистов и профессорско-преподавательского состава как представителей научно-инновационной сферы;

• формирование инновационной культуры и грамотности населения, и в частности молодежи;

• преобладание инновационного типа развития организаций;

• формирование и развитие инновационных проектов, инвестиционной деятельности;

• развитие потенциала молодежи и включение ее в научно-образовательный процесс в качестве активного участника программ инновационного развития страны;

• модернизацию института образования, формирование новых стандартов качества;

• использование инновационных, коммуникационных технологий в сфере образования.

Выводы

Создание социальной инновационно-образовательной сети позволит сделать еще один шаг в направлении развития инновационной экономики, поскольку предполагает повышение эффективности деятельности в таких направлениях, как:

• модернизация системы образования;

• повышение качества образовательного процесса;

• содействие разрешению противоречий между субъектами коммуникационного процесса;

• интеграция реального сектора экономики и инновационно-образовательной сферы;

• формирование стратегических конкурентных преимуществ социально-экономического развития страны.


Источники:

1. Мониторинг экономики образования [Электронный ресурс] // http://education-monitoring.hse.ru/index.html.
2. Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIV. Вып. XXIV [Текст] / Под ред. B.C. Собкина. – М.: Институт социологии образования РАО, 2010; Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор.
3. Интернет.ру: социологические контуры [Текст]. – М.: Экон-Информ, 2009.
4. Социальная сеть «Открытый класс» [Электронный ресурс] // http://www.openclass.ru.
5. Социальная сеть «Педсовет» [Электронный ресурс] // http://pedsovet.org.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:01:45