Технические и производственные дисфункции и управление производством
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (183), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В работе раскрыто понятие технических и производственных дисфункций как одного из основных дестабилизирующих факторов экономики. Рассмотрены основные виды факторов, выступающих в качестве источника возникновения и развития технических и производственных дисфункций на предприятии.
Ключевые слова: технические и производственные дисфункции, уровень технических и производственных дисфункций
Эффективная предпринимательская деятельность, как правило, сопряжена с освоением новой техники и технологии, поиском резервов, повышением интенсивности производства. Однако внедрение новой техники и технологий ведет к опасности техногенных катастроф, причиняющих значительный ущерб природе, людям, производству. В данном случае речь идет о технических дисфункциях.
Технические дисфункции
Технические дисфункции определяются степенью организации производства, проведением превентивных мероприятий (регулярной профилактики оборудования, мер безопасности), возможностью проведения ремонта оборудования собственными силами предпринимательской фирмы.
К техническим дисфункциям относятся:
– вероятность потерь вследствие отрицательных результатов научно-исследовательских работ;
– вероятность потерь в результате недостижения запланированных технических параметров в ходе конструкторских и технологических разработок;
– вероятность потерь в результате низких технологических возможностей производства, что не позволяет освоить результаты новых разработок;
– вероятность потерь в результате возникновения при использовании новых технологий и продуктов, побочных или отсроченных во времени проявления проблем;
– вероятность потерь в результате сбоев и поломки оборудования и т.д.
С техническими дисфункциями тесно связаны производственные.
Производственные дисфункции
Производственные дисфункции возникают в процессе осуществления любых видов производственной деятельности, в ходе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства.
К основным причинам возникновения производственных дисфункций относятся:
– снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;
– снижение цен, по которым планировалось реализовывать продукцию или услугу, в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;
– увеличение материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а так же за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов;
– рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо за счет выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;
– увеличение налоговых платежей и других отчислений в результате изменения ставки налогов в неблагоприятную для предпринимательской фирмы сторону и их отчислений в процессе деятельности;
– низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией;
– физический и моральный износ оборудования отечественных предприятий.
Сбои и ошибки в работе персонала
Особое место в системе производственных дисфункций занимают сбои и ошибки в работе персонала.
Наиболее важное значение здесь имеет отношение менеджеров к ошибкам своих подчиненных. Оно может проявляться в двух взаимно противоположных формах: конструктивной и деструктивной.
Большинство руководителей чаще проявляют именно деструктивное отношение. С позиций деструктивного подхода ошибки исполнителей рассматриваются как чуждый элемент, не свойственный нормальному производственному процессу, а поэтому от них необходимо избавляться как можно быстрее. На первый взгляд подобное утверждение представляется вполне логичным. Ведь ошибки рядовых исполнителей почти всегда влекут за собой убытки и в конечном итоге могут привести к значительному снижению эффективности предприятия.
Следует иметь в виду, что любая деятельность человека всегда тем или иным образом связана с ошибками, если не реальными, то по крайней мере, потенциальными. Ошибки персонала являются скорее неотъемлемым объективным элементом любого трудового процесса, а стремление избавиться от них равнозначно стремлению избавиться от самой производственной деятельности.
Допустим, на одном из участков сборочного цеха уровень брака существенно выше, чем в среднем по предприятию. Начальнику цеха необходимо срочно принять меры, то есть отдать соответствующее распоряжение мастеру участка. В зависимости от отношения начальника цеха к ошибкам своих подчиненных, указанное распоряжение может быть сформулировано различным образом. Если начальник цеха относится к браку деструктивно, то цель, поставленная им перед мастером участка, будет иметь примерно следующее содержание: «снизить уровень брака» (иными словами: «избавиться от брака»). Почему данный вариант формулировки цели является деструктивным? Да потому, что требует от руководителя подразделения устранения неотъемлемого элемента подчиненного ему подразделения.
Формулировка цели менеджером: отрицательные аспекты
Отрицательные аспекты подобной формулировки цели заключаются в следующем.
Во-первых, с чисто психологической точки зрения ориентация человека на любой отрицательный фактор неизбежно ведет к тому, что человек будет подсознательно к этому фактору стремиться. В рассматриваемом примере ориентация мастера участка на брак, даже сопровождающаяся требованием его ликвидировать, приведет к тому, что мастер будет думать в первую очередь именно о браке, а, следовательно, неосознанно к нему стремиться.
Во-вторых, деструктивная постановка цели, как правило, сопровождается негативной мотивационной установкой, предусматривающей наказание работника в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им полученного задания. В этом случае на первый план выходит чувство страха перед браком, которое может возникнуть как у мастера участка, так и у непосредственных исполнителей работы. Опасаясь возможного наказания за допущенные ошибки, люди будут находиться в состоянии постоянного напряжения, то есть дистресса.
В-третьих, устранить брак можно совершенно различными способами. С одной стороны можно усовершенствовать технологию производства или повысить уровень квалификации работников, а с другой – можно просто отказаться от выпуска продукции.
И в том и в другом случае цель будет достигнута.
Автоматизированная система защиты от сбоев
С учетом изложенного в нашем случае более предпочтительно сформулировать цель так: «принять меры к повышению качества выпускаемой продукции». Подобная формулировка цели обеспечивает ориентацию мастера участка и подчиненных ему работников на более тщательное и добросовестное выполнение своих должностных обязанностей. Люди будут в первую очередь думать не о том, как не допустить ошибок, а о том, как повысить эффективность и качество своего труда.
Применение вышеназванных мер позволяет руководителю не бороться с ошибками персонала, а управлять ими, поддерживая количество брака и сбоев на оптимально допустимом уровне. Обеспечивается это за счет возникновения и развития в организации системы саморегулирования.
Другим, не менее важным элементом, может стать автоматизированная система защиты от сбоев, которую можно организовать тремя основными способами:
1) полная замена живого труда машинным;
2) дублирование отдельных операций ручного труда;
3) автоматизированный контроль за трудовой деятельностью человека с целью устранения его возможных ошибок.
Обобщая вышеизложенное можно утверждать, что менеджеру следует спокойно воспринимать возможные ошибки своих подчиненных, стремясь не ликвидировать их, а управлять ими с целью поддержания количества сбоев и брака на оптимально допустимом уровне.
Источники:
2. Фомичев А.Н. Закон надежности трудовой деятельности // Российско-Беларусская юридическая наука XXI века и проблемы законодательства. – Калуга: Издательский педагогический центр Гриф, 2002.
3. Фомичев А.Н. Риск-менеджмент: учебник. – 3-е изд. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2011.
4. Фомичев А.Н. Современная концепция административного менеджмента// Актуальные проблемы экономики и управления: Тезисы докладов IV межвузовской конференции аспирантов и студентов. – Калуга: Издательский дом «Эйдос», 2001.
5. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент: учебник. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2010.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 10:51:44