Совершенствование системы материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса для более полного использования его производственного потенциала и возможности обеспечения продовольственной безопасности страны в целом

Анищенко А.Н.1, Лясников Н.В.1, Романова Ю.А.1
1 Институт проблем рынка Российской академии наук

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность
Том 8, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Анищенко А.Н., Лясников Н.В., Романова Ю.А. Совершенствование системы материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса для более полного использования его производственного потенциала и возможности обеспечения продовольственной безопасности страны в целом // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – Том 8. – № 4. – doi: 10.18334/ppib.8.4.113827.

Аннотация:
В статье отмечено, что в целом в течение последних лет сельское хозяйство страны и АПК в целом благодаря комплексным мерам государственной поддержки, созданию условий улучшения социальной сферы сельских территорий, модернизации производства, реализации крупных инвестиционных проектов и др., сохраняет тенденцию сохранения и наращивания темпов производства основных видов сельхозпродукции. Однако динамика общих показателей сельскохозяйственного производства указывает на неполное использование имеющегося производственного потенциала, а также не дает возможности зафиксировать конкретный уровень продовольственной независимости, достигнутой в тот или иной период времени. Пороговые значения показателей продовольственной безопасности, предусмотренные Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, не были выполнены по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко), картофелю, соли пищевой и масла растительного. Структура и качество питания продолжают отставать от физиологических потребностей человека. Обосновано, что повышение эффективности сельскохозяйственного производства, переход отрасли на интенсивный путь развития возможны за счёт использования в деятельности материально-технической базы, отвечающей требованиям современного производства. Однако в настоящее время это требование к имеющейся на сельскохозяйственных предприятиях материально-технической базы не выполняется. В связи с чем, решение проблемы по совершенствованию системы обеспечения агропромышленного комплекса необходимыми техническими и материальными ресурсами, является актуальным как с научной, так и практической точки зрения. Авторами предложены направления и меры совершенствования системы материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса для более полного использования его производственного потенциала и возможности обеспечения продовольственной безопасности страны в целом по ее обязательным элементам: технические средства, производственные, материальные, а также биологические ресурсы.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, производственный потенциал, материально-техническое обеспечение, продовольственная безопасность

Финансирование:
Статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Институциональная трансформация экономической безопасности при решении социально-экономических проблем устойчивого развития национального хозяйства России».

JEL-классификация: Q13, Q15, Q18



Введение. Проведенный анализ функционирования сельского хозяйства России за 1990-2020 гг. позволил выявить ряд системных проблем в его функционировании, которые условно были разделены на «многолетние структурные проблемы», связанные, в первую очередь, с ежегодной стагнацией производственной базы и «новые или современные проблемы» в период импортозамещения, санкций, пандемии коронавируса COVID-19 и пр. [2-4].

Отменим, что в целом в течение последних лет сельское хозяйство страны и АПК в целом благодаря комплексным мерам государственной поддержки [1], созданию условий улучшения социальной сферы сельских территорий, модернизации производства, реализации крупных инвестиционных проектов и др., сохраняет тенденцию сохранения и наращивания темпов производства основных видов сельхозпродукции (табл. 1). Однако динамика общих показателей сельскохозяйственного производства указывает на неполное использование имеющегося производственного потенциала, а также не дает возможности зафиксировать конкретный уровень продовольственной независимости, достигнутой в тот или иной период времени.

Таблица 1 – Объем производства основных видов сельскохозяйственной продукции

в России, хозяйства всех категорий

Вид продукции
1990 г.
2000 г.
2005 г.
2010 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
2020 г.
к
2019 г., %
2020 г.
к
1990 г., %
Растениеводство, млн. тонн
Зерновые и зернобобовые культуры
1166,8
654,2
778,0
610,1
1047,3
1206,8
1355,4
1132,6
1212,0
1334,7
110,1
114,4
Пшеница озимая и яровая
496,0
344,6
476,1
415,5
618,1
733,6
860,0
721,4
744,5
858,9
115,4
173,2
Картофель
308,5
294,7
281,4
185,0
254,1
224,6
217,1
223,9
220,7
196,1
88,9
63,6
Овощи открытого и закрытого грунта
103,3
108,2
113,5
110,0
131,9
131,8
136,1
136,9
141,0
138,6
98,3
134,2
Масличные культуры
46,6
44,7
75,6
74,6
148,0
174,7
177,8
209,3
243,2
225,3
92,8
483,5
Подсолнечник
34,3
39,2
64,7
53,5
98,5
118,0
112,5
135,5
163,1
140,7
86,3
410,2
Животноводство
Молоко, млн. тонн
55,7
32,3
31,1
31,5
29,9
29,8
30,2
30,6
31,4
32,2
102,5
57,8
Скот и птица на убой (в убойном весе), млн. тонн
10,1
4,4
5,0
7,2
9,5
9,9
10,3
10,6
10,9
11,2
102,8
110,9
Яйцо, млрд. шт.
47,5
34,1
37,1
40,8
42,5
43,5
44,8
44,9
44,85
44,91
100,1
94,5
Шерсть, тыс. тонн
226,7
40,1
48,8
53,4
55,5
56,0
56,7
55,5
50,2
51,7
103,0
22,8
Источник: составлено и рассчитано на основе официальных статистических данных сайта Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fedstat.ru

Пороговые значения показателей продовольственной безопасности, предусмотренные Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, не были выполнены по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко), картофелю, соли пищевой и масла растительного (81,5% при норме 90%) [8]. На внутреннем рынке удельный вес российского молока составил 84,2% при пороговом значении не менее 90%, картофелю - 94,9% (не менее 95%) и соли – 64,2% (не менее 85%). При этом выполнены показатели по производству отечественного зерна (99,4% при пороговом значении 95%), сахара (95,6% при норме 90%), а также мяса и мясопродуктов (92,8% при норме 85%). Импорт продовольственных товаров мясной, молочной и другой продукции составил 28,8 млрд. долл. США превысив уровень только 2000 года почти в 4 раза.

Структура и качество питания продолжают отставать от физиологических потребностей человека. Так, если проанализировать потребление основных видов продовольственных товаров на душу населения в соответствие с рациональными нормами, то недопотребление отмечено по: фруктам и ягодам (ниже нормы на 38%), молоку и молокопродуктам (на 28%), овощам и бахчевым – на 22,9% и др. (табл. 2).

Таблица 2 – Потребление основных продуктов питания на душу населения в соответствие с рекомендуемыми рациональными нормами, кг

Вид продукции
Норма
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2019 г. к норме, %
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо)
73
73
74
75
75
76
104,1
Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко)
325
233
231
230
229
234
72,0
Яйца, шт.
260
273
277
282
284
285
109,6
Сахар
24
39
39
39
39
39
162,5
Масло растительное
12
13,6
13,7
13,9
14,0
14,0
116,7
Картофель
90
91
90
90
89
89
98,9
Овощи и бахчевые
140
102
102
104
107
108
77,1
Фрукты и ягоды
100
60
60
59
61
62
62,0
Хлеб и хлебобулочные изделия
96
118
117
117
116
116
120,8
Источник: составлено и рассчитано на основе официальных статистических данных сайта Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fedstat.ru

Выявленные тенденции развития агропромышленного комплекса показывают, что в качестве одной из главных предпосылок, оказавших наиболее сильное влияние на развитие сельхозпроизводства, выступает диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (т.е. нарушение равного соотношения цены на разные товары и отсутствие соответствия между затратами труда). Результатом этого становится значительное сокращение объёмов производства сельхозпродукции и падение экономических показателей развития организаций отрасли, а также уровня обеспеченности их необходимыми техническими и материальными ресурсами.

Как показывают результаты проведенных исследований [1, 6, 10, 11, 12], повышение эффективности сельскохозяйственного производства, переход отрасли на интенсивный путь развития [2] возможны за счёт использования в деятельности материально-технической базы, отвечающей требованиям современного производства. Однако в настоящее время это требование к имеющейся и используемой на сельскохозяйственных предприятиях материально-технической базы не выполняется. В связи с чем, решение проблемы по совершенствованию системы обеспечения агропромышленного комплекса необходимыми техническими и материальными ресурсами, входит в число первостепенных задач на современном этапе.

Отметим, что под материально-технической базой (далее – МТБ) мы понимаем предметы труда и весь комплекс средств производства. В её основу положены динамичные (постоянно изменяющиеся) прямые и обратные связи между субъектами, задействованными в создании, обслуживании, обновлении, хранении и реализации элементов МТБ, при этом посредством разных форм производства все компоненты МТБ так или иначе задействуются в различных технологических процессах.

Формирование системы материально-технического обеспечения (далее – МТО) в сложившихся экономических и политических условиях носит многоаспектный характер. Эта проблема напрямую связана с такими аспектами:

- использование новых современных подходов к управлению материально-техническим обеспечением;

- финансово-кредитный механизм;

- конъюнктура рынка сельскохозяйственного оборудования, техники, машин, иных ресурсов;

- технологическое и техническое обновление;

- развитие инновационных процессов в экономике аграрного сектора.

При решении вышеуказанных вопросов необходима и горизонтальная, и вертикальная взаимная увязка. В первом случае на уровне инфраструктурных подразделений и сельхозпредприятий, а во втором – на уровне регионов и государства. Задача государства заключается в стимулировании таких процессов, как: освоение новых технологий, техническое переоснащение и использование новых элементов при разработке технологических процессов и др.

Теоретическую и методологическую основу проведенного исследования составили фундаментальные труды отечественных учёных-экономистов в области управления АПК в целом, увеличения результативности его функционирования, проблем обеспечения продовольственной безопасности.

Работа основана на принципах объективности и системности (объект и предмет исследования рассматриваются во взаимосвязи всех элементов). Были использованы общенаучные методы исследования (абстрактно-логический, системный подходы, метод обобщения, экономико-статистический и др.), статистические (группировки, выборки, сравнения и обобщения), графические и табличные приёмы визуализации данных и пр.

Результаты исследования. Обязательными элементами МТО выступают технические средства, производственные, материальные, а также биологические ресурсы. В виду этого, далее будут предложены направления совершенствования и развития системы МТБ по указанным элементам для более полного использования его производственного потенциала и возможности обеспечения продовольственной безопасности страны в целом.

Особым биологическим или естественным элементом современной инновационной МТБ является земля. Отметим, что многие сельхозугодия непригодны для выращивания сельхозкультур: значительная часть сельскохозяйственных угодий чрезмерно увлажнены, засолены, подвержены постоянной ветровой и водной эрозии, обладают повышенной кислотностью и пр. Вместе с тем сельхозорганизации не отвечают в должной мере за плодородие почвы и эффективность использования земель. Поэтому в данной ситуации нужно понимание и осознание серьёзности угрозы потери земли как остродефицитного и не возобновляемого ресурса. Необходимо разработать и утвердить долгосрочную стратегию по восстановлению, рациональному использованию и сохранению сельскохозяйственных земель. Реализация такой стратегии потребует разработки комплексных целевых научнообоснованных программ на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период с эффективным механизмом их ресурсного обеспечения и практической реализации. Крайне важной является организация систематической работы по охране земель.

Недостаточная результативность использования сельхозугодий, которая выражается в увеличении доли неиспользуемых земель, сокращении площадей посевов, уменьшении площади мелиорированных земель – всё это прямое следствие недостатка контроля со стороны органов власти. Частично наличие вышеуказанных проблем объясняется отсутствием действенного механизма применения единообразных универсальных критериев по оценке эффективности использования сельхозугодий субъектами сельскохозяйственной деятельности. Соответственно, очень важно работать в направлении усовершенствования государственного механизма земельного контроля как на региональном, так и на федеральном уровнях по выработке критериев оценки эффективности использования сельхозугодий и проработки механизма взаимодействия органов контроля и надзора. При этом, необходимо обеспечить тесную координацию и взаимодействие органов контроля между собой и с пользователями сельхозугодий.

Введение в практику новых научно-технических и агротехнологических достижений поспособствует повышению плодородия пашни (сельскохозяйственных земель) и увеличению эффективности пользования сельхозугодьями. В виду этого актуальными и перспективными направлениями поддержания и повышения плодородности земель выступают следующие:

- использование на практике научнообоснованного севооборота (обеспечивает естественное воспроизводство плодородности земли);

- внесение удобрений, мелиорация земель;

- мониторинг земельных угодий для выявления изменений в состоянии земельного фонда, оценка и прогнозирование;

- использование на практике ресурсосберегающих систем и технологий;

- вовлечение выбывших из оборота угодий в сельскохозяйственный оборот и др.

В числе наиболее приоритетных задач, требующих более глубокой проработки в аспекте развития материально-технической базы сельхозпроизводства, выделяется задача по разработке положений и научному обоснованию рекомендаций по воспроизводству сельскохозяйственных земельных ресурсов. При ее решении необходимо обязательно учитывать вышеперечисленные направления воспроизводства земельных сельскохозяйственных ресурсов. Однако рассмотрение этой задачи выходит за рамки исследования, поэтому на ней мы остановимся в следующих работах.

Характерной особенностью развития сельского хозяйства является достаточно низкий уровень обеспеченности практически всеми видами материально-технических ресурсов, а также глубокая дифференциация по уровню фондообеспеченности. Изношенность и нехватка техники серьёзно сказываются на возможностях использования пашни, а также значительно удлиняет и сроки проведения полевых работ.

Для того чтобы решить проблемы с нехваткой сельскохозяйственной техники, необходимо прямое вмешательство со стороны государства. Должны быть разработаны соответствующие уточнённые методики по планированию инвестиций. При их создании необходимо учитывать существующие нормативы потребности сельхозорганизаций в соответствующей технике. Использование таких нормативов и методик позволяет получить максимально точную оценку объёмов нового строительства, реконструкции, технического перевооружения или модернизации производства. Вопрос же об определении состава и размера парка тракторов и машин должен решаться каждым сельхозпредприятием самостоятельно.

Также в рамках решения данного вопроса целесообразно предусмотреть возможность расширения лизингового фонда. Это станет серьёзным шагом на пути обновления материально-технической базы крупных рентабельных предприятий сельскохозяйственного и аграрного сектора. Возможным представляется предусмотреть льготные кредитные продукты для того, чтобы сельхозорганизации могли приобретать необходимое оборудование и технику. Отметим, что диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию привёл к тому, что платёжеспособность многих производителей критически снизилась.

Значительно улучшить обеспеченность сельхозпредприятий техническими и материальными ресурсами можно за счёт адресной помощи в совокупности с инструментами лизинга. В таких условиях сельхозпроизводители получат возможность приобрести необходимое сельскохозяйственное оборудование и технику. Например, в качестве отборочного критерия для оказания адресной помощи может выступать уровень рентабельности производственной деятельности (табл. 3). Адресная поддержка от государства будет доступна абсолютно всем сельхозпредприятиям, но её размер будет зависеть от уровня рентабельности.

Таблица 3 – Критерии отбора сельхозпредприятий для оказания адресной помощи

Уровень рентабельности организации, %
до 5
5,1-10,0
10,1-15,0
15,1-20,0
20,1-25,0
Удельный вес адресной поддержки государства, %
50
40-45
35-40
30-35
25
Источник: разработано авторами.

В решении данного вопроса необходимо отметить, что механизмом прямых поставок и инструментами лизинга в настоящее время пользуются в основном крупные эффективные хозяйства. Сельхозпроизводители с невысоким уровнем рентабельности и КФХ приобретают сельскохозяйственную технику и оборудование в основном на вторичном рынке. Данная форма формирования материально-технической базы и её пополнения наиболее доступна. Несмотря на это, рынок б/у сельхозтехники в России развит недостаточно.

Вторичный рынок сельскохозяйственного оборудования и техники, по словам многих специалистов, выступает вполне эффективной мерой, позволяющей поддерживать надлежащий уровень материального и технического обеспечения производителей сельскохозяйственной товарной продукции. Популярность такого рынка сельскохозяйственной техники и оборудования объясняется дороговизной банковского кредитования, высокими ценами на новую технику, машины и оборудование, отсутствием накоплений у большинства отечественных сельхозпроизводителей.

Развитие вторичного рынка сельскохозяйственного оборудования и техники обладает особой важностью. В пользу этого свидетельствуют следующие факты:

1. Рынок б/у сельскохозяйственной техники, оборудования и машин служит сдерживающим фактором при установлении цен на новое оборудование, технику и машины.

2. Наличие такого рынка способствует формированию вторичного рынка узлов, запасных частей и деталей, созданию и дальнейшему развитию сети по восстановлению и ремонту техники. Повышается загруженность ремонтных предприятий, укрепляется их материальное и экономическое состояние.

3. При наличии вторичного рынка сельскохозяйственной техники сокращаются запасы сельскохозяйственного оборудования, машин и техники, требующих ремонта и находящихся на балансе сельскохозяйственных предприятий в качестве мёртвого груза.

4. В связи с моральным устареванием значительной доли сельскохозяйственной техники и оборудования назрела необходимость в их скорейшей замене. У крупных и рентабельных сельхозпроизводителей есть возможность менять технику каждые 3-5 лет. Подержанная техника ещё вполне работоспособна и может послужить менее рентабельным организациям [1, 4, 10, 12].

Для получения реального эффекта от технической модернизации аграрного сектора и сельхозпроизводства нужна прямая поддержка со стороны государства. Государство должно принимать прямое участие в создании оптимальных условий для технического перевооружения сельскохозяйственной отрасли. При такой поддержке субъекты хозяйственной деятельности, действующие в данной отрасли, смогут в короткий срок сформировать собственный парк машин и техники.

В качестве внутренних источников покрытия технических и материальных ресурсов производителей сельскохозяйственной продукции выступают: вторичное сырьё, сокращение отходов сырья, экономия на материалах благодаря НТП, изготовление полуфабрикатов на своих мощностях. Правильное нормирование также позволит минимизировать излишние производственные запасы и улучшить организацию снабжения предприятия.

Эффективное сельскохозяйственное производство и получение стабильно высоких урожаев невозможно без внесения сбалансированного количества минеральных удобрений. Целесообразно выделять субсидии из государственного бюджета на покупку сельхозпредприятиями минеральных удобрений. Размер субсидий при этом целесообразно установить на уровне 30% стоимости удобрений [12].

Для формирования современной системы технического и материального обеспечения сельхозорганизаций, необходимо создать определенную организационную структуру, назначение и состав которой будет меняться исходя из сложившейся системы экономических отношений, задач и целей. Возможные варианты: трансфер и патентование научных разработок; экономические обеспечение и финансовое оздоровление; информационное обеспечение; проведение прикладных исследований; подготовка кадров и др. Вместе с учреждением лизинговых компаний и агропромышленных технологических парков целесообразно работать над развитием кооперативного формата. Стимулирование кооперирования возможно за счёт финансовой поддержки, т.е. выделения средств на формирование и укрепление обслуживающих сельхозкооперативов. В области агросервиса должны быть представлены коммерческие частные (автономные от потребителей) структуры, создающие конкуренцию на рынке.

Трудовые ресурсы представляют собой ещё один необходимый и важный элемент. Ситуация с трудовыми ресурсами в агропромышленном комплексе, особенно на сельских территориях является плачевной уже давно. Отметим, что особенности использования человеческого капитала в сельскохозяйственной отрасли (к примеру, в растениеводстве при выращивании картофеля, технических, овощных и плодово-ягодных культур) главным образом заключаются в сезонной работе.

Со стороны органов управления предпринимаются меры по повышению престижности работы в сельской местности, выделяются финансы для поддержания аграрных учебных заведений, совершенствуется социально-демографическая политика и др., однако видимого эффекта они не принесли.

Эффективность труда в сельскохозяйственной отрасли в немалой степени зависит от природных условий, климата, погоды и качества почвы; даже при одинаковых трудовых затратах в разных климатических зонах России результате производства будут разниться. Исключить сезонность труда в сельхозорганизациях полностью нельзя, но её можно уменьшить. Для чего целесообразно: сочетать промышленное и сельскохозяйственное производство; принимать меры по повышению уровня механизации основных трудовых процессов; обеспечить ускоренное развитие отраслей животноводства; усовершенствовать отраслевую структуру сельскохозяйственного производства. [3]

Актуальным направлением в повышении формирования трудовых ресурсов для сельскохозяйственной сферы выступает только комплексное решение следующих острых проблем: удержание молодых специалистов в сельской местности и миграционная, демографическая проблема (рис. 1).

Описание: C:\Users\ana\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2.jpg

Рисунок 1 – Направления совершенствования формирования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве

Источник: разработано авторами.

В качестве мер решения проблем социально-демографического характера должны стать: снижение уровня смертности населения; повышение уровня рождаемости; предоставление гражданам налоговых льгот; корректировка уровня налогообложения с целью нивелирования существующего социального неравенства; создание молодым семьям более комфортных условий жизни и предоставление им необходимой материальной поддержки (в особенности, оказание помощи семьям из сельской местности); разработка и принятие средств и методов государственной поддержки молодых семей; реализация грамотной и эффективной социальной политики.

Одной из приоритетных задач в настоящее время должно стать привлечение и закрепление молодых востребованных специалистов на селе. Для решения данной задачи должны быть созданы надлежащие инфраструктурные и социальные условия для жизнедеятельности людей, в частности для работников сельскохозяйственных и аграрных предприятий.

Ещё одной достаточно актуальной проблемой выступает проблема жилищного строительства и поддержания в надлежащем состоянии объектов инженерной инфраструктуры. Решение данной проблемы в активном использовании удешевляющих технологий, в предоставлении льготной ипотеки и выдаче сельским жителям потребительских кредитов на выгодных условиях.

Для организации эффективного транспортного обслуживания необходимо организовывать маршруты с использованием механизма субсидирования частных перевозчиков из государственного бюджета. Очень важно не игнорировать развитие социально-культурного обслуживания. Развитию этой сферы поспособствует реорганизация объектов культурной и образовательной сферы; оснащение их современным оборудованием и техникой; привлечение квалифицированных преподавателей; возврат медицинских кабинетов в сельской местности. Мероприятия по развитию каждого из объектов социальной инфраструктуры следует рассматривать в совокупности с остальными компонентами. Необходимо разработать комплексную систему взаимосвязанных между собой элементов и объектов социальной политики и социальной сферы сельских территорий.

Сбалансированность действия всей совокупности факторов производственных факторов (в т.ч. информационного) способствует интенсивному развитию агропромышленного комплекса, снижает существующую территориальную дифференциацию и позволяет использовать производственный потенциал более полно. В данном направлении в настоящее время к числу актуальных направлений относится развитие сети консультационных и информационных служб в отрасли сельского хозяйства и АПК в целом. В настоящее время такие службы созданы во многих субъектах России [4], а основой целью их деятельности выступает формирование эффективного сельского хозяйства.

Вывод. В результате проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что в сложившихся экономических и политических условиях хозяйствования наряду с глобальным вызовами и угрозами проблематика совершенствования системы материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса для более полного использования его производственного потенциала и возможности обеспечения продовольственной безопасности страны в целом имеет первостепенное значение, поскольку от полного, высокоразвитого, современного, инновационного обеспечения сельскохозяйственной отрасли компонентами МТО и их эффективного применения во многом зависит уровень конкурентоспособности каждого сельхозпроизводителя. При этом процесс материально-технического снабжения носит системный характер, что обусловливает также целесообразность разработки комплекса мер государственного управления сельхозпроизводством для нивелирования диспропорций развития сельхозпроизводства субъектов России, однако это выходит за рамки данной работы.

[1] Развитие аграрного сектора экономики в настоящее время определено Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации от 30 января 2010 года, Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее – Госпрограммой) и рядом других документов.

[2] Интенсивный путь развития сельского хозяйства, по мнению автора, предполагает увеличение объёмов производства сельхозпродукции на основе рационального использования обрабатываемой земли, улучшения ее качеств (химизация, мелиорация и др.); внедрения достижений научно-технического прогресса в отраслях животноводства и растениеводства; активной и качественной работы в области селекции и генетики; совершенствования форм организации производства; повышения уровня механизации; создания высококвалифицированного кадрового потенциала, повышения производительности труда; а также улучшения условий труда и проживания на сельских территориях и др.

[3] Из анализа отечественной литературы по исследуемой проблематике было выявлено, что сезонность труда имеет ряд отрицательных экономических и социальных последствий. Она приводит к недополучению значительного количества валовой продукции, неравномерному расходованию труда и оплате в течение года. Это служит главной причиной неудовлетворённости работников сельского хозяйства результатами своего труда и приводит к текучести кадров в отрасли.

[4] Информационное консультирование сельскохозяйственных товаропроизводителей как мотивационный фактор роста эффективности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-konsultirovanie-selskohozyaystvennyh-tovaroproizvoditeley-kak-motivatsionnyy-faktor-rosta-effektivnosti-na-primere


Источники:

1. Алтухов А.И. Инновационный путь развития сельского хозяйства как основа повышения его конкурентоспособности // Вестник Орловского государственного аграрного университета. – 2008. – № 6(15). – c. 4-6.
2. Алтухов А.И. Парадигма продовольственной безопасности России. / Монография. - М..: «Фонд кадрового резерва», 2019. – 684 c.
3. Анищенко А.Н. Оценка продовольственной безопасности региона // Проблемы развития территории. – 2013. – № 4(66). – c. 30-39.
4. Алтухов А.И., Дудин М.Н., Анищенко А.Н. Глобальная цифровизация как организационно-экономическая основа инновационного развития агропромышленного комплекса РФ // Проблемы рыночной экономики. – 2019. – № 2. – c. 17-27. – doi: 10.33051/2500-2325-2019-2-17-27 .
5. Крылатых Э.Н. Социально-экономические факторы и риски развития сельской местности (методологические аспекты) // Никоновские чтения. – 2001. – № 6. – c. 6-8.
6. Лексин В.Н.. Швецов А.Н. Депрессивные территории: прежние проблемы и новые варианты их решения // Российский экономический журнал. – 2001. – № 9. – c. 35-63.
7. Малоземов С.И. Территориально-пространственный фактор аграрной политики России // Наука и современность. – 2016. – № 44. – c. 49-54.
8. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425.
9. Шутьков А.А., Миронова Н.Н., Шутьков С.А. Проблемы продовольственной безопасности // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2016. – № 6. – c. 3-9.
10. Терентьева О.Н. Современная организация системы материально-технического обеспечения регионального сельского хозяйства // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 23(278). – c. 51-60.
11. Хицков И.Ф. Система мер по повышению эффективности функционирования предприятий АПК. - Воронеж: ГНУ НИИЭиО АПК ЦЧР, 2005. – 31 c.
12. Шутьков А.А. Система управления агропромышленным комплексом: теория, методология, практика. / Монография. 2-е издание. - М.: Дашков и К, 2019. – 390 c.

Страница обновлена: 19.11.2021 в 19:44:38