Тверской производственно-образовательный кластер на базе ТвГТУ как локомотив инновационной экономики региона
Звягин А.А.1, Артемьев А.А.2
1 АНО «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере», Россия, Москва
2 Тверской государственный технический университет, Россия, Тверь
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 2, Номер 1 (Январь-март 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46249411
Цитирований: 8 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье производственно-образовательный кластер рассматривается как механизм решения задачи инновационного развития региона. Предложен экскурс в историю СССР по созданию производственных промышленных и топливно-энергетических кластеров. Выявлены такие важные факторы для регионального кластера, как: региональные и муниципальные администрации; институты сотрудничества; научно-исследовательская среда. Описана и обоснована разработанная авторами модель Тверского производственно-образовательного кластере на базе координатора и системного оператора кластера – Тверского государственного технического университета. В заключении выявлены актуальные региональные задачи, которые позволяет решить Тверской производственно-образовательный кластер.
Ключевые слова: модель производственно-образовательного кластера, межотраслевая интеграция, работодатель, студент, инновации
Переход экономик развитых стран мира в область экономики знаний ставит перед системой образования России новые амбициозные задачи. При этом под экономикой знаний в общем смысле авторы понимают «экономику создающую, распространяющую и использующую знания для ускорения роста и повышения конкурентоспособности» [1] (Bazhenov, 2020).
Необходимо отметить, что Правительство Российской Федерации во главе с М.В. Мишустиным уделяет особое внимание развитию экономики знаний, в частности по таким направлениям, как [2]:
· Новая высокотехнологичная экономика.
Задачи:
– новая энергетика;
– развитие электронной и радиоэлектронной промышленности;
– связывание пространства и транспорт;
– новый инвестиционный цикл;
– защита конкуренции в условиях цифровой экономики.
· Национальная инновационная система.
Задачи:
– образование и цифровая грамотность;
– высокотехнологичное предпринимательство;
– высшая школа, наука, инновации;
– цифровизация и кибербезопасность.
Ряд ученых считают, что одним из механизмов решения задачи инновационного развития страны является развитие производственно-образовательных кластеров [3, 4] (Kokhno, Artemev, Enin, 2019; Zvyagin, Kokhno, 2016).
В качестве базового определения кластера авторы принимают определение, данное М. Портером, который трактует данный институт как связанную географическим местоположением концентрацию взаимосвязанных и дополняющих друг друга организаций, объединенных активным каналом деловых и партнерских взаимоотношений, коммуникации и диалога, которые пользуются общей специализированной инфраструктурой и услугами [5] (Magrett, 2013).
Примечательно, что в настоящее время благодаря массированной попытке вестернизации восприятия общественно-исторического развития России понятие «кластер» прочно связано с примерами западной цивилизации. Например: «Силиконовая (Кремниевая) долина» в США и т.д.
Однако, на самом деле, создание промышленных и топливно-энергетических кластеров с одновременным открытием профильных вузов и училищ присуще всей экономической истории СССР: Донбасс, Кузбасс, Тольятти, Тюмень и так далее [6] (Zvyagin, 2020).
В качестве ремарки, а также в целях восстановления исторической справедливости авторы предлагают, абстрагируясь от идеологии, вспомнить такой пример отечественного государственного подхода к развитию территорий почти столетней давности, как Беломорско-Балтийский канал.
Целью строительства канала было создание центрального водного пути для комплексной индустриальной колонизации территорий путем создания топливно-энергетического и промышленного кластеров в Карелии и на Кольском полуострове. Беломорско-Балтийский (ББК) канал был построен всего за два года (1933–1934 гг.). Транспортный путь шел от поселка Повенец на Онежском озере и заканчивался у города Беломорска на Белом море. По Онеге через Ладогу был выход в Балтийское море. Канал имеет протяженность в 227 км (из которых искусственный путь – 48 км), 19 деревянных (насыпных) шлюзов, 15 плотин, 49 дамб.
Кроме Беломорско-Балтийского канала в рамках общего замысла до 1939 г. были построены: Сегежский лесобумажнохимического комбинат, Туломская и Ондская ГЭС, Мончегорский никелевый комбинат (то, что теперь называется «Североникель»), Кондопожский спиртовой завод, Сорокский (Беломорский) порт, Судоверфь в Пиндушах, Повенецкий судоремонтный завод, Медвежьегорский лесозавод, ж/д ветка до г. Мончегорск. Из чего хорошо видно, что одновременно и комплексно возводились добывающие, перерабатывающие, энергетические и транспортные объекты.
Строительство канала велось с применением местных материалов и преимущественно ручного труда по сохранившейся с дореволюционных времен изыскательской и проектной документации. С учетом специфики задействованных трудовых ресурсов строительство ББК проходило в административных рамках Беломорско-Балтийского комбината ОГПУ (НКВД с 1934 г.) Дело в том, что 1930–1931 гг. стали годами ликвидации басмачества как организованной силы в Средней Азии. Десятки тысяч боевиков сложили оружие под гарантию сохранения жизни, образовав немалый отряд неквалифицированной рабочей силы. Кроме того, в результате начавшейся коллективизации образовалось определенное число людей, изолированных от общества за препятствование становлению колхозов, но не совершивших уголовно наказуемые деяния.
В рамках спецпроекта ББК был введен особый статус – «заключенный каналоармеец», то есть ЗК – заключенный с особыми привилегиями в части снабжения и режима с гарантией полного освобождения без поражения в правах по окончании строительства. ЗК кормили по нормам РККА (армии). Передовые бригады ЗК ходили на работу с переходящим Красным Знаменем, которое давало существенную добавку к дневному рациону. Для тех, кто перевыполнял нормы, в каждом поселке были магазины с промышленными и продовольственными товарами (кроме алкоголя) с зачетом под будущий окончательный взаиморасчет. Бараки с ЗК не запирались, порядок поддерживался самими ЗК. Охрану складов и имущества выполняла ВОХр из числа ЗК (из расчета 1 ВОХр на 500 человек). На семь рабочих поселков ББК приходилось только одиннадцать кадровых сотрудников ОГПУ/НКВД.
Вопреки всяческим мифам смертность при строительстве не превышала таких же показателей на аналогичных мировых стройках. В частности, число погибших и умерших на строительстве ББК было в два раза меньше, чем, например, при строительстве Панамского канала:
– Панамский канал – 77 км – 70 тыс. строителей – 27,5 тыс. погибших;
– ББК – 227 км – 126 тыс. строителей – 12,3 тыс. погибших.
Отдельной характерной чертой стройки был вопрос общего образования и профессиональной подготовки. Во-первых, была проведена добровольно-принудительная кампания по обучению русскому языку, а также кампания по 100%-ной ликвидации безграмотности среди ЗК. Во-вторых, как поощрение за ударный труд были организованы профессиональное обучение и аттестация по рабочим специальностям (с выдачей удостоверений государственного образца). Говоря современным языком, для любого молодого дехканина это был желанный социальный лифт и ценностная скрепа СССР.
Это хороший пример из прошлого для современного политического руководства, когда трудовые мигранты из Средней Азии могли бы привлекаться не только ради сверхприбылей кланово-олигархических групп, но и как инструмент «мягкой силы» России.
Интересным является то, что с точки зрения экономики ББК был вполне самоокупаемым предприятием, кредитуемым правительством СССР. Всем ЗК начислялась заработная плата. Из этих средств вычитались затраты на питание, проживание, стоимость покупок в магазинах или штрафы. Вся сумма выдавалась по окончании срока за вычетом прожитого. Условия труда и проживания, а также схема взаиморасчетов были очень схожими с обычной практикой какой-нибудь горнорудной американской компании в те же годы где-нибудь на Юконе. Есть данные о заработке технического специалиста на стройке ББК за два года работы. Суммы средств за вычетом питания и содержания хватало на покупку квартиры в центре Ленинграда или дома с участком в пригороде [7] (Likhachyov, 1995).
Конечно же, никто не говорит о санаторных условиях. Это было жесткое время, это был архитяжелый и опасный труд. Но забывать свою историю, подменяя ее текстами с плохим переводом с английского языка от курсов Сороса не просто ненаучно, но и в экономической перспективе неэффективно.
Надо сказать, что этот вопрос не является отвлеченным. Наоборот, он прямо соотносится с темой воспитания и образовательной подготовки новых поколений специалистов. Так, советское государство с пониманием относилось к достижениям прошлого. Примером может служить памятник императору Николаю I на площади напротив Исаакиевского собора. Конструкция конной статуи архитектора Огюста Монферрана (конь, поднятый на дыбы) была признана уникальным строительно-архитектурным шедевром и не была снесена в угоду идеологическим предпочтениям. Любая инженерная или педагогическая школа стоит на фундаменте свершений предков. Поэтому кампания по очернению прошлого в угоду сиюминутных интересов является неумной и вредной для развития страны.
Вернемся из экскурса в прошлое в наши дни. Если говорить о составляющих кластера – производственных и образовательных организациях, то важным моментом является следующий. Само по себе количество членов кластера не является преимуществом, эффективность кластера кроется во взаимосвязи (взаимонужности) членов этого партнерского агломерата и синергетического эффекта партнерства. Формальная поголовная «запись» всех и вся в кластер есть дорога запрограммированных неудач и безрезультатных трат бюджетных средств. Успешность заключена только в реальной межотраслевой интеграции учебных заведений с производственными предприятиями как работодателями для обучающихся студентов (слушателей).
Вместе с непосредственно действующими акторами кластера – производственными и образовательными учреждениями – важными факторами являются:
· региональные и муниципальные администрации;
· институты сотрудничества;
· научное методологическое сопровождение и научно-исследовательская среда, в которой готовятся специалисты.
Ученые междисциплинарной научной школы «Промышленная управленческая элита развития», к которым относятся авторы статьи, солидарны с институциональным подходом в том, что «без институциональных развивающих моделей государственного управления цели безопасного развития страны в современных условиях недостижимы» и поддерживают следующий постулат: на фоне глобального экономического кризиса переход от всевластия свободного рынка к дирижизму есть общемировой тренд, а в силу отечественных особенностей – единственная действенная мера по защите интересов населения, обеспечения экономической безопасности и социально-экономического развития страны [8] (Zvyagin, 2020).
Как говорили древние, «и нитка, втрое скрученная, не скоро порвется» (кн. Екклесиаста, 4: 12). И этой третьей скрепляющей нитью кластера (помимо образовательных и производственных организаций) являются административные организации региона. Из этого же вытекает обязательное условие существования кластера – это соответствие деятельности производственно-образовательного кластера с национальными проектами и программами федеральных и региональных министерств как финансовой основы научно-образовательной деятельности.
Кстати говоря, зарубежный опыт свидетельствует об активном государственном вмешательстве в экономику, например, в деле создания инновационных региональных кластеров как основы инновационной среды. Как яркие примеры – это государственная программа «Технополис» (Япония) или государственные программы Германии, такие как INNOREGIO (повышение инновационного потенциала земель бывшей ГДР) и программа «Инновационные региональные полюсы роста» [9] (Zvyagin, 2020).
Отдельно заслуживает внимания поддержка народных предприятий в Германии (аналогов отечественных артелей) на местном муниципальном уровне. Ученые научной школы «Промышленная управленческая элита развития» считают, что потенциал артельного движения, «обнуленный» новотроцкистскими проявлениями времен Хрущева Н.С., еще ждет своего бурного раскрытия, особенно в деле развития местных региональных производств на пути импортозамещения товаров массового потребления.
В то же время нельзя забывать, что директивный путь в создании кластера из организаций различного ведомственного подчинения – это путь в никуда. Даже в более жесткие времена советского строя основой подобных объединений были слеты, союзы и ассоциации. В современных рыночных условиях в качестве составной части института сотрудничества могут выступать, с одной стороны, двусторонние соглашения координатора кластера со всеми заинтересованными организациями. С другой стороны – некоммерческие организации, имеющие научно-образовательную и производственную направленность и взявшие на себя роль ассоциаций организаций – членов Тверского образовательно-производственного кластера [10] (Zvyagin, 2017).
При этом при решении задачи подготовки инновационных профессиональных кадров архиважное значение имеет научное методологическое сопровождение и научно-исследовательская среда, в которой готовятся специалисты. Взаимодействие с институтами РАН, ведение научно-исследовательских работ в рамках федеральных и региональных грантов, а также в рамках договоров с производственными организациями кластера, с участием преподавателей и студентов являются неотъемлемой частью деятельности образовательных организаций кластера [11] (Kokhno, Kokhno, Artemev, 2020). Научная деятельность, с одной стороны, повышает уровень внутренней мотивации преподавателей и студентов на саморазвитие, с другой, повышает уровень мотивации организаций на инновации.
По существу, научно-исследовательская деятельность субъектов кластера во многом формирует интеллектуальный потенциал региона. Именно наличие и развитие такого потенциала образовательно-производственного кластера обеспечивает подготовку специалистов для экономики знаний, способных к освоению и умеющих создавать инновации. Научно-исследовательская деятельность организаций кластера и подготовка специалистов для экономики знаний являются локомотивом инновационной экономики региона.
На рисунке 1 проиллюстрированы составляющие образовательно-производственного кластера.
В распоряжении губернатора Тверской области № 540-рп от 22.08.2019 г. в Приложении № 2 размещен «Перечень производственно-образовательных кластеров Тверской области»:
1. Производственно-образовательный агропромышленный кластер Тверской области.
2. Производственно-образовательный кластер информационно-коммуникативных технологий Тверской области.
3. Производственно-образовательный кластер развития промышленного производства Тверской области.
4. Производственно-образовательный кластер сервиса и туризма Тверской области.
5. Производственно-образовательный медицинский кластер Тверской области.
6. Производственно-образовательный культурный кластер Тверской области.
7. Производственно-образовательный кластер подготовки кадров в сфере «Образование» и «Социальная работа».
8. Производственно-образовательный кластер строительства Тверской области.
9. Производственно-образовательный кластер энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области.
10. Производственно-образовательный транспортно-логистический кластер Тверской области.
Авторы здесь не станут детально останавливаться на таком казусе, как отнесение сервиса, туризма, медицины, культуры и образования авторами вышеупомянутого документа к производственной сфере. Это лежит вне рамок настоящей статьи.
Как и обсуждение такой словесной конструкции, как информационно-коммуникативные технологии. Слово «коммуникативный» содержит в себе смысл «передавать информацию», то есть получается простонародное «масло масляное». Неясно также, чем руководствовались авторы документа, оттенив в наименование кластера «развитие промышленного производства», а не просто кластер «промышленность».
Бесспорно, в этом есть некая доля неподготовленности составителей документа. Однако, как представляется, дело в другом. Тридцать лет непрерывных реформ без ясной конечной цели, к сожалению, и приучили опытных управленцев, и так воспитали целую плеяду молодых кадров, что для них главное – это «быстро, правильно и громко» среагировать на команду «сверху». При этом значение информации, содержащейся в ответном сигнале «наверх», часто по приоритетам отходит на второй план.
Кроме того, с точки зрения управления человеческими ресурсами, Россия – это уникальная страна с более чем тысячелетним опытом партизанского движения со всеми плюсами и минусами этого многовекового опыта. Система противодействия любым нововведениям отлажена веками: сначала показательно поддержать новации; потом, не вдаваясь в суть дела, свести все к наработанным годами формам; затем отчитаться с целью «пережить всплеск очередных новшеств».
Как правило, это сопровождается искажением смыслов, ведущим к дискредитации идеи, директивно спущенной сверху. В то же время сие должно восприниматься как цивилизационная данность, без излишних эмоций и без утери надлежащей настойчивости в достижении поставленной управленческой цели. Ничего критичного в таком положении дел вовсе нет. Как показывает исторический опыт, как только люди увидят реальную политическую волю с понятной конечной целью, с подкреплением указаний настоящими («не потешными») ресурсами и с настоящей персональной исполнительской ответственностью – дело сразу же пойдет на лад.
Надо отметить, что в Тверской области функционируют четыре вуза:
– Тверской государственный университет;
– Тверской государственный технический университет;
– Тверская государственная медицинская академия;
– Тверская государственная сельскохозяйственная академия.
Как уже отмечалось, основой производственно-образовательного кластера являются учреждения профессионального образования, взаимосвязанные по территориальному и отраслевому признаку. Если говорить о Тверском производственно-образовательном кластере (ТвПОК), то и в отраслевом, и в образовательном аспектах координатором ТвПОК по дефиниции безальтернативно должен выступать и выступает Тверской государственный технический университет (ТвГТУ) [12] (Tvardovskiy, 2018).
Остальные высшие учебные заведения имеют явно гуманитарный или непромышленный профиль выпускников (кроме некоторых специализаций, дублирующих специализации ТвГТУ).
Основываясь на документе, утвержденном губернатором области (№ 540-рп от 22.08.2019 г.), авторы будут придерживаться его духа, используя наименования нижеперечисленных подкластеров ТвПОК – ТвГТУ в следующей формулировке:
– производственно-образовательный кластер «Информационные технологии»;
– производственно-образовательный кластер «Строительство»;
– производственно-образовательный кластер «Промышленность».
Эти подкластеры структурно входят в Тверской производственно-образовательный кластер на базе Тверского государственного технического университета. Координатором и системным оператором ТвПОК – ТвГТУ, как уже отмечалось, является Тверской государственный технический университет. Модель ТвПОК – ТвГТУ представлена на рисунке 2.
В состав производственно-образовательного кластера «Информационные технологии» входят ведомства, учебные заведения, организации и предприятия, имеющие отношение к цифровой экономике.
В состав производственно-образовательного кластера «Строительство» входят ведомства, учебные заведения, организации и предприятия, имеющие отношение к:
– строительству (в том числе производство стройматериалов, строительство производственных объектов, строительство систем ЖКХ, объектов жилья и городской среды, зеленое строительство, дорожное/транспортное строительство и т.д.);
– деятельности по землеустройству и кадастрам.
В состав производственно-образовательного кластера «Промышленность» входят ведомства, учебные заведения, организации и предприятия из числа промышленных сегментов, присутствующих в регионе:
– энергетика и электротехника;
– машиностроение;
– ОПК и космос;
– химические и биохимические технологии.
Перечень учебных заведений и предприятий, находящихся в сфере ТвПОК – ТвГТУ, приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Вузы и колледжи Тверской области с обучением по специализации кластеров
|
Наименование
(вуз, колледж) |
Специализация
(выпускники) |
1.
|
Кластер информационных технологий
| |
1.1.
|
Тверской
государственный технический университет
|
09.03.01 Информатика
и вычислительная техника
09.03.02 Информационные системы и технологии 09.03.03 Прикладная информатика 09.03.04 Программная инженерия 27.03.04 Управление в технических системах |
1.2.
|
Тверской государственный университет
|
09.03.03 Прикладная информатика
|
2.
|
Кластер строительный
| |
2.1.
|
Тверской государственный
технический университет |
08.03.01
Строительство (бакалавриат):
– промышленное и гражданское строительство; – городское строительство и хозяйство; – архитектурно-конструктивное проектирование зданий; – строительство автомобильных дорог и аэродромов; – производство строительных материалов, изделий и конструкций. 08.04.01 Строительство (магистратура) |
3.
|
Кластер промышленный
| |
3.1.
|
Тверской государственный технический
университет
|
04.03.01
Химия
12.03.04 Биотехнические системы и технологии 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника 15.03.02 Технологические машины и оборудование 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств 18.03.01 Химическая технология 18.03.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии 19.03.01 Биотехнология 19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания 20.03.01 Техносферная безопасность 20.03.02 Природообустройство и водопользование 21.03.02 Землеустройство и кадастры 23.03.01 Технология транспортных процессов 23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов 11.05.01 Радиоэлектронные системы и комплексы 21.05.04 Горное дело 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства Магистерские программы по обозначенным направлениям подготовки |
3.2.
|
Тверской государственный университет
|
01.03.02 Прикладная математика и информатика
02.03.01 Математика и компьютерные науки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии 03.03.03 Радиофизика 04.03.01 Химия 05.03.06 Экология и природопользование 35.03.01 Лесное дело Магистерские программы по обозначенным направлениям подготовки |
Специализация
|
Колледжи
|
Кластер информационных технологий
| |
09.00.00 Информатика
и вычислительная техника |
ГБПОУ
«Бежецкий промышленно-экономический колледж»
ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж» ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» ГБПОУ «Калашниковский колледж» ГБПОУ «Калязинский колледж им. Н.М. Полежаева» ГБПОУ «Кашинский колледж» ГБПОУ «Кимрский колледж» ГБПОУ «Конаковский колледж» ГБПОУ «Нелидовский колледж» ГБПОУ «Осташковский колледж» ГБПОУ «Ржевский колледж» ГБПОУ «Ржевский колледж им. Н.В. Петровского» ГБПОУ «Савеловский колледж» ГБПОУ «Тверской колледж имени А.Н. Коняева» ГБПОУ «Тверской колледж транспорта и сервиса» ГБПОУ «Тверской машиностроительный колледж», ГБПОУ «Тверской полиграфический колледж» ГБПОУ «Тверской политехнический колледж» ГБПОУ «Тверской промышленно-экономический колледж» ГБПОУ «Тверской торгово-экономический колледж» ГБПОУ «Тверской химико-технологический колледж» ГБПОУ «Удомельский колледж» |
Кластер строительный
| |
08.00.00
Техника и технологии строительства |
ГБПОУ
«Конаковский колледж»,
ГБПОУ «Нелидовский колледж» ГБПОУ «Осташковский колледж» ГБПОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный колледж» ГБПОУ «Тверской колледж им. Героя Советского Союза П.А. Кайкова» ГБПОУ «Тверской технологический колледж» ГБПОУ «Тверской колледж транспорта и сервиса» |
Кластер промышленный
| |
15.00.00 Машиностроение
18.00.00 Химические технологии, 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии 22.00.00 Технология материалов 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика |
ГБПОУ
«Бежецкий промышленно-экономический колледж»
ГБПОУ «Бологовский колледж» ГБПОУ «Вышневолоцкий колледж» ГБПОУ «Калашниковский колледж» ГБПОУ «Калязинский колледж им. Н.М. Полежаева» ГБПОУ «Кимрский колледж» ГБПОУ «Конаковский колледж» ГБПОУ «Кувшиновский колледж» ГБПОУ «Нелидовский колледж» ГБПОУ «Осташковский колледж» ГБПОУ «Ржевский колледж» ГБПОУ «Ржевский колледж имени Н.В. Петровского» ГБПОУ «Ржевский технологический колледж» ГБПОУ «Савеловский колледж» ГБПОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный колледж» ГБПОУ «Тверской машиностроительный колледж» ГБПОУ «Тверской колледж им. А.Н. Коняева» ГБПОУ «Тверской колледж им. Героя Советского Союза П.А. Кайкова» ГБПОУ «Тверской полиграфический колледж» ГБПОУ «Тверской политехнический колледж» ГБПОУ «Тверской промышленно-экономический колледж» ГБПОУ «Тверской химико-технологический колледж» ГБПОУ «Удомельский колледж» |
Производственные организации Тверской области, специализирующиеся по направлениям кластеров
|
Наименование производственных организаций
|
1.
|
Кластер информационных технологий
|
1.1
|
ЗАО
«НИИ «Центрпрограммсистем»
|
1.2
|
АО
«НИИ информационных технологий»
|
1.3.
|
Accenture
|
1.4.
|
Epam
|
1.5.
|
Tibbo
Systems
|
1.6.
|
АО
«НПО РусБИТех»
|
1.7.
|
НИИ-2
МО РФ и др.
|
|
Кластер строительный
|
2.
|
Строительство
|
2.1.
|
СРО
«Тверское объединение строителей»
|
2.2.
|
АО
«ТверьГражданСтрой»
|
2.3.
|
АО
«КДС»
|
2.4.
|
АО
«Тверьдорпроектстрой»
|
2.5.
|
ООО
«Специализированный застройщик Новый Город» и др.
|
3.
|
Землеустройство и кадастры
|
3.1.
|
Управление Росреестра по Тверской области
|
3.2.
|
Филиал
кадастровой палаты Тверская область
|
3.3.
|
ГБУ
Тверской области «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации»
|
3.4.
|
ООО
«Землеустроительная компания»
|
3.5.
|
ООО
«Межевание 69»
|
3.6.
|
ООО
«Кадастровое Бюро»
|
3.7.
|
МУП
«Земельно-кадастровый центр»
|
3.8.
|
ООО
«Центр недвижимости 2кад»
|
3.9.
|
ООО
«Мегалит»
|
3.10.
|
МУП «Кадастровый
центр Твери»
|
3.11.
|
ООО
«Терра Нова»
|
3.12.
|
ООО
«Линия» и др.
|
|
Кластер промышленный
|
4.
|
Энергетика и электротехника
|
4.1.
|
Калининская
АЭС
|
4.2.
|
Конаковская
ГРЭС
|
4.3.
|
ООО
«Тверская генерация» и др.
|
5.
|
Машиностроение
|
5.1.
|
ООО
«Текмаш-М»
|
5.2.
|
ООО
«ГринМаш»
|
|
ООО
«Хитачи Констракшн Машинери Евразия»
|
|
ООО
«Спецприцеп»
|
|
ООО
«НПЦ Система»
|
|
ООО
«Строймаш-Сервис»
|
|
ЗАО
«Тверской экскаватор»
|
|
ЗАО
«ТЭМЗ»
|
|
ОАО
«Тверьагропродмаш»
|
|
ООО
«Тверьстроймаш»
|
|
ПАО
«Электромеханика»
|
|
ОАО
«Механический завод «Калязинский»
|
|
ОАО
«Завидовский экспериментально-механический завод»
|
|
ООО
«Нелидовский завод станочные нормали»
|
|
ОАО
«Нелидовский машиностроительный завод»
|
|
ООО
«Старицкий электромеханический завод»
|
|
ООО
Научно-производственный центр «ЭКСПРЕСС»
|
|
ООО
«Кимрский завод теплового оборудования «РАДИАТОР»
|
|
ООО
«Бежецкий опытно-экспериментальный завод»
|
|
ЗАО
«Нелидовский завод гидравлических прессов»
|
|
ООО
«Система 5»
|
|
ОАО
«Кашинский завод электроаппаратуры»
|
|
ПАО
«Тверской вагоностроительный завод» и др.
|
6.
|
ОПК и космос
|
6.1.
|
ОАО
«Центральное конструкторское бюро транспортного
машиностроения» |
6.2.
|
ОАО
«Завод «Микроприбор»
|
6.3.
|
ООО
«Савеловский машиностроительный завод»
|
6.4.
|
Калязинский
машиностроительный завод – филиал ОАО «РСК «МиГ»
|
6.5.
|
ОАО
«Завод «Марс»
|
6.6.
|
ОАО
«Завод «Луч»
|
6.7.
|
ОАО
«Электромеханика»
|
6.8.
|
Филиал
ФГУП «НПЦ автоматики и приборостроения имени ак. Н.А. Пилюгина»
«Завод «Звезда» |
6.9.
|
ОАО
«Спецтехника» и др.
|
7.
|
Химические и биохимические технологии
|
7.1.
|
ФГУП
«ВНИИСВ»
|
7.2.
|
ОАО
«Нелидовский завод пластических масс»
|
7.3.
|
ОАО
«СИБУР-ПЭТФ»
|
7.4.
|
ОАО
НПК «ХИМВОЛОКНО»
|
7.5.
| ЗАО «ЦЕНТР БИОХИМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ» |
7.6.
| ОАО «Экомашгруп» |
7.7.
|
ФГУП
«ВНИИСВ»
|
7.8.
|
ОАО
«Редкинский опытный завод»
|
7.9.
|
ОАО
«Тверской полиэфир»
|
7.10.
|
ООО
СП «Лакуфа-Тверь»
|
7.11.
|
Вышневолоцкий
филиал «Компания «Деко»
|
7.12.
|
ЗАО
«Диэлектрические кабельные системы»
|
7.13.
| ООО «Биопласт» и др. |
В инновационном направлении ТвГТУ активно сотрудничает с рядом организаций ОПК России. В рамках осуществляемого сотрудничества создана кафедра «Радиотехнические информационные системы», а также профильная научно-исследовательская лаборатория, которые осуществляют целевую подготовку кадров для научно-исследовательских институтов МО РФ и проводят НИОКР.
Реализован первый этап развития кафедры. Осуществляется подготовка бакалавров и магистрантов на основе лицензированных и адаптированных учебных планов и программ (по направлениям 09.04.02 – «Информационные системы и технологии», «Радиотехнические системы и комплексы» и направлению 09.04.03 «Прикладная информатика» профиль – «Радиолокационные и управляющие системы»). Основные места трудоустройства выпускников – ЦНИИ ВВКО Минобороны России и АО «РТИС ВКО» и др.
Планируется реализация второго этапа – подготовка к обучению по специальности 11.05.01 «Радиоэлектронные системы и комплексы», специализация «Радиолокационные системы и комплексы».
Совместно с ЦНИИ ВВКО Минобороны России проводятся научные исследования по теме «Теория и адаптивные алгоритмы обнаружения антропогенных частиц и объектов, оценка их динамического взаимодействия с космическими аппаратами на основе интеллектуального анализа данных» и ряд других НИОКР.
В 2021 году ТвГТУ выиграл грант РНФ в рамках реализации Президентской программы исследовательских проектов по поддержке лабораторий мирового уровня. ТвГТУ представил проект «Разработка научных основ технологии полной комплексной переработки золошлаковых отходов угольных электростанций с получением ценных продуктов, востребованных в различных отраслях промышленности» (объединенная группа исследователей химико-технологического и инженерно-строительного факультетов университета под руководством д.х.н., проф. Сульмана М.Г.)
В рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок» ТвГТУ поддержаны научные проекты университета по приоритетам научно-технологического развития, не менее 50% из которых руководят молодые перспективные исследователи, такие, например, как:
– «Разработка научно-практических основ производства жидкого моторного топлива путем совместной переработки биомассы и нефтяных фракций» (доцент кафедры БХС Степачева А.А.);
– «Синтез биологически активных соединений класса витаминов с помощью иммобилизованных ферментов» (доцент кафедры БХС Гребенникова О.В.)
В ТвГТУ создаются и совершенствуются механизмы вовлечения студентов, аспирантов, научных и педагогических работников в инновационную деятельность. В частности, создан Центр инновационного и технологического развития («Технополис») при ТвГТУ.
Центр «Технополис» постоянно расширяет сферу и спектр предоставляемых инжиниринговых услуг, в том числе услуг бизнес-консалтинга, маркетинговых исследований и бизнес-планирования. С участием Центра «Технополис» подано более 80 заявок на получение патентов на изобретения в Российской Федерации, по которым приняты положительные решения.
ТвГТУ и Фондом развития промышленности Тверской области заключено соглашение о сотрудничестве на предмет развития фондом промышленности Тверской области. В рамках соглашения осуществления научно-технической и производственной экспертизы проектов, реализуемых через Фонд.
ТвГТУ совместно с Тверским филиалом РАНХиГС в рамках договора о сетевом взаимодействии осуществляет комплексную программу повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в целях успешной реализации в Тверской области национальных проектов: «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология».
Для реализации приоритетного национального проектного направления «Комфортная среда для жизни» на территории Тверской области на базе ТвГТУ совместно с Управлением архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области создан Центр компетенций по вопросам городской среды Тверской области, основными задачами которого являются:
– консолидация всех заинтересованных лиц в формировании комфортной, безопасной и доступной городской среды в рамках проекта;
– подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов для работы в сфере формирования комфортной, безопасной и доступной городской среды;
– разработка и внедрение стандартов благоустройства, создание комфортной, безопасной и доступной городской среды;
– развитие экспертного сообщества в области формирования комфортной, безопасной и доступной городской среды;
– проектное, экспертное, информационное и методическое содействие реализации проекта;
– сопровождение цифровой платформы в рамках реализации проекта;
– создание, сопровождение и информационное наполнение площадки для открытого взаимодействия в рамках реализации проекта заинтересованных лиц и организации, содействие обмену информацией между ними;
– консолидация профессионального и экспертного сообществ, содействие формированию кадрового потенциала для реализации проекта;
– вовлечение некоммерческих организаций, предприятий и различных фондов в реализацию проекта.
В ТвГТУ созданы и развиваются другие инновационные центры компетенций.
Под эгидой ТвГТУ проводятся ежегодные научно-технические форумы с участием ведущих промышленных предприятий и иных организаций, расположенных в Тверском, Московском и соседних регионах.
В 2020 году ТвГТУ заключено более 50 договоров с предприятиями региона на инжиниринговые услуги в сфере проектирования, промышленного дизайна, аддитивных технологий, электроники, прототипирования и макетирования.
В заключение авторы отмечают, что формирование и развитие Тверского производственно-образовательного кластера на базе ТвГТУ позволяет решить следующие актуальные и злободневные региональные задачи:
– обеспечить межотраслевую интеграцию без затрагивания вопроса о собственности (государственной или частной) и без создания новой административной структуры посредством института сотрудничества в лице некоммерческих организаций и за счет прямых двусторонних договоров участников кластера;
– замедлить «утечку мозгов», снизив темп оттока выпускников из региона, в особенности выдающихся выпускников региональных образовательных учреждений;
– согласовать спрос и предложение на региональном рынке труда в количественно-структурном аспекте;
– привести в соответствие структуры компетенций, получаемых студентами в процессе обучения, требуемых работодателями и необходимых для эффективного развития экономики региона и страны;
– перейти от массовой репродукции специалистов, эффективной в эпоху модерна («экономка моторов» с опорой на индустриальные и трудовые человеческие ресурсы), к научно обоснованной индивидуальной подготовке специалистов, ориентированной на раскрытие творческого потенциала в рамках наступающей эпохи постмодерна («экономка знаний» с опорой на информационные и человеческие интеллектуальные ресурсы).
Источники:
2. Плановый выход из эпидемии. Газета «Коммерсантъ» № 21/П. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4681699.
3. Кохно П.А., Артемьев А.А., Енин Ю.И. Технологические платформы кластерного развития. / Монография. - Тверь: Тверской государственный технический университет, 2019. – 286 c.
4. Звягин А.А., Кохно П.А. Проектные офисы инновационных кластеров // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. – 2016. – № 4. – c. 54-63.
5. Магретт Дж. Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 270 c.
6. Звягин А.А. На пороге перемен. Часть 2. Элита развития. Преображение. - М.: ООО «Первое экономическое издательство», 2020. – 292 c.
7. Лихачёв Д.С. Воспоминания. - СПб.: Logos, 1995. – 519 c.
8. Звягин А.А. Проекты междисциплинарной научной школы «Промышленная управленческая элита развития» как институциональная подоснова обеспечения кадровой составляющей экономической безопасности промышленных предприятий с госучастием // На страже экономики. – 2020. – № 4(15). – c. 33-37. – doi: 10.36511/2588-0071-2020-4-33-37 .
9. Звягин А.А. Высокие технологии. Госвмешательство vs невидимая рука рынка // Экономика. – 2020. – № 4. – c. 155-172. – doi: 10.18334/evp.1.4.111147.
10. Звягин А.А. Новые подходы к проектному управлению на примере Тверской области // Вестник Тверского государственного университета. – 2017. – № 2. – c. 91-95.
11. Кохно П.А., Кохно А.П., Артемьев А.А. Промышленно-образовательные кластеры. / Монография. - Тверь: Тверской государственный технический университет, 2020. – 328 c.
12. Твардовский А.В. «Тверской государственный технический университет» – центр инновационного и технологического развития Тверского региона // Актуальные проблемы машиноведения, безопасности и экологии в природопользовании: Mатериалы IV-ой Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Тверь, 2018. – c. 5-9.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 17:16:35