Производственно-образовательные кластеры для кадрового обеспечения предприятий оборонно-промышленного комплекса в современных условиях

Трофимов О.В.1, Саакян А.Г.1
1 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 6 (Июнь 2022)

Цитировать:
Трофимов О.В., Саакян А.Г. Производственно-образовательные кластеры для кадрового обеспечения предприятий оборонно-промышленного комплекса в современных условиях // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 6. – С. 2533-2545. – doi: 10.18334/ce.16.6.114876.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48778357
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проанализирована проблема привлечения молодых кадров технических профессий на оборонно-промышленные предприятия в современных условиях. Выделены возможные меры по решению указанной проблемы за счет создания в регионах сети производственно-образовательных кластеров, включающих в себя головное предприятия той или иной отрасли промышленности, территориально находящиеся рядом с ним школы, колледжи и техникумы. Проанализированы различные авторские определения термина кластер, признаки кластеров. Выделены цели создания региональных производственно-образовательных кластеров, предложено создание трех таких кластеров. Отмечена необходимость обучения персонала и школьников новым производственным концепциям таким как бережливое производство и 5С на создаваемых внутри кластера «фабриках процессов».

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, профориентация, производственно-образовательный кластер, фабрика процессов, бережливое производство, система 5С, индивидуальные образовательные траектории

JEL-классификация: M11, M21, I23, I26



Введение

В настоящее время персонал является стратегическим фактором, определяющим будущее организации и ее успех в конкурентной борьбе, человеческий капитал, инвестиции в который приносят прибыль. На сегодняшний день известно, что конкурентоспособные предприятия сегодня инвестируют огромные средства именно в создание и развитие кадрового потенциала. Данное направление деятельности характерно и для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России.

Актуальность темы связано с тем, что перед руководством оборонных предприятий остро стоит проблема привлечения молодых кадров технических профессий и их последующего развития, обучения что особенно важно в условиях увеличения объемов производства вооружений и военной техники из-за специальной военной операции на Украине и своевременного выполнения работ по государственному оборонному заказу.

Цель статьи— изучить кадровые проблемы в оборонно-промышленном комплексе России и дать рекомендации по их решению. На основе результатов, полученных нами ранее [1–4] (Trofimov, Saakyan, 2020; Saakyan, 2020; Trofimov, Saakyan, 2019; Trofimov, Saakyan, 2018), наш анализ опирается на методологию исследований, которую развивают теоретики и практики в области кластерного взаимодействия и в сфере «бережливого производства» [5–8] (Porter, 2014; Sokolenko 2014; Vume, Dzhons, 2020; Massaki Imai Gemba kaydzen, 2020).

Методологическую основу данного исследования составляют системный подход, а также методы анализа, структурно-функциональный, обобщения и сравнения. Гипотеза заключается в том, что для решения проблемы нехватки квалифицированных молодых специалистов технических специальностей оборонным предприятиям надо организовать взаимодействие с образовательными учреждениями разных уровней образования в рамках создания региональных производственно- образовательных кластеров.

Научная новизна заключается в том, что предложен новый подход к организации профориентационной работы со школьниками в рамках создания сети региональных производственно- образовательных кластеров, в которые войдут ведущее предприятия отрасли и географические рядом расположенные учреждения среднего и профессионального образования, в которых обучающиеся будут не только изучать теоретический материал, но и будут посещать оборонное предприятие, взаимодействовать с их сотрудниками.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время на предприятиях ОПК в основном заняты люди или пенсионного и предпенсионного возраста, или недавно получившие диплом об образовании. Достаточно мало сотрудников в возрасте 35-45 лет, которые имеют и знания, и опыт. При этом рост объемов государственного оборонного заказа (ГОЗ) не всегда сопровождается увеличением численности сотрудников, так как на рынке труда существует нехватка необходимых специалистов. Поэтому необходимы новые инструменты, которые помогут решить проблему дефицита кадров.

Одна из причин кадрового дефицита – слабая профориентационная работа со школьниками. ПАО «Красное Сормово» проводило опрос школьников в Сормовском районе Нижнего Новгорода. Опрос показал, что дети не знают, какие предприятия есть в регионе, какие инновации там создаются. До сих пор жив стереотип о том, что завод – это низкоквалифицированный, неинтересный труд. Многие ребята плохо представляют возможности, которые дает работа в современной промышленности, из-за чего не идут учиться на инженерно-технические специальности. Поэтому необходимы и новые подходы к профориентацонной работы с молодежью, и развитие взаимовыгодного сотрудничества предприятий ОПК с учреждениями образования разного уровня, и нетрадиционные подходы к мотивации.

Для решения проблемы подготовке кадров необходимо организовать взаимодействие между образовательными учреждениями разных уровней образования и предприятиями ОПК. Один из возможных вариантов – это создание сети региональных производственно- образовательных кластеров.

Впервые понятие «кластер» ввел в экономику американский экономист М. Портер. Он рассмотрел несколько определений понятия «кластер» в книге «Конкуренция», закрепляющей базовые теоретические положения и практические рекомендации по осуществлению экономической деятельности на международных и локальных рынках (см. рис. 1)

Рис. 1. Дефиниции понятия «кластер», предложенные М. Портером [5, с. 21]

Для полноты картины следует рассмотреть несколько определений кластера, которые были разработаны другими выдающимися учеными.

Так, согласно мнению Л. Янга, кластер представляет собой совокупность компаний, напоминающих по своей структуре частные организации, отличительной чертой которых является высокий профессионализм персонала и непосредственная территориальная близость друг с другом и крупными учебными заведениями [6, с. 32].

Д. Якобс и А. Де Ман рассматривают кластерное объединение как географическое либо пространственное определение для реализации экономической деятельности, характеризующейся устойчивым взаимодействием, тесными вертикальными и горизонтальными связями между промышленными отраслями, использованием общей технологии и обладанием собственным исследовательским центром [6, с. 33].

М. Войнаренко, профессор, а также доктор экономических наук, объясняя сущность кластерных структур, использует концепцию «5 И», которая расшифровывается как: Интеграция, Инициатива, Интерес, Инновации, Информация. Согласно его точки зрения, данные факторы оказывают существенное влияние на скорость и развитие кластеров.

Руководителем Российской региональной сети по интегрированной отчетности М. Галушкиной, кластер определяется как сосредоточение большого количества организаций одного либо смежных секторов, взаимодействующих друг с другом с целью повышения конкурентоспособности каждого члена объединения в отдельности, а также росту потока клиентов посредством расширения возможностей выбора.

Ключевой смыл понятия «кластер» определяется С. Помитовым как комплекс кооперативов производственного назначения, научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений, а также поставщиков оборудования и услуг, находящихся в географической близости друг от друга и осуществляющих деятельность с целью максимального получения конкурентных преимуществ и создания высокотехнологичной и наукоемкой продукции [6, с. 15].

Анализ существующих интерпретаций понятия «кластер» многими исследователями позволяет сформулировать собственное определение данного явления, согласно которому кластер является комплексом организаций, которые взаимосвязаны, взаимодействуют и дополняют друг друга, характеризуются следующими ключевыми признаками: территориальная близость, схожесть целей деятельности, активное сотрудничество с органами государственной власти, целостность инфраструктуры и ресурсов, что лежит в основе достижения устойчивости и эффективности их экономической деятельности.

Существует несколько определяющих признаков кластера. Рассмотрим каждый из них.

Во-первых, это географическая концентрация – одно из наиболее важных условий функционирования кластерной структуры. Территориальная близость участников кластера вместе с компонентами инфраструктуры позволяет достичь синергетического эффекта, наладив тесный взаимовыгодный обмен идей, технологий, инноваций, сотрудниками. Стоит отметить, что активность развития современных средств связи и транспортных сетей является одной из главных причин расширения границ кластерных структур [9, с. 57].

Во-вторых, это специализация. Каждый образованный кластер обладает определенной специализацией, связывающая участников в единое целое, но таких направлений может быть несколько.

В-третьих, разнообразие участников кластерного объединения. В кластер могут входить промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, банки, сбытовые организации, рекламные агентства, ВУЗы, СУЗы, школы, органы власти, разнообразные ассоциации и т.д. Все участники взаимодействуют друг с другом для достижения цели кластера. [10, с. 10-11].

В-четвертых, это конкуренция и кооперация. Развитие тенденций по совершенствованию производства, прогресс компаний базируется на соперничестве в бизнесе. Политика конкурентов нацелена на укрепление их рыночных позиций, минимизацию издержек и повышение качества продукции посредством использования новых технологий и эффективных инструментов маркетинга. Соблюдение условий соединения кооперации и конкуренции в процессе кластерного объединения индивидуализирует саму структуру, делает ее независимой от давления со стороны других участников рынка и при этом способствует сохранению частной предпринимательской инициативы организаций – участников кластера.

Процесс создания и развития производственно-образовательных кластеров на территории субъекта преследует достижение сразу нескольких целей (см.рис. 2).

Рис. 2. Авторский подход к выделению целей формирования производственно- образовательных кластеров для развития ОПК в регионе

Стратегическая цель производственно-образовательных кластеров в ОПК – это подготовка инженерно-технических кадров нового поколения для той или иной отрасли. Надо отметить, что производственно-образовательных кластеров должно быть несколько в каждом регионе, исходя из специализации тех или иных оборонных предприятий и их территориального расположения. Рассмотрим данный тезис применительно к Нижегородской области.

Нижегородская область относится к числу наиболее экономически развитых регионов страны и является крупным индустриальным центром с высокой долей перерабатывающей промышленности, причем оборонно-промышленный комплекс выступает ключевым сектором экономики.

На 01.04.2022 в состав ОПК Нижегородского региона входит порядка 50 предприятий, причем 30 из них являются головными в своей отрасли, а 35 заключают договора с Министерством обороны по выполнению государственного оборонного заказа. На предприятиях ОПК региона работает более 85 тыс. человек. [11]

По данным проведенного Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей исследования, дефицит кадров на промышленных предприятий Нижегородской области в 2021 году составил порядка 15 000 человек. [11] В целом по региону в декабре 2021 года hh.индекс (показывает степень дефицита специалистов на рынке труда через отношение количества активных резюме к вакансиям) снизился до 3,1 по сравнению с показателем 4,7 в конце 2020 года. [11]

В Нижегородской области развиты такие отрасли как судостроение, авиационная промышленность, радиоэлектронная промышленность, поэтому образовательные кластеры должны формироваться в районах, где находится само предприятие. К примеру, одно из ведущих предприятий радиоэлектронной промышленности – это АО «Нижегородский завод 70-летия Победы» (входит в АО «Концерн ВКО «Алмаз Алтей»), поэтому территориально находящиеся рядом с ним в Московском районе МБОУ школы №70, №178, №115, №118, №121) и ГБПОУ «Сормовский механический техникум», ГБПОУ «Сормовский механический техникум им.П.А.Сеченова» могут войти в производственно-образовательный кластер.

Одно из ведущих предприятий авиационной промышленности – это ПАО «НАЗ Сокол» (входит в АО «РСК «МиГ»), поэтому территориально находящиеся рядом с ним в Сормовском районе МБОУ школы № 66, №69, №172, №93,№77 и ГБПОУ «Нижегородский авиационный технический колледж», ГБПОУ «НПК им.А.П.Руднева» могут войти в данный кластер.

Одно из ведущих предприятий судостроительной промышленности в регионе –это АО «Окская судоверфь» (г. Навашино Нижегородской области) поэтому территориально находящиеся рядом с ним МБОУ школа №3 и МБОУ школа №4 и «Навашинский политехнический техникум» могут войти в данный кластер.

Также взаимодействовать с производственно-образовательными кластерами должны Министерство образования Нижегородской области, АНО «Агентство по развитию кластерной политики и предпринимательства Нижегородской области».

В рамках производственно-образовательного кластера должна быть целенаправленная работа со школьниками, далее продолжаться в СУЗах, колледжах и ВУЗах и на самом головном оборонном предприятии кластера. На основе конкурсного отбора лучшие выпускники профильных школ кластера должны продолжать обучение в вузах или в учреждениях среднего профессионального образования по целевым направлениям от того или иного предприятия ОПК по необходимым для него специальностям. Наиболее талантливые обучающиеся не только после получения диплома получат гарантированное трудоустройство, но и будут получать стипендии от предприятия во время обучения, проходить разные виды практик согласно учебному плану.

Например, открытие судостроительных профильных классов в МБОУ школа №3 и МБОУ школа №4 в г.Навашино – это возможность для обучающихся не только углубленного изучения предметов технической направленности, но и посещение дополнительных занятий по судостроительной тематике на АО «Окская судоверфь». Также необходимо сопровождать такие занятия экскурсиями (промышленными турами), которые позволят обучающимся увидеть отдельные бизнес-процессы и послушать интересные рассказы лучших сотрудников завода о профессиях в судостроении, принципах создания судов. Кроме того, для учеников данных профильных школ необходимо будет проводить лекции приглашенных преподавателей Волжского государственного университета водного транспорта и участвовать конкурсе для старшеклассников НОУ «Эврика» с работами, подготовленными под руководством преподавателей «Навашинский политехнический техникум», Волжского государственного университета водного транспорта и работниками АО «Окская судоверфь». «Ранняя профориентация помогает ребятам выбрать будущую профессию осознанно, опираясь на информацию о ситуации в экономике региона, а не на советы друзей или популярных блогеров», – отмечает генеральный директор ПАО «Красное Сормово» Михаил Першин. [11]

Надо также отметить, что для обучающихся в рамках предлагаемых производственно-образовательных кластеров необходимо создать «фабрики процессов». «Фабрика процессов» – это площадка, где сотрудники оборонных предприятий, обучающиеся школ, колледжей и техникумов смогут пройти тренинг по применению инструментов и методов бережливого производства, адаптированных под отраслевые особенности той или иной промышленности. Например, если создавать такую «фабрику» в Навашино, то упор должен делаться на судостроение. Обучение на «фабрике процессов» для школьников – то попытка с раннего возраста заложить важный и актуальный навык востребованного сегодня «бережливого специалиста», то есть постоянно выявляющего и устраняющего потери, улучшающего свое рабочее место (например, парту в школе) по системе 5С.

Если говорить о самих сотрудниках предприятия, то после прохождения тренинга на «фабрике процессов» они получат индивидуальные рекомендации для дальнейшего повышения квалификации, что приведет к развитию компетенций сотрудников и к росту производительности труда. Надо отметить, что на передовом судостроительном предприятии Нижнего Новгорода – ПАО «Красное Сормово» грамотное внедрение концепции бережливого производство позволило повысить производительность труда в одном из цехов, снизить цикл изготовления судна, уменьшить объемы незавершенных запасов и увеличить загрузку поточной линии. В 2018 году производственные мощности ПАО «Красное Сормово позволяли производить 8 судов в год, а для сохранения конкурентоспособности на глобальном рынке необходимо было выйти на производство 12 до 15 сухогрузов в год. Поэтому руководство предприятия приняло решения внедрять концепцию бережливого производства, которая позволяла повысить эффективность производства за счет увеличения производительности труда, исключения потерь и стимулирования рационализаторской деятельности сотрудников. Уже к концу 2020 года с 9 месяцев до 6 месяцев уменьшилось время изготовления сухогруза проекта RSD59, более чем в 2 раза произошел рост производительности труда (в 2018 году 0,45 млн рублей на человека, а в 2020 году 1,01 млн рублей на человека). Все эти цифры позволили ПАО «Красное Сормово» получить статус регионального предприятия – образца повышения производительности труда. Поэтому видится необходимым обучение и сотрудников предприятий ОПК и обучающихся учреждений образования, включенных в предлагаемые производственно-образовательные кластеры, принципам бережливого производства на «фабриках процессов».

Заключение

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в современных условиях санкций из-за специальной военной операции на Украине, предприятия должны увеличить выпуск отдельных видов продукции (например, гражданских самолетов, которые ранее приобретались по лизингу за рубежом), успешно выполнить государственный оборонный заказ, пересмотреть кооперационные связи и решить проблему нехватки высококвалифицированных специалистов технических специальностей. Для этого оборонные предприятия должны вступать в партнерские отношения с учреждениями образования разного уровня в рамках формирования производственно-образовательных кластеров. В работе предложено несколько вариантов создания данных производственно-промышленных кластеров в Нижегородской области на базе АО «Нижегородский завод 70-летия Победы», ПАО «НАЗ Сокол», АО «Окская судоверфь» и расположенных рядом школ, техникумов и колледжей. Также отмечены цели создания данных кластеров, ключевые участники и направления деятельности. Надо также отметить, что в Нижегородской области примерно 60% девятиклассников выбирают обучение в колледже или техникуме. Поэтому интеграция с предприятиями является одним их важнейших факторов успеха образовательных программ СПО и повышения качества образования в рамках производственно- образовательных кластеров Данные кластеры позволят также определить навыки и компетенции, которые нужны оборонным предприятиям, выявить требования к выпускникам образовательных учреждений, построить индивидуальные образовательные траектории для обучающихся чтобы развить hard и soft skills и стать конкурентоспособными на рынке труда. Все это обуславливает направления наших дальнейших научных исследований в сфере внедрения инновационных образовательных технологий в учебные процессы учреждений образования.


Источники:

1. Саакян А.Г. Управление предприятиями оборонно-промышленного комплекса России в условиях пандемии // Инновационные технологии управления: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2020. – c. 69-71.
2. Трофимов О.В., Саакян А. Г. Организация процесса обучения персонала на предприятиях оборонно-промышленного комплекса в современных условиях // Креативная экономика. – 2020. – № 12. – c. 3763-3774. – doi: 10.18334/ce.14.12.111491.
3. Трофимов О.В., Саакян А.Г. Внедрение бережливого производства для повышения эффективности деятельности оборонных предприятий Нижегородской области // Креативная экономика. – 2019. – № 7. – c. 1475-1482. – doi: 10.18334/ce.13.7.40826.
4. Трофимов О.В., Саакян А.Г. Функционирование промышленных предприятий в условиях цифровой экономики // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 8. – c. 122-126.
5. Портер М.Э. Конкуренция. / Монография. - М.: ИД Вильямс, 2014. – 496 c.
6. Соколенко С.И. Производственные системы глобализации: Сети. Альянсы. Партнерство. Кластеры. / Монография. - Киев: Издательский дом «Логос», 2014. – 648 c.
7. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. - М.: Альпина Паблишер, 2020. – 472 c.
8. Массаки Имаи Гемба кайдзен Путь к снижению затрат и повышению качества. - М.: Альпина Паблишер, 2020. – 414 c.
9. Ахмедзянова Э.Р., Валеева Э.Н. Концептуальные подходы к оценке социально-экономического потенциала кластеризации экономики // Вестник экономики, права и социологии. – 2011. – № 4. – c. 13-17.
10. Батов, Г.Х., Кандрокова, М.М., Кумышева, З.Х. Организация устойчивого развития экономики региона на основе кластерных образований // Научный журнал. – 2011. – № 12. – c. 8-14.
11. Официальный сайт ПАО «Красное Сормово». [Электронный ресурс]. URL: http://krsormovo.nnov.ru/ (дата обращения: 31.05.2022).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:41:07